В 1621 году от Царя Михаила Феодоровича, а в 1625 году вместе и от родителя его, Святейшего Патриарха, всё вышеписанное подтверждено несудимой грамотой 10 . В том же 1625 году, особливой грамотой утверждаются во владении монастыря: сельцо Зыбалово в Вологодском, сельцо Богданово в Ярославском, сельцо Покровское и деревня Морозово в Костромском уездах с разными селищами, пустошами, отхожими наволоками и проч. Сверх того утверждаются за монастырём рыбные ловли: Ез Быстрой на реке Сухоне и Исток Векса на устье реки Вологды, данный вкладом в монастырь князем Андреем Васильевичем Меньшим, родным братом Великого Князя Uoahha III Васильевича. В 1646 году грамота сия писана была от имени Царя Алексия Михайловича 11 . В 1647 году игумен Памва входил прошением к Царю Алексию Михайловичу об утверждении за монастырём некоторых земель, коими насильственно завладел стряпчий Иван Тимофеев Племянников. Царь повелел: прописанные земли возвратить монастырю и тем же указом утвердил за монастырём знаменитое в Пошехонском уезде, в Дябринской волости, село Зиновьево с деревнями, пожалованное монастырю в 1625 году Царём Михаилом Феодоровичем. В одном этом селе, с принадлежавшими к нему деревнями и пустошами, было посеву на 433 четверти в каждом поле 12 . В 1677 году игумен Иоасаф и келарь Феодосий утруждали Царя Феодора Алексиевича прошением о выдаче им вместо прежних, от многих годов обветшавших, грамот, новой жалованной грамоты. Царь, по учинении в Приказе Большого Дворца, выписки из всех прежних жалованных грамот, утвердил за монастырём все дарованные прежними Царями и Великими Князьями вотчины, рыбные ловли и всякие угодья, указом, в том же году последовавшим, с прописанием в нём всех прежних жалованных грамот 13 . В 1684 году, февраля 28 дня, по всем вышеписанным грамотам и по писцовым книгам, последовало от Царей Иоанна и Петра Алексиевичей утверждение во владении всеми вотчинами, рыбными ловлями, землями и угодьями, прежде за монастырём писанными 14 . VIII.Cocmoяhue монастыря в начале и конце XVII столетия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восшествие на престол молодого и ревностно благочестивого царя Алексея Михайловича означало мгновенную перемену в церковной политике. Безразличие Михаила сменилось при Алексее истовой энергией и крайней впечатлительностью к воздействию духовных наставников. Патриарх Иосиф, при всем трепете царя перед его саном, не попал в их число. Духовник государя Стефан Вонифатьев с сонмом «ревнителей благочестия» успешно пестовали царский мистицизм, хотя и не могли полностью оторвать юного Алексея от его светских наставников и советников. Иосифу оставалось выполнять царские распоряжения. Алексей Михайлович лично величал патриарха великим отцом, пастырем, великим святителем и государем, кланялся ему в землю и целовал ноги. Но, как государь всея Руси, отдавал по церковному ведомству указы, обязательные для исполнения. Крестовый поход «ревнителей» начался с приказа патриарху разослать по стране окружную грамоту духовному чину и мирянам о соблюдении благочиния Великого поста (1646 г.). В ней Иосиф традиционно, разве что необычно нервно, требовал порядка в храмах, начиная от пресечения «крику и писку», от коего православным не слышно бывает пения и чтения, до запрещения кровавых драк и грязной брани. Согласно Уложению освященного собора, принятому по государеву указу в 1647 г., народу категорически запрещалось работать, торговать и даже ходить в бани по воскресеньям и великим праздникам, точнее, с вечера предшествующего дня, как начнут благовестить к вечерне, до вечерни праздничной. Продавать запрещалось даже съестное для людей — корм скоту продавался по вся дни невозбранно. Освященный собор льстил себя надеждой, что лишенные работы, хождения по базарам и даже общественной бани христиане дружно двинутся в храмы на молитву. Об этом так и сообщалось в грамоте, разосланной по всем церквам Разогревавшие религиозное рвение впечатлительного государя протопопы — Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов, Аввакум Петров и иже с ними — наложили столь густой отпечаток на время патриаршества Иосифа, что даже исправление церковных книг стали связывать впоследствии с деятельностью будущих «расколоучителей».

http://sedmitza.ru/lib/text/443628/

Дворц. разряды. 3. 378, 400, 401, 407, 408, 410–412 Что это за чудотворная икона Преч. Богородицы Иверская, которая принесена была в Москву из Царяграда от Цареградского патриарха Парфения? Есть мнение, будто так названа писавшим Дворцовые разряды та самая икона, которая принесена была с Афона в 1648 г. Никону, тогда еще новоспасскому архимандриту, иверским архимандритом Пахомием в правление Цареградского патриарха Парфения (архим. Серг. Иверск. икона Богоматери. С. 20. М., 1879 Но мнение это не имеет положительных оснований, и ниоткуда не известно, чтобы копия Иверской иконы Богоматери, присланная тогда Никону с Афона, считалась уже чудотворною. Почему не допустить, что еще прежде, чем прислана была с Афона Никону по его желанию точная копия с подлинной Иверской иконы, в Москву принесена была именно из Царяграда и от Цареградского патриарха Парфения другая Иверская икона, считавшаяся уже чудотворною, когда об этом прямо сказано в Дворцовых разрядах, писанных в то время, хотя до нас и не сохранилось известий, в каком году принесена в Москву эта чудотворная икона и от какого Парфения, Цареградского патриарха: от Парфения ли I (1639–1644) или от Парфения II (1644–1646 и потом 1647–1650)? Икона, присланная Никону с Афона в 1648 г., находится ныне в московском Новодевичьем монастыре, равно как и другая Иверская икона, присланная Никону оттуда же впоследствии для валдайского Иверского монастыря, находится в Валдайском монастыре (Серг. Иверск. икона Богоматери. С. 21–23, 41–46 А чудотворная Иверская икона, которая принесена была в Москву из Царяграда от патриарха Парфения и которую в 1654 г. отпустил царь Алексей Михайлович из Успенского собора в Вязьму к своему войску, не есть ли та самая чудотворная икона Иверская, которая находится ныне в Иверской часовне в Москве и особенно чтится всею Москвою и Россиею? В Иверскую часовню, всегда принадлежавшую Перервинскому монастырю, икона эта могла быть передана из Успенского собора патриархом Адрианом (1690–1700), который очень любил Перервинский монастырь и построил в нем своею келейною казною соборную каменную двухэтажную церковь и для себя патриаршие каменные же кельи (Истор. росс. иерархии. 5. 486–490

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Еп-ство Килмакдуа, к-рое охватывало незначительную территорию в юж. части совр. графства Голуэй, было небогатым. После Реформации на землях, населенных гл. обр. ирландцами, протестантизм не получил распространения; с 1625 г. протестантское еп-ство Килмакдуа было присоединено к еп-ству Клонферт. В годы войны за независимость Ирландии (1641-1653) укрепились позиции католич. духовенства. По указанию еп. Хью Берка (1647-1653?) был восстановлен кафедральный собор, пришедший в упадок из-за господства протестантов, однако после вторжения войска О. Кромвеля епископу пришлось бежать из страны. С этого времени еп-ством Килмакдуа управляли апостольские викарии. В 1883 г. территория диоцеза была включена в состав католич. еп-ства Голуэй, Килмакдуа и Килфенора. В Килмакдуа сохранился храмовый ансамбль: руины 5 церквей, круглая башня (считается самой высокой в Ирландии (34,28 м)) и укрепленная резиденция епископа или аббата (XIII в.). Соборная церковь была возведена скорее всего в X-XI вв. и впосл. подвергалась перестройкам (в XV в. сооружены алтарная часть, ризница и трансепты). Среди вмурованных в стену фрагментов заалтарного образа есть рельефное изображение епископа в митре и с посохом, подписанное: «Св. Коломан, покровитель всего диоцеза Килмакдуа». В надписи на надгробии семейства О " Шонесси (1646) упоминается о «св. Коломане, или Мак Дуахе, покровителе этой славной соборной церкви» (J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. 1910. Vol. 6. P. 175-177). Близ собора сохранились руины небольших церквей св. Иоанна Крестителя (XII в.?) и Пресв. Девы Марии (нач. XIII в.); к XIII в. относится церковь августинского мон-ря (т. н. церковь О " Хейна). К юго-западу от собора находятся остатки «малого храма Мак Дуаха» (Teampuil Beg Mic Duagh). Англикан. еп. Р. Покок, посетивший Килмакдуа в 1752 г., записал предание о том, что К. был похоронен в этой церкви, но впосл. мощи святого были вывезены в Огрим (Pococke " s Tour of Ireland in 1752/Ed. G. T. Stokes. Dublin, 1891. P. 108-110). Предположение Фахи о том, что Роджер О " Шонесси забрал мощи К.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего. Кончина Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Скончался 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма. Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова. Труды Поучение о Кресте Господа нашего Иисуса Христа и каждого христианина, Киев, 1632. Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев, Киев, 1636. Грамота Львовскому братству, 1640. Камень на сокрашение оболгания Кассиана Саковича Киев, 1644 - сочинение против унии Слово на брак Януша Радзивилла, Киев, 1645. Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан, 1645 - первая опубликованная версия составленного митрополитом Петром катехизического труда. Подробнее см. Исповедание Петра Могилы. Грамота бельским гражданам с благословением на учреждение братства и школы (пуб.: Акты зап. России, т. 5, 9). Духовное завещание (пуб.: Киев. пам., 149-181). Записки о событиях южного края (пуб.: Киев. еп. вед., 1861-1862) - или " Собственноручные записки " . Уникальный памятник церковной истории и литературы, представляет из себя сборник сведений о благодатных явлениях в Киево-Печерской Лавре, рассказов и наблюдений о наиболее замечательных чудесах и событиях в Православной Церкви в южно-русских, молдо-влахийских и отчасти греческих землях.

http://pravicon.com/info-3196

Менее видными по внешнему положению, (хотя и весьма влиятельными), но гораздо более деятельными лицами в кружке противников Никона были протопоп Казанского собора Иван Неронов и юрьевский протопоп Аввакум Петров, которых ко времени патриаршества Никона, судьба свела в Москве. Эта «двоица» протопопов, можно сказать, была центром, около которого вращались события первоначального раскола. Много было общего в характере, направлении, убеждениях и взглядах, и, наконец, в судьбе этих двух протопопов, но немало было и различного. Весьма рано и в сильной степени обнаружилось в Иване Неронове одна черта его характера, которой он отличался и во всё время борьбы с патриархом Никоном , – это смело и открыто обличать пороки и недостатки отдельных людей и всего современного общества. Так, когда он был еще юношей, ему пришлось в Вологде 17 встретиться во время святок с ряжеными и скоморохами. Не имея на то ни права, ни авторитета, он, однако, «разжегся духом, нача обличати их с дерзновением»; но такое обличение обошлось ему дорого: его жестоко избили, так что он остался еле жив. Впоследствии, когда он уже женился на дочери священника с. Никольского, эта черта обнаружилась ещё с большей силой: он непрестанно обличал не только мирян, но и священников за их пьянство и развращённое житие. За это священники написали на него какой-то донос патриарху Филарету. Но особенно популярным и известным становится Иван Неронов с тех пор, как сделался священником одной нижегородской церкви. Он стяжал себе здесь славу проповедника и смелого обличителя. Он учил и обличал не только в церкви, или в домах, но и на улицах и площадях, для чего постоянно носил с собой «книгу великого светильника, Иоанна Златоуста , именуемую Маргарит, возвещая всем путь спасения». Подобно тому, как и в дни юности, обличения его направлялись особенно против скоморохов «иже хождаху по сторонам града с бубны и с домрами и с медведьми». Не стеснялся Неронов обличать и лиц власть имущих: так например, он публично обличал нижегородского воеводу Фёдора Шереметьева за творимые им неправды, за что воевода велел бить обличителя по пяткам палкой и потом посадил его в тюрьму, а на шею и на ноги велел надеть железную цепь. Слух о Неронове дошёл и до Москвы, которую, впрочем, он, служа ещё в Нижнем, посещал не раз 18 и познакомился здесь со Стефаном Вонифатьевым. Последний усмотрел в Неронове весьма полезного для Москвы человека и потому выхлопотал ему место протопопа в Казанском соборе. Перемещение Ивана Неронова в Москву состоялось около 1646–1647 года, когда, значит, ему было уже 55–56 лет. 19

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Статьи Уложения не относились к патриарху и жившим в его вотчинах людям, которых судил сам патриарх (за исключением дел о «душегубстве и разбоях»). Подчинение духовенства суду гражданских властей не соответствовало каноническим нормам. До принятия Уложения 1649 г. патриарший дом и мон-ри получали из государевых и частных владений в дар земли. В 1646 г. Алексей Михайлович пожаловал И. для московского Новинского мон-ря земли, находившиеся ранее в ведении Конюшенного приказа, а также осадный двор в Москве. В 1648 г. царь присоединил к домовым патриаршим монастырям самарский Преображенский мон-рь с вотчинами и угодьями. В 1644 г. И. приобрел у В. И. Шереметева «отхожие земли и сенные покосы» дер. Уборы в Звенигородском у. ( Горчаков М. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода. СПб., 1871. С. 330, 336). В 1643/44 г. у С. И. Урусова были куплены в Московском у. «селцо да две пустоши». Урусов дал И. запись, что оставшуюся у него от этой вотчины пустошь Новинки он не продаст никому, кроме патриарха (АЮБДР. 1857. Т. 1. Стб. 713-714). Важным явлением времени Патриаршества И. было движение за обновление общественной и церковной жизни, зародившееся вскоре после окончания Смутного времени и связанное с преодолением последствий гражданской войны и интервенции (см. Ревнителей благочестия кружок ). Во 2-й пол. 40-х гг. XVII в. последовала серия царских и патриарших указов, регламентировавших жизнь общества и нацеленных на укрепление благочестия. Важнейшим направлением стала борьба с пьянством. 15 марта 1647 г. царским указом насельникам Соловецкого монастыря было запрещено держать в кельях «пьянственное питье» (ААЭ. Т. 4. С. 482, 322). В 1649 г. в епархии были отправлены патриаршие и царские грамоты, запретившие держать в мон-рях «хмельное питье» (Там же. С. 57, 37; С. 485-486, 325). Среди предложений, представленных царем Алексеем Михайловичем Собору 9 февр. 1651 г., читаем: «А священническому и иноческому чину от пиянства трезвитися и сквернословия отнюдь бы не держатися не токъмо в церкви, но и в миру; на них многие мирские люди соблажняются» ( Белокуров. 1902. С. 49). Предостережения от пьянства встречаются во многих указах царя и патриарха. В 1652 г., уже после смерти И., с целью сократить пьянство среди простого народа была подготовлена и проведена кабацкая реформа.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Шла борьба и с др. негативными явлениями. 16 февр. 1646 г. И. окружным наказом, данным по указу царя, запретил нищим просить милостыню во время богослужения (ААЭ. Т. 4. С. 481-482, 321). 17 марта 1647 г. по повелению царя Освященный Собор запретил трудиться в воскресенье, а в субботу указал заканчивать работу перед вечерней службой, при этом полагалось закрывать торговые ряды и бани. В воскресенье разрешалось лишь ненадолго открыть продуктовые лавки. Указано было прекращать торговлю во время крестных ходов (Там же. С. 32, 19; С. 484, 324). В 1648 г. по указу царя и патриарха была поставлена вне закона матерная брань, за к-рую теперь полагались «торговая казнь» и «духовное запрещение» (Там же. С. 43, 30). Было решено прекратить торговлю табаком, который считался сатанинским зельем, но продавался через казну. 6 дек. 1648 г. Алексей Михайлович указал изымать табак у торговавших им целовальников в казну и сжигать. Продажу табака запретили под угрозой наказания кнутом (СГГД. Т. 3. С. 443, 133). В 1649 г. вышел царский указ, запрещавший неблагочестивые действия: скоморошество, «безчинные» пляски, катание на досках и качелях, кулачные бои, пьянство, чародейство, гадания, игру в зернь, карты, шахматы; «безчинников» полагалось бить батогами (АИ. Т. 4. С. 124-126). В 1649 г. гос-во исключило азартные игры из числа дозволенных промыслов, с к-рых взимались налоги; полностью прекратилась практика передачи азартных игр на откуп ( Веселовский С. Б. Московское гос-во: XV-XVII вв.: Из науч. наследия. М., 2008. С. 330). Окружная царская «по совету с патриархом» грамота от 8 нояб. 1650 г. запрещала жить без духовного отца; ослушников духовным властям предписывалось «смирять по своему разсмотрению» (в основной части этой грамоты говорилось о молебствии и посте во время неурожая, наводнений, пожаров и падежа скота) (ААЭ. Т. 4. С. 68, 47). Посыл к обновлению и исправлению жизни страны после Смутного времени на основе более глубокого воцерковления народа исходил не только из столицы - одним из центров этого движения в 40-х гг. XVII в. были нижегородско-суздальские земли, в первую очередь Н. Новгород. Известны местные священники, которые отличались подвижнической деятельностью по исправлению народных нравов и утверждению благочестия (провинциальные ревнители благочестия),- Аввакум Петров , Иоанн Неронов , Конон Петров и др. Из Н. Новгорода происходил Стефан Вонифатьев, который наряду с влиятельным придворным - постельничим Ф. М. Ртищевым оказывал всемерную поддержку провинциальным ревнителям.

http://pravenc.ru/text/578453.html

14) В «Литургарионе» (Служебнике), напечатанном в Киеве в 1647 году, везде же напечатано имя Спасителя iicъ. 15) В Триодионе св. Четыредесятницы, напечатанном в Киеве в 1648 г., имя Спасителя и имя Иисуса Навина везде напечатано или iic, или Вот сколько напечатанных в Киеве книг представляют несомненное свидетельство о правильности весьма часто встречаемого в них начертания имени Спасителя Иисус 86 . Денисов, который не мог не знать о сих книгах, умышленно не упомянул ни об одной из них, очевидно, избегая свидетельств, обличающих несправедливость его уверения, что будто во всех древлепечатных книгах московского и не московского друку имя Спасителя везде писано с одною йотою. Свидетельства Киевских печатных книг тем более важны, и молчание об них тем менее простительно Денисову, что на сии книги ссылается и уважаемая старообрядцами Книга о вере (см. листы 11, 26, 84 об., 85 об. и др.; 11, 91, 146; 73, 81). И в книгах, напечатанных во Львове, о которых также умолчал Денисов, многократно встречается имя Спасителя Иисус. Так: 1) В книге св. Златоуста о священстве 1614 года напечатано на стр. 332: «сего ради и ризы растерза» и тут же на поле: «Иисус Нав. гл. 7»; а сокращённо, под титлою, имя Спасителя печатано которое, согласно напечатанному полным слогом, должно быть читаемо Иисус. 2) Примечательное свидетельство о имени Иисус во Львовском Апостоле 1639 г. приведено выше. 3) В «Триодионе св. Пятидесятницы», напечатанном во Львове в 1642 г. (точно так же, как и в Киевском 1632 г.): «Пилат и титл написа на нем глаголющь царь иудейский» (л. 94 об.); также имя Иисуса Навина печатано (см. л. 120 об., 134, 151, 188). 4) В Малом Катехизисе, напечатанном во Львове в 1646 году (как и в Киевском 1645 г.) имя Спасителя печатано iicъ. Так, на л. 14: «а породит сына и назовешь имя его iicъ»; на л. 14 об.: «иже на имя iicъ ангели, людие и диаволи упадати мусят (должны)… абы на имя iicobo вшелякое колено кланялось», и на мног. др. 5) В Анфологионе, напечатанном во Львове 1651 г., имя Иисуса Навина печатано (л. 1, 9, 16 об., 18 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вероятно, он не так приниженно стал относиться к своим прежним благодетелям молдавским и валашским воеводам, которые продолжали считать себя главными покровителями цареградского патриаршего престола и православия на востоке; за эти отношения к Молдавии патриарх Парфений в последствии поплатился своей жизнью. Возобновленные и усиленные сношения востока с Москвой после первого успокоения ее от внутренних междоусобий в период самозванцев, рассказы приезжавших из нее греков о чинности и торжественности в отправлении богослужения московскими патриархами наводили и цареградских греков на мысль о необходимости восстановить порядок в жизни своей патриархии. К этим добрым пожеланиям греков присоединились и личные интриги в испорченном греческом духовенстве против патриарха Парфения и недовольство личными действиями последнего. Парфения II обвиняли в роскоши и любостяжании; во время церковных служб и бдений замечали в нем недостаток усердия, от чего приближенные его не заботились о достойном совершении богослужения. 16 ноября (1646 г.) Парфений был низложен; и 18 числа того же месяца стал патриаршить Иоанникий II, который чрез 11 месяцев и 11 дней в октябре 1647 г. принужден был возвратить патриарший престол Парфению VI 13 . От января 1653 г. патриархом Иоанникием II отправлена была царю Алексею Михайловичу грамота, весьма богатая указаниями, относящимся к описанию жизни самого Иоанникия и смут на константинопольском патриаршем престоле; приводим здесь выписки из этой грамоты для пополнения сведений об обстоятельствах первого низведения с престола п. Парфения II u nepboro возведения на этот престол Иоанникия. Последний сообщает о себе, что прежде он был « архидиаконом блаженнаго патриарха господина Кирилла, напаял себя от его премудрых словес и от повседневнаго учения и имел великую радость и веселие духовное; потом изволил он, блаженный, меня поставити ираклийским митрополитом; и жил я житие свое в добром пребывани душевне и телесне, только исправлял души словеснаго стада. А как на патриаршестве был новой Парфений, и будучи он жесток обычаем и немилосерд (упокой его Бог , понеже и он человек был, аще да имел на себе какую вину и тому не дивно), и сослали его от патриаршества в ссылку, а меня взяли от области моей с салтановым присланным человеком со архиереями, иереями и вельможами на силу и поставили цареградским патриархом; и тако пребыл не многое время со смирением и в мирном поставлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010