42. Варлаам 1-й, с 1575 по 1577 год. 43. Иона 2-й, с 1577 по 1584 год. 44. Митрофан, Дмитровец, с 1584 по 1588 45. Киприан, Балахонец, то есть урожденец города Балахны, с 1588 по 1594 46. Кирилл 2-й, Завидов, переведенный в 1594 году из архимандритов Новгородского Антониева монастыря, в 1605 году поставленный в архиепископы 47. Иоасаф 3-й, переведенный в 1605 году из игуменов Пафнутьева Боровского монастыря, выдержавший в монастыре осаду Поляков, тотчас после осады возвратившийся или возвращенный в Пафнутьев монастырь и здесь убитый Поляками 5 июля 1610 года при взятии и разграблении монастыря Сапегой. 48. Дионисий Зобниновский, Ржевитин, то есть родом из города Ржева, преподобный, поставленный в феврале 1610 года, скончавшийся 10 мая 1633 года, принимавший деятельное (прославившее лавру) участие в освобождении отечества от Поляков, усердно заботившийся о призрении разоренных и избитых Поляками жителей Москвы, исправлявший требник и другие богослужебные книги и подвергавшийся за свои исправления страданиям, один из знаменитых мужей своего времени (местный святой Троицкой лавры). Об обвинении его и келаря Авраамия Палицына в неблаговидном приобретении места для мельницы («Акты юридич.», 1838 г., 37, с. 85, со1. 2 нач.). 49. Нектарий Вязлетин (Вявлетин, Вязмитин), из игуменов Песношских, с 1633 по 1640 50. Адриан, из игуменов Ярославского Толгского монастыря, с 1640 по 1656 51. Иоасаф 4-й, Новоторжец, то есть уроженец города Торжка, из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря, с 1656 по 1667 год, в котором поставлен был в патриархи всероссийские. 52. Феодосий 2-й, Арзамасец, бывший священник села Подсосенья, постриженник Троицкий, поставленный из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря, с 1667 по 1674 53. Викентий, из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря, с 1674 по 1694 54. Иов, постриженник Троицкий, из архимандритов Московского Петровского монастыря, с 1694 по 1697 год, в котором поставлен был в митрополиты Новгородские. 55. Евфимий, постриженник Троицкий, из архимандритов Московского Знаменского монастыря, с 1697 по 1700 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

По словам Поссевино, идея унии встретила сочувствие среди нек-рых рус. архиереев, ее поддержал Ростовский архиеп. Давид, из-за чего он в 1583 г. по инициативе Д. был лишен сана ( Поссевино. 1983. С. 52, 241). Согласно рус. источникам, Ростовский архиерей был обличен царем в ереси. В нач. XVIII в. в архиве Приказа тайных дел хранился относящийся к делу архиеп. Давида «сыск» «о кресте и богохульных словах по доносительному писму симоновского архимандрита Исаии при великом князе Иоанне Васильевиче» (Опись делам Приказа тайных дел 1713 г.//ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 25). Ростовский владыка был «под началом» на Соловках, вернулся в Москву при митр. св. Иове в 1588 г. ( Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 119). После окончания 5-месячной осады Пскова польск. войсками в кон. 1581 г. Д. по повелению царя служил в Москве «повседневъныя» благодарственные молебны, такие же богослужения совершались во всех епархиях Русской Церкви. С деятельностью Д. можно связывать распространение почитания чудотворного образа Божией Матери «Знамение», древней святыни Новгородской земли. В 1583 г. «государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси приговорили со отцем своим и богомольцем Деонисием, митрополитом всеа Руси, и со архиепископы и епископы, и со архимариты и игумены, и со всем Освященным Собором месяца ноября в 27 пети Знамению Пречистые Богородицы» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 367). Образ Божией Матери «Знамение» имеется на саккосе - вкладе Иоанна Грозного по царевиче Иоанне Иоанновиче 30 марта 1583 г. в Успенский собор «преосвященному Дионисию митрополиту и по нем прочим митрополитом» ( Савва (Тихомиров), архиеп. Указатель для обозрения Моск. Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и б-ки. М., 18583. С. 42; Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1969. 74). Среди утвари Успенского собора была звездица, изготовленная 8 нояб. 1584 г. повелением Д. 18 марта 1584 г. скончался Иоанн Грозный. Об участии Д. в пострижении царя перед смертью в монашество неизвестно. Очевидно, Д. оказался в царских палатах уже после кончины Иоанна IV. «И оградив его, государя, рукою крестообразно, изыде в митрополию и нача писати по всем градом, чтоб власти ехали на Собор» (ПСРЛ. Т. 34. С. 230). Митрополит отпевал царя при его погребении в диаконнике Архангельского собора Московского Кремля .

http://pravenc.ru/text/178349.html

Новое обострение календарного вопроса произошло в кон. XVI в. в связи с проведением календарной реформы папой Григорием XIII. На Руси календарная реформа вызвала большую полемику. В 1583-1584 гг. в правосл. странах были написаны сочинения, в которых излагались суть реформы и причины отрицательного отношения к ней. Послания К-польского патриарха Иеремии II кн. Константину Константиновичу Острожскому, Киевскому митр. Онисифору и др. церковным иерархам были напечатаны в острожской типографии ок. 1584 г. (см.: Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта 2-й пол. XVI в.: Свод. кат. М., 2003. Кн. 2. 94. Рис. 94.1-94.7). В трактате «Ключ царства небесного» (Острог, 1587) Герасим Смотрицкий († 1594) критиковал «Календарь римски новы» (название главы в трактате). После введения в 1596 г. унии на землях Речи Посполитой вопрос о К. вновь обострился. Свидетельством попытки ввести григорианский К. в униат. Церкви является изданная кириллицей в 1596 г. в Апостольской типографии Ватикана книга еп. Сидонского Авеля Леонарда († 1605) «Ключ на пасхалию», к-рая содержала новые расчеты пасхалии: «Клучь пасхалныи от року Божего тисеча 596, которого року Русь отдала послушеньство столицы светои апостольскои Римьскои и то ключь пасхальин направылься» ( Головацкий Я. Ф. Книга о новом календаре, напечатанная в Риме в 1596 г.//ЗИАН. 1877. Т. 29. С. 90-96; изд. см.: Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта. М., 2003. Кн. 2. 147. Рис. 147.1-147.5). Критике григорианского К. были посвящены мн. сочинения церковных деятелей и полемистов. В Остроге в 1598 г. в «Книжицу в десяти разделах» было включено послание Александрийского патриарха Мелетия «О богопротивном календарю». Резко отрицательно о «новоутворенном... календарю» высказывался острожский писатель-полемист свящ. Василий Суражский во вступительных статьях к Псалтири с восследованием (Острог, 1598). Мн. издания кон. XVI - нач. XVII в. содержали полемические тексты, направленные против григорианского К. (напр., «Сказание о римской пасце» в кн. «Молитвы повседневные» (Евье, 1615; Вильна, 1635)).

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Несмотря на все это, Иона напал на монастырь с отрядом вооруженных людей, произвел в нем кровопролитие, выгнал из монастыря Феофана и сам поселился там с своими близкими родными. Князь Пронский послал на монастырь своих вооруженных людей, чтобы выгнать из него Иону, но на первый раз не имел успеха (26 августа 1583 г.). Иона проживал в монастыре и владел им еще почти год. Князь Пронский вновь послал (10 мая 1584 г.) на монастырь до трехсот человек, пеших и конных, с пушками и другим огнестрельным орудием, овладел монастырем, выгнал оттуда Иону с его семейством, велел выкопать кости его невестки и сына и выбросить за монастырские стены, а чтобы Красенские вновь не завладели монастырем, окопал его рвом, укрепил и оставил в нем сотню воинов. Между тем Иона вместе с сыном своим Василием и внуком Михаилом Гулевичем, по жалобе Феофана Меглинского, за насильственное изгнание последнего из Жидичинского монастыря, за окровавление монастыря и за раны, нанесенные слугам и приятелям Феофана, присужден был к банниции, т. е. к лишению всех гражданских прав и изгнанию из отечества, и король, по просьбе обвиненных, только на шесть месяцев отсрочил (15 февраля 1585 г.) исполнение этого приговора, чтобы дать им время перенесть дело на рассмотрение высшего суда. Но еще до истечения шести месяцев Иона скончался. Преемником Ионы назначен был (29 мая 1585 г.) епископ Кирилл Терлецкий, доселе занимавший кафедру в Пинске. И этот владыка как в Пинской епархии, так и в Луцкой ознаменовал свое управление преимущественно заботами о своих архиерейских правах, имущественных и судебных. В 1582 г. он вел тяжбу с пинским земянином Тенюкою об одной своей отчине и имел успех; в 1584 г. подал разом шесть жалоб на замковский уряд в Пинске о невыдаванье доходов с пинского староства на соборную владычную церковь и на другие, о вмешательстве уряда в справы и суды духовные и пр.; в 1585 г., февраля 15, исходатайствовал у короля своим церковным людям освобождение от дачи подвод послам и гонцам господарским и другим лицам и право производить местную торговлю без платежа пошлин.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

При преемниках Михаила Григории II (1569–1573), Стефане VI (1573–1575), Фаддее II (1575–1584) Армения сильно страдала от турок. В 1583 г. турки покорили всю Армению до Тавриза и обложили население необыкновенно тяжелой данью. Дань, которую обязан был платить катол. Аракел (1584–1586), была так велика, что он, не имея возможности платить ее, отказался от кафедры и удалился в монастырь. Преемник его Давид V, теснимый постоянно сборщиками, все усилия употреблял на то, чтобы взыскать средства для удовлетворения требованиям турецких властей. Он оставил Эчмиадзин и занимался только тем, что ходил по стране и собирал деньги. Наконец он пришел к мысли пригласить себе в товарищи некоего Мелкисета. Он рассчитывал, что, если они вдвоем будут заниматься сбором подаяний, то успеют собрать достаточно денег для уплаты дани. Рассчеты Давида не оправдались, и два католикоса заняли большие деньги на проценты. Это еще больше ухудшило положение католикосов, так как, кроме обычной дани, приходилось платить еще и проценты. Сборщики податей и кредиторы не давали им покою. Должники наконец бежали и скрывались то там, то здесь, не рискуя оставаться в одном месте более 2–3 дней. После долгих скитаний католикосы обратились за помощью к одному богатому епископу, Срапиону, предлагая уступить ему все свои патриаршии права и эчмиадзинскую кафедру, если только он уплатит их долги. Срапион не прочь был сделаться католикосом, но думал, нельзя ли как-нибудь достигнуть этого не платя долгов. Прибыв в Джульфу, недалеко от Нахичевани, по-соседству с Эчмиадзином, он на состоявшемся здесь соборе резко стал порицать действия католикосов и достиг того, что собрание признало долги католикосов их личными долгами, а не долгами кафедры. После того богатому Срапиону уже немного нужно было, чтобы подобрать себе достаточно сторонников и сделаться католикосом под именем Григория XIII 257 . Католикосы Давид и Мелкисет были в отчаянии. Наконец они решились прибегнуть к следующему средству. В сопровождении двух епископов Мелкисет отправился в Испагань к Шах-Абасу, который, как было слышно, готовился напасть на Армению.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Евгений 1575–1584 Анастасий 1584–1591 Лаврентий 1593–1617 Иоасаф рукоположен сентября 30 1618 Анания подал отречение в Иоанникий I 1671–1702 Козьма 1702–1708 Афанасий 1708–1720 Иоанникий II. рукоположен октября 22 1721 Никифор подал отречение апрел. 1 1745 Константий 1. рукоположен августа 14 1746 Кирилл 1760–1790 января 12 Дорофей скончался июля 29 1797 Константий II святительствует поныне В Синайском монастыре есть другой старинный помянник, писанный на пергамине, под заглавием: πρ μνμης επισκπων σκησντων ν τ γ ρει Σιν κα τ ρμω υτο, т. е. О памяти епископов, подвизавшихся на святой горе Синайской и в окрестной пустыне. В нем читаются следеющия имена: Георгий патриарх. Феодор. Павел. Георгий. Иоанн. Георгий. Захария. Симеон. Георгий. Христофор. (вырвано) Соломон. (вырвано) Константин, (вырвано) Иоанн. Исаак. (вырвано) Иоанн. Иоанн. (вырвано) Агафон. Соломон. (вырвано) Илия. – Григорий. Авраамий. Иоанн. Антоний. Онуфрий. Иоанн. Антоний. Симеон. Гавриил. Иоанн. Матфей. Симеон. Макарий. Софроний. Иоанн. Петр. Арсений. Иоанн. Сличая сей помянник с первым, который, предложен в моем списке Синайских святителей, замечаешь разность и некоторое сходство между ними. В первом помяннике епископы названы отцами Синаитов (περ δσων πατρων μν); значит, они были настоятелями их: а во втором сказано только, что они подвизались на Синайской горе и в окрестной пустыне; значит, они пришли туда уже в святительском сане ради вящего покаяния, и состояли в числе братства, что доказывается и патриаршим титулом Георгия. В обоих же помянниках почти одни и те же имена следуют одно за другим, начиная с Григория до Арсения. Если это сходство не случайно; то надобно думать, что многие из епископов, приходивших на Синай служить Богу постом и молитвою, были избираемы Синаитами в настоятели их монастыря, и в другой раз вносимы в особый, т. ск. игуменский помянник. Очень вероятно, что многие и из предшествовавших Григорию святителей были духовными вождями пустынных братий по свободному выбору их. Число этих святителей (24), начиная с Феодора до Илии, достаточно для наполнения промежутка в лике преосвященных игуменов Синайских, в течении веков седьмого; осьмого и девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ныне мощи преподобного почивают в храме под балдахином 99 . «Умоляю вас», говорит нам преп. Сергий своей жизнью, «поступайте сообразно званию, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием, снисходя друг к другу из любви, стараясь соблюдать единство духа в союзе мира» ( Еф.4:1–3 ). Преподобного Марка Марк был ученик преп. Силвана или Силуана, подвизавшегося сначала в Нижнем Египте, в скиту или пустыне, лежавшей к юго-западу от Александрии, и переселившегося в половине IV века с 12-ю учениками своими на Синайскую гору. Этот любимый ученик аввы-подвижника отличался необыкновенным послушанием и покорностью; в каноне, составленном в память его, он и называется «благопокорным и благопослуипным». Видя особенное расположение к Марку старца-наставника, остальные 11 учеников его роптали и жаловались на пристрастие аввы другим скитским старцам, которые собрались однажды все вместе к Силуану и укоряли его за неравное расположение к ученикам. Тогда Силуан предложил им пойти с ним вместе к кельям учеников; в дверь каждой из них он постучался, вызывая ученика и прося выйти к нему; но ни один из них не поспешил выйти на вызов старца, исключая Марка, который немедленно вышел на зов Силуана и исполнил данное ему поручение. – Где же, отцы, прочие братия? – сказал Силуан и вошёл со старцами в келью Марка, где они увидели, что Марк в то время, когда позвали, его, занят был переписыванием книги для своего наставника, но, услышав голос его, бросил перо, не дописав даже буквы, и поспешил выйти к нему. – Да, ты справедлив, что любишь Марка более других, – заметили старцы, – верно, и Бог любит его более... Марк был хороший писец и писал жизнь пустынников. Мирно скончался в IV веке, предузнав день своей кончины. 96 Опис. Киевск. лавры 110. 289. 291. Ркп. святцы: «препод. отец Сергий постник». У Кальнофойского: «пр. отец Сергий»; в каноне «Сергий едино нравный Нектарию послушливому». 97 Ркп. житие пр. Сергия, описанное многословно иноком Ионой в 1584 г, – У Царского 154 и 487. Послесловие: «написано бысть житие се святаго, – преосвященному митрополиту тогда бывшему Дионисию и епископу Варлааму Вологодскому, в лето 7092 (1584). Написа же житие се чудотворца Сергия инок Иона, иже бысть в та лета у покрова пречистыя обители Дионисия чудотворца, иже на Глушице, игумен». Житие составлено по запискам Обнорского игумена Протасия, открывшего мощи пр. Павла в 1546 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Октябрь. – 369, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I В нашем отечестве много монастырей и обителей, большинство которых пережило не одну сотню лет; но обратитесь к летописям таких обителей, и вы везде найдете одно и то же: неизвестность времени основания и сказание по преданию о зачатии их. И это очень естественно, если вспомнить, сколько тяжелых годин, нашествий неприятелей, пожаров и разгромов перенесла многострадальная Русь, во время которых и здания, и все записи, и летописи уничтожены, и только сохранились невредимо святыни монастырей Божиим промыслом. Поистине: «Жив Господь Бог вовеки!» К числу таких обителей, основание которых с точностью неизвестно, принадлежит и Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь, Симбирской губернии. О первоначальном основании этого монастыря в монастырском архиве не сохранилось никаких документов: они похищены и сожжены были татарами и мордвою еще до воцарения Михаила Фёдоровича Романова (1613 г.), а уцелевшие от истребления, вероятно, взяты были в книгохранилище Троицкого Сергиевского монастыря, в 68 верстах от Москвы, когда по повелению царя Михаила Феодоровича Алатырский мужской монастырь был приписан к названному монастырю, в 1615 году 1 . Алатырский монастырь к Троицкому Сергиевскому монастырю был приписан по причине бедственного положения его и города Алатыря, – вследствие бесчинств и грабежей врагов, зверства которых коснулись и смиренных иноков. Так Архимандрит Дионисий и келарь Авраамий писали в те тяжелые годы царю Михаилу Феодоровичу следующее: «Того монастыря двух игуменов в воду посадили, третьяго с башни сбросили, четвертого священника черного зарезали, и монастырь разграбили, и жалованныя грамоты и всякия монастырския крепости похитили и с тех мест в остроге 2 и за острогом монастырскую землю завладели посадские люди, а вотчинами и всякими угодьями завладели татары и мордва» 3 . Народное предание алатырцев, переходящее из рода в род, начало Алатырского Троицкого монастыря возводить к царствованию Ивана Васильевича Грозного, между 1533 и 1584 годами, т.-е. от времени восшествия на престол великокняжеский до времени кончины, последовавшей, как известно, 18 марта 1584 года, после покорения Казанского и Астраханского царств. Но ни исторической письменности, ни других памятников такой глубокой древности не сохранилось, а потому и точное время основания Алатырского Троицкого монастыря неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1577 – 1584 – строится каменная Никольская церковь . 1583 – прежняя деревянная церковь перевезена на Анзер и поставлена на берегу Троицкой губы. 1584 – возводится каменная крепость с башнями по проекту монаха Трифона (окончена в 1596 году). 1596 – 1601 – строительство Благовещенской надвратной церкви. 1614 – 1626 – игуменом обители был преподобный Иринарх. 1620 – основание Свято-Троицкого Анзерского скита преподобным Елеазаром. 1621 – построена деревянная церковь Троицкого скита. 1654 – освящена каменная церковь Троицкого скита. 1656 – преставление преподобного Елеазара. 1666 – на монастырском кладбище поставлена церковь во имя преподобного Онуфрия Великого. 1687 – начало строительства церкви святителя Филиппа; освящена в 1690 году. 1701 – в монастырь пребывает будущий основатель Голгофо–Распятского скита – преподобный Иов, тогда еще священник Иоанн Иоаннов, бывший духовник Петра I. 1702 – на Заяцком острове по указу Петра I поставлена церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. 1715 – на горе Голгофе освящена архимандритом Фирсом церковь в честь Распятия Господня. 1720 – преставление преподобного Иова. 1798 – построена новая каменная церковь в честь святителя Филиппа. 1828 – 1830 – построен каменный храм Распятия Господня на Голгофе; деревянная церковь перенесена на склон горы. Ныне это храм Воскресения Христова. 1831 – 1834 – в обители построена (на прежнем месте) каменная Никольская церковь . 1854 – нападение английской эскадры на монастырь. 1856 – 1859 – в обители построен Свято– Троицкий собор с приделом в честь преподобных Зосимы и Савватия. 1860 – построена церковь над святыми мощами преподобного Германа. 1862 – построен и освящен каменный храм Вознесения Господня на Секирной горе. 1880 – 1884 – построен и освящен новый каменный храм Свято-Троицкого скита. 1913 – Соловецкий монастырь посещает великая княгиня Елизавета Феодоровна. 1920 – закрытие монастыря советскими властями. 1923 – пожар в монастыре. 1923 – прибытие на остров первого этапа заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако приговор 15 января 1580 г. закреплял за церквами и монастырями все те земли, которыми они владели к моменту издания приговора. Законодательные акты Русского государства 2-й половины XVI – 1-й половины XVII века. Комментарии. Л., 1987. С. 60–61. Царствование Фёдора Иоанновича (1584–1598) 1584 г., июля 20. – Соборный приговор о подтверждении Соборного приговора 1580 г., января 15 и об отмене тарханов Другое же и о том советоваху и утвердихом с повелением благочестивого царя и великого князя Феодора Иоанновича всеа Русии смиренный Деонисий митрополит со всем освященным собором и со всем царским синклитом о тарханех, чтоб вперед тарханом не быти, что земли митрополичи, и архиепископли, и владычни, и монастырские в тарханех, и с тех никакие царские дани и земских розметов не платят, а воинство служилые люди те их земли оплачивают; и сего ради многое запустение за воинскими людми в вотчинах их и в поместьях, платячи за тарханы; а крестьяне, вышед из-за служилых людей, живут за тарханы во лготе, и от того великая тощета воинским людем прииде. И сего ради для великих нужд и тощеты воинским людем, по совету благочестивого царя и великого князя Феодора Иоанновича всеа Русии, мы, преосвященный Деонисей, митрополит всеа Русии, и со всем освященным собором, и со всеми бояры, и со всем царским синклитом уложихом сице, да церкви божие и священные места [без] мятежа будут, а воинской чин на брань противу врагов креста Христова ополчатца крепце... Тако же от сего году лета семь тысящь девятьдесят третьяго месяца сентября первого числа на время до государева царева и великого князя Феодора Иоанновича всеа Русии указу для воинского чину и оскудения тарханы отставити, покаместа земля поустроитца и помочь во всем учинитца царским осмотрением. А платить тарханом всякие царские подати и земские розметы всяким тарханом, от священных, и боярским, и княженецким, со всеми людми ровно всей земле... Законодательные акты Русского государства 2-й половины XVI – 1-й половины XVII века. Л., 1986. Тексты. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010