1558 У Епифания. Haereses. XXXIII, § 3; приведено также и в Т. VII у Mignéя при творениях св. Иринея (Col. 1281–1292). 1559 Ср.: Harnack. Geschichte. I, 1. S. 145. Мы не считаем нужным приводить здесь более подробные цитаты; чтобы убедиться в истинности нашего положения, достаточно простого чтения этих глав. 1561 I, 13, 5: «Это много раз исповедовали они сами» (у Mignéя Col. 587–588; русск. перев. С. 59). 1567 У Mignéя Col. 584; русск. перев. С. 58. Может быть, этот «старец» идентичен также и с тем анонимом, который под эпитетом « κρεσσων» выступает у св. Иринея в предисловии к I книге (§2 – у Mignéя Col. 440; русск. перев. С. 20) и в III, 17, 4 (у Mignéя Col. 931–932; русск. перев. С. 286). – См. также о нем у нас: Часть I. С. 136–138. 1568 См.: I, 13, 7; ср. также предисловие к I книге, § 2 (у Migne’я Col. 441–442; русск. перев. С. 20) и др. 1569 Независимость св. Иринея от Иустина и вообще самостоятельность при изложении данного отдела признают несомненной: А. Гарнак (Geschichte. I,1. S. 145), Гильгенфельд (Ketzergeschichte. S. 49). He заподозривает их даже Липсий да и вообще мы не знаем представителей противного мнения. 1576 Ibid. V, 13, 1: Родон, «написав разные книги, опровергал в них вместе с другими ересь Маркиона ( μετ τν λοιπν κα πρς τν Μαρκινος παραττακται α ρεσιν)» – у Schwarmz’a S. 195; русск. перев. С. 260. 1577 Так же смотрят на обе эти книги Hllgenfeld (Ketzergeschichte. S. 388) и Bardenhewer (Geschichte der altkirchlichen Litter. Bd. I. S. 261). 1583 Независимость св. Иринея в данном отделе (исключая отчасти варвелиотов) от Иустина и других отцов признают даже Липсий (Zur Quellenkritik des Epiphanios. S. 52–53,65; Die Quellen der ältesten Ketzergeschichte. S. 38) и Гарнак (Zur Quellenkritik der Geschichte des Gnosticismus. S. 43; Geschichte Litteratur. 1,1. S. 145), так ревностно восстанавливающие утраченную «Синтагму» Иустина. 1584 S. 52 и др. Мы считаем нужным сказать несколько слов относительно нашей терминологии в изложении и разборе оснований сторонников «Синтагмы» Иустина.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Созванный Митрополитом Антонием (1572–1581) 68 Собор причислил к лику святых преподобную Евфросинию Суздальскую (†1250; пам. 25 сент.). В 1576 году у епископа Варлаама сгорела государева жалованная грамота, и в 1578 году царь Иоанн Грозный дал ему новую жалованную грамоту, освобождающую от пошлин владычные вотчины 69 . Важной чертой в деятельности святителя Макария было прославление русских святых. Это направление в своей деятельности продолжал владыка Варлаам. Будучи Махрищским игуменом, он проявил усердие в прославлении основателя обители, на Суздалькой кафедре он заботится о канонизации преподобной Евфросинии Суздальской. “Дошедшие до нас сведения показывают, что сам Варлаам не принадлежал к числу агиографов-профессиона­лов, но не лишен был литературных способностей” 70 . Он не забывал место своего пострижения. В 1577, 1583 годах он присылал в Махрищский монастырь вклады (рожь, горох, овес). В 1583 году он оставил кафедру, удалившись на покой в Махрищский монастырь, где скончался на покое. Покидая Суздальскую кафедру, он взял с собой Тихвинский образ Богоматери, почитавшийся в обители. В монастырском Синодике говорится: “Лета 1583 августа 21 дня преставися Варлаам епископ Суздальский на память святаго апостола Фаддея; по своей душе оставил на поминовение 40 рублей” 71 . На вклад царя Алексия Михайловича в 1670 году на гробницу святителю Варлааму в монастыре устроли покров из “одноряд­ного” сукна с крестом из белого атласа, “да свечу деревянную, писана красками”. Память о святителе Варлааме была жива в Махрищском монастыре, в день его кончины и именин всегда творились панихиды. На месте его погребения была поставлена гробница преподобного Стефана, которая в 1906 году была отреставрирована. Рядом сохранялся архиерейский жезл Святителя. Закрытый в советское время Махрищский монастырь начал с 1993 года возрождаться, постепенно стала возрождаться и память о святителе Варлааме и он был причислен к лику местночтимых святых. Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН.

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Александро-Свирский Троицкий, ныне Спасский, от Олонца в 36 верстах, основан св. Александром в 1508 г. Архимандрия с 1692; второклассный. [VI, 39, 44.] Игумены Св. Александр Свирский , с 1508; † 30 авг. 1533; в лике святых с 1547 г. Мощи обретены 17 апр. 1641. Исаия . Никодим . Иродион , 1545. Иоасаф , 1563 (бывший). Афанасий . (Бывший в 1577, основал Сяндомскую пустынь прежде 1570. Акт. Ист., I, 197). Вениамин , 24 июля 1572. [Александровской Троицкой пустыни игум. Иоасаф , при архиепископе Александре (1577–89).] Дионисий , 1583–1607. Паисий , 1610. Феодорит , 1613–27. Авраамий , 1628–46. Александр , 1646–49. Савватий , 1649–59. Симон , 1660–64, 23 окт. хирот. в архиепископа Вологодского. Иосиф , в мар., апр. 1665. Макарий Полуехтов , 1665–73. Архимандриты Гермоген в 1673 перев. из Новгородского Лисицкого; с 28 февр. 1692 архим.; в 1698 уволен на покой и здесь же †. Лаврентий в 1698 перев. из Вяжицкого; † 1702. Иосиф , 1702 и 1703. Кирилл , 1703–5. Исаия , 1705–8. Феодосий , 1708–15. Иларион , 1715 и 16. Александр определён в февр. 1717–19, май. Кирилл , с 1719; † в дек. 1732. Виссарион , бывший игум. Спасо-Елиазаровский, определён в апр. 1733; в мар. 1738 лишён монашества. Ефрем , 1738–40. Венедикт Коптев перев. из Хутыня, 1740–42, перев. в Севский-Столбовский. Серафим , 1742–48. (По 1752 вакансия; управляли наместники). Андроник в янв. 1752 перев. из Сковородского; по 1759. Пахомий , 1759–61. Варсонофий , 1761–63, уволен 320 на покой. Александр 1763 перев. из Московского Вздвиженского, а 1775 уволен 321 на покой. Иринарх в мае 1775 перев из Снетогорского; † в февр. 1780. Варлаам Романов , из законоучителей кадетского корпуса, в 1780; † в мар. 1790. Парфений Петров 26 мая 1790 перев. из Сийского, а 6 февр. 1800 – в Вяжицкий. Иосиф Чапужников 6 февр. 1800 перев. из Вяжицкого, а 21 июля 1802 – обратно. Израиль 21 июля 1802 перев. из Пензенского Спасского, а 31 окт. – в Нижеломовский. Иосиф Чапужников 31 окт. 1802 оставлен в Свирском; до 1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I святой (грек), 988–991. Леон (Лев) I (грек), 991–1007. Иоанн I (грек), 1008–1035. Феопемпт (грек), 1035–1049. Кирилл I, 1050. Иларион (первый из русских), 1051–1054. Ефрем I, 1055. Георгий I (грек), 1067–1077. Иоанн II святой (грек), 1077–1089. Иоанн III (грек), 1088–1091. Ефрем II (грек), 1092–1097. Николай (грек), 1097–1102. Никифор I (грек), 1103–1121. Никита (грек), 1122–1126. Михаил II (грек), 1127–1145. Климент Смолятич (русский), 1147–1154, †1170. Константин I (грек), 1155–1159. Феодор (грек), 1161–1163. Иоанн IV (грек), 1164–66. Константин II (грек), 1167–1177. Никифор II (грек), 1182–1198. Гавриил. Дионисий, уп. 1205. Матвей (грек), уп. 1209–1220. Кирилл II (грек), 1224–1233. Иосиф I (грек), прибыл 1237. Кирилл III (грек), избран 1243, †1281. Максим (грек), 1283–1305. Св. Пётр (Московский), 1308–1326. Св. Феогност (грек), 1328–1353. Св. Алексий (Плещеев), хиротония 1350; вступил на митрополию 1354, †1378. Пимен (грек), хиротония 1380, удал. 1380; возвратил. 1382, низложен 1388. Св. Киприан (серб), 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий, 1383–1385. Св. Фотий (грек), 1408–1431. Исидор (болгарин), 1437–1441. Св. Иона (Одноушев), 1448–1461. Григорий II (болгарин), 1458–1473. Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич, управлял митрополией 1474–1480. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон, 1481–1488. Uoha II Глезна, 1492–1494. Св. Макарий I, 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович), 1500–1503. Uoha III, 1503–1507 . Иосиф III (Солтан), 1509–1521. Иосиф IV (Руссин), 1523–1534. Макарий II (Москвитянин), 1535–1556. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Иона Протасевич-Островский, 1568–1577. Илия Куча, 1577–1579. Онисифор Девочка (Девочий), 1583–1588. Михаил Рагоза с 1588 года; в 1596 году отпал в унию. Киевские, Галицкие и всея Малыя Руси Гедеон Святополк, князь Черниговский, 1685–1690. Варлаам Ясинский, 1690–1707. Иоасаф Краковский, 1708–1718. Варлаам Вонатович, 1722–1730. Архиепископ. Рафаил Забаровский, 1731–1747.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Никифор II (грек) 1182–1198. Гавриил. Дионисий уп. 1205. Матфей (грек) уп. 1209 † 1220. Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп. Тимофей Цербацкий 1748 –1757 Арсений Могилянский 1757 –1770. Киевские и Галицкий (с 1767 г.) Гавриил Кременецкий 1770–1783. Самуил Миславский 1783–1796. Иерофей Малицкий 1796–1799. Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803. Серапион Александровский 1803–1822. Евгений Болховитинов 1822–1837. Филарет Амфитеатров 1837–1857. Исидор Никольский 1858–1860. Арсений Москвин 1860–1876. Филофей Успенский 1876–1882. Платон Городецкий 1882–1891. Иоанникий Руднев 1891. Феогност 1900. Кирилл II (грек) 1224–1233. Иосиф I (грек) прибыл 1237. Кирилл III (грек) избр. 1243; † 1281. Максим (грек) 1283–1353. Петр Св. 1308–1326. Феогност св. (грек) 1328–1353. Алексий Св. Плещеев хир. 1350; вступил на митр. 1354 † 1378. Пимен (грек) хир. 1380, удал. 1380: возвр. 1382, низлож. 1388. Киприан Св. (серб) 1381–1383; 1390–1405. Дионисий Св. 1383–1385. Фотий (грек) Св. 1408–1431. Исидор (болгарин) 1437–1441. Uoha I Одноушев Св. 1448–1461. Митрополиты в Киеве и Галиче: Феодорит хир. 1345, в Киев прибыл 1352 † 1354. Роман 1354–1362. Киприан Св. 1375–1383–1390. (В Вильне): Григорий I Цамблак (Семивлах) (серб) 1415–1419. (В Смоленске): Герасим 1433–1435. Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II (болгарин) 1458–1473. Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич упр. мит. 1474–1480. Спиридон Сатана (не принят и отлучен) 1476. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1488–1488. Uoha II Глезна 1492–1494. Макарий I Св. (Чорт) 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович) 1450–1503. Uoha III 1503–1507. Иосиф III (Солтан) 1509–1521. Иосиф IV Руссин 1523–1534. Макарий II (Москвитянин) 1535–1556. Сильверст Белкевич 1556–1567. Иона Протасевич-Островский 1568–1577. Илия Куча 1577–1579. Онисифор Петрович-Девочка (Девочий) 1583–1588. Михаил Рогоза с 1588 г.; в 1596 г. отпал в унию. Экзархи Константинопольского трона: (В Киеве): Иов Борецкий 1620–1631. Исаия–Борисович-Копинский (Копыстенский) 1631–1633.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVII в. (ГИМ) (1532, с. Веркола (совр. Пинежский р-н Архангельской обл.) - 23 июня 1545), прав. (пам. 23 июня, 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых). «Житие святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» известно в большом числе списков XVII-XIX вв., отражающих 3 основные редакции. 1-я редакция жития, составленная ок. 1619 г. по повелению Новгородского митр. Макария , содержит описание 53 чудес, совершившихся по молитвам к А. В., последнее чудо относится к 1618 г. В основе этой редакции, по предположению В. О. Ключевского , лежит первоначальный рассказ об А. В., возникший сразу после перенесения мощей святого в 1577 г. и содержавший описание 19 чудес. 2-я и 3-я редакции дополняют 1-ю более поздними чудесами. По мнению исследователей, 2-я редакция жития, описывающая 72 чуда, была составлена в 1649 г., 3-я редакция была создана в Артемиевом Веркольском мон-ре при настоятеле Антонии (Попове; 1693-1729), в ней отражены 85 чудес, последнее датируется 1700 г. А. В. родился в крестьянской семье. Родители - Косма по прозвищу Малый и Аполлинария - воспитали сына в страхе Божием и благочестии. По преданию, у А. В. была сестра - прав. отроковица Параскева Пириминская, прославившаяся посмертными чудотворениями. Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и А. В. упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело непогребенным в лесу, называвшемся Сосония. В 1577 г. диакон местной ц. во имя свт. Николая Чудотворца Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки А. В., и обрел нетленное тело праведного отрока. Крестьяне перенесли св. мощи на паперть Никольской ц. в Верколе. В 1583 г., во время распространившейся в окрестностях Верколы эпидемии, у некоего человека по имени Каллиник тяжело заболел сын.

http://pravenc.ru/text/76384.html

Вознесенский (южный) придел ц. свт. Николая. 1750–1752 гг. Вознесенский (южный) придел ц. свт. Николая. 1750–1752 гг. В 1560-1561 гг. в типографии Н. с. ц. вышла 1-я книга - Четвероевангелие на румын. языке (были использованы переводы, сделанные в свое время священниками Н. с. ц.), в эпилоге к-рого отмечалось, что издание было осуществлено на средства Х. Бенкнера, а типографские работы выполнили «дьякон Кореси от Тырговиште и Тудор дьяк». Учитывая не очень высокий уровень продаж этого издания, в частности в Молдавском и Валашском княжествах, где традиция слав. текстов была особенно сильна, Бенкнер добился в 1562 г. издания в типографии Н. с. ц. Четвероевангелия на церковнослав. языке. Ок. 1561 г. диакон Кореси выпустил на румын. языке «Правила Святых Отцов» (сохр. фрагментарно), представлявшие собой перевод с церковнослав. издания и основанные на Номоканоне патриарха Иоанна Постника . В это же время диакон Кореси издал брошюру катехизического характера (из 14 сохр. 11 листов, без начала и окончания), в к-рой заметно влияние лютеранства: сложно определить, было ли это результатом недостатка богословского образования диакона Кореси или уступкой Бенкнеру. После кончины Бенкнера диакон Кореси вступил в сотрудничество с венг. нобилем Ф. Миклошем. В 1567 г. на румын. языке в одном томе были изданы «Толкования на Евангелия», содержащие смешение правосл. и кальвинист. учений, и сборник кальвинист. песнопений и служб. По мнению исследователей, «Толкования...» были переведены с укр. языка (сохр. 2 укр. варианта «Толкований...»: «Постилла» (от лат. post illa - «после сих»: проповедь, толкование на Евангелие или Апостол) из Теково и «Постилла» из Нягово) ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 481). Основой 2-й части книги стали богослужебные тексты из публикации кальвинист. проповедника Г. Хелтаи (изд. в Клуже в 1559) и песнопения из «Книги песней» венг. кальвинист. пастыря С. Гергея (изд. в 1562). В 1566 г. диакон Кореси издал на румын. языке Апостол. В течение ряда лет диакон Кореси выпускал книги в основном на церковнославянском языке, имевшие спрос в Валашском и Молдавском княжествах: Служебник (1568), Праздничная Минея в 2 ч. (1569), Октоих в 2 ч. (1574, 1575), 3 издания Псалтири (1573, 1576, 1577), Триодь (1578), 2 издания Четвероевангелия (1579, 1583). В 1577 г. была выпущена славяно-румын. Псалтирь. В эпилогах к большинству изданий были упомянуты валашские господари и Унгро-Влахийские митрополиты ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 481-482).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

После Пасхи начнется строительство храма в Колтушах апреля 2019 По благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия после Пасхи начнется строительство каменного храма в Колтушском приходе. Он завершит формирование храмового комплекса, уже сегодня включающего Духовно-просветительский центр им.сщмч. Игнатия Богоносца, храм и хозяйственные приходские постройки. Владыка Игнатий утвердил эскиз проекта внешнего вида храма. Храм станет двухэтажным. Верхний храм будет освящен в четь святого пророка Божия Илии, нижний - в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это обусловлено исторически. Площадь верхнего храма составит 333 кв.м. (алтарь 76 кв м), нижнего - 800 кв.м. Работы будут проводиться Колтушской строительной компанией. Первое документальное свидетельства о церкви Ильи пророка Колтушского погоста относится к 1500 г. В 1500 г. в " Новгородских окладных книгах " упоминается Ильинский Келтушский погост Ореховского уезда Водской пятины (Вестник..., 1851). В 1539 г. в другом документе говорится: " На погосте церковь Ильи пророка. Да на погосте же: двор поп Офанасий, двор дьяк церковный, двор проскурница, двор сторож церковный " (Писцовая книга..., 1917). В 1576-1577 годах в Ильинском храме Колтушского погоста служил поп Семен (Книга записей..., 1576-1577). В 1578 г. " На погосте было два храма: Илья пророк да Никола Чюдотворец, сожгли немецкие люди в 7086 (1578-79) " (Самоквасов, 1908). Это событие произошло во время Ливонской войны 1558-1583 гг., когда на короткое время эти земли отоходили к Швеции. Во времена царствования Бориса Годунова с 1598 по 1605 гг. наступает период возрождения церковного строительства. Вновь в документах 1599/1600 и 1600/1601 годов говорится об Ильинском приходе Колтушского погоста, в котором служил в это время " священник Никита Иванов сын " (Отдельные книги...). Церковь Ильи пророка находилась, вероятно, в деревне называвшейся Русской Кирхой. В настоящее время эта деревня слилась с деревней Тавры. Как мог выглядеть храм Ильи Пророка в XVI веке? Предположительно он находился в деревне Русская Кирха, которая позднее слилась с деревней Тавры.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Патр. Пахомий отлучил его от Церкви, после чего Арсений, устрашась народного волнения, бежал. Особенной настойчивостью отличался папа Григорий XIII (1572-85). С целью пропаганды он создал в 1577 г. в Риме коллегиум специально для греческих юношей, а в 1581 г. открыл при нем церковь во имя Святителя Афанасия для совершения богослужений на греческом языке. Коллегиум имел большие средства, поэтому обучение и содержание его воспитанников было бесплатное. Поэтому он всегда был переполнен греками. От воспитанников не требовалось принятие латинства, им предоставлялась свобода веры, но все воспитание велось в католическом духе. Из-за этого часто греческие юноши оставались православными только по имени, а некоторые открыто становились униатами или католиками. По возвращении на родину они пропагандировали латинство. С образованием в 1540 г. ордена иезуитов, Григорий XIII поручил им работу на Востоке. В 1583 г. он отправил туда иезуитскую миссию, с большими материальными средствами. При содействии посланников католических государств, иезуиты получили от турецкого правительства разрешение селиться даже в Константинополе. Как и повсюду, иезуиты обратили внимание на образование и воспитание молодежи, благотворительность, проповедь. Конечно, начались и их интриги. В 1600 г. в Константинополе (в Галате) они основали коллегиум, открывали школы, приюты, больницы, странноприимные дома и т.п. Это привлекло к иезуитам к православной части жителей. В то же время писались сочинения против восточной Церкви, издавались католические катехизисы, в Риме перепечатывались православные книги, с внесением в них латинских изменений и раздавались православным, как подлинные. Из патриархов, боровшихся с иезуитской пропагандой, особенно замечательны константинопольский Иеремия II и Александрийский Мелетий Пигас. Своими поучениями и посланиями они старались разоблачить латинскую пропаганду. Патр. Иеремия, кроме того, на соборе в 1583 г. отверг новый календарь, т.н. григорианский, по имени папы Григория XIII.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

В XVI в. архиепископы К. дважды пытались обратить курфюршество в протестантизм . С именем архиеп. Германа V фон Вида (1515-1547) связана т. н. кёльнская реформация. Первоначально противник Реформации, в 40-х гг. XVI в. архиепископ подпал под влияние М. Буцера . Попытки архиеп. Г. фон Вида провести «мягкую» реформу Церкви вызвали противодействие соборного капитула и Кёльнского ун-та. В печати развернулась полемика между Буцером и Ф. Меланхтоном, с одной стороны, и сторонниками католицизма, гл. обр. богословом Иоганном Гроппером, каноником соборного капитула,- с другой. В короткое время было издано более 260 сочинений, посвященных доктринам протестантизма. В 1543 г. реформы Г. фон Вида были утверждены советом курфюршества, но город стал центром противостояния Реформации . В 1543-1544 гг. усилиями Петра Канизия в К. возникла община иезуитов , игравшая важную роль в религ. жизни города. Попытка провести церковные реформы в еп-стве Падерборн потерпела неудачу. В 1546 г. Г. фон Вид был отлучен от Церкви папой Римским Павлом III , в 1547 г. он отрекся от кафедры и от курфюршества. Попытка секуляризовать курфюршество и принять в качестве гос. религии лютеранство связана с архиеп. Гебхардом I фон Вальдбургом (1577-1583). В 1582 г. архиепископ объявил о своем лютеран. вероисповедании и о желании сохранить за собой кафедру. Каноники соборного и др. капитулов могли остаться в Римско-католической Церкви или принять протестантизм. Вскоре состоялась помолвка Г. фон Вальдбурга с лютеранкой, бывш. канониссой Агнессой фон Мансфельд-Айслебен. Действия архиепископа вызвали негодование в К. и привели к его отлучению от Церкви папой Римским Григорием XIII . Каноники кафедрального капитула отказались подчиниться решениям Г. фон Вальдбурга, объявили его вне закона и призвали на помощь войска испанского кор. Филиппа II и баварского герц. Вильгельма V Благочестивого. Это привело к началу разорительной для курфюршества Кёльнской войны (1583-1588), которая завершилась поражением архиепископа. Йозеф Клеменс Баварский, курфюрст и архиеп. Кёльнский. Худож. Й. Вивиен (музей искусства и истории культуры земли Вестфалия в Мюнстере). 1702–1705 гг.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010