( Платон Городецкий , викарий Рижский, управ. 1849–1856. Еп.). Псковские и Порховские (с 1850 г.): Евгений Баженов 1856–1862. Феогност Лебедев I 1862–1869. Епископы: Павел Доброхотов 1869–1882. Нафанаил Соборов 1882–1885. Гермоген Добронравин 1885–1893. Антонин Державин 1893–1902. Сергий Лапин 1902–1903. Арсений Стадницкий 1903–1910. Архп. с 1907. Алексий Молчанов 1910. Рижская, учр. в 1850 г. 43 Кафедра в Риге Епископы Рижские и Митавские: Платон Городецкий 1848–1867. Архп. с 1850. Вениамин Карелин 1870–1874. Серафим Протопопов 1874–1877. Филарет Филаретов 1877–1882. Донат Бабинский-Соколов 1882–1887. Арсений Брянцев 1887–1897. Архп. с 1893. Агафангел Преображенский 1897–1910. Архп. с 1904. Иоанн Смирнов 1910. Рязанская 44 Кафедра в Рязани (с 1291 г.) Епископы Муромские и Рязанские: Арсений 1198–1213. Евфросин I 1223–1237. Филипп. Евфимий. Иосиф I 1284–1285. Рязанские и Муромские: Св. Василий I 1286–1295. Стефан; упом. 1303. Митрофан. Савва; упом. 1304. Григорий; упом. 1325. Феодул. Михаил. Кирилл 1334; упом. 1343. Иосиф II; упом. 1340. Георгий; упом. 1340. Василий II 1356–1360. Афанасий 1360–1376. Вассиан 1376. Феоктист 1385–1387. Феогност I 138S 1389. Иеремия (грек) 1389–1392. Феогност II 1393–1401. Евфросин II; хирот. 1407; упом. 1410. Сергий Азаков 1423. Св. Иона Одноушев 1431–1443. Евфросин Звенец 1448–1401. Давид 1462–1471. Феодосий 1471–1481. Епископы Рязанские и Муромские: Симеон 1481–1496. Протасий 1497–1516. Сергий I 1517–1521. Иона 1522–1547 . Михаил II 1548–1551. Кассиан 1551–1554. Гурий Лужецкий 1554–1562. Филофей 1562–1569. Сергий II 1569–1572. Феодосий Вятко 1573. Леонид Протасьев 1573–1334. Архиепископы Рязанские и Муромские: Митрофан 1584–1598. Еп. до 1589. Варлаам 1598–1601. Игнатий (грек) 1602–1665. Феодорит 1605–1617. Иосиф III 1619–16211. Антоний 1621–1637. Моисей 1638– 1651. Мисаил 1651–1655. Митрополиты Рязанские и Муромские: Иларион 1657–1674. Архп. до 1669. Иосиф IV 1674–1681. Павел Моравский 1681–1686. Авраамий 1687–1700. Стефан Яворский 1700–1722.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Это делается, во-первых, для того, чтобы возбудить более внимательное и сосредоточенное настроение, и, во-вторых, в напоминание о том мраке, который царил во время шествия вифлеемских пастырей на поклонение Богомладенцу. 37 Никон, Патриарх Московский и всея Руси (16051681), рано вступил на путь пастырскою служения. Сначала он был приходским священником, затем стал монахом, приняв постриг в Анзерском скиту от преподобного Елеазара Анзерского. В середине 40-х гг. состоялось знакомство Никона с царем Алексеем Михайловичем (1629–1676, годы царствования с 1645), умным и образованным человеком своего времени, известным также своей глубокой религиозностью. Между ними возникли почти дружественные отношения, обусловленные общими взглядами на будущее России и Русской Церкви. Исходя из представлений об особом статусе Патриарха не только в Церкви, но и в государстве – «Священство выше Царства», Никон начал вникать в дела государственного управления, а в период участия царя в походах против Польши (1654 – 1655) фактически управлял страной. Действуя деспотично, восстановил против себя и бояр, и архиереев. В 1666 г. Собором, на который были приглашены Патриархи других Православных Церквей, осужден, извержен из сана и отправлен в ссылку простым монахом. При царе Федоре Алексеевиче, в 1681 г., Никону было разрешено вернуться в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, но по дороге туда он умер. С. 410. 38 Старец Зосима (VI в.) – преподобный, обретший Марию Египетскую в Иорданской пустыне и причастивший ее. Он же предал ее прах земле. Умер около 100 лет от роду. Память 4 апреля. С. 419. 39 Мария Египетская (VI в.) – преподобная. По преданию, в молодости была блудницей. После посещения с паломниками Иерусалима была допущена по предстательству Божией Матери до Креста Господня и сделалась ревностной христианкой. 47 лет провела в покаянии и молитве в Заиорданской пустыне. Память 1 апреля и в Неделю 5-ю Великого поста. С. 419. 40 Антоний Великий (251–356) – основатель монашества. Родился в Египте, в богатом христианском семействе.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

10 протодиакон – первый или главный диакон в епархии, обычно при кафедральном соборе. Звание протодиакона может присваиваться и в качестве церковной награды. 11 Макарий (1482–1563) – русский политический и церковный деятель, писатель XVI в.; митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Приверженец идеи централизации в государстве и церкви, сторонник иосифлян, считавших самодержавие необходимой опорой православия. Макарий содействовал укреплению власти Ивана IV, был вдохновителем его Казанских походов. 13 Стоглавый собор – церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, состоявшийся в 1551 г.; свое название получил по сборнику его постановлений, поделенному на сто глав – «Стоглав». 15 Имеется в виду разделенная на сто глав книга постановлений церковного собора 1551 г., состоявшегося в Москве с участием царя Ивана IV Грозного. 16 дьячок – церковнослужитель в православной церкви, в обязанности которого входит чтение Св. Писания и пение на клиросе, церковное делопроизводство. 17 Никон (в миру Никита Минов (1605–1681)) – седьмой патриарх Московский и всея Руси в 1652–1666 гг. 19 См.: Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Вып. 1–5. М.: Университетская типография, 1896–1900. 20 осмогласие – существующая в православном церковном пении система из 8 гласов (напевов): каждую неделю поется свой глас с его текстами, после 8 недель (седьмиц) весь цикл (круг, столп) пения повторяется. 22 Триодь – богослужебные книги в православной церкви: Триодь постная и Триодь цветная. Триодь постная содержит песнопения и молитвы к великому посту. Триодь цветная посвящена прославлению Пасхи и последующих праздников. 23 штундисты – название ряда сект 60–90-х годов XIX в. В России. Название (от нем. stunde, как назывались в конце XVIII в. евангельские кружки в немецких колониях юга России) было дано миссионерами русской православной церкви; первые сектантские общины, называемые штундистскими, сами себя называли «духовными христианами», «евангельскими христианами» и др. Вероучение и обрядность штундистов имеет протестантский характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

15 Дело Переславской Дух. Консистории об отлучке строителя Введенской пустыни иером. Клеопы неизвестно куда 1765 г. 66 (по описи 16 Преосвящ. Сильвестр, бывший ранее епископом Переславским, 4 февр. 1768 г. был переведен в Крутицкою епархию. 18 Молчанская-Рождество-Богородицкая-Софрониевой мужская заштатная (1764 г.) пустынь ныне Курской губ. Путивльского уезда, в 20 верст. к востоку от г. Путивля. Полагают, что основание ее положено отшельниками, ископавшими в конце 13 в. пещеру в Чудней гор. В 1405 г. здесь чудно явилась икона Пресв. Богородицы и тогда же была поставлена церковь , а при ней устроился монастырь. В 15 в. пустынь снова была разорена татарами, но к 1591 г. была восстановлена. В 1605–1613 гг. пустынь снова была разорена и братия перешла в новопостроенный монастырь в г. Путивле, на месте же монастыря в 1630 построена каменная церковь . В 1653 г. пустынь была восстановлена с припискою к Путильскому монастырю, а в 1656 г. по просьбе строителя старца Софрония сделана самостоятельною. По штатам 1764 г. Софрониеве пустынь причислена к разряду сверхштатных. (См. Зверинскии. Материалы т. 2, 933). В 1779 г. по Высочайшему указу разрешено было вступить в Молчанскую пустынь настоятелю Тисмянского в Валахии монастыря игумену Феодосию со всей вышедшей с ними братией, когда после Кучук-Кайнарджинского мира положение православных монастырей в турецких владениях и особенно Тисмянского монастыря сделалось очень затруднительно. (См. Странник 1862 г. 3. Субботина – " Архимандрит Феофан» стр. 104, 106–107). 19 Дело Переславской Дух. Консистории о побеге строителя Введенской пустыни иером. Клеопы 1769 г., 224 (по описи 1). 22 См. Странник 1862 г. кн. 2 «Записки архим. Кирилло-Новоезерского монастыря Феофана, стр. 44–45. 28 Действительно, в пустыни был иером. Паисий, который по смерти Клеопы некоторое время исполнял обязанности настоятеля пустыни. 29 Богородицкая-Сретенская-Санаксарская или Сеноксарская пустынь заштатная с 1764 г. Тамбовской губ. Темниковского уезда в 3 1 / 2 верст, от Темникова в живописной местности на р. Мокше!. Основана в 1659 г. игуменом Феодосием, посланным в 1681 г. на Селенгу для просвещение язычников. В 1753 г. была присоединена к Саровской пустыни, с 1764 г. сделана самостоятельной. При строителе Феодоре (1764–1774 гг.) была здесь особенно строгая иноческая жизнь. (Зверинский – о православных монастырях т.2 644) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18 Шушерин И. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. М., 1997. С. 184. 21 В начале своего монашеского пути Патриарх Никон проделал путь Митрополита Филиппа: из Москвы на Соловки. Возвращение Патриарха Никона из Кирилло-Белозерского монастыря в Новоиерусалимский монастырь шло по тому же пути, по которому он почти за 30 лет до этого вез в Москву из Соловков мощи святителя Филиппа, причем и в том и в другом случае воздавалась честь Первосвятителям. 23 Там же. С. 194–195. Эпитафию на кончину Святейшего Патриарха Никона, сочиненную его учеником, старцем Германом, см. Архимандрит Аполлос . Начертание жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России. Изд. 4. М., 1845. С. 91–93. Говоря о месте патриаршего погребения, следует отметить, что в данном случае не обошлось без курьезов. Так, Ю. Н. Бураков в связи с Новоспасским монастырем говорит: “В нижнем ярусе храма Знамения захоронены архимандриты: знаменитый Никон (Минов Никита, 1605–1681), ставший с 1652 г. Патриархом…”. — Бураков Ю. Н . Под сенью монастырей московских. М., 1991. С. 65. 24 Древняя российская вивлиофика. С. 327. Таким образом, при кончине Патриарха Иоасафа присутствовало два будущих Патриарха — Питирим (1672–1673) и Иоаким (1674–1690). 25 Подробнее об особенностях святительского погребения см. Архимандрит Макарий. Святитель Макарий Митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. С. 98–101. 29 Попов М. Г. Материалы для истории Патриарха Московского Питирима//ХЧ. СПб., 1890. Сентябрь–Октябрь. С. 510. 30 Там же. С. 523. За основу данного послания было взято то, которое Первосвятитель написал еще будучи митрополитом в Великом Новгороде (Там же. С. 516). 33 Там же. С. 259–260. Среди участвовавших при совершении Таинства елеоосвящения был, таким образом, святитель Питирим Тамбовский (†1698; пам. 28 июля). В житии Патриарха отмечена интересная особенность соборования: “…елеом же сам себе помаза поддержавшу вселюбезно ученику его Адриану митрополиту Казанскому под руку его”. — Барсуков Н. Житие и завещание Святейшего Патриарха Московского Иоакима. СПб., 1879. С. 62.

http://pravmir.ru/pogrebeniya-vserossiys...

211 Имеется в виду обновленческий «митрополит» (старого, до 1922 г., поставления) Евдоким (Мещерский). В августе 1923 г. он стал председателем обновленческого Священного синода. 212 Стеклограф – предшествующий ротапринту аппарат для печатания. Смачиваемое клейкой жидкостью матовое стекло, на котором делается оттиск оригинала. 214 Одним из решений I обновленческого Поместного собора (1923) было введение в церковную жизнь нового, григорианского календаря. 215 Имеется в виду проходившее с 21 ноября по 2 декабря 1921 г. в г. Сремские Карловцы (нынешняя Сербия) Всезаграничное Русское Церковное Собрание, более известное как Карловацкий Собор. Ряд заявлений Собора носил чисто политических характер, в частности призыв к восстановлению в России монархического правления, а также обращение к мировым державам о помощи для свержения советской власти. 216 Староверие (старообрядчество, древлеправославие) – совокупность религиозных течений в русле православной традиции, возникших в результате раскола в Русской Православной Церкви, связанного с церковной реформой Патриарха Никона (1605–1681), целью которой была унификация богослужебного чина РПЦ с греческим православием . Существуют два основных направления в старообрядчестве – поповство и беспоповство, которые признают либо отвергают необходимость священников при богослужениях и обрядах. В начале ХХ в. часть поповцев с сохранением дореформенных обрядов перешла под юрисдикцию РПЦ – так называемое единоверие. В протоколе Комиссии речь идет о согласии на легализацию единоверческого ВЦУ во главе с бывшим петербургским протоиереем Быстровым, которое объединяло отдельных представителей старообрядчества, готовых к сотрудничеству с советской властью (см.: Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . Кн. 1. С. 425). 217 Молокане – одна из разновидностей «духовного христианства» (общее название нескольких течений русского сектантства). По поводу возникновения этого течения и этимологии названия единого мнения нет. Отрицают церковную иерархию, не совершают таинства. Культ сводится к молитвенным собраниям, проповедям и песнопениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25. Иоиль, получивший в 1599 году от Царя Бориса Годунова жалованную грамоту на рыбную ловлю в Истоке Вексы. 26.Феодор, упоминается в 1605 году. 27.Филарет, упоминается в 1613 году. 28.Алимпей, «Селижарова монастыря постриженик», упоминается в 1617 и 1632 годах. 29.Памва, восстановивший в 1647 году права владения на земли, отнятые Иваном Племянниковым (см. главу VII сего Описания). 30.Варлаам, упоминается в 1651 году. 31.Афанасий, упоминается в 1653 году. 32.Иосиф Андреяновский, построивший в монастыре каменную колокольню, упоминается в 1654–1677 годах. 33.Кирилл, упоминается в 1681 году. 34.Ефрем, упоминается в 1682 году. 35.Пахомий, определённый в 1683 году Патриархом Иоакимом. 36.Иосиф, упоминается в монастырской описи 1687 года. 37.Амвросий, упоминается в 1688 году. 38.Герасим, упоминается в 1693 году. Архимандриты: 39.Сергий, первый архимандрит Павло-Обнорского монастыря, определённый из игуменов Сямского монастыря с 1694 по 1705 год. 40.Филарет, с 1705 по 1710 год. 41.Димитрий, с 1710 по 1718 год. 42.Феофилакт, с 1718 по 1727 год. В 1721 году он подписался под Духовным Регламентом. 43.Гавриил, с 1727 по 1733 год. 44.Феофан, с 1733 по 1736 год. 45.Иларион, с 1736 по 1746 год. 46.Феофилакт, с 1746 по 1757 год. 47.Павел, с 1757 по 1771 год. При нём в 1767 году был сильный пожар в монастыре, во время которого, кроме разных монастырских зданий, сгорели главы и кровли на церквах, а в соборной Троицкой церкви сделались жертвой пламени древний богатый иконостас и церковная утварь. Игумены: 48.Пахомий, с 1771 по 1775 год. 49.Вениамин, с 1775 по 1800 год. При нём в 1777 году напали на монастырь разбойники, разграбили оный, унесли много серебра, жемчугу и разных материй. Но в том же году, ноября 28 дня, выслано из Государственной Коллегии Экономии, для поправления обители, 500 рублей, на каковую сумму обновлены церкви преподобных Павла и Сергия Радонежского, а в 1784 году исправлен иконостас в Троицкой соборной церкви 49 . 50.Август Албенский, архимандрит, с 1800 по 1812 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

288 " Временник» Императорского Московского Общества истории и древностей Российских, XXIV, стр. 109, ст. С. Шпилевского «О благоустройстве по Уложению». 291 И. М. Снегирев. «Памятники московской древности». Москва, в типографии Августа Семена, 1842–1845, 200. 292 " Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете«, 1848 г., 7, стр. 130. 293 " Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете», 1860, кн. II. Смесь. Ст.: «Поимянная опись кто чем промышляет в Моск. слобод. (1677 г.)». 297 Тем не менее нельзя пройти молчанием замечательного проэкта, составленного царем Феодором Алексеевичем в том же 1682 г. Предположено было построить две шпитальни или богадельни, – одну в Знаменском монастыре, что в Китае-городе, а другую на Гранатном дворе, что за Никитскими воротами. На содержание их назначить вотчины, бывшие за Архангельским владыкою и за Знаменским монастырем. Предположено было нищих брать на улицах и для разбора приводить в Аптекарский Приказ: увечных – отсылать в шпитальню, а притворщиков подвергать наказанию. – Проект этот напечатан у Берха в его истории Феодора Алексеевича, часть II-я, стр. 87–93. 298 И. Т. Посошков. «Сочинения», изд. М. П. Погодиным, М. Типография Николая Степанова, 1842, 106. 301 П. М. Строев, «Описание старопечатных книг славянских и российских графа Ф. А. Толстова», М. 1829, 127, стр. 273. 303 Первая форма присяги не была известна автору «Опыта российской библиографии», о второй же и третьей он упоминает, и притом, как о изданных отдельно, – каждая. (В. С. Сопиков. «Опыт российской библиографии, или полный словарь сочинений и переводов, напечатанных на словенском и российском языках от начала заведения типографий, до 1813 г.» в 5 т. СПб., 1813–1821, т. I, 1813. 1650–1651, стр. 266–267.). 309 Иногда говорили «ино не буди на мне милости святых» и при этом упоминали тех угодников к заступлению которых прибегали с живейшею верою. В клятвенной записи кн. Холмского 1474 г. сказано: «ино не буди на мне милости Петра митрополита и Леонтия епископа Ростовского» («Собрание государственных грамат и договоров», I, 103). В записи кн. Дим. Бельского 1524 г. читаем: «ино не буди на мне милости Петра митрополита и Алексея митрополита и Леонтия и Сергия Чудотворца и всех святых» («Собрание государственных грамат и договоров», I, 152). В крестоприводной записи Феодора Борисовича Годунова 1605 г. прибавлено: «и не буди на мне благословения и прощения московского патриарха Иова и митрополитов, и архиепископов, и всего освященного собора»... («Собрание государственных грамат и договоров», II, 85). Не одни те подвергаемы были проклятию, которые нарушали присягу, но и те, которые отказывались присягать, что можно видеть из записи кн. Пожарского 1611 г. «А кто не учнет по сей записи креста целовати..., тот человек проклят в сем веце и в будущем»... («Собрание государственных грамат и договоров», II, 253).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 . Филиокве (лат. Filioque – «и от Сына») – учение Римско-католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца (на чем настаивают православные богословы), но и от Бога-Сына. Оно входит в принятое Римско-католической Церковью, на Толедском соборе в 589, прибавление к разделу Никео-Константинопольского Символа веры , касающемуся исхождения Святого Духа: qui ex patre filioque procedit («который исходит от Отца и Сына») – вместо to ek tou patros ekporeuomenon («исходящий от Отца»), стоящего в греческом тексте. Центральным пунктом богословских расхождений Востока и Запада «филиокве» становится только с 11 в. 29 . Левант (от франц. Levant или итал. Levante – Восток) – общее название стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Турция, Греция, Кипр), в узком смысле – Сирии и Ливана. 30 . Кутневич Василий Иванович (1786–1865) – русский богослов, профессор философии Московской духовной академии, основатель школы «философствующего теизма», обер-священник военно-морского флота и член Священного Синода, протопресвитер. 31 . Amabilis sane sententia, sed perniciosissima doctrina (лат.) – «прекрасное мнение, но пагубное вероучение». 32 . Quoad (лат.) – «в отношении», «что касается», «в качестве». 33 . Никон (Никита Минов; 1605–1681) – патриарх Всероссийский (1652–67), духовный писатель. Проект церковной реформы, предложенной Никоном, предусматривал унификацию церковной жизни и литургической практики, с ориентацией на греческие образцы. Преобразования, инициированные Никоном, породили сопротивление, вылившееся в движение старообрядцев, сохранивших до настоящего времени дониконовские церковные обряды и богослужебные книги. 34 . Схизма (греч. «раскол») – церковный раскол или разделение. Здесь отделение Православной Церкви как вышедшей из подчинения Папе Римскому в 867 (Фотиев собор) и окончательное разделение Церквей при патриархе Михаиле Керуларии и папе Льве 9 в 1054. 35 . Икономия (греч. ο κονομα – доел, «домостроительство», «ведение хозяйства») – термин византийского церковного права, означающий отказ от применения в определенных обстоятельствах церковных законов во всей строгости. Принцип икономии предполагает, что Церковь , из-за человеческой слабости, до некоторой степени поступается точностью ради сохранения церковного мира и блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

316. Уитмен Уолт (1819-1892) — американский поэт, журналист, эссеист. 318. кодекс Юстиниана — часть «Corpus juris civilis» (свод гражданского права), составленного в 529-534 гг. при византийском императоре Юстиниане Великом. 320. См. т. I, главу III «Московская управа». Нужно сгладить противоречие между этими местами и тем, что говорилось на ту же тему в «Московской управе» (прим. Г. П. Федотова). 321. движение заволжских старцев во главе с преподобным Нилом Сорским. Они были представителями идущего с Афона мистицизма (практики «умной молитвы» — oraison mystique) — в то время были против государственного принуждения в делах совести (прим. Г. П. Федотова). 322. приверженность к старым церковным обычаям нашла свое выражение в постановлении Стоглавого Собора 1551 года, который закрепил старый русский обряд в противовес греческому. В XVII веке обновление этого обряда и привело к расколу (прим. Г. П. Федотова). 323. см. т. I, главу II «Начало русской культуры и русской государственности» (прим. Г. П. Федотова). 324. Никон (в миру — Никита Минин (Минов) (1605-1681) — шестой московский патриарх. 325. Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — реформатор, русский общественный и государственный деятель времен Александра I и Николая I. 326. Арсений (в миру Александр Иванович Мацеевич) (1697-1772) — митрополит Ростовский и Ярославский. Начиная с 5 марта 1763 года митрополит Арсений подавал в Святейший Синод один за другим протесты против изъятия монастырских вотчин и против вмешательства светских лиц в духовные дела. Императрица Екатерина, узнав о поступках Арсения, повелела Синоду, чтобы он судил его «как своего члена и злонамеренного преступника». По приговору Синода, смягченному Екатериной, он был лишен духовного сана и сослан сначала в Феропонтов, а позже — в Николо-Корельский монастырь. И в заключении Арсений продолжал критиковать политику Екатерины, в 1767 году он был расстрижен из монашества в крестьяне и переведен в Ревельскую крепость, где и скончался. 327. Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) — российский государственный деятель, правовед, писатель, историк Церкви. Обер-прокурор Святейшего Синода в 1880-1905 гг.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010