Вассиан Санин 1506–1515 Иоанн IV 1520–1525 Кирилл III 1526–1538 Досифей 1539–1542 Алексий 1543–1548 Никандр 1549–1566 Корнилий 1567–1574 Иона И 1574–1576 Авраамий упом. в 1577 Давид 1578–1582 Евфимий 1583–1585 Иов 1586 Митрополиты Ростовские и Ярославские: Варлаам Рогов 1587–1603 до 1589 года архиепископ Uoha II , Думин 1603–1604 Кирилл Завидов 1605–1606 Филарет Романов 1606–1609 Кирилл Завидов, вторично 1611–1616 Варлаам Старорушин 1619–1652 Иона Сысоевич 1652–1691 Иоасаф Лазаревич 1691–1701 Димитрий Туптало 1702–1709 Епископы и архиепископы Ростовские и Ярославские: Досифей Глебов, еп. 1711–1718 Георгий Дашков 1718–1730 до 1726 года епископ Иоаким 1731–1741 Арсений Мациевич, митроп. 1742–1763 Афанасий Вольховский, еп. 1763–1776 Самуил Миславский 1776–1783 до 1777 года епископ Арсений Верещагин 1783–1799 до 1785 года епископ Архиепископы Ярославские и Ростовские: Павел Пономарев 1799–1806 Антоний Знаменский 1806–1820 Филарет Дроздов 1820–1821 Симеон Крылов-Платонов 1821–1824 Авраамий Шумилин 1824–1836 Филарет Амфитеатров 1836–1837 Евгений Казанцев 1837–1853 Нил Исаакович 1853–1874 Димитрий Муретов 1874–1876 Леонид Краснопевков 1876 Ионафан Руднев 1877 с 1863 года архиепископ Горийское викариатство Учреждено в 1811 году. 89 Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814 Гервасий Мачаварани 1814–1817 Стефан, князь Джорджазе, архиеп. 1819–1639 Никифор, князь Джорджазе 1842–1851 Киевская епархия. 90 Митрополиты Киевские и всея России (в Киеве): Михаил I, св. Грек 988–991 Леон (Лев I), грек 991–1007 Иоанн I, грек. 1008–1035 Феопемпт, грек 1035–1049 Кирилл I 1050 Иларион, первый из русских 1051–1054 Ефрем I 1055 Георгий I, грек 1067–1077 Иоанн II, грек, св. 1077–1089 Иоанн III, грек. 1089–1091 Ефрем II, грек. 1092–1097 Николай, грек. 1097–1102 Никифор I, грек 1103–1121 Никита, грек. 1122–1126 Михаил II, грек 1127–1145 Климент Смолятич, русский 1147–1154 Константин I, грек 1155–1159 Феодор, грек. 1161–1163 Иоанн IV, грек. 1164–1166 Константин II, грек. 1167–1177 Никифор II Пупомин, грек 1182–1198

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1537. Книга Исака Сирина, в полдесть. 1538–1543. Шесть книг Миней Месячных четьих, во весь год, в десть, в кожах черных, словут Хабаровские. 1544. Книга Григория Акраганского, в десть, в коже красной. 1545–1547 Три книги Соборников, две в десть, а третья в полдесть, в затылок. 1548–1549. Две книги Симеона Столпника Дивногорца, в полдесть. 1550–1553. Четыре Пролога, в десть, один переплетен на двое, на шесть месяцев, и два по три месяца. 1554–1555. Две книги Синаксари, в коже красной, в полдесть. 1556. Книга Саввы Сербского, да Феодосия Печерского , в полдесть. 1557–1558. Две книги Никона, в десть, в кожах черных. 1559. Книга Летописец, в полдесть. 1560. Книга житие страстотерпец, Бориса и Глеба, да в ней же поставление царем. 1561. Книга Златая чепь, без главы, в полдесть ветха. Богоявленского монастыря, что на Москве за Ветошным Рядом. Выписано из отписных книг 145 года. 1562. Триодь Литовская, печать, в десть, в затылке. 1563. Книга Четья Григория Богослова , письменная, бумага большая, в десть. 1564. Книга четья Соборник, письменная, большая бумага, в десть. 1565–1566. Две книги Соборники, письменные, в десть. 1567. Евангелие толковое вседневное, Матфея, письменное, в десть. 1568–1569. Две Триоди, письменные, в десть. 1570–1571. Два Охтая, на восемь гласов, письменные, в десть большой бумаги. 1572. Златоуст, письменный, в десть. 1573–1574. Два Охтая, письменные, в десть. 1575. Златоуст, письменный, в десть. 1576–1577. Два Пролога, письменные, во весь год, оба ветхи, один рассыпался. 1578–1579. Две Триоди Цветные, харатейные, начало неделя четвертая о расслабленном. 1580. Устав, письменный, в десть. 1581–1582. Два Охтая, письменные, на восемь гласов, в десть. 1583. Евангелие повседневное, письменное в десть. 1584. Книга Исака Сирина, письменная, в полдесть. 1585. Книга Григория Беседник, письменный в десть. 1586. Книга Петра Дамаскина , в полдесть. 1587. Книга Феодора Едесского, в полдесть. 1588. Книга толковая Ивана Златоустого, в полдесть, попорчена сначала. Начало ее Песни Песней, Соломона сына Давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Особо следует остановиться на весьма своеобразном компоненте надгробного комплекса, представлявшем собой одну или несколько реликвий, непосредственно связанных с жизнью святого. Известно, что в XVII–XIX вв. такие реликвии довольно часто помещали у рак или прямо на раках. Этот обычай уже существовал в рассматриваемый период. Так, над захоронением св. князя Всеволода в псковском Троицком соборе был помещен его меч «иже и доныне стоит, видим всеми», сказано в летописи, составленной в XVI в. 1573 В Новгородском Арсеньеве монастыре в приделе у гробницы преподобного Арсения висела «преподобнаго Арсенья многошвейная риза, в которой он ходил» 1574 , в монастыре Николы на Вежищах у раки чудотворца Евфимия находились «вериги железные» 1575 , надо полагать, принадлежавшие этому святому, а у гроба Варлаама Хутынского в Преображенском соборе Новгородского Хутынского монастыря существовал посох святого 1576 . Ни один известный письменный источник не содержит сведений о существовании в России XVI в. над ракой святого сени на колоннах или кивория, ставшего характерным элементом надгробного комплекса в более позднее время 1577 . Не существует таких кивориев, датированных XVI в. 1578 Правда, нельзя не указать на свидетельство летописи о том, что в 1548 г. новгородский архиепископ Феодосий в церкви Иоанна Предтечи «над гробом чюдотворцевым (св. Иоанна, епископа Новгородского. – А. М.) доспел теремци каменые» 1579 , по другой летописи – «камено[й] теремець» 1580 . Но что собой представляло это не дошедшее до нас сооружение, ныне установить невозможно. Казалось бы, кивории в указанном качестве стали использоваться в России лишь с XVII столетия. И я действительно так полагал ранее 1581 . Однако обнаружилось, что в отдельных миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в. 1582 и клеймах некоторых икон того же столетия 1583 имеются изображения кивориев над раками святых. Как видим, наличествует явное противоречие между показаниями письменных и иконографических источников по данному вопросу. И на настоящем уровне знаний убедительно разрешить это противоречие не удается. Тем не менее, по-видимому, сень над ракой царевича Димитрия в московском Архангельском соборе стала первым таким памятником в XVII в. 1584 Нельзя исключать, что на обычай осенять гробницу киворием в России XVII в. в какой-то степени оказала влияние Западная Европа, где этот обычай имел довольно широкое распространение в предшествующие столетия. В частности, в Польше он существовал и в начале XVII в. 1585

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

рукоположен с 25.02.1543 до конца 1548 после 1550 Никандр, архиепископ рукоположен с 17.03.1549 25.09.1566 Корнилий, архиепископ рукоположен с 19.01.1567 07.03.1573 (1574) Иона, архиепископ рукоположен 20.04.1577 (на кафедру не прибыл) Авраамий, архиепископ упоминается неизвестно Давид, епископ рукоположен с 1576 по 1582 лишён сана Евфимий, архиепископ, свт. упоминается с 1583 по декабрь 1585 лишён кафедры; неизвестно Иов, архиепископ бывший патриарх Московский и всея Руси, епископ Коломенский и Каширский с 09.01.1586 по 11.12.1587 митрополит Московский и всея Руси, с 26.01.1589 Ростовская и Ярославская Имена Сведения Варлаам (Рогов), архиепископ рукоположен с января 1587 митрополит с мая 1589 25.03.1603 Иона(Думин), митрополит бывший архиепископ Вологодский Великопермский с 1603 по 1604 на покое; неизвестно Кирилл (Завидов), митрополит рукоположен с 18.03.1605 по апрель 1606 удалился в Троице-Сергиев монастырь, вернулся в 1611 Филарет (Романов), митрополит рукоположен с мая 1606 по 1608 захвачен тушинцами: 17.08.1610 захвачен поляками и находился в заточении, с 29.06.1619 патриарх Всероссийский Кафедра около трёх лет оставалась свободной Кирилл (Завидов), митрополит повторно с июня 1611 17.05.1619 Варлаам (Старорушин), митрополит рукоположен с 10.07.1619 09.07.1652 упоминается неизвестно Иона (Сысоевич), митрополит рукоположен с 15.08.1652 по 05.07.1690 местоблюститель патриаршего престола) Со 2.09.1664–18.12.1664 на покое; 20.12.1690 Иоасаф (Лазаревич), митрополит рукоположен с 05.07.1691 10.11.1701 Димитрий (Туптало), митрополит, свт. бывший митрополит Тобольский и Сибирский с 04.01.1702 по 04.01.1702 28.10.1709 Ростовская и Ярославская Имена Сведения Досифей (Глебов), епископ рукоположен с 17.06.1711 до 19.02.1718 18.03.1718 (казнён) Георгий (Дашков), епископ рукоположен; с 13.07.1718; архиепископ с 15.07.1726 по 28.12.1730 лишён сана и сослан в Спасо-Каменный монастырь, 04.03.1731 принял схиму; 17.04.1739 Иоаким, епископ бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 13.04.1731

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Шелудяк Гридя [см. Гридя], холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шелудяковы , крестьяне, 1624 г., Курмыш; 1638 г., Москва Шелутков Первуша [см. Первуша], посадский человек Шелуха см. Шалуха Шелухина Марья, холопка, 1603 г., Новгород Шелыга, Шелыгин : Иван Шелыга, земский целовальник на Белоозере, 1559 г.; Дмитрий Шелыгин, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Шелыгин Белка [см. Белка], 1550 г., Пошехонье Шелыга, шалыга, шолога – плешь, темя, маковка, вершина горы, посох с загнутым концом (Даль) [Ср. Шелога] Шелябуга Алексей Васильев, крестьянин, 1612 г., Арзамас Шеляко Григорий, крестьянин, 1627 г., Белев Шеляпин Герасим, крестьянин, 1640 г., Устюг Шемарин Стеня [см. Стеня], крестьянин, 1628 г., Белев Шемаук Лев Михайлович Темирязев [см. Темирязев], 1577 г., Коломна Шемела ( Шепела ) Васильев, царский конюх, 1573 г. [Ср. Шепела] Шемерденов Кузьма, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шемет Григорьевич Мотякин [см. Мотякин, Шеремет], 1551 г.; Шемет Юрьевич Воейков [см. Воейковы], 1550 г., Ржева; у него сын Нелюб [см. Нелюб] Шеметов; Шемет, слуга Терехова Рязанского монастыря, 1583 г. [см. Игошкин] Шемяка кн. Дмитрий Юрьевич, умер в 1453 г.; кн. Александр Андреевич Шаховской [см. Шаховские], вторая половина XV в.; кн. Дмитрий Давыдович Гагарин [см. Гагара], 1550 г.; кн. Иван Васильевич Пронский, боярин, умер в 1550 г. [см. Бохов, Горюн, Долгово-Сабуров, Огорелка] Шенур см. Шонур Шеншин Беляй [см. Беляй], посадский человек, 1585 г., Псков; Шеншины, помещики, XVI в. и позже Мценск [см. Умай] Шепела Осипович Овинов [см. Овин], боярин, XV в., Новгород Ср. чепела – сковородник (Даль) [Ср. Шемела] Шепель, Шепелев : Шепель, крестьянин, 1499 г., Владимир; Петр Юрьевич Шепель, по родословным преданиям жил в конце XIV в.; от него – Шепелевы; Ошурок [см. Ошурок] Иванович Шепелев, 1538 г., Кострома; Степан Григорьев Шепелев, 1566 г. Шепель, чепель – железная лопатка для очистки пеньки от кострыки (Даль) [Ср. Чепель] Шеплин Яков, москвич из Кадашевской слободы, 1638 г. Шептяк Карабанов, начало XVI в., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Гавриил 1336–1345. Иоанн III 1346–1356. Игнатий II 1356–1364. Петр 1364–1365. Парфений 1366–1369. Арсений I кн. Луговский-Грива 1374–1380. Матфей (грек) 1383. Св. Иаков 1886–1389 . Архиепископы Ростовские и Ярославские: Феодор III 1390–1394. Арсений II 1394–1396. Григорий 1396–1416. Дионисий (грек) 1418–1425. Ефрем II 1427–1454. Ел. до 1448. Феодосий Бывальцев 1454–1461. Трифон 1462–1467. Вассиан Рыло 1468–1481. Иоасаф кн. Оболенский 1481–1489. Тихон Малышкин 1490–1503. Вассиан Сапин 1506–1515. Иоанн IV 1520–1525. Кирилл III 1526–1538. Досифей 1539–1542. Алексий 1543–1548. Никандр 1549–1566. Корнилий 1567–1574. Uoha I 1574–1576. Авраамий; упом. 1577. Давид 1578–1582. Евфимий 1583–1585. Иов 1586 . Митрополиты Ростовские и Ярославские: Варлаам Рогов 1587–1603. Архп. до 1589. Uoha II Думин 1603–1604. Кирилл Завидов 1605–1606. Филарет Романов 1606–1609. Кирилл Завидов, (вторично) 1611–1616. Варлаам Старорушин 1619–1652. Иона Сысоевич 1652–1691. Иаасаф Лазаревич 1691–1791. Св. Димитрий Туптало 1792–1709. Епископы и Архиепископы Ростовские и Ярославские: Досифей Глебов 1711–1718. Георгий Дашков 1718–1730. Архп. с 1726. Иоаким 1731–1741. Архп. с 16 июн. 1731. Арсений Мациевич 1742–1763. Митр. Афанасий Вольховский 1763–1776. Самуил Миславский 1776–17S3 Архп. с 1777. Арсений Верещагин 1783–1799. Архп. с 1785. Архиепископы Ярославские и Ростовские: Павел Пономарев 1799–1806. Антоний Знаменский 1806–1820. Филарет Дроздов 1820–1821. Симеон Крылов-Платонов 1821–1824. Авраамий Шумилин 1824–1836. Филарет Амфитеатров 1836. Евгений Казанцев 1837–1853. Нил Исаакович 1853–1874. Димитрий Муретов 1874–1876. Леонид Краснопевков 1876. Иоанафан Руднев 1877–1903. Еп. до 1883. Сергий Ланин 1903–1904. Иаков Пятницкий 1904–1907. Тихон Беллавин 1907. Угличское викариатство, учр. в 1888 г. Епископы (в Ростове): Амфилохий Сергиевский-Казанский 1888–1893. Никон Богоявленский 1893–1895. Иоанникий Казанский 1895–1901. Сергий Воскресенский 1901–1906. Евсевий Гроздов 1906–1909. Иосиф Петрових 1909. Рыбинское викариатство, учр. в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Таинственность понятия человеческой личности и ее несводимость к природному аспекту Преосв. Каллист полагает, что «величайшей тайной тварного мира является человеческая личность» 1571 . Поскольку она есть «тварная икона нетварного Бога», а Бог непостижим, то и «человеческая личность обладает свойством непостижимости» 1572 . Как говорит свт. Григорий Нисский , «одна из основных характеристик Божества – быть по существу Своему за пределами нашего понимания, поэтому образ Его также должен это выражать» 1573 . Апофатическое, «отрицательное богословие требует в дополнение к себе “отрицательной антропологии”» 1574 . Таким образом, «православная антропология, в согласии с современной психологией, рассматривает человека как нечто глубоко таинственное... Мы воспринимаем и понимаем только очень небольшую часть нас самих» 1575 . «Пределы человеческой личности... простираются в бесконечность и вечность», и потому все время в ней «остается еще нечто неоткрытое и тайна нас превосходящая» 1576 . Однако таинственность нашей личностной человеческой природы отнюдь не ведет митр. Каллиста к агностицизму. Напротив, «тайна неразрывно связана с событием: событием встречи. Тайна и событие едины... Тайна для православного сознания есть конкретная и суровая реальность. Она есть Христос» и тайна Его Личности 1577 . Поэтому «нет более насущной задачи в духовной жизни каждого из нас, чем обновить в себе трепет и изумление перед чудом и тайной нашей собственной личности» 1578 и последовать святоотеческим двуединым и бесконечным путем самопознания и Богопознания. Сообразность Творцу и таинственность человеческой личности непосредственно связаны с ее «непредсказуемостью» 1579 , «конечной неопределимостью», не классифицируемостью 1580 , «превосхождением тварного порядка» 1581 или «трансцендентностью» 1582 , «превосхождением себя» 1583 – «само-трансцендентностью» 1584 т. е. несводимостью к своей природе. Свобода личности В «таинстве человеческой личности, сотворенной по образу живого Бога», митр. Каллист особенно выделяет свойство свободы 1585 . Возможность реализовывать нашу сообразность Богу каждому по-своему соответствует в нас дару свободы выбора 1586 . Пользование этим даром свободной воли составляет «существенное содержание нашей личностности» 1587 . Только «благодаря этой способности свободного выбора человек становится человеком в собственном смысле слова» 1588 . « В целой Вселенной нет ничего драгоценнее свободного выбора личностей, наделенных даром разума и совести» 1589 . И, несмотря на последствия грехопадения и нашу ограниченность, «зависимость от окружающей среды и собственных неосознанных побуждений», мы «никогда полностью не порабощены ими. Мы остаемся свободными» 1590 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1570 «Быв клириком в Фессалии, я знал еще один обычай. Тем клирик, если продолжал жить со своею женою, с которою вступил в супружество прежде определения своего в клирики, исключался из клира, тогда как на востоке все, даже и епископы, воздерживались от общения со своими женами по собственному произволению, если, т. е., сами того хотели, не будучи принуждаемы к сему непреложным законом; ибо многие из них во время епископства от закониых жен имели и детей» (Сократ. Ц. Ист. кн. V, гл. 22, стр. 431. в русск. перев. Спб. 1851). Сн. Соб. карфаг. прав. 4. 34. 81. 1571 Justin. Novell VI, cap. 1: prius autem aut monasticam vitam professus, aut in clero constitutus, uxori tamen cohaerens, nec filios habens… et caet. 1572 Сократ. Ц. Ист. гл. 1, гл. II, стр. 65—66, в русск. перев. 1573 Concil. Illiberit. can. 33. 65. 1574 Сириц. пап. (385) can. 3; Иннокентий I (404), can. 2. 1575 Лев (443), can. 3; Concil. Aurel. 11 (452), can. 7. 1576 Concil. Toled. (531) сап. 1; Сопс. Turon. (567) can. 19; Conc. Altiss, (570) can. 20—22. Cfr. Walter, Lehrb. d. Kirchenrechts, § 212, Bonn. 1842. 1577 Concul. Roman. (743) can. 1. 2; Concil. August. (952) can. 1. 11. 16. 17. 19. 1578 Concil. Later. 1 (1123) can. 40, и друг. Соборы. 1579 Оглас. поуч. III, п. 2, стр. 44, в русск. перев. 1580 Поуч. тайновод. III, п. 3, стр. 451. 1581 См. выше примеч. 1339. 1582 Orat. in baptisma Christi, T. II, p. 803, ed. Morel. 1583 На Матф. бесед. LXXXII, n. 4, в т. III, стр. 421. 1584 Письм. к Кесар. XCIII, в Тв. св. Отц. X, 219. 1585 См. выше примеч. 1550. 1586 Это особенно выставляют на вид протестанты. 1587 Renaudot. Perpetuite de la foi. T. V, lib. 1, c. 2. 3. 9; Galan, conc. eccles. Arm. cum Rom. T. III, p. 439; Dissert. de Coptis, Jacobitis, Sect. III, n. 186 (in Bolland. Jun. T. V, p. 140). 1588 Нельзя не припомнить здесь слов Тертуллиана: quod apud multos unum invenitur, non est erratum, sed traditum (de praescr haeret. c. 28), и потом блаж. Августина: quod universa tenet Ecclesia, nec Conciliis institutum, sed semper retentum est, nonnisi autoritate apostolica traditum rectissime creditur (de baptism. contr. Donat. IV, 24, n. 31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Итак, когда ум видит те кресты, то он испытывает трепет и страх. И возможно, что его пот даже становится густым, как капли крови, ибо мы во всем должны походить на Того, Кто стал подобен нам 1577 . И глава 1578 ангелов, которые в том месте, приближается к нему и дает некое укрепляющее утешение, подобно тому, которое было дано Христу 1579 , когда говорит ему такие слова: «После краткого и очень небольшого времени Ты будешь прославлен, посрамишь смерть и будешь жить» 1580 . Тогда божественный ум обращает себя к молитве и просит Бога, говоря: «Отец мой, если возможно, пусть минует меня чаша сия. Если же невозможно, чтобы она миновала меня иначе, как мне испить ее – да будет воля Твоя» 1581 , – и приходит в уныние и испытывает скорбь 1582 . Он же обращается от своей молитвы и видит стражей в том месте спящими, и говорит им: «Разве не могли вы хотя бы один этот час бодрствовать со мной?» 1583 Тогда он приближается к ним в великом страдании и будит их. Но когда они пробуждаются, то изменяются перед его глазами, так что вместо любви он видит в них гнев и вместо согласия – ненависть. Их чистота сменяется тьмой, а их спокойствие – яростью против него, так что они хотят убить его 1584 . Тогда он говорит: «Все ненавидящие меня как один шепчутся обо мне и замышляют на меня зло» ( Пс. 40, 8 ) 1585 . Знай же, о мой сын, что это ангелы, кто в том месте, восстают на божественный ум и распинают его. И не представляй и не думай, что это славное служение как будто совершается сущностью бесов, но это [ангелы], изменяя свой образ, исполняют для него труд распинателей. Тогда же тот божественный ум приближается к тому, чтобы преодолеть распад своей цельности, и он высвобождает свою душу и отпускает свое тело через страдания и непроизносимые стоны. [Тогда] он божественно укрепляется и чудесно усиливается против тех распинателей, которые являются ему, и говорит им, подобно нашему Господу: «Кого вы ищете?» Они же отвечают: «Тебя». И они также низвергаются, как иудеи перед Господом нашим 1586 . Таким образом он показывает им, что для него они очень слабы и ничтожны и что он принимает распятие по своей воле, а не по принуждению 1587 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Како оболга дьявол к Богу человека, чти во Иову 1577 . Егда приидоша аггели пред Господем поклонитися, прииде же и диявол, не местом 1578 , но вопрошением. И рече Господь к дияволу: «Внят 1579 ли на раба моего Иова, яко несть такова в подънебесном: праведен, благочестив и непорочен, еще же держится и незлобия». И отвеща диявол: «Не туне чтет тя: обложил 1580 еси ему вънутренняя и внешняя. Повели ми, да коснуся – аще не в лице благословит тя? 1581 Кожа за кожю и вся даст человек, елика име, за душу свою». Ох, собака, блядь, клеветник! Что и никонияня же, блядьи дети! Умыслиша Аввакума беднова и прочих повсюду мучити: «Ужо, де, и не хотя, волю нашу сотворят, как в землю закопаем их!» А бояроня с сестрами умерла о Христе 1582 , а не покорилась дьяволенкам и не предала благоверия. Такъже и над Ыовом тем и дияволов-от умысл был. К Богу рече: «Не туне, де, чтет тя: богатьства, де, и детей, и всякия благодати доволно ему даде, дай-ко, де, мне над ним поиграть. Ужжо, де, и не будет хуже ево, и бранить, де, стани тебя. В лице тя благословит, просто реши, прокленет». Вот как диявол-от на человека тово лжет. Слово в слово и никонияня таковы же. Отдал Бог Иова тово во искушение дияволу тому, да и приказал: «Вся сия тебе Иовлева предаю, токмо душу ево соблюди». Возилъся над ним дьявол-от, что чорт, а душе той коснутися не смел, понеже Бог с небесе сам зрех победы Иовлевы. Радуется в те поры Владыка-свет, как терпением, благодаря, Иов плотной побеждает безъплотнаго дьявола. Так же то и ныне бывает, братия. Егда терпим Христа ради и завета его – так же радуется Бог. А идеже Бог, тамо и аггели вси, и праведнии тут же со Владыкою зрят победы или побуждения. Читали ли в житии Андрея Юродиваго 1583 ? Егда съ черным велиаром 1584 брався 1585 , а белоризцы позороваху 1586 . Как учал Анъдрея вертеть хохлата-ет чорт, так белоризцы те, миленькия, испужалися, жаль им Андрея тово. Как справился Андрей и брякнул Чернова о камень лбом – так белоризцем радость велия и веселие. Так то и ныне победа бывает – невидимо нам радость небесная, а то много радости в той час, егда кто мучится за Христа. Простите, к слову пришло, однако уж говорить, от своих вас не подобает скрывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010