Определение авторства обиходников – одна из непростых задач в изучении келарских памятей. Наиболее ранний, датированный мною началом 1560-х гг., мог быть связан с именами Никодима (Бруткова) (был келарем в 1558/59 г.) или Сильвестра, который упоминается как игумен с 1560/61 г. по август 1564 Вторая рукопись, написанная в 1570-х гг., могла принадлежать келарям Меркурию (упоминается в 1577/78 г.) или Зиновию (упоминается также в 1577/78 Обиходник Соф. 1477 (1593—1594 гг.), возможно, связан с именем Евфимия (Братцова), который упоминается при игумене Обиходник Кир.-Бел. 68/1303 (1593—1594 гг.), возможно, принадлежал келарю Елевферию (Елевферию (Братцову)), занимавшего эту должность в 1593/94, 1599/1600, 1601, 1602, 1603 гг. (в разные В начале XVII в. в Кириллове монастыре началось «нестроение». Власти менялись по нескольку раз в году. В 1604 г. в феврале–мае келарем был Иларион (Кононов), в августе—октябре и декабре — Феодосий (Борков); он продолжал возглавлять келарскую службу с февраля по июнь 1605 г., в июле–октябре и апреле — Иларион (Кононов), в ноябре — Иван (Леонтьев); в 1606 г. в феврале и марте вновь Иван (Леонтьев), в июле, августе, декабре — Феодосий в октябре — Иларион (Кононов). Служба одного старца могла меняться по месяцам. Так, Илларион (Кононов) в 1601—1602 гг. — соборный старец, в 1604 г. — келарь и соборный старец, в 1605 г. — соборный старец, в 1606 г.—1607 гг. — келарь, в 1608 г. — соборный Возможно, одна рукопись была практическим пособием для нескольких келарей. Владельческие записи имеют только 2 обиходника: Соф. 1150 (1605/06) на л. 1 скорописью XVII в.: «Обиходник келарский Варфоломеев» и Кир.-Бел. 84/1322 (1620-е гг.) — на обороте передней крышки скорописью XVII в.: «Обиходник келарский Варфоломеев», на л. 1—6 скрепа тем же почерком: «Обиходник старца Варфоломея Кирилова монастыря собинной». По наблюдению Т. И. Шабловой, владельческие записи на рукописях сделаны одним В приходо-расходных книгах Кирилло-Белозерского монастыря в 1605—1636 гг. келарь Варфоломей не значится.Варфоломей (Климентьев) упоминается в приходных и расходных денежных книгах с сентября 1615 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Ф. 237 (Монастырский приказ). Оп. 1. Ч. 1. Д. 34)) свидетельствуют о росте книжного собрания и одновременно об увеличении в нем печатных изданий, преимущественно московских. Роскошные иллюминированные рукописные книги были пожертвованы Д. И. и И. И. Годуновыми: лицевое Евангелие (1603), украшенное «серебром чеканным и золоченным, драгоценными камнями и крупным жемчугом» (ныне в Оружейной палате Московского Кремля), и лицевое Евангелие (1605) со 102 миниатюрами на полях (ныне в Церковном историко-археологическом музее Костромской епархии. КМЗ КОК 1531). В И. м. хранились также 2 лицевые Псалтири: 1591 (ныне в Оружейной палате Московского Кремля) и 1594 (ныне в ГТГ); 1-я украшена миниатюрами внутри текста ( Покровский. 1883), 2-я входит в группу из 10 лицевых «годуновских» Псалтирей, иконография маргинальных миниатюр к-рых восходит в целом к Угличской Псалтири 1485 г. (ср.: Розов Н. Н. О генеалогии рус. лицевых псалтирей XIV-XVI вв.//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. С. 226-257; все миниатюры Ипатиевского списка Годуновской Псалтири изданы - ГТГ. Каталог собрания. М., 2010. Т. 2. Кн. 1 (Лицевые рукописи XI-XVII вв.). С. 112-321 7)). Среди вкладов Д. И. Годунова значились также сборник 16 Слов Григория Богослова «в десть» (возможно, это ркп. РГБ. Ф. 138. 21), Лествица «в полдесть», Октоих в 2 томах «Дмитриева данья» (ГА Костромской обл. Ф. 558. Колл. рукописей. 437-438; Бочков В. Н. Коллекция рукописей ГА Костромской обл. Кострома, 1964. С. 69, 364-365). В И. м. хранилось также Новгородское Евангелие 1436 г. (ныне в ГОП. Инв. 18842/18349 охр.). Евангелие. 1605 г. Вклад Д. И. Годунова в Троицкий собор Ипатиевского мон-ря в 1605 г. (КГОИАХМЗ) Евангелие. 1605 г. Вклад Д. И. Годунова в Троицкий собор Ипатиевского мон-ря в 1605 г. (КГОИАХМЗ) Во 2-й пол. XVII-XVIII в. в книжном собрании обители находилась одна из древнейших русских летописей - Ипатьевская (название по месту хранения) в списке 1-й трети XV в. (БАН. 16.4.4). Судя по тому, что на книге имеется владельческая запись монастырского слуги Т.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Тиссаровский Евстафий; † 1641), еп. Львовский и Каменец-Подольский. Из правосл. шляхетского рода. После смерти еп. Гедеона (Балабана) в февр. 1607 г. Львовскую кафедру пытался «унаследовать» племянник усопшего архим. Исаия (Балабан). Однако Львовское братство выдвинуло Е. Тиссаровского, к-рого поддержали клирошане и шляхта. С целью не допустить поставления православного епископа Львовский католич. архиеп. Ян Замойский заявил о своем праве утверждать кандидатуру епископа греч. обряда, и в апр. 1607 г. Тиссаровский начал тайные переговоры о принятии унии. 12 июля 1607 г. кор. Сигизмунд III подписал грамоту о номинации Тиссаровского на епископскую кафедру, причем указывал, что сделал это по просьбе знати и духовенства. 31 окт. он утвердил избрание Тиссаровского. 14 нояб. 1607 г. Тиссаровский в Кракове в присутствии папского нунция Косме де Торреса произнес католическое исповедание веры и подписал присягу о принятии унии. Однако 22 янв. 1608 г. Тиссаровский в грамоте львовскому духовенству и мирянам утверждал следующее: «А если бы я по козням духовного врага или по принуждению от мирской власти отступил от святой православной веры и от послушания Цареградскому патриарху, если бы вопреки правилам святых отцов стал своевольно править епархией без участия клирошан или отнимать у них церковные доходы и делать им вымогательства, в таком случае я подлежу на светском суде штрафу в тысячу гривен, а на суде духовном - низвержению и удалению от кафедры». Тиссаровский дал обязательство поддерживать «науки школьные» и типографию Львовского Успенского братства, сохранять за местной православной шляхтой, мещанами и всеми братствами право избирать местного епископа, а за клирошанами - право избирать епископского наместника, сохранять в целости всю церковную утварь. Тиссаровский тайно выехал в Яссы, где по благословению К-польского патриарха Неофита II его хиротонию во епископа Львовского и Каменец-Подольского возглавил митр. Сучавский Анастасий (Кримка). Перед хиротонией И. отрекся от вынужденной присяги униатам и подтвердил свою верность Православию и К-польскому патриарху. К нач. мая И. вернулся во Львов.

http://pravenc.ru/text/293656.html

Еще раз вспомним 1607 год. В каких грехах и кто каялся в присутствии Патриархов Иова и Ермогена? Московские люди, подданные Василия Шуйского (но не вся Россия!) каялись в грехах нарушения крестного целования Феодору Борисовичу Годунову и убийстве его, в целовании Креста на верность Лжедмитрию, а затем - нарушении этого крестного целования. Можно ли сказать, что это покаяние было глубоким и плодотворным? Разумеется, нет. Мира оно не принесло. Впереди были: Болотников, Тушинский Вор, поляки, интервенция шведов, братоубийственная война, Смута. То, что было в 1606 - 1607 годах, было еще только прелюдией к бедствиям. Горе земли, самое глубокое нравственное падение народа было впереди. На краю гибели от рук внешних врагов и последствий внутренней смуты Россия оказалась гораздо позже - не в 1607, а через пять лет, когда Патриарх Ермоген уже был заключен, когда русские, наконец, начали ополчаться. И подлинным, а не мнимым актом покаяния явился народный отклик на призыв Минина и Пожарского: вооруженный поход Нижнего Новгорода, Владимира и Ярославля на Москву с Казанской иконой Божией Матери в ополчении. Благодать Божия вновь покрыла собой Русскую землю отнюдь не в 1607, как неосновательно заявляют организаторы Тайнинских молебствий, а только после вооруженного выступления Русских по благословению Ермогена и призыву Минина, в 1612 году. Они несли с собой Святыню, они держали пост перед штурмом. Но что, если бы они этим и ограничились? Из этого видно, что Крестные ходы и подобные чины действенны, если проходят под пулями. Если они сопряжены с опасностью. С решимостью рискнуть животом. Здесь же этого нет в принципе. Риск отсутствует, так как мечтательное «покаяние» игнорирует происходящее в России сегодня. Оно никак не связано с уничтожением русских и их культуры, распродажей их ресурсов и геноцидом. Это движение не считает необходимым мобилизовывать православных на борьбу с этим злом. Оно считает ключом к ситуации покаяние в том, о чем избитая до полусмерти Россия забыла. И вспомнить сейчас - не в состоянии!

http://moral.ru/400_pokayanie.html

По словам И., на его хиротонию дали благословение еп. Гедеон и Александрийский патриарх Мелетий I Пигас . Однако, поскольку у И. вплоть до 1607 г. включительно, как свидетельствуют документы, сохранялись конфликты с клириками и мирянами Львова, против занятия им кафедры выступили Львовское Успенское братство и влиятельная часть духовенства. Наместник Львовской кафедры свящ. Григорий Негребецкий вместе с крылошанами опечатал львовский кафедральный собор св. Георгия и резиденцию епископа. В ответ И., обвинив Негребецкого в планах перехода в унию, во главе вооруженного отряда 12 февр. 1607 г. сбил замки с собора, забрал утварь и повесил на храм собственные замки. И. обвинил противников в неуважении к памяти еп. Гедеона, отпевание к-рого должно было состояться в соборе, но не могло пройти из-за конфликта И. с духовенством. Тогда же И. внес в галицкие гродские книги запись о недопустимости вмешательства в дела правосл. Львовской епархии со стороны Львовского католического архиепископа, пытавшегося вернуть себе право назначать православных Львовских архиереев. 20 февр. 1607 г. И. заявил о желании примириться с Львовским братством и пригласил братчиков на похороны еп. Гедеона, назначенные на следующий день (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 408). Львовское братство прислало представителей, но отказалось признать И. епископом. В конфликте с Львовским братством И. получил поддержку от кн. Константина Острожского. 23 марта 1607 г. князь написал братчикам грамоту, в которой советовал сохранять мир и согласие с И. 8 авг. того же года князь отправил И. письмо, в котором высоко оценил деятельность рода Балабанов по защите Православия и заявил, что считает себя обязанным помогать И. в борьбе за Львовскую кафедру. И. в ответ сообщил, что послал королю письмо с ходатайством о том, чтобы он «был захован при старом привилее своем, а нового абы нам не входило в Церковь нашу» (цит.: СИЮЗР. К., 1916. Вып. 2. С. 18). Несмотря на поддержку князя Острожского и К-польского патриарха Кирилла I Лукариса , И.

http://pravenc.ru/text/674832.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богомольная грамота патриарха Гермогена о победе царских войск над болотниковцами на Восме. 9-10 июня 1607 г. Грамота издана: ААЭ. СПб., 1836. Т. 2. 74. Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 256-259 Февральская попытка царя и патриарха с помощью вызванного из ссылки экс-патриарха Иова призвать народ к раскаянию за нарушение крестного целования государям и таким образом приостановить процесс перемены самодержцев не возымела успеха. Теперь Гермоген требовал от Василия Шуйского решительно подавить охвативший значительную часть страны «мятеж» вооруженной рукой. 21 мая 1607 г. начался царский поход на Тулу, к которой отступили главные силы повстанцев во главе с И. И. Болотниковым. Но боярский царь, по обыкновению, медлил, колебался и выжидал, не поспешая к основным силам армии, сосредоточенным в Серпухове. Лишь в первых числах июня патриарх Гермоген смог разослать по всей стране богомольную грамоту о выступлении царя Василия в ратный поход. Московский первосвященник явно подталкивал самодержца к более энергичным Не прошло и нескольких дней, как Гермоген получил сильный аргумент в пользу активизации карательных мер: видя нерешительность Василия Шуйского, повстанцы Болотникова и князя А. А. Телятевского перешли в наступление, но потерпели жестокое поражение от армии князя Андрея Васильевича Голицына на реке Восме, не доходя до Каширы (5—7 июня). Патриарх Гермоген немедленно оповестил об этом страну публикуемой ниже богомольной грамотой. Не мир, но меч нес московский первосвященник своей «соблазнившейся» пастве. Он еще упоминал о желании, чтобы противники в гражданской войне «обратились к познанию», но когда после взятия Тулы 10 октября 1607 г. Василий Шуйский прекратил военные действия и распустил уставшие войска, Гермоген резко осудил его за преждевременное «успокоение , говорил, что царя «уласкаху» «советницы . В речи к Василию Шуйскому патриарх требовал немедленно выступить против набиравшего силы нового врага — Лжедмитрия .

http://sedmitza.ru/lib/text/443562/

1016 Гедеон скончался в 1607 г. Выбор преемника Гедеону произвел большую смуту в народе. Поводом к ней было то, что Гедеон еще при жизни назначил себе приемником племянника своего, уневского архимандрита, Исаию Балабана, который и носил титул епископского коадъютора; но, на основании мировой записи Гедеона с братством, сделанной при посредстве молдавского логофета Луки Строича, в Львове 21 января 1602 г., был исключен от наследства львовской епископии. 1017 Однако ж, как только Гедеон скончался, Исаия исходатайствовал себе у польского короля грамоту, вступил в управление епархией и захватил в свое распоряжение церковь и епископское имущество. Львовские клирошане заперли церковь св. Георгия и дом епископа; но Исаия, с вооруженными людьми, 12 февраля 1607 г. отбил замки и запоры, спрятал церковную утварь, а на духовенство наложил налог. Епископский наместник, протопоп Григорий Негребецкий, потребовал, для освидетельствования на месте, возного с двумя свидетелями из шляхты, которые засвидетельствовали насильственные поступки Исаии и подтвердили слова его: «кто не имеет ключа обыкновенного, для того годится и ключ Петра». Клирошане занесли протест в городские книги; ставропигия объявила, что не будет признавать Исаию, как не избранного канонически, епископом. Смутой воспользовался латинский львовский архиепископ, заявивший о своем праве представлять королю кандидата в русские епископы. Опасаясь вредных последствий, которые могут возникнуть от этих споров, князь Константин Острожский писал к братству 1-го марта 1607 г., советуя сохранить мир и доброе согласие, а к перемышльскому епископу, чтобы он, будучи на похоронах, постарался согласить братство с новым епископом. Но все это не подействовало. Ненависть к роду Балабанов взяла перевес; при том же Исаия не имел достоинств и качеств, которые приобрели бы ему уважение народа. 1018 По предложению братства в епископы избран был Евстафий Тиссаровский из мирян, «добродетельный и набожный шляхтич», принявший при посвящении имя Иеремии , и в 1607 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Филиграни л. 115—137: Кувшинчик двуручный, сильно деформированный с литерами GG на тулове типа Абеленцева 237 (1607—1608 гг.). Эту датировку можно проверить записями в «Летописце» (списке) игуменов и в кормовой книге. В списке игуменов почерком основного текста (л. 114) под номером 35 записан игумен Сильвестр. Другим почерком и другими чернилами указан срок его игуменства — 2 года и 4 месяца. Следовательно, основной текст келарского обиходника, в том числе и келарские памяти, были написаны после 4 января 1604 г., когда Сильвестр был поставлен в игумены на Москве в Афанасьевском монастыре (подворье Кирилло-Белозерского монастыря) митрополитом Ионой и до 6 мая 1606 г., когда он был освобожден; 2 июля 1606 г. игуменом поставлен Из этой записи следует, что рукопись написана после 4 января 1604 г., но до 6 мая 1606 г. Уточняет ее датировку последняя запись в кормовой книге о вкладе в монастырь Лжедмитрия 21 июля 1605 Следовательно, рукопись была составлена во 2-й половине 1605 г.— 1-й половине (до мая) 1606 Текст памятей келарей (л. 115—137) имеет заголовок XVII в., писаный киноварью, первые 3 слова вязью: «Книга росходная поминком и по службам дают запас». Седьмой список — Соф. 1166. Рукопись в 8°, 56 л., начало утрачено, писана двумя почерками: первый (л. 1—100) — полуустав, переходящий в скоропись с киноварными инициалами; второй (л. 101—156) — скоропись XVII в. с киноварными инициалами. Переплет — доски, обтянутые кожей, застежки утрачены, блок книги оторван от переплета. В состав рукописи входят: памяти келарей (л. 1—39); книга праздничная (л. 39 об.—64); книга кормовая (л. 65—99); соборные приговоры о площадном доводчике и деревенских ключниках (л. 99 об.—100); после листа 100 вырвано 2 листа, далее 2 листа чистые; устав о звонах (л. 101—153 об.), список игуменов («От начала обителнаго Кирилова монастыря») (л. 154—156). Филиграни: Кувшинчик двуручный с розеткой на крышке – Абеленцева 204, 205 (1599 г.); Кувшинчик двуручный с розеткой на крышке и с литерами GG на тулове типа Абеленцева 235 (1607—1608 гг.); Кувшинчик одноручный с полумесяцем на крышке и литерами PI на тулове типа Абеленцева 109 (1618 г.). Более точную датировку указывает запись в списке игуменов, где последним значится игумен Матфей (2 июля 1604 г.— 8 ноября 1614 Следовательно, рукопись была составлена во 2-й половине 1610-х гг. Текст памятей близок к тексту Погод. 1566 (л. 2—20). Утрачены первые 3 памяти и начало четвертой.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (сер. XVI в. (?) - 5.07. 1610, Пафнутиев Боровский мон-рь), сщмч. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), архим. И. принял монашеский постриг в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , где стал игуменом не позднее февр. 1592 г.: в это время он по повелению царя Феодора Иоанновича принимал в обители Тырновского митр. Дионисия , к-рый в мае 1591 г. доставил в Москву грамоту К-польского Собора о признании Патриаршества на Руси. Царь Феодор Иоаннович посещал мон-рь в 1591-1592 и в 1594-1595 гг. В эти годы в обители был построен и освящен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 90-х гг. XVI в. Боровский мон-рь получил ряд вкладов: неск. облачений от царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны, богослужебную утварь, земельные владения. В 1598 г. И. участвовал в Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Феодоровича Годунова. В 1599 г. царь Борис и царевич Феодор ездили в Можайск «да х Пафнотию чюдотворцу в город Боровск» ( Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом: Мат-лы, извлеч. из Моск. гл. архива МИД. М., 1889. Вып. 1: 1578-1613 гг. С. 317. (ЧОИДР. 1888; Кн. 3)). В 1601 г. Борис Феодорович вновь посетил Боровский мон-рь, куда была доставлена рака для мощей прп. Пафнутия . 18 марта 1605 г. И. стал настоятелем Троице-Сергиева мон-ря и был возведен в сан архимандрита (предыдущий настоятель архим. Кирилл (Завидов) был хиротонисан на митрополичью Ростовскую кафедру). В перечне троицких настоятелей об И. сказано: «...взят ис Пафнотьева монастыря, 5 лет неполны» (ВКТСМ. С. 15). Царь Василий Иоаннович Шуйский, занявший рус. престол в 1605 г., 8 авг. следующего года дал И. подтвердительную жалованную грамоту на рыбные ловли на Волге, в том же году решил в пользу обители спор из-за вотчины, пожалованной царем Феодором Иоанновичем, освободил мон-рь от пошлины на мед, собиравшийся в Юрьеве Польском; по просьбе И. царь повелел восстановить все грамоты на монастырские нижегородские вотчины (документы сгорели в авг. 1607 в Московском Кремле). В нояб. 1607 г. Василий Иоаннович посетил Троицкий монастырь, «принося благодарение за победу над мятежниками» (было подавлено восстание И. И. Болотникова). В 1609 г. царь пожаловал Троице-Сергиеву монастырю место «за Сретенскими вороты у Неглинной» для строительства подворья.

http://pravenc.ru/text/578048.html

А Государь и его правительство на Руси около 1605 г. были так заняты другими делами, не терпевшими отлагательства, что они никак не могли обратить внимание, что там в каком-то монастыре пора быть описи. Когда Дионисий был назначен архимандритом, тогда приближалось появление самозванца в Москве, было ли это назначение еще при Борисе (ум. 1605 г. апр. 13 г.), или его сын Федор – все равно: внимание всех царевых органов было поглощено приближением Лжедмитрия к Москве. Одним словом, скорому изданию грамоты об описи препятствовало наступающее смутное время. Что эта грамота не была послана при Лжедмитрии, то это опять понятно: дел и без того было ужасно много. Царь Шуйский со своим правительством тоже был постоянно занят смутой и не вдруг удосужился дать такую грамоту 36 . Итак, царской грамоты о передаче архимандриту Дионисию монастыря долго не издавалось по смутным обстоятельствам: тогда, несомненно, об этом маловажном сравнительно с другими деле совсем забыли. На это указал и Преосвященный Макарий 37 . Но что всего интереснее, так это то, что та же самая опись, на основании которой можно было утверждать, что Дионисий был поставлен в архимандриты в 1607 году, дает нам доказательство, что он поставлен раньше этого года. На странице 25-й читаем: «7115 года октября в 20 день (т.е. чуть не за год до опии) дал в дом Пречистыя Богородицы святейший Иов патриарх Московский и всея Руси при своем животе по своей душе и по своих родителях, при архимандрите Дионисие Божиия милосердия» 38 , и потом перечисляется много образов, пожертвованных Иовом. Значит, 20 октября в 1606 году Дионисий уже был архимандритом, хотя еще ему и не сдан был монастырь по описи. Так устраняется мнение, которое бы можно обосновать на «описи», что Дионисий был назначен архимандритом в Старицкий Успенский монастырь в 1607 году. Гораздо больше внимания заслуживает другое известие, сохранившееся у Симона. Тут, кажется, не может быть никаких споров и объяснений: дело основано на арифметике. Если Дионисий был назначен на архимандрию в Троицкий монастырь в 16010 году, а перед этим «два года с небольшим» был настоятелем в Старицком монастыре, то ясно, как Божий день, что в Старицу настоятелем он был назначен в 1610 году – (минус) 2 года с небольшим, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010