Новопоставленный кропил ворота и читал молитвы, затем возвращался назад и садился за стол. Погребение архиерея могло совершаться только архиереем и потому случалось, что тело скончавшегося владыки долго не погребалось. Тобольский архиепископ Макарий умер 24 июля 1635 года, а погребен 1 мая 1636 года приехавшим, назначенным туда, Нектарием. Другой тобольский архиепископ Герасим умер 16 июля 1650 г., а погребен 13 мая 1652 года – преемником Симеоном, спустя почти два года (Макарий. Ист. р. церкви XI, 214). Аффоний, м. новгородский, живший с 1649 г. на покое в Хутынском Спасо-Варлаамовском монастыре, по смерти в 1652 г., был погребен через 11 недель, пока не приехал псковский архиепископ Макарий. Никон в это время ездил на Соловки за мощами св. Филиппа (Полн. собр. рус. лет. III, 189). 620 Макарий. Истор. рус. церкви, X, 204–205. Истор. Рос. иер. I, 185–186. Маркелл вологодский, осавив кафедру в 1656 г., скончался в Соловецком монастыре (1663 года). Строев... 731. Срав. Амвросий, I, 185–186. 621 Григ. Котошихин. О России в царствовование Алексея Михайловича. Изд. 2. Предисл. IV, гл. XI, п. 6, стр. 118–119. 622 Соловьев. Истор. Рос. III, XIII, 751. По сказанию иностранцев, бывших к России, царь Борис Годунов († 1605 г.) хотел завести школы для преподавания иностранных языков и вызвать в Россию просвещенных людей из Германии, Италии, Франции и Англии, но, будто-бы, «попы и монахи воспротивились этому намерению, объявив, что в России, не взирая на обширность пространства, доселе господствовало единоверие и единоправие, если же настанет разноязычие, то поселится раздор и прежнее согласие изчезнет.... и Борис отказался от своего намерения». Ответ вполне понятен при господствовавшем тогда взгляде малопросвещенного духовенства на латинян и протестантов, которые явились бы учителями (Макарий. Истор. Ц., X т. 225). 629 Чтен. Москов. Общ. Истор. и Древ. Росс. 1868 г. III, отд. IV, 168–192. Олеарий для иллюстрации своей характеристики русских приводит несколько отвратительных случаев русского безобразия и грубого невежества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

О мелодическом богатстве репертуара Г. п. д. свидетельствует прежде всего наличие в нем песнопений в различных стилях древнерус. певч. искусства. С древнейших времен основу репертуара составляли песнопения знаменного распева . Сохранившаяся часть царской б-ки для Г. п. д. представлена в большинстве своем созданными самими певцами рукописями (сборники, отдельные тетрадки и листы бумаги), более четверти к-рых с песнопениями этого распева, нек-рые зафиксированы в авторских вариантах. Книги и тетради «всякой разни знаменных» вошли и в опись «нотной» б-ки государева хора, составленную в 1682 г. В документах нередко упоминается об исполнении знаменных песнопений Г. п. д. Так, в янв. 1650 г. Богдан Златоустовский был награжден царем за то, что «пропел» для хора Саввина Сторожевского мон-ря «празник знаменной». Часто в источниках XVII в. присутствуют указания на пение пространных мелодических версий песнопений, отмеченных как «большое», «большое греческое», «большое со аненаками» и др. В «Царственной книге», написанной в 70-х гг. XVI в., говорится, что в день смерти вел. кн. Василия Иоанновича, 4 дек. 1533 г., велено было Г. п. д. «большой станице стати в дверях у комнаты, и начаша пети Святый Боже, большую». В репертуаре государева хора утвердилось и демество , причем в различных вариантах. Один из писцов, напр., записал демественный задостойник «Светися, светися» и пометил, что так «мастер пел Християнин лета 7108 марта 21»; затем он зафиксировал «Аллилуию» с указанием «Радилово демество» и мн. др. песнопения демественной нотацией. Среди рукописей Г. п. д. есть и демественные многолетия царям. Книги Демественники написали Михаил Осипов и Богдан Златоустовский. В нояб. 1635 г. большие станицы Г. п. д. получили сукна за то, что «пели они перенос (херувимскую.- Н. П.) большой спускной демеством в церкве Нерукотворного образа Спасова на Сенях». Чин царского многолетия, как правило, они пели «большим демеством». Определенное место в репертуаре Г. п. д. занимали песнопения путевого распева . В списках нач. XVII в. встречаются многолетия царям Борису Годунову и Василию Шуйскому или стихиры в честь свт. Московского митр. Петра. В это же время были написаны Юрием Букиным и Юрием Фёдоровым «Стихирари путем», к-рые чаще дублировали репертуар основного знаменного распева. Их появление связано с увеличением количества песнопений путевого распева, овладение к-рым говорит о высоком мастерстве певцов.

http://pravenc.ru/text/166319.html

Образа считаются необходимыми для . молитвы, а потому они находятся не только в церквах и при всех торжественных церковных ходах, но и у каждого на дому, в покоях и комнатах для того, чтобы во время моленья всякий мог иметь икону пред глазами своими». При такой потребности в иконах многие у нас занимались иконописанием. У государя были свои иконописцы, «жаловалные и кормовые», и они по поручению его вместе с «городовыми» иконописцами, в числе которых находились и диаконы, в 1642 г. заново подписали стенным письмом по золоту весь Успенский собор в Москве с его приделами, а в 1650 г. подобным образом подписали весь собор в Савино-Сторожевском монастыре. Патриарх, некоторые другие архиереи и монастыри имели также своих иконописцев. У Троице-Сергиева монастыря в 1624 г. было в подмонастырском селе Клементьеве восемь дворов иконописцев, получавших от монастыря денежное жалованье и отсыпной хлеб, а в 1641 г. была при лавре иконная слобода с 15 дворами иконописцев, и упоминаются в числе иконописцев некоторые и из братии. Эти лаврские иконописцы расписали в 1635 г. Троицкий собор в лавре и Никоновскую церковь. В Москве, недалеко от Кремля, по свидетельству Олеария, существовал особый иконный ряд, где исключительно продавались иконы, причем русские не называли этой продажи продажею или куплею, а говорили, что они выменивают иконы на деньги . О новых праздниках в Русской Церкви, о церковном пении, вообще о богослужении и богослужебных книгах нами сказано уже в своем месте. Здесь остается упомянуть разве только о некоторых частных церковных обрядах и обычаях, заслуживающих внимания. Обряд пещного действия пред Рождеством Христовым и обряд шествия на осляти в неделю ваий, появившиеся у нас около половины прошлого столетия, совершались и теперь при всех архиерейских кафедрах по прежнему чину. Адам Олеарий сам был очевидцем в Москве, как патриарх совершал в вербное воскресенье свое шествие на осляти (собственно на лошади, покрытой попоной, с длинными ушами наподобие ослиных) из Успенского собора в церковь Входа во Иерусалим и обратно и как царь в богатой одежде и с короной на голове, поддерживаемый под руки двумя знатнейшими вельможами, во всю дорогу вел на длинном поводу лошадь патриарха, за что и получал потом от последнего каждый раз по 200 рублей .

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Оков (кадь) – мера обьема зерна, применялась в России в XVI–XVII вв. Название «оков» происходит от металлического обруча, которым кадка была стянута сверху. Тесница – тонкая доска, вытесанная топором. Волконские князья: Яков Петрович († 1677 г.), стольник с 1636 г., дворянин московский в 1646–1668 гг.; Михаил Петрович († 1684 г.), стольник в 1650–1671 гг.; Семен Петрович, стольник в 1660/61–1671 гг. Петр Андреевич Глазун Волконский, в иночестве Паисий († 1642/43 г.), князь, выборный по Костроме в 1612/13–1616, московский дворянин в 1616–1642/43 гг. Кормовое поминовение по нему («корм большой») совершалось 12 января и 24 августа (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20, 49). Федор Матвеев Луковников, жилец суконной сотни. Петр Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Как следует из записи в кормовой книге, Второй Озеров носил имя Авраамий и кормовое поминовение по нему совершалось 17 сентября (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 3). Федот (Федор) Иванович Горбов, член гостиной сотни, в 1635/36 г. товарищ таможенного головы в Архангельске и Холмогорах. Кормовое поминовение младенца Федора Михайловича Салтыкова совершалось 5 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 29). Федор Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1618/19–1645 гг. Владимир Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1631–1645 гг. Иван Захарьевич Кутузов († 1633 г.), выборный дворянин по Костроме в 1598/99–1611/12 гг., московский дворянин в 1618–1631 гг. Кормовое поминовение по нему («на братию корм большей») совершалось 7 сентября и 13 января, по его жене Варваре 4 декабря и 29 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 1, 14, 21, 31). Моисей Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Стефан Иванович Панов († 1631 г.). Петр Васильевич Волынский († 1631/32 г.), князь, московский дворянин. Известны дворяне Василий и Юрий Петровичи Деглины, служившие по Костроме в 1630-х гг. Ферапонт, игумен Богоявленского монастыря в 1633—1637 гг. Кормовое поминовение по нему и его родителям совершалось 11 января (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

По уставу Льва Премудрого (894–911 гг.) титулуется архиепископией, «...а известно, что такого возведения на степень архиепископий удостаивались только епархии древнейшие...» Тмутараканская, как видно из того же устава, принадлежала «...к числу епархий, коих иерархи пользовались титулом независимых...» (автокефальных) ( Макарий (Булгаков) , архим. История Христианства в России до Владимира. СПб., 1846, С. 96, 98) 4656 . «...Около 1095 г. епархия, вследствие нашествия Печенегов, закрылась и отошла к соседней Боспоро-Киммерийской...» (Н.Д. Иерархия... С. 178). Именовалась: Матрахская; Матархийская; Матхарская; Тамартахийская; Таматархийская; Тмутараканская. 1068 (?) имен епископов не сохранилось 1068 (?) 1089 (?) Тобольская Основана 09.1620 (местопребывание – в г. Тобольск, ныне – Тюменская область). Архиепископия с 1620 г. Митрополия 25.05.1668–1770. С 1742 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена в 1937 г. (1946 г.?). Возобновлена 12(25)01.1990. Именовалась: Сибирская и Тобольская (01.03.1654 – 1768 г. «Сибирские митрополиты именовались иногда «Тобольским и всея Сибири»...» [Н.Д. Иерархия... С. 340]); с 05.10.1768 – Тобольская и Сибирская; с 12(25)01.1990 – Тобольская и Тюменская. Викарные кафедры: Иркутская, Березовская, Курганская, Ялуторовская. 08.09.1620 12.12.1624 19.12.1624 24.07.1635 Макарий Кучин 07.02.1636 07.01.1640 Св. Нектарий Теляшин 31.05.1640 16.07.1650 Герасим Кремлев 09.03.1651 16.02.1664 24.06.1664 23.12.1677 21.07.1678 04.01.1692 03.04.1692 23.03.1700 23.03.1700 04.01.1702 04.01.1702 02.1711 11.03.1712 10.06.1715 07.1715 02.1721 01.03.1721 27.03.1740 29.05.1740 05.06.1740 26.03.1741 13.05.1742 26.09.1742 09.10.1748 16.07.1749 09.10.1755 Сильвестр Гловатский (Гловацкий) 23.05.1758 11.01.1768 05.10.1768 27.12.1802 13.02.1803 25.05.1806 25.05.1806 28.10.1822 28.10.1822 14.02.1825 30.09.1825 07.08.1831 07.08.1831 18.12.1831 24.01.1832 21.09.1842 14.11.1842 20.05.1845 30.06.1845 01.04.1852 16.06.1852 30.07.1856 31.07.1856 27.09.1862 Феогност Лебедев 1

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полоцкий униатский архиепископ Киприан Жоховский, в речи королю на варшавском сейме, называл Могилев столицей и гнездом схизмы. 1) Первым белорусским епископом, по восстановлении в 1632 г. православной полоцкой епархии, был Иосиф Бобрикович-Анехожский (1632–1633), из наместников Виленского Святодуховского монастыря. 920 В 1635 г. он умер в Вильне и погребен м. П. Могилой в Святодуховском монастыре. 2) На место его белорусским дворянством избран и м. Петром Могилой посвящен в белорусские епископы Сильвестр Коссов , из префектов киевской академии. Сильвестр решился посетить Полоцк и Витебск, но, по настоянию униатского архиепископа Селлявы, получил от короля наказ с запрещением посещать этот край на будущее время. Основанием для этого, конечно, было то, что полоцкая кафедра утверждена униатской; православным же отделена от нее часть, под названием Мстиславской и Могилевской епархии. 921 В 1637 г. окт. 18 Сильвестр собрал духовенство своего управления на собор в Могилеве, на котором и преподал священникам поучение о седьми св. таинствах. После это поучение печаталось несколько раз. По смерти Могилы он избран был в 1647 г. в киевские митрополиты. 3) Еще в 1644 г., при бытности в Могилеве Сильвестра Коссова, наименован был на епископию могилевскую Иосиф Кононович-Горбацкий , 922 игумен киевомихайловский: но только в 1650 г. получил привиллегию на управление. 923 Умер в марте 1653 г. Ляхи не оставили его в покое и по смерти, сочинили на него какие-то пасквильные безграмотные вирши: 924 знак, что он был честный православный пастырь. С 1654 по 1667 год Полоцк, Витебск, Могилев, Мстиславль, Орша и Кричев находились под властью русского государя. По Андрусовскому договору они возвращены были Польше. В 1655 г. был в Могилеве царь Алексей Михайлович. Кутеинский игумен, Иоиль Троцевич, давший гражданам совет к добровольной сдаче Могилева, опасаясь мщения поляков, просил Государя о перемещении его в Россию и, по дозволении Государя, переехал с монахами и имуществом в Новгородский Иверский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Правосл. кафедра в Пшемысле в юрисдикции Польской Церкви была создана в 1983 г. (см. в ст. Пшемысльская и Горлицкая епархия ). Епископы свт. Антоний (1219/20 - 1225), Авраамий (1271), Мемнон (1288), Марк (1328, 1331, 1332), Иларион (80-е гг. XIV в.), Афанасий (ок. 1405), Геласий (упом. 15 нояб. 1415), Илия (упом. 21 янв. и 18 окт. 1422; † до 1440), Александр (Афанасий) (Бирецкий; упом. в 1445-1467), Иона (Иоанн) (Бирецкий; упом. с янв. 1469 по окт. 1493), Оника (Иоанникий?) (упом. с февр. 1497 по нояб. 1504), Антоний (упом. с янв. 1506 по 1519), Иоаким (упом. в 1525-1527), Лаврентий (Олехно) (Терлецкий; 1528-1549), Антоний (Яцко) (Радиловский; 1549-1585/86; не управлял епархией с 1581), Арсений (Стефан) (Брылинский; 1585/86 - нач. 1591; управлял епархией как нареченный епископ, не принимая сана, с 1581), Михаил (Копыстенский; лето (?) 1591-1609), Исаия (Копинский; 6 окт. 1620-1628, епархией не управлял), Иван Хлопецкий (1632-1633, не был хиротонисан), Иван Попель (управлял кафедрой в 1633-1634, не будучи хиротонисан), Сильвестр (Гулевич-Воютинский; 14 марта 1635-1645), Георгий (Гошовский; 1667-1675), Антоний (Винницкий; 27 июня (по др. данным - 15 июля) 1650-1679), Иннокентий (Винницкий; ок. 1680-1691). Униатские епископы Афанасий (Крупецкий; 1610-1652), Прокопий (Хмелёвский; 1656-1664), Антоний (Терлецкий; 1664 - 29 дек. 1669), Ян (Малаховский; 1670-1691). Униат. Перемышльская кафедра существует в наст. время. Ист.: Ustawy rzdu duchownego in ritu graeco unito diocesii Przemyskiej, na congregacji sobornej uchwalone. [Kraków], 1694; ПВКДА. 1859. Т. 4; Akta gródzkie i ziemskie z czasów Rzeczypospolitej Polskiej. Lwów, 1878. T. 7; 1901. T. 17; 1909. T. 20; Запаско Я. П., Я. Д. Пам " ятки книжкового мистецтва: Кат. cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1981. Кн. 1; Rejestr poborowy ziemi Przemyskiej z 1628 r./Wyd. Z. Budzyski, K. Przybo. Rzeszów, 1997; ПСРЛ. Т. 2. 1998. Стб. 793, 912-913; Ustawy rzdu duchownego i inne pisma biskupa Innocentego Winnickiego. Przemyl, 1998; Katalog druków cyrylickich XV-XVIII w. w zbiorach Biblioteki Narodowej/Oprac. Z. urawiska, Z. Jaroszewicz-Pieresawcew. Warsz., 2004; Kahohiчhi джерела. Льbib, 2006. Вип. 2: Собор у Nepeмuшлi 1693 р.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Решения обоих соборов были опубликованы и представлены на утверждение королю. Как и следовало ждать, он утвердил решение униатского собора и своим универсалом (15 дек.) объявил всем православным, чтобы они не считали за своих владык Гедеона и Михаила, как низложенных соборно, и не имели с ними никакого общения и чтобы оказывали полное послушание митрополиту и владыкам, принявшим унию. § 34. Меры к насаждению унии, ее успехи и состояние униатской Церкви Таким образом уния была заключена и утверждена. Оставалось водворить и распространить ее среди православных. Это могло случиться не иначе, как путем напряженной борьбы. И действительно завязалась вековая борьба. Сигизмунд во все время своего правления (до 1632 г.) покровительствовал унии. Православные монастыри и церкви, равно как именья кафедр, он подавал униатским владыкам, на жалобы и протесты православных или совсем не обращал внимания, или решал в пользу униатов; нередко делал распоряжения прямо против православных. Если же иногда давал обещания возвратить им все права и вольности, предоставить свободу веры и обрядов, утвердить православных епископов и т. п., то давал не по искреннему чувству, а по политическому расчету, под гнетом критических обстоятельств, и потом не выполнял; так например он поступил в 1607 г., когда восстание дворян во главе с Н. Зебржидовским грозило ему лишением престола, и в 1621 г., когда он заискивал пред сильным казацким гетманом Сагайдачным –  Конашевичем в виду войны с Турцией. Подобным же образом поступали при нем и сеймы: они или совсем не обращали внимания на жалобы и просьбы православных, или же иногда и делали в пользу них постановления (1607, 1609, 1620, 1623 г.), но последние при расшатанности дисциплины и при господстве своеволия в польском государстве, обыкновенно не осуществлялись. Только со вступлением на престол Владислава IV (1632 – 1648) правительство стало терпимее в отношении к православным, чаще утверждало для них свободу церковной жизни, равно как неприкосновенность гражданских и церковных прав, королевскими грамотами и сеймовыми постановлениями (1632, 1633, 1635, 1638, 1641, 1647, 1649, 1650, 1686 гг.); но и тогда они мало применялись на практике, иные даже совсем отменялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

С. И. Головащенко Богословские курсы Несмотря на то что свт. Петр (Могила) стремился создать в Киеве полноценное высшее учебное заведение (академию), в котором преподавались бы все науки, включая высшие классы философии и богословия, польский кор. Владислав IV привилеем от 18 марта 1635 г. разрешил преподавать в коллегии науки «не выше логики и диалектики». Эта норма неоднократно подтверждалась и впосл. (напр., Зборовским договором 1648 г., Польским сеймом 1650 г., привилеем кор. Михаила от 10 окт. 1670 г.). Гадячский договор между гетманом Выговским и Речью Посполитой (сент. 1658) предполагал преобразование Киевской коллегии в академию. Однако положения этого договора не были воплощены в жизнь. Т. о., до кон. 80-х гг. XVII в. в Киевской школе не было богословского класса. При этом в рамках курса философии студентам могли предлагать отдельные богословские темы. Открытие в Киево-Могилянской коллегии богословского класса стало возможным лишь после окончательного вхождения Киева в состав Московского гос-ва. В 1689 г. ректор игум. Иоасаф (Кроковский) начал читать в Киево-Могилянской коллегии полноценный курс богословия. Грамота московских государей Петра и Иоанна от 11 янв. 1694 г. окончательно утвердила за Киевскими школами право преподавать «не токмо поетики и риторики, но и философии и богословии учения» (цит. по: Петров. 1895. С. 51). С этого времени и до 1775 г. полный курс богословия был рассчитан на 4 года. Языком преподавания была латынь. Для чтения лекций по богословию назначался один преподаватель. Как правило, он прочитывал 4-летний курс, после чего для чтения курса богословия назначался другой преподаватель. С 1689 по 1751 г. известны имена 16 преподавателей богословия в К.-М. а. При вступлении на кафедру каждый из них давал присягу в том, что обязуется преподавать в согласии с учением Церкви и не будет предлагать студентам ничего нового или «противного благочестию». Затем он читал «префацию» (пробную лекцию) в присутствии ректора, учителей и учеников высших классов.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Следующая часть летописи, охватывающая 1543–1647 гг., создана патриархом Макарием, во многом опиравшимся на собственные воспоминания, устные предания и утраченные впоследствии документы. Это историческое повествование дошло до нас в двух редакциях – в хронике XVIII века Михаила Брейка и упомянутом предисловии Павла Алеппского к «Путешествию Макария» под заглавием «Перечень патриархов Антиохийских». «Перечень» охватывает события 1268–1650 гг. Сведения Макария о церковной истории XVI–XVII вв. пересказаны сжато, иной раз заметно отличаясь в деталях. Однако, начиная с патриаршества Евфимия III (1635–1647 гг.), редакция Павла, в свою очередь, становится намного подробнее версии Макария-Брейка и содержит уникальные сведения о различных сторонах жизни сирийских христиан. Сюда же можно добавить концовку «Путешествия Макария», почти дневниковые записи о жизни сирийской православной общины весны 1659 – июля 1661 г. Культурная среда эпохи Разумеется, деятельность Макария и Павла была возможна лишь в условиях благожелательно настроенного окружения, существования значительной группы «потребителей» создаваемых культурных ценностей. Сочинения арабо-христианских авторов активно читали и переписывали на протяжении нескольких последующих поколений. Рядом с Макарием работал ряд менее известных переводчиков и литераторов. Кружок мелькитских книжников сложился в Халебе еще вокруг Мелетия Кармы. Туда входил художник, переводчик и каллиграф Юсуф аль-Мусаввир († до 1667 г.), которому принадлежат, среди прочего, переводы, выполненные совместно с Павлом Алеппским. 2178 Архидиакон Кармы, иконом Михаил Баджа (ум. в начале XVIII века) славился как проповедник, переводчик и преподаватель. В преклонных годах он сблизился с католическими миссионерами и повлиял на становление целого ряда униатских интеллектуалов первой половины XVIII века. 2179 Патриарх Евфимий III ас-Сакизи хотя и не оставил собственных литературных трудов, но внес свой вклад в мелькитскую культуру как живописец и покровитель образования. Географическая литература эпохи, помимо классического труда Павла Алеппского и сочинений Макария, представлена множеством описаний Св. мест Палестины, а также Рима, Константинополя и Александрии. В массе своей эти тексты анонимны и вторичны. На их фоне выделяются оригинальные сочинения диакона Ефрема, описавшего Синайский монастырь св. Екатерины (точная датировка затруднительна) 2180 и повествование о путешествии халебца Ибн Ра‘ада в Венецию в 1656 году. 2181

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010