В 1632 г. вдова Матрена Краснова продала свою вотчину Якову Милославскому, а в 1636 г. она куплена князем Андреем Андреевичем Голицыным, от него перешло к его сыну князю Василию. При этом владельце около 1649 г. на земле пустоши Черленикова, Краскова тож, поселены были крестьяне и пустошь названа деревнею, подле которой построена потом церковь во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, отчего по церкви и была селом Богородицким. В 1657 г. жена князя В. А. Голицына вдова княгиня Татьяна отдала село Богородское с деревнею Красковою в приданое своей дочери княжне Ирине Васильевне при выходе замуж за князя Юрия Петровича Трубецкого, и за ним утверждено отказною книгою 1672 г., в которой говорится: «в селе Богородская церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, а в церкви образы и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви поп Михей». В 1678 г. в селе Богородском находились: двор боярский князя Ю. Трубецкого с 10 чел. кабальных людей и двор скотный; а в деревне Красковой 9 дворов крестьянских с 27 чел. При церкви были в 1678 – 80 гг. священник Михаил Фалелеев и дьячок Марк Сидоров; церковной земли нет, а служит поп из руги». По смерти князя Ю. П. Трубецкого имение досталось в 1681 г. его детям князьям Ивану и Юрию; они между собою имение разделили в 1697 г., и последнему досталось село Богородское с дер. Красковою. В 1704 г. в селе находились: двор вотчинников князя Юрия Юрьевича, дворы приказчика, скотный и конюшенный, в них 30 чел., 10 дворов крестьянских с 32 чел., переведенными из дер. Красковой. После Ю. Ю. Трубецкого селом Богородским и дер. Красково владели в 1755 г. его сын князь Никита Юрьевич и в 1781 г. родной внук князь Василий Никитич Трубецкие. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Церковное место во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Красково известно с XVII века. Впервые Красково (современное название посёлка) упоминается в начале XVII века, а именно в писцовых книгах 1623-1624 гг. как «пустошь Черленикова, а Краскова тож», которая в 1615 году принадлежала к деревне Малышевой с другими пустошами Малаховой и Опариной и находилась во владении трёх помещиков: князя Михаила Ростовского, Якова Стромилова и Андрея Горохова, а позже Саввы Тараканова. В 1615 году деревню Малышеву с пустошами покупает Фёдор Краснов. В 1632 году его жена вдова Матрёна Краснова продает свою вотчину князю Якову Михайловичу Милославскому, а от последнего в 1636 году – князю Андрею Андреевичу Голицыну. При князе Василии Андреевиче Голицыне на пустоши КРАСКОВА были поселены крестьяне и она стала называться деревней, а близ деревни была построена церковь деревянная во имя Владимирской иконы Божией Матери, отсюда новое поселение стало называться селом Богородским.

http://sobory.ru/article/?object=10504

Мы должны сказать даже, что к церковной деятельности Дионисия, проявившейся в исправлении им книг и управлении Троицким монастырем, отнеслись с большим вниманием и расположением – по причинам понятным: с одной стороны она – самая видная в жизни преподобного, а с другой к такому отношению к делу много располагала нас и наша специальность. 1 Имя Дионисия, как ревностного деятеля на пользу отечества, отмечено на упомянутом нами памятнике рядом с именами архимандрита Иоасафа и келаря Авраамия Палицына. 2 Кроме всем известных трех самозванцев, являлось много других. Так в Астрахани царевич Август, называвшийся сыном Ивана Васильевича; там же явился Лаврентий, называвшийся сыном Ивана Ивановича; а в украинских городах являлось восемь самозванцев – и все дети бездетного Федора. (Костом. Русск. история в жизнеописаниях деятелей. выпус. III. стр. 671–672). 5 Лет. о мят. 210. Ник. лет. т. 8. стр. 149; Нов. лет. стр. 126.Московского ж государства многие люди прелъстишася, – бояре и всякие люди посылаху под Смоленск и сами ездяху с дарами и просили у него (Сигизмунда) чести, поместий, вотчин и жалованья. Грамоты, данныя Сигизмундом на поместья и чины, см. в Собр. госуд. гр. и дог. т. 2. 220, 231, 232, 259, 260 и 270. А в актах зап. России т. 4. под 183 помещено 808 жалованных и других грамот Сигизмунда Московским боярам и дворянам, на вотчины и поместья, чины, денежные и хлебные оклады, дворы и пр. стр. 320–427. 10 Первые известия о восстании народа в указанной местности относятся к началу декабря 1608 г., когда народные ополчения вышли уже на борьбу с Тушинцами. (Коялович. Речь, произнесенная на акте Петерб. академии 1880 г. стр. 22). 14 Род Симона записан, между прочим, в Лавр. Синодике. (Рук. Троиц. Лавр. Биб. 41) – под 138 г. (1630); здесь читаем: «инока Илариона, Мавру, Михаила, Лукияна – Троицкого келаря Симона» (т.е. род). (л. 32 об.). 19 В «сказании о новоявленных чудесах преп.Сергия» причина избавления Симона от правежа выставляется иная. Здесь сказано,что из Троицкого монастыря истцам была послана 1000 рублей, чем и «утолиша тую напрасную Да и вообще в рассказе Симона о своих страданиях, как он изложен в житии Дионисия и как – в сейчас упомянутом сказании, замечается разноречие. В сказании говорится, что это было в 1632 году, а в житии после смерти Дионисия,т.е. в 1633 году. Может быть, впрочем, дело это началось и в 1632 году, а окончилось только уже по смерти Дионисия. О доносе на Симона патриарху в сказании вовсе не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В Турове насилием отобрали храмы с утварью и выгнали православного епископа. В Орше, Могилеве, Мстиславле даже в шалашах запрещено было молиться. В Бельске составлено было определение: «если кто из мещан не пойдет за крестным ходом в костел, казнить смертью » 163 . Правда, в 1620 году патриархом Феофаном были посвящены для православных митрополит и 9-ть епископов, но, кроме митрополита и Львовского епископа, никто из них не мог водвориться в своей епархии. При Владиславе 4-м (1632–1648) высшая православная иерархия получила законное право на существование. По примирительным статьям ноябрьского сейма 1632 г. положено: 1) быть православному митрополиту, 2) православному епископу в Могилеве для Полоцкой епархии, 3) православным епископам в епархиях Перемышльской и Львовской, 4) Луцкую епископию уступить православным, 5) «благочестивым» (православным) свободно относиться по нуждам религии к священникам и епископам, хотя бы и другой епархии, возвратить им несколько монастырей и храмов, отнятых униатами 164 . Но магнаты, мало помышлявшие о воле короля и в других случаях, по наставлению латинского и униатского духовенства, употребляли всякие насилия и происки, чтобы остановить исполнение определений короля и сеймов. Благодаря этим проискам к 1640 году уния опять приобретает силу и уже в 1635 году тот же Владислав пожаловал грамоту униатам, в которой удостоверял, что в Полоцке и Витебске не «униты» никогда не будут иметь ни одной церкви. А в 1636 году запретил ездить в эти города Могилевскому епископу. По Зборовскому трактату 1649 г., достигнутому успехами Хмельницкого, восставшего, «за благочестивые догматы » опять было восстановились вольности православия и даже передана была православным (1650 г.) Холмская епархия, но все это не на долго. Польские паны так мало желали сохранить трактат, что осыпали за него короля пасквилями, не стали соблюдать статей договора и скоро снова начали кровожадные жестокости. Но и при всей забитости православия под польскою короною оно все-таки жило там и имело множество последователей, даже принимавшие унию в сущности тяготели в большинстве к православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

при участии близкого к нему теолога В. Магни, хотя учитывал далеко не все пожелания православных, тем не менее признавал за ними право свободно совершать богослужение, строить новые церкви, иметь семинарии, школы, типографии, православные получали доступ к должностям в городах. Главой правосл. Церкви «Пункты успокоения» признали правосл. митрополита, к-рому должен быть передан собор Св. Софии в Киеве. Православным возвращались также 3 епископские кафедры - Львовская , Луцкая , Перемышльская , для православных на территории Литовского великого княжества была создана Мстиславская епархия . «Пункты успокоения» предполагали передать православным Киево-Печерский мон-рь, все храмы и мон-ри в Киеве, кроме Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила мон-ря , 3 храма в Вильно и часть храмов на территории Мстиславской епархии. Кроме того, предусматривалась организация комиссий в каждой епархии для раздела храмов между православными и униатами. Важное значение имело установление, что на землях униатской епархии могут жить православные, подчиняющиеся архиерею соседней правосл. епархии. 1 нояб. 1632 г. «Пункты успокоения», скрепленные подписью и печатью В., были внесены в варшавские городские книги. Папскому нунцию, недовольному документом, В. сказал, что лучше униаты сохранят за собой часть владений, чем будут силой лишены имущества казаками. Однако и католич. епископы, и униаты заявили, что согласятся принять «Пункты успокоения», если они будут одобрены папой. 14 нояб. 1632 г. В. был избран на польск. трон. Опираясь на «Пункты успокоения», православные провели выборы кандидата на митрополичий престол, а также на Луцкую и Мстиславскую кафедры. Одновременно Конгрегация пропаганды веры предписала нунцию добиваться, чтобы сейм не утверждал «Пункты успокоения». На собравшемся в февр. 1633 г. коронационном сейме вопрос о «Пунктах успокоения» снова стал предметом дискуссии. Отрицательные отзывы дали католич. теологи, католич. епископат выступал против реализации документа. В., к-рому нужна была поддержка православных в условиях военных действий, опираясь на правосл.

http://pravenc.ru/text/155001.html

А подписася в дому моем 1632 года месяца февраля 12 дня ему же имя личбою: осьмый, третий, пятдесятый, первый, триста, десятый, осьмый». Имя писца по численным славянским литерам означает Игнатий. Санкевич, даритель евангелия, говорит нам, что а) в 1631 г. сгорел Троицкий храм; б) после пожара прихожане и священник отец Михаил строят новый храм. Когда же построен был храм, сгоревший в 1631 г. ? При недостатке письменных документов дороги показания старожилов. И двое старожилов Троицкого прихода особенно заслуживают вероятие. Это Антон Пуковский и Роман Коваленко. Первый из них – сын церковника Григория Пуков-ского, исключенного с семейством по разбору 1784 г. из духовного сословия в гражданское ведомство, как это видно из ревизской сказки 1795 г., хранящейся в церкви, а второй – сын Антона Коваленко, бывшего 30 лет в должности церковного ктитора. По единогласному показанию их, первый известный им Троицкий храм, после которого ныне существующий есть уже четвертый, существовал не более 12 лет, был построен в виде небольшой храмины с небольшим куполом, об одной главе, покрыт был соломой и сгорел от последовавшего вблизи его пожара; святыня и все имущество перенесены были в Преображенский храм. Так говорит об этом и помещик Михаил Михайлович Сливицкий, слышавший от своих родных подробные о том рассказы. Вторым фасадом, как видно из приведенной евангельской надписи, храм основан был в 1632 г. на том же месте. Те же старожилы, которые очень помнят его в последнем времени существования его, говорят о нем так: он был деревянный, небольшой, низенький, с одним престолом, о трех главах, покрыт гонтой и столь ветх, что углы опадали сами собою, во многих местах бревна от древности выдавались концами из стен; материалы, впрочем, были уже приуготовлены для новой церкви деревянной. В этом храме молились 150 лет до 1783 г., когда был он закрыт и имущество его перенесено в Преображенскую церковь . Говорят, что до такой ветхости храм доведен был каким-то воспрещением строить новый и починять старый храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1630-1632 гг. в Кутеинском Богоявленском монастыре располагалась типография Соболя, перенесенная из Киева. После отъезда Соболя с частью типографского оборудования в Буйничский мон-рь И. в 1632 г. возглавил Кутеинскую типографию, значительно расширенную при поддержке Стеткевича-Заверского (в лит-ре высказывалось мнение, что после отъезда Соболя иноки Богоявленского мон-ря организовали новую типографию, с новым шрифтом и орнаментами; см.: 400 лет русского книгопечатания, 1564-1964. М., 1964. С. 109). В 1634-1654 гг. в кутеинской типографии было напечатано 15 книг. Нек-рые издания снабжены написанными И. предисловиями: «Брашно духовное, сиречь Псалмы» (1639), «Трифологион, или Цветослов» (1647), «Диоптра, албо Зерцало и изображение живота в мире сем человеческаго» (1651), «Лексикон славеноросский, альбо Имен толкование» Памвы (Берынды) (1653; в предисловии И. пишет о необходимости словарей). Также в Кутеино были опубликованы: Новый Завет (1652), «Гистория, альбо Правдивое выписание святого Иоанна Дамаскина о житии святых преподобных отец Варлаама и Иоасафа и наверненю индиян» (1637, в предисловии указано, что книга переведена кутеинскими иноками «заново с греческаго и словенскаго на русский язык»), «Букварь языка славенъска» (1637), «Дидаскалия, альбо Наука… о седми сакраментах» еп. Мстиславского, Оршанского и Могилёвского Сильвестра (Косова) (1637), Псалтирь (1646, с посвящением Стеткевичу-Заверскому) и др. В мон-ре при И. велось и книгописание, ряд рукописей сохранился в собрании Е. Е. Егорова в РГБ. В обители действовало училище, сложились певческо-музыкальная, иконописная, граверная школы, развивались ремесла. По сообщению прмч. Афанасия (Филипповича), с 30-х гг. XVII в. И. (к-рого прмч. Афанасий называет «мужем святолюбивым») поддерживал контакты с русскими властями, регулярно давал рекомендательные письма западнорусским православным священнослужителям и представителям монастырей, ехавшим в Россию для сбора пожертвований. Прмч. Афанасий, направляясь в Москву в февр. 1638 г., в условиях, когда еще сохранялась напряженность на западнорусских землях после недавнего казацкого восстания, вез рекомендательное письмо от И. к кн. П. Трубецкому. Дать Афанасию письмо непосредственно в Москву И. после совещания с братией отказался, вероятно опасаясь преследований от польских властей. В 1648 г. с рекомендательным письмом от И. Москву посетил игум. Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня монастыря Гедеон, предложивший царю Алексею Михайловичу издать подготовленные им книги. Благодаря И. кутеинские мон-ри в 50-х гг. XVII в. получили охранные грамоты от царя. В эти годы некоторые мастера и ремесленники начали покидать Кутеинский Богоявленский мон-рь и переезжать в Москву. В Посольском приказе получал жалованье иконописец «старец Григорьица», вышедший «на вечное житие» в 7159 (1651) г.; его учеником стал вяземский посадский человек Давид, к-рый «писал государево иконное письмо».

http://pravenc.ru/text/578242.html

Гавриил Родитис († ранее 1632), иером. Венедикт (Цангаролос) († 1645), иерей Антоний Граденигос († 1653), иером. Марк (Хаметис) (не позднее XVII в.), иерей Димитрий Сурумис (2-я пол. XVII в.) и др. Служба, изданная в 1782 г. Георгием Велимасом (переиздавалась в 1787, 1857 и 1976), была составлена им из произведений др. гимнографов (использовал рукопись, родственную Ath. Laur. E 110, XVII в.). Служба 1782 г. была переработана Иларионом (Кацулисом), еп. Рефимнским и Авлопотамским, и издана в 1877 г. В ней зафиксировано предание, что в ц. св. Виктора на о-ве Хиос хранится благоухающая честная глава одного из критских отшельников. По словам местных жителей, это голова И. О. Однако, согласно совр. критской церковной традиции, мощи И. О. (честная глава, верхняя челюсть, рука и 6 др. частиц) хранятся в монастыре Гдернетту ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 201). Др. служба в честь И. О. была написана настоятелем Мириокефальского мон-ря иером. Матфеем (Кирмизакисом) († вскоре после 1856) и издана в 1922 г. Анфимом (Леледакисом), еп. Кисамским и Селинским. В этой службе содержатся сведения, что после завоевания Кисамоса турками мощи И. О. были перевезены на один из Ионических островов (Закинф или Керкиру). В 1936 г. новая служба И. О. была составлена мон. Герасимом Микраяннанитом . Древнейшее изображение И. О. (ныне утрачено) находилось в росписи церкви 1328/29 г. в сел. Скудиана близ Канданоса. Наиболее ранняя из сохранившихся икон датируется 1-й пол. XVI в.- «Преставление св. Иоанна Отшельника» в царских вратах из монастыря Гдернетту. После 1632 г. была разработана иконографическая схема житийной композиции, посвященной И. О., авторство которой приписывается мастеру-синаиту Иеремии Палладе. В центре изображалась фигура святого в рост, как правило выделявшаяся размером. И. О. был изображен седым старцем, с клочковатыми прядями волос и узкой недлинной бородой, с ликом, напоминающим прор. Илию; облачения составляли светло-охристый хитон и коричневая ряса, синяя схима с опущенным куколем; в правой руке - мученический крест, левая, помещенная перед грудью, обращена ладонью вперед.

http://pravenc.ru/text/471411.html

35 Смотри Рассуждение о пользе учения, писанное неизвестным около 1680 года в Москве. Находится между рукописями Александро-Невской Академии. 39 Adam Olearius Ausführliche Beschreibung der Kündbaren Reife nach. Moscov und Persien напечатано в Шлезвиге в 1647 году. 42 Подлинная о сем грамота сохраняется в Московской Патриаршей библиотеке между грамотами под 45 См. Описание Киево-Печерской Лавры и древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, том XVI, стр. 282. Прочее дополнено из Архивных записок. 46 Поскольку сия Патриаршая грамота содержит в себе не всем вразумительные Польские и старинные Малороссийские слова; для того за потребное решено изъяснить оные Русскими словами в скобках. 47 Шляхетство Киевское о сем просило письменно в 1631 году. Гетман Петрижицкий – в 1632 году, Марта 12, Исаия Копинский, Митрополит Киевский, с Епископами Луцким и Острожским, Исаакием Борисковичем, Пинским Авраамием, и прочими – в 1632 году, Января 5. 48 Collegium unicum pignus suum chceno przy naywyzszey opatrznósci Boskiey na potomne cxasy realizatum Zostawic. 49 О сих Могилиных даяниях сверх его духовной упоминается в жалованных Братскому монастырю грамотах: 1) Царя Алексия Михайловича в 7168 (1659) году, Декабря 31 дня; 2) Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича в 7202 (1694) году, Января 11. 50 После сего нельзя не удивиться Антипатриотическому ли духу, или не менее того постыдному своего Отечества незнанию некоторых наших писателей, из коих один в публичной речи (См. Вестник Европы, часть X, стр. 45) выговорил, «что труды и жертвы Конашевичей и Могил для Отечества не приносят ныне плодов своих; что насаждения их не возродили между нами ни Кодров, ни Леонидов, ни Фонионов в любви к Отечеству; ни Гомеров, ни Демосфенов, ни Цицеронов в талантах; ни Невтонов, ни Бюфонов в учёности». Сей Декламатор, верно, не знал, что Гении не обязаны бывают собой никакому училищу; или, по крайней мере, не знал, что Яворские, Прокоповичи, Кониские, Козицкие, Мотонисы и многие другие Гении наши, в живых ещё находящиеся, воспитывались в Киевской Академии. – Другой (Корифей часть I, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Немало способствовала этому деятельность киевского митрополита Петра (Могилы) (1632–1647), боровшегося с униатством и стремившегося укрепить позиции Православия в Киевской митрополии. В 1632–1636 годах по его инициативе проводились раскопки лежавшей в руинах со времен татаро-монгольского нашествия Десятинной церкви, что киевский митрополит, несомненно, рассматривал как одно из важнейших дел. По сведениям митрополита Киевского и Галицкого Самуила (Миславского; †1796), во время раскопок тогда были найдены предполагаемые гробы с мощами князя Владимира и княгини Анны. В 1640 году киевский митрополит отправил в Москву посольство за «царской милостыней» с посланием Михаилу Феодоровичу. В нем митрополит Петр сообщал государю об открытии мощей равноапостольного князя и «посылал царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия». Кроме того, он просил московского царя помочь с устройством драгоценной раки для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор, и просил прислать покрывало на гроб преподобного Феодосия Печерского. Присланная Петром (Могилой) частица мощей князя Владимира («исподняя кость с зубами») упоминается в описи Успенского собора Московского Кремля 1701 года в большом ковчеге в жертвеннике среди других мощей1. О частице мощей князя говорится также в описи Образной Палаты при Московском дворце 1669 года, где описывается «крабица серебреная, на подножках, на ней по краям и ножки золочены, а в ней мощи благоверного князя Владимера, да в крабице образ ево шит на отласе, около главы венец и риза низана жемчугом мелким»2. По романовской программе Появление в Москве мощей крестителя Руси способствовало подъему интереса к его образу — особенно в рамках государственной программы первых Романовых, настойчиво подчеркивавших наследственную связь и преемственность с прервавшейся династией Рюриковичей. Внимание к киевским образам проявляется и в возрождении темы крещения Руси, которая впервые после грозненского времени занимает значимое место в монументальной живописи второй половины — последней трети XVII века.

http://e-vestnik.ru/history/desyat_vekov...

93 . Особенного значения эти юношеские братства в истории не имели, но это соединение подрастающего поколения с отцами для осуществления одной общей высокой цели, «христианского трудолюбия» и для поднятия религиозно-нравственного духа в православной церкви, указывает на предусмотрительность старших деятелей, приучавших юное поколение в годы наиболее восприимчивые к высокому служению Церкви и развивавших в них способность быть заместителями старших, когда это время естественно наступит. Как серьезно и благосклонно смотрели тогдашние высшие иерархи на это движение среди молодежи, свидетельствуют трогательные наставления Киевского митрополита Исаии Копинского, с которыми он обратился к Луцкому юношескому братству. Утвердив, как выше сказано, в 1632 году представленный устав, Киевский владыко, указав, что он «много и обильно усладился решимостью юношей обогащаться добрыми делами», писал им между прочим: «всего более напоминаем и просим: если Господь Бог благоволит подать вам совершить что-либо, то дух гордости и тщеславия, ненависти и памятозлобия, да не имеет к вам ни малейшего доступа; но да пребывает в вас дух покорности, смирения и послушания Христова, и особенно должного почтения к старшим и родителям вашим... Собрания ваши не должны бывать без поучения и наставления книжного, во избежание празднословия, смеха и соблазна... Прилагайте, каждый по возможности своей, попечение об училище и богоугодных делах милосердия в вашем братстве». Далее митрополит, предписывая каждому юноше исповедоваться и приобщаться четыре раза в год, говорит: «а для сего необходимо избрать одного благоразумного отца духовного и вполне его уважать... Благочестие восточное любите, а отступнических ересей берегитесь» (так заканчивает митрополит свое пастырское наставление) – «ведите жизньчистую и без порока, всеискренне храните братолюбие, чем прославите Господа, и благословенные в юности вашей исполните лета многие, а в будущей жизни сподобитесь неизреченной радости, благодатию и милосердием Всесвятой и Живоначальной Троицы: Отца и Сына и Св. Духа, аминь». 96

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010