Немногим более чем через полгода после канонизации царевича Димитрия, 3 февраля 1607 года, царь Василий Шуйский призвал патриарха Ермогена с митрополитом Пафнутием и архиепископом Арсением и отправил их к «прежебывшему» Патриарху Иову – просить, чтобы тот разрешил «всех православных крестьян в их преступлении крестного целования и во многих клятвах». Патриарх Иов в сопровождении преподобного Дионисия Радонежского прибыл в Москву. 16 февраля 1607 года в Москве состоялся представительный Церковный Собор, на котором «прежебывший Иов Патриарх да Святейший Ермоген, Патриарх Московский и всея Русии, советовав с митрополиты и со архиепископы и епископы» о преступлении всеми православными христианами крестного целования на верность царю Борису Годунову, а затем царю Федору II Борисовичу, царице Марье и царевне Ксении, «презельне согласующе, изложиша прощальную грамоту». Суть ее такова: Димитрий-царевич «прият заклание неповинно от рук изменников своих» (при этом ни слова не говорится о царе Борисе); династия Годуновых была законно провозглашена, но незаконно свергнута. При этом царь Василий, бывший глава следствия по «угличскому делу», также не сказал ни единого слова против своего предшественника. Таким образом, отмечает исследователь Н. Гринев, Годуновы еще в 1607 году были, так сказать, «реабилитированы», народ покаялся в своих грехах, ставших причиной Смутного времени, и тем самым очистил от домыслов и клеветы царскую семью. Однако и спустя 400 лет понимание того, что убийство царевича Димитрия как будто бы по приказу Бориса Годунова было делом рук тех, кому нужно было похитить для самозванца имя Рюриковича, чрезвычайно редко встречается в историографии и публицистике. Между тем царевна Ксения прекрасно это понимала: «О горе мне, бедной покинутой сироте! Самозванец, который называл себя Димитрием, а на самом деле был только обманщиком, погубил любезного моего батюшку, мою любезную матушку и любезного единственного братца и весь наш род, теперь его самого тоже погубили, и как при жизни, так и в смерти своей он принес много горя нашей земле».

http://pravoslavie.ru/5717.html

На соседнем с Патмосом о-ве Липси приняли мученическую кончину 5 Липсийских преподобномучеников: монахи Неофит с о-ва Аморгос († 6 апр. 1558), Иона с о-ва Лерос († 28 февр. 1561), Иона Гарбис с о-ва Нисирос († апр. 1635), Парфений из Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) († 1696) пострадали от турок, мон. Неофит († 8 дек. 1609) - от пиратов. Неизвестно, когда в поздневизант. период И. Б. м. перешел с общежительного на особножительный устав. В 1579 г. братия И. Б. м., побуждаемая К-польским патриархом Иеремией II , решила восстановить в обители общежительный устав. Но через 2 года и 1 месяц пришлось отказаться от киновиального образа жизни ( Miklosich, M ü ller. 1890. P. 266-269). Большую роль в развитии просвещения на Патмосе сыграл деятельный и образованый игум. Никифор Хартофилакс с о-ва Крит (впосл. митрополит Лаодикийский; † 1628), преподававший в И. Б. м. в кон. XVI - нач. XVII в. философию и древнегреч. язык и завещавший мон-рю личную б-ку. Кон. XVI-XVII в. характеризуется большой строительной активностью. Ок. 1598 г. был построен парекклисион Честного Креста, в 1601 г. были укреплены стены и возведен вост. контрфорс, в 1603 г. Никифор Хартофилакс воздвиг перед входом в мон-рь парекклисион св. Апостолов (иконостас 1607). В нач. XVII в. (ранее 1605) был сооружен парекклисион св. Иоанна Предтечи, строительство к-рого связано с именем кафигум. Парфения (Панкостаса; 1602-1606, 1610-1612, † 1629), основавшего также «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь (1607) и парекклисион прп. Онуфрия близ входа в И. Б. м. (1611). В 1625 г. рядом с кафоликоном (соборным храмом) была построена б-ка для хранения книг, подаренных Никифором Хартофилаксом (в 1859 преобразована во «внешнюю ризницу»). После землетрясения 1646 г. были проведены работы по укреплению стен, в т. ч. на средства патмосца Николая Мафаса был возведен большой контрфорс, охватывающий сев.-вост. угол мон-ря. К этому же времени относится сооружение парекклисиона свт. Василия Великого рядом со звонницей на плоской крыше у сев. стены.

http://pravenc.ru/text/471591.html

Книгоиздательская программа Патриарха Гермогена была исполнена радением о благолепном и полноценном богослужении. Гермоген любил богослужение, и заботой о его исправлении и улучшении проникнута вся его жизнь. Еще в бытность казанским митрополитом он установил особый день поминовения православных воинов, погибших под Казанью, ратовал о прославлении новых мучеников казанских. По благословению Патриарха Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Попечением о богослужении вызвано его " Послание наказательно... ко всем людем, паче же священником и диаконом, об исправлении церковного пения " , написанное около 1611 года. Первосвятитель был против одновременного совершения в храме несколько чинопоследований («многогласия " ), против сокращения служб, перестановки частей чинопоследований и других неисправностей в богослужении. Это один из первых документов XVII века, в котором говорится о назревшем в церковно-певческом деле кризисе: " ...вселилося в церковном пении великое неисправление. По преданию святых апостол и по уставу святых отец церковного пения не исправляют и говорят голоса в два и в три и в четыре, а инде в пять и в шесть, и то нашего христианского закона чуже " [viii] . Протест Патриарха Гермогена против многогласия предопределил последующее движение кружка боголюбцев и окончательное решение этого вопроса на Московском Соборе 1651 года: участники Собора ссылались на вышеупомянутое послание Первосвятителя. Внимание Патриарха Гермогена к гимнографической и уставной сферам богослужения обусловило появление двух новых книг: Миней и Устава. Первым полноценным проектом при Первосвятителе стало издание Миней месячных. Занялся им печатник Иван Невежин в 1607 году, когда закончил печать Триоди постной (1605-1607 годов) [ix] . Этот проект уникален. Отметим, что до Патриарха Гермогена никто не решался на столь объемное издание, состоявшее из целых двенадцати книг. Юго-славянские печатники с XIV по XVII век не выпустили ни одного подобного издания. Кроме того, оно было " избыточным " – в храме можно было совершать богослужение, довольствуясь Минеей общей и Минеей праздничной. Однако русское благочестие не могло смириться с подобной " ущербностью " в богослужении, и Патриарх Гермоген, ратуя за полноценную богослужебную гимнографию, организовал подготовку издания на основании рукописных текстов.

http://e-vestnik.ru/history/knizhnaya_sp...

При П. были канонизированы Франциска Римская (29 мая 1608) и Карло Борромео (1 нояб. 1610), беатифицированы Игнатий Лойола , Франциск Ксаверий , Филиппо Нери , Тереза Авильская и др. Способствуя почитанию папы Римского Григория VII (1073-1085), П. дал разрешение на обследование его мощей (1605) и на составление службы в его честь для церквей Салерно, Сованы и Сиены (1609). П. утвердил создание ряда религиозных объединений, занимавшихся благотворительностью и образованием: конгрегаций ораториан Филиппо Нери (24 февр. 1612) и Пьера де Берюля (10 мая 1613), конгрегации Дочерей Богородицы (7 апр. 1607), основанной Жанной де Лестоннак, и др. В 1611-1617 гг. П. одобрил учреждение в ордене госпиталитов св. Иоанна Божия 2 самостоятельных конгрегаций: испанской и итальянской. Была провозглашена независимость ордена капуцинов (28 янв. 1619). Конфликт в ордене цистерцианцев при П. был урегулирован за счет образования внутри него автономной испан. конгрегации (19 апр. 1616). П. избегал жестких решений по возникавшим догматическим вопросам. В споре между доминиканцами и иезуитами о соотношении свободы воли и благодати в деле спасения человека, начавшемся после публикации книги испан. иезуита Луиса Молины «Согласование свободы воли с дарами благодати» (1588; см. в ст. Климент VIII ), П. не поддержал ни одну из сторон, распорядившись прекратить прения (28 авг. 1607). По вопросу о непорочном зачатии Пресв. Девы Марии П. конституцией «Regis Pacifici» от 6 июля 1616 г. подтвердил решения папы Римского Сикста IV (1471-1484), одобрявшие праздник Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, но затем буллой «Sanctissimus» от 12 сент. 1617 г. запретил публично выступать как за это учение, так и против него. В 1611 г. П. принял прибывшего в Рим Г. Галилея . На интерес П. к новейшим астрономическим открытиям указывает изображение Луны с открытыми Галилеем кратерами на фреске с Пресв. Богородицей в капелле Паолина (1611-1612, худож. Л. Карди (Чиголи)). После выдвинутых против Галилея обвинений в ереси П.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Мальчика обучали грамоте местные священники Гурий Ржевитин и Георгий Тулупов (в иночестве Герман). По настоянию родителей Д. женился, затем стал священником при ц. Богоявления в одном из владений старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря - с. Ильинском Раменской вол. Старицкого у. После смерти жены Вассы и детей ок. 1601-1602 гг. свящ. Давид принял постриг в Старицком мон-ре с именем Дионисий. Здесь он вскоре стал казначеем, затем, по-видимому в сер. 1605 или в авг. 1607 г., архимандритом. Успенский старицкий мон-рь, пользовавшийся особым покровительством царя Иоанна IV Васильевича и своего постриженика патриарха св. Иова , был в нач. XVII в. большой богатой обителью, в к-рой жили 73 монаха. В мон-ре имелось собрание рукописей с сочинениями преподобных Ефрема Сирина и Симеона Нового Богослова, свт. Григория Богослова; в годы настоятельства Д. б-ка мон-ря увеличилась за счет собрания книг свт. Иова. Вопреки инструкциям Лжедмитрия I Д. оказал теплый прием сосланному в Старицкий мон-рь низложенному патриарху Иову. Исследователи предполагают, что Д. сопровождал святителя во время поездки в февр. 1607 г. в Москву, когда москвичи просили прощения у первосвятителя за его изгнание; тогда же произошло знакомство Д. с патриархом сщмч. Ермогеном . Трудами Д. на могиле свт. Иова было поставлено каменное надгробие. В Старицком мон-ре Д. пробыл настоятелем более 2 лет. Во время осады Москвы войсками Лжедмитрия II Д. находился в городе, где, по свидетельству Симона (Азарьина), стал одним из ближайших помощников патриарха Ермогена. Вместе с первосвятителем Д. поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского, проявляя решительность и стойкость в самых трудных обстоятельствах. В февр. 1610 г. Д. был поставлен архимандритом Троице-Сергиева мон-ря. В сент. того же года патриарх Ермоген дал значительный (100 р.) вклад в Троицкую обитель. Как настоятель Д. оказался перед лицом очень трудных задач. В монастыре, только что пережившем многомесячную осаду польско-литов. войск, а также в его округе находилось большое количество больных и раненых людей, умиравших от голода и болезней.

http://pravenc.ru/text/178331.html

351 Журн. Мин. Нар. Просв. 1842 г., XXIV, II, стр. 1, 7. Амвросий в Истор. Российской иерархии отделение Астраханской епархии от Казанской относит к 1607 г. Строев учреждение Астраханской епархии полагает в 1606 г., но когда рассматривает вопрос исторически – говорит о назначении туда Феодосия, называет 1602 г. (Списки иерархов, стр. 309). За Строевым противоречивое мнение повторяет о. Н. А. Соловьев в Сарайской и Крутицкой епархии, стр. 8 (Чт. моск. общ. ист. и древ. рос. 1894 г. кн. III). Другие справедливее годом открытия Астраханской епархии считают 1602 г. (Журн. Мин. Нар. Пр. 1842 г., XXXIV, II, стр. 1. Саратовский край, вып. I. Летопись, стр. 23. Леопольдов. Истор. очерк Саратовского края, 1848 г. стр. 55). Сохранился очень важный документ, свидетельствующий о том, что Астраханская епархия отделилась от Казанской ранее половины 1605 г. – это поименная роспись духовным и светским чинам, составлявшим государственный совет в правление Лжедимитрия Отрепьева, писанная в июне 1605 г. Тут, в числе членов, на четвертом месте назван митрополит казанский и свияжский, на тринадцатом – архиепископ астраханский и терский. Роспись писана на польском языке секретарем самозванца Яковом Бучинским. Она издана в подлиннике и переводе в II т. Собр. Госуд. Гр. и Догов. 93, стр. 307–310. Из титулов казанских и астраханских архиереев видно, что их епархии уже разделены и имели определенную территорию. Правда, начальная история астраханской иерархии непостоянна... После Феодосия († 1606 г.), по случаю смут и волнений, убийств от казаков и мятежников, до 1615 г. не назначали особого епископа (Макарий. Ист. рус. церк., X, 204); однако епархия оставалась самостоятельной. Вдовство – самое обычное явление в истории русских епархий начала XVII в. 353 П. Семенов – Географ.–стат. Словарь Российской империи, V, 685, Красный Яр основан во второй половине XVII в. (Там же II, 775). По Неволину (Пол. Собр. Соч. VI, 62) – в 1667 году. 354 Соловьев. История России. II, VII, 638. Повест. о России Арцыбашева, т. III, кн. VI, стр. 81, 122. Объяснение к атласу Замысловского, 74. Спр. карт. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

После того как в Англии к власти пришла династия Стюартов, а восстания в И. были жестоко подавлены, в стране на короткое время установился религ. мир. Наместник Маунтджой объявил амнистию восставшим, преследование католиков на некоторое время прекратилось. Когда под властью Англии оказался почти весь остров, было вынесено решение о ликвидации клановой системы (11 марта 1605). На И., разделенную на судебные округа, было распространено действие английского обычного права. Однако уже в 1605 г. английский кор. Яков I Стюарт (1603-1625) издал прокламацию, предписывавшую всем иезуитам, священникам и др. представителям католич. духовенства покинуть И. в течение 6 месяцев. 1 февр. 1612 г. 80-летний еп. Дауна и Коннора блж. Корнелий (Конор) О " Девейни был повешен в Лондоне (в 1992 папа Римский Иоанн Павел II беатифицировал его и 16 др. мучеников, пострадавших в И. в 1579-1654). Усилилось давление и на ирл. землевладельцев, в соответствии с прокламацией от 15 июля 1606 г. начался пересмотр титулов и прав на землю. Событием, которое подвело черту под господством фактически независимых гэльских правителей, считается т. н. Бегство графов (14 сент. 1607) - отплытие во Францию Хью О " Нейла, гр. Тирона, и Рори О " Доннелла, гр. Тирконнела, с многочисленной свитой. Графы надеялись получить помощь от Испании и вернуть владения, однако кор. Филипп II не пожелал нарушать мирный договор с Англией (О " Нейл и О " Доннелл поселились при папском дворе в Риме). Всего И. покинули ок. 37 представителей высшей знати, что способствовало политике колонизации («плантации») ряда ирл. областей поселенцами из Англии и Шотландии. В религ. отношении переселенцы были твердыми приверженцами либо англикан., либо шотл. пресвитерианской Церквей. В 1609 и 1610 гг. были изданы условия (Articles of Plantation), на которых английские колонисты могли приобрести земли в Ольстере и в нек-рых др. областях И.; позднее условия были распространены на обл. Уэксфорд, Карлоу, Уиклоу. В 1613-1615 гг. политику переселений, проводимую Яковом I, одобрил ирл. парламент.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Того же года построена в паперти соборныя церкви каменная палата для помещения монастырской библиотеки. 7112 (1604) Года Игумен Исидор вытребован из Соловецкого монастыря в великий Новгород и в оном возведен на Митрополитский престол. На место его определен: 29) Антоний Игумен, который был Настоятелем Соловецким с 7113 (1605) по 7120 (1612) год, а сего лета Марта в 22 день в семь же монастыре преставился и погребен. При нем: 7113 (1605) Года освящен придел в главе над Успенскою церковью во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского. Оному Игумену Антонию от Преосвященного Исидора, Митрополита Новгородского, в Соловецкий монастырь жалованье нижеписанное: 7115 (1607) Года, Дейсус поясной, три образа обложенные серебром, камки белой 17 аршии, атласу золотого на оплечье аршин, да три ширинки, из них две дорогильные, шитые шелками и накищены золотом, а третья миткальная, накищенная шелком червчатым с золотом. Того же года грамотою Великого Государя предоставлено владеть Соловецкому монастырю деревней Волутинской и шестнадцатою долею обжи со всеми угодьями. 7117 (1609) Года от него же Преосвященного Исидора пожалованы два образа: один Пресвятыя Богородицы в кивоте, другой складни; Евангелие напрестольное, у коего верхняя дека сребряная с каменьем, и еще три книги; Евангелие, Триод и Служебник. Сверх того разных Святых образов и платья на 104 рубля, и еще в Москве Соловецким монахам данных 380 рублей, да денег, самому Игумену Антонию присланных, 200 рублей. Того же лета Шведский Улеаборгский Наместник и Каяненбургский Воевода Исак Бем, уведомляя Игумена Антония, что, по прошению Царя Василия Иоанновича Шуйского, послано в Россию против Поляков Шведское вспомогательное войско, и сведав о недоброхотстве, некоторых Россиян к сему злополучному Монарху, требовал от него изяснения; кого он признаёт в России Царем и желает ли Королевской подмоги? В семь же году на наем Шведских войск, противу Поляков и Литовцев, стоявших под Москвой с новым Лжедмитрием, послано из Соловецкого монастыря в великий Новгород знаменитому Русскому Воеводе Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому 2,000 рублей, а на следующий год к самому Царю Василию Иоанновичу 3,150 рублей серебряною монетою, да серебряная ложка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Знаменательно отношение к нему там настоятеля обители, архимандрита Дионисия, одного из замечательнейших людей того времени. Известен он был своим ревностным и просвещенным служением Церкви. Известен и исключительным отечестволюбием, проявленным в бытность его архимандритом Троице-Сергиевой обители, когда он, продолжая великое дело святителя Гермогена, подымал народ на спасение Руси. Митрополит Макарий именует его одним «из самых светлых и достопамятных деятелей того времени». С 1605 г. он состоял настоятелем Успенской обители. В это-то время и прислан был в Старицкий монастырь Патриарх Иов «за приставы» и с грамотой от Самозванца, чтобы держали присланного «во озлоблении скорбнем, – пишет митрополит Макарий. – Дионисий, угостив приставов, отпустил их, а сам со всею братиею явился к Иову, просил его приказаний и отдавался в его полное распоряжение. Около двух лет прожил Иов в своем заточении, и Дионисий всячески старался успокоить невинного страдальца и служил ему до самой его кончины, которая последовала 19 июня 1607 г.». В заместители Иова Самозванец наметил архиепископа Рязанского Игнатия, грека, прибывшего в Москву с о. Кипра в 1595 г. и в 1603 г. получившего кафедру. Он первый из архиереев с царской почестью встретил Лжедимитрия по прибытии его в Тулу. Имелись и раньше подозрения о связи его, по пути из Кипра, с униатами в Риме. Он был удобен для иезуитов, сопровождавших Самозванца. Желая придать своему выбору вид законности, Лжедимитрий пожелал иметь на то благословение Иова, который и в ссылке продолжал оставаться Патриархом. Иов дважды отказал в этом, не испугавшись и угроз. Он подозревал, в чем не ошибся, что Игнатий не пожелает противостать католическим поползновениям. Как потом было выяснено историками, кардинал Боргезе 3 декабря 1605 г. сообщал из Рима в Польшу папскому нунцию Ронгони о готовности Игнатия содействовать унии. По приказанию Самозванца архиереи возвели Игнатия в сан Патриарха. Когда 17 мая 1606 г. Лжедимитрий был убит, собор иерархов лишил Игнатия даже святительства за допущение им жены Лжедимитрия, католички Марины Мнишек, к таинству причащения. Восстановление Иова на Патриаршем Престоле было невозможно, так как он к этому времени лишился зрения и не мог бы править Церковью. Выбор новоизбранного Царя Василия Шуйского остановился на Казанском митрополите Гермогене.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Предоставление политических прав гугенотам, а также невыполнение обещаний, данных королем во время переговоров о снятии церковного отлучения, испортили отношения Г. с Папским престолом. Так, во Франции решения Тридентского Собора не были приняты, т. е. зарегистрированы парламентами. Реставрация католич. Церкви в Беарне и Наварре ограничилась назначением 2 епископов в 1597 и 1599 гг. Тем не менее папа Климент VIII пошел навстречу Г., объявив недействительным его брак с Маргаритой Валуа (дек. 1599). Среди оснований для расторжения брака назывались его неканоничность (недобровольное вступление в брак, отсутствие папского разрешения, специфика церемониала) и отсутствие наследника. 17 дек. 1600 г. Г. вступил в брак с Марией Медичи, племянницей папы Климента VIII. Впосл. Г. попытался восстановить влияние Франции в Риме и противостоять испан. партии, игравшей политическую роль в Римской курии. Политика Г. по отправлению к Папскому престолу франц. кардиналов и по предоставлению пенсий нек-рым кардиналам и членам Римской курии принесла результаты уже в 1605 г.: решения, принимаемые на конклавах по избранию папы Римского, зависели от франц. партии - 1 апр. 1605 г. папой Римским, взошедшим на престол под именем Лев XI , был избран дядя кор. Марии Медичи, в др. раз (после 8 мая) французам удалось отклонить кандидатуру, поддерживаемую испанцами, и настоять на избрании лояльно настроенного к Франции папы Павла V, в 1606 г. ставшего восприемником дофина Людовика. Сыграв решающую роль в создании уникальной для Европы раннего Нового времени религиозно-политической ситуации - сосуществования 2 конфессий, Г. после перехода в католичество способствовал успехам Контрреформации во Франции. В сент. 1603 г. он разрешил вернуться иезуитам, изгнанным в янв. 1595 г. из округов Парижского, Руанского и Дижонского парламентов. Иезуитом был исповедник короля Пьер Котон, к-рому Г. в 1604 г. подарил замок Ла-Флеш и 2 тыс. экю годовой ренты для создания иезуитской коллегии (там он завещал похоронить свое сердце). Г. поддерживал основание новых и реформирование существовавших мон-рей: в 1604 г. Пьер де Берюль основал первый в Париже кармелитский мон-рь, в 1607 г.- мон-рь урсулинок, в 1604-1606 гг. построен первый мон-рь капуцинов, в 1609 г. по инициативе аббатисы Анжелики Арно была проведена реформа мон-ря Пор-Руайаль. Г. пригласил ко двору католич. св. Франциска Сальского , исповедался ему в грехах.

http://pravenc.ru/text/162135.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010