Закрыть itemscope itemtype="" > Кийский крест В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь 05.10.2017 891 Время на чтение 10 минут Рассмотреть детали: +4 История Кийского креста По преданию, в 1639 году будущий Патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове в устье реки Онеги. Ступив на землю, Никон спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)» Остров был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своем спасении Никон установил на острове простой деревянный крест. Патриарх Никон (1605-1681). Начал реформу по изменению богослужебных книг и обрядов Русской Церкви. У значительной части верующих изменения вызвали неоднозначную реакцию. В 1666 году в качестве простого монаха отправлен на заточение в монастырь. Его реформы одобрили и продолжили, но самого Патриарха оправдали только перед смертью. Став Патриархом, Никон рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора в 1656 году по заказу Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Христа. Освящение креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста ). В память об этом на нижней части святыни была сделана соответствующая надпись. Кийский крест находился в обители до ее закрытия в 1923 году. Во время Крымской войны, в 1854 году, когда в тех местах велись бои с англичанами, крест пришлось вывезти из монастыря, но потом его вернули обратно. При этом были утрачены некоторые иконы святых. В 1923-1930 годах крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. В 1991 году святыню передали в московский храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, где она доступна для поклонения. Звезды восьмиконечные · I Камень Гроба Господня • III Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней • II, IV, V, VII, X, XI, XII, XIII Камни не надписаны

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/5/ki...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf NIKON (MININ) NIKON (MININ), Patriarch of Moscow, liturgical reformer (1605–1681 ). After a monastic education and life, he became abbot of the Koyozerski Monastery (1642), archimandrite of the Novospaski Monastery in Moscow (1646), Metropolitan of Novgorod (1649), and Patriarch of Moscow (1652) by order of Tsar Alexis, over whom Nikon had great influence in his early episcopal years. As patriarch, Nikon immediately initiated liturgical reforms that resulted in the Old Believer (q.v.) schism for which he was famous-or infamous. Initially Nikon’s program was rigorously enforced by civil authorities. But as early as 1653, other respected clerics (Neronov, Avvakum, etc.) who supported an awakening of faith in the Russian Church accused Nikon of heresy (q.v.). The prospect that Church and state had erred in their overly zealous reform policy-which they well did-called into question the whole premise of an infallible symphony of “God-appointed” institutions that comprised “Holy Russia.” Scholars inside and outside of Russia continue to debate the “rightness” of Nikon’s reforms (especially Makarii Bulgakov [q.v.], and recently Paul Meyendorff), in the last centuries with more objectivity when the political question of the Old Believers became less pressing. In 1658 Nikon himself rendered the “symphony” of Church and state a cacophony. He not only claimed complete independence in ecclesiastical matters, having been given the title “Great Sovereign” by the tsar, but also claimed primacy over the tsar-an attitude that caused him to fall into disfavor. It should be observed that Nikon asserted himself in direct imitation of the Roman papacy (q.v.), and that this prerogative was not in keeping with Orthodox tradition. As a result, he resigned the patriarchate (q.v.) and retired to a monastery, but then attempted to regain his office. Due to this attempt he was deposed and banished by the Councils of Moscow (1666–67), though his reforms were accepted and remained. After suffering fourteen years in a distant monastery, he was recalled by Tsar Theodore II, but died on returning and was posthumously reinstated and buried with honors. He has been recognized as “perhaps the greatest bishop of the Russian Church” (Oxford Dictionary of the Christian Church, page 976) by very few in the Orthodox world since the time of William Palmer. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Святейший Патриарх Кирилл посетил музей Русского Патриаршества в Арзамасе 13 августа 2017 г. 19:35 13 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил музей Русского Патриаршества в Арзамасе — совместный проект Нижегородской епархии и Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Арзамас является малой родиной Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , 150-летия со дня рождения которого отмечается в этом году.   Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . Высоких гостей встречал директор музея, наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря города Нижнего Новгорода архимандрит Тихон (Затёкин). Архимандрит Тихон представил Его Святейшеству и сопровождающим лицам экспозицию музея. Предстоятель Русской Православной Церкви оставил запись в книге почетных гостей: «Поздравляю устроителей музея с очень интересной экспозицией, помогающей тем, кто интересуется, прикоснуться к страницам жизни Патриархов Московских и всея Руси». Музей Русского Патриаршества был открыт в городе Арзамасе (Нижегородская область) 1 августа 2013 года. Это единственный в мире музей, экспозиция которого целиком посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси: Никона (1605-1681) и Сергия (1867-1944), уроженцев Нижегородской земли, а также Патриархов Русской Православной Церкви XX — начала XXI веков: Aлekcuя I (1877-1970), Пимена (1910-1990), Aлekcuя II (1929-2008) и нынешнего Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. В музее представлены современные реплики и подлинные вещи Патриархов. Музей располагается в историческом центре, на Соборной площади, в здании городового магистрата, являющегося уникальным памятником архитектуры второй половины XVIII века. Музей Русского Патриаршества признан лучшим учреждением культуры города Арзамаса, решением мэра города от 9 мая 2016 года внесен на городскую доску почета. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4981130.ht...

Сергиевские чтения в МГУ будут посвящены 400-летию со дня рождения патриарха Никона Москва, 28 октября 2005 г . В МГУ им. М.В. Ломоносова 24 ноября 2005 года состоится юбилейная научно-практическая конференция " Созидание государства Российского: стояние в Духе " , посвященная 400-летию выдающегося церковного и государственного деятеля России – патриарха Никона (1605-1681) (конференц-зал 1 корпуса гуманитарных факультетов; начало в 16:00), сообщает оргкомитет конференции. Организаторы конференции: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации. Заявки на участие в конференции и статьи (тезисы докладов) просим направить до 12 ноября 2005 г . по адресу оргкомитета. В заявке-анкете необходимо указать: - фамилию, имя, отчество, - ученую степень, ученое звание, - должность, полное и сокращенное название организации-места работы, - домашний адрес, служебный и домашний телефоны, адрес электронной почты, - тему доклада. Текст статьи объемом до 9 страниц машинописного текста просим оформить в соответствии со следующими требованиями: текстовый редактор Word 6.0; шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 междустрочный интервал; поля: верхнее - 2,0 см ., нижнее - 2,0 см ., левое - 3,0 см ., правое - 1,5 см . В правом верхнем углу первой страницы доклада (тезисов) перед названием просим указать информацию об авторе: - фамилия, и.о. - ученая степень - название учреждения - город. Оргкомитет просит присылать тексты заявок и тезисов докладов в электронном виде (по электронной почте). Материалы конференции предполагаются к публикации. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок для участия в конференции и публикации. e-mai1: maslennikovaa@list.ru (Масленникова Наталья Викторовна – руководитель) ; william@list.ru (Шмидт Вильям Владимирович – секретарь) Телефон для справок: (095) 436-9689 (8:30 - 10:00) 28 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14968.html

Статистика Никон (Минин), патр. Московский Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился 28 мая 1605 г. в крестьянской семье в селе Вельдеманово (Княгининского уезда, Нижегородской губернии). Мальчик убегает от мачехи в монастырь (по одной версии - Макарьевский Желтоводский, по другой - Печерский), где, по-видимому, получает первоначальное образование. Уступая просьбам родственников, Никита покинул обитель и женился. В возрасте двадцати одного года он становится сельским священником, но познакомившиеся с ним на Макарьевской ярмарке московские купцы, которых поразили его дарования, перевозят Никиту в столицу. Потрясенный смертью всех своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь, а сам принимает монашество под именем Никона. С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря. В 1648 г. Никон становится уже митрополитом Новгородским. Тогда он приобретает широкую популярность своими проповедями, заботами о церковном благочинии и благотворительностью. Во время бунта 1650 г. Никон с риском для собственной жизни пытается восстановить порядок. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником». В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, замученного Иоанном Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником. Недолгие шесть лет патриаршества Никона оставили глубокий след в русском православии. Его имя часто упоминается в связи с печальным расколом в Церкви. Никон занимается правкой книг, проводит церковные реформы. Никон мыслил Россию восприемницей Византии, наследницей православного царства. Собор под давлением греческих патриархов и тайного агента Ватикана - Лигарида - снял с Никона патриарший сан якобы за превышение власти, за самоуправство. Те же изменения, которые под его руководством были внесены в порядок богослужений, все до единого были одобрены и узаконены. Никон был приговорен к лишению святительского сана и к ссылке в Ферапонтов монастырь, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Но разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре как патриарх. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1419

Никон, Патриарх Московский и всея России Никон. Сей Патриарх Всероссийский родился в 1605 году близ Нижнего Новгорода. Он постригся на Белом море в Анзерском Ските, и потом был Игуменом на Белозерской Пустыне. Царь Алексей Михайлович повелел посвятить его в Архимандриты Москов. Новоспасского монастыря. В 1648 году был посвящен в Митрополиты Новгородские. Здесь, в 1650 году, он укротил мятеж, и с опасностью жизни спас Воеводу – Князя Хилкова. В 1652 году Никон был возведен на Патриаршество. В 1654 и в 1655 годах созывал Соборы для исправления церковных книг. В 1654 году начал строить Воскресенский монастырь. Во все это время он пользовался неограниченною доверенностью Царя. Возвратясь после долгого отсутствия в Москву в 1658 году, он заметил явное охлаждение Царя, и удалился в Воскресенский монастырь. Причины неудовольствия царского достоверно неизвестны. В 1660 году был начат над ним суд, но дело перенесено на рассмотрение Восточ. Патриархов. В 1637 году Александрийский и Антиохский Патриархи открыли в Москве вместе с Российским духовенством, Соборный суд над Никоном. Он был обвинен, лишен Патриаршества и сослан на Бело-Озеро. Царь Феодор в 1680 году повелел возвратить его в Воскресенский монастырь, но Никон скончался на пути в 1681 году. Тело его погребено в Воскресенском монастыре погребением Патриаршим, а в 1763 году получены разрешительные грамоты Восточ. Патриархов, в которых он снова был признан Патриархом. Обстоятельное жизнеописание его сочинено клириком Иваном Шушериным, издано в Москве О.П. Козодавлевым. Никоном составлена летопись Русская, известная под его именем. Важнейшие из его ученых трудов – исправление Церковных книг. Читать далее Источник: Портреты именитых мужей российской церкви с приложением их краткого жизнеописания : [Сост. П.П. Бекетов ; Посмертное изд. Н.В. и П.В. Кириевских]. - Москва : В тип. Августа Семена при Имп. Мед.-хирург. акад., 1843. - л., 40 л. портр. (Авт. в кн. не указан; установлен по Рус. биогр. словарю). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Георгий XI, Царь Карталинский † 1709. Женат 1) на княжне Тамари Элисбари; 2) на княжне Хорашане Микеладзе Леван, Царь Карталинский Царевич Александр-Луарсаб Царевич Соломон Царевна NN, за князем Зурабом Эристовым Царевна Анаки, 1) за Шахом Персидским; 2) за Ханом Гюлистанским Князь Теймураз Мухранский, родоначальник нынешних князей Багратионов-Мухранских Князь Ираклий Мухранский Князь Иессей Мухранский Князь Баграт Мухранский Царевич Георгий Кахетинский † 1561 Александр II, Царь Кахетинский † 1605 Царевич Николозо, католикос Иессей, Царь Кахетинский Царевич Вахтанг КОЛЕНО XXXII: Царевич Александр Арчилович (в России называемый: «Царевичем Имеретинским»); первый российский генерал-фельдцейхмейстер, рождение 1674 † в плену в Стокгольме 1710 Царевич Мамука Арчилович, рождение 1676 † 1693 Царевич Давыд Арчилович, рождение 1681 † 1695 Царевна Дареджана Арчиловна † 1740 Царевич Кайхосро Царевич Баграт Царевич Иессей Царевич Симон в Петербурге 27 января 1740 Кайхосро, Царь Карталинский, рождение 1674 † 1711 Вахтанг VI, Царь Карталинский, рождение 15 сентября 1675 † 27 марта 1737 Царевич Теймураз Царевич Симон Иессей, Царь Карталинский, принял исламизм под именем Али-Кули-Хана † 1727. Женат на Царевне Кахетинской Елене Царевич Доментий, Католикос † 1744 Царевич Константин Ираклий, Царевич Кахетинский Царевич Давыд † 1603. Женат на Княжне Кетевани Мухранской Царевич Георгий † 1605 Константин I, Царь Кахетинский Царевна NN, за Манучаром, Дадианом Мингрельским Царевич Баграт КОЛЕНО XXXIII: Царевич Давыд Кайхосрович † в Москве 28 октября 1732 Царевна Хорашана Кайхосровна Царевна Анна Кайхосровна Царевич Ростом Вахтангеевич † 1689 Бакар Вахтангеевич, Царь Карталинский, потом российский генерал-поручик и святого Андрея кавалер, рождение 1699 † 1750, родоначальник старшей ветви нынешних Князей Грузинских Царевич Егор Вахтангеевич, российский генерал-аншеф и святого Александра Невского кавалер, рождение 1702 † 1785. Женат на Княжне Марие Яковлевне Долгоруковой Царевич Паата Вахтангеевич † 1765

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

На вопрос: где и когда было написано Шушериным его сочинение? можно утвердительно отвечать, что если он и начал его в Новгороде, то окончил не прежде как по возвращении (в 1681 году) в Москву, ибо так как сам Шушерин не был на Соборе, то для описания онаго ему надобно было собрать справки у очевидцев, а сие он мог сделать лишь в Москве, также как и списать копии с тех актов, которые составляют приложение к жизнеописанию Патриарха. Последнее из упоминаемых в сем сочинении событие освящения соборнаго храма Воскресенской обители относится, как известно, к 1685 году. Итак, «Известие» Шушерина написано между 1681 в 1686 годами. Некоторые современные писатели, по-видимому вменяющие себе в особую заслугу уничижение исторических личностей (см. о сем подробно прекрасное сочинение Н.И. Субботина под заглавием «Дело Патриарха Никона ». М., 1862) бездоказательно обзывают сочинение Шушерина «пристрастным», и на этом основании готовы даже исключить его вовсе из числа источников для оценки сего Святителя. Но для нас дороже суд о сем его современников, от которых не дошло до нас ни одного столь «пристрастнаго» упрека, напротив, распространение сего сочинения по России во многих списках свидетельствует о справедливом внимании к нему русских людей. А три года тюремного заключения и десять годов ссылки, которыми запечатлелась верность Шушерина своему благодетелю, – дают ему неоспоримое право и на признание потомством искренности его убеждений, и если можно не во всем соглашаться с его умозаключениями, то, повторяем, нет ни малейшаго подозрения относительно фактической стороны «Известия», что достаточно доказано в вышеупомянутом сочинении профессора Н. Субботина . Архимандрит Леонид (Кавелин) Новый Иерусалим 1870 года Извещение о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея России В лето от мироздания, 7113 (1605) в месяце мае в пределех Нижняго Новаграда, в веси нарицаемой Велдемановой 1 , родися он – Святейший Патриарх от простых, но от благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы, и наречено имя ему Никита; по имени преподобнаго Никиты Переяславскаго чудотворца, егоже Святая Церковь прославляет маия в 24 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

21. Воробьева Н.В. Образ патриарха Никона в вузовских учебниках//Исторические исследования в Сибири и на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы: Сборник материалов II региональной молодежной научной  конференции. Новосибирск: Параллель, 2008.  – 312 с. С. 78–85. (0,5 п.л.) http://history.nsc.ru/publ/1/html/vorobeva.htm 22. Воробьева Н.В. Эсхатологические воззрения патриарха Никона//XIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., 2007. (0,15 п.л.) 23. Воробьева Н.В. Историко–канонические и богословские воззрения патриарха Никона//Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал 2 (47)   М.: РАГС при Президенте РФ, 2009.   С. 238-258 (1,5 п.л.) http://www.rags.ru/node/3209 Книга посвящена анализу образа патриарха Никона (1605-1681), который складывался на протяжении нескольких столетий и в итоге запечатлелся в исторической памяти. Влияние идеологии как императорского, так и советского времени определило формирование ряда историографических стереотипов в отношении событий и отдельных действующих лиц церковно-государственных отношений XVII в. Такие клише прочно утвердились применительно к фигуре патриарха Никона. Образ церкви и священства в общественном сознании - один из наиболее важных для понимания сущности раскола. Вокруг него преломлялись все остальные историографические сюжеты XVII в.: причины возникновения раскола, его характерные черты и идеи, эсхатологическая составляющая, последствия " споров о вере " для жизни церкви и государства. Большинство трудов, посвященных рассмотрению личности и деяний патриарха, сосредотачивается на т.н. " деле Никона " и событиях, тесно связанных с ним. Напротив, биографическая сторона оказывается менее представленной необходимыми архивными данными и, соответственно, разработанной. Что же касается оценки деятельности патриарха Никона, то литература вопроса разделяется на два прямо противоположных направления, отражающие симпатий/антипатии, питаемые к замыслам патриарха, а равно и средствам, коими он претворял их в жизнь.

http://bogoslov.ru/person/424363

http://www.openmoscow.ru/novospaspamrubl.php Новоспасский монастырь, некогда один из каменных стражей Москвы, защищавший Коломенную дорогу - " внук " Данилова монастыря. Основан в 1330 году, первоначально назывался Спасским и располагался в Кремле, а первыми его насельниками были монахи переведённого в Кремль Данилова монастыря. В связи с начавшейся в конце 15 века перестройкой Кремля, в 1462 году, Спасский монастырь был перенесён на новое место - на Крутицы, на Васильевский лужок, и назван Новоспасским. В 1491-1496 годах в Новоспасском монастыре был сооружён каменный монастырский собор. С 16 века Спасский собор стал родовой усыпальницей боярской семьи Романовых. Здесь погребена, в частности, инокиня Марфа (Ксения Ивановна Романова, до брака Шестова) (ум. 1631) - мать царя Михаила Фёдоровича (1596-1645). После восхождения на престол царя Михаила Романова в Новоспасском монастыре началось большое каменное строительство. Уже в 1620-х годах были построены палаты патриарха Филарета (Фёдор Никитич Романов) (ок. 1554-1633) - Архиерейский дом. В 1630 году на средства царя Михаила Фёдоровича и его матери вокруг монастыря начали возводить стены " с мушкетным, лучным и пушечными боями " , башнями и стрельницами. Сооружение монастырской ограды было завершено в 1640-х годах. Протяжённость стен Новоспасского монастыря составляет более полукилометра, высота - до 7,5 м, толщина - 2 м. В эти же годы были построены корпуса келий. В середине 17 века при архимандрите Никоне (Никита Минин (Минов) (1605-1681), будущем патриархе, старый собор был почти полностью разобран, и на его месте в 1645 году началось строительство нового собора - величественного, торжественного, увенчанного могучим пятиглавием. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Никон и которые семь лет спустя были объявлены им " образцовыми " для всей России. Внутри собора сохранились фрески 17 века. Интересной особенностью Спасского собора были изображения в основании столбов соборной паперти, в самом низу, древнегреческих философов и мудрецов: Гомера, Орфея, Платона и других.

http://sobory.ru/article/?object=02851

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010