Короцко. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1660 и 1825. Адрес: Новгородская область, Валдайский район, село Короцко. Координаты: 57.928923, 33.255336 Проезд:Из Валдая от М10 на юг (поворот у мотеля, указателя нет) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Примерно в 30-х или начале 40-х годов XVII века (между 1629 и 1644 гг.) в Короцко возле деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, разоренной литовцами, возникла небольшая монашеская община численностью около 13 человек. Ими был поставлен новый деревянный храм Покрова. Первый настоятель Покровского монастыря игумен Тихон пишет в челобитной царю в начале 1645 г: «…наше богомолье, храм пречистые Богородицы Покрова стоял пуст с разоренья много лет и огнил, и развалился, а ныне храм поставлен новый…» Антиминс, выданный при освящении храма между 1635 и 1645 годом, по свидетельству Н. Богословского, (описание прихода села Короцко из Новгородского сборника за 1865 г) сохранился до XIX в. Вскоре (после 1650 г.) рядом был построен еще один деревянный храм, освященный во имя святителя Николая Мирликийского, и рядом с ним колокольня. Короцкие церкви были общими для монастыря и для прихода. Вначале Покровский мужской монастырь был одним из беднейших в Новгородской епархии, к нему были приписаны всего 2 двора. После основания патриархом Никоном Иверского мужского монастыря, в 1654 г. Покровский монастырь был приписан к Иверскому монастырю. В это время он был уже типичным средним монастырем, к которому в 1657 г. было приписано 17 дворов. Никаких подробных сведений о жизни Покровского монастыря не сохранилось. Возможно, в конце 1659 г. его посетил патриарх Никон по пути в Троицкую Галилейскую пустынь у оз. Велье. Последний настоятель монастыря Терентий упомянут в документах в 1706 г. После 1718 г. (более точная дата нам неизвестна) Покровский монастырь был упразднен. В селе остались приходская церковь Покрова с весьма почитаемой храмовой иконой, возможно, сохранившейся от старого Покровского храма, разоренного литовцами, и Никольский храм.

http://sobory.ru/article/?object=59117

Тобольская Учреждена в 1620 году Сибирская и Тобольская Кафедра в Тобольске Киприан (Старорусенков) архиепископ, рукоположен с 8.09.1620 по 12.12.1624 митр. Сарский и Подонский Макарий (Кучин) епископ, рукоположен с 19.12.1624 (1625) † 24.07.1635 Нектарий (Теляшин) архиепископ, рукоположен с 7.02.1636 по 7.01.1640 на покое в Нилово-Столобенской пустыни; † 15.01.1667 Герасим (Кремлев) архиепископ, рукоположен с 31.05.1640 †16.07.1650 Симеон архиепископ, рукоположен с 9.03.1651 по 16.02.1664 на покое; † позже 1678 Корнилий архиепископ, рукоположен с 24.07.1664 митрополит с 25.05.1668 † 23.12.1678 (1677) Павел митрополит, рукоположен с 21.07.1678 † 4.02.1692 Игнатий (Римский-Корсаков) митрополит, рукоположен с 3.04.1692 по 1700 † 13.05.1701 Димитрий (Туптало) митрополит, свт., рукоположен с 23.03.1701 по 4.01.1702 митр. Ростовский и Ярославский Филофей (Лещинский) митрополит, рукоположен с 4.01.1702 по 1711 на покое, в схиме с имен· Феодор, с 1715 вновь управлял епархией Иоанн (Максимович) митрополит, свт., бывший архиеп. Черниговский и Новгород-Северский с 11.03.1711 † 10.06.1715 Филофей (Лещинский) митрополит, повторно с 1715 по 1721 (прибыл 20.03.1717) на покое; † 31.05.1727 Тобольская и Сибирская (Тобольская и всея Сибири) Антоний (Стаховский) митрополит, бывший архиеп. Черниговский и Новгород-Северский с декабря 1721 † 27.03.1740 Никодим (Скребницкий) митрополит, бывший еп. Черниговский и Новгород-Северский с 29.05.1740 по 1741 (на епархии не был) на покое, с 1.09.1742 еп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Арсений (Мацеевич) митрополит, рукоположен с 26.03.1741 по 28.05.1742 митр. Ростовский и Ярославский Антоний (Нарожницкий) митрополит, рукоположен с 26.09.1742 † 9.10.1748 Сильвестр (Гловацкий) митрополит, рукоположен с 6.07.1749 по 9.10.1755 митр. Суздальский и Юрьевский Павел (Конюскевич) митрополит, свт., рукоположен с 23.05.1758 по 11.01.1768 на покое; † 4.11.1770 Варлаам (Петров) епископ, свт., рукоположен с 5.10.1768 архиепископ с 6.11.1792 † 27.12.1802

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Новосверженская Эта икона, нарисованная на досках, с золотым фоном, имела для белорусской земли огромную духовную, историческую и художественную ценность. Согласно преданию, известному уже в начале XVII века, она явилась около 1500 года в местечке Новый Свержень в рощице, на месте которой сейчас находится церковь Успения Богородицы. В 1650 году была напечатана история чудес иконы, составленная сверженским священником Петром Вагнер-Дунговским. Автор основывал свой труд на аутентичных документах и табличках-вотах, пожертвованных иконе в благодарность за исцеление. В книге были описаны 70 чудес исцелений от различных болезней и последствий несчастных случаев в период с 1635 по 1650 год. В архиве Радзивиллов сохранился составленный 27 июля 1651 года «Реестр списания таблиц и табличек серебряных и золота в церкви Сверженской у Пресвятой Девы чудотворной иконы пребывавших». Благодаря этому мы можем узнать «географию» почитания этой святыни. Согласно «Реестру…» возле иконы находились воты от представителей нескольких десятков шляхетских фамилий Великого княжества, в том числе табличка, присланная в 1645 году княгиней Радзивилл (католичкой!). Вообще же, от Радзивиллов на протяжении 1645—1651 годов поступило 10 вотов. Среди католиков, почитавших эту православную икону, стоит отметить род Служек, подскарбиев надворных Великого княжества Литовского, владельцев Столбцов и основателей там костела св. Казимира. Кроме этого, у иконы находилось великое множество вотов от окрестных мещан. Дополненная ректором Сверженской семинарии Иннокентием Яскевичем, книга Вагнер-Дунговского была переиздана в 1754 году. В нее были внесены новые чудеса, произошедшие в период с 1677 по 1750 год, а также напечатан акафист иконе. Книга была посвящена жертвователю сверженской церкви, гетману Великого княжества Литовского Михалу Казимиру Радзивиллу Рыбоньке, также преданно почитавшему чудотворную икону. В начале книги помещен стих на герб дома Радзивиллов, скорее всего составленный самим Яскевичем. Далее шла речь-обращение к князю — меценату и благодетелю, где упоминался прадед Михала Казимира маршалок Великого княжества Литовского Александр Людвик, который был «особенным той Пречистой Девы почитателем, и Ее чести охранителем» (именно при его поддержке была напечатана книга 1650 года).

http://pravicon.com/info-676

Братск. Архитектурно-этнографический музей " Ангарская деревня " . Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Братском остроге. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2017 и 2021. Ссылки:   Адрес: Россия, Иркутская область, Братский городской округ, Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня им. О. Леонова» Координаты: 56.222826, 101.682669 Проезд:От центра г. Братска автобусами 10а, 10к, 15, 50, 55, 55А или 819 до остановки Ангарская Деревня, далее пешком на восток ок. 3 км. Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Архитектурно-этнографический музей " Ангарская деревня им. О. Леонова " был создан в 1979 году. Он расположен в черте городского округа Братск, на левом (западном) берегу Братского водохранилища и занимает территорию в 35 гектар. Музей состоит из русского и эвенкийского секторов. В 2012 году руководством музея было принято решение о воссоздании Братского острога на основе сохранившейся юго-западной башни. Братский острог был первой русской крепостью, заложенной на территории расселения бурят. Он за свою историю сменил несколько мест. Первый острог был построен 18 июня 1631 года атаманом Максимом Перфильевым, который доложил енисейскому воеводе: " в двух плёсах у брацкого порогу Падуна в Кондогоновых улусах на полднище ходу до устья Оки " . Первый Братский острог находился на правом берегу реки Ангары, в нижней части Падунского порога, где сейчас примерно находится створ Братской ГЭС. Место для возведения крепости было определено енисейским воеводой возле устья реки Оки. Но оно не было исполнено, так как находилось почти в центре бурятских стойбищ. В 1632 году в Братском остроге было уже около ста служилых людей. Существование острога вызвало недовольство бурят. Поэтому 22 июня 1634 года в Братский острог " на царскую службу " был направлен отряд во главе с пятидесятником Дунайкой Васильевым. Буряты в 1635 году начали активные военные действия и сожгли острог. Второй острог был поставлен в 1636 году енисейским сыном боярским М. Радуковым на стрелке Оки и Ангары. Это небольшое поселение просуществовало недолго. Новый острог поставлен в 1645 году сыном боярским К. Ивановым и укреплён в 1646 году И. Похабовым. Из документов известно, что в остроге на правом берегу Оки была часовня, построенная, вероятно, до 1649 года. В 1649-1650 годах енисейский воевода Ф. Полибин обращался к архиепископу Сибирскому и Тобольскому Герасиму в связи с челобитной царю енисейских служилых людей, которые просили разрешить построить в Братском остроге на месте часовни церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и прислать священника, чтобы служилые люди от ран и болезней " без отца духовного, без покаяния и причастия в брацком острожке не помирали " .

http://sobory.ru/article/?object=58721

Москва. Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (утраченный). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Аверкия Иерапольского Архитектурные стили: Узорочье , Классицизм Год постройки:Между 1635 и 1636. В 1730-х заменены покрытия, в нач. 19 в. изменён декор. Первая колокольня заменена новой шатровой к 1650, в 1805 заменена вновь, в 1865 надстроена 3-м ярусом. В 1923-33 реставр. с восст. изнач. форм. Год утраты:1936 (снесён) Архитектор:Обросим Максимов (руководитель артели), П.Д. Барановский (реставрация 1923-1933) Адрес: Россия, г. Москва, на месте существующего собора по адресу: Никольская ул., д. 3 Координаты: 55.755465, 37.619274 Проезд:станции метро " Площадь Революции " , " Охотный ряд " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был сооружен на Красной площади на вклад князя Дмитрия Пожарского в благодарность Богу за победу над поляками в 1620 году. В 1650 году была выстроена колокольня храма. Храм неоднократно перестраивался. А в 1936 году был окончательно разобран. Воссоздан в 1990-1993 гг. по обмерам архитектора П.Д. Барановского, который успел до уничтожения собора произвести обмер при его реставрации в 1925-1930 гг. Казанской иконы Божией Матери на Красной площади собор Красная площадь – главная площадь Москвы, на которой с древних времен стояли два выдающихся памятника русской военной славы. Это собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, возведенный в честь победы над татарами, и собор Казанской иконы Божией Матери, поставленный в память освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. В 1612 г. к Москве подошло русское войско, руководимое князем Д.М. Пожарским и купцом К. Мининым. Как главную святыню они имели с собой список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. 22 октября русским ополчением приступом был взят Китай-город и окружен Кремль. Успех этого штурма современники связали с покровительством Божией Матери и помощью чудотворной Казанской иконы. Тогда князь Д.М. Пожарский дал обет построить в память этого дня храм в честь этой иконы. Через пять дней поляки, сидевшие в Кремле, сдались.

http://sobory.ru/article/?object=44871

Иосиф, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский (Кононович-Горбацкий) Сведения о преосвященном Иосифе имеются с 1635 года, когда он был в штате Киево-Могилянской коллегии, где преподавал различные предметы до 1642 года. С мая 1642 года – игумен Киево-Братского училищного монастыря и ректор Богоявленского училища. В 1646 году перемещен в Киевский Златоверхий Михайловский монастырь. 2 мая 1650 года хиротонисан во епископа Мстиславского. Оршанского и Могилевского. Скончался 25 февраля 1653 года в Киеве, где жил в последнее время. Преосвященный Иосиф, как человек ученый и разумный, пользовался особым вниманием митрополита Петра (Могилы , † 1646) На Соборе 1640 года в Киеве, обсуждавшем «Катехизис» Петра (Могилы) , ему вместе с Иннокентием Гизелем было доверено записывать определения Собора, названные «изложением веры руссов». В 1642 году вместе с другими лицами был послан депутатом от Русской Церкви на Ясский Собор, повторно обсуждавший «Катехизис» Петра (Могилы) , и был на нем одним из самых видных деятелей. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 503. Мухин Н. Ф. профессор. Киево-Братский Училищный монастырь. – Киев. 1893. – С. 76. 85. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1404. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 302. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 15, 17, 493. Сапунов А. П. Витебская старина: в 3 т. (т. 1, 4, 5; 2 и 3 не изданы). – Витебск, 1883–1888. – Т. 5. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 456–458. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 8. – С. 338. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 55. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 6. – С. 561; т. 7. – С. 22, 31, 32, 58, 616. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Пузына Александр Юрьевич, кн.; † 15.12.1650), еп. Луцкий и Острожский Западнорусской митрополии . В 10-20-х гг. XVII в. кн. Пузына проявил себя на сеймах активным борцом против унии (см. Брестская уния ). В 1632 г. волынской правосл. шляхтой избран епископом Луцким и Острожским. 15 марта 1633 г. кор. Владислав IV передал А. Жидичинскую архимандритию, 18 марта подтвердил избрание его епископом. Вскоре благодаря поддержке короля и правосл. шляхты А. отобрал у униатского Луцкого еп. Иеремии (Почаповского) часть церковных имений. Однако по постановлению сейма 1635 г. епископом Луцким был признан Иеремия (Почаповский). В 1636 г. совместно с митр. свт. Петром (Могилой) А. выразил готовность участвовать в переговорах о создании зависимого от Рима «русского» (Киевского) патриархата. После смерти в окт. 1637 г. Иеремии (Почаповского) А. занял Луцкую кафедру, отказался выполнить приказ кор. Владислава IV о передаче кафедрального собора в Луцке назначенному администратором епархии униатскому еп. Иосифу (Мокосию-Баковецкому) . 20 апр. 1638 г. король подписал акт, подтверждавший все права А. на Луцкую кафедру, акт предполагалось огласить во время планировавшегося объединительного собора православных и униатов. По инициативе А. в Кременце в 1638 г. было выпущено новое издание соч. Сильвестра (Косова) «Дидаскалия, или Наука о семи таинствах», а во Львове - «Поучение новоосвященному иерею». В том же году А. созвал в Луцке собор духовенства, на к-ром обязал духовенство пользоваться указанными изданиями. В 1643 г. А. при содействии правосл. шляхты добился назначения своим преемником мелецкого архим. Иосифа (Чаплица). В 1647 г. А. участвовал в выборах митр. Сильвестра (Косова) и тогда же вместе с частью правосл. иерархов готов был начать переговоры с униатами по вопросу создания униатского Киевского патриархата. Весной 1648 г., по нек-рым данным, А. поддержал восстание под предводительством Б. Хмельницкого . Лит.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1893. Т. 2; Nagielski M. Puzyna Alexander//Polski sownik biograficzny. Wrocaw, 1986. T. 29; Блажейовський Д. Iepapxiя Киïвськоï Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 230. Л. В. Соболев Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76924.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНСЛЕБ Вáнслеб [франц. Vansleb; нем. Wansleben] Иоганн Микаэль (1635- 1679), нем. ориенталист. После углубленного изучения эфиоп. и араб. языков в 1664-1665 гг. прибыл в Египет с намерением предпринять путешествие по Эфиопии, но копт. патриарх Матфей IV (102-й патриарх кафедры св. Марка (1648-1675)) отсоветовал ему делать это. Затем В. отправился в Рим, принял католичество и вступил в орден доминиканцев. Он получил заказ на приобретение вост. рукописей для Парижской королевской библиотеки. С этой целью прибыл в Египет, где оставался с июня 1672 по окт. 1673 г. Он посетил Белый мон-рь и мон-рь св. Антония . В., сопровождавшему епископа Асьюта в его пастырской поездке, первому из европейцев удалось побывать в самых юж. районах Египта и наблюдать там жизнь христиан-коптов - многое из того, что он увидел, В. описал в отчете, к-рый вышел в Париже в 1677 г. Затем В. посетил Стамбул, где написал «Историю Александрийской Церкви», содержащую краткий очерк иерархии Коптской Церкви, ее обычаев, богословия, литургики и канонического права, с приложением списков копт. патриархов и арабоязычных копт. авторов, с перечислением их сочинений. В 1676 г. он вернулся во Францию, где был обвинен заказчиком в том, что затянул свое пребывание в Турции и не пытался проникнуть в Эфиопию. Способности В. находить и приобретать рукописи, имеющие большую научную ценность, выдвинули его в первый ряд исследователей и путешественников, к-рые познакомили Зап. Европу с христ. Египтом. Среди 355 кодексов, приобретенных им в Египте, были трактаты Абу-ль-Бараката , «История патриархов египетской Церкви», «Церкви и монастыри Египта и соседних стран». Эти рукописи составили основу для сравнительных лексиконов копт. слов и их араб. эквивалентов, исследований по копт. каноническому праву и литургике. Соч.: Conspectus operum Aethiopicorum. P., 1671; Histoire de l " église d " Alexandrie. P., 1677; Nouvelle Relation en forme de journal d " un voyage fait en Égypte en 1672 et 1673. P., 1677. Лит.: Pougeois A. Vie et voyages de Vansleb, savant orientaliste et voyageur: sa vie, sa disgrâce, ses œuvres. P., 1869; Omont H. Missions archéologiques françaises en Orient aux XVIIe et XVIIIe siècles. P., 1902. P. 54-174, 883-951; Carre J. -M. Voyageurs et écrivains français en Égypte. Cairo, 1956. Vol. 1. P. 29-36; Martin M. Note sur la communauté copte entre 1650 et 1850//Annales islamologiques. 1982. Vol. 18. P. 193-215. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/154059.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАН ПРОКОПЬЕВ (ПРОКОФЬЕВ) КОНЮХОВСКИЙ (? - лето 1654, Москва), государев певчий дьяк. С марта 1635 г. упоминается как певчий- нижник 2-й станицы царского хора с годовым окладом сукном в 5 р. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 92. Л. 128). Ежегодно в 1635-1641 гг. и 1646 г. дополнительно получал также в качестве пожалования на 2-ю станицу певчих дьяков по 2 р. от патриаршего рождественского славленого (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 9. Л. 123; 12. Л. 133; 15. Л. 121). В 1635 г. при освящении дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасова на Сенях пел в составе 1-й станицы (Там же. Ф. 396. Оп. 2. 291. Л. 400 об.). В том же году 30 нояб. пел среди дьяков в придворной ц. Нерукотворного образа «перенос (т. е. херувимскую песнь.- Ред.) спускной» демественным распевом (Там же. 92. Л. 235 об.; 291. Л. 110). В 1638 г. его двор находился на «Микицкой» улице, в переулке недалеко от ц. сщмч. Дионисия Ареопагита; за ним числилась пищаль для обороны города (Росписной список г. Москвы 1638 г./Изд.: И. С. Беляев//Тр. Моск. отд-я имп. Рус. военно-ист. об-ва. М., 1911. Т. 1. С. 68). В мае 1642 г., во время обряда поставления патриарха Иоасафа, он и его товарищи по станице пели и «ходили по три дни около Кремля, Китая и Белого города» (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 967). До марта 1645 г. ему принадлежал певч. сборник (Обиход и Октоих двухстрочные), к-рый он продал некоему А. Б. Камынину, оставив запись на переплетном листе книги (РГБ. Ф. 37. 142. Л. 1 об.). С сент. 1647 г. переведен в 1-ю, «большую» станицу государевых певчих дьяков с прежним окладом (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 303. Л. 229). В дек. 1648 г. пел среди дьяков на крещении царевича Димитрия (Там же. Оп. 1. 4095. Л. 2). В 1649-1652 гг. ежегодно получал на всю «большую» станицу патриаршее рождественское пожалование - славленого по 2 р. (Там же. Ф. 235. Оп. 2. 28. Л. 92, 340; и др.). В марте 1650 г. пел на крещении новорожденной царевны Евдокии (Там же. Ф. 396. Оп. 1. 4095. Л. 1). Умер во время «морового поветрия» в Москве (ДАИ. Т. 3. С. 509). В 1657/58 г. его двор «за Неглиннинскими вороты, за Мучным рядом» был отдан государеву певчему Елисею Гаврилову (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. 17440. Л. 8). Лит.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 250. Н. П. Парфентьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200459.html

Новая попытка создать правосл. Витебскую епархию была предпринята на рубеже 1649-1650 гг. В записи переговоров между приехавшими в Варшаву 2 янв. 1650 г. иерархами Западнорусской митрополии и польск. кор. Яном II Казимиром отмечено, что среди архиереев был и «нареченный епископ Витепский» ( Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. К., 1931. Т. 9. Ч. 2. С. 1509). Результаты переговоров нашли отражение в королевском привилее от 12 янв. 1650 г., в к-ром говорилось, что православным отдаются нек-рые епархии (wadctwa), в т. ч. Витебско-Мстиславская, ее архиерею должны были быть переданы 3 храма - Рождества Христова в Полоцке, Благовещенский и Св. Духа в Витебске, а также половина имений униат. Полоцкой кафедры. Текст привилея в варшавские градские книги внес Иосиф (Кононович-Горбацкий) , «епископ Витепский, Оршанский, Могилёвский». Несмотря на то что в документах лета 1650 г. Иосиф (Кононович-Горбацкий) также фигурирует как «епископ Витебский», неизвестно, были ли ему переданы правосл. храмы в Витебске или нет. В февр. 1652 г. кор. Ян Казимир подтвердил привилей Владислава IV униатам 1635 г., согласно к-рому православные не могли иметь храмов в Полоцке и Витебске. В 1654-1667 гг. Вост. Белоруссия, в т. ч. Витебск, была занята рус. войсками. Царь Алексей Михайлович объявил о подчинении Могилёвских епископов Московскому Патриарху. В нач. 1656 г. в Могилёв был прислан для управления церковными делами Мефодий Биба - наместник Патриарха Никона «в епископии Мстиславской, Оршанской, Могилёвской, Витебской и Полоцкой», т. е. по существу его власть распространялась на всю территорию Полоцкой епархии. На всю эту территорию распространялась позднее компетенция Патриаршего наместника Каллиста (Дорофеевича-Риторайского) , в июне 1657 г. хиротонисанного в Москве во епископа Полоцкого (ранее он был игуменом витебского Маркова мон-ря). В Москве от Патриарха Никона он получил список с Казанской иконы Божией Матери (см. Витебская Маркова мон-ря икона Божией Матери ). В 1661 г. территория Полоцкой епархии была подчинена Могилёвской кафедре, остававшейся единственной правосл. кафедрой на землях Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/158850.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010