К сер. XVII в. активизировались связи К.-Б. м. с Москвой. 29 янв. 1640 г. монахи К.-Б. м. направили царю Михаилу Феодоровичу письмо с просьбой прислать для монастырской церкви иконы, священническое облачение и богослужебные книги, а также предоставить помощь Греко-славянскому уч-щу в Киеве (РГАДА. Ф. 124. Оп. 1. Д. 1. Л. 27-31). В посольстве кон. 1639-1640 г. в Москву участвовал настоятель К.-Б. м. игум. Леонтий (Бронкевич). Братия просила царя пожертвовать обители иконы, церковные сосуды, облачения, книги (Евангелие, Устав, Минеи на 12 месяцев), а также средства на ремонт. Игум. Леонтию было выдано 100 р. «на всякое церковное и монастырское строение». 3 апр. 1640 г. на приеме у царя Михаила Феодоровича глава посольства наместник Киево-Печерский Игнатий (Оксенович-Старушич) предложил основать в Москве обитель, в которой бы старцы и братия из К.-Б. м. «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской учили». В обращении к царю посол писал: «Яко милосердый царь и светило всему православному роду российскому, по воли своеи государской сотвори, а отец митрополит Киевский государскую волю вскоре исполнит и старцов со учителми пришлет». При игум. Иннокентии (Гизеле) в 1646-1650 гг. земельные владения К.-Б. м. расширились. В 1647 г. скарбник киевский Данил Юрий Воронич записал обители Соляниковский пляц, а в 1649 г. польский король Ян II Казимир подтвердил право К.-Б. м. на имения Крестовоздвиженской и Трехсвятительской церквей. В июне 1649 г. игум. Иннокентий (Гизель) направил из обители в Москву ученых иеромонахов Арсения Сатановского (Корецкого) и Епифания (Славинецкого) . Вместе с другими посланиями они привезли царю Алексею Михайловичу письмо с просьбой о выделении милостыни. В ответ в Киев были отправлены 200 р. и царская жалованная грамота с позволением монахам К.-Б. м. приезжать в Москву за милостыней раз в 5 лет. 30 авг. 1650 г. по ходатайству старцев Арсения и Епифания игумену была послана новая жалованная грамота с разрешением приезжать за милостыней раз в 3 года.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Как член народа, Он учил всех любить, всем помогать, все прощать и быть подобным Отцу небесному, посылающему дождь на праведных и неправедных 1645 , а Его обвиняли в том, что он „развращает народ“ ( Лк. 23:2 ). Он исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, и в благодарность народ кричал Пилату: „распни Его“ 1646 ; и Целитель душ и телес был приговорен к мучительной крестной смерти. В этом событии выразилась вся борьба мира против Царствия Божия, лжи против истины, сатаны против Того, Который пришел на землю грешников спасти, но о Котором сатана не знал, кто Он? „ибо сомневался“ 1647 . Борьба эта шла со времен Адама; и сатана и мир типически воплотились в пророчестве Исаии в Ассуре и Вавилоне (Исаии X, XIV), которые представляли собою на языке пророков разврат и соблазны мира, ратующие против покоя и радости чистоты Царствия Божия 1648 . Мир и сатана „князь мира“ (Ин. 14и наши зам.) были столько сильны, что человек не в силах был бороться с ними, пока Богочеловек не возгласил: „Мужайтесь. Я победил мир“! 1649 . Исаия, восклицая: „а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом“, видит в видении то состояние умов, которое мы узнаем из Евангелий. И это не ставится в непрощаемый грех заблуждавшимся, ибо такую любовь, которая выразилась в великой жертве искушения, человек не мог вдруг понять. Но когда совершилась великая тайна, и неверующие из Иудеев не захотели поверить, потому что гордость, алчность и злоба побороли в них чувство истины, тогда они вместе с своим государством и национальною жизнию подверглись истреблению, но всякий из них же, если только приходил с покаянным сердцем к Господу Иисусу „не изгонялся“ всемилостивым Спасом. ( Ин. 6:37 ). 5 . Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все яснее и яснее духовное видение пророка; он говорит, как Христианин, восприявший уже благодать Святого Духа. Дух Святый, „глаголавший во пророках и в последние дни глаголавший нам в Сыне“ ( Евр. 1:1–2 и Символ веры ), открывает пророку, что Мессия будет страдать за грехи наши, и что наказание, которое должны были нести мы, понесет Он. Люди, смотря на Него, думали (ст. 4), что Он наказуем Богом, и только после славного Его воскресения поняли, что „Его ранами исцелились мы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Любопытно изменение интенсивности переписки, умножения на Руси переписчиками этой литературы, да и перемена с течением времени мест, где она была, судя по количеству списков, популярна. В Троицкой Сергиевой лавре наиболее интенсивно переписывали (а значит, и читали) эти сочинения в 20−30-е гг. XV в., а затем пошёл волнообразный спад интереса к ней, закончившийся нулевым уровнем в XVII в. В Кирилловом Белозерском монастыре после некоторого снижения интереса к ней около середины XV в. пошёл резкий подъём, превысивший изначальный Троице-Сергиевский, и высокий уровень этого интереса продержался там, в Белозерье, весь XVI в. Несомненно, росту и поддержанию в «Заволжье» интереса к исихазму и его литературе, очень способствовали такие личности, как Нил Сорский и его ученик Иннокентий Комельский, и своей деятельностью, и своими собственными сочинениями 1646 . Но в XVII в. интерес этот и там опустился до нуля. Он сдвинулся на север. Начавшись на Соловецких островах вместе с монастырём в XV в., интерес этот далее рос там так, что в XVII в. превысил «максимумы» не только Троице-Сергиева, но и Кириллова монастыря 1647 . Кроме того, в XVII в. и скитский устав Нила Сорского был использован на Анзерском острове Соловецкого архипелага преподобным Елиазаром Анзерским 1648 . Так что «исихазм» в Московской Руси, начиная с XIV по XVII в. заметным образом двигался из центра на Север, чтобы быть там разгромленным царскими войсками во время осады 60−70-х гг. XVII в. В следующем же, XVIII в., в Петровское время, скитское жительство, самое подходящее для «безмолвия», практически было запрещено в сделавшейся империей России, так что люди, к «безмолвию» стремившиеся, стали покидать Россию, эмигрируя на территорию Турецкой империи в Молдо-Влахию и на Афон. Среди них был и Паисий Величковский , без деятельности и без учеников которого не случилось бы, не образовалось бы в России XIX в. такого важного центра духовной культуры, как знаменитая Оптина пустынь. Примерно в середине XIV же века в среде балканских исихастов была переведена с греческого на славянский среди прочих книг и «Диоптра» Филиппа Монотропа, «Уединенника», или Пустынника, византийского писателя-энциклопедиста XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На первых порах обитель была весьма бедна. В 1646 году старец Протасий сказал переписчикам, что «их в том монастыре (Вознесенском, что на семи озерах) двадцать девять братьев, а кормятца мотыками». 7 Очевидно огородничество у первых насельников Седмиозерной пустыни было главным способом добывания средств для пропитания. При таких же условиях и одновременно возникла другая пустынь – Раифская, отстоящая от Казани в 25 верстах. Основателем её был инок Филарет, из братии московского Чудова монастыря, родом москвитянин. Он в 1613 году предпринял путешествие в низовые страны. Прибыв в Казань, преподобный Филарет поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. По особой склонности к уединению он не раз удалялся из Казани в ближайшие леса. В один из таких выходов, пробираясь сквозь дебри дремучего леса узкими тропами, он напал на то место, где ныне живописно красуется Раифская пустынь. Хижинка на берегу чудного Раифского озера, устроенная самим преп. Филаретом, приютила пустынника в спокойном уединении. Только дикие черемисы часто приходили на берега озера приносить жертвы своим идолам и тут же в лесной глуши совершали свои идолопоклоннические празднества. Шумные собрания тревожили отшельника, но он, подобно Евфимию, терпеливо переносил изуверства шаманства. Черемисы тоже не беспокоили преп. Филарета. Скоро весть об отшельнике дошла до русских и близ одинокой кельи пустынника быстро появилось еще несколько хижин, где поселились русские люди разных сословий, пожелавшие разделить пустынное уединение с препод. Филаретом. Так возникла новая община среди необитаемой местности, известной только язычникам инородцам. Братия по совету Филарета устроила часовню на берегу озера, куда стали собираться на ежедневную молитву под руководством своею наставника и основателя пустыни. Первый храм во имя Пресвятой Девы Грузинского Её Образа построен уже по смерти преп. Филарета, погребенного в Спасо-Преображенском монастыре. 8 В 1647 году была основана еще пустынь – Мироносицкая, в 15 верстах от Царевококшайска, по случаю явления чудотворного образа Пресвятыя Богородицы со св. женами Мироносицами близ селения Дальних Кузнецов. При самом обретении иконы один из черемис, именем Антуганко, чудесно исцелился от расслабления своих членов. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Николаевский, в Белгороде, основан в 1599 г.; по штатам 1764 третьего класса. [III, 471.] С 1833 г. 2-го класса; уничтожен 14 нояб. 1842. Строители Никифор , игум., 1599. Симон , в окт. 1633. Геласий , 1634, 8 янв., в авг. 1635. Иов Гонюков , 1638–44. Алексий , 1646. Геласий , в июле 1647. Архимандриты Кирилл , игум., 1649–65; архим. 1670, 1678, 80. Феодосий , 1683 и 84. Киприан , 1690–92. Иона , 1697–99. Филарет , 1705–8. Аарон , 1720–22. ? Платон Малиновский , с 1729. Иларион Григорович 1738 перев. из Изюмского Святогорского, а 1740 – в Саввин Сторожевский. Афанасий Топольский 1741 перев. в Харьковский Покровский; упом. 30 мая (sic) 1742. Гедеон Антонский , 1742–44. Авксентий Кувичицкий , 1744–52. Пахомий Липский , 1754–56. Варлаам (Тещинский) из Михайловой пустыни? (Ист. Иер., V, 78) – в Краснокутский; член консистории в авг. 1748, 1756–58. Гервасий , 1759–64, перев. в Акатов. Матфей Млодзинский , 1764–1766, в Святогорске. Игумены Лаврентий Кордет , из игум. Озерянской пустыни, 1766–68, перев. в Святогорский. 192 Наркисс Кветка , из Обоянского Знаменского, 1768–70, перев. в Куряжский. Исаия Илляшевич перев. из Коренной пустыни, 13 сент. 1770–78. Александр , 1778–80. Иерофей , 1780 и 81. Геннадий , 1781–84. Иустин Трипольский 1784 перев. из Спасо-Мирожского; упом. 1789, 1791–1797, перев. в Акатов. [? Иосиф Лазарев , 12 окт. 1788.] Архимандриты Иеракс , 1800–7. Иосиф Величковский , 1807–9, 23 июня перев. в Переяславский Даниилов. Андрей , 1809–18, перев. в Молчанский. Иоасаф Юнаков , 1818–29, перев. в Курский Знаменский. Анатолий Мартыновский , 1829–32, перев. в Новгородский Антониев. Елпидифор Бенедиктов , 1832 и 33. После в Акатове. Игнатий , 1834 и 35. Агафадор , с 1835. Варлаам Успенский 1837 перев. из Белгородского Николаевского; 31 янв. 1843 хирот. в викария Киевского. Иероним , игум., 1843–45. В 1845 – 60 управлял архиерей Илиодор , 1861–9, тоже архим. Сергий . 11 Духова (Новодевича, Свято-Духовского Киево-Печерского, упразднённого) [В Ист. Иер. нет]: Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но будущий святитель не переставал увещевать народ не прекращать моления. От него, как мы сказали, наш диакон получил мощи святых 1644 еще в то время, когда Григорий был диаконом. И когда Григорий тайно готовился к побегу 1645 , его схватили и привели к базилике блаженного апостола Петра и там посвятили в сан епископа; и так он стал папой в городе Риме 1646 . И наш диакон не успокоился до тех пор, пока не вернулся из Порта 1647 на рукоположение Григория в епископы и не увидел это посвящение собственными глазами. 2. Грипон, возвратившись от императора Маврикия 1648 , рассказал следующее. В прошлом году, когда он и его спутники приплыли на корабле в некий африканский порт, они попали в великий 1649 Карфаген. Пока они ожидали указания находившегося там префекта, каким образом им подобает явиться на прием к императору, один из слуг, а это был слуга Евантия, прибывшего с Грипоном, обокрал какого-то купца и принес краденое в гостиницу. Тот же, кому принадлежали эти вещи, последовал за ним и потребовал вернуть ему его собственность, но тот отпирался. И так как скандал день ото дня все больше разгорался, то купец, однажды встретив этого слугу на улице, задержал его, схватив за одежду, и сказал: «Я не отпущу тебя до тех пор, пока ты не возвратишь мне вещи, которые ты нагло украл у меня». А тот, пытаясь вырваться из его рук, не раздумывая, обнажил меч и сразил им купца, а затем тотчас возвратился к себе, но не рассказал своим спутникам о случившемся. В то время там были послами, как мы сказали 1650 , Бодигизил, сын Муммолина из Суассона, Евантий, сын Динамия из Арля, и сам Грипон, родом франк. Все они, закончив трапезу, легли отдохнуть и заснули. Когда же градоначальнику сообщили о том, что совершил слуга послов, он, собрав воинов и вооружив весь народ, направился к их гостинице. Неожиданно разбуженные, послы удивились при виде того, что происходило. Тогда тот, кто был главным, воскликнул: «Сложите оружие и выйдите к нам, и мы спокойно разберемся, как совершилось убийство». Услышав это, послы испугались, так как до сих пор они еще не знали о случившемся, и попросили дать им честное слово, что, когда они выйдут без оружия, те не причинят им никакого вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 12–14(25–27)10.1990 упразднено наименование «Украинский экзархат» и дарованы права широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Предстоятель с титулом «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины» избирается Собором украинского епископата. Именовалась: в 1415– 1419 гг. – Митрополия Киевская и Литовская; с 1458 г. – Митрополия Киевская и всея России; в 1481 (1474) – 1620 гг. – Киевская, Галицкая и всея России 1897 ; в 1620–1667 (?) гг. – Киевская, Галицкая и всея Малыя России; 02 .04.1767–1918 гг. – Киевская и Галицкая (епархия – митрополия); с 1918 г. – Киевская и Галицкая, Украинский Экзархат Московской Патриархата; с 12–14(25–27)10.1990 – Киевская и всея Украины. Викарные кафедры: Переяслав-Хмельницкая, Викариатство Киевской епархии, Уманская, Каневская, Черкасская, Белоцерковская, Богуславская, Звенигородская, Свирская, Таращанская, Вышгородская, Васильковская, Бориспольская. В Новогрудке 1316 В Киеве (1352 14.07.1354 В Новогрудке 1356 Роман, кн. Тверской Герман (1371) 11.06.1376 В Киеве 11.06.1375 Св. Киприан Сербианин Цамблак 03.1390 Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки В Новогрудке 15.11.1415 14.10.1419 В Смоленске 1433 26.07.1435 07.1442 28.10.1452 В Вильно 21.07.1458 15.09.1475 07.06.1494 Иона Глезна 01.05.1497 30.05.1498 10.05.1500 10.05.1500 Иосиф II Болгаринович 03.1509 03.1509 Иосиф III Солтан Иосиф IV Русин 01.03.1534 09.04.1535 В Киеве (с 1538 г.) 09.04.1535 Сильвестр Белькевич 09.1576 23.09.1577 27.02.1583 27.02.1583 Онисифор Петрович-Девочка или Девочий, Девоча 27.07.1588 09.10.1596 10.07.1607 01.1608 В Киеве 09.10.1620 02.03.1631 20.07.1631 28.04.1633 31.12.1646. 25.02.1647 18.01.1649 18.01.1649 13.04.1657 Сильвестр II Коссов 12.1657 12.1657 28.02.1658 28.02.1658 10.05.1663 10.1659 05.05.1661 (05.05.1661 16.11.1663 04.03.1664 26.07.1675 Иосиф V Нелюбович-Тукальский 11.1685 08.11.1685 05.04.1690 31.08.1690 22.08.1707 15.08.1708 01.07.1718 01.07.1718 14.05.1722

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Являясь помощником Ферфакса, К. руководил военными действиями, особенно в сражении при Нейзби (июнь 1645), окончившемся разгромом королевской армии. В сент. был взят Бристоль. В апр. 1646 г. Карл I бежал на север и сдался в плен шотландцам. Укрепление позиций К. в армии, военные успехи способствовали росту его политического авторитета и выдвижению на руководящие позиции не только в военной сфере. Вскоре К. стал главой одной из парламентских групп - индепендентов. Официально оформленных политических фракций в то время еще не было, хотя на деле партии (роялисты, пресвитериане, индепенденты, левеллеры) уже существовали и действовали. Формировались они по социальному и религ. признаку. При заключении союза с шотландцами, в результате которого в обмен на помощь в борьбе с роялистами пресвитерианская церковь должна была стать главенствующей в Англии. К. потребовал гарантии свободы вероисповедания для себя и своих друзей-индепендентов. Однако обнаружилось, что палата общин (покинутая сторонниками короля еще в начале войны) и часть палаты лордов стремятся ввести строгую пресвитерианскую структуру в англикан. Церковь и распустить по домам солдат Ферфакса, в большинстве своем индепендентов. Поначалу К., как член парламента и человек, пользовавшийся авторитетом в армии, пытался быть посредником между парламентом и солдатами, но был вынужден сделать выбор, связав дальнейшую судьбу с армией. Он приложил немалые усилия к тому, чтобы достичь соглашения с королем, к-рого шотландцы передали парламенту в февр. 1647 г. как пленника, прежде чем их войска покинули Англию. Ведя от лица армии переговоры с парламентом и королем относительно послевоенного устройства Англии и Церкви, К. не возражал против объявления пресвитерианской церкви государственной, однако настаивал на том, чтобы не запрещалось существовать др. религ. течениям (в т. ч. индепендентству). Он также действовал в качестве посредника внутри армии, пытаясь примирить радикалов-левеллеров и «шелковых индепендентов». В его программу на тот момент входило установление конституционной монархии с парламентом, выражающим интересы средних слоев, и Церковью, проявляющей терпимость к разным вероисповеданиям.

http://pravenc.ru/text/2462029.html

1632 О безмерной дерзости! О мерзкого починания! 1633 Еже ниже в эллинских 1634 священниках не свершашеся, таковое смеяша 1635 , яко священному зде быти писанию и быть священнику, якоже людям 1636 , тако 1637 убо стекшемуся 1638 сквръпому собору, писания по всей русской земли пооылают, не стыдящеся нечестие свое и беззаконие открывающе. О, кто убо достойно восплачет бывшую ныне беду? который язык изречет сденная ныне? который слух кротко приимет сию повесть? Благовременно есть и пригодно пророческое слово рещи ныне, яко «погибе благоговеин от земли и исправляяй в человеках несть»: сечивом бо и оскордом двери Христовой церкви рассекоша. Како не подивлюся неизреченному ти, Слове, долготерпению? како несказанные ти благости изреку глубину? Кто возопиет: «пощади, Господи, людям своим, не даждь достояние свое в поношение, еже обладать его языком»? Кто помолится о нас, Ное, и Даниил и Иов, иже вкупе моляхуся и считаеми бываху, яко да престанет иже на Христову церкву восстаемая брань, яко да друг друга некогда познаем и да будем едина часть, еже и 1639 надеюся на человеколюбие Божье быть тому вскоре? Но делают на раменах наших грешники, и быхом позорище ново не ангелом и человеком, яко доблественнейши в страдальцах Павел, к началом подвизаяся, но всем по времени лукавым, на всяко время и место в торжищих, в местах 1640 , в веселии, в плачах, и ничтоже тако красно слышанию, якоже святители уничижаемы и поругаемы. Ищет убо Иеремия главе воду и очима источник, слезам, яко да оплачет к достоянию Израиля, плачет же ся не о благих… … 1641 глаголет убо к нему, обличения творя к священникам Бог, глаголя: «священники не реша: где есть Господь? и предстатели закону моему не сведаша ми, и пастыри не чествоваша на 1642 мя». И паки тожде: «пастыри, безумники 1643 , Господа не взыскаша, и сего ради не разуме вся паства и расточися. Пастыри, рече, мнози растлеша винограда моего, оскврерниша участие мое, еже беше мне возлюблено, створиша 1644 è пусто и непроходно». И паки: «о пастыри, погубившие и расточившие 1645 овчи паствы моея! сего ради тако глаголет Господь на 1646 пасущих людей моих: не сохранисте 1647 , но расточисте разгнасте, ни посетисте сих; се аз отмщение сотворю на вы, но лукавству дел ваших».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Все, «что при коллегиях чинится», должно содержаться в тайне и ни в каком случае преждевременно не должно быть оглашено; по этой части в особенности должны остерегаться и «удерживать себя от безвременных речей» «те, которым в канцеляриях отправления поверены» 1644 . II Каждая бумага, поступившая в Синод, имеет проставленный вверху первой страницы и дату, означающие порядок и время поступления бумаги, и канцелярскую отметку: «доложить со справкой», или «доложить немедленно», или 252. Подано и чтено 20 января 1725 года, записать в книгу», или: «записав в книгу, доложить» 1645 . На ходатайствах Холмогорского архиепископа и Тобольского митрополита об оставлении в их епархиях часовен сделаны надписи: на первом – «записав в книгу, взять к наряду и, выписав обстоятельно, доложить немедленно»; на втором: «записав в книгу, взять ко означенному определению и доложить обстоятельно в скорости» 1646 . На донесении Новгородского архиерейского дома об исполнении указа относительно разобрания часовен и киотов сделана надпись: «записав, взять к отпуску. И сообща все также о всесовершенном по указу исполнении рапорты под реестрами о отправлении указов отметить, и о всех ответствовавших и не ответствовавших учинить для разсмотрения табель и предложить немедленно» 1647 . На донесении Астраханского архиерея о том, что в одной из часовен, принадлежавших монастырю, изъятому в 1717 году бывшим патриаршим духовным приказом из ведения епархиального архиерея, над гробницею одного игумена, местно чтимого, отправляются панихиды с особым тропарем и кондаком, положена надпись: «по сему доношению о неведении архиерею онаго монастыря, что тому причина, взять достоверное известие из дикастерии, а о гробнице и мнимых мощах – из Троицкаго монастыря; и в самой скорости доложить, чтобы, негли есть, суеверие не продолжалось» 1648 . И т. п. Поступающие в Синод бумаги от подчиненных Синоду учреждений и лиц должны были обладать точностью и соблюдением форм. Дела, которые переносились в Синод из подчиненных ему учреждений, должны были представляться в форме обстоятельных докладов со справками, с выписками относящихся к делу законов и с мотивированным мнением учреждения, рассматривавшего дело 1649 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010