(Л. 185) 205-го марта в день пожаловал в дом Богоявления Господня с Москвы церкви Распятия Христова, что у великого государя вверху , священник Иоанн Иванов, вклад служащиецерковные сосуды серебряные, позлащены местами, весом серебра полтора фунта четыре золотника.     ОР РНБ. ОЛДП. О. 125. Макарий, игумен Костромского Богоявленского монастыря в 1618—1624 гг. Борис Михайлович Салтыков († 1646 г.), боярин в 1613—1625/26 и 1633—1646 гг., в 1624—1633 гг. в опале. Кормовое поминовение («корм большой») совершалось по нему 1 октября и 24 июля, по его жене Евфимии — 18 декабря, а по жене Домнике — 8 января(Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 5, 16—17, 19). Михаил Михайлович Салтыков († 2 октября 1671 г.), окольничий в 1623—1625/26 гг., в опале в 1624—1633 гг., боярин в 1641—1671 гг. Имел второе крестильное имя Исаакий. Кормовое поминовение по нему совершалось 3 октября и 30 мая (Там же. С. 5, 38). Михаил Михайлович Салтыков Кривой, в иночестве Мисаил († 1608 г.), окольничий в 1598—1608 гг. Кормовое поминовение («корм большой») по нему совершалось в монастыре 1 сентября и 25 апреля (Там же. С. 1, 33). Кадило – металлический сосуд на цепочках, используемый для воскурения благовонного состава – ладана. Алтын – денежная единица, с 1654 по 1704 г. монета в три копейки. Описание кадила см.: Баженов И. Костромской Богоявленский Анастасьинский девичий монастырь. С. 37. Екатерина Андреевна Салтыкова, в иночестве Евникея († 1631 г.), дочь А. Т. Михалкова, жена окольничего М. М. Салтыкова. Кормовое поминовение («корм большой») по ней совершалось 24 ноября и 28 декабря (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 13, 18). Потир –священный сосуд (чаша) для вина/Крови Христовой. Деисус – [греч. δησις– моление], образ, в котором разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой– стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку). Подписи – надписи на шитой иконе.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Вереша Иван, крестьянин, 1498 г., Новгород Верещага, Верещагины : Верещага Блеклого [см. Блеклый], конец XV в., Углич; Верещага, крестьянин, 1510 г., Новгород; Никита Басенок [см. Басенок] Верещагин, дьяк царя Ивана, 1551 г.; несколько Верещагиных в XVI в. на поместьях в Ярославле [см. Видовы, Крячко, Миклюков] Верещага – 1) крикливый болтун, брюзга, сварливый человек, 2) яичница-глазунья на сковороде Верзеи, Верзеины : Верзей Дмитриев, дьячок, 1532 г., Белоозеро; Дмитрий (Митя) Верзеин, крестьянин, 1504 г., Ярославль Ср. верзить – врать, говорить вздор (Даль) Верзило, Верзиловы : Верзило, крестьянин, 1499 г., Владимир; Верзиловы, помещики, XVI в., Коломна и Арзамас Ср. селение Верзилово на р. Каширке в бывшем Коломенском уезде Верзила – долговязый, худой человек высокого роста Верига, Веригины : кн. Петр Васильевич Верига Волконский, 1514–1521 гг.; Петр Верига Бельский, 1560 г.; Верига Воронцов [см. Воронец], 1598 г., Арзамас; Павел Курбатов [см. Курбат] Веригин, помещик, 1600 г., Новгород. Прозвище Вериги часто соединялось с именем Петр в память вериг апостола Петра [см. Запоров, Клешнин, Ковернев, Негодяй, Сухарев] Вериги – оковы, кандалы, железная шапка с цепью (Даль) Вертлушка ( Вертлюжка ) кн. Андрей Семенович Волконский, конец XVI в. Вертлюг, вертлюжка – верея, дверной навес, петля Вертячий Даниил, крестьянин, конец XV в., Новгород Верховец Иван Исаев, крестьянин, 1630 г., Курмыш. В среднем Поволжье верховыми городами называли те, которые лежали на верхнем течении Волги Верховинины Семен и Истома [см. Истома] Дмитриевичи, 1568 г., Ярославль Верховский Петр Симонович, 1613 г., Арзамас Верхоглядовы : Иван, княжеский дворский, вторая половина XV в., Углич; Верхоглядовы, помещики, XVI в., Московский уезд Вершина Дементьев, помещик, 1550 г., Пошехонье Веселицын Григорий Андреевич, 1596 г., Ржева Владимирова Веселкин Григорий Захарьевич, 1560 г., Рязань Веселовский Василий, иноземец, 1619 г., Нижний Новгород Веселый, Веселого : Василий Лучанинов [ср. Лучанин] Веселого, помещик, 1567 г., Новгород; Алексей Степанович Веселый-Собакин [см. Собака], 1613 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Яшезерскую пустынь при жизни преподобного жаловали различные предметы, чаще всего богослужебные книги, великая государыня инокиня Марфа Иоанновна (в миру Ксения, – жена Феодора Никитича Романова, мать царя Михаила Феодоровича), царь Феодор Иоаннович (царствовал с 1584 по 1598 гг.), царь Василий Иоаннович Шуйский (царствовал с 1606 по 1610 гг.). Последний, кроме книг, наделил обитель пашенными, сенокосными, лесными и рыболовными угодьями. Преподобный Иона заслужил трудами и подвигами своими любовь и уважение от Соловецких игуменов Иакова (управлял Соловецким монастырем с 1581 по 1597 гг.) и преподобного Иринарха (управлял Соловецким монастырем с 1613 по 1626 гг. Память его 17 июля), а также от митрополита Новгородского Исидора (управлял епархией с 1603 по 1619 гг.), много также жертвовавших в бедную пустынную обитель. В 1628 г. в Яшезерском монастыре было уже два храма: прибавилась теплая с трапезой церковь в честь Преображения Господня. Тропарь, глас 8 О тебе отче Ионе, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Ионе, отче наш, моли непрестанно о всех нас. Сведения о преподобном отце нашем Антонии Чернозерском 1, 9 Память его празднуется месяца января в 17-й день † XVI О преподобном Антонии сохранилось очень мало сведений. Время подвигов его относят к XVI столетию. Преподобный основал монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы на берегу Черного озера, в Череповецком уезде Новгородской губернии, в 40 верстах к северо-востоку от Череповца, 1 в двух верстах от реки Шексны. Кто был Антоний, из какого звания, когда и по чьему дозволению устроил пустынь, неизвестно. 9 В своей пустыни подвижник и скончался. Мощи преподобного Антония покоятся под спудом в храме давно упраздненной его обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Д. м. во 2-й пол. XIX в. поступил на антикварный рынок, в результате чего сохранился в крайне раздробленном состоянии. Документы кон. XV - 1-й трети XX в. к 2007 г. находятся в РГАДА (Ф. 196, 237, 281, 1429), РГБ (Ф. 711), ОПИ ГИМ (Ф. 61, 226, 440), АрхСПбИИ РАН (Ф. 271), ОР РНБ (Собр. ОЛДП), ГАВО (Ф. 496, 512, 1260) и др. собраниях. Настоятели и братия Со времени основания Д. м. управляли игумены, с 1651 г.- архимандриты. Впервые игумен Д. м. упоминается в купчей грамоте 20-х гг. XV в. На Соборе 1589 г. об учреждении Патриаршества присутствовал игум. Галактион (Яковлев). Игум. Гурий в 1598 г. подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова , игум. Кирилл в 1613 г. подписал утвержденную грамоту на царство Михаила Феодоровича Романова. В 1652 г. архим. Серапион (Казанец) был послан сопровождать Новгородского митр. Никона в Соловецкий мон-рь и участвовал в перенесении мощей свт. Филиппа, митр. Московского, из Соловецкого мон-ря в Москву. Настоятель Димитриева Прилуцкого мон-ря архиеп. Анатолий (Смирнов) у могилы К. Н. Батюшкова. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Настоятель Димитриева Прилуцкого мон-ря архиеп. Анатолий (Смирнов) у могилы К. Н. Батюшкова. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) До 1740 г. настоятели Д. м. были 12-ми в списке настоятелей степенных мон-рей, с 1727 г. имели право «при священнослужении полицу и набедренник надевать и сулок держать и служить на ковре», совершать праздничные богослужения в кафедральном соборе при отсутствии правящего архиерея, а также были благочинными мон-рей центрального благочиния. В 1805-1867 гг. в Д. м. настоятельствовали ректоры Вологодской ДС, в 1867-1876 гг.- епископы Тотемские, викарии Вологодской епархии. В 1908 г. мон-рем временно управлял буд. архиеп. сщмч. Антоний (Быстров) . Последние архимандриты Неофит (Следников; впосл. епископ Измаильский) и Нифонт (Курсин) были участниками Всероссийских монашеских съездов 1909 и 1917 гг. Согласно Житию, при прп. Димитрии братия была многочисленной.

http://pravenc.ru/text/172064.html

б) разорение страны во время опричнины в) голод 1601-03 гг. и недоверие к Годунову 2) Правление Бориса Годунова. Появление Лжедмитрия. 3) Правление Лжедмитрия I (1605-06) а) Приход к власти б) Поведение в Москве в) Свержения Лжедмитрия 4) Правление Василия Шуйского (1606-10) а) восстание Ивана Болотникова б) «Тушинский вор» в) Польская интервенция и свержение Шуйского 5) Семибоярщина. Освобождение Москвы от поляков II Ополчением. 6) Избрание на царство Михаила Феодоровича Романова. ДАТЫ: Правление Бориса Годунова – 1598-1605 Правление Лжедмитрия I – 1605-1606 Правление Василия Шуйского – 1606-1610 Освобождение Москвы вторым ополчением Минина и Пожарского – 1612 Избрание на царство Михаила Феодоровича Романова –1613 ОТВЕТ:   10. Правление Алексея Михайловича. Бунташный век. Соборное уложение. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Алексей Михайлович (1645-76): характер, воспитание. 2) Бунты в правление АМ: а) Общие причины (разорение после Смуты, войны) б) Соляной бунт в) Медный бунт г) Восстание Степана Разина 3) Соборное Уложение (1649) а) Причины принятия (соляной бунт) б) Основные положения (укрепление самодержавия, закрепощение крестьян, отмена белых слобод) 4) Русско-польская война. Присоединение Украины. 5) Раскол. ДАТЫ: Правление царя Алексея Михайловича Романова –1645-1676 Соляной бунт –1648 Соборное Уложение – 1649 Медный бунт –1662 Восстание Степана Разина – 1670 ОТВЕТ:   11. Русская Православная Церковь в XVII в. Раскол. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины церковных реформ XVII в: а) Необходимость исправления ошибок, накопившихся в рукописных книгах. б) Отличие русских обрядов от греческих, что обнаружилось во время визитов восточных патриархов. 2) Патриарх Никон: характер, цели. 3) Церковные реформы 1650-х гг. (перечислить), новый перевод церковных книг. 4) Борцы против реформ Никона. Протопоп Аввакум (причины борьбы с новыми книгами, биография) 5) Ссора Никона с царем. 6) Собор 1666-1667 гг., его решения. 7) Итоги церковных реформ Никона. Раскол. Краткие сведения о жизни раскольников. ДАТЫ:

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Богородицы в Белозерске. 1552–1553 гг. Хромолитография. 1859 г. (РГБ) В 80-х гг. XVI в. продолжалось каменное строительство в Кирилловом Белозерском и Спасо-Прилуцком мон-рях. Среди немногих памятников годуновской эпохи - 4-ярусная колокольня Корнилиева Комельского мон-ря (1598-1604, зодчий инок Матвей, не сохр.), возможно одна из первых увенчанная шатром, с поясом кокошников в основании. Первым каменным храмом Вологды, его главной святыней и градостроительной доминантой стал собор в честь Св. Софии, Премудрости Божией. В 1568 г. Иоанн Грозный «повелел соборную церковь Софийскую во имя успения пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому и сделаша в 2 года» (ПСРЛ. Т. 37. С. 196). Возведение собора как главного здания предполагаемой опричной столицы и резиденции государя («Насон-города», поскольку в день закладки города, 28 апр. 1566, праздновалась память апостолов Иасона и Сосипатра) определило и перенесение в город епархиального управления. В 1570 г. строительство было приостановлено (предание связывает это с неудачной инспекцией работ Иоанном Грозным, когда ему на голову из свода упал кирпич). Лишь в царствование Феодора Иоанновича свт. Антонием, еп. Вологодским и Великопермским, был освящен придел во имя св. Иоанна Предтечи (1587), а вскоре и главный престол. Храм, пострадавший в Смутное время (1612), был восстановлен, и в 1613 г. повторно освящены оба престола; в 1621-1622 гг. установлен новый иконостас. К моменту завершения ремонтных работ, в 1627 г., это был 3-престольный 5-главый храм (3-й престол был освящен во имя вмч. Феодора Стратилата). Собор Св. Софии возводился по образу Успенского в Московском Кремле, но с учетом новгородских традиций. Большую строгость придает храму отсутствие декора, стены разделены лишь узкими пилястрами, 3 алтарные апсиды - полуколоннами, фасады завершены закомарами. Пятиглавие на цилиндрических барабанах смещено на восток. Высота от фундамента до верха креста средней главы - 59,6 м. Крестовые своды поддерживаются шестью 4-гранными столпами.

http://pravenc.ru/text/155162.html

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Святитель Мелетий Пигас и первые послания отца Иоанна Вишенского Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола Дарственная запись о. Исаакия (Борисковича) на дерманском «Октоихе» 1604 г. Титульная страница острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) Портрет Петра Скарги (1536–1612) Портрет, подпись и печать еп. Ипатия Потия (1541–1613) Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники Надвратная башня Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Реконструкция Е. Годованюк Дерманский Свято-Троицкий монастырь. Современный вид Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Прп. Иов (Княгиницкий) и прп. Феодосии Манявский Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Угорницкая икона Божией Матери с прп. Иовом Почаевским и прп. Иовом (Княгиницким) Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Руины Великого скита в Маняве. Худ. А. Лянге, XIX в. Руины Великого скита в Маняве. Гравюра Леонардо Гроздко, XIX в. Манявский скит. Современный вид Манявский скит. Современный вид Манявский скит. Современный вид Фрагмент панорамы Львова с гравюры А. Гогенберга, XVII в. Крестный ход во Львове. Гравюра Панорама Львова, 1616 г. Уневский Свято-Успенский монастырь (с. Унев, Львовская обл.). Современный вид Прп. Иов Почаевский Дубенский замок. Современный вид Дубенская Спасо-Преображенская церковь XVI в. Реконструкция Е. Годованюк

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандричий (наместнический) корпус. XVI-XIX вв. Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII в.: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII в. к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII в., и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII в. Настоятельские покои предназначались для проживания игумена Ипатьевского монастыря, который с 1598 г. имел сан архимандрита. В XVII в. должность архимандрита Ипатьевского монастыря, пользовавшегося особым покровительством государей, была престижной и рассматривалась как награда за особые заслуги. Среди Ипатьевских архимандритов знамениты Кирилл, принимавший участие как в избрании царя на Земском соборе 1613 г., так и в чине царского наречения боярина Михаила Федоровича в стенах Ипатьевской обители; Иосиф (с 1617 по 1619), встречавший отца царя Михаила Федоровича митрополита Филарета, будущего Патриарха, при возвращении его из польского плена, а в 1642-1645 гг. известный как строитель, возводивший стены Нового города Ипатьевского монастыря; Сергий Шелонин (1647-1648) – известный писатель и книжник XVII века, который за редактирование и подготовку к изданию на Московском печатном дворе «Лествицы» Иоанна Синайского» в качестве вознаграждения за свой труд «совершен» в архимандриты Ипатьевского монастыря; Тихон II (1655-1661), присутствовавший в июне 1656 г. на соборе Святителей, созванном Патриархом Никоном для исправления служебных книг; Кирилл II (1665-1669) был на соборе 1667 г. по вопросу церковных исправлений. Братский корпус. XVI, XVIII вв. Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI в. на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. О древности его говорит простота и скромность декоративного оформления, а также наличники окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения делились на сени (прихожую) и жилую часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII в. здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 г. галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние каменные. Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 г. насчитывалось около 100 человек. Монашеская келья Ипатьевского монастыря площадью около 25 м², предназначалась для проживания в среднем 2-3 человек. Интерьер монашеского жилья был строг и скромен и состоял из киота с иконой и лампадой, стола-аналоя для книг духовного содержания, лавок и сундука или короба.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Вернадский Г . В . : Vernadsky G.V. Die kirchlich-politische Lehre der Epanagoge und ihr Einfluss auf das russische Leben im XVII. Jahrundert. Byzantinisch-Neugriechische Jahbucher. 1928. Bd. VI, Н. 1/2. Веселовский С . Б . Акты подмосковных ополчений и Земского Собора 1611-1613 гг. (Шифры РГБ: М 86/8; М 73/39; Выпуск 5-й - И 92/67). Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV-XVII веков. М., 1975. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М.: Наука, 1974. Bлaдuмip Богуславский Голицын Василий Васильевич // Славянская энциклопедия. XVII век. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. Внутренняя политика Царизма середины XVI - начала ХХ веков. Сборник статей. Л., 1967. Воздвиженский П. Священное Коронование и Венчание на Царство Русских Государей с древнейших времен и до наших дней. СПб.-М., 1896. Воспоминание Священного Коронования. М., 1856. Временник Ивана Тимофеева. Репринт 1951 года. СПб., 2004. Гальперин Г.Б. Форма правления Русского централизованного государства XV-XVI веков. М., 1964. Гафуров А. Имя и история. М.: Наука, 1987. Георгиевский Георгий Коронование Русских Государей. Исторический очерк.//Русское Обозрение. 1895, ноябрь. 1896, январь, март-май. Георгиевский Георгий Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1896. Переиздание: М., 1995. Герберштейн С. Записки о Московитских делах. СПб., 1908. Герберштейн Сигизмунд Записки о Московии. М., 1988. Геркман Элиас Историческое повествование о важнейших смутах в Государстве Русском, виновник кторых был царевич князь Дмитрий Иванович, несправедливо называемый самозванцем (Амстердам, 1625).//Сказания Массы и Геркмана о смутном времени в России. Издано Археографической комиссии. СПб., 1874, с. 261-335. Гермоген , Священномученик. Творения Святейшаго Гермогена, Патриарха Московского и всея России. С приложением чина поставления в Патриархи. М., 1912. Голят-Гримовский . Записки о делах Московских.//Северный Архив. 1825, ч. XVIII, с. 3-4. Горбачевский Н. Словарь древняго актового языка Северо-Западного края и Царства Польскаго. Вильна, 1874.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010