48 Игнатий греченин, владыка Резанский, поставлен бысть в патриархи на Москве при Гришке Отрепьеве. И как убили Гришку и его отставили. 49 Ермоген митрополит Казанский поставлен в патриархи на Москве в лето 7114 июля в 3 день при царе Василии, лежит в Чюдове преставися в лето 7120 ген[варя] в 17 день. 50 Филарет митрополит Ростовский пришол из Литвы в лето 7127 июня в 14 день. Того же году поставлен на Москве в патриархи Феофаном патриархом Иеросалимским, преставися в лето 7142 октяб[ря] в 1 день во вторник за час до ночи, лежит у Пречистой. 51 Иоасаф архиепископ Псковский поставлен в патриархи на Москве Киприаном митрополитом Новгороцким с прочими архиереи, преставися в лето 7149 нояб[ря] в 29 день, лежит у Пречистой. 52 Иосиф архимарит Симоновской поставлен в патриархи на Москве Аффонием митрополитом Новгороцким в лето 7642 826 . Заключение В данном сборнике представлены в хронологическом порядке очерки о всех митрополитах Русской Церкви XVI в., начиная с митрополита Симона, правление которого приходится на стык XV–XVI вв. Время их деятельности охватывает период с 1495 по 1586 г., т. е. более 90 лет. Их деятельность протекала при Московских государях Иоанне III (1462–1505), Василии III (1505–1533), Иоанне IV (1533–1584), которого митрополит Макарий венчал в 1547 г. царским венцом, и Феодоре Иоанновиче (1584–1598). Двое из рассмотренных первосятителей были архиереями до своей интронизации: святитель Макарий был поставлен из архиепископов Великого Новгорода, а митрополит Антоний из Полоцких архиепископов. Три первосвятителя были избраны из игуменов Троице-Сергиева монастыря: Симон, Иоасаф и Кирилл; митрополит Варлаам из московского Симонова, Даниил из Иосифова, Афанасий из Чудова, Филипп из Соловецкого и Дионисий из Хутынского. После своей кончины в кремлевском Успенском соборе были погребены только митрополит Симон и затем святитель Макарий, а остальные в различных монастырях: митрополит Варлаам в Спасо-Каменном, митрополит Даниил в Иосифо-Волоколамском, митрополит Иоасаф в Троице-Сергиевом, митрополит Афанасий в Чудовом (хотя в Успенском соборе в Кремле имеется его гробница, изготовленная в XIX в.), святитель Филипп в Тверском Отроче (в 1591 г. его останки были перенесены на Соловки, а в 1652 г. в Успенский собор в Кремле), митрополит Кирилл – в Новинском, митрополит Антоний в Новоспасском и митрополит Дионисий в Новгородском Тихвинском.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Возвратившись обратно в Россию – в Москву, Иван Мешенинов привез с собою царю известительную грамоту от прота св. горы Пахомия и архимандритов Ватопедского и Хиландарского с игуменами и иноками св. горы, в которой они извещали царя о получении ими царской милостыни но князе Иване, которую прот роздал всем. Пантелеимонов же монастырь (в который по росписи было назначено 500 рублей) стоит уже 10 лет пустым, после смерти строителя Матвея, скончавшагося в Москве, и некому отдать следующия ему деньги. Грамота эта писана 5 сентября 1584 года,. след. запустение монастыря, согласно вышесказанному, относится к 1574 году. По получении того известия, царь Феодор Иоаннович (царь Иоанн Васильевич скончался в том же 1584 году) послал грамоту в Хиландарский монастырь, чтобы ризы, которые были предназначены от блаженной памяти отца его ради поминовения царевича Ивана в Пантелеимонов русский монастырь, были бы переданы, по случаю запустения сего монастыря в лавру Ватопедскую для поминовения отца его государева. Но запустение русской обители, попущенное Промыслом Божиим, по счастию продолжалось не долго. В 1591 году уже видим в Москве архимандрита сего монастыря Неофита и строителя Иоакима, которые приехали к царю Феодору Иоанновичу бить челом о милостыни «для ограждения монастыря и вообще устроения его царскою милостынею». Царь и патриарх приняли самое живое участие в своей русской обители. Благодаря отеческому попечению царя и патриарха и благочестивой щедрости русских людей, русская Афонская обитель мало по малу устроилась; но со смертию доброго царя Феодора Иоанновича (1598 г.), как известно, наступило кратковременное и бурное царствование Бориса Годунова (1598–1605), и за тем смутное время, всколебавшее весь старый строй русской земли. В это время сношения России с Афоном как официальные, так и частные прервались, и русская Афонская обитель, только что восставшая от своего упадка, будучи снова предоставлена своим собственным средствам в тот момента, когда она всего более нуждалась в прочной и деятельной поддержке своих соотечественников, вошла в долги и снова стала клониться к запустению или упадку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И по четырех месяцах, аз, многогрешный Иова, милостию Божиею, возвратихся чрез Царьград в богоспасаемый град Москву, и оттоле во обитель Святаго Сергия. Еже видех очима своима, то и написах на почитание верным. Аминь.» II. Египет и Синайская Гора по Руским паломникам XVI и XVII столетий Начало наших правительственных сношений с Александрийским Патриархом и отдаленным Синаем совпадает как раз с тем годом, в котором Турецкий Султан Селим завоевав Египет, положил конец владычеству в нем Султанов Мамедюков то есть, к 1517 году. В этом году, сколько известно, впервые прибыли в Москву за милостынею старцы Синайской обители с грамотами от Александрийскаго Патриарха и своего Архиепископа. Впрочем несомненно, что странствия в Египет и на Синай, на поклонение тамошним святыням началось одновременно с странствием в Палестину, куда, по условиям тогдашняго мореплавания, для многих и удобнейший путь проходил через Египет. Другие же посещали Египет и Синай уже на возвратном пути из Палестины, поклонившись сперва Святым местам матери церквей–церкви Иерусалимской. Однако, мы не имеем у себя описания Св. мест Египта и Синая ранее XVI века, и то лишь самаго конца онаго. Это описание оставил нам Московский купец Трифон Коробейников, посыланный Царем Иваном Васильевичем Грозным на Восток с милостынею по душе несчастнаго Царевича Ивана в 1584 году. Милостыня Царская на Синай состояла, как известно, из 500 рублей, посланных: «на сооружение церкви Св. Великомученицы Екатерины, где лежало тело ея по преставлении, на горе, «Ангелы хранимо.» Трифон Коробейников, прожив в Иерусалиме 7 недель 1584 года, отправился отсюду в Египет вместе с Иерусалимским Патриархом Софронием. Век XVI Путешествие Трифона Коробейиикова во Египет и Синай «А ходу от Иерусалима до Египта 13 дней; а приидохом во Египет к Святейшему Патриарху к Сельвестру, и благословихомся у него, и рекохом ему: «Благоверный и Христолюбивый Царь, Государь и Великий Князь, Иван Васильевич, здравструет о Христе; тож и Благоверная Царица, и Великая Княгиня Мария, и Благоверный Царевнч Федор Иванович здравствует о Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Среди полемических произведений прп. Максима Грека (против латинян, протестантов, мусульман, иудеев и др.) имеется и «Слово против армянского зловерия» (написанное, вероятно, между 1518–1525 гг.) . Согласно прп. Максиму, «Армянское зловерие, составившееся из различных ересей, заключает в себе три главнейшие и более других нечестивейшие и мерзкие ереси»: Следствием этого учения, согласно прп. Максиму, является то, что «злочестивый Севир, мудрствуя о Божестве Христовом, что оно подлежало страданию, и желая утвердить эту ересь, преподал своим последователям петь Трисвятое с приложением таким образом: “Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, пострадавый за нас, помилуй нас”» . Следует отметить, что монофизитское прибавление к Трисвятой песни слов «Распныйся за ны» (или «пострадавый за нас») сделал Антиохийский патриарх Петр Гнафей (485–489 гг.), а не Севир Антиохийский (512–518 гг.), который, хотя и использовал со своими последователями эту прибавку к Трисвятому, однако был автором другого такого же антихалкидонского учения о единой сложной природе Христа. Также отметим, что, используя прибавление к Трисвятой песни слов: «Распныйся за ны», Армянская Церковь относит его не ко всей Троице, а ко второму Лицу — воплотившемуся Господу Иисусу Христу. Прп. Максим Грек приводит различные аргументы из Священного Писания и Предания Вселенской Церкви против указанных главных «ересей», которым подвержены «Диоскор же и Севир и их последователи» . 8. Отношение к армянскому вероучению при царе Иване IV Грозном Иоанн IV Васильевич Грозный (1530–1584 гг.) был великим князем Владимирским, Московским и всея Руси, первым русским царем (с 16 января 1547 г.). В отношении к теме нашей работы большой интерес представляет такой письменный источник той эпохи, как «Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому патриарху Иоакиму с купцом Василием Позняковым» и «Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным святым местам 1558 года» . По сравнению с широко известными «Хождениями» игумена Даниила, Трифона Коробейникова и многих других русских паломников, записки купца Василия Познякова менее известны, хотя позднее многие его описания легли в основу «Хождения» Трифона Коробейникова 1584 г. (который местами чуть ли не буквально повторяет текст «Хождения», созданный Позняковым) .

http://bogoslov.ru/article/6192778

6 января 1583 года царь Иоанн Грозный поминал в Троице-Сергиевом монастыре своего сына Ивана, скончавшегося в Александровой слободе в 1582 году. «И о том поминание о царевиче Иванне плакал и рыдал, и умолял царь и государь, шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданием». 1584 год – архимандритом монастыря стал Митрофан (Дмитровец; 1584–1588). 14 августа 1585 года – переложение мощей Преподобного Сергия из деревянной в серебряную раку. 15 августа – освящение Успенского собора в присутствии царя Федора Иоанновича. 2 февраля 1586 года царь Федор Иоаннович пожаловал Троице-Сергиеву монастырю губную грамоту. В том же году, 8 июля, посетил монастырь Антиохийский Патриарх Иоаким (первый из Греческих Патриархов приезжавший в Россию). 1588 год – архимандритом монастыря стал Киприан (Балахонец; 1588–1594). В том же году написание иконы-складня «Явление Божией Матери Преподобному Сергию». В 1589 году посетил монастырь (пробыв в нем с 5 по 10 февраля) Константинопольский Патриарх Иеремия. 1594 год – архимандритом монастыря стал Кирилл (Завидов; 1594–1605). Переведен из архимандритов Новгородского Антониева монастыря, впоследствии Архиепископ Ростовский. В том же году царем Федором Ивановичем было вызвано в Троицкий монастырь несколько старцев Соловецкого монастыря для улучшения в Троицком монастыре порядков жизни и ведения хозяйства. 3 сентября царь Федор Иоаннович разрешил властям Троицкого монастыря ломать камень в окрестностях вотчинного села Богородского, что на реке Кунье, для починки Троицкой крепости. 6 декабря Борис Годунов дал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пуд». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. В 1598 году Троицкий старец Варсонофий Якимов купил в монастырь колокол весом 200 пудов за 520 рублей. 25 сентября – приезд царя Бориса Годунова в Троице-Сергиев монастырь. Царь Борис «приложил к чюдотворному местному образу живоначальные Троицы пелену большую» («Жемчужная пелена»). В том же году – вклад Борисом Годуновым в Троицкий монастырь драгоценного оклада к образу «Троицы» и колокола, получившего впоследствии название «Годунов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [Плишка, Малый] († после 1606), агиограф, гимнограф. Источниками сведений об И. являются созданные им произведения. В Житии прп. Антония Сийского (1578) И. сообщает, что принял постриг в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре и ко времени написания Жития был иеромонахом. Сщмч. Никодим (Кононов) предположил, что И. был вдовым священником из крестьян, к-рый принял постриг в Сийском мон-ре, скончался и погребен там же ( Никодим (Кононов). 1895. С. 11). Прот. А. Кириллов считал, что И. был рукоположен во иерея Новгородским архиеп. Александром , учеником прп. Антония Сийского , незадолго до составления Жития ( Кириллов А. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: К 350-летию со дня блаженной кончины преподобного (1556-1906)//Архангельские ЕВ. 1906. Ч. неофиц. 22. С. 701-702). И. именуется в рукописных документах Сийского мон-ря Ионой Малым «в отличие от старца Ионы, бывшего в числе учеников преподобного, пришедших в обитель из Шелексы» (Там же. С. 701-702, 707-708). В составленных им службах на Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого и на память св. царевича Димитрия Иоанновича И. писал о том, что он имел прозвище Плишка. Возможно, в 1584 г. И. был игуменом вологодского Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря . Жалованные грамоты глушицкому игум. Ионе от 27 июня 1584 г. опубликованы в «Истории российской иерархии» (Т. 3. С. 711-712, 719-720). В том же году И. написал Житие прп. Сергия Нуромского, о чем сообщается в завершающей главе произведения. В 1589 г. И., согласно созданному им Житию прп. Варлаама Важского, вновь состоял в братии Антониева Сийского мон-ря и находился по поручению монастырских властей в Богословском мон-ре на Ваге. Пребывание И. зимой 1588/89 г. в Богословском мон-ре подтверждается хозяйственными книгами Антониева Сийского мон-ря ( Исидорова З. Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф., 18-20 нояб. 2003 г. Вел. Новгород, 2003. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/578316.html

Князь Курбский в послании к Иоанну Грозному (1533–1584) назвал княгиню-инокиню «преподобномученицей». Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отыде». Уже ближайшие потомки молитвенно почитали преподобную Софию. В рукописных святцах она именуется как «святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворица». При царе Феодоре Иоанновиче (1584–1598), сыне Грозного, ее уже чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна отправила в дар на ее гробницу «бархатный покров с изображением Спасителя и святых». Патриарх Иосиф (1642–1652) писал Суздальскому архиепископу Серапиону о совершении молебнов и панихид над гробом преподобной Софии. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной Софии. В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков на Россию, преподобная София спасла Суздаль от разорения. Она явилась в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии. Декабрь 18 Севастиан Пошехонский, преподобный Немного дошло до нас известий о преподобном Севастиане, который подвизался в XV или, может быть, в первой половине XVI века. Ничего неизвестно о родителях и о месте рождения преподобного. Только сохранившееся местное предание о его святой жизни говорит, что родители прп. Севастиана воспитали его в страхе Божием, наставили в вере и благочестии, научили грамоте. Наклонность к подвижнической жизни, как рассказывает о том народное предание, преподобный получил еще в юношеском возрасте. Желая посвятить себя уединению и жизни подвижнической, прп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

«Всего же в Св. Горе Афонской, кроме обителей Ватопеда, Хиландаря и Пантелеймоновой, 17 монастырей, а в них Прот, два Архимандрита, 14 Игуменов и старцев 1600 человек; милостыни же роздано им, по Царевиче Иване, 2640 рублей, а скитникам 578, обитавшим при тех монастырях роздано, 207 рублей, всего же 2847 рублей, а оставшихся по росписи денег 22 рубля отдано в скит, что близ Ватопеда (вероятно, Св. Димитрия), где было 80 человек старцев». «Ватопедскаго же монастыря Архимандриту Акакию, чрез старцев его, бывших в Москве, дано было 720 рублей, и в больницы его роздано 100 рублей». «В Хиландарь монастырь старцам 108 человекам 700 р.» «Сверх того в Царьграде, по приказу Патриаршему, собору Священников и Диаконов, и в скиты, что около Пантелеймонова 187 монастыря, роздано нищим по рукам 82 рубля». Эта была первая столь отчетливая милостыня каждому из монастырей Афонских, где они так подробно исчислены, и эта была последняя милостыня Царя Ивана Васильевича, который скончался в том же 1584 году, постригшись под именем Ионы. С тем же посланником Царским писали Прот Пахомий Св. Горы и Архимандриты Ватопедской и Хиландарской, со всеми Игуменами и иноками Св. Горы, благодаря за усердие и любовь Царскую к ним смиренным его молебникам которые «в трудныя времена надеялись только на его благочестие, как на одного из древних Царей Православных. Ныне же преблагий Бог , Духом Святым избрал его на Царство и помазал, как некогда Богоотца Давыда, и по тому молили его, Господа ради и вечнаго своего поминовения, да не забывает святыя обители во дне своего царствия». Они извещали о получении ими Царской милостыни по Князе Иване, которую «Прот роздал всем Архимандритам: 2870 рублей, сверх того Ватопедскому монастырю 820 рублей, Хиландарскому 700; Пантелеймонов же Русский монастырь стоит уже десять лет пустым, после смерти Строителя Матфея, скончавшагося в Москве, и некому отдать следующия ему деньги. Грамота заключается молитвенным воззванием к Господу, чтобы избавил Государя Православнаго Христианскаго всея Северныя страны, от поганых варваров, о чем, с плачем, молят день и ночь, вся братия всех обителей Афонских со всеми скитниками и пещерниками Афонскими». Грамота писана в Кареи у Прота, при соборном храме Успения Пресвятыя Богородицы, 5 Сентября, 1584 года. 188 Век XVII

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В послереволюционное время приход спустили из верхних храмов в подклет, который освятили во имя св. Николая. В апреле 1922-го из храма были изъяты все ценности, а в 1930 г. приход упразднили, сама церковь переходит во владение Антирелигиозного музея искусств. Наркомпит использовал подклет для хранения овощей. С начала 1935 г. Троицкая церковь полностью перешла во владения музея, однако лучшие ее памятники были расхищены. При этом храм демонстрировался как памятник архитектуры XVII века. В военное время музей закрыли, а наиболее ценное имущество из дворца определили в храм, таким образом, церковь продолжительное время являлась хранилищем. В семидесятые годы прошлого века возобновлена реставрация иконостасов, росписи на стенах храма, ремонт фасадов и кровли. В 1980-е здесь проходили концерты камерного ансамбля светской и духовной музыки XVIII в. В начале 90-го ХХ века поднимался вопрос об организации при храме Оптиной пустыни . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 23 марта 1991 г. освятил престол в честь Святой Живоначальной Троицы. В конце декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. Александра Свирского, а на праздник Второго Спаса 1996 года был освящен северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери архиепископом Истринским Арсением. Сегодня это действующий приходской храм. Останкино в 1584 г. было сельцом под названием «Осташково, на суходоле». Оно находилось Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана в вотчине «за Василием Яковлевичем Щелкановым, что прежде сего было поместье за немчином Орном». По писцовым книгам 1623 – 24 гг. значится: «за боярином князем Иваном Борисовичем Черкасским вотчина, по государевой грамоте 1617 г., что было за дьяком Василием Щелкановым и за сыном его Иваном сельцо Осташково на суходоле, а в нем была церковь во имя Живоначальной Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной 4 четверти в поле; в селе пруд, да к тому селу слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытенке (в 1584 г. была пустошью), а в ней 63 двора бобыльских на оброк; под тою же слободкою мельница в одно колесо; да в селе Осташкове двор боярский, да другой двор, в нем живут деловые люди».

http://sobory.ru/article/?object=03622

Он ориентировался на зодчество Ломбардии (порталы церкви монастыря Сан-Клементе, ок. 1534, и архиепископского дворца в Толедо, ок. 1541-1545), что, возможно, было связано с путешествием в Сев. Италию в 1514 г. Он использовал ордерные композиции, близкие к структуре триумфальной арки, насыщая их декором типа гротесков. Наряду с обильно украшенными скульптурой постройками в его позднем творчестве появились произведения, предвосхитившие возникновение стиля десорнаментадо. Коваррубиасом (приступил к работе с 1545) был выполнен главный фасад Алькасара в Толедо, а также его внутренний двор, повторяющий дворы итал. палаццо с 2-ярусной галереей с полуциркульными арками, опирающимися на колонки ионического ордера. Здесь он использовал сдержанные формы, отказываясь от столь привычного для платереско обильного декора. Дворец Карла V в Гранаде. 1527–1592 гг. Дворец Карла V в Гранаде. 1527–1592 гг. Создание дворца Карла V в духе итал. Возрождения и выделение в постройках зрелого платереско ордера как организующего элемента декоративной системы здания были важным моментом в истории освоения испан. зодчеством классической традиции. Завершение эта тенденция получила в создании стиля десорнаментадо (испан.- лишенный украшений), или эрререско (от фамилии одного из ведущих мастеров этого направления - Хуана де Эрреры), характеризующегося следованием законам и образцам итал. Ренессанса и отказом от декоративности платереско. По существу это стало гранью между Высоким и Поздним Возрождением в испан. архитектуре. Причины столь существенного изменения художественного языка многообразны; во многом логика развития платереско постепенно подводила ко все более и более строгой трактовке декора. Но различие платереско и десорнаментадо столь велико, что было воспринято современниками и исследователями как разрыв с традицией. Мон-рь Эскориал. 1563–1584 гг. Вид сверху Мон-рь Эскориал. 1563–1584 гг. Вид сверху Часто это изменение связывают с влиянием Филиппа II. Согласно документам, король во время путешествия 1556 г.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010