Изначально в Троицком храме имелось 2 престола: во имя Св. Троицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. Видимо, ко 2-й пол. XVII в. в нем находились иконы и церковные предметы, известные по описанию 1623/24 г. и повторенные в описи 1636/37 г. (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010). Из значимых вкладов, появившихся в Троицкой ц. в сер.- 2-й пол. XVII в., выделяются пожертвования, сделанные строителем мон-ря, Цветновым. Это т. н. Виленский крест, принесенный в Муром в 1658 г. жителем Арзамаса В. С. Микулиным. По преданию, он обнаружил крест в 1657 г., при взятии рус. войсками г. Вильны. Микулин услышал во сне голос, повелевший отнести крест в Муром и передать его Цветнову для обители ( Травчетов. 1902. С. 51-52). В 1647 г. Цветнов пожертвовал в М. Т. м. напрестольный 8-конечный серебряный с золочением крест весом 1 фунт 3 золотника с вкладной надписью: «Лета 7155 (1647) июня в 5 день сей крест приложил в Муром в дом Живоначальной Троицы гостинныя сотни торговый человек Тарасий, по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по своих родителех» ( Он же. 1903. С. 107). В 1647 г. Цветнов передал в обитель серебряную с золочением водосвятную чашу весом 4 фунта 59 золотников с аналогичной надписью (Там же). Вероятно, и крест и чаша были заказаны в одной мастерской и вложены в обитель в качестве общего дара. Нек-рые вклады Цветнова не имеют точной датировки. Так, в обители имелось Евангелие (М., 1683) на золотообрезной бумаге в 1/2 листа в бархатном окладе с серебряными клеймами на верхней и нижней досках; на среднике было помещено резное изображение Распятия с предстоящими. Имеется свидетельство о том, что «Евангелие это - приклад строителя Цветного» ( Травчетов. 1902. С. 19). Его же даром было серебряное вызолоченное чеканное кадило с серебряными цепями и кольцами весом 2 фунта 90 золотников, с чеканной надписью: «Приложил сие кадило в дом Живоначальныя Троицы гостинной сотни Тарасий, по реклу Богдан, Борисов сын, Цветнов по своих родителях» ( Косаткин. 1906). Н. П. Травчетов, ссылаясь на опись монастырского имущества 1766 г., писал, что это кадило было передано в обитель в 1647 г. ( Травчетов. 1902. С.23).

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Ни валов, ни рвов уже нет и следа на нём. Вблизи этого хутора, в 250 саженях, есть местечко, называемое Городок, очень интересное по нынешнему положению. К Пригороду оно ближе Городища и стоит также на Псле, ниже Пригорода. Вид Городка такой: в надесельском кряже гор видите выпуклость; с одной стороны (с юго-востока) эта выпуклость представляет вид высокого и крутобережного кургана, а другою (с северо-запада) она примыкает к горе, но так, что вершина кургана ниже вершины горы. Высота кургана на юго-восток около 20 саженей. Поверхность вершины его – плоская, несколько наклонная к югу и имеет вид правильного круга, в диаметре коего до 20 саженей. Северо-западная половина, примыкающая к горе, обложена насыпным валом в один ряд и обрезана рвом довольно глубоким. – Открытая сторона Городка – на юго-восток, где на значительной дали видны окрестности. Сличая такое положение Городыща, Городка и Каменного Пригорода с делами 1642 и 1647 годов видим, что: а) Городище Каменское было населено далеко прежде 1642 года и, называясь тогда городищем, оставалось памятником бывшего здесь когда-то города, то есть города дотатарских времён. б) Нынешний Каменный Пригород в 1647 году уже был слободою казаков, подвластных Польше, которые без сомнения остались здесь же и по передаче места Москве: к чему же было лишаться им обработанных земель, мельниц и прочее? в) Так как Городок не упоминается в межевом акте 1647 года: то более, чем вероятно, что он построен московскими боярскими детьми, высланными сюда Царём для наблюдения за Татарами и Поляками, – то есть около 1648 года. По межевой выписке 1681 года видно, что в 1650 году составлены были строенные книги, а в 1652 году – отдельные книги на земли и угодья Каменцев. По старым церковным актам в Каменном, как и в Алешне, показываютя два храма – соборный храм Преображения и другой – Покрова Богородицы. Первый находился собственно в Городке и построен был Царём для детей боярских. Второй же без сомнения существовал и прежде 1647 года. Ныне, после 1790 года, остаётся один Покровский храм, построенный в 1774 году, то есть храм черкасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 апр. на приеме у царя печерский наместник Игнатий предложил основать в Москве мон-рь, в к-ром бы киевские старцы «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской учили». Царю передали в дар часть мощей равноап. вел. кн. Владимира. Государь пожаловал Киево-Печерскому монастырю Месячные Минеи, денежные средства и 40 соболей. Весной 1644 г. в Москву прибыло новое посольство из Киева, которое возглавили уставщик Киево-Печерского монастыря Иринарх и архидиак. Амвросий (Быковский) (АЮЗР. Т. 3. 60-63. С. 65-66; РГАДА. Ф. 52. Кн. 5). В числе подарков царю были «2 книги печатные в десть, одна - Беседы апостольские, другая - Деяния апостольские с Апокалипсисом». Участники посольства получили «жалование», аналогичное дарам 1640 г. Но «жалование», посланное свт. Петру, оказалось более существенным, митрополиту было отправлено «на милостину и на церковное строенье 20 сороков соболей по цене на 1000 рублев» (РГАДА. Ф. 52. Кн. 5. Л. 133, 179 об.- 180). Скончавшийся в ночь на 1 янв. 1647 г. митр. Петр, согласно завещанию, был погребен в склепе Успенского собора («Великой Церкви») Киево-Печерского мон-ря под центральной частью храма. Поскольку должность архимандрита Киево-Печерского мон-ря была предоставлена кор. Владиславом IV лично свт. Петру (Могиле) «до его живота», братия на основании своего давнего права избрала настоятелем обители (1647-1656) игум. виленского Свято-Духова монастыря Иосифа (Тризну) , к-рого рекомендовал перед кончиной свт. Петр (Могила). Иосиф (Тризна) был пострижен и воспитывался в Киево-Печерском мон-ре, хорошо знал иноческий устав, богословские науки. 25 янв. 1647 г. в его избрании приняли участие печерские монахи во главе с наместником Варлаамом (Детковским). Став печерским архимандритом, Иосиф остался настоятелем и виленского монастыря. 27 февр. 1647 г. он подписался под актом об избрании на митрополичью кафедру Сильвестра (Косова) как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского виленского». В июле 1651 г. архим. Иосиф вместе с митр.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В числе курганов один носит название Побиванки, без сомнения потому, что здесь много побито было казаков. По межевой описи границ Путивльского уезда 1647 года: «за рекою Грунью (по направлению от Путивля к востоку) два конца; а от тех концов (идёт межа) на старый курган», отселе «через Красную долину и через буерак… чрез овраг и чрез болото на старый курган против вываренного кургана,… а от того кургана чрез дорогу, которою ездят из Гадяча в Азак… и перешед дорогу (из Цепков в каменное Городище) против Старых курганов». Вот несколько курганов на пограничной линии между Малороссиею и Россиею 1647 года, когда ещё Малороссия находилась под властью Польши. Название курганов старыми в межевой описи 1647 года даёт видеть, что эти курганы построены были далеко прежде 1647 года и следовательно не слободскими казаками. Положение их на пограничной линии между Москвою и Польшею конечно подаёт мысль о том, что ими пользовалось литовско-польское правительство и против Москвы. Но направление их от запада к востоку, или точнее к юго-востоку, то есть к Крыму, не оставляет никакого сомнения в том, что это были пункты, где стояли сторожевые, наблюдавшие за движениями Крымцев и передававшие вести один другому знаками – маяками; а может быть те же курганы выполняли то же назначение ещё и до Татар, против подобных им Половцев, кочевавших в степях за Осколом. ЧЕРВЛЕНАЯ СЛОБОДА На правом берегу Псла в 8 верстах от Лебедина и Михайловки В архиве нынешней Николаевской Червленской церкви хранятся следующие древние документы: а) Духовная запись Вассы Иванихи, писанная в 1667 году, которою она отказывает червленской Николаевской церкви для вечного поминовения её и её рода два мукомольных постава на реке Псле, с тем, чтобы половина доходов употреблялась на церковь , а другая шла священно- и церковнослужителям. В сем акте упоминаются два причта Червленской Николаевской церкви. б) Выписка из межевой книги, где сказано: «лета 7189 (1681) июня 27 дня по Государеву Цареву и Великого Князя Феодора Алексеевича указу, по наказу из разряду за приписью дьячка Любима Домнина», предписывается по челобитью «Лебединских черкас сёл Пристайлова да Червленого да деревни Азака ехать на спорную землю, которая в споре у Каменцев с Лебединцами» – и размежевать земли по строенным книгам Фёдора Арсеньева 1650 года и по отдельным книгам 1652 года о землях Каменцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 – дважды, 1652), и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652). По четыре раза: Евангелие (1644 – дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651). По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649), Минея общая (1643, 1644, 1650) и Триодь постная (1642, 1648, 1650). По два раза: Апостол (1644, 1648), Октоих (1644, 1649), Святцы (1646, 1648), Каноник (1646, 1651) и Шестоднев (1646, 1650). По одному разу: «Евангелие учительное» (1642), Пролог – за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643), Житие святителя Николая со службою ему (1643), Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646), Молитвослов (1647), Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651). Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцев Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом – с филаретовскими, в третьем – с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии – во всех прежних Служебниках ничего этого нет. Другой отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги, прежде не издававшиеся в Москве и теперь напечатанные в первый раз. Сюда принадлежат: 1 . Книга учебная – Грамматика славянская (1648), изданная как «первая от седмих наук свободных в научение православным, паче же детем сущим, еюже и к прочим, аще кто восхощет, яко дверию, благолепотне и безтрудне, возшествие сотворит» (предисловие).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Патриарху Иосифу не оставалось более книг богослужебных, которые надлежало бы издавать первый раз в Москве. Но много оставалось книг поучительных, которые там еще печатались. Много оставалось и ошибок в напечатанных книгах, требовавших исправлений. Патр. Иосиф проявлял много усердия в этом деле. Церковные исправления стали проводиться в таких широких размерах, каких прежде не бывало ни разу. Архиеп. Филарет пишет: «К сожалению, Иосиф дозволил печатать книги людям, не только малосведущим, но и упорным в мнениях невежества. Эти люди, несмотря на то, что были очень бедны и смыслом и познаниями, с такою смелостию принялись за переправку книг, что не оставили в покое почти ни одной строки в прежних книгах, и все это делали, не только не справляясь с греческим текстом, которого не знали, но не уважая даже древних славянских списков. Им хотелось всего более возвесть ошибки времени, любимые мнения простоты, на степень мыслей веры святой; и они вносили эти ошибки и мнения то в южные поучительные книги, каковы книга Кириллова, книга о вере единой и малый катихизис, то сеяли те же мысли невежества в богослужебных книгах, в учебной псалтири 1645 и 1647 г., в служебнике 1647 г. и следованной псалтири 1647 г. Таким образом чего не было в книгах, изданных при патриархах: Иове, Гермогене, Филарете и Иоасафе, то явилось теперь в книгах церковных; разумеем мнения: о двуперстном крестном знамении, о сугубой аллилуии, прибавление слова «истинного» в члене веры о Святом Духе. Современник патриарха Иоасафа, митрополит Игнатий, показывает нам и тех кто так несовестно портил чужия сочинения. Это были протопопы Аввакум и Еван Неронов, попы Лазарь и Никита, диакон Феодор Иванов. Они были в большой доверенности у патриарха, в уважении и у двора; почему распоряжались корректурою и печатанием книг, как хотели, тем более, что заведывавший тогда типографиею князь Львов был одних с ними мыслей и одинакового образования». Проф. П. Знаменский упоминает еще имена Ивана (в монашестве Иосифа) Наседку, протопопа Михаила Рогова и архим. Сильвестра, как приставленных при печатном дворе к книжным исправлениям. Он отмечает их необразованность и неудовлетворительность приемов работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

При первых Романовых были построены еще три монастырских храма. Покровский основали в память о кончине патриарха Филарета, последовавшей на праздник Покрова в 1633 году. Знаменскую церковь устроил Михаил Федорович над тем местом, где были погребены тела четырех бояр Романовых, пострадавших от Годунова, поскольку икона «Знамение» считалась покровительницей дома Романовых. В 1652 году появился Никольский храм, устроенный князем Яковом Черкасским, дальним родственником Романовых. Этот храм, сооруженный при больничных палатах и богадельне для больных монахов, был и фамильной усыпальницей Черкасских. В нем как святыня хранился образ Спаса Нерукотворного, принадлежавший, по преданию, императрице Елизавете Петровне. Так Новоспасский монастырь, одаренный образами, утварью, вкладами и вотчинами, стал главным местом царского богомолья в Москве. Кроме самих дней поминовения, государи приезжали поклониться гробницам предков перед Великим постом, в первую неделю Пасхи, и обязательно в престольный праздник обители. А Федор Алексеевич ездил сюда каждую неделю, после того как здесь упокоилась его любимая тетка Ирина Михайловна. В начале правления Алексея Михайловича у Новоспасского монастыря появился самый знаменитый его настоятель – архимандрит Никон, будущий патриарх, который особо заботился о его украшении и возвеличивании. Он ознаменовал свое настоятельство поистине историческим деянием: его стараниями в 1648 году в Москву был доставлен с Афона список чудотворной Иверской иконы, ставшей великой святыней Москвы. О том списке Никон сам просил архимандрита Афонского Иверского монастыря Пахомия, когда тот приезжал в Москву для сбора пожертвований. Иверскую икону от Кремля не отпустили, поставили сначала в Никольский монастырь, а потом построили для нее часовню. А чуть раньше, в 1647 году, у Новоспасского появилась своя бесценная святыня – чудотворный образ Спаса Нерукотворного из города Хлынова (Вятки), где он прославился многими чудесами и исцелениями от тяжких болезней. «Собинный друг» царя Никон убедил самодержца, что эта святыня должна стать достоянием Москвы, столицы державы Российской, а в Вятку следует отпустить список с нее. 14 января 1647 года икона Спаса была торжественно встречена у Яузских ворот. Считается, что будто бы именно она дала имя кремлевским Спасским воротам, которые в то время назывались еще Фроловскими. Через них икону с крестным ходом пронесли в Успенский собор, где она пробыла до освящения собора Новоспасского монастыря. Исследователи называют две разные даты этого события – 19 сентября 1647 или 1649 года. Так или иначе, в день освящения святыня прибыла в Новоспасский монастырь. Ее вновь пронесли из Кремля через Фроловские ворота, и вскоре последовал известный царский указ, повелевавший впредь на веки вечные проходить через эти ворота с непокрытой головой. Тогда же над ними появился образ Нерукотворного Спаса в золотой ризе, а ворота были переименованы в Спасские.

http://pravoslavie.ru/568.html

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

Сохранились и др. документы этого времени, исходившие от К., к-рые дают дополнительные сведения о его отношении к вопросу о соединении Церквей. В грамоте 1643 г. об основании Покровского мон-ря в его родовом имении Низкиничи (см. Низкиничский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь ) К. выражал сожаление, что единство христ. мира серьезно нарушено и теперь приходится добиваться сохранения прав «греческой» религии. Одновременно он выражал убеждение, что всякое гос-во является совершенным, когда оно имеет одного главу. Такой же должна быть Respublica ekklesiastika, как это и было в апостольские времена, когда во главе нее стояли преемники «верховного апостола» Петра. В грамоте 1646 г. об основании католич. храма в своем имении Свойчево К. писал, что у приверженцев «латинского» и «греческого» обрядов вера одна, хотя в наст. время из-за человеческих грехов между ними нет единства. На переговорах о соединении Церквей возникли трудности. Уступки по догматическим вопросам и требования широкой автономии курию не удовлетворяли, был неприемлем и способ решения проблем, предлагавшийся К. В конце концов курия согласилась на созыв Собора для обсуждения вопроса о соединении Церквей. Однако в ночь на 1 янв. 1647 г. митр. Петр (Могила) скончался. По совету К. его преемником стал Сильвестр (Косов). В апр. 1647 г. в Вильно был созван съезд православных, к-рый одобрил предложения, выдвигавшиеся ранее Петром (Могилой). 13 дек. 1647 г. К. обратился к митрополиту с письмом, в к-ром, настаивая на сохранении Церковью своих обрядов и автономии, советовал пока не обращаться к патриарху в К-поль за подтверждением его в сане. В первые месяцы 1648 г. состоялись беседы Владислава IV и коронного канцлера Е. Оссолинского с К. и Сильвестром (Косовым), тогда же было принято решение созвать в Варшаве летом 1648 г. совместный Собор православных и униатов. Планы были сорваны восстанием Б. М. Хмельницкого. Участие К. в этих переговорах стало известно, и это не способствовало улучшению отношений между ним и казачеством. В февр. 1649 г. посол Хмельницкого в Москве С. Мужиловский говорил, что К.- униат и хотел привести в Киев патриарха от папы.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

В XVII в. на юж. стене собора находился деревянный киот с образом Успения Богородицы («стенное письмо»), в «офицерской описи» 1763 г. сообщается о киотах с 3 сторон храма - с 2 иконами Успения и образом мч. Авраамия Болгарского. Вероятно, во 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. к собору были пристроены приделы: сев. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и юж. в честь Рождества Христова. Захоронения княгинь и княжон, находившиеся в XIII в. в вост. частях галереи, окружавшей собор, в XVII в. оказались в приделах. Во 2-й пол. XVII в. в Благовещенском приделе, на правой стороне у царских врат, почивали мощи мч. Авраамия (в закрытой деревянной гробнице, верхняя доска к-рой была украшена изображением святого). В 1711 г. мощи переложили в деревянную раку и установили «на вскрытии у северной стороны правого столба» храма. В 1796-1806 гг. для святыни была изготовлена серебряная рака, к-рую установили у юго-зап. столпа храма под деревянным вызолоченным балдахином. Во время пожара 12 июля 1855 г. мощи мч. Авраамия перенесли в кафедральный Успенский собор, 17 июля крестным ходом их вернули во В. К. м. В 1865 г. для них была изготовлена из латуни новая рака, в 1897 г. над мощами установили деревянную резную позолоченную сень. В шкафу у раки хранились железные вериги и цепи, по преданию принадлежавшие святому. По указу Синода 22 апр. 1916 г. ежегодно 25 сент. мощи должны были переносить из собора, в к-ром до весны прекращались богослужения, в юж. придел теплой Казанской ц. Обратно святыню переносили в 4-ю неделю по Пасхе, а в случае ранней Пасхи - 11 мая. Нерукотворный образ Спасителя. Мастер Марк Матвеев. Роспись собора в честь Успения Пресв. Богородицы. 1647–1648 гг. Нерукотворный образ Спасителя. Мастер Марк Матвеев. Роспись собора в честь Успения Пресв. Богородицы. 1647–1648 гг. В 1647-1648 гг. Успенский собор был расписан по заказу Патриарха Иосифа артелью под рук. «государева иконописца» Марка Матвеева. После пожара 1855 г. фрески в нек-рых местах были промыты и поправлены владимирским иконописцем Иваном Перфиловым, в 1866 г.

http://pravenc.ru/text/154985.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010