34 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 35 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 36 Евангелие от Матфея, XVIII, 5. 37 Даже (церковнослав.). 38 Михаил Евстафьевич Лобанов (1787–1846) – русский писатель, драматург. Перевел трагедию Ж. Расина «Федра». 39 У меня сердце материалиста, но мой разум отвергает материализм (франц.) . 40 Никон (1605–1681) – патриах Московский и всея Руси. Имел сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, что привело к разрыву с царем Алексеем Михайловичем. 41 Икона Божьей матери. «Купина неопалимая» – куст, который горел, но не сгорал (Исход, III, 2). 42 Заушить (устар.)  – оскорбить, опорочить. 43 Все вокруг меня окрашено мрачными красками (франц.) . 44 Мытари – древнееврейские сборщики податей. 45 Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. О юноше сказано в Евангелии от Марка, XIV, 51, 52. 46 Иерей – священник. 47 Совершать таинство Евхаристии и причащать имеют право только лица, имеющие священнический сан. 48 Плат с изображением положения во гроб Христа. 49 По греческой мифологии счастливым временем, «золотым веком» было, когда богиня справедливости Астрея пребывала на земле. 50 Трагедия В. А. Озерова (1769–1816). 51 Да приидет Царствие Твое (лат.). 52 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для свершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: „Этот человек начал строить и не мог окончить“ (Евангелие от Луки, XIV, 28–30). 53 Как здоровье? (лат.) 54 Хорошо, самодержец (лат.). 55 Хвалебные песни. 56 Под селением Кульм (Чехия) соединенные русские и прусские войска победили французов в 1813 году. 57 Песня К. Ф. Рылеева в соавторстве с А. А. Бестужевым-Марлинским. 58 По преданию, в 362 г. до н. э. на площади в Риме разверзлась пропасть, означающая, что отечество в опасности, которая может быть предотвращена, если Рим пожертвует своим сокровищем. Тогда юноша Марк Курций бросился в пропасть, и она после этого закрылась. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

39 Карлейль Томас (1795–1881) — английский философ-идеалист. 40 Молокане — одно из направлений в духовном христианстве. 41 одна из разновидностей духовного христианства. 42 Волконский Петр Михайлович (1776–1852) — князь, министр императорского двора; генерал-адъютант. 43 Меншиков Александр Сергеевич (1787–1869) — светлейший князь, адмирал; с 1827 г. возглавлял морское ведомство. 44 Аггеев Константин Маркович (1868 —?) — священник, религиозный писатель. 45 Розанов Василий Васильевич (1856–1919) — религиозный мыслитель, прозаик, публицист. 46 Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) — государственный деятель; обер-прокурор Синода (1880–1905). 47 Страхов Николай Николаевич (1828–1896) — философ и публицист. 48 Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891), религиозный мыслитель, писатель, публицист. 49 Михаил (Семенов Павел Васильевич; 1874–1916) — духовный писатель; публицист; профессор Духовной академии (СПб.); был отстранен от должности после сближения с социалистами. 50 Никон (Никита Минов; 1605–1681) — седьмой патриарх Московский и всея Руси; при нем была осуществлена церковная реформа. 51 Новиков Николай Иванович (1744–1818) — просветитель, литератор, издатель; член масонской ложи. 52 Лабзин Александр Федорович (1766–1825) — историк, литератор, переводчик, издатель; мистик и масон. 53 Хлысты (или христоверы) — секта, сформировавшаяся в XVII в. 54 Скопцы, скопчество — религиозная секта; появилась в России с 1770-х гг.; ее последователи подвергают себя оскоплению, чтобы избежать мирских соблазнов. 55 Штундисты — представители русского евангелического христианства; ответвление от молоканства; оформились в 1860 — 1870-е гг. 56 Скворцов Василий Михайлович (1859–1932), служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре Синода. 57 Галина Г. (псевд. Ринкс Глафиры Адольфовны; 1870 или 1873–1942), поэтесса, прозаик, переводчица. 58 Надсон Семен Яковлевич (1862–1887) — поэт, кумир русской молодежи 1880-х гг. 59 Монферран Август Августович (Огюст Рикар де Монферран; 1786–1858) — архитектор; в России с 1816 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

5. Храм прп. Иоанна Рыльского (при настоятельских кельях), устроенный в 1846 г. В позднейших перестройках участвовали архитекторы М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.А. Тон. В начале XX в. при монастыре была церковно-приходская школа и странноприимный дом для богомольцев. В состав братии входили: архимандрит, 20 монахов, 20 послушников и 60 трудников. Монастырская ризница представляла собой собрание драгоценных предметов церковной утвари и облачения – вкладов Царевны Татьяны Михайловны и других Высочайших особ. Недалеко от монастыря находился миниатюрный четырех этажный скит Патриарха Никона с аскетичным внутренним устройством, построенный в1658 г. с храмами Богоявления Господня и апп. Петра и Павла. В 1919 г. Монастырь закрыли, а в его стенах расположился краеведческий музей. В 1941 г., во время Великой Отечественной войны, музей разграбили немецкие войска, а 10.12.1941 г. монастырь взорвали, разрушив башни и колокольню, сильно повредив собор. С 1956 г. ведутся восстановительные работы. В настоящее время собор практически восстановлен, кроме внутренней отделки. В 1995 г. монастырь возвратили Русской Православной Церкви, и в нем возобновилась монашеская жизнь. В обитель была возвращена ее древняя святыня – мощи мц. Татианы. См.: Православные монастыри. С. 468–475.) 192 (Патриарх Никон – Никон (Минич Никита, 1605–17.08.1681) – Патриарх Московский и всея России (1652–1666), исправитель богослужебных книг, в результате чего возник раскол. Боролся за власть с Царем Алексеем Михайловичем. Осужден в 1666 г. Собором епископов и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1656 г. основал Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь.) 193 (...настоятеля... архимандрита Владимира... – Владимир (Филантропов Василий, 1841–1916) – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. Происходил из семьи священника. Окончил Владимирскую ДС (1862). С 17.06.1864 г. учитель Шуйского ДУ. С 1876 г. учитель Симферопольского ДУ.В 1880 г. уволен от учебной службы и назначен и. д. помощника синодального ризничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

60 Хвольсон Орест Данилович (1852–1934) – физик, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, почетный член Академии наук СССР. Составил пятитомный Курс физики, долгое время являвшийся основным учебным пособием в советских вузах. 62 Патриарх Никон (в миру – Никита Минов; 1605–1681) занимал Патриарший престол в 1652–1666 гг.; имел также титул Великого Государя. Провел реформы, в результате которых в Церкви произошел раскол. Противников никоновских реформ, которых возглавил протопоп Аввакум, стали называть раскольниками или старообрядцами. Осложнение отношений между царем Алексеем Михайловичем Романовым и Патриархом привело к тому, что Большой Московский Собор, проходивший в 1666 г., лишил Никона не только патриаршего, но и епископского сана. В Соборе участвовали Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий. Патриарх Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. Государь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, добился возвращения Никону сана Патриарха, но уже посмертно. 68 Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931) – ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. В 1898–1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Санкт-Петербургском у ниверситете. 69 Ле Дантек Феликс (1869–1917) – французский биолог, философ, приверженец теории материалистического монизма. С 1899 г. – профессор общей эмбриологии в Сорбонне. 72 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. Ч. 4. С. 149–150,156–157. 74 Свт. Макарий, митрополит Московский († 1563), – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Составил «Четьи-Минеи», которые впоследствии стали называть Макариевскими. При свт. Макарии впервые на Руси начинается печатание книг. В 1547 и 1549 гг. митрополит Макарий созвал Поместные Соборы Русской Церкви, на которых решался вопрос канонизации святых. Было установлено общецерковное почитание угодников Божиих (ранее прославление происходило по благословению местного архиерея, и святые почитались только в тех краях, где они подвизались). Макарьевские Соборы открывают новый период в жизни Православной Церкви – «эпоху новых чудотворцев», поскольку на Соборах были канонизированы многие подвижники. В 1551 г. свт. Макарий созвал Собор, который впоследствии был назван Стоглавым, так как его постановления были изложены в ста главах. Предметом рассмотрения Собора стали различные аспекты церковной жизни: от правил поведения христианина до вопросов духовного просвещения. Память святителя Макария – 30 декабря/12 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

961. Николаевская – Пищугова или Пищеговская, мужская пустынь, ныне село Пищугова Пустынь, Владимирской губ., Шуйского у., в 72 вер. к сев.-зап. от Шуи, при озере Пищугове. По преданию, основана в начале XVII ст. и несомненно существовала в 1655 г., когда здесь поставлена икона Иоанна Предтечи старцем Савватием, при строителе Изосиме. Упразднена в 1764 г. Здесь находится чудотв. икона св. Николая с мощами сего угодника. “Ист. Росс. Иер.», V, 553; Федоров, “Ист. собр. о граде Сужд.», 101; “Владимир. сборн.», 1857 г., 46; Борисов, “Опис. гор. Шуи и его окрест.», 207; “Влад. губ. вед.», 1853 г., 38 (образ Иоанна Предтечи, 1655 г.); 1854 г., 31 (Пустыни быв. Влад. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 717, 58; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имела 50 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 272 (дело 1721 г. об игум. Симоне). 962. Николаевская – Плескова или Плесская, мужская пустынь, ныне погост Плесса с Подмонастырскою слободкою, Псковской губ., Новоржевского у., в 24 вер. от Новоржева, при впадении рч. Цвенки в Уду. В 1598 г. ей дана грамота ц. Борисом Годуновым на владение землями. В 1692 г. состояла приписною, к Новгородскому архиер. дому и в 1764 г. обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 554; “Акты истор.», II, 347 (Тархан. грамота игум. Пимену Лжедимитрия 1605 г.); V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 406, 38; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 176 (Ц. гр. 1670 г. о невмешатель. воеводы в дела Духовн. вед.; здесь, между прочим, сказано «а Николской Плеской м-рь Пусторжевского уезду, а не Новгородского»); “Собр. государ. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 963. Николаевская – Сендегская в Подлесье, мужская пустынь, ныне погост Николаевский на Сендеге или Никола-Пустынь, Костромской губ., Кинешемского у., в 35 вер. к сев.-зап. от Кинешмы, в верхней части р. Сендеги. Несомненно существовала в XVII ст., так как в 1689 – 94 г. ею управлял строитель Савватий. В доношении Ипатиевского архим. Гавриила в 1721 г. значится: «В Сидоровской волости Николаевская пустыня, что на р. на Сендеге, в расстоянии от Костромы града 45 верст. В ней строитель иеромонах Сергий, да монахов 3 челов.; разночинцев служителей 12 челов.». Упразднена в 1764 г. “Ист. Р. Иер.», VI, 86; Строев, “Спис. иер. и наст.», 878, 28 (Николаев. пуст. в Подлесье), 884 (Сендегская пуст.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (о недвижим. имуществах); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 201, прилож., (состояние м-ря в 1721 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 80 (опись 1691 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

99 Откр.13:8 . 100 Древнегреческое слово σταυρς действительно означает «столб» или «крест». Однако на столбах не распинали, а вешали, распинали же только на крестах. Новый Завет и вся христианская традиция (устная, письменная и изобразительная) свидетельствуют о Распятии Иисуса именно на Кресте. 101 Тетраграмматóн (тетраграмма) (греч. τετραγρμματον; от слов τετρα — «четыре» и γρμμα — «буква») — в иудейской религиозной традиции – четырехбуквенное непроизносимое Имя Господа. 102 Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — крупнейший православный богослов девятнадцатого века. В 1994 году прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в святительском чине. 103 Лютер Мáртин (1483–1546) — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма. 104 Смит Джóзеф (1805–1844) — американский религиозный деятель, основатель и первый президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). 105 Рáсселл Чарльз Тейз (1852–1916) — американский проповедник, один из основателей религиозного движения, а с 1884 года – президент «Общества Сторожевой башни, Библий и трактатов, Пенсильвания». 106 Кальвин Жан (1509–1564) — французский богослов, основатель кальвинизма. 107 Цвингли Ульрих (1484–1531) — швейцарский реформатор Церкви, христианский гуманист и философ. Издал свое исповедание веры, в большей части пунктов сходное с учением Лютера. 108 Ср.: Ис.48:20: «Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев». 109 Никон (1605–1681) — шестой Московский Патриарх, имевший официальный титул: «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх». Никон предписал совершать крестное знамение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, поскольку двоеперстие в Московской Церкви было закреплено актом Стоглавого собора 1551 года. Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

§22. Патриарх Никон Московский и всея Руси (1605–1681 гг.) написал повествование о перенесении мощей свят. Филиппа, а также важное для русской церковной истории сочинение «История исправления книг с соборными деяниями». Ему же приписывается «Летопись», оканчивающаяся событиями 1630 г. Остальные сочинения патр. Никона – послания, письма, грамоты, полемические возражения и ответы – связаны с его патриаршей деятельностью и последующей внутри-церковной борьбой. §23. Протопоп Аввакум (1620–1682 гг.) по последней церковной должности был исполняющим обязанности настоятеля Казанского собора на Красной площади в Москве. Этот активный участник внутри-церковной борьбы XVII века, своеобразно понимавший верность церковной традиции, был одаренным и плодовитым писателем. Исследователи отмечают, что благодаря своему живому, образному, поэтическому, зажигательному и реалистическому стилю протопоп Аввакум не знал себе равных среди современников. Сочинения протопопа Аввакума, количество коих достигает 60-ти, делятся на экзегетические, челобитные, полемически- назидательные и автобиографические. Самым известным его сочинением является собственное «Житие», совмещающее агиографические и биографические черты. С литературной точки зрения «Житие» признано жемчужиной русской словесности. §24. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709 гг.) – составитель прославленных Четьи Миней, являющихся по сей день главным житийным собранием по русской агиографии. Работа над Четьи-Минеями велась в течение двадцати лет. Кроме агиографических сочинений свят. Димитрий является автором нравоучительных, полемических, исторических, литургических и гомилетических сочинений. Самое известное из них – это «Алфавит духовный». Особенно стоит отметить, что свят. Димитрий, вероятно, был одним из первых церковных писателей, выступивших в Великороссии с драматическими произведениями. Ему принадлежат драмы «Успенская», «Димитриевская», «Воскресение Христово», «Есфирь и Агасфер», «Грешник кающийся» и самая знаменитая – «Рождественская».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

А пока нам нужно констатировать, что в XVII столетии продолжая и развивая традиции, тенденции и богословские идеи русских столичных городов, Москва и промыслительно, и сознательно устроятся одновременно во образ " Иерусалима Нового " (как града небесного), " второго Иерусалима " (как преемника славы исторического, палестинского), " третьего Рима " (как подобия Константинополю, " второму Риму " ) и во образ Рима как державной столицы мира (с языческим, культурно-политическим оттенком). Все эти тенденции и идеи берут свое начало еще от древнего Киева эпохи князя Владимира и Ярослава Мудрого. При этом если двойственной была идея " третьего Рима " , то по-своему двойственной оказалась и идея " Нового Иерусалима " . В духовных глубинах соединяются многие символы; но во внешней, эмпирической реальности создание архитектурных образов исторического Иерусалима и Горнего (Нового) шло двумя параллельными, до времени не соединяющими линиями. В период наибольшего расцвета этих идей и начинается жизнь и деятельность святейшего патриарха Никона (1605-1681) Теперь невозможно установить в точности, когда именно и как у него родилась мысль о создании особой, явной пространственно-архитектурной иконы горнего мира на Русской земле. Эта мысль созревала постепенно. Первые архитектурные впечатления Никита Минин (так звали его в миру) получил в юности в Макарьевом Желтоволосом монастыре близ Нижнего Новгорода, где в первой половине 20-х годов XVII века он был послушником и где в то время как раз велись большие ремонтно-строительные работы. Они должны были дать ему и первые практические уроки архитектуры и строительства, и познакомить его с определенными богословскими идеями русской храмовой и монастырской архитектуры. Вторым важным этапом явилось для будущего патриарха почти десятилетнее пребывание в Москве до 1636 года. Невероятно любознательный, просто горевший жаждой духовных знании, чрезвычайно много читавший отец Никита никак не мог пройти мимо идей " второго " и " нового " Иерусалима, " третьего Рима " , широко распространявшихся тогда в русском церковном обществе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

В 1652–1653 тт. начался роковой спор между реформистской группой и новым патриархом Никоном (1605–1681). Крестьянин по рождению, Никон был, вероятно, самым блестящим и одаренным человеком из тех, кто когда–либо возглавлял Русскую церковь. Однако он страдал самомнением и авторитарным темпераментом. Никон был горячим поклонником греческого православия: «Я русский и сын русского, — говорил он обыкновенно, — но вера моя и религия греческие». Никон требовал, чтобы русское богослужение и религиозная жизнь до мелочей соответствовали правилам, принятым в четырех древних патриархатах, а русские богослужебные книги исправлены во всех местах, где они отличались от греческих. В особенности он настаивал на том, чтобы двуперстное знамение, которым на старый лад осеняли себя русские, заменить на трехперстное, принятое у современных ему греков. Такая политика вызвала противодействие многих последователей иосифлянской традиции. Они считали Москву третьим Римом, а Россию — оплотом и мерилом православия. Чтя память матери — византийской церкви, от которой Русь получила веру, они не испытывали равного почтения к современным им грекам. Они помнили о том, что греческие иерархи предали православие на Флорентийском соборе, а также кое–что знали о коррупции в Константинопольском патриархате под властью турок. Все это отнюдь не возбуждало в них желания рабски копировать современные им греческие порядки. В частности, они не видели оснований к тому, чтобы принимать трехперстное крестное знамение: ведь русская практика в самом деле была более древней. Вопрос о крестном знамении может показаться тривиальным, однако нужно помнить, какое огромное значение православие вообще, а русское православие в особенности, всегда придавало обрядовым действиям и символическим жестам, в которых выражается внутренняя вера христиан. В глазах многих перемена крестного знамения означала перемену веры. Этот спор вокруг крестного знамения послужил тем ядром, вокруг которого выкристаллизовалась вся проблема отношения русских православных к греческому православию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В 1821 г. возведен в сан архимандрита Шацкого Николаевского Чернеева монастыря. С 1822 г. – ректор и учитель Иркутской семинарии и настоятель Иркутского Вознесенского монастыря. С 1826 г. – ректор Тамбовской семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. В 1829 г. вызван на чреду священнослужения в Петербург. В 1831 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 1834 г. – епископ Калужский и Боровский. Скончался в Лаврентьевском монастыре, погребен в кафедральном соборе. Преосв. Николай был простым, внимательным и отзывчивым пастырем. Серьезные недоразумения были у него в бытность епископом Калужским в отношении Оптиной Пустыни. Не разобравшись в сути старчества и поверив наветам недоброжелателей, преосв. Николай в 1835–1836 гг. перевел старца Льва из скита в монастырь, запретил ему принимать посетителей и носить схиму. Но милостью Божией и заступничеством митрополита Киевского Филарета эти искушения вскоре миновали. Старец и преосвященный расстались в этой жизни в добрых чувствах друг к другу. – 43, 138, 157, 164. Николай – схимонах, сподвижник преп. Паисия Величковского . Вместе со старцем Феодором подвизался сначала на Украине, затем в Молдавии у старца Паисия, а потом в Поляномерульском скиту. Там к ним вскоре присоединился старец Онуфрий. После кончины последнего старец Феодор возвратился в Нямецкий монастырь. Старец Николай еще зиму оставался в скиту, а затем также перешел в монастырь, где и скончался незадолго до старца Паисия. Отличался особым смирением. – 116. Никон – Патриарх Московский и всея Руси. 25 мая 1605 † 17 августа 1681. – 68. Никон – Оптинский иеромонах. 1805 † 2 октября 1850. В мире Николай Иванович Огиевский (Огневский). Из дворян г. Глухова Черниговской губернии, коллежский секретарь. Оставив службу, поступил в Оптинский скит в 1832 г. и находился под руководством старца Леонида. В 1834 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1839 г. – в мантию. В иеродиакона рукоположен 3 декабря 1839 г., в иеромонаха – 1 февраля 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010