Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Думин; † после 1607), бывш. митр. Ростовский и Ярославский, книжник. По собственному свидетельству, И. принял монашеский постриг во владимирском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре от настоятеля обители «отца архимандрита Захарии, потом бысть в Твери епископом» (цит. по: Титов. 1890. С. 57). Архим. Захария возглавлял Рождество-Богородицкий монастырь, по всей видимости, между 1572/73 и осенью 1578 г. (хиротонисан во епископа осенью 1578). В 1586 г., ранее 22 сент., И. стал настоятелем Рождество-Богородицкого мон-ря. После мая 1588 г. он был хиротонисан во епископа Великопермского и Вологодского. Собор 1589 г. утвердил за Великопермской епархией статус архиепископии и перенос кафедры из Усть-Выми в Вологду. Ок. 1589 г. по заказу И. была изготовлена 3-ярусная походная церковь (ныне в ГТГ; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 78-79). В 1593 г. И. отправил в Вологду 200 экз. печатной Триоди (Постной и Цветной) для распределения по храмам. Известно о благоволении к И. царя Бориса Феодоровича Годунова. По просьбе Вологодского архиерея 25 февр. 1602 г. царь утвердил за владимирским Рождество-Богородицким мон-рем заупокойный вклад Замятни Бестужева - сельцо Полашкино и дер. Середникову (АФЗХ. Ч. 3. 62. С. 105). Согласно преданию, будучи в Москве у патриарха свт. Иова , И. сказал о находившемся при патриархе Григории Отрепьеве (см. Лжедмитрий I ): «Сий чернец дияволу сосуд будет» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59). Между 24 марта и 25 июля 1603 г. (см.: Буланин. 1988. С. 430) И. в сане митрополита был назначен на Ростовскую и Ярославскую кафедру. Между 29 июня 1604 и 18 марта 1605 г. (Там же) он удалился на покой во владимирский Рождество-Богородицкий монастырь. И. сделал в обитель многочисленные богатые пожертвования: его вклад только в 1606/07 г. оценивался в 1750 р. (ОР ГВСМЗ. Вкладная книга мон-ря. 5636/511. Л. 21 об.- 23). Архиерей пожертвовал в обитель книги на сумму 200 р. В 1607 г. на средства И. была возведена каменная церковь на монастырских воротах.

http://pravenc.ru/text/578308.html

Иов, святитель, патриарх Московский и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля и 5/18 апреля, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Первый русский патриарх Иов (в миру Иоанн) родился около 1525 года в посадской семье в городе Старица. Образование получил в Успенском Старицком монастыре под руководством архимандрита Германа. В 1556 году пострижен в монашество в Успенском Старицком монастыре при архимандрите Германе, по смерти которого в начале 1569 года избран настоятелем монастыря. С 1571 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 1575 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. 16 апреля 1581 года хиротонисан во епископа Коломенского. 9 января 1586 года митрополитом Дионисием возведен в сан архиепископа Ростовского. 11 декабря 1587 года Собором русских иерархов поставлен на Московскую митрополию. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии патриарха Константинопольского Иеремии II и Собором русских иерархов, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархом – первым патриархом Московским и всея Руси. В начале июня 1605 года насильно лишен патриаршего престола Дмитрием Самозванцем и простым монахом удален в заточение в Успенский Старицкий монастырь. В 1607 году в царствование Василия Шуйского приглашен в Москву для принятия всенародного покаяния. Скончался 19 июня 1607 года в Старицкой обители. Тело его перенесено в Москву в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича и положено в Успенском соборе Кремля. Внешний и внутренний облик патриарха Иова был исключительно приятным и привлекательным. «Муж нравом и учением и благочестием украшен», – говорили о нем современники. Был великий постник. Ежедневно литургисал, имел необыкновенную память. Знал наизусть всю Псалтирь, Евангелие и Апостол. Без книги совершал литургию Василия Великого , знал наизусть все молитвы на освящение воды на Богоявление и молитвы на вечерне Пятидесятницы. Чтение его было до того умилительно, громогласно и доброгласно, что все вместе с ним плакали. Отличался даром красноречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Книга II Отделение I. О Патриархах и Митрополитах Всероссийских Глава I. О Патриархах Всероссийских Всероссийское Патриаршество началось в конце XVI столетия, с согласия Вселенских Восточных Патриархов, при Государе Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче, и прекратилось вместе с XVII столетием. Патриархи Российские именовались, так как восточные Патриархи, по местопребыванию APXIENUCKONAMU МОСКОВСКИМИ, а ПАТРИАРХАМИ всея России, но с половины XVII века ПАТРИАРХАМИ всея России и всех Северных стран. 1 . ИОВ избран из Митрополитов Московских и хиротонисан в 1589 году Января 26 дня, изгнан от Лжедимитрия в 1605 году, Июня 24, скончался в 1607 году Марта 8 в городе Старице, будучи заточён в тамошнем монастыре, правительствовал 16 лет. В 1653 году по Указу Царя Алексея Михайловича тело его принесено в Москву. Примечание. На место Патриарха Иова Лжедимитрий в 1605 году поставил Патриархом Игнатия, Архиепископа Рязанского, родом Грека; но он посвящён не был и в 1606 году, изгнан будучи, бежал в Рим. 2 . ЕРМОГЕН хиротонисан в 1606 году Апреля 11 из Митрополитов Казанских, уморён голодом в Москве Поляками в 1612 году, Февраля 17, правительствовал 6 лет и 9 месяцев. Междупатриаршество с 1612 по 1619 годы. 3 . ФИЛАРЕТ НИКИТИЧ Романов хиротонисан в 1619 году, Июня 24, из Ростовских Митрополитов, скончался в 1633 году, Октября 1 дня, правительствовал 14 лет. 4 . UOACAФ I хиротонисан в 1634 году Февраля 6 дня из Архиепископов Псковских, скончался в 1641 году Ноября 28 дня, правительствовал 6 лет и 9 месяцев. 5 . ИОСИФ хиротонисан в 1649 году, Марта 27, из Архимандритов Симоновских. Скончался в 1652 году, Апреля 15, правительствовал 10 лет. 6 . НИКОН хиротонисан в 1659 году, Июля 25 дня из Митрополитов Новогородских. Сам оставил престол в 1658 году Июля 10, и отъехал в Воскресенский Ново-Иерусалимский, им построенный монастырь. А в 1667 году, Декабря 12, соборно восточными Патриархами лишён сана и послан под начало в Ферапонтов Белоезерский, а оттуда переведён в Кирилло-белоезерский монастырь. По кончине Государя Царя Алексея Михайловича, сын его Государь Царь Феодор Алексеевич в 1680 году возвратил его паки в Москву; но он, ещё до того сделавшись отчаянно болен, принял схиму в оном Кирилло-белоезерском монастыре, а едучи в Москву, скончался на пути в Ярославле в 1681 году, Августа 17 дня. Правительствовал 6 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Повесть о житии царя Федора Ивановича Подготовка текста В. П. Бударагина, перевод и комментарии А. М. Панченко «Повесть» написана в царствование Бориса Годунова, то есть между 1598 и 1605 гг. Автор «Повести» Иов в молодости принял постриг в Старице, в Успенском монастыре, где около 1569 г. стал архимандритом. Впоследствии настоятельствовал в столичных монастырях, Симоновом и Новоспасском. С апреля 1581 г. – епископ Коломенский, с января 1586 г. – архиепископ Ростовский, с 11 декабря 1586 г. – митрополит Московский и всея Руси. Иову было суждено стать первым русским патриархом (посвящен в кремлевском Успенском соборе 25 января 1589 г.). Близкий к Борису Годунову, Иов остался верен и несчастному его сыну Федору Борисовичу, убитому сторонниками Лжедмитрия. В июне 1605 г. приверженцы самозванца «свели» Иова с патриаршества, схватив его во время службы в Успенском соборе и ограбив его палаты. На убогой телеге Иов был увезен в Старицу; там, ослепший, он умер 19 июня 1607 г. Иов был довольно плодовитым автором. Ему принадлежат «Духовная грамота» (с автобиографией и панегириком Борису Годунову), ряд посланий (царице Ирине по случаю смерти ее дочери Федосьи, грузинским царю и митрополиту, и др.), канон и службы Иосифу Волоцкому по случаю установления общерусского праздника этому святому. Творческие установки и стиль Иова типичны для официальной литературы «второго монументализма» с ее жесткой этикетностью, пышной риторикой и даже демагогией. В «Повести» Иов изображал не столько то, «что было», сколько то, «что должно было быть». Это сказывается в отборе фактов, в их интерпретации, в обрисовке главных персонажей. Их в «Повести» три: последний монарх из дома Калиты Федор Иванович (1557–1598, венчался на царство 31 мая 1584 г.); его ровесница и жена (с 1580 г.) Ирина Федоровна Годунова, которая, овдовев, постриглась в Новодевичьей обители с именем Александры; царский шурин Борис Федорович Годунов, достигший полноты власти уже в царствование Федора Ивановича (Годунов получил высшие чины «конюшего боярина», «царского слуги», а также особый, ранее в государственной практике не существовавший титул «изрядного правителя»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Патриарх Период Лет патриаршества Канонизация Императоры времени правления 1. Иов 1589–1605 Федор Иоанович 1606–1612 Смутное время, Лжeдмumpuй I, Шуйский 1619–1633 Михаил Федорович 1634–1640 Михаил Федорович 1642–1652 Михаил Федорович и Алексей Михайлович 1652–1666 Алексей Михайлович 1667–1672 Алексей Михайлович 1672–1673 Алексей Михайлович 1674–1690 1690–1700 Nemp I 1700–1721 Nemp I Синодальный период 1721–1917 1917–1925 1925–1936 1936–1943 – местоблюститель; 1943–1944 – патриарх 1945–1970 1971 – 1990 1990 – 2008 2009 – наше время Иов (в миру Иоанн) – Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Московский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений . Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля. Гермоген (в миру Ермолай) (1530–1612) – Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иов Московский, свт. - житие Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси (память 5 апреля, 19 июня по старому стилю) Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы XVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах — Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель. Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор.

http://pravicon.com/info-2522

После покорения Россией Казанского ханства для окормления правосл. населения Ср. и Н. Поволжья в 1555 г. была образована Казанская епархия , в состав к-рой вскоре вошли и земли подчиненного в 1556 г. Астраханского ханства. В 1589 г. воеводы князья Г. О. Засекин-Зубок, Р. В. Алферьев-Нащокин и И. А. Нащокин построили на о-ве Царицын на Волге деревянную крепость и в ней церковь. В 1602 г. Н. Поволжье стало частью новоучрежденной Астраханской епархии, к к-рой были приписаны все церкви по Волге, «начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». Организационному оформлению новой епархии помешало Смутное время . Царицынский воевода Н. М. Плещеев весной 1605 г. признал власть Лжедмитрия I и выполнял поручения самозванца в Москве. В 1606 г. Царицын был захвачен и разграблен казаками во главе с самозванцем Илейкой Коровиным («царевич Петр»). К весне 1607 г. появление самозванцев в станицах донских и волжских казаков стало массовым, во главе отрядов астраханских и царицынских повстанцев стояли «царевичи» Иван-Август и Лавр. 18 дек. 1607 г. на пути из Москвы в свою епархию в Царицыне скончался Астраханский архиеп. св. Феодосий (Харитонов) . Из-за военных действий его тело было предано земле в Казани в следующем году, в 1617 г. перезахоронено в Астрахани. Успенский собор и церковь во имя Св. Троицы в Царицыне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Успенский собор и церковь во имя Св. Троицы в Царицыне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) После избрания на рус. престол Михаила Феодоровича началось восстановление церковной и хозяйственной жизни в Н. Поволжье. В 1614-1620 гг. Царицынская крепость была перенесена на правый берег Волги, в ней построили церкви, по-видимому Иоанно-Предтеченскую и Троицкую, при к-рых в 60-х гг. того же столетия возникли жен. и муж. мон-ри, в 50-х гг. XVII в. в Царицыне упоминается жен. мон-рь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1670 г. Царицын был взят казаками донского атамана С. Т. Разина. Основная часть местного духовенства не поддержала восставших, однако была принуждена подписать крестоцеловальную грамоту, к-рая призывала к сопротивлению царской власти.

http://pravenc.ru/text/155148.html

13.       Кирилл хирот. 11 нояб. 1568, из архим. Троицкого Сергиева монастыря; † 8 февр. 1572. 14.       Антоний , бывший архиеп. Полоцкий, с мая 1572; † в начале 1581. 15.       Дионисий хирот. в 1581, из игум. Хутыньских, а после (13 окт. 1586) сослан туда же, где потом и †. II. Патриархи Всероссийские 16.       Иов хирот. в митр. 11 дек. 1586, из архиеп. Ростовских; с 1589 патр.; в начале июня 1605 удалён в Старицкий мнтрь; † 19 июня 1607. 17.       Игнатий хирот. 30 июня 1605, из архиеп. Рязанских, а в мае 1606 заточён в Чудов мнтрь; в 1611 Поляками возведён опять, и в 1612 бежал в Польшу 11 ; † окт. 1640, в Виленском Троицком мнтре. 18.       Гермоген хирот. 3 июня 1606, из митр. Казанских; 1 мая 1611 Поляками заточен в Чудов мнтрь; † 17 февр. 1612. (Между-патриаршество 7 лет). 19.       Филарет Романов наречён в исх. 1608 (А. И., II, 106). Хирот. 24 июня 1619, из митр. Ростовских; † 1 окт.1633. 20.       Иоасаф хирот. 6 февр. 1634, из архиеп. Псковских; † 28 нояб. 1640. 21.       Иосиф хирот. 27 мар. 1642, из архим. Симоновских; † 15 апр. 1652. 22.       Никон хирот. 25 июля 1652, из митр. Новгородских; 12 дек. 1666 лишён сана и сослан на Белоозеро; † 17 авг. 1681. 23.       Иоасаф хирот. 10 февр. 1667, из архим. Троицкого Сергиева монастыря; † 17 февр. 1672. 24.       Питирим хирот. 7 июля 1672, из митр. Новгородских; † 19 апр. 1673. 25.       Иоаким Савелов хирот. 26 июля 1674, из митр. Новгородских; † 17 мар. 1690. 26.       Адриан хирот. 24 авг. 1690, из митр. Казанских; † на 16 окт. ночью, 1700. Последний патриарх. 27.       Стефан Яворский , митр. Рязанский, «администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршеского престола», с 1702 г. [с 16 дек. 1700] по 1721. Тогда учреждён Св. Прав. Синод и он сделан президентом Св. Синода. 1 С полов. XIV века было по два митр-та: один в Москве, другой в Западной России. (См. Галицкую епархию) 5 После сего митр-та последовало совершенное отделение Москвы от Западной России. «Митрополиты Московские и всея Русии. (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Патриархе Иове были открыты вновь епархии Псковская, Карельская и Астраханская, основано более десяти монастырей в старинных областных городах, в том числе Донской монастырь в Москве. Для поднятия церковного благочиния и духовного уровня клириков Собор 1592 г. учредил должность «благочинных», или, как в старину говорили, «поповских старост». В тех же целях Патриарх Иов проявлял большую заботу о тщательном издании богослужебных книг. На последние годы патриаршего служения святителя Иова пали тяжкие испытания, постигшие Русскую землю: наступило Смутное время. Поляки возвели на русский престол своего ставленника Лжедимитрия I, который обещал Папе обратить русских в католичество. Патриарх Иов энергично и настойчиво выступал против иноземных и иноверных захватчиков (104). Он рассылал по русским городам грамоты, разоблачая захватнические планы польского короля Сигизмунда III и Папы Климента VIII, призывая русский народ твердо защищать свою веру и Родину. Заняв Москву, Лжедимитрий I приказал низложить Патриарха Иова. 10 июня 1605 г., когда Патриарх Иов совершал богослужение в Успенском соборе в Кремле, толпа, подстрекаемая послами самозванца, ворвалась в собор, прервала службу и сорвала со святителя облачение. Патриарх Иов скончался 8 марта 1607 г. в Старицком Успенском монастыре, куда он был сослан. Святой Патриарх Ермоген (1606—1612), еще будучи митрополитом Казанским, проявил исключительные дарования и ревность в устроении церковной жизни, особенно в распространении и укреплении веры Христовой среди татар (105). При нем совершилось открытие мощей казанских чудотворцев — святых Гурия и Варсонофия. По его ходатайству в 1592 г. было установлено поминовение павшего под Казанью русского воинства «в субботний день по Покрове Пресвятыя Богородицы». Патриарх Ермоген — автор многих литературных и исторических трудов. Он составил «Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери в Казани». Образованнейший пастырь своего времени, святитель Ермоген имел дар песнотворчества. Он составил стихиры и каноны в честь Казанской иконы Божией Матери, а также святителям Гурию и Варсонофию. Его тропарь Казанской иконе Божией Матери «Заступнице Усердная...» проникнут глубокой верой в заступничество Богоматери.

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

С длительным понтификатом П. (свыше 15 лет) связано возвышение семьи Боргезе, ставшей одной из богатейших и влиятельнейших в Риме. Вскоре после избрания папой он назначил на должность кардинала-непота (см. в ст. Непотизм ) своего племянника Шипионе Каффарелли-Боргезе (1576-1633). Он занимал ряд важных постов: префекта Конгрегации гос. консультации (Sacra Consulta; 1605-1621), библиотекаря Римской Церкви (1609-1618), великого пенитенциария (1610-1633), архипресвитера Латеранской базилики (1608-1623) и Ватиканской базилики (1620-1633) и др.; в 1610-1612 гг. возглавлял архиепископскую кафедру Болоньи. Др. племянник П., Маркантонио Боргезе (1601-1658), в 1610 г. получил от испан. кор. Филиппа III (1598-1621) княжество Сульмона (в Неаполитанском королевстве), княжеский титул сохраняется за семьей Боргезе в XXI в. В общей сложности родственники П. получили за время его понтификата более 150 церковных должностей, а также крупные денежные и земельные пожалования, налоговые льготы. Начало понтификата П. ознаменовалось серьезным конфликтом с Венецианской республикой, правительство к-рой приняло ряд законов о запрете на строительство церквей и др. религ. зданий без разрешения светских властей (10 янв. 1604) и о запрете отчуждать недвижимое имущество мирян в пользу Церкви (26 марта 1605). Венецианские власти также привлекли к уголовной ответственности 2 клириков, что противоречило постановлениям Тридентского Собора (1545-1563) о подсудности священнослужителей только церковному суду. В дек. 1605 г. П. осудил принятые законы и потребовал освободить клириков. После отказа Венеции пойти на уступки П. на консистории 17 апр. 1606 г. объявил об отлучении от Церкви членов венецианского сената и об интердикте , наложенном на республику. Принятые меры не оказали заметного действия. За исключением членов неск. религ. орденов (иезуитов, к-рые были официально изгнаны из Венеции 14 июня 1606, а также капуцинов и театинцев), венецианское духовенство не признало интердикт и совершало богослужения. Венецианские власти привлекли на свою сторону католич. богослова и юриста-канониста, члена ордена сервитов Паоло Сарпи (1552-1623), к-рый в серии трактатов отстаивал незаконность действий папы Римского и обосновывал легитимность действий светской власти. Опасаясь окончательного разрыва Венеции с католич. Церковью и победы там протестантизма, П. пошел на переговоры при посредничестве франц. кор. Генриха IV (1589-1610). По достигнутому соглашению (апр. 1607) в обмен на снятие интердикта арестованные клирики были переданы представителю папы Римского. Вместе с тем спорные законы не были отменены, а иезуитам по-прежнему запрещалось въезжать в республику (запрет отменен в 1656/57). Конфликт стал последним случаем применения интердикта по отношению к государству и продемонстрировал неэффективность этой меры в условиях Нового времени.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010