В 1896 г. по совокупности своих трудов Болотов получил степень доктора церковной истории. БОССЮЭ (BOSSUET) ЖАК БЕНИНЬ (1627–1704) – французский католический епископ, проповедник, писатель и историк, сторонник провиденциализма в истории. Создал концепцию исторического развития как осуществления Божественного Провидения, как движения, направленного к определенной Богом цели. Автор сочинений: «Рассуждение о всеобщей истории...» (1681) «Политика, извлеченная из Священного Писания» (1709); отстаивал идею непосредственного вмешательства Бога в ход человеческой истории, идею Божественного происхождения абсолютной власти монарха. Он отличал абсолютизм от деспотизма, как форму правления, подчиненную разумному началу, говорил об обязанностях монарха. Боссюэ выступил как идеолог галликанства («Декларация французского духовенства», 1682). Церковные проповеди и «Надгробные речи» (1669) Боссюэ сохранились главным образом в черновиках и отрывках. Сочинения писателя отличают рационалистическая строгость стиля, точность метафор. Позднее исторические труды Боссюэ были подвергнуты критике просветителями XVIII века – Монтескье и Вольтером. БОРИС ГОДУНОВ (ок. 1552–1605) – русский царь с 1598 г. Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство; усиливал закрепощение крестьян. БОРИС И ГЛЕБ – первые среди канонизированных русских святых, сыновья Владимира, князья, мученики-страстотерпцы (оба погибли от руки брата Святополка в 1015 г.). Чествование памяти Бориса и Глеба (24 июля/6 августа) – признанных покровителей Русской земли – отличалось особой торжественностью. БРЕНТАНО (BRENTANO) КЛЕМЕНС (1778–1842) – немецкий поэт-мистик, представитель Гейдельбергской романтики. Автор лирических стихов; рассказов и баллад в народном духе; составитель сборников народных сказок и песен «Волшебный рог мальчика» (1806–1808, издан совместно с Л.А. Арнимом). БРИХНИЧЕВ ИОНА ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ ( 1879–1968) – публицист, поэт, священник в Тифлисе. Участвовал вместе с Флоренским, Эрном, Свенцицким в «Союзе христианской борьбы», стремившемся к радикальному обновлению общественного строя. В 1907 г. лишен священнического сана за антиправительственную деятельность; издавал с 1910 г. в Москве газету «Новая земля», после ее закрытия с 1912 г.– журнал «Новое вино», орган «Голгофских христиан». После высылки из Москвы, с 1913 г., жил на юге России, один из редакторов и автор передовой статьи «Дело Иисуса» федоровского сборника «Вселенское дело» (Одесса, 1914). После революции в 20-е гг. служил в различных советских учреждениях: секретарем Помгола, в Наркомпросе; ревностно вел антирелигиозную пропаганду, опубликовал памфлет «Патриарх Тихон и его церковь » (М., 1923). В 1929 г. вышел из компартии, написал брошюру «Книга в жизни великих людей» (М., 1931); сотрудничал с Белорусской академией наук. Умер в Москве в доме для престарелых.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1940 г. назначен архиепископом Волынским и Луцким, с 1941 г. — митрополит Киевский и Галицкий, в 1944 — Крутицкий и Коломенский. Пользовался известностью как проповедник. Мемуаристы рисуют его человеком честолюбивым и самолюбивым. Николай I Павлович (1796–1855) — император Всероссийский с 1825 г. Николай II Александрович (1868–1918) — император Всероссийский с 1896 г. Николай Чудотворец (ок. 280–343 (345)) — архиепископ Мир Ликийских (в Малой Азии), один из самых почитаемых святых христианского мира. Память празднуется 6 (19) декабря (день кончины) и 9 (22) мая (день перенесения мощей свт. Николая в г. Бари). 19 декабря 1941 г. советские войска освободили г. Волоколамск. До революции в Волоколамске существовал местный праздник — в 6–е воскресенье после Пасхи совершался крестный ход в Иосифо–Волоцкий монастырь с чтимой иконой–статуей свт. Николая, хранившейся в соборе Волоколамского кремля в память избавления от чумы в 1771 г. После передачи Иосифо–Волоцкого монастыря Церкви в 1989 г. митрополит Питирим возобновил этот обычай, только маршрут крестного хода сократился, поскольку икона после революции попала во Введенскую церковь села Спирово в 4 км. от монастыря. Николай о. — священник, ученик митрополита Питирима по семинарии. Никольский Николай Семенович (1887–1974) — протоиерей, преподаватель Богословского института, впоследствии настоятель храма Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре. Никон (1605–1681) — патриарх Московский и всея Руси в 1652–156 гг. Проводимые им реформы вызвали раскол в Русской Церкви. По плану и под непосредственным наблюдением Никона были построены Иверский Валдайский монастырь на Валдайском озере (1653 г.) по образцу Афонского Иверского монастыря, Крестный монастырь на острове Кие в Белом море (1656 г.), и подмосковный Воскресенский монастырь «Новый Иерусалим», заложенный в 1657 г., главный собор которого в плане соответствует иерусалимскому храму Гроба Господня. Эти строения как бы переносили на Русь святыни вселенского Православия, утверждая ее духовное первенство в православном мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

в Елгомском погосте, 1643, не сохр.); крещатые шатровые храмы (Вознесенская ц. в дер. Пияла, 1651; Успенская ц. в с. Варзуга и др.); шатровые храмы типа восьмерик от пошвы с прирубами (Никольская ц. в с. Панилове (ныне дер. Карьеры Нижние), XVII в., не сохр.; Владимирская ц. в Белой Слуде (ныне дер. Б. Слудка), 1642, не сохр.) и др. В это время распространяется и значительно более сложный тип шатровой постройки - восьмерик на четверике с трапезной (трапезная и сени покрыты 2-скатной кровлей, восьмерик на четверике имеет шатровое завершение, алтарь обычно перекрыт бочкой). Наиболее ранний памятник этого типа - Никольская ц. в Троицком Муезерском мон-ре (1602). В течение XVII в. в Обонежье, Каргополье и на Сев. Двине строятся десятки храмов, имеющих подобную структуру. Возможно, еще в XVII в. на новгородских землях появились и многошатровые храмы (Воскресенская ц. в с. Сельце на р. Емце (ныне дер. Погост), 1673, не сохр.). Значительное распространение шатровых храмов на Новгородской земле, прежде всего на Рус. Севере, не находит аналогий в каменной архитектуре Новгорода XVII в., где подобные формы завершения храмов неизвестны. С сер. XVII в. строили церкви кубоватого типа, в основном распространившиеся в районе Беломорья (Пятницкая ц. в с. Шуерецком, 1666, не сохр.; Климентовская ц. в дер. Пияла, 1685, не сохр., и др.), а также многоглавые храмы (9-главая Ильинская ц. в с. Чухчерьма, 1657, не сохр.; собор арх. Михаила в Шенкурске, 1681, не сохр., и др.). Образцами для этих церквей были каменные многоглавые постройки. Уже в нач. XVII в. сформировалась мощная обонежская региональная традиция деревянного храмостроительства: в 1600 г. построен Петропавловский собор в Повенце, в 1605 г.- ц. Богоявления в Чёлмужах. После Смуты строительная история отмечена возведением церквей Флора и Лавра в Мегреге (1613) и Петра и Павла на Лычном о-ве (1620). В Присвирье одновременно в 1630 г. возводятся Никольская ц. на о-ве Брусно, Воскресенская в Важинах и Никольская в Олонце. Постройкой в 1634 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В период наибольшего расцвета этих идей и начинается жизнь и деятельность святейшего патриарха Никона (1605–1681) 620 . Теперь невозможно установить в точности, когда именно и как у него родилась мысль о создании особой, явной пространственно-архитектурной иконы горнего мира на Русской земле. Эта мысль созревала постепенно. Первые архитектурные впечатления Никита Минин (так звали его в миру) получил в юности в Макарьевом Желтоводском монастыре близ Нижнего Новгорода, где в первой половине 20-х годов XVII века он был послушником и где в то время как раз велись большие ремонтно-строительные работы. Они должны были дать ему и первые практические уроки архитектуры и строительства, и познакомить его с определенными богословскими идеями русской храмовой и монастырской архитектуры. Вторым важным этапом явилось для будущего патриарха почти десятилетнее пребывание в Москве до 1636 года. Невероятно любознательный, просто горевший жаждой духовных знаний, чрезвычайно много читавший отец Никита никак не мог пройти мимо идей «второго» и «нового» Иерусалима, «третьего Рима», широко распространявшихся тогда в русском церковном обществе. Он отлично знал Священное Писание , и в том числе Откровение Иоанна Богослова, святоотеческие толкования на эту книгу и, конечно, много раз задумывался над теми образами Горнего Иерусалима, которые были воплощены в Москве и которые он видел воочию. Третьим этапом жизни было его пострижение в монашество в Анзерском скиту Соловецкого монастыря в 1636 году с именем Никон. Прежде всего его наблюдательное сознание должен был поразить Соловецкий остров с монастырем на нем. Настоящая церковная твердыня, сущий град, или престол Божий, но не посреди земли, а посреди моря. Вполне вероятно, что образ престола Божия, града святых посреди воды тогда уже глубоко запал в душу иеромонаха Никона, породив прямые ассоциации с Откровением Иоанна Богослова, где сказано: «... Перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу» (4, 6), и в другом месте: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем, и победившее зверя и образ его...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последнее время интерес к личности и деятельности Патриарха Никона и его наследию возвращен в научно-исследовательское поле. За последние несколько лет изданы четыре редакции жизнеописания Патриарха Никона и свидетельства современников. Обращение к образу Патриарха было связано с подготовкой к празднованию юбилейных памятных дат в отечественной истории. Юбилейные торжества пришлись на 2002 г. (350 лет со дня интронизации), 2005 (400 лет со дня рождения) и 2006 гг. (325 лет со дня смерти) этого выдающегося церковного и государственного деятеля 42 . Важным фактом культурной жизни стали юбилейные выставки: в музее «Новый Иерусалим» (1998, 31 октября 1999 г., 2001, 2002, 21–22 июня 2005 г., 26 июня 2006 г., 7 июня 2007 г.) 43 ; в Государственном историческом музее – выставка « Патриарх Никон и его время» (27 июня–18 ноября 2002 г., научная конференция – 9–10 декабря 2002 г.) 44 ; в преддверии 400-летнего юбилея Святейшего Патриарха Никона в Москве в Союзе писателей России под председательством В.Н. Ганичева прошел «круглый стол» по теме «Преодоление средостения: народ, власть, церковь . В ознаменование 400-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Никона » (июнь 2005), в Московском Кремле – выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон: Премудрая двоица» (29 сентября 2005 г. по 22 января 2006 г.) 45 ; в Кирилло-Белозерском монастыре – выставка «Святейший Патриарх Никон » (2005) 46 , в Печерском Вознесенском монастыре Нижнего Новгорода – выставка «Рожденный на земле Нижегородской» (с 31 мая 2005 г.), которые представили личные вещи, автографы и портреты Патриарха на фоне эпохи; книжная выставка в Государственной Публичной Исторической библиотеке « Патриарх Никон – государственный и общественный деятель (1605–1681)» (со 2 июня по 2 июля 2005 г.), на которой были представлены издания, вышедшие до 1918 г. Наиболее значительный вклад в изучение наследия Патриарха Никона внес В.В. Шмидт 47 . Анализируя содержание таких источников, как «Возражение или Разорение», «Духовные наставления», он доказал, что богословие Патриарха Никона было возвращением к святоотеческой традиции. В работе «Свод “Судного дела” Никона, Патриарха Московского и Всея Руси» и других архивных материалов как проблема интерпретации» приводится опись судного дела и других архивных материалов, хранящихся в РГАДА. В.В. Шмидт убедительно доказывает, что Патриарх Никон старался преобразить государственную жизнь, воскресить и реставрировать традиционный социальный строй, базирующийся на догматических принципах православия 48 . По его мнению, богословские и религиозные взгляды и убеждения Патриарха Никона полностью согласованы с традиционным святоотеческим православным вероучением, притом в его каппадокийской традиции, и представляют довольно разработанную систему, которую автор называет «иерократией».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

в США, печатала в американской прессе статьи по спиритизму; приняла американское гражданство (1877). Под влиянием индийской философии основала в 1875 г. в Нью-Йорке Теософское общество; в 1878 г. уехала в Индию, куда было перенесено Теософское общество; в 1884 г. вернулась в Европу. Главные сочинения Блаватской: «Разоблаченная Исида» (1877), «Тайная доктрина» (т. 1–3, 1888–1897). Штейнер (Steiner) Рудольф (1861–1925) – немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Начав, как последователь натурфилософии Гете, Штейнер в 1900-х гг. возглавлял немецкую секцию Теософского общества, в 1913 г. создал Антропософское общество. По проекту Штейнера в Дорнахе было построено здание Гетеанума – «свободного университета науки о духе»). 227 Софья Петровна Хитрово (урожденная Бахметьева) была племянницей жены известного поэта графа А. К. Толстого, Софьи Андреевны. Владимир Соловьев познакомился с ней в 1876–1877 гг. (вероятно, в Петербурге), и это знакомство стало началом единственной серьезной любви Соловьева. В семье покойного графа Толстого, где стал очень часто бывать Соловьев, господствовали мистические настроения, поддерживаемые его вдовой Софьей Андреевной. Это сильно влияло на молодого философа, который незадолго перед этим пережил в Египте «свидание» с Божественной Софией; в последующих стихах Соловьева образ Софии стал сливаться с образом Софьи Петровны, и мистическая составляющая воззрений Соловьева достигла своей кульминации (см.: Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 203–213). Отметим, что стремление Флоровского вывести «мистику» Соловьева исключительно из обстоятельств его личной жизни (как и общая оценка его философии) выглядит неубедительно и искажает логику мыслей великого русского философа. 229 Никон (Минин Никита) (1605–1681) – русский патриарх с 1652 г. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол в Русской Православной Церкви. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем; в 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Где теперь Грузия. Древние греки-язычники. Память св. Нины, просветительницы Грузии, празднуется 14-го января. Константинополь. Древняя Греция. Пономарь, он же и ктитор и сторож церковный. Архимандрит Никон (1605 † 17.8.1681) — в будущем Патриарх Всероссийский (с 1652 г.), выдающийся богослов, писатель, архитектор. Подробнее см.: Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи, ч. IIII. Варшава, 1931–1938; прот. Лев Лебедев. Москва Патриаршая. «Столица». «Вече». М. 1995. Царь Алексей Михайлович (9.3.1629, вступ. на престол 1645 † 8.2.1676). По данным о. Льва Лебедева, первый список с чудотворной иконы Иверской Божией Матери (1648) «остался в Царской Семье, затем вместе с Царевной Софьей Алексеевной попал в Новодевичий монастырь в Москве и находится там до сих пор в фондах филиала ГИМа» (Богословие Русской Земли как образа Обетованной Земли Царства Небесного//Тысячелетие Крещения Руси: Международная церковная науч. конф. «Богословие и духовность», М. 11–18.5.1987. М., 1989. С. 173). Московский Успенский собор. Иверский Валдайский монастырь строился Патриархом Никоном во образ Иверской обители на Афоне и даже шире — во образ всей Святой Горы. «Святой полуостров Афон у Никона становится Святым островом, озеро Валдай получает название Святого озера. Главной святыней монастыря должна стать копия с чудотворной Иверской Афонской иконы Божией Матери… Братия в монастырь набирается нарочито разноплеменная (подобно разноплеменным монастырям Святой Горы)… Это первый опыт создания на Русской земле достаточно отвлеченного, условного (лишь в каких-то самых общих чертах) подобия святому месту Православного Востока» (Там же. С. 156). Архимандрит Афонского монастыря Пахомий, приезжавший в Москву собирать приношения для Афонских обителей. Валдая. Зимогорье, село, смежное с г. Валдаем. «Эта икона была привезена в Россию в 1655 году. Сначала она находилась на подворье Иверского монастыря в Москве, затем в связи с особой к ней любовью москвичей была помещена в специально построенной Иверской часовне у Красной площади близ Кремля» (Прот. Лев Лебедев. Указ. соч.). На затворах ризы иконы была вырезана следующая надпись: «Лета 7164 марта в 1ый день, при державе благовернаго и христолюбиваго великаго государя и великаго князя Алексия Михайловича… сей образ чудотворный Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Иверския принесен из Афонских гор и обложен бысть честным и многоценным камением и жемчугом, украшен верою, вниманием и повелением великаго государя святейшаго Никона, архиепископа царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России… и поставлен в его государево патриарше строении, в монастыре Пречистыя Богородицы Иверския, что в Новгородском уезде, на святе озере Валдае, Тоя Самыя Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и рождшагося от Нея безсеменно Христа Бога нашего на поклонение всем православным Христианам вечных ради благ» (Поселянин Е. Указ. соч. С. 217).

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Гречневик – высокий цилиндрический мужской головной убор из коричневой вяленой овечьей шерсти. Вернуться 37 Кликуша – человек, страдающий кликушеством – истерическими проявлениями, сопровождающимися бессвязными выкриками, бурной жестикуляцией и судорожными припадками. Вернуться 49 Оранский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в селе Оранки Нижегородской области, был основан в 1634 году дворянином П. А. Глядковым. Вернуться 50 «Проходя по полю, называемому Оранским, вошел в непроходимый лес и увидел на горе зажженный огонь. Подошел, но никого возле огня не встретил, лишь увидел устремлявшийся ввысь сияющий столп, доходивший до неба… День же тот был сумрачным, и из-за огромных туч не только неба, но и солнца нельзя было разглядеть, и сильный дождь шел, не переставая» (церк. – сл.). Вернуться 51 Терюхане – этнографическая группа мордвы, жившая на территории Нижегородской губернии. Ныне полностью слились с русским населением. Вернуться 55 Схимонах – монах, принявший схиму – торжественную клятву (обет) соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Вернуться 61 Четьи-минеи – книги житий святых Православной Церкви. Повествования излагаются по порядку дней каждого месяца в соответствии с днями памяти святых, откуда происходит название «минеи» (греч. μηνιαος – «длящийся месяц»). Вернуться 64 Оранская Владимирская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы. Является списком или копией с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Успенском соборе Московского Кремля. Вернуться 67 Восьмиконечный крест – крест с тремя перекладинами, наиболее распространен в России. Верхняя короткая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя косая короткая перекладина – подножие, на которое опирались ноги Спасителя. Вернуться 70 Никон (Минин или Минов; 1605–1681) – московский патриарх с 1652 по 1667 год. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вернуться 73 Схоластическая диалектика – искусство вести спор, опираясь лишь на формальные логические аргументы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Занимался строительством и восстановлением православных храмов, а также строительством иконостасов. В 1926 г. Награжден саном протоиерея. После 1942 г. был арестован фашистами и депортирован на принудительные работы в Германию, однако по состоянию здоровья протоиерею Всеволоду удалось вернуться в Прагу, где он служил тайно. После окончания Второй мировой войны служил в Чехии. В 1945 г. принял монашеский постриг. Вскоре был возведен в сан игумена, а в конце 1946 г. в сан архимандрита. В течение 10 лет построил 31 иконостас. 496 Вероятно, имеется в виду Евгений Леопольдович Недзельский (1894 – 1961). В 1920 г. вместе с армией генерала Врангеля эвакуировался из Крыма в Константинополь. С 1921 г. до конца жизни жил в Чехословакии, писал стихи, переводил. 497 См.: Ягич И. В. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковно-славянском переводе по русским рукописям 1095 – 1097 гг. СПб., 1885. 498 Имеется в виду церковная реформа Патриарха Никона (16051681), предпринятая в 1650-х гг. в Русской Церкви и направленная на изменение обрядовой традиции в целях ее унификации с греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. 500 Зейпель (Seipel) Игнац (1876–1932), австрийский политический деятель, один из лидеров Христианско-социальной партии, профессор богословия, католический прелат. В 1918 г. Министр социального обеспечения в последнем правительстве Габсбургской монархии, в 1922–1924 и 1926–1929 гг. канцлер, а в конце 1930 г. министр иностранных дел Австрии. Поддерживал фашистские организации. 503 Вероятно, имеется в виду протоиерей Григорий Клементьевич Лысяк (см.: наст. сб., кн. 2, примеч. 405). 504 Алеш Богумир (1910–1980), протоиерей, настоятель кафедрального храма свв. Кирилла и Мефодия в Праге. 505 См.: Успенский Л. Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М.: Московская старообрядческая архиепископия, 1956. 506 См.: Кузьмин И. Древнерусское искусство (Художественные памятники Московского Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Заслушав доклад прот[оиерея] Красницкого о недопустимости поведения члена ЦК группы “Живая Церковь” А. И. Новикова и объяснения последнего, расширенное заседание Пленума ЦК группы “Живая Церковь” единогласно постановило: “За разложение состава группы … за образование им особого объединения под флагом левого течения " " Живая Церковь " " , ничего общего с программой группы " " Живая Церковь " " не имеющего, исключить А. И. Новикова из состава группы " " Живая Церковь " " и ЦК, со всеми вытекающими последствиями”» (Деятельность Центр[ального] К[омите]та «Ж. Ц.» 3–5-го октября 1922 г.//Живая Церковь. 1923. 1 февр. 11 (1). С. 21–22). Второй Эфесский собор, созванный в 449 г. императором Фeoдocueм II по инициативе Диоскора Александрийского и ознаменованный физическим насилием в отношении оппонентов последнего. Наименование «разбойничий» получил спустя два года на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе. Имеется в виду 1-е правило III Вселенского (Ефесского) Собора 431 г. Никон (Минин Никита, 1605–1681) – с 1649 г. митрополит Новгородский, с 1652 г. Патриарх Московский и всея России, в 1658 г. из-за ухудшения отношений с царем Алексеем Михайловичем оставил Москву, не отказавшись при этом от патриаршей кафедры. В 1666 г. был осужден и лишен сана на Большом Московском Соборе с участием Патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария. Умер на пути из ссылки, посмертно восстановлен в патриаршем достоинстве. Имеется в виду пункт 10 определения Священного Собора Православной Российской Церкви о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России от 8/21 декабря 1917 г. [Собрание определений…, 1994, вып. 1, с. 6]. Владимир (Путята Всеволод Владимирович, 1869–1936) – с 1907 г. епископ Православной Российской Церкви, с 1915 г. архиепископ Пензенский, в 1917 г. уволен от управления епархией в связи с обвинениями в аморальном поведении, запрещен в священнослужении с предписанием удалиться из Пензы, чему не подчинился. В 1918 г. после троекратного вызова на суд Архиерейского совещания Священного Собора Православной Российской Церкви был лишен сана. В августе 1923 г. «восстановлен в сане» обновленческим синодом, впоследствии приносил покаяние Патриарху Тихону и заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), но ими в сане восстановлен не был.

http://bogoslov.ru/article/6172721

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010