Абель неоднократно встречался в Халебе с патриархом Михаилом, к-рый, чувствуя, что проигрывает борьбу за Патриаршество, пытался опереться на поддержку католиков и заявил о готовности принять унию. Не позже лета 1584 г. Абель встречался с И. в дер. Айта в Бекаа. И., находившийся в катастрофическом финансовом положении и избегавший появляться в Дамаске и Триполи, не мог вступить в конфликт еще и с католич. миром. Он встретил Абеля любезно, но на предложение принять унию отвечал уклончиво, заявив о необходимости обсудить этот вопрос с церковной иерархией, паствой и главами соседних Церквей. И. назначил легату следующую встречу в Триполи, однако уже в сент. 1584 г. покинул Сирию и отбыл в К-поль, где надеялся получить финансовую поддержку К-польского патриарха. Для католич. дипломатии фактический отказ И. от продолжения переговоров означал неудачу миссии. Антилат. позиция И. проявилась достаточно очевидно; в силу этого в позднейшей католич. историографии он назывался антипатриархом, а легитимным Антиохийским патриархом в 1576-1592 гг. считался Михаил VII. Возобновление контактов с католиками вызвало оживление интеллектуальной жизни в Антиохийской Церкви. Появились как прокатолич. произведения (письмо в Рим группы триполийских христиан, сент. 1584), так и антилат. трактаты. Среди последних получил наибольшую известность (сохр. в 7 копиях) ответ на послание папы Григория XIII, к-рый составил Анастасий ибн Муджалла, один из приближенных И. (впосл. митрополит Триполи). Сохранились также написанные в этот период анонимный ответ папским легатам и антикатолич. сочинение дамаскинца Юханны ибн Мусаллы. В К-поле И. скоро убедился в невозможности получить помощь от греков: внутренние конфликты в нач. 80-х гг. в К-польской Патриархии, как и в Сирии, привели к разорению Церкви. 10 марта 1585 г. И. участвовал в интронизации нового К-польского патриарха Феолипта II ; 23 апр. И. вместе с Феолиптом и Александрийским патриархом Сильвестром встречался с русским послом Борисом Благим, к-рый привез царскую милостыню в К-поль и на Афон.

http://pravenc.ru/text/468921.html

Получив контроль над всей Речью Посполитой, Баторий приступил к проведению различных реформ, главной целью которых было усиление королевской власти и армии Причем оба направления были неразрывно связаны друг с другом, так как в тот период РП находилась в непростом положении, в первую очередь из-за шедшей почти 20 лет Ливонской войны, где главным соперником РП было Русское царство. В частности, за годы своего правления король постоянно боролся с магнатами, для чего провел усовершенствование судебной системы в интересах шляхты. Так, вместо королевского суда как высшей судебной инстанции были утверждены шляхетские избранные трибуналы (для шляхты Польши в 1578 г., а Великого Княжества Литовского в 1581 г.), а в 1584 году Баторий официально обещал утвердить поправки к Статуту Великого княжества Литовского 1566, где планировались новые привилегии для шляхетского сословия Кроме того, король поддерживал католическую церковь и иезуитов. При этом именно последние виделись ему в качестве одной из основ развития системы образования в стране. В результате, в 1579 году он учредил первый коллегиум для иезуитов у себя на родине в Коложваре, а затем в течение пяти лет основал их в Люблине (1581 г.), Полоцке (1582 г.), Риге (1582 г.), Калише (1583 г.), Несвиже (1584 г.), Львове (1584 г.) и Дерпте (1586 г.). Кроме того, в 1579 году он превратил Виленский иезуитский коллегиум в академию, который позже станет университетом При этом в годы правления Батория не было преследования православных христиан, что подтверждается изданным им королевским привилеем на ежегодную денежную помощь на содержание Гродненской православной Пречистенской церкви. Важным во внутренней политике Батория было и то, что он стремился развивать инфраструктуру государственного управления, причем с опорой на Великое Княжество Литовское. Поэтому он планировал перенести столицу Речи Посполитой в Гродно, где перестроил королевский замок. Однако наиболее значимыми реформами короля стали преобразования в военной сфере, где он отказался от шляхетского ополчения, начал широко использовал наемников и даже пытался создать постоянную армию путем набора солдат в королевских имениях.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

На деле земский собор XVI в. не вышел ни всеземским, ни постоянным, ежегодно созываемым собранием и не взял в свои руки надзора за управлением. Однако он не прошел бесследно ни для законодательства и управления, ни даже для политического самосознания русского общества. Пересмотр Судебника и план земской реформы – дела, исполненные, как мы видели, не без участия первого собора. По смерти Грозного земский собор даже восполнил пробел в основном законе, точнее, в обычном порядке престолонаследия, т. е. получил учредительное значение. Верховная власть в Московском государстве, как известно, передавалась удельным вотчинным порядком, по завещанию. По духовной 1572 г., царь Иван назначил своим преемником старшего сына Ивана. Но смерть наследника от руки отца в 1581 г. упразднила это завещательное распоряжение, а нового завещания царь не успел составить. Так второй его сын, Федор, став старшим, остался без юридического титула, без акта, который давал бы ему право на престол. Этот недостающий акт и создан был земским собором. Русское известие говорит, что в 1584 г., по смерти царя Ивана, пришли в Москву из всех городов «именитые люди» всего государства и молили царевича, «чтоб был царем». Англичанину Горсею, жившему тогда в Москве, этот съезд именитых людей показался похожим на парламент, составленный из высшего духовенства и «всей знати, какая только была (all the nobility whatsoever)». Эти выражения говорят за то, что собор 1584 г. по составу был похож на собор 1566 г., состоявший из правительства и людей двух высших столичных классов. Так на соборе 1584 г. место личной воли вотчинника-завещателя впервые заступил государственный акт избрания, прикрытого привычной формой земского челобитья: удельный порядок престолонаследия был не отменен, а подтвержден, но под другим юридическим титулом и потому утратил свой удельный характер. Такое же учредительное значение имел и собор 1598 г. при избрании Бориса Годунова. Редкие, случайные созывы собора в XVI в. не могли не оставлять после себя и немаловажного народно-психологического впечатления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В начале 1581 г. митрополит Антоний скончался. На его место в том же году был поставлен митрополит Дионисий, до этого бывший игуменом новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. При нем Иван Грозный скончался 18 марта 1584 г., будучи по традиции постриженным к моменту смерти в монашество с именем Ионы. Митрополит Дионисий в мае того же года венчал на царство сына Грозного – Феодора Иоанновича, которому суждено будет стать последним представителем Московских Рюриковичей на Российском престоле. Новому царю досталось тяжелое наследство – безумное и кровавое правление Иоанна Грозного привело разоренное своим же монархом Московское государство к состоянию, близкому к полному краху. Это хорошо сознавали лучшие представители Церкви и государства. Поэтому в июле 1584 г. был созван церковный собор, целью которого стало оказание помощи правительству в создавшихся кризисных обстоятельствах. Подтвердив решения собора 1580 г., иерархи пошли еще далее. Было принято решение о выплате государственных податей с церковных земель, которые ранее не взимались. Правда, мера эта объявлялась временной – «ради оскудения воинского чина до государева указа, пока земля не поустроится». Также был введен государственный налог на церковную торговлю. К сожалению, митрополит Дионисий был втянут в пучину боярских заговоров против всесильного правителя Бориса Годунова – шурина царя Феодора Иоанновича, который почти полностью отошел от дел управления страной. Дионисий встал на сторону Шуйских и вместе с ними просил царя Феодора развестись с женой – Ириной Годуновой – по причине ее бесплодия. Борис сумел принять ответные меры, и горячо любивший Ирину Феодор велел наказать наветчиков. Ввязавшийся в столь мало приглядное дело Первоиерарх, тем не менее, продолжал отстаивать свою противную христианскому учению о браке позицию и защищал недругов Бориса. Вследствие этого конфликта между церковной и светской властями митрополит в 1587 г. был лишен кафедры и сослан в Хутынский монастырь. Вместе с ним пострадал и архиепископ Крутицкий Варлаам, также участвовавший в заговоре Шуйских против Годунова, – он был сослан в новгородский Антониев монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

О Ростовском архиепископе Давиде известно следующее: «Лета 7092 прииде из Риммы от папы посол к Москве к государю о вере, и егда собралися власти, еже бы против папина посла дати ответ, тогда Ростовский архиепископ Давид ересь свою объяви; государь же, дав ответ, папина посла отпусти. Потом же Ростовского архиепископа Давида, ересь его изобличив, посла в монастырь под начал, дóндеже в чувство придет» 757 . Как свидетельствуют данные Соловецкого монастыря хозяйственного характера, Ростовский владыка был «под началом» на Соловках, и его возвращение в Москву последовало в 1588 г. уже при царе Феодоре Иоанновиче 758 . Положение внутри Московского государства к концу царствования Иоанна Грозного было довольно сложным. В 1581 г. царь в порыве гнева смертельно ранил своего сына-наследника Иоанна Иоанновича, который вскоре скончался. Погребал его в Архангельском соборе, очевидно, митрополит Дионисий. В государстве остро вставал вопрос престолонаследия. У царя остался сын от Анастасии царевич Феодор; кроме того, 19 октября 1583 г. от седьмой жены Иоанна Грозного Марии Нагой родился царевич Дмитрий. Жизнь же самого первого Русского царя подходила к концу. Скончался Иоанн Грозный 19 марта 1584 г. «Этому первосвятителю, пишет историк митрополит Макарий (Булгаков) о святителе Дионисии, выпал жребий постричь царя Иоанна пред самою его смертию в монашество под именем Ионы и погребсти его» 759 . Но, очевидно, святитель только благословил его пострижение, а непосредственно сам чин в силу экстренных обстоятельств совершил духовник царя протопоп Феодосий Вятка – «возложил на него, отшедшаго государя, иноческий образ и нарекоша во иноцех Иона» 760 . Перед выносом тела почившего государя митрополит Дионисий был в царских палатах. «И оградив его государя рукою крестообразно, изыде в митрополию и нача писати по всем градом, чтоб власти ехали на собор» 761 . Митрополит Дионисий отпевал почившего первого Русского царя, который был погребен в диаконике Архангельского собора. 31 мая 1584 г., на праздник Вознесения, в Успенском соборе состоялось царское венчание Феодора Иоанновича, совершенное митрополитом Дионисием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества в условиях активной экспансии протестантизма и посттридентского католицизма (о религ. ситуации на украинско-белорус. землях в кон. XVI в. см.: Флоря Б. Н. Западнорусская митрополия. 1458-1686 гг.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-104). Кон. XVI-XVIII в. Создание В. б., первоначально именовавшегося Свято-Троицким, было связано с передачей в мае 1584 г. королевской грамотой виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , находившегося под управлением Киевского митр. Онисифора (Девочки) , под опеку правосл. членов виленской городской рады (совета). В 1587 г. митр. Онисифор благословил «братство церковное иметь» при ц. Св. Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу; братчикам принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В уставе («Чине») В. б. его главными целями помимо поддержки правосл. храмов были записаны содержание уч-ща и типографии, воспитание юношества в Православии, издание необходимых Церкви книг. В июне 1588 г. Вильно посетил К-польский Патриарх Иеремия II , в юрисдикции к-рого состояла Западнорусская митрополия . Патриарх одобрил и скрепил собственной печатью «Чин» братства, в выданной Патриархом грамоте братчикам предписывалось иметь типографию и школу с изучением греч., лат. и рус. языков. В 1589 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза утвердил корпорацию братчиков и предоставил ей право самоуправления, в 1592 г. освободил от уплаты городских повинностей и налогов. Первоначально большую часть братчиков составляли ремесленники, после Брестского Собора 1591 г., подтвердившего ставропигиальный статус братства, в В. б. также входили дворяне («вельможные паны»). По «Реестру» 1584 г., в В. б. состоял 371 чел. Высшим органом братства являлись общие собрания («сходки»). Для ведения текущих дел избирались годовые старосты («рочные справцы»), они же представляли интересы братства в гос. учреждениях. Заведование хозяйством и казной поручалось 4 выборным ключникам.

http://pravenc.ru/text/158638.html

вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор). В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры). Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

Житие было известно на Руси с XI в., пользовалось большой популярностью, послужило источником духовного стиха, певшегося и в XVIII, и в XIX, и в XX вв. 226 Июда Макиавейский – Иуда Маккавей, один из пяти братьев Маккавеев, возглавивший борьбу народа Иудеи против царя Антиоха Епифана (II в. до н. э.). 228 ... Господи... сам заступай нас, якоже при Езекеи на Сенахирима, царя Невгицкаго! – Езекия, согласно Библии , 13-й царь Иудейский, при котором Иерусалим был спасен от войск ассирийского царя Сеннахерима молитвой пророка Исайи ( Ис. 37 ). Сеннахерим – ассирийский царь Синахериб (705–680 гг. до н. э.), назван здесь «ниневийским» потому, что Ниневия («Ниневгия») на р. Тигр была столицей его царства. 231 ...и относят его в соборной церкви... в придлъ... – М. В. Скопина похоронили в Архангельском соборе, но не рядом с гробницами царей, а отдельно, в новом приделе Иоанна Крестителя. 233 ...царъ... Иван Василъевич... во иноцех Иона... – Иван IV Грозный (1530–1584), перед смертью принял монашеский постриг под именем Иона. 234 ...царевич Иван... (1554–1581) – сын Ивана Грозного, наследник престола, убитый отцом в припадке гнева. 235 ...царъ... Федор Иванович... (1557–1598) – сын Ивана Грозного, последний Рюрикович из рода Ивана Калиты на русском троне (с 1584 г.). 241 ...новому Израилю... – Московские книжники стали так называть русское государство после отказа Москвы присоединиться к Флорентийской унии церквей (1439 г.) и после падения Византии (1453 г.), рассматривая Московскую Русь как единственную страну, хранящую веру в чистоте. 242 ...сам царь Василий... на злат стол... ницъ пад, и плачася... смоча слезами столъ... – Эта несколько необычная формула описания плача, использованная в тексте и далее, встречаетсяв «Разрядных записях» за 1605 г.: Петр Басманов «патчи на стол, плакал с час, лежа на столе» ( Белокуров С. А. Разрядные записи за Смутное время. М., 1907. С. 200). 245 Дворцовый приказ – ведал финансами и хозяйственными делами; писателъ – писец, писарь; может быть, дьяк. 246 ...Прежде... преставления его... за 15 день, съ праздника Воскресения Христова къ понедлънику въ ночъ... – Пасха в 1610 г. была 8 апреля; видение, таким образом, приурочено автором к вечеру того дня, когда М. В. Скопин (согласно «Повести») был отравлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По-видимому, событие состоялось в мае 1572 г., т. к. 1 июня вместе с молодой женой царь приехал в Вел. Новгород. Считается, что именно там Иоанн IV составил духовную, по к-рой после его смерти в распоряжение царицы Анны переходили Ростов «с волостми, и с путем, и с селы, и со всеми пошлинами», 14 сел «с деревнями и со всеми угодьями» в Московском, Юрьев-Польском и Ярославском уездах, а также бывш. вотчины князей Заозерских-Пеньковых (ДДГ. С. 443. 104). В Новгородской 2-й летописи сохранилась запись о том, что 16 авг., в субботу, «царица православная Анна была в ночи молитися в церкви Премудрости Божии Софии да по чюдотворцовым гробам знаменовалася - Ивана, архиепископа Навгороцкого, да Никите, епископа Навгороцкого» (ПСРЛ. Т. 30. С. 194). На следующий день царица уехала из Новгорода в Москву. Очевидно, летом 1572 г. следует датировать вклад в коломенский Спасский мон-рь, «что на посаде за торгом». В описании имущества мон-ря 1577/78 г. среди икон указывается «образ Михаила архангела, обложен серебром, малая пядница, дан по Анне по Колтовской» (ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 320). Брак оказался недолгим, и в нач. сент. 1572 г. царица была пострижена в монашество с именем Дария. Точная дата и место пострига, так же как и мотивы опалы, неизвестны. Из отрывка указной грамоты царя Феодора Иоанновича , косвенно датируемой 1584-1585 гг. (ГАВО. Ф. 575. Оп. 1. 18. Л. 9-А), следует, что в последние годы жизни Иоанна IV ( 18 марта 1584) Д. подвизалась в суздальском в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ре . Логично предположить, что там же она приняла постриг и жила с 1572 г. среди др. опальных царственных насельниц, в частности бывш. жен царевича Иоанна Иоанновича . В этой же грамоте сообщается о желании Д. перебраться в Горицкий в честь Воскресения Господня жен. мон-рь в Белозерском у., что и было удовлетворено данным царским указом. В жалованной грамоте Феодора Иоанновича Д. от 16 мая 1586 г. на сельцо Никольское с деревнями в Белозерском у. она именуется не только старицей Горицкого мон-ря, но и царицей и вел.

http://pravenc.ru/text/171388.html

94. ААЭ. Т. II. С. 17. Великий Князь Иоанн Иоаннович Красный родился 30 Марта 1326 года. Умер 13 Ноября 1359 года. 95. ААЭ. Т. II. С. 17-18. Выделено мной. - Л.Б. Святой Благоверный Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской родился 12 Октября 1350 года. Умер 19 Мая 1389 года. 96. ААЭ. Т. II. С. 18. Выделено мной. - Л.Б. Великий Князь Василий I Димитриевич родился 1 Января 1372 года. Умер 27 Февраля 1425 года. 97. ААЭ. Т. II. С. 18. Выделено мной. - Л.Б. Великий Князь Василий II Васильевич Темный родился 10 Марта 1415 года. Умер 27 Марта 1462 года. 98. ААЭ. Т. II. С. 18. Выделено мной. - Л.Б. Великий Князь Иоанн III Васильевич родился 22 Января 1440 года, становится Великим Князем Московским после смерти отца 27 Марта 1462 года. 13 Января 1478 года воссоединяет земли Новгорода Великого с Москвой. Умер 27 Октября 1505 года. 99. ААЭ. Т. II. С. 18. Выделено мной. - Л.Б. Великий Князь Василий III Иоаннович родился 25 Марта 1479 года. Стал соправителем Отца с титулом Великого Князя Московского в 1499 году и стал единоличным Государем после смерти отца в 1505 году. Смертельно заболев, 3 Декабря 1533 года постригается в Великую схиму с именем Варлаам и умирает на следующий день - 4 Декабря. 100. ААЭ. Т. II. С. 18. Выделено мной. - Л.Б. Великий Князь Иоанн IV Васильевич родился 24 Августа 1530 года, возведен на Великокняжеский Престол 4 Декабря 1533 года, 16 Января 1547 года венчается на Царство в Успенском соборе Московского Кремля как Царь Иоанн I Васильевич, чин Царского Венчания, Mvponaмaзahuя и Рукоположения совершает Святитель Макарий с Собором Архипастырей Российских. Умер 18 Марта 1584 года. 101. ААЭ. Т. II. С. 18-19. Выделено мной. - Л.Б. Великий Князь и Царь Феодор I Иоаннович родился 31 Мая 1557 года. Венчался на Царство в Успенском соборе Московского Кремля 31 Мая 1584 года. 28 Сентября 1587 года принимает вассальную присягу Православного Кахетинского Царя Александра II, чем умножает титульное достоинство Российского Самодержавия и Царского титула как Царя царей. 26 Января 1589 года на Церковном Соборе при участии Вселенского Патриарха Иеремии II поставляется Первый Русский Патриарх Иов, и Русская Православная Церковь становится полностью Автокефальной. Умер в ночь с 7 на 8 Января 1598 года.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010