В Венеции он работал в мастерской Тициана (с 1567), одновременно создавал иконы, в к-рых первым из критских художников активно использовал изобразительные мотивы и отдельные художественные приемы итал. маньеристов («Поклонение волхвов» (Музей Бенаки, Афины), «Тайная вечеря» (Национальная пинакотека, Болонья), триптих (Галерея д " Эсте, Модена)). Поклонение волхвов. Икона. 1584-1592 гг. Мастер М. Дамаскинос (собор св. Екатерины. Ираклион). Фрагмент Поклонение волхвов. Икона. 1584-1592 гг. Мастер М. Дамаскинос (собор св. Екатерины. Ираклион). Фрагмент Сохранилось ок. 80 икон, подписанных или приписываемых Михаилу Дамаскиносу (1530 или 1535-1592). География мест их распространения обширна: Крит, Венеция, о-ва Керкира (Корфу), Закинф и Патмос, Афон, мон-рь вмц. Екатерины на Синае. Его иконы, созданные в 60-70-х гг. XVI в., напоминают монументальным стилем произведения Феофана Критского. В 1574 г. Дамаскинос был приглашен греч. общиной Венеции для росписи алтаря ц. Сан-Джорджо деи Гречи (возведена в ломбардском стиле архитекторами Санте Ломбардо и Г. А. Кьона в 1539-1571) и исполнения икон иконостаса. В созданных для Сан-Джорджо деи Гречи и для кафизмы Евангелизму на Патмосе иконах художник не отступил от визант. традиции, но использовал свободный рисунок и добился эффекта венецианского колорита. В «Тайной вечере» объединены визант. иконография и растиражированная гравюрой М. Раймонди фресковая композиция Леонардо да Винчи; в «Поклонении волхвов» заполненная фигурами людей и животных сцена близка картинам Я. Бассано, но Богоматерь с Младенцем и Иосиф написаны в традиц. манере (обе в соборе св. Екатерины в Ираклионе). Влияние маньеризма на творчество Дамаскиноса за время его пребывания в Италии (в 1584 возвратился в Кандию) было очень сильным, в частности, он был увлечен искусством Пармиджанино, работы к-рого копировал. Органичное соединение палеологовской традиции с итал. маньеризмом было характерно для творчества Георгиоса Клонцаса (1540-1608), мыслителя, художника и писца-каллиграфа, руководителя и преподавателя художественной школы в Кандии.

http://pravenc.ru/text/387113.html

антипатриарх, 7 лет. Ibidem. В 1557 году сей патриарх, приглашенный в Каир синайскими монахами, вместе с Александр. Иоакимом и Иерусалимским Германом, соборне низложил синайского игумена=Епископа Макария за его недуховное поведение. (Церк. истор. иерусал. патриарха Нектария). В сентябре месяце 1559 года наш царь Иоанн Васильевич послал Иоакиму Джуме бархатную соболью шубу, и рухляди на 200 золотых, прося молитв его. Иоаким отвечал ему. (Смотри книгу Сношение России с Востоком. Ч. I. C. П. Б. 1858 г.) В 1575 году Иоаким Джума подписал определение Константинопольского Собора, восстановившее архиепископство в синайском монастыре. В январе 20 дня 1576 года он скончался о Господе. 121. МИХАИЛ. 1576–1582. 7 лет. 7 лет. У Брека 132. ИОАКИМ ДОВ. 7 лет Ibidem. В 1576 году февраля 20 дня, когда индикт был 4-й, сей патриарх послал в синайский монастырь свою грамоту, которою подтвердил данное сей обители в 1575 году достоинство архиепископии и самостоятельность её. Эта грамота, найденная и списанная мною в библиотеке синайского монастыря, начинается так: ο ν τ γ ρει Σιν κα τος ατο μετοχοις, Αγπτου τε κα Ραθο, νασκομενοι σιτατοι πατρες... Le Quien: – Michaelem anno 1576 Ioachimo successisse certum fit ex epistola ipsius, quae libro quarto Turcograeciae p. 295 legitur, data anno mundi 7085 seu Christi 1577 Ind. V junii 7 patriarchae Constantinopolitano. Anno 1582 Michael idem octogenarius a Damasci preside Turco pulsus, Constantinopolim venit exponendarum querelarum suarum causa, ut Crusius rursum narrat, Turcograec. pag. 296. – Anno 1584 die 10 martii a duobus presentibus patriarchis, Silvestro Alexandrino et Michaele Antiocheno, pileolus patriarchalis imponebatur Theolepto patriarchae Constantinopolitano. Michaelem hunc diu post annum 1585 vitam duxisse verisimile non est. – По мне, Михаил этот в 158¾ году был уже уволен, хотя и участвовал в поставлении Феолипта на патриаршество в 10 день марта 1584 года. 122. ИОАКИМ ДОВ. 1583–1592. 10 лет. У Брека 133. – В 1584 году этот Иоаким был в Киеве, и тут в митрополии оставил свой портрет, который видел там антиохийский патриарх Макарий, судивший нашего патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ч. 1. С. 67, 107, 330; Поссевино А. Ист. сочинения о России XVI в. М., 1983; Соборный приговор от 20 июля 1584 г. о подтверждении соборного приговора 1580 г. и об отмене тарханов//Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 61-63. Лит.: Боголюбский М. С. , прот. Московская иерархия: Митрополиты//ЧОЛДП. 1894. Кн. 9. С. 481-482; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1897. Т. 1. С. 67; Петров В. А. Соборное уложение 1584 г. об отмене тарханов//Сб. ст. по рус. истории, посвящ. С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 191-201; Черепнин Л. В. Земские соборы Рус. гос-ва в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 130-132; Иеремия (Соловьёв), игум. Всероссийские митрополиты Кирилл, Антоний и Дионисий: Курс. соч./МДА. Загорск, 1988. Ркп.; Павлов А. П. Государев двор и полит. борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб., 1992; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 175-177; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 501; Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е гг. XVI в. СПб., 20062. С. 394-402. Архим. Макарий (Веретенников) Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. приведено описание внешнего облика Д. без указания дня памяти: «Подобием рус, брада Сергиева, власы с ушей, в шапке, во амфоре [омофоре], с Евангелием, сак бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). В рукописи 20-х гг. XIX в. под 15 окт. сказано, что Д. «рус, брада аки Сергиева, в шапке, сакос бакан, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 48 об.). Д. изображен на прориси ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение неизв.) - вверху, в правой группе, крайним справа, рядом со свт. Геронтием и др. Московскими митрополитами, оплечно, в митре и омофоре, с двуперстным сложением пальцев десницы, с вьющейся бородой средней величины, на нимбе надпись: «пр Дiohuciй» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341; Т. 2. С. 98, 616-617). Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/178349.html

Но вотчины монастыря простирались еще дальше, выходя из пределов Беломорского прибрежья: по той же грамоте, у монастыря было 1 1 / 2 лука земли на далеком Мурманском берегу, в Кольской волости 646 . Но если нельзя точно определить место и объем всех земель, приобретенных монастырем до 1584 года, то есть известие, указывающее на результаты, достигнутые им в заселении своих вотчин. Мы видели, что монастырь приобретал большего частью пустые земли, ждавшие рабочих рук; из другой грамоты того же, 1584 года узнаем, что к этому времени у него было жилых, заселенных земель 40 обеж, и здесь же встречаем черты того значения для государства и для благоустройства крал, какое сообщал монастырь этим землям: «А вотчины у Соловецкого монастыря во всех монастырских деревнях живущего только 40 обеж, и с них правят всякие государевы сборы, и на ям правят деньги, а у них и Сумском остроге устроен ям свой, монастырем и монастырскими крестьяны 40 обжами и от охотников стоят с подводами беспрестанно и годные (sic) гоняют многие в Поморье с Москвы на Мурманское море до устья Колы, а из Новгорода в поморские волости, да из Сумского острога посылают в посылки и на сторожи на немецкий рубеж монастырских людей» 647 . Кроме Варзуги на Терском берегу образовалась во второй половине XVI века другая волость-Умба. Соловецкий монастырь имел здесь соперника в другом знаменитом монастыре – Кирилло-Белозерском, которому принадлежали здесь три четверти волости. Волость составляла два прихода и имела две церкви, между которыми распределены были крестьяне, жившие на землях того и другого монастыря. Соловецкому монастырю принадлежало здесь в 1584 году 10 луков земли, которые с прибавкой нового полулука в 1585 году составляли четверть волости; с этих 10 1 / 2 луков монастырь платил оброка в казну 25 руб., тогда как с 77 1 / 2 луков в Сумской волости, по перечневым книгам, 1551 году, шло в казну оброка только 7 руб. да волосгелина корма 3 руб. 22 алтына Эту огромную разницу в доходности тех и других земель для казны можно объяснить только тем, что находившиеся на сумских луках деревни, отходя в 1585 году к Соловецкому монастырю, были еще слабо разработаны, не имели хозяйственного устройства, которое позволяло бы извлекать из земли значительные средства, тогда как на 10 умбских луках монастырь успел уже к 1585 году развить хорошее хозяйство: среди соляных варниц, рыбных и звериных ловель, лесов, пожней и всяких угодий монастырь наставил там дворов, амбаров, лавок и мельниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

кор. Генриха). Вероятно, избранию способствовал кн. Константин Константинович Острожский, в 1573 г. получивший влияние на замещение местной кафедры. По-видимому, к 1576 г. протопоп Кирилл овдовел, перед епископской хиротонией он принял постриг с сохранением имени. «Паны-рады» дали К. грамоту на кафедру и ее имения и отправили его к Киевскому митр. Ионе III (Протасевичу) , к-рый возглавил епископскую хиротонию К. После того как на польск. престол взошел кор. Стефан Баторий , К. обратился к нему за подтверждением поставления на Пинско-Туровскую кафедру, 8 июля 1576 г. король дал епископу соответствующий привилей. В грамоте подчеркнуты достоинства К.: он был «целомудренным», «степенным» в духовных делах, «в Писме Святем» обученным. Документ содержит требования, к-рые власти Речи Посполитой предъявляли к правосл. архиереям: епископы должны ставить духовных лиц, осуществлять над ними надлежащее управление, следить «за набоженством во всяких справах духовных» и «богомольством» в церквах епархии. К. мог «принимать» церковные владения в Пинске, Турове и во всех др. приходах епархии на «свою» пользу. Известно, что имения кафедры были небольшими. По просьбе К. кор. Стефан Баторий 21 февр. 1578 г. дал привилей о невмешательстве владельцев имений на территории Пинско-Туровской епархии в церковные дела. 20 июля 1582 г. король вернул К. церковную вотчину Неньковичи, присвоенную земянином М. Тенюкой, с подтверждением прав епископа на имение. 27 авг. 1582 г. владыка внес жалобу в брестские гродские книги на пинского подстаросту кн. Льва В. Ф. Воронецкого, к-рый ограбил ц. Св. Духа в Пинске. В 1584 г. архиерей жаловался королю на преследования со стороны пинских гродских чиновников, к-рые судили священников, сажали под арест; подвергались притеснениям и правосл. мещане: им не разрешалось торговать на рынке. 31 июля 1584 г. король приказал старосте кн. Янушу Збаражскому прекратить насилие. В 1584 г. К. вновь жаловался королю на кн. Збаражского. Епископ обвинил старосту в притеснениях пинских церквей, в нападении и ограблении ц.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

Иоанн Васильевич Грозный (родил. 1530 г. 25 августа; 1533 г. 3 декабря Великий Князь Московский; с 29 декабря 1543 г. Самодержец; с 17 декабря 1547 г. Царь; женат был 7 раз, имел 5 сыновей и 3 дочери; † в иночестве (Иона) 18 марта 1584 г. С 25 ноября 1563 г. Углич поступил во власть Царя Иоанна Васильевича Грозного и управлялся чрез царских наместников. XXVI) Димитрй IV (Уар) Иоаннович, царевич, пятый сын Царя Иоанна Васильевича Грозного и царицы Марии Феодоровны Нагих (женою стала в 1580 г., она была из знатного поколения Российских дворян, происходивших от князей Черниговских 31 ; после 28 марта 1584 года выслали ее с сыном и со всеми Нагими в Углич; 20 ноября 1591 года пострижена в иночество с именем Марфы; 9 апреля 1592 года выслана она в Белоезерский Николаевский Выксинский монастырь 32 ; 18 июля 1605 года возвращена в Москву, где и умерла 20 июля 1608 года и погребена в Московском Вознесенском монастыре 33 . Царевич родился 19 октября 1583 года; прибыл в Углич после 28 марта 1584 года; убит 15 мая 1591 г. и погребен в Угличском Спасо-Преображенском соборе; в 1600 г. 28 мая мощи вынесены из Углича и 3 июня унесены в Москву в Архангельский собор. г. Углич. Священник К. Ярославский 1 По Истории Государства Российского, Н. М. Карамзина , т. III примеч. 153 и по книге «Ростов Великий» графа М, Толстого, стр. 14 и прим. 25, Владимир родился в 1217 г.; в Ярослав. Губерн. Ведомостях 1888 г. сообщается, что он родился в 1214 г.; в Зерцале Российских Государей, Т. Мальгина, год рождения его показан 1215-й; иные – в 1213 г. 2 В Зерцале Российских Государей, Т. Мальгина, на стр. 255, женою князя Владимира Константиновича именуется Надежда Игоревна, княжна Разанская, с 1232 г.; † она в 1278 г., «погребена в Угличе у гроба супруга своего». 4 В Синодике конца XVIII века, принадлежавшем покойному священнику Угличской Царевича Димитрия на крови церкви, Михаилу Ивановичу Преображенскому, между прочим записаны имена князей и княгин Ростовских и Угличских; из княгинь Ростовских записаны: Мария (жена святого князя Василька Константиновича, умерла 9 декабря 1271 г.), монахиня Марина (не Олеговна ли Ярославская † 1279 г.), Татиана, Анна, Мария, монахиня Евникия, Агрипина, Мария и монахиня Анастасия; из княгинь Угличских записаны: Фотиния (в иночестве Евдокия, жена блаженного князя Владимира I Константиновича, умерла в 1278 г.), Анна, Анна, Александра (жена святого князя Романа Владимировича, умерла в 1281 г.), София, Евдокия, Евдокия, Соломония, Елена и Елена. В числе сих имен быть может есть и имя жены князя Димитрия Борисовича Ростовского, а равно жен и других князей Угличских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это было 8 августа 1584 года. Чувствуя сильную усталость, Ермак и его храбрые товарищи скоро уснули глубоким, сладким сном в то самое время, когда ангел смерти уже летал над ними: на другой стороне реки стоял Кучум и тайно замечал все движения своих врагов. О! Как он обрадовался, когда все затихло в Русском стане! Даже в летописи, в которой описывается это печальное происшествие, сказано: «Заиграло Кучумово сердце!» Он напал на сонных Казаков и всех изрубил, кроме двух: один убежал в Искер, другой был наш храбрый и несчастный Ермак! Он пробудился от звука мечей и стонов умирающих. Ужасно было это пробуждение для того, кто привык к одним победам! В смертельной тоске отчаяния вскочил он со своего места, еще нанес несколько ударов саблей убийцам и бросился в быстрый Иртыш, волны которого, высоко вздымаясь в то время от сильной бури, заглушили своим грозным шумом последний вздох героя! Такая смерть была ужасна: она поразила несчастного в ту минуту, когда он воображал, что слава его исчезнет и завоеванное с таким трудом царство снова достанется в руки врагов России. Но если души, оставившие наш мир, еще имеют понятия о земных событиях, то, верно, благородная и великая душа Ермака уже утешена: он видит, что его славное Отечество навсегда удержало власть над обширной страной, им покоренной, и что благодарное потомство никогда не перестанет прославлять память воина, сравнившегося смелостью своего предприятия с величайшими завоевателями на свете! Так, дети мои, Ермак достоин этой славы, достоин нашего глубокого уважения! Повзрослев, вы поймете всю цену его знаменитого дела, вы узнаете как велики источники богатств, как бесчисленны выгоды, полученные нами в результате его завоеваний. Кончина Иоанна Грозного 1584 год Пасмурным был рассвет утром 18 марта 1584 года. Тихо звонили Московские колокола; уныло стоял народ в церквах и усердно молился. Все — и старые, и молодые плакали, казалось, все просили Бога о какой-то милости, о каком-то великом благодеянии. Угадаете ли вы, милые читатели, о чем молились наши предки? Они молились о выздоровлении Ин. 4 . Так, друзья мои, слух об опасной болезни государя заставил всех позабыть его несправедливости: все видели в нем только умирающего царя, а это горестно для всякого народа, и тем более для Русского.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Относительно монастырского благочиния царь в 1584 году писал в Соловецкий монастырь: «Слух до нас дошел, что у вас сытят квасы медвеные да квасят, и устав прежний монастырский переменен: так вы бы квасов не квасили и прежнего чина монастырского не рушили; и которые старцы станут роптать, тех бы смиряли по монастырскому чину». В 1592 году двое старцев били челом на игумена и келаря Кириллова Новгородского монастыря, что они монастырскую казну раздают взаймы, для своей прибыли, без братского ведома, дружатся с детьми боярскими, берут у них себе гостинцы всякие. Когда один из челобитчиков стал им об этом говорить, то они посадили его в двои железа да в цепь, а потом девять дней били его на правеже, правили деньги, которые он проездил в Москву по монастырским делам. Бить на них челом нельзя, откупаются монастырскою же казной; кроме субботы и воскресенья, службы никогда в монастыре нот и священника нет. В июле 1584 года постановили, чтоб тарханам не быть, с 1 сентября, на время, до государева указа, пока земля поустроится и помощь во всем учинится царским осмотренном. Но уже в октябре того же года царь дал тарханную грамоту митрополиту Дионисию на слободку Святославлю, которую великий князь Василий Дмитриевич дал митрополиту Киприану вместо города Алексина. Тогда же, в июле 1584, было подтверждено, чтоб вотчинникам вотчин своих по душам не давать; но видим, что это постановление пли было скоро отменено, или не исполнялось. В 1587 году знаменитый впоследствии князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по приказу отца своего, дал в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь вотчинную деревню без доклада государю; не перечисляем царских пожалований землями в монастыри. По-прежнему давалось монастырям право производить торговлю, право сбирать в своих селах таможенную пошлину; по-прежнему давались грамоты с освобождением монастырских владений от разных податей и повинностей; этих грамот от царствования Феодора дошло до нас очень много, и начинают они раздаваться очень рано. Касательно отношений монастыря к тем, на чей счет он был построен и поддерживался, любопытна царская грамота 1595 года. В Двинском уезде, при устье Нижнего Моржа, был монастырь Никольский, построенный мирским иждивением. Староста этого монастыря бил челом государю, что десятильник митрополита новгородского разорил монастырь своим насильством; царь дал грамоту двинским данным старостам и становым земским судьям Калейского стана, где находился монастырь, чтобы они защищали монастырь от обид; а когда Калейского стана крестьяне захотят вперед переменить никольских старост и в монастырской казне их считать или сами старосты захотят перемениться и в казне отчет отдать, то все бы крестьяне Калейского стана четырьмя волостками никольских старост выбирали меж собою кого сами излюбят, новых старост приводили к крестному целованью, а старых с лучшими людьми в казне считали и счетные списки отдавали новым старостам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Архиерейскую хиротонию Л. во епископа Рязанского и Муромского в 1573 г. возглавил митр. Московский Антоний (1572-1581), ранее он находился под духовным руководством волоколамского постриженика архим. Галактиона в Новоспасском московском в честь Преображения Господня мужском монастыре . За время архиерейства Л. неоднократно бывал в Москве. 20 дек. 1578 г. было совершено местное прославление прп. Иосифа (Санина) Волоцкого († 1515), в работе Собора принял участие Л. ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 394). В 1580 г. в Москве на Соборе обсуждалось экономическое положение в стране, которая вела военные действия и испытывала большие финансовые трудности. В принятом 15 янв. документе Собор зафиксировал принадлежность Церкви всех недвижимых имуществ, но на будущее запретил вклады в мон-ри, а также покупку митрополитами, архиерейскими кафедрами и мон-рями недвижимых владений. Разрешалось приобретать имущество только бедным мон-рям, но с ведома государя. На документе имеется и подпись Л. (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. Л., 1986. С. 57-59; СГГД. Т. 1. С. 583-585. 200; ААЭ. Т. 1. С. 372-373. 308). В 1581 г. Л. по своему статусу должен был присутствовать на интронизации нового митр. Московского Дионисия . После кончины Иоанна IV в 1584 г. Рязанский владыка участвовал в царском венчании Феодора Иоанновича (1584-1598): он поднес и подал царский скипетр митр. Дионисию, к-рый вручил его государю (ПСРЛ. Т. 34. С. 231). Новый церковный Собор 20 июля 1584 г. подтвердил решение предыдущего и отменил «тарханы» - налоговые льготы Церкви (Законодательные акты Рус. гос-ва. Л., 1986. С. 61-63). На подлинной грамоте сохранилась печать Л. с надписью: «Божиею милостию смиренный епископ Леонид Рязаньский и Муромский», на обороте - изображение благословляющей руки (Там же. С. 61). В Синодике Архангельского собора в Рязани имелась запись рода Л., сделанная в 1574 г. Там же было отмечено, что «дал вкладу владыка Леонид Рязанский и Муромский в дом Пречистыя Богородицы и Архистратигу Михаилу колокол благовестный, повседневный» ( Макарий (Миролюбов), архим. Сборник церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. Отд. 3: Соборные церкви в г. Рязани//ЧОИДР. 1863. Кн. 3. Отд. 1. С. 110). В 1579 г. по благословению Л. для храма святых Бориса и Глеба в Рязани был отлит «колокол в 100 пудов меди» (Там же. С. 120). В 1583 г. он благословил основание Никольского мон-ря возле с. Ст. Чернево на правом берегу р. Цны ( Зверинский. Т. 1. С. 285).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

R., 1596-1604. Vol. 1-3). В этом сочинении была высказана идея о тождестве пропорциональной системы Витрувия и божественных пропорций, дарованных в «Видении Иезекииля». Из сочинений итал. зодчих в И. 2-й пол. XVI в. были известны трактаты Альберти, Серлио, А. Палладио и Дж. Б. Виньолы. Однако реально для архитектурной практики оказались важны только трактаты Серлио и Виньолы, наиболее подходящие к необходимому испанцам типу трактата-«учебника», в к-ром объем текста минимален, а объем иллюстраций - максимален. Влияние этих трактатов проявилось при создании центральной постройки стиля десорнаментадо - мон-ря Эскориал (ныне в г. Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, пров. Мадрид), заложенного по обету Филиппа II, данному во время битвы с французами при Сен-Кантене. Грандиозность замысла сооружения, к-рое в одном здании объединило мон-рь, королевские резиденцию, усыпальницу, семинарию и госпиталь, поражала современников, называвших Эскориал 8-м чудом света. Место для буд. строительства было выбрано назначенной королем комиссией согласно принципам Витрувия (здоровый климат, хороший воздух, защищенность от ветров, наличие питьевой воды). Главным архитектором был назначен Хуан Баутиста де Толедо, долгое время живший в Италии. Работы в Эскориале начались в 1563 г. В 1567 г., после смерти Толедо, их возглавил Хуан де Эррера - зодчий, также долгое время проработавший в Италии, знаток античных древностей, собиратель архитектурных трактатов. Ансамбль в общих чертах был завершен к 1584 г. Мон-рь Эскориал. 1563–1584 гг. Зап. фасад Мон-рь Эскориал. 1563–1584 гг. Зап. фасад В плане Эскориал представляет собой прямоугольник (с небольшим выступом), разделенный на равные части внутренними корпусами, что должно было вызывать ассоциации с решеткой - атрибутом мученичества св. Лаврентия, патрона мон-ря. По центральной оси «восток-запад» были расположены королевские апартаменты (в выступе «решетки»), церковь и двор перед ней (т. н. Двор королей), слева от нее - «квадраты» дворца и семинарии, справа - Двор Евангелистов и собственно монастырь.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010