Вот эта подпись: «В лето седмь тысящ сто четыредесятое десятаго ноября в первый день списана бысть сия глаголемая книга синодик вселеньской с стараго синодика при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии и при великом господине и государе святейшем Филарете патриархе московском и всея Русии повелением преосвященнаго Киприана митрополита новгородскаго и великолуцкаго сей же бысть и первопрестольник архиепископ тобольский и всея Сибири и потом на крутицах сарьский и подоньский митрополит». Рукопись начинается словами, сперва писанными вязью: «Синодик с Богом начинаем заповедь святаго и великаго всея вселенныя никейскаго седьмаго собора. Благослови Владыко. Должное к Богу летнее благодарение» и т.д. Из вышеизложенной подписи видно, что синодик 1632 года списан «с стараго синодика». Можно считать несомненным, что под старым синодиком разумеется описанный выше Новгородский синодик XVI века. Оба они имеют одинаковое предисловие и одни и те же анафематствования. Особенность синодика 1632 года составляет переплет с изображением на нем св. Софии Премудрости Божией. При совершении чина Православия протодиакон по прочтении им этого синодика подносил его к митрополиту для целования иконы св. Софии. Содержание этого синодика отчасти излагает протоиерей П. Соловьев (прот. П. Соловьев. Описание новгородского Софийского собора. СПб., 1858 г., стр. 153). Новгородский Софийский синодик, находящийся в библиотеке С.-Петербургской Духовной Академии под 1060, писан рукописью и принадлежит концу XVII столетия, ко времени не ранее 1690 года. В нем поминаются умершими царь Феодор Алексиевич ( † 1682) и патриарх Иоаким ( † 1690). Об употреблении этого синодика в Новгороде свидетельствует возглашение вечной памяти «создателям великаго славнаго и Богом хранимаго Новаграда святыя великия соборныя и апостольския церкви Софии Премудрости Божией». 29 Рукопись начинается, подобно чину Православия в Триоди, словами: «Соборное святаго и вселенскаго собора. Благослови Владыко». И затем без всяких пропусков излагается синодик, находящийся в печатных Постных Триодях. Замечательно, что этот синодик – позднейший по времени в сравнении с указанными двумя Новгородскими синодиками – заключает в себе без всяких исключений анафематствования, находящиеся в Постной Триоди: неправо объясняющим слова: «Приносяй и Приносимый», учению Итала, неправо объясняющим слова: «Отец Мой болий Мене есть», и учению Варлаама и Акиндина. После этих анафематствований указано пение вечной памяти, изложенное в чине Православия Постной Триоди, затем в синодике находится анафематствование новым еретикам – жидовствующим, осужденным на Соборе 1504 года, не заключающееся в Триоди, то же самое, которое изложено в других Новгородских синодиках, с подробным исчислением еретиков. Наконец следуют анафематствования, не содержащиеся и в вышеуказанных двух Новгородских синодиках – Гришке Отрепьеву, Тимошке Акундинову, раскольникам – Аввакуму, Лазарю и другим, Стеньке Разину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Грамота Владислава IV, дарованная православным Речи Посполитой при избрании на польский королевский престол (1632 г. 1 ноября) Перевод с польского Текст приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. 54. С. 200-203 Во-первых, древнее свободное исповедание веры и святых таинств совершение, церквей починка и новых, по согласию е. кор. вел. строение, также заведение богаделен, семинарий, школ и типографий, и свободное не приступившим к унии занятие городских должностей во всех Речи Посполитой городах и местечках. Братства церковный все вообще, который до сего были у неуниатов, также и те, которые после от них будут учреждены, с их церквами, должны остаться при них в спокойном их владении и беспрепятственном употреблении. Митрополит Киевский, в унии состоящий, и его преемники должны иметь ненарушимое право и титул над всею Русью, унию принявшею; а вотчины, к митрополии принадлежащие, с Выдубицким монастырем должны остаться у нынешнего митрополита. По смерти же его, вотчины в воеводстве Киевском, принадлежащие к Софийскому монастырю, должны быть возвращены во оный монастырь, или по просьбе даны от е. кор. вел. и Речи Посполитой; и оная св. Софии Киевская Церковь с ее подданными должна оставаться при неуниатах и митрополите, посвященном от Константинопольского патриарха; митрополит по древним правам и обыкновению должен быть избираем от Русского дворянства и духовенства, также от обывателей Коронных и великого княжества Аитовского, в Греческой вере не в унии находящихся, и от е. кор. вел. на то получить привилегию. И сие самое разумеется о Львовском, Луцком, Перемышльском и Мстиславском архиереях, также о Печерском и Уневском архимандритах. Епископство Перемышльское и Львовское со всеми маетностями и древними их принадлежностями должны оставаться навсегда при неуниатах: но только до кончины теперешнего епископа Афанасия Крупецкого, или перемещения его в другую епархию, в котором случае тамошние обыватели должны избрать на его место другого из неуниатов, коему от будущего короля на коронационном сейме дастся привилегия с полною властью и правом над всеми неуниатами; при том для пребывания его дастся ему с нынешнего времени монастырь Спасской Св.

http://sedmitza.ru/lib/text/443958/

Облик индивидуализирован: святой скорее средовек, чем старец, у него мелкие черты лица, высокий лоб (тип лика характерен для искусства круга Дионисия), волосы короткие светло-русые, такая же светлая борода разделяется от половины длины на вьющиеся пряди почти одинакового размера. Сходные черты внешности П., жест его рук воспроизводятся на покрове, созданном в 1616-1632 гг. и вложенном в Пафнутиев Боровский мон-рь кн. Б. М. Лыковым (КОМЗ; вывезен из Благовещенского собора в Боровске). Внешние уголки асимметрично изображенных глаз преподобного опущены, на лбу и щеках обозначены резкие морщины, короткая челка продолжается вокруг темени и напоминает гуменцо, мантия собрана узлом на груди, на схиме видны Голгофский крест и аналав; в надписи именуется игуменом боровским, чудотворцем. На покрове, исполненном в кон. XVII в. в мастерской А. П. Бутурлиной в Москве (из ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Высоково близ Боровска (где до 1764 существовал Высокий Покровский мон-рь), ЦМиАР), облачение П. вышито золотными и серебряными нитями, схима широкими полукружиями лежит на плечах, перстосложение правой руки святого именословное, в левой - свиток. У П. густая окладистая борода длиной ниже груди, внизу раздвоенная и по краю разделенная на «космы»; надпись: «прп(д)ный пафнтïй», на кайме шиты тропарь и кондак П. Упоминались покровы святого 1530 г. (вклад вел. кн. Василия III Иоанновича), 1575 г. (сделан «повелением царевича Ивана Ивановича и его царицы княгини Федосьи»), 1632 г. (изготовлен «по обещанию» боярина кн. Б. М. Лыкова и его супруги (покров из собрания КОМЗ)), 1700 г. (вклад стольника И. И. Бутурлина (очевидно, покров из ЦМиАР)) с тропарями на каймах. К рубежу XIX и XX вв. как «образа в деревянных рамах» эти покровы хранились в алтаре и у раки святого в монастырском соборе Рождества Пресв. Богородицы; еще один покров, на красном атласе,- в ц. Рождества Христова ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 92-94). Кроме того, в Иосифовом Волоколамском мон-ре на св. мощах прп. Иосифа Волоцкого находился покров, на к-ром был вышит Голгофский крест, по сторонам от него «у подножия… Пафнотей да Иосиф чудотворцы» (Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

востоку, стр. 171). Вообще при патриаршем дворе Филарета Никитича постоянно толпилось много греческих архиереев, которые, пользуясь своими архиерейскими правами, участвовали во всех церковных службах наряду с русскими иерархами и даже присутствовали на приемах иностранцев патриархом. Тяготение к грекам Филарета Никитича было так велико, что он, нуждаясь в образованных и сведущих людях, хорошо знающих греческий язык, решил просить в 1632 году тогдашнего константинопольского патриарха Кирилла Лукариса приискать на востоке и прислать в Москву подходящего православного учителя, который бы основал в Москве греческую школу и был бы способен переводить книги с греческого языка на русский. И когда в том же 1632 году в Москву приехал протосингел александрийского патриарха Иосиф, ранее несколько лет живший в южной России и изучивший здесь русский язык, он, по просьбе Филарета Никитича и государя, остался в Москве с тем, чтобы «служити... духовными делы: переводити ему греческие книги на славянский язык и учити на учительском дворе малых ребят греческого языка и грамоте; да ему ж переводити с греческого языка на славянский на латинския ереси». Учил ли действительно протосингел Иосиф в Москве малых ребят по-гречески, мы не знаем, но книги с греческого языка на славянский он переводил. К сожалению уже в следующем, 1633 году, умер Филарет Никитич и в том же, или в следующем, году умер и протосингел Иосиф и дело об устройстве в Москве греческой школы остановилось (Характер отношений... стр. 482–483). Таким образом Филарет Никитич, в своей церковной политике, держался ясного, определенного грекофильского направления, желал и делом стремился осуществлять идею постоянного тесного единения русской церкви с тогдашнею греческою, так что при нем грекофильское направление при московском дворе значительно окрепло и усилилось. 813 Путешествие ант. п. Макария в Россию описанное Павлом Алепским, перев. Муркоса, выпуск второй, стр. 153; выпуск четвертый, стр.111. 816 Наша книга: Сношения Иерус.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многое и другое говорили они против православных и добились того, что король издал указ, которым поставленные патриархом Феофаном епископы признавались незаконными архипастырями. Самым жестоким преследователем православных в это время явился полоцкий униатский епископ Иосафат Кунцевич. Он отнимал у православных жителей своей епархии церкви, закрывал их, прогонял священников, бросал их и мирян в тюрьмы. Даже сами латиняне и униаты осуждали Кунцевича за его жестокости, какие он позволял себе в отношении к православным. Иные из них уговаривали его и советовали ему не раздражать православных. Кунцевич не унимался и дошел до крайнего безумия. Мало того, что он поотнимал у православных все церкви в городах своей епархии, но он не позволял им совершать богослужения даже в домах и в шалашах за городом. Изувер хвалился, что он не боится за унию даже и смерти, и сам напрашивался на смерть. Кунцевич, действительно, был убит. Он сам был главным виновником своей гибели. Он погиб не за веру, как думали его последователи, а за свои противохристианские жестокости и неистовства. Смерть его – не кончина христианского мученика, а нечто похожее на самоубийство. Православные сильно и горько поплатились за его смерть. Ожесточенные его смертию, латиняне, начиная с папы и короля, и униаты теперь с особенною жестокостью и силой набросилась на православных и стали преследовать их. Митрополит Петр Могила . Преследования православных латинянами и униатами несколько стихли только в 1632 г. В этом году умер польский король Сигизмунд III, причинивший, по внушениям и проискам иезуитов, особенно много зла русскому народу и православной церкви в Западной Руси. На его место был избран сын его Владислав. Этот Владислав одно время был кандидатом на царский престол в Москве. Он соглашался, в случае избрания его царем московским, даже принять православную веру. Владислав относился гораздо лучше к православным своим подданным, нежели его отец. В том же 1632 г., когда он сделался королем, при его участии были составлены особые «статьи успокоения русского народа» в Польше, или условия соглашения между православными и униатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Раз у Андрея возникло желание уйти из обители. Но преподобный Диодор еще раз явился ему во сне и сказал: «Терпи на месте сем и хорошо тебе будет». Вспомнил Андрей милости, явленные ему угодником Божиим, убоялся оставить обитель, с радостью обещался терпеть в ней, сколько будет угодно Господу, и принял монашеское пострижение. (См. также Сказание об Андрее Соловецком – Сост.) Тропарь, глас 8 О тебе отче (имярек), известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяще же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божественно вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, (имярек), отче наш, моли непрестанно о всех нас. Сказание о пустыннике Андрее Соловецком 10 Память его празднуется месяца августа в 9-й день † после 1606 Сведения о пустыннике Адриане Соловецком 10 Память его празднуется месяца августа в 9-й день † 1632 о пустыннике Несторе Соловецком 10 Память его празднуется месяца августа в 9-й день † ок. 1632 о пустыннике Савве Соловецком 10 Память его празднуется месяца августа в 9-й день † 1636 При игумене Антонии (1605–1612) Василий Кенозерец, любивший уединяться в пустынные места острова, рассказал своему духовному отцу Иосифу встречу с чудным пустынником Андреем: «Случилось мне однажды, – говорил он, – зайти далеко от монастыря, так что я, потеряв дорогу, блуждал без пищи и пития. Вдруг вдали показалась мне как бы тень человека. Я устремился за нею, тень скрылась в дебрь; я продолжал бежать и, увидев малую тропинку, по ней дошел до густой чащи, в которой был узкий проход для одного человека. Проникнув этим проходом, я увидел гору и на ней следы босого человека. В горе виделось малое отверстие. Сотворив молитву, я вошел в темную пещеру. Перекрестившись, я простер руки и осязал человека, и в испуге сотворил молитву, на которую житель пещеры ответил: «Аминь». Я пал к его ногам. «Зачем ты пришел сюда и чего тебе нужно?» – спросил незнакомец. «Прости меня, отец святый; я заблудился и пришел сюда; молю тебя, сжалься надо мною и укажи мне путь к обители». Отшельник провел меня в другую пещеру, в которой с южной стороны было окно, освещавшее внутренность. Тогда я рассмотрел незнакомца: он был наг, с малой бородой, тело его было черно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поучившись там, они обыкновенно совращались в латинство и по возвращении в орден питали отвращение к православию. И такие – то мнимо – униаты католики, вступившие в орден и униаты, совращенные в латинство) сплошь и рядом занимали высокие иерархические места в униатской Церкви. Неудивительно, что здесь они действовали в пользу сближения унии с католичеством и подготовляли переход из нее в чистое католичество. § 35. Меры, употребляемые православными в борьбе с унией С своей стороны православные употребляли всевозможные меры в борьбе с унией и католичеством. Магистраты, ратуши, владельческие канцелярии и суды были завалены их жалобами на притеснения. На сеймиках и общих сеймах постоянно заявлялись протесты и просьбы православных дворян и депутатов. Из них особенно замечательны: речь волынского депутата Лаврентия Древинского на варшавском сейме 1620 г. 706 , суппликация, составленная Мелетием Смотрицким и представленная на сейм 1623 г. 707 , и «синопсис», излагавший жалобы, права и вольности западнорусского народа, в печатном виде представленный на сейм 1632 г. виленским братством св. Духа 708 . Бывали случаи, что жалобы и просьбы православных на сеймах принимали тон настойчивых требований; так, напр., православные, съехавшиеся на сеймы генеральный 1597 г., а также конвокационный и избирательный 1632 г., отказывались приступать к решению каких – либо государственных дел, пока не будут удовлетворены их ходатайства в пользу православной Церкви 709 . Не раз православные пытались искать правды и защиты у самого короля (Острожский, Сагайдачный и пр.). Но все это большею частью оставалось без последствий. Несколько раз, выводимые из терпения, православные дозволяли себе самоуправство в отношении к притеснителям. Так: в Слуцке едва не побили камнями униатского митр. Михаила Рагозу (1598), в Вильне какой – то гайдук сделал покушение на Ипатия Поцея и, по счастливой для Поцея случайности, отрубил ему лишь два пальца (1609), во Львове побили Рутского и Мороховского; Крупецкого, еписк.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Полоцкий униатский архиепископ Киприан Жоховский, в речи королю на варшавском сейме, называл Могилев столицей и гнездом схизмы. 1) Первым белорусским епископом, по восстановлении в 1632 г. православной полоцкой епархии, был Иосиф Бобрикович-Анехожский (1632–1633), из наместников Виленского Святодуховского монастыря. 920 В 1635 г. он умер в Вильне и погребен м. П. Могилой в Святодуховском монастыре. 2) На место его белорусским дворянством избран и м. Петром Могилой посвящен в белорусские епископы Сильвестр Коссов , из префектов киевской академии. Сильвестр решился посетить Полоцк и Витебск, но, по настоянию униатского архиепископа Селлявы, получил от короля наказ с запрещением посещать этот край на будущее время. Основанием для этого, конечно, было то, что полоцкая кафедра утверждена униатской; православным же отделена от нее часть, под названием Мстиславской и Могилевской епархии. 921 В 1637 г. окт. 18 Сильвестр собрал духовенство своего управления на собор в Могилеве, на котором и преподал священникам поучение о седьми св. таинствах. После это поучение печаталось несколько раз. По смерти Могилы он избран был в 1647 г. в киевские митрополиты. 3) Еще в 1644 г., при бытности в Могилеве Сильвестра Коссова, наименован был на епископию могилевскую Иосиф Кононович-Горбацкий , 922 игумен киевомихайловский: но только в 1650 г. получил привиллегию на управление. 923 Умер в марте 1653 г. Ляхи не оставили его в покое и по смерти, сочинили на него какие-то пасквильные безграмотные вирши: 924 знак, что он был честный православный пастырь. С 1654 по 1667 год Полоцк, Витебск, Могилев, Мстиславль, Орша и Кричев находились под властью русского государя. По Андрусовскому договору они возвращены были Польше. В 1655 г. был в Могилеве царь Алексей Михайлович. Кутеинский игумен, Иоиль Троцевич, давший гражданам совет к добровольной сдаче Могилева, опасаясь мщения поляков, просил Государя о перемещении его в Россию и, по дозволении Государя, переехал с монахами и имуществом в Новгородский Иверский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

5) Анфологион сиречь Цветослов или Трифолог, составленный от святых отец, изображенных здесь. Великого Бога благодатию благословением четыропрестольных Восточных святейших патриархов. Тщанием же и иждивением братства при храме Успения Пресвятыя Богоматере в типографии их всесовершенне издадеся. В Львове в лето бытия мира 7202, от воплощения же Господня 1694 (лл. 8 не нум., 1+671+1). В предисловни к Анфологиону, между прочим, говорится: „Эта (книга) ныне паки в тех же и множайших пениях и благодарениях, изобилующая (но не переменяющая себе ни в чем, не буди тако рещи: испытно бо здесь всяк увесть) аки небесною росою доволне напоена и достоверне с истиннословии Еллинскими изведева, и четвертое опасно исправлена 5 . К этим пяти известным изданиям Анфелогиона, вышедшим из типографии Львовского братства, г. Крыловский прибавляет издание этой книги 1600 года, а профессор Титов , как мы видели, кроме того, еще два издания – 1637 и 1691 гг. У г. Крыловского (стр. 287 исследования) при перечне братских изданий значится: „Анфологион – Трифолог, в л., 1600 г., в количестве 600 (?) экземпляров, – причем ставится цитата: Zubricki о drukarniach (т. е. Historyczne badania о drukarniach Rusko-slowianskich w Galicyi. Lwow. 1836), стр. 21.– В указанном месте Зубрицкий говорит, что в 1636 году Львовское братство постановило приступить к печатанию Анфологионов, так как прежнее издание („dawnieysza edycya”), этой книги распродано, и отсюда делает естественное заключение, что проектируемое Братством в означенном году издание Анфологиона, вскоре (в 1638 году) осуществившееся, не было первым. Но так как это первое издание (т. е. Анфологион 1632 года) Зубрицкому не было известно, то он, задавшись вопросом, к какому времени можно его приурочить, предположительно относит это ко времени „около 1600 года”. Это предположение Зубрицкого, не твердое само по себе (по тем аргументам которыми оно подкреплялось), 6 при наличности теперешних сведений об издательской деятельности Львовского братства теряет всякое значение, и в настоящее время ставит, как делает это г. Крыловский, рядом с братскими изданиями Анфологиона 1632 и 1638 гг., известными как первое и второе, еще издание этой книги, якобы вышедшее из братской типографии около 1600 года, – никоим образом нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

9 . В западной стене Новгородского Софийского собора вделан каменный четвероконечный крест, мерою 2 аршина вышины и 1 3 / 4 арш. ширины; вокруг почти всего креста высечена следующая надпись: въ лто ... 14 писанъ бысть кртъ въ нов город и бголюбиваго прещнаго архепископа и поставленъ на правоврнымъ людемъ. а владык арепископ дан бь многаа лта и и и детемъ его – всем Надпись сия показывает, что крест сей устроен в XIV веке, когда управлял Новгородской епархией архиепископ Алексий (1359–1389 г.). На этом кресте рельефно изображено распятие Спасителя с высеченной надписью: хс (См. «Известия Импер. Археол. Общества», т. 2, стр. 92–93. С.-Петерб. 1859 г., 385). 10 . В Книге о священстве св. Иоанна Златоустог о 59), печат. во Львове 7122–1614 г., на стр. 86 изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. 11 . В Анфологионе, или Трифологионе 114), печат. во Львове 7140–1632 г. на листе 49 обор. пред службою на воздвижение креста изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. 12 . В Анфологионе 131), печат. во Львове 7146–1638 г. на листе 49 обор. изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. 13 . В Анфологионе 193), печат. во Львове же 7159–1651 г. на листе 45 обор. изображено распятие Господне с надписью: IC ХС. Другие памятники древности, содержащие такое же сокращенное начертание имени Спасителя IC ХС, за краткостью, не указываем. Искателю истины достаточно и указанных, для вразумления и удостоверения, что имя Спасителя писалось иногда сокращенно и без титлы, и что написанное как с титлою, так и без оной, имеет одно и то же значение, а посему может быть изображаемо и именословным перстосложением. В подтверждение сказанного прибавим еще следующее указание. Употребляемую на кресте титлу, означающую: назарнинъ царь (Еванг. от Иоанна зач. 60) принято писать таким образом: Н Ц но на памятниках древности она встречается написанной и таким образом: Н Ц См. для примера: а) на Корсунском кресте равноапостольного князя Владимира, находящемся в Московском Успенском соборе, в алтаре, б) в Книге о священстве св. Иоанна Златоустог о 59) львовского издания (стр. 86), в) в Анфологионе 70), напеч. в Киеве 1619 г. (стр. 156), г) в Анфологионе 114) львовского издания 1632 г. (л. 49 об.), д) в Анфологионе 131) львовского издания 1838 г. (л. 49 об.), е) в Анфологионе 193) львовского издания 1651 г. (лист 49 оборот). IV. О древности троеперстного сложения руки для ограждения себя крестным знамением

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010