Нягое I Басараб (1512-1521), Теодосие (1521), Влад VI Драгомир Кэлугэрул (1521-1522), Раду V из Афумаци (1522-1529 с перерывами), Владислав III (1523, 1524, 1525), Раду VI Бэдика (1523-1524), Басараб V (1529), Мойзе I (1529-1530), Влад Утопленник (Инекатул) (1530-1532), Влад Винтилэ (1532-1535), Раду VII Паисие (1534, 1535-1545), Мирча IV Пастух (Чиобану) (1545-1552, 1553-1554, 1558-1559), Раду VIII Илие (1552-1553), Пэтрашку Добрый (чел Бун) (1554-1557), Петру Молодой (чел Тынэр) (1559-1568), Александру II Мирча (1568-1574, 1574-1577), Винтилэ I (1574), Михня II Турок (1577-1583, 1585-1591), Петру Серьга (Черчел) (1583-1585), Штефан Глухой (Сурдул) (1591-1592), Александру Злой (чел Рэу) (1592-1593), Михай II Храбрый (Витязул) (1593-1601), Николае I Пэтрашку (1599-1600, вместе с Михаем II), Симеон Мовилэ (1600-1601), Раду IX Михня (1601-1602, 1611-1616, 1620-1623), Раду X Шербан (1601, 1602-1611), Габриель Батори (янв.-март 1611), Гаврил Мовилэ (1616, 1618-1620), Александру Ильяш (1616-1618, 1628-1629), Александру Князек (Коконул) (1623-1627), Леон Томша (1629-1632), Раду XI Ильяш (1632), Матей Басараб (1632-1654), Константин Шербан (1654-1658, 1660), Михня III Раду (1658-1659), Георге Гика (1659-1660), Григоре Гика (1660-1664, 1672-1673), Раду XII Леон (1664-1669), Антоние Водэ из Попешти (1669-1672), Георге Дука (1673-1678), Шербан Кантакузин (1678-1688), мч. Константин Брынковяну (1688-1714), Штефан II Кантакузин (1714-1715), Николай Маврокордат (1715-1716, 1719-1730), Иоанн Маврокордат (1716-1719), Константин Маврокордат (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763), Михай Раковицэ (1730-1731, 1741-1744), Григоре Гика (1733-1735, 1748-1752), Матей Гика (1752-1753), Константин Раковицэ (1753-1756, 1763-1764), Скарлат Гика (1758-1761, 1765-1766), Штефан Раковицэ (1764-1765), Александру Гика (1766-1768), Григоре Гика (1768-1769), российская военная администрация (1769-1774, 1806-1812, 1828-1834, 1853-1854), Александр Ипсиланти Старший (1774-1782, 1796-1797), Николай Караджа (1782-1783), Михаил Суцу Старший (1783-1786, 1791-1793, 1801-1802), Николай Маврогени (1786-1790), российско-австр.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Сейм, однако, постановления о созыве Соборов не утвердил, и уже после его роспуска соответствующее решение было принято королем. В королевском универсале указывалось, что Соборы созываются для «устранения различий с Римской Церковью, а их решения должны были быть представлены королю» (АрхЮЗР. К., 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 598-599). В июле 1629 г. в Киеве должны были собраться православные, чтобы подготовиться к участию в совместном Соборе во Львове осенью 1629 г. Королевским послом на Собор в Киеве по рекомендации митр. Иосифа Рутского был направлен К. Хотя К. не удалось добиться нужного решения, униат. митрополит одобрил его деятельность и выражал надежду в письме к папскому нунцию, что он может сыграть большую роль в деле привлечения православных на сторону унии. Митрополит имел в виду беседы К. с правосл. митр. Иовом (Борецким) и архим. Киево-Печерского мон-ря Петром (Могилой) , которые проявили готовность созвать Собор и согласились обсуждать спорные догматические вопросы. Несмотря на это, К. в Киеве столкнулся с большими трудностями. Хотя митр. Иов (Борецкий) готов был провести Собор, против его созыва решительно выступили противники унии - казаки, киевское духовенство и даже правосл. шляхта, справедливо отмечавшая, что королевский универсал не соответствует достигнутой на сейме договоренности, и заранее объявившая недействительными решения, которые будут приняты в ущерб правосл. вере и правам правосл. Церкви в Речи Посполитой. То, с чем К. столкнулся в Киеве, не могло не вызвать у него сомнений в правильности религ. политики Сигизмунда III. К этому времени следует отнести и начало постоянных контактов между К. и Петром (Могилой). В апр. 1632 г. К. публично отрекся от унии и затем принял активное участие в борьбе за признание правосл. иерархии, к-рая развернулась во время бескоролевья 1632 г., наступившего после смерти Сигизмунда III. На собравшемся в кон. сент. 1632 г. сейме для избрания нового короля К. был одним из 5 послов, направленных волынской шляхтой, которые должны были заявить, что не приступят к выборам, пока не будет осуществлено «успокоение греческой религии». Активно участвуя в спорах, К. доказывал, что именно правосл. Церковь является законной наследницей первой христ. Церкви Руси и ей должны принадлежать все права, предоставленные этой Церкви до 1596 г. Он доказывал также, что решения, которые примет сейм, не нуждаются в санкции папы. Для взглядов К. можно считать характерным утверждение, что Речь Посполита не должна пренебрегать мнением такого большого числа шляхтичей - приверженцев Православия, отдавая предпочтение мнению немногих униат. епископов.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

37–38. Никита и Гаврила Машкины, обвинялись в 1651 г. Дмитрием Кусаковым в ограблении крестьян. Куряне. (Оп. Дел Миг. Юстиции, XV, 182, I). 39. Иван Афанасиевич, 1627–1636 гг., Курский городовой дворянин, оклад 200 четей (Танков, 89). 40. Карней Афанасиевич, Рыльский городовой дворянин. На службе с 1630 г., 1632 г., оклад 250 четей, денег с городом 8 руб. (Танков, 121). 41. Григорий Иванович, 1665 г., сын боярский в Кромах. (Оп. Дел Мин. Юст. XVII, 216, I). 42. Осип Никитич, Рыльский городовой дворянин, на службе с 1630 г., 1632 г. оклад 200 четей, денег с городом 6 рублей (Танков, 91). 43. Сафон Семенович, 1636 г. верстан новичным окладом во Курску в 200 четей (Танков, 91). 44. Даниил Елисеевич, 1783 г., надворн. сов., директор Коммерческого банка в Астрахани (Адрес-Календарь 1783. 461). —351— 45. Мария Ивановна, 1816 г., девица, Мологская помещица (Списки дворян Ярославск. губ. Рукописные, в Ярославск. Депут. Собрании). 46. Дмитрий Иванович, 1835. Рыбинский помещ. (Я. A. К. 767, 848). III т. – капит. 47. Василий Васильевич. Родился 1803 г., † 16 февраля 1848 г. (C. П. Б. Некрополь). 48. Петр Михайлович. Родился в 1852 г. † 4 июня 1899 г. (Кр. Некр.). 49. Михаил Александрович, 1878, коллежск. асессор (Он. Д. Гос. Сов. I, 670). 50. Владимир Машкин. Родился 1871 г. † 1896 г. (Кр. Некр.). 51. A. М. М[ашк]ин. В неоф. части «Курских Губернских Ведомостей» помещены его заметки: а.) О Благотворительности (Письмо из уезда). 1-ей 1902 г. б) О Тряпичкиных, письмо из уезда. 1902 г. в) Новое о небесных светилах. Юридическая беспом о щность (впечатления). 1907 г. г) Идеалы и жизнь. Фельетон. 1907 г. 52. А. С. Машкин, учитель Обоянского приходского училища в 1859–80-х годах. Л. С. Машкин был известным этнографом, доставившим в Имп. Русское Географическое Общество целый ряд этнографических записей, с соблюдением особенностей местного произношения: записи эти впоследствии напечатаны (Венгеров, –Предв. спис.; Дм. К. Зеленин,– Материалы для описания Курск, губ., хранящиеся в учен. Архиве Имп. Рус. Геогр. о-ва, «Курский Сборник», Вып. VII, стр. 103). Вот список его трудов:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтобы местность совсем не запустела, шведы стали поступать мягче и хитрее, для отвода от веры православной. Их короли: Густав Адольф (ум. 1632) и Карл XI (1660–1697 гг.), при переговорах и на бумаге позволяли православным и храмы строить, и священников вызывать из-за рубежа, и божественные пения вольно отправлять. А на деле, не прибегая к открытому насилию, употребляли всякие меры к обращению православных в лютеранство. Пасторам приказано было посредством увещеваний склонять русских к оставлению уставов и обрядов св. церкви, не согласных с лютеранством. Шведы поощряли тех, кто из пасторов говорил проповеди на русском языке, раздавали православным лютеров катехизис, напечатанный в Стокгольме в русской типографии в русском переводе, освобождали от государственных податей того, кто крестил детей по лютеранскому закону или сам переходил в лютеранство, приписывали православных к лютеранским приходам. В 1686 году, епископ Гецелиус написал увещевание ко всем православным, говорившим по-фински, чтобы они приняли лютеранское учение. Находившиеся в подданстве Швеции православные, для сохранения веры, просили, наконец, чтобы константинопольский патриарх прислал к ним особого митрополита или архиепископа для управления церковными делами. Патриарх и назначил одного монаха, но его заключили в Абовскую крепость. По поводу нового ходатайства о том же, правительство шведов отвечало, что для королевского величества унизительно позволять искать епископа или священников вне шведских владений, и что лютеранский суперинтендант г. Нарвы получил право посвящать им священников, кого сами изберут, и то с условием, чтобы избранные предварительно приносили в Стокгольме присягу в верности правительству. Это было в царствование королевы Христины (1632–1654) и, конечно, сей факт был уже самой резкой и самой действительной мерой к приведению всех православных в лютеранство. Чтобы удобнее слить православных с собой в единство веры и народности, шведы сами названия мест изменили по-своему. Орешек назвали Нотеборгом (Notten – орех, Burg – город), город Корелу – Кексгольмом, Ивангород прикрыли названием соседней Нарвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С 1808–1810 гг. военный министр, провел реорганизацию артиллерии; с 1810 г. председатель Департамента военных дел Государственного совета. В 1815–1825 гг. наиболее доверенное лицо императора Александра I, осуществлял его внутреннюю политику; организатор и главный начальник военных поселений. Шишков Александр Васильевич (1754–1841) – русский писатель, государственный деятель, адмирал. Президент Российской академии (с 1813 г.). В 1824–1828 гг. министр народного просвещения, инициатор издания так называемого «чугунного» цензурного устава 1826 г. 340 Могила Петр Симеонович (1596/97–1647) – деятель украинской культуры, церковный писатель; с 1632 г. митрополит Киевский и Галицкий. Добился у польского короля легализации Православной Церкви и передачи ей ряда униатских монастырей. В 1632 г. основал Киево-Могилянскую коллегию (позже ставшую академией). Покровительствовал писателям, художникам, книгопечатанию. «Православное исповедание» – главное сочинение Могилы, в котором заметно влияние западного богословия. 341 Молокане – одна из сект духовных христиан. Возникла в России во второй половине XVIII в.; отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах; общинами руководят старцы и выборные пресвитеры; до 1905 г. подвергались преследованиям правительства. Жидовство – ересь «жидовствующих» захватила в конце XV в. в Новгороде верхи клира, а затем перекинулась на Москву; еретики отдавали предпочтение Ветхому Завету и на основании его изучения отрицали догмат о троичности Бога. 342 Экзархат (от греч. ξαρχος – глава, начальник) – в православных церквах церковный округ, иногда объединяющий несколько епархий, пользующийся определенной самостоятельностью; современная Русская Православная Церковь имеет экзархат в Западной Европе, Средней Европе, Центральной и Южной Америке, на Украине. 344 Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) – митрополит Ростовский, писатель. Поддерживал реформы Петра I с условием невмешательства государства в церковные дела. Составил новую редакцию «Четий-Миней», автор пьес («Рождественская драма», 1702) и антираскольнических сочинений. Канонизирован Русской Православной Церковью. 345 Толстой Александр Петрович (1801–1874) – граф, генерал-лейтенант, губернатор Тверской, обер-прокурор Св. Синода (1856–1862). 347 Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792–1847) – русский православный монах, миссионер. В 1830–1843 гг. в миссии на Алтае перевел на алтайские языки библейские и богослужебные тексты. Перевел также на русский язык с древнееврейского Ветхий Завет (опубликован в 1860–1867 гг.). Читать далее Источник: Христианство и цивилизация : Избранные труды по богословию и философии/Флоровский Г.В. Сост., вступит. ст., примеч. И.И. Евлампиева, В.Л. Селиверстова. - СПб. : РХГА, 2005. - 862 с. ISBN 5-88812-154-1 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В конце сего обряда сказано: «пос?? певцы славят Цря глсом по обычаю таже и Патриарха в земли же ру?? славять Кнзя и митрополита по своему обычаю». Из печатных книг замечательны: 6) Библия Острожской печат?? лист, в кожаном переплете. На конце последнего листа надпись в ?? предисловии: «Сущиа же Богоприятныя и душеправительныя книги, ветх?? новаго завета, напечаташася мною многогрешным Иоанном Федоровым?? Москвы, в Богохранимом граде Острозе в лето от создания мира ?? от воплощения ж Гда Бга и Спаса нашего Iu Хс 1581 мсца августа?? дня». И потом в новом мести: «Изволением Отца, и споспеше Сына, и съвершением Стаго Дха. Повелением благочестивого Князя В?? Константиновича Острозского, воеводы киевского, Маршалка земли В?? ския, старосты Владимирского и проч. Напечатана бысть сия книга ?? библия еже ес ветхии и новыи завет. В бгоспасаемом граде его отчиз?? острозе, многогрешным, и недостойным рабом Иваном Федоровым с?? Москвитином в лето от создания миру 7088, а от воплощения Гда Спаса нашего Ic Хс 1580, мсца июля 12 днь». 7) Служебник 1655 года, в малую четверть листа, переплетен в кожу. В нем подробно объясняется порядок ежедневного служения иерею и диакону. Летопись настоятелей Как неизвестно положительно время основания Николаевской обители, так неизвестно и время управления монастырем первоначальных настоятелей. Из двух древних синодиков представляем один только их перечень по порядку: – игумены: Антоний, Феодосий, Галактион, Варлаам, Афанасий, Закхей, Афанасий, Иоаким, Савватий, Кирилл, Феодосий, Нифонт (архимандрит), Варсонофий убиенный, Корнилий, Киприан (архимандрит), Евфимий (архимандрит), Лаврентий (архимандрит), Марк (архимандрит), Макарий (архимандрит), Иона, Адриан, Варлаам и Сергий, всего 23 настоятеля. После них настоятельствовали: Игумены: Иов (строитель) – с 1616 – 1632 г. Феодосий – с 1632 – 1662 г. Иона – с 1662 – 1668 г. Феодорит – с 1668 – 1678 г. Лука (строитель) – с 1678 – 1686 г. Игнатий – с 1686 – 1689 г.; им произведены небольшие исправления каменной колокольни и церквей. Игнатий – с 1695 – 1696 г. Макарий – с 1696 – 1701 г.; при нем перенесен из Зеленецкого монастыря и освящен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Новгородские списки жития (напр., НИКМ. Инв. 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.) попытались снять противоречия, не приводя дат и не указывая имен архиепископа, давшего антиминс для Преображенской ц., и митрополита, при к-ром «преподобный отец наш Антоний взят бысть в Великий Новъград». Вместо царя Василия Иоанновича в новгородских списках назван Иоанн IV Васильевич Грозный (1547-1584), не указано количество лет, прошедших со дня преставления святого до перенесения его мощей. Текст жития А. Л. частично заимствован: в чуде святого «о предвидении поражения под Оршавою» использовано аналогичное чудо о предвидении поражения рус. войск под Оршей в 1514 г., о к-ром говорится в «Надгробном слове преподобному Иосифу Волоколамскому», написанном Досифеем (Топорковым) . «Повесть монаха Нифонта» о встрече с А. Л. является переделкой патериковой Повести о Марке Фраческом. В самой ранней известной грамоте, выданной Леохновскому мон-рю в 1587 г. (сохранилась в копии 1675), сообщается, что «ко Всемилостивому Спасу... в пустынь к старцу Антонию» жалуются пустоши Рублёво и Леохново (НГОМЗ ОПИ. 349. Л. 2-3 об.). Упоминаемый старец Антоний, видимо, основатель мон-ря. Поскольку в новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг. Леохновский мон-рь не упомянут, его основание преподобным, вероятно, произошло в посл. четв. XVI в. В «Описании о российских святых» А. Л. упоминается под 17 окт. 6900 (1392) г. Отенские святцы, цитируемые архиеп. Филаретом, указывают 7100 (1592) г. Большинство исследователей считают, что кончину святого можно отнести к 1611-1613 гг., однако и в этом вопросе существуют разные мнения. Время местной канонизации А. Л. неизвестно, вероятно, это произошло не позднее 1-й трети XVII в., т. к. в 1626-1632 гг. были обретены мощи святого. В житии рассказывается, что через неск. лет после оккупации Новгорода шведами А. Л. трижды являлся во сне иноку Леохновской обители Григорию с повелением пойти к митр. Новгородскому Киприану и сказать, чтобы тело преподобного положили в Леохновском мон-ре. Григорий сообщил о явлениях святого митрополиту, 12 июля в присутствии митр. Киприана и юрьевского архим. Дионисия (1618-1632) состоялся перенос мощей А. Л. из Новгорода в Леохновский мон-рь, во время к-рого произошло 2 исцеления слепых. Самый ранний список службы святому (под 12 июля - память перенесения мощей) датируется сер. XVIII в. (РНБ. Q. I. 1364. Л. 1-22 об.).

http://pravenc.ru/text/116078.html

Только визит в Польшу Антиохийского Патриарха Феофана, рукоположившего здесь в 1620 г. в митрополиты Иова Борецкого (1620–1631), восстановил православную иерархию в Польше. В 1632 г. благодаря трудам нового митрополита Петра Могилы (1632–1647), выдающегося богослова и литургиста, основавшего в Киеве высшее православное учебное заведение – Коллегию, на всей территории Польши удалось восстановить легальный статус Православной Церкви. После воссоединения Украины, составлявшей восточные области Польши, с Россией в 1654 г., в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Русской Церкви. Православные на территории Польши и Беларуси оказались в униатском и католическом окружении. Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над православием , и к концу XVII в. большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Храмы продолжали насильственно закрываться, богослужения совершались в частных домах. Со второго десятилетия XVIII в. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ – Белорусский. Не изменил бедственного положения православных и польский сейм 1788–1792 г., провозгласивший религиозную свободу. Главными очагами Православия продолжали оставаться немногочисленные монастыри. В конце XVIII в. в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. 12.1.3. Православие на присоединенных к России польских землях (XIX – начало XX в.в.) В 1795 г. в результате третьего раздела Польши восточная ее часть входит в состав Российской империи. Началось возрождение Православия, латинская пропаганда и притеснения православных прекратились. С 1793 г. православные приходы в Польше были объединены в Минскую епархию. Начинается свободное возвращение христиан из унии в Православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 г. в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии. В 1839 г. Полоцкий собор ликвидировал унию на территории Польши и Беларуси. В 1840 г. в Варшаве учреждается самостоятельная епархия, а в 1875 г., после присоединения униатов Холмщины, епархия стала называться Холмско-Варшавской. В 1905 г. Холмщина была выделена в самостоятельную епархию. 12.1.4. Польская Православная Церковь в XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богослужение проходило на венг. языке и иврите. Браки заключались только между членами общины. Большая часть трансильванских И., отказавшихся перейти в христианство, была уничтожена нацистами в 1944 г. Из ряда нем. источников известно о существовании в 30-40-х гг. XVI в. общин анабаптистов-субботников в Моравии, Юж. Германии и В. Австрии. В XVI - нач. XVII в. сторонниками соблюдения субботы были также нек-рые голл. анабаптисты-меннониты, англ. пуритане и баптисты. В сер. XVI в. в Падуе существовал тайный кружок анабаптистов, к-рый возглавляли крещеный еврей и гебраист Иероним Бузале, бывш. цистерцианец Лаврентий Тиццано и Джованни Лаурето. Падуанские анабаптисты отвергли божественность Христа и решили принять иудаизм. Бузале бежал в Александрию, а Лаурето - в Фессалонику, где прошел обряд обрезания, жил в сефардской общине и занимался изучением евр. языка. Однако вскоре он разочаровался в новой вере, вернулся в Италию, раскаялся и вновь стал католиком. От своих прежних взглядов отрекся и Тиццано. По его признанию, к-рое он сделал перед инквизиционным судом в 1553 г., Иисус был только пророком, а настоящий Мессия придет в будущем. Случаи обращения в иудаизм известны и в XVII в. Так, в 1614 г. иудаизм принял школьный учитель из Марбурга Конрад Витор, к-рый должен был уехать в Фессалонику. По его словам, он не смог примириться с «чудовищно ложной тайной Троицы». Лотарингский кальвинист Николай Антуан (1602-1632) во время обучения теологии также стал сомневаться в догмате Троицы, сблизился с евр. общиной Меца и даже пытался принять иудаизм. Однако евреи Венеции, к к-рым он приехал за помощью, отвергли его просьбу. Антуан продолжал служить министром, но не смог скрыть своих симпатий к иудаизму, за что в 1632 г. был казнен в Женеве. Группы И. появлялись также в странах, где не было евр. общин, напр. в Англии. Доступность печатного текста Библии и пристальное отношение протестантов, прежде всего пуритан и баптистов, к ВЗ стали причинами дискуссий о соотношении ВЗ и НЗ. Особое затруднение вызывала 4-я заповедь Декалога, к-рая, по их мнению, была отменена лишь Церковью, но не Богом. Субботниками были, напр., основатель англ. баптизма Генри Джесси, Питер Чемберлен - придворный врач королей Карла I и Карла II, идеологи англ. субботничества - проповедники Джон Траска и Теофил Браборн. В сер. XVII в. празднование евр. субботы в воскресенье стало чрезвычайно распространенным явлением. Англ. И. трактовали буквально 4-ю заповедь и считали, что Христос не отменил субботний день. В субботу, в рабочий день, они отказывались от работы и не зажигали света. И. также соблюдали некоторые ветхозаветные пищевые ограничения, не ели «нечистого» мяса, носили одежду особого покроя. Несмотря на преследования и репрессии со стороны властей, общины англ. субботников существовали до XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1237771.html

и араб. языков. Он полностью разделял взгляды Кирилла Лукариса в вопросе отношения к католицизму, поддерживал такие же тесные отношения с др. правосл. Церквами. В частности, он помог погасить огромный долг Патриарху Иерусалимскому Феофану (1608-1644), поддерживал материально Кипрскую Церковь, несмотря на то что финансовое положение самой Александрийской кафедры оставляло желать лучшего. Патриарх Герасим трижды отправлял послания с просьбой о пожертвованиях в Россию, в т. ч. с известным паломником Василием Гагарой . В 1624 г. посланник рус. царя Михаила Феодоровича (1613-1645) передал Герасиму «на поминовение» 140 р. В следующем году Патриарх просил помощи и для Синайского мон-ря. В 1632 г. в Москву направилась делегация АПЦ с письмами Патриарха Герасима, в к-рых он жаловался на трагическое положение своей Церкви. В 1634 г., находясь в К-поле, Александрийский Патриарх получил из Москвы 200 р. на помин души почившего Патриарха Московского Филарета . Отношения с Москвой касались и вопросов богословского характера. В 1623 г. Герасим писал царю Михаилу, что к молитве на водоосвящение не следует прибавлять слова «и огнем» (см. Дионисий (Зобниновский) ), в 1632 г. в Россию прибыл протосинкелл АПЦ Иосиф в качестве учителя греч. языка и переводчика церковных книг и полемических сочинений. По смерти Герасима Александрийским Патриархом был избран Митрофан Критопул (1636-1639), за время своего краткого правления не успевший должным образом послужить престолу ап. Марка. В кон. 1637 г. он, оставив в Каире Патриаршим эпитропом иером. Мелетия, уехал в К-поль, где встретился с Кириллом Лукарисом, к-рый вел в то время жестокую борьбу с католиками. Захвативший после этого К-польский престол Кирилл Контарис угрожал Митрофану и Феофану Иерусалимскому репрессиями за отказ сослужить с ним. Очевидно, угрозы возымели действие, поскольку оба Патриарха согласились участвовать в Соборе 24 сент. 1638 г., осудившем Кирилла Лукариса за кальвинизм. Митрофан умер в нач. 1639 г., отравленный, по слухам, людьми Контариса.

http://pravenc.ru/text/82070.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010