На пожертвования царя Михаила Феодоровича , боярина И. Н. Романова и на др. средства при игум. Гурии на месте сожженной Предтеченской ц. в 1635-1638 гг. был построен каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: бесстолпный 3-апсидный четверик, вытянутый с севера на юг, завершенный 3 рядами килевидных кокошников и увенчанный 3 шатрами. Барабан центрального шатра прорезан световыми проемами; в сомкнутом своде церкви сохраняются голосники. К храму примыкают 2 придела: во имя св. Иоанна Предтечи и св. Симеона Богоприимца (к 1887 переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери), апсиды к-рых составляют единую линию с апсидами четверика. Объемы приделов также завершены 3 рядами кокошников и главками (предполагается, что первоначально приделы имели шатровые завершения). С юж. стороны храма - крыльцо с арочными входами и полуциркульным сводом с распалубками. Храм декорирован узорочьем, характерным для зодчества 2-й трети XVII в., с использованием белокаменных деталей и зеленых поливных изразцов. Основной объем украшают сдвоенные полуколонки, помещенные в ниши; юж. и зап. стены, а также все апсиды прорезаны окнами с килевидными кокошниками. Барабаны шатров украшены цепочками из дынек, шатры - мелкими кокошниками и белокаменными гуртами. В сер. 30-х гг. XIX в. к Смоленскому храму была пристроена квадратная, крытая крутой 4-скатной кровлей трапезная, под сев.-зап. частью к-рой устроен подвал из 5 камер. Храм также был перестроен: появились фронтоны в стиле ампир над приделами и апсидами. В 1912 г. изучением храма занимался П. Д. Барановский . В результате реставрационных работ (1962, 1976-1989, 1991-1994, 1999-2000) церкви был возвращен первоначальный облик. На стенах и сводах интерьера сохранились фрагменты масляной живописи XIX в. Надвратная церковь в честь Вознесения Господня. 1650 г. Фотография. 2005 г. Надвратная церковь в честь Вознесения Господня. 1650 г. Фотография. 2005 г. В 1650 г. в В. м. была возведена теплая кирпичная надвратная ц. в честь Вознесения Господня с трапезной.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Возвращаясь к истории памятника, обратимся к самому раннему известному нам документу, касающемуся построек Авраамиево-Городецкого монастыря – Галичским писцовым книгам письма и меры князя Никофора Мещерского, Никиты Беклемишева и подьячего Феоктиста Тихомирова, составленным в 1627–1635 гг., выписки из которых приведены в книге Д. Ф. Прилуцкого: «а на монастыре церковь каменная, Покров Пречистыя Богородицы, да в пределе Илья Пророк, да церковь Рождество Христово древяна, да на монастыре же келья игуменская, келья келарня, келья казенная, пять келий братских, келья хлебная, келья гостинная». Опись не упоминает Никольской церкви. Следовательно, она могла появиться в интервале 1635–1650 гг., скорее, в конце 40-х годов XVII в., т.к. в вышеупомянутой надписи на Евангелии церковь Никольская названа новою. С другой стороны, в «Книге данных галицких» от 1628 г., приводимых в «Материалах для истории г. Чухломы и рода костромичей Июдиных (1613–1895)» Г. В. Юдина (Красноярск, 1902, т. 1) в связи с налогообложением Городецкого монастыря, наряду с соборной церковью Покрова Богородицы названа церковь Николая Чудотворца (стр. 86). Возможно, мы имеем здесь дело с деревянной Никольской церковью, предшествующей каменной. Как явствуют следы на фасаде, на месте юго-западного окна церкви первоначально была дверь. Полустёсанное завершение её наличника, в виде фронтона, врезается в венчающий карниз. Южная граница наличника, в виде сквозного шва, опускается до промежуточного карниза – сделанное на этом месте окно не имеет никакого обрамления и могло, судя по формам, появиться в первой половине прошлого века. В 1725 г. церковь освящена вновь. Чем это было вызвано, предшествовали ли этому переделки здания – сказать трудно. Некоторая разностильность верхнего и нижнего этажей позволяет предполагать, что церковь и трапезная могли быть в это время коренным образом переделаны. В 1804–1807 гг. церковь, как сказано в книге Д. Ф. Прилуцкого, была «исправлена, перекрыта и украшена новым иконостасом» (стр. 17). Какого рода были эти «исправления» – неизвестно. Возможно, были переделаны оконные четверти и сделаны внутренние штукатурные работы. Состояние Никольской церкви в начале 30-х гг. XIX в. фиксирует план монастыря, хранящийся в Чухломском музее. Особенностью приведённого в нём плана 2 этажа является устройство входа не с востока, а с юга и отсутствие лестницы в ней.

http://sobory.ru/article/?object=05160

С нач. XVI в. клирики Свято-Духовской ц. при поддержке Полоцких и Витебских архиепископов принимали активное участие в отстаивании прав и льгот, пожалованных правосл. храмам и мон-рям города литов. вел. князьями и нередко нарушавшихся местными властями. В частности, витебский воевода Я. Костевич прекратил выдавать полагавшиеся храмам церковную десятину, лишил их рыбных ловель, заставлял исполнять городские повинности. Грамота кор. Сигизмунда I витебскому воеводе 24 июля 1516 г. предписывала не нарушать права и пожалования правосл. храмам, «што еще продкове наши надали» (АЗР. Т. 2. 65. С. 54). После заключения Брестской унии 1596 г. приход Свято-Духовского храма, как и др. правосл. храмов на территории Великого княжества Литовского, начал терпеть притеснения от католиков и униатов. Согласно инвентарю Полоцкой епархии 10 янв. 1618 г., в Свято-Духовской ц. «в Поле» богослужения не совершались уже в нач. XVII в. В подготовленных к 30 окт. 1632 г. «пунктах успокоения народа русского греческой религии» предполагалось передать храм в ведение униатского Полоцкого и Витебского архиеп. Антония (Селявы) , но в окончательную редакцию текста, утвержденную 1 нояб. 1632 г., этот пункт не вошел ( Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 7). В нарушение прежних привилеев литов. вел. князей и польск. королей Владислав IV Ваза своей грамотой 14 марта 1635 г. приказал: «В Витебске... неуниаты не должны иметь никакой церкви». В нач. 1650 г. делегация правосл. духовенства во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) на Варшавском сейме просила подтвердить данное кор. Яном II Казимиром под Зборовом обещание о предоставлении свободы вероисповедания правосл. населению («не во унии живущим») и передаче православным храмов, в т. ч. «в Витепску Благовещения в Нижнем замку и церковь в поле стоящую Святаго Духа» ( Заборовский. Ч. 1. С. 68). Однако вместо этого 20 февр. 1652 г. Ян II Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 г.

http://pravenc.ru/text/158856.html

В 1632 г. деревянный храм во имя Казанской Божией Матери сгорел, и на его месте в 1635–1636 гг. подмастерьем каменных дел Обросимом Максимовым был выстроен каменный собор. Новый храм освятили 16 октября 1636 г. в присутствии царя Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа. В нем был устроен северный придел равноапостольного Аверкия Иерапольского, чей праздник также приходится на 22 октября. Он был освящен осенью 1637 г. Собор был построен в формах, характерных для времени царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. Это бесстолпный храм с приделом, который по форме повторял главный храм, но в уменьшенном виде. Непосредственными прототипами служили Малый собор Донского монастыря (1591 год) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626 год). Но были и новые черты в архитектурном облике. Во-первых, придел в храме был всего один, и вся композиция получилась асимметричной. Собор имел всего одну апсиду, выступающую далеко на восток. Верх имел горку кокошников, но расположены они были в шахматном порядке, а не один над другим, как в постройках годуновского времени. Кокошники были не только большие, они чередовались с маленькими, почти игрушечными. Нижний ряд не отделялся карнизом от стены, что было нетипично как для более раннего периода, так и для большинства построек XVII века. Стена была разделена на прясла лопатками, а в прясла поместили окна, чья верхняя часть наличников входила в кокошники нижнего пояса. Весь облик храма был очень торжественный, праздничный, что отвечало идее постройки. Его внешняя декорация была уникальна и почти нигде не повторялась. В 1640-х годах справа от главной церкви был построен южный придел святителя Гурия, архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, епископа Тверского, после чего композиция всего храма стала симметричной. Новый придел освятили 3 октября 1647 г. Около 1800 г. при расширении Никольской улицы его разобрали и возобновили только в новом храме. К 1650 г. перед собором построили новую паперть и колокольню. Колокольня была одной из первых шатровых звонниц в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=44871

Вторым епископом белорусским в Могилеве был Сильвестр I Косов (1635—1647), который также постоянно находился и жил при Борисо-Глебском храме и монастыре. Он же в 1637 году созвал здесь первый Могилевский епархиальный собор и основал типографию. В 1646 году скончался митрополит Петр Могила и на его место избрали Сильвестра. Не прекращая усилий, он постоянно вел борьбу с униатами, стремясь возвратить захваченный ими православный Спасский монастырь в Могилеве. Благодаря его стараниям и влиянию митрополии, эта древняя святыня в 1650 году была возвращена православным. В нем устроили кафедру и резиденцию православных могилевских епископов с епархиальной консисторией, братством, духовной школой, типографией и богодельней-госпиталем. С того времени в Крестном-Борисо-Глебском монастыре началась тихая, спокойная иноческая жизнь. В начале XVIII века монастырь сгорел. После пожара был восстановлен только храм. Главный престол в нем по-прежнему назывался Воздвиженским, а правый придел — Борисо-Глебским. С приходом советской власти храм был закрыт и снова начал действовать только в 1941 году после захвата Могилева немцами. Долгие годы он был единственным в Могилеве действующим храмом. В 1970-е годы в нем служил протоиерей Михаил Кузьменко, известный исследователь истории Могилевской православной епархии от времени ее образования до 1917 года. 1 апреля 1986 года Указом митрополита Минского и Белорусского Филарета Свято-Борисо-Глебская церковь города Могилева переименована в Свято-Крестовоздвиженский собор. Описание [ править править код ] По мнению одних исследователей, собор представляет собой памятник архитектуры византийского направления ретроспективно-русского стиля (эклектики). Согласно другим источникам, для архитектурно-стилевой трактовки храма характерно соединение черт классицизма (рустованные пилястры по углам, профилированный карниз основного объёма) и московского культового зодчества XVII века (пятикуполье, килевидные завершения закомар и порталов, очертание наличников окон).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

Определив жену в Алексеевскую обитель, отец Никита, собрав свою духовную библиотечку, отправился в далекий Соловецкий монастырь, где в Анзерском скиту в 1635 году от преподобного Елеазара принял монашеский постриг с именем Никон. В 1641 году иеромонаху Никону суждено было покинуть скит, а в 1643 году по представлению братии Кожеезерского монастыря Новгородский митрополит Афоний утвердил отца Никона игуменом обители. В 1646 году отец Никон, будучи в Москве по делам своей обители, знакомится с царем Алексеем Михайловичем. Встреча сурового аскета, ушедшего в подвиги веры и благочестия, и молодого царя привела к искренней дружбе, которая крепла от беседы к беседе, от встречи к встрече. Вскоре игумена Никона переводят в Москву в Спасо-Новый монастырь с поставлением в архимандрита. Каждую пятницу отец Никон по распоряжению царя ездит во дворец, там он ходатайствует и просит за обиженных и угнетенных из простого люда. Вскоре Новоспасский архимандрит приобретает славу защитника и ходатая за обездоленных, а при дворе становится влиятельнейшим человеком. Духовно богатый, разумный, умудренный жизнью архимандрит Никон активно вникает в дела церковные и государственные, принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», знакомится с Иерусалимским Патриархом Паисием, с которым имеет частые и продолжительные беседы. 11 марта 1649 года архимандрит Никон поставляется на Новгородскую кафедру. Митрополит Никон ревностно заботится о благолепии храмов, вводит киевский распев и элементы греческого пения в богослужение (Собор 1651 года одобрил эти нововведения); по царскому повелению посещает тюрьмы, освобождая узников по своему рассуждению, самостоятельно управляет всеми делами и вершит духовный суд без вмешательства служивых людей. Это тогда было новшеством. В феврале 1650 года в Пскове, а затем 15 марта и в Новгороде вспыхнули мятежи против Москвы, которые были остановлены решительными действиями митрополита Никона, причем многих из зачинщиков по его ходатайству помиловали. 19 января 1652 года митрополит Никон присутствовал при открытии мощей преподобного Саввы Сторожевского в Саввино-Сторожевском монастыре. Возвращаясь оттуда, собинный друг предложил царю перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву, в которой издревле собирались и особо почитались православные святыни, возвышая ее тем самым до уровня центра, столицы Вселенского Православия (это было осуществлено по постановлению Собора 20 марта 1652 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

К. принадлежит ок. 120 комедий в принятом тогда в Испании широком понимании слова «комедия», т. е. 3-актных пьес разного жанрового и тематического плана, 80 «аутос сакраменталес» и множество одноактных пьес, написанных в др. жанрах. Театральный канон, в рамках к-рого творил К., был разработан его старшим современником испан. драматургом Лопе де Вегой (1562-1635), но К. существенно пересмотрел его жанровый состав. Пьесы К. традиционно систематизируют по генетическому (в зависимости от того, из какого источника взят сюжет пьесы) и жанрово-тематическому признакам. Согласно 1-му признаку, выделяют агиографические по происхождению «драмы о святых», драмы на библейские («Волосы Авессалома» (Los cabellos de Absalón, 1633)), мифологические («Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la piedra, 1652), «Эхо и Нарцисс» (Eco y Narciso, 1661), «Статуя Прометея» (La estatua de Prometeo, ок. 1668)), историко-мифологические («Великая Зенобия» (La gran Cenobia, 1625), «Дочь воздуха» (La hija del aire, 1-я ч.- до 1650, 2-я ч.- 1653)) и исторические сюжеты («Английская ересь» (La Cisma de Inglaterra, 1627)), а также на темы из рыцарской эпики и романсов («Мантибльский мост» (La puente de Mantible, 1630)), античных и ренессансных романов (К.- автор несохранившейся комедии «Безумства Дон Кихота» (Los disparates de Don Quijote)). По жанрово-тематическому принципу пьесы К. делятся на комедии, в т. ч. «придворные комедии» («Любовь, честь и власть», «Лента и цветок» (La banda y la flor, 1632)) и «комедии интриги» («Дама-невидимка», «Дом с двумя выходами трудно охранять» (La casa con dos puertas, mala es de guardar, 1629), «Мнимый астролог» (El astrólogo fingido, 1631), «Сам у себя под стражей» (El alcaide de sí mismo, 1637)), и драмы. Особое место в наследии К. занимают семейные «драмы чести» («Врач своей чести» (El médico de su honra, 1635), «За тайное оскорбление - тайная месть» (A secreto agravio, secreta venganza, 1635), «Живописец своего бесчестия» (El pintor de su deshonra, 1648-1650)), крестьянские, или народные, «драмы чести» («Саламейский алькальд» (El alcalde de Zalamea, ок. 1636)), «драмы о святых» («Маг-чудодей» (El mágico prodigioso, 1637)), философские драмы («Жизнь есть сон» (La vida es sueño, 1635)). Мн. пьесы К. представляют собой синтез неск. жанров (философской драмы, «драмы чести», «комедии интриги») и имеют неск. источников (историческую хронику, античную мифологию, агиографические предания).

http://pravenc.ru/text/1320177.html

После поставления в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном IV на Перемышльскую кафедру еп. Исаии (Копинского) А. был вынужден уехать из Перемышля и поселиться в униатском мон-ре св. Спаса в Ст. Самборе. Участвовал в созванном королем с целью создания новой «универсальной» унии соборе в Кобрине (26 сент. 1627), а затем во Львове (28 окт. 1629). В 1632 г. вместе с католич. епископами А. выступил против постановления сейма о восстановлении Перемышльской правосл. епископии и передаче правосл. епископу 3 мон-рей: св. Спаса, св. Онуфрия в Лаврове и Смольнинского. Назначенный королем 14 марта 1635 г. правосл. Перемышльский еп. Сильвестр (Гулевич) был вынужден силой завоевывать отданное в его распоряжение имущество. В 1636 г., собрав народ, часть к-рого была вооружена, он напал на мон-рь св. Спаса, изгнал оттуда А., затем занял Онуфриевский и Смольнинский мон-ри. Не будучи в состоянии противостоять правосл. епископу, А. обратился в королевский суд, в кон. 1637 г. добился приговора о лишении еп. Сильвестра гражданских прав и, т. о., вновь обрел права на утраченные мон-ри. Только в 1641 г. православным удалось добиться отмены декрета о «бесчестии» своего архиерея и возвращения части имений, но Перемышльская епископия оставалась за ними лишь до смерти Сильвестра (Гулевича) в 1645 г., после чего епископом продолжал быть А. После Зборовского соглашения королевским дипломом от 12 янв. 1650 г. было постановлено, что новому правосл. Перемышльскому епископу должны быть переданы мон-рь св. Спаса и др. мон-ри, а после смерти А.- все имущество епископской кафедры. 27 сент. 1650 г. Перемышльским епископом был поставлен правосл. Антоний (Винницкий) , при поддержке населения и духовенства отобравший у А. выделенные ему по королевскому диплому мон-ри. Несмотря на постановление 1650 г., уже после победы под Берестечком (28-30 июня 1651) король утвердил в Перемышле коадъютора А. униата Прокопия (Хмелевского) и назначил его преемником А., а декретом от 31 июля того же года аннулировал все уступки православным на территории Перемышльской епархии; однако осуществить этот декрет властям не удалось. А. уехал в Валяву и оттуда, больной и фактически уже не управлявший епархией, следил за борьбой между правосл. епископом и своим коадъютором. А. умер после получения известия о переходе всей Перемышльской епископии под власть еп. Антония (Винницкого), за неск. часов до занятия православными Валявы.

http://pravenc.ru/text/76900.html

В августе 1635 г. Сильвестр (Косов) возведен в сан епископа Полоцкого, Витебского, Могилевского, Мстиславского и Оршанского. На момент возведения в епископский сан Сильвестру (Косову) было только 28 лет. В 1637 г. еп. Сильвестр издает первый русский катехизис, посвященный вопросам сакраментологии, «Дидаскалия». Катехизис стал важным догматическим материалом для православного духовенства на западнорусских землях, что отразилось в неоднократных переизданиях трактата (1653 г., 1657 г., 1716 г.). В 1636 г. еп. Сильвестр заложил храм в честь Рождества Богородицы в Могилевском Братском Богоявленском монастыре. Уделял особое внимание катехизации, читал образовательные лекции православным священникам. В то же время находился в постоянной конфронтации с униатской иерархией. Игнорировал личные запреты короля на проведение православного богослужения в Витебске и Полоцке, за что регулярно подвергался многочисленным штрафам и судебным тяжбам. В 1647 г. православным духовенством и русской шляхтой единогласно избран митрополитом Киевским. Смог вернуть отобранные униатами Луцкую, Холмскую и Витебскую епархии. В 1649 г. по благословению митр. Сильвестра в Москву направлены богословы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатоновский и др., что поспособствовало началу развития научно-богословской деятельности в Московском государстве. На сейме 1650 г. в Варшаве митр. Сильвестр решительно отверг предложения признать католические богословские воззрения. Несмотря на гнев короля Яна II Казимира, митр. Сильвестр смог добится возвращения Лещинского монастыря. В перписке называл себя «российского роду». Будучи митрополитом жил в бедности. При взятие Киева в 1651 г. литовскими войскам способствовал сохранению жизни и эвакуации мирных жителей. При этом сам с духовенством остался в пустом городе в надежде сохранить монастыри и храмы, терпя от поляков «великую шкоду». В последние годы своей жизни сблизился с царем Алексеем Михайловичем. После преставления митрополита Сильвестра прославляли за «доброту, мудрость и терпение». Он с христианским достоинством пронес свой крест в сложной эпохе XVII в., невзирая на многочисленную клевету, от которой митрополита часто защищал гетман Богдан Хмельницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Адрес: ул. Гродненская, 6, г. Новогрудок, 231400, Беларусь Телефон: +375 (1597) 2 39 50 Спасо-Преображенский собор (Слоним) [ править править код ] Спасо-Преображенский собор (Слоним) О существовании Спасо-Преображенской церкви известно с XVI века. В то время она именовалась соборной и при ней служили два священника, которые ежедневно совершали богослужения. При храме существовало Преображенское братство, богадельня и школа для обучения детей славянскому чтению, церковному пению, счетоводству и письму. После заключения Брестской унии в 1596 году на тех местах, где прежде стояли православные храмы, или рядом с ними, польские магнаты и римские монахи стали строить костелы и открывать монастыри. Недалеко от Спасо-Преображенской церкви в 1635-1650 годах был построен костел. Сама церковь была захвачена униатами. После возвращения униатов в Православие Преображенская церковь вновь стала православной. В период хрущевских гонений, в 1963 году, храм был взорван и разрушен до основания. С 1994 года на месте взорванного храма идет строительство нового величественного собора. Адрес : 231800, Гродненская обл., г. Слоним, ул. Пушкина,1 Телефон: +375 (1562)5-08-73 Свято-Михайловский собор (Лида) [ править править код ] Свято-Михайловский собор (Лида) Свято-Михайловский собор (ранее костёл Святого Иосифа) — храм, расположенный в Лиде. Первоначально построенный на деньги императора Павла I как католический храм при монастыре пиаристов, собор стал православным в 1863 году после перестройки сгоревшего костёла. До перехода к католикам в 1919 году большую часть времени настоятелем был И. И. Коялович. После закрытия в 1957 году храм с 1960-х годов стал использоваться как планетарий вплоть до возвращения православным в 1996 году. С 1960-х годов здание храма стало использоваться как планетарий, а кирпичные ворота снесли уже в 1971 году. Сохранились кирпичные одноэтажный корпус монастыря, закрытого в 1832 году, и одноярусная звонница, расположенные рядом с собором. Православной церкви собор был возвращён в 1996 году. 21 ноября 2013 года архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием (Апалько) была освящена памятная доска-барельеф с портретом И. Кояловича, первого настоятеля собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродненская_об...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010