Гурий в мае 1589 г. подписался к грамоте об учреждении патриаршества в России (Собрание государственных грамот и договоров, т. 2). Вассиан в 1598 г. 1 августа был на соборе при избрании Бориса Годунова на царство (Рос. Вавлиоф. VII, 112. Акты археогр. эксп. II, 41). На том же соборе, кроме архимандрита, еще был строитель Андрониева монастыря старец Феодосий Бледный. Авраамий 8 мая 1606 г. участвовавший в венчании Марины с Лжедимитрием 1-м, выносивший для нее корону из алтаря, через несколько дней после того оплакал общее заблуждение касательно Лжедмитрия тем сильнее, что будучи послан, вместе с другими духовными властями, царем Василием Иоанновичем Шуйским в Углич для освидетельствования и перенесен в Москву мощей ев. Димитрия Паревича, своими руками осязал оные и своими очами видел изливающиеся от мощей исцеления (Вавлиоф. и Акты археогр. эксп. II, 110). В 1612–19 гг. значится (у Строева) архимандритом Чудова монастыря, Род Чудовского архимандрита Авраамия записан в синодике. Сергий (в 1612–14) в мае 1613 г., в числе 12 архимандритов, подписал грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова; в 1614 г. подписал жалованную грамоту князю Димитрию Тимофеевичу Трубецкому (Собрание государственных грамот и договоров, т. 1 и Вавлиоф.). Геннадий (1625–26). Евфимий 28 января 1627 г., после вечерни, был в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы на панихиде по св. патриархах и митрополитах московских и всей России, после чего, по указу патриарха Филарета Никитича, дано ему милостыни 10 алтын (Материалы для истории г. Москвы, собранные Иваном Забелиным, ч. I, стр. 114–115); в следующем году 26 октября хиротонисан в епископа Тверского. Радетельный о благоустроении и украшении храмов Божиих, он управлял епархией до 1642 года (Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь 1859, стр. 76–81). Серапион. Не он ли в 1633 г. октября 1-го святил маслом больного патриарха Филарета? (Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы, ч. I, стр. 1048). Переведен, 8 июля 1634 г., во Владимирский Рождественский монастырь, а 1 января 1637 г. хиротонисан в митрополита Сарского, † 2 мая 1653 г. Погребен в Москве, на Крутицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

- И в завершение беседы: Ваши пожелания читателям «Русской народной линии»? - Боюсь показаться пафосным, но, тем не менее, наша жизнь - не сама по себе. Мы потому и живы, что впитали от прадедов духовную силу, чтобы в свою очередь передать ее потомкам. Будет силен дух - будет сильна и Матушка-Россия! Духовность и Государственность, - вот слагаемые русской национальной идеи, утвержденные в царствование Ивана Грозного! И я хочу, чтобыныне с вашей помощью эта идея превратилась в национальную идеологию... Адрес галереи «Мир иконы»: Москва , Павелецкая набережная, д.2. тел.8 (495) 259 5505 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: Духовность и государственность - в этом смысл русской национальной идеи Спасибо! Отрадно также, что правильно указаны годы великой Смуты (1605-1613 гг.), а не 1598-1613гг., как встречается сплошь и рядом, ибо в 1598 году никакой Смуты не было, она стала разгораться лишь в конце 1604 года, а заполыхала в полную силу в 1605 году, после того, как русские люди нарушили Крестное целование и Великую соборную клятву верности Династии Годуновых, данную ими в 1598 году на Земском Соборе. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/24/...

Василий Агееевич Кафтырев († 1614 г.). Беляница (Мирослав) Лаврентьевич Зюзин († 1628/29 г.), выборный дворянин по Костроме в 1609/10–1611/12 гг., казанец в 1613–1626/27 гг. Так в рукописи, окончания записи нет. Четверть – древнерусская мера сыпучих тел равная 8 четверикам или 64 гарнцам или 209, 91 л. Иван Семенович Куракин († 1632 г.), князь, воевода, боярин в 1605/06–1632 гг. Михаил Васильевич Белосельский, князь, московский дворянин в 1616–1638 гг., в 1634 г. один из воевод, обвиненных в поражении под Смоленском. Так в рукописи, окончания записи нет. Василий Алексеевич Аргамаков, московский дворянин в 1618–1631/32 гг. Макарий, игумен Ферапонтова монастыря в 1613–1614 гг. Арсений († 1619 г.), игумен Богоявленского монастыря в 1603–1618 гг. Кормовое поминовение по нему («на братию корм больший») совершалось в монастыре 9 сентября, а по его родителям – 20 октября и 9 января (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 2, 7, 19). Никита Васильевич Годунов Асанов, в иночестве Нифонт († 1622 или в 1623 гг.), окольничий в 1598–1622 гг. Василий Леонтьевич Кафтырев, московский дворянин в 1618/19–1624/25 гг. Вероятно, принял монашеский постриг с именем Варсонофий. Кормовое поминание («корм большой») совершалось по нему 23 октября и 28 февраля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 8, 27–28). Петр Андреевич Волконский († 1643 г.), князь, московский дворянин в 1616–1642/43 гг. Семен (Сыдавной) Зиновьев Васильев, дьяк, думный дьяк в 1605–1619 гг. Кормовое поминовение по нему совершалось в монастыре 5 ноября и 3 февраля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 10–11, 24). Кормовое поминовение Кирилла Григорьевича Овцына совершалось 16 февраля (Там же. С. 26). Поле – часть иконы. Савелий Петрович Вяземский, князь, жилец в 1645–1645 гг. Иван Рудаков поминался 24 февраля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 27). Иван Петрович Шереметев († 1647 г.), стольник, боярин в 1634–1647 гг. Иосиф, архимандрит костромского Ипатьева монастыря в 1617–1622 гг. Иван Васильевич Голицын († 1626 г.), князь, боярин в 1605–1626 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

3 Троицкий Патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 238. 6 Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 27. 7 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. 2: 1598–1613. СПб., 1835. С. 41. 7. 9 Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. Материалы, извлечённые из Московского главного архива министерства иностранных дел. Вып. 1: 1578–1613 гг.//ЧОИДР. М., 1889. Кн. 3. С. 317. 12 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря/Изд. подготовили Е. Н. Кли­­тина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева. М., 1987. С. 15. 13 Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2. М., 1909. С. 112; Буганов В. И.; Корецкий В. И.; Станиславский А. Л. “Повесть како отмсти” — памятник ранней публицистики Смутного времени//ТОДРЛ. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л., 1974. С. 251. 14 Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 435. 229. Годом ранее 14 июня по просьбе архимандрита Иоасафа сразу после вступления на царский престол Василий Шуйский подтвердил другую грамоту царя Феодора Иоанновича (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. 1: 1294–1598. СПб., 1836. С. 394. 330). Через неделю, 21 июня 1606 года, была подтверждена при архимандрите Иоасафе таможенная грамота (Там же. С. 448. 364). 15 Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 92. 16 Акты времени правления царя Василия Шуйского (1606 г. 19 мая — 17 июля 1610 г.)/Собрал А. М. Гневушев. М., 1915. С. 10. 7. 20 Священник И. Орлов. Историческое описание Троицкой церкви подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. М., 2009. С. 7–8. 21 Шватченко О. А. Русские и иностранные современники об осаде Троице-Сергиева монастыря в 1608–1610 гг.//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II международной конференции 4–6 октября 2000 г. Сергиев Посад, 2002. С. 90–99; Шокарев С. Ю. Москва в эпоху Смуты 1604–1613 гг. М., 2009. С. 154–160.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ar...

46 В «примечаниях» сокращения обозначают: «Пр» – проект грамоты 1613 г.; «Б» – второй экземпляр грамоты 1613 г., ныне входящий в состав Оружейной палаты; «Бр.» – грамота 1598 г. об избрании на Московский престол Бориса Годунова; «А» – первый экземпляр грамоты 1613 г., хранящийся ныне в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел; «Пос.» – запись Посольского приказа, находящаяся в Польском стат. списке 26, о ней см. ниже на стр. 28, прим. 6-ое. 51 «и собезначалнаго и безлетнаго превечнаго и присносущнаго и единороднаго его Сына Слова Господа Нашего Исуса Христа, Света от Света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша, и божественнаго, и животворящаго, и вся освящающаго, и просвящающаго, и оживляющаго, равносущнаго, и равночестнаго, и равномощнаго Святаго Духа, Бога истиннаго, иже от Отца исходящаго и на Сыне почивающаго, иже со Отцем и с Сыном спокланяема, и славима, Пресвятыя, единосущныя, неразделне разделяемыя в собвствиях, и несместне смешаемыя во единстве, равнобожественныя, и равномощныя и равночестныя и равнодейственныя» Пр. 54 «всемогущия и животворящия, пресущественныя и пребожественныя, предобрыя и приснославимыя, пресвятыя и неразделимыя Троицы в триех» Пр. 56 «Его же властию и владычеством и господьством и премудрым произволением вся содержится, Им же царие» Пр. 62 «Рюрик, иже приим скифетр великого Росииского государства, и содержаше в великом Новеграде. По нем же» Пр. 66 «пресветлая звезда» Б, Бр.; «пресветлая звезда и возгореся от трисолнечнаго огня благочестием великий» Пр. 98 В Бр. далее большая вставка (ок. 47 строк) о челобитьи всех к царице Ирине остаться царицею. См. А. А. Э., т. II, стр. 19 б. 105 Дальнейшее заимствовано из исторической записи, находящейся в начале Польского стат. списка 26 в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел, содержащего сведения о посольстве в Польшу в 1606–1607 гг. князя Гр. Волконского и дьяка Андрея Иванова. Запись эта гораздо подробнее и так начинается: «за умноженье грех Богу попущающу, врагу же действующу, великое Росийское царство, яко море, восколебася, и неистовыя глаголы, яко свирепые волны, восшумеша, и неукротимо и не направляемо; аще и кормчии мудри беша, но ярость моря сих повреди и суетну мудрость их сотвори, и во своя стремления всё обрати. Началнии же бояре и стратиги многосуетному волнению противишася, но не успеша суровому народскому глаголанию; мнозии же от ярости дыша и пострадаша от бесчинных, и нелепыя их словеса, яко стрелы смертным ядом летаху на ня, и не точию словеса, и раны злы воздающи. Действом же вражиим начало злу сему бысть от коруны Полские и " …

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

О пожертвованиях Грозного на восточные монастыри и говорить нечего – старцы многих монастырей постоянно приходили в Москву, получали подарки от царя, производили сборы по России и возвращались со значительным запасом средств. Особенным расположением царя, как и в прежние времена, пользовались афонцы. Грозный, кроме того что подтвердил за ними право во всякое время приезжать в Россию за сбором милостыни, хлопотал за них пред султаном Солиманом I. В 1551 году он посылал к нему грамоту, в которой просил его об облегчении дани с афонских монастырей. Особенно замечательна последняя милостыня Грозного Востоку, – на помин души царевича Иоанна роздано было царскими посланными на Афоне и в Константинополе и его окрестностях до 6000 рублей. Феодор Иоаннович (1584–1598 гг.) так же был щедр на милостыню Востоку, как и его отец. Не говоря уже о множестве восточных монахов, приходивших в Россию за милостыней и всегда получавших ее, заметим только, что при нем лично посетили Россию патриархи Антиохийский – Иоаким (в 1586 г.) и Константинопольский – Иеремия II (в 1588 г.). Оба они приняты были в России с величайшим вниманием и получили щедрые подарки, особенно Константинопольский. С последним Феодор Иоаннович послал дружелюбную грамоту к султану Мураду III, в которой просил о благосклонном отношении к подателю ее – Иеремии. Кроме того, царь и сам часто посылал всем восточным патриархам и архиереям дары или чрез приходивших монахов, или чрез своих чиновников и купцов, например чрез известного Коробейникова. Константинопольская патриархия после ограбления ее Мурадом III устроилась единственно благодаря щедрости Феодора Ио­анновича. Борис Годунов (1598–1605 гг.) также много благотворил Востоку. Милостыни его простирались до сотней и тысяч золотых в один раз, например, патриарху Иерусалимскому однажды послано было более двух тысяч зо­лотых, кроме церковных одежд и сосудов. Царствование первых государей из Дома Романовых – Михаила Феодоровича (1613–1645 гг.) и особенно Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) было по преимуществу временем благотворительности всему Востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Проповедь Иоанна Вишенского (роспись из монастыря Рождества Христова в Жовкве Львовской области). Худ. Юлиан Буцманюк, 1930-е гг. Рядом с Иоанном Вишенским Б. Хмельницкий, И. Мазепа, Г. Гулевичивна и другие православные деятели Украины Памятник Иоанну Вишенскому в Судовой Вишне (Львовская обл.). Автор проекта Николай Бевз, 1979 г. Иллюстрации Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Свт. Григорий Палама , архиеп. Фессалоникийский. Икона нач. XV в. Свт. Григорий Палама . Современная икона Рукопись из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, 328. L033325. Иоанн Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Странствующий старец-слепец возле казачьего Троицкого собора в Новомосковске. Рис. О. Сластиона, XIX в. Крестьяне возле церкви слушают песнь лирника. Худ. В. Навозов Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского Обложка острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) Портрет епископа Брестского Ипатия Потия (1541–1613), впоследствии киевского греко-католического митрополита (1599–1613) Странствующий старец-слепец с лирой и крестьяне с. Скалата в восточной Галиции. Рис. Я. Головацкого, XIX в. Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Проповедь Скарги». Худ. Ян Матейко, 1864 г. Национальный музей, Варшава Медаль «На присоединение русинов», изготовленная в Ватикане в честь Брестской унии 1596 г.: изображены папа Климент VIII и сцена приема понтификом Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Список настоятелей московского Сретенского монастыря Среди бедствий от пожаров, неприятельских нашествий и междоусобных смут утратилось много древних письменных и археологических памятников, представлявших немалый интерес, и в числе других важных документов исчезли и многие памятники, содержавшие сведения о настоятелях Сретенского монастыря. Имена настоятелей, дошедшие до нас, по тщательном исследовании архивных и библиографических материалов , мы представляем далее в полном хронологическом порядке. Игумен Иона – 1580 г. Игумен Маркелл – 1598 г. Игумен Ефрем – 1613, 1614, 1619 и 1627 г. Игумен Моисей – 1634–1644 гг. Игумен Варлаам – 1645–1648 гг. Игумен Дионисий – 9 мая 1653 г., октябрь 1657 г., 1674–1682 гг. Игумен Пахомий – 1688–1681 гг. Игумен Корнилий – январь 1692 г. Игумен Моисей (Великосельский) – с 1693 г. († 26 февраля 1719 г.) Игумен Исаакий – 1721–1726 гг. Игумен Феодор (Левонов) – 23 февраля 1731 г. – 2 января 1732 г. (переведен из Колоцкого монастыря Смоленской епархии, где был с февраля 1729 г., а в 1732 г. переведен в Угрешский монастырь) Игумен Евсевий (Леонов) – определен 20 января 1732 г., упоминается до 1736 г. Иеромонах Иаков – в 1737 и 1738 г. Игумен Петр (Котляревский) – 1740–1742 гг. Игумен Софроний (Зиминский) – 1742–1744 гг. Игумен Лаврентий (Иванов) – с 1744 г. († 22 ноября 1757 г.) Игумен Максим – 1758 г. Архимандрит Иоасаф – в ноябре 1759 г. (затем переведен в вяземский Предтечев монастырь, где пробыл до 1778 г.) Архимандрит Маркелл (Тросницкий) – 1762–1764 гг. (из дворян Польской области Полоцкого воеводства) Игумен Гедеон – 1770 г. (переведен из Угрешского монастыря) Строитель Антоний (Протопопов) – 1765–1769 гг., игумен – с 1770 г. (11 мая 1771 г. переведен в Угрешский монастырь) Архимандрит Никон – 1772–1778 гг. (взят из Киева, затем переведен в Севскую семинарию прокуратором) Игумен Арсений – упомянут 5 января 1783 г. Строитель Филарет – январь 1806 г. Игумен Максим (Погудкин) – определен 19 сентября 1805 г. (но вскоре отказался от игуменства; в 1816 г. определен в Песношский Николаевский монастырь Московской епархии; в 1836 г. уволен по старости; † 29 марта 1850 г.)

http://pravoslavie.ru/31444.html

Мон-рь Санкт-Петер на склоне Мёнхсберга, основанный ок. 696 г., считается старейшим действующим мон-рем на герм. землях. Церковь св. Петра (1125-1143) была перестроена в стиле барокко (1605-1622), затем получила стуковое и живописное убранство в стиле рококо (1760-1766). Здесь сохранились незначительные фрагменты романской живописи, выполненной ок. 1150 г. (аллегорическая фигура Третьего часа) и во 2-й четв. XIII в. (епископ на коленях перед св. Магдалиной). В основе Францисканской ц. (приходская ц. Пресв. Богородицы) находится 3-нефная романская конструкция, построенная в XII в. для жен. общины мон-ря Санкт-Петер. В 1408-1432 гг. был возведен обширный хор со звездчатыми сводами, одно из лучших произведений поздней готики в Австрии. На нижнем ярусе амбулатория в 1613-1704 гг. были сооружены капеллы с арочными сводами. Храм получил барочный фасад ок. 1700, в 1709/10 г. был сооружен барочный алтарь (проект И. Б. Фишера фон Эрлаха). Крупнейшим произведением маньеристической архитектуры в З. стала летняя загородная резиденция князей-архиепископов Хельбрунн (юж. часть совр. города), построенная по образцу итальянского пригородного поместья (villa suburbana). Дворец и парк с фонтанами построены в 1613-1615 гг. по проекту С. Солари, архит. из швейцар. кантона Лугано. Ему же было поручено строительство нового кафедрального собора святых Руперта и Виргилия, ставшего одним из первых на немецкоязычных землях сооружений в стиле барокко. Первоначальная 3-нефная базилика (767-774), освященная св. Виргилием, неск. раз перестраивалась и полностью сгорела в 1167 г. Следующий собор, заложенный еп. Конрадом (Konradinische Dom), был крупнейшим в заальпийской Европе (сгорел в 1598). Проект совр. собора был создан архит. и теоретиком архитектуры В. Скамоцци (1604-1612) и построен в 1614-1628 гг. С. Солари с уменьшением на 2/3 размера и др. изменениями первоначального проекта. Здание было возведено с частичным использованием фундаментов предыдущих построек, однако переориентировано на 90° и значительно превзошло их по размеру (101×69 м, высота башен 81 м, купола 71 м, главного нефа 32 м). Собор представляет собой 3-нефную базилику с трансептом, рукава к-рого, как и главный неф, завершены полуциркульными апсидами. Основной объем здания, оштукатуренный и почти лишенный декора, противопоставлен 2-башенному зап. фасаду, облицованному мрамором и оживленному светотеневой моделировкой пилястр и оконных обрамлений. Купол на 8-гранном барабане и часть трансепта были разрушены снарядом в 1944 г. (единственный ущерб, причиненный архитектуре З. во время второй мировой войны); к 1959 г. собор восстановили. Если интерьер собора, сфокусированный на обширном, хорошо освещенном средокрестии с мощными пилонами, воспроизводит пространство собора св. Петра в Риме, то вост. 3-конховая часть напоминает аскетичные кирпичные экстерьеры венецианских церквей, в т. ч. Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе (архит. А. Палладио).

http://pravenc.ru/text/182541.html

На Московском Соборе 1589 г. архиеп. Александр рассматривался в качестве одного из кандидатов на Московский Патриарший престол. В результате предпринятой Собором реформы церковного управления Новгородская и Псковская архиепископия становилась митрополией Новгорода, Вел. Лук и всего Поморья с соответствующим изменением титулатуры архиерея. Из состава новой митрополии выделялась епископия Псковская и Изборская, территорию которой составили Псковский, Островский, Опочецкий, Пусторжевский и Гдовский уезды. В кон. XVI в. в Новгородской и Великолуцкой епархии наблюдалось укрепление церковного землевладения. В результате переписи и реорганизации земельных владений, проведенных по инициативе бывш. чудовского архимандрита митр. Варлаама, избранного в 1592 г. на кафедру царем Феодором Иоанновичем, доходы епархии, разоренной в предшествующие годы, в 90-х гг. XVI в. значительно возросли. В апреле-июле 1592 г., вскоре после своего поставления, митр. Варлаам выдал церквам и мон-рям своей епархии 9 тарханных грамот и одну льготную. Царь Борис Феодорович Годунов в 1598 г. выдал митр. Варлааму грамоту с подтверждением прежних пожалований Новгородской епархии. М. В. Печников Новгородская епархия в XVII в. В нач. XVII в. епархию затронули события Смутного времени. В июле 1611 г. Новгород был захвачен шведами, мн. церкви и мон-ри были разорены и разрушены. Митр. Исидор был вынужден пойти на сотрудничество с командующими швед. оккупационным корпусом Я. Делагарди (1611-1614, 1615-1617) и Э. Горном (1614-1615), в руках к-рых оказалась реальная власть в Новгороде и на Новгородской земле. Мн. статьи содержания швед. войск покрывались из архиерейской домовой казны. В 1611-1613 гг. Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь стал центром обороны Поморья от шведских, польско-литовских войск, казаков и отрядов из Тушинского лагеря. В 1612-1614 гг. польско-литов. отрядами были разграблены и разорены Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь , Корельский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь , осаду швед. войск выдержал тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . В 1613 г. ввиду швед. оккупации Новгорода города Вага (Шенкурск) и Каргополь с уездами, а также Двинская земля были переданы в управление Вологодского архиепископа. По инициативе сохранившего должность 1-го воеводы Новгорода кн. И. Н. Одоевского Большого Мнихи в нач. 1615 г. в Москву было отправлено посольство во главе с архимандритом Хутынского мон-ря Киприаном (в него вошли также Я. М. Боборыкин и М. Л. Муравьёв), деятельность к-рого стала отправной точкой переговоров, приведших к заключению 27 февр. 1617 г. Столбовского мира. Отторгнутые по нему от Русского гос-ва города Ям, Корела, Копорье, Ивангород, Орешек в церковном отношении остались в подчинении Новгородской епархии (ААЭ. Т. 3. 108. С. 147-149; Покровский. 1897. С. 86).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010