Откупом называлось предоставление государством частным лицам (с уплатой в казну определенной суммы) права взимания в свою пользу государственных доводов — в данном случае от питейных заведений. Откупом называлось предоставление государством частным лицам (с уплатой в казну определенной суммы) права взимания в свою пользу государственных доводов — в данном случае от питейных заведений. Собакин С. Я. (Яковлев; 1712–1784) — заводчик и откупщик. В 1762 г. получил потомственное дворянство. Собакин С. Я. (Яковлев; 1712–1784) — заводчик и откупщик. В 1762 г. получил потомственное дворянство. Демидовы — русский дворянский род, происшедший из тульских кузнецов. В начале XVIII b. основали на Урале железоделательное производство. Вероятно, речь идет об одном из представителей третьего поколения этого рода — сыновей Акинфия Никитича Демидова (1678–1745). Демидовы — русский дворянский род, происшедший из тульских кузнецов. В начале XVIII b. основали на Урале железоделательное производство. Вероятно, речь идет об одном из представителей третьего поколения этого рода — сыновей Акинфия Никитича Демидова (1678–1745). Десятина — русская поземельная мера площади; в 1753 г. была установл «казенная десятина»: 80 х 30 или 60 х 40 сажен — 2400 кв. сажен, или 1,09 га. Десятина — русская поземельная мера площади; в 1753 г. была установл «казенная десятина»: 80 х 30 или 60 х 40 сажен — 2400 кв. сажен, или 1,09 га. Имеется в виду реформа русской православной церкви, проведенная в середине XVII b. патриархом Никоном (1605–1681) и приведшая к расколу. Ярославские деревни были одним из центров раскола. Имеется в виду реформа русской православной церкви, проведенная в середине XVII b. патриархом Никоном (1605–1681) и приведшая к расколу. Ярославские деревни были одним из центров раскола. Имеется в виду рассуждение о «видении зверя» в «Откровении Святого апостола Иоанна»: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18). Имеется в виду рассуждение о «видении зверя» в «Откровении Святого апостола Иоанна»: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

2207 . Флоровский или Фролов­ский, мужской, ныне погост Фрола и Лавра, Костромской губ., Галичского у., в 5 вер. от Галича, на южн. берегу Галичского озера. Уже существовал в XVI ст.; в 1506 г. в нем был игум. Вассиан, а в 1591–1606 г. Варлаам. Под именем «Фроловского что у озера» упоминается в 1681 г. в соборном по­становлении об учреждении новых епар­хий, по которому отдан на содержание архиеп. Галицкого. В 1749 г. обращен в домовый синодальный. “Ист. акты”, V, 75 (Соборн. постановл. 1681 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 864, 10; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 86 (Патриар. гр. 1655 г. о высылке в Мо­скву лошадей для похода на поляк.); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 132 душ. крест.). 2208 . Харитонцева, мужская пу­стынь, несуществующая, Вологодской губ. и уезда, недалеко от Вологды; не там ли, где ныне погост Николаевский-Ха­ритонов, лежащий в 25 вер. от Во­логды? В актах 1647 г. по поводу раз­дач жалованья сказано: «Здвиженские волости Харитонцовы пустыни попу го­сударева хлебного жалованья 12 чети ржи, овса тоже». В 1664 г. упоминается Варсонофий, строитель Харитонцовой пу­стыни. “Дополн. к Акт. истор.”, III, 36 (см. стр. 126); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 785. 2209 . Хозъюгская, мужская пу­стынь, ныне крест, Архангельской губ., Онежского у., в 120 вер. к югу от Онеги и в 5 вер. от Коже-Озерского мон., при р. Хозъюге. Основана в 1605 г. преп. Никодимом, подвизавшимся здесь 36 лет и погребенным в Коже-Озер- ском мон. Преп. Никодим, в мире Никита, родился в селе Ивановске, Ро­стовского уез.; пострижен в Москов. Чудове м-ре, откуда перешел в Коже­озерскую обитель. В 1662 г. патр. Ни­коном причтен к лику святых и па­мять его чтится 3 июля. См. Кожеозерский м-рь и Муравьев, “Житие святых Росс. Церкви”, август, прилож., 240; Н. Барсуков, “Источники русской агиографии”, 1882 г.; Савва, архиеп. Твер­ской, “Письма Филарета митроп. Москов. к Высоч. Особам и др. лицам”, 1888 г., II, 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Абрам II ...1492 -1497 Ефрем I 1497 -1500 Доротэос II ....1503 -1510; 1511 -1516 Дионисэ ...1510-1511 Василий VI 1517 -1528 Малахия 1528 -1538 Мелхиседек II 1538 -1541 Германа 1541 -1547 Свимон V 1547 -1550 Зебеде I 1550-1557 Николоз IV 1562 -1584 Николоз V 1584 -1591 Доротэоз III 1592 -1599 Доментий I 1599 -1603 Зебеде II 1603 -1610 Иоанэ VI 1610 -1613 Захария 1613 -1630 Эвдемоз I 1630 -1643 Христэфоре ..1643-1660 Доментий II ....1660 -1675 Николоз -VI 1675 -1676 Николоз VII ...1676 -1687; 1691-1696 Иоанэ VII ....1687 -1691; 1696-1700 Эвдемоз II 1700-1703 Доментий III ...1704 -1729; 1735 -1742 Бесарион 1724 -1737 Николоз VIII 1742 -1744 Антоний 1Ч ...1744-1756; 1763-1788 Иосеб 1756-1763 Антоний II .1788 -1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений ....1390 Иоанэ-Иоакимэ 1455 -1474 Стефана 1470 -1516 Малахия I 1529 -1532 Эвдембз I 1543-1575 Эквтыме I.................................1578 -1605 Малахия II 1605 -1639 Григоль I 1612-1659 Максима I ....1628 -1647 Бесарион I ...1647 -1656 Захария 1657 -1659 Свимон I ...1659 -1666 Давид 1667 -1682; 1682-1697 Свимон II 1665 -1681 Звдемоз II ....1667 -1669 Эквтыме II .....1669 -1674 Георгий 1701 Николоз 1703-1710 Григоль II 1706-1742 Германа 1742-1754 Бесарион II 1755-1766 Иосеб 1767-1776 Максиме II 1776 -1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави............1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов .....1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский.............1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов-Платонов 1832-1834 5. Архиепископ Евгений Баженов .......1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский...........1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский.........1858-1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев...............1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев....................1882 -1887 10. Архиепископ Палладий Раев....................1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский......1892 —1898 Архиепископ Флавиан Городецкий.........1898—1901 Архиепископ Алексий I Опоцкий............1901 —1905

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

неизвестно Феоктист, епископ рукоположен Феогност I, епископ рукоположен с 15.08.1388 Иеремия (грек), епископ рукоположен с 1389 по 1392 неизвестно Феогност II, епископ упоминается с 1393 по 1401 Евфросин, епископ упоминается с 1407 по 1410 неизвестно Сергий (Азаков), епископ рукоположен с 1423 (1410) Иона (Одноушев), епископ, свт. рукоположен с 1430 по 1431 избран митрополитом Киевским и всея Руси Евфросин (Звенец), епископ упоминается Давид, епископ рукоположен с 01.02.1462 до 1471 неизвестно Феодосий, епископ рукоположен с 08.12 1471 до 1481 неизвестно Симеон, епископ рукоположен с (августа) 1481 Протасий, епископ рукоположен с 18.12.1496 (26.02.1497) по 1515–1516 отказался от епархии; апрель 1520 Сергий, епископ рукоположен с 12.02.1517 по 1521 неизвестно Иона, епископ рукоположен с 23.03.1523 Михаил, епископ рукоположен с 22.04.1548 Кассиан, епископ рукоположен 21.10.1556 Гурий (Лужецкий), епископ рукоположен с 17.03.1554 Филофей, епископ рукоположен с осени 1562 (1563) до 1569 лишён сана; неизвестно Сергий, епископ упоминается с 1569 по 1572 неизвестно Феодосии (Вятка), епископ рукоположен с 1573 по 1574 неизвестно Леонид (Протасьев), епископ рукоположен с 1573 по 1586 (1584) отстранён; неизвестно Митрофан, епископ рукоположен, архиепископ с 1586; с мая 1589 июнь 1598 Варлаам, архиепископ упоминается в 1598, 1601 17.02.1601 Игнатий, архиепископ бывший архиепископ Кипрский с 1595 по 30.06.1605 патриарх Московский и всея Руси (самозванец) Феодорит, архиепископ, свт. рукоположен с августа 1605 10.09.1617 Иосиф III, архиепископ рукоположен с 10.01.1619 (1617) по 1622 (1620) неизвестно Антоний, архиепископ рукоположен с 05.05.1621 5.02.1637 Моисей, архиепископ рукоположен с 10.01.1638 15.02.1651 Мисаил, архиепископ, свт. рукоположен с 13.04.1651 19.04.1655 Иларион, архиепископ рукоположен в мае 1657 митрополит с 13.06.1669 по 28.05.1673 на покое; 4.06.1673 Иосиф IV, митрополит рукоположен с 09.08.1674 21.09.1681 Павел (Моравский), митрополит бывший архиепископ Суздальский и Юрьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

107 Павлов Платон Васильевич (1823 – 1895) – русский историк, общественный деятель. Профессор Киевского университета (1847 – 1859). По совету А. И. Герцена стал одним из организаторов воскресных школ в Киеве, затем в Петербурге. Был близок к Харьковско-Киевскому тайному обществу. После описанной Костомаровым публичной лекции, в которой Павлов осудил крепостной строй и половинчатость реформы 1861 г., он был выслан. 109 Речь идет о древнем Тракае – резиденции великих литовских князей. Замок построен в XIII в., в его центральном здании ныне расположен музей. (Здесь и далее географические названия даются в авторском написании.) 110 Шелонская битва – решающее столкновение на р. Шелони (около 30 км от оз. Ильмень) в ходе Московско-Новгородской войны 1471 г. Битва закончилась победой московских войск во главе с князем Д. Д. Холмским. В ней было убито более 12 тыс. новгородцев. 111 «Московские ведомости» – газета, выходила в Москве в 1756 – 1917 гг. Основана Московским университетом. С 1863 г., когда редактором «Московских ведомостей» вторично становится М. Н. Катков, газета приняла ярко выраженный реакционный характер. 112 Речь идет о «валуевском циркуляре» 1863 г., которым запрещалось печатание на украинском языке всех книг, кроме художественных. Однако царская цензура под любыми предлогами ограничивала печатание и художественных произведений. Поэтому с 1863 г. издание книг на украинском языке в пределах Российской империи почти прекратилось. 114 Никон (светское имя Никита Минов; 16051681) – русский церковный и государственный деятель, патриарх московский. В 1653 – 1656 гг. провел церковную реформу, исправил богослужебные книги в соответствии с греческими оригиналами, изменил некоторые церковные обряды. Часть духовных и мирян не признала реформы Никона, что привело к расколу. В 1658 г. произошел разрыв между патриархом и царем. Никон оставил патриаршество и уехал в основанный им Новоиерусалимский Вознесенский монастырь, безуспешно рассчитывая, что царь вернет его. Когда Никон в 1664 г. самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриарший престол, он был сослан обратно. Церковный собор 1666 – 1667 гг., подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 г. царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь, по дороге в который он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

35. Сергей Аркадьевич Иванов, современный российский историк, филолог, исследователь древнейшей истории славян и византийской культуры. Автор множества научных работ по теме юродства: «Славяне и Византия в VI в. по данным Прокопия Кесарийского», «Византийское юродство», «Блаженные похабы: Культурная история юродства» и др. 36. Павел (+1654, низложен), епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви, принявший во время раскола сторону старообрядцев. В 1913 году постановлением нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии было положено поминать епископа Павла в молитвах как священномученика. 37. Преподобный Иоанн Лествичник (535–602/649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Почитается святым Православной и Католической церковью. Память 1/14 апреля и 30 марта/12 апреля. 38. Никон, Патриарх Московский и всея Руси, в миру Никита Минич Минин (1605 - 1681), русский патриарх с 1652 года. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол. Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники. Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно. Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

438 ...престол патриаршества правящу святейшему Никону... – Вошедший в историю как инициатор реформы, приведшей к расколу Русской православной церкви, Никон (в миру – Никита Минин; 7.05.1605–17.08.1681) находился на патриаршем престоле с 25 июля 1652 по 12 декабря 1666 г. 439 ...во Тфери же Лаврентию архиепископу пасящу Христово стадо... – Лаврентий был архиепископом Тверским и Кашинским с 16 апреля 1654 по 26 июля 1657 г. 448 ...некоему велможе, именем Роману Боборыкину, иже при дворе его царскаго величества отправляше должность столника... – Роман Федорович Боборыкин (ок. 1609/10–1682), стольник, воевода, основатель г. Тамбова, в 1681 г. упоминается как окольничий. 449 ...В лето Господне 1682 возведен бысть на святителский престол в Тфер преосвященный Сергий... – Сергий был хиротонисан 5 февраля 1682 г. Он оставался архиепископом Тверским и Кашинским до 1702 г. 450 ... церковь Воздвижения честнаго креста... – Упоминание в источниках церкви Воздвижения честного креста на княжьем дворе относится к первой трети XIV в. Вероятно, поначалу она была деревянной. Строительство каменной Воздвиженской церкви отмечено в летописи под 1384 г. До наших дней не сохранилась. 452 ...преосвященный епископ Варлаам, бывый в 18 веце... – Имеется в виду Варлаам (Косовский), который был епископом Тверским и Кашинским с 21 января 1714 по З марта 1720 г. 453 ...до времени преосвященнаго Митрофана, иже святительствова в лето 1746 от Христа. – Митрофан (Слотвенский) стал епископом Тверским и Кашинским в начале 1739 г., 27 июля 1744 г. был возведен в сан архиепископа, в коем пребывал до своей кончины 7 декабря 1752 г. 454 Епископ Афанасий – Афанасий (Вольховский) был епископом Тверским и Кашинским с 23 апреля 1758 по 26 мая 1763 г. 455 ...поставиша на брезе Волги-реки против Феодоровского училищнаго монастыря... – Монастырь находился на острове в устье р. Тьмаки (не сохранился, сейчас на его месте стоит часовня Михаила Тверского). По указу Петра I он был передан архиерейскому дому под училище для «церковнических» детей. С 1739 по 1775 г. на его территории располагалась духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

482 Речь идет о сочинении архимандрита Алексия «О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа», напечатанном в Прибавлении к творениям святых отцов, 1848, VII. 484 Замечания к сочинению архимандрита Алексия «Об Ангелах Хранителях», напечатанному в Прибавлении к творениям святых отцов, 1849, VIII. 486 Симеон Метафраст († 940 или 976), святой Элладской Церкви. По поручению императора собрал и пересказал древние жития святых, дополнив их от себя для «красоты и силы» речи и устранив из них все, что, на его взгляд, было ошибками и могло вызвать у читателя «насмешки и даже презрение». Кирилл, епископ Туровский, выдающийся церковный писатель XII в. Память 28 апреля/11 мая. – Прим. сост. 489 «Православно-догматическое богословие» архимандрита Макария (М. П. Булгакова, 1816–1882), впоследствии митрополита Московского и Коломенского (1879–1882), первоначально было издано в пяти томах (1849–1853). О мытарствах см. часть II, §§ 250, 260. – Прим. сост. 492 Палмер Вильям (1811–1879), английский богослов и диакон Англиканской Церкви, искавший соединения с Православной Церковью, но позже перешедший в Римско-Католическую Церковь . Свою поездку в Петербург и свои впечатления он описал в «Заметках о посещении Русской Церкви». Его визит в Россию пробудил интерес к Англиканской Церкви. – Прим. сост. 494 Феофан (Е. Прокопович, 1681–1736), архиепископ Новгородский и Великолуцкий (1718–1736), сподвижник Петра I. А. Ф. Адашев, окольничий, воевода, советник Ивана Грозного. Святитель Филипп (Ф. С. Колычев, 1507–1569), митрополит Московский (1566–1568). Никон (Н. М. Минин, 1605–1681), патриарх Всероссийский (1652–1666). – Прим. сост. 495 Святитель Петр († 1326), митрополит Московский, Киевский и всея Руси. Святитель Алексий (Е. Ф. Бьяконт, между 1292 и 1300–1378), митрополит Московский и всея Руси (1354–1378). – Прим. сост. 496 Генри Маннинг (1808–1892), англиканский священник и проповедник в Оксфорде. В 1851 г. перешел в католичество. В 1865 г. римским папой назначен архиепископом Вестминстерским, в 1875 г. – кардиналом. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

… неуступало сочинениям епископа Иннокентия Борисова , считавшегося первым российским проповедником.— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800—1857), знаменитый русский богослов и церковный оратор. Был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове, умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия” — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы и самостоятельно работая по первоисточникам. Ввел много нового в преподавание богословия, оживив интерес учащихся к своему предмету, воспитал целое поколение русских богословов и ученых. Однако его новаторство в богословии многими было встречено враждебно, было даже возбуждено «секретное дознание» о его образе мыслей, закончившееся его полным оправданием. Церковно-исторические сочинения Иннокентия положили начало его широкой известности. Был знаменит и как проповедник, произносил проповеди, которые потом, будучи напечатанными, расходились по всей России. В течение четверти столетия имел влияние на общий ход церковных дел. Большое мужество и энергию проявил в Крымскую кампанию часто находился в огне, утешая умирающих и ободряя солдат. Называет Никона великим и святым человеком.— Никон (в миру Никита Минов; 1605—1681) — русский патриарх с 1652 г. Проводил церковные реформы, вызвавшие раскол. Выдвинув тезис «священство выше царства», пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Как некогда и Филарет (Романов), пользовался титулом «великого государя» наравне с царем Алексеем Михайловичем. Разрыв его с государем произошел в 1658 г., когда Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 г.-самовольно приехал в Москву и пытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церковный собор 1666—1667 гг., подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха, и он был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. В 1681 г. царь разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Никон (Минин -Ларионов Никита Минич; 1605–1681), шестой Патриарх Московский и всея России (1652–1666), имел титул «Великий Государь». Родился в мордовской крестьянской семье. В 1635 г. принял постриге именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1646 г. отправился в Москву, где явился, по обычаю новопоставленных игуменов того времени, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу; произвел на него хорошее впечатление. Царь велел игумену Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу – посвятить его в архимандрита Новоспасского монастыря. В 1649 г. хиротонисан в митрополита Новгородского и Великолуцкого. В 1652 г. был возведен на престол Патриархов Московских и Всероссийских. Многие годы собиравший греческие и византийские тексты, Патриарх Никон считал важным привести русские церковные обряды и книги в соответствие с греческими. Укорененность как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского – над киевским, а также резкость самих реформаторов привели к расколу в Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»). Патриарх Никон играл большую роль в делах государственного управления, что вызвало недовольство как бояр, так и многих духовных лиц. Охлаждение отношений между царем и Патриархом привело его к самовольному оставлению кафедры. В 1658 г. он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 г. В 1660 г. на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд Восточных Патриархов. В ноябре 1666 г. открылся так называемый Большой Собор с участием двух Восточных Патриархов, на котором Патриарх Никон был лишен не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а потом под надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался. Погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (Более подробно см.: Каптерев Н. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. М., 1996; Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1938. Т. I–III ). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010