71 Иоасаф (Скрипицын) – митрополит московский. В 1540 г. ходатайствовал об освобождении из тюрьмы князя И. Ф. Бельского, вместе с ним был «первосоветником» царя; в январе 1542 г. низложен Шуйскими, сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, затем переведен в Троице-Сергиев, где скончался. 72 Филипп (Федор Степанович Колычев, 1507–1569) – церковный и политический деятель, митрополит московский. Служил при дворе Елены Глинской. После мятежа Андрея Старицкого (дяди Ивана IV) в 1537 г. бежал в Соловецкий монастырь и принял постриг. С 1548 г. игумен; с июля 1566 г. – митрополит. После публичного осуждения произвола опричнины в присутствии Ивана IV в 1568 г. низложен и заточен в Тверской Отроч-Успенский монастырь, где и задушен по приказу царя. В 1652 г. канонизирован православной церковью. 73 Лютер Мартин (1483–1546) – глава Реформации, основатель протестантизма. Родился в семье рудокопа, впоследствии разбогатевшего. Окончил в 1505 г. Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, поступил в августинский монастырь в Эрфурте, с 1508 г. читал лекции в Виттенбергском университете, с 1512 г. – доктор богословия. 31 октября 1517 г. вывесил на дверях Замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов, содержавших основные положения его религиозного учения. Отказался явиться в Рим на церковный суд. В 1520 г. публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В «Обращении к христианскому дворянству немецкой нации» объявил делом нации борьбу с засильем пап. Укрылся от преследований по Вормскому эдикту 1521 г. в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. Выступал против участников крестьянской войны 1524–1526 гг. под руководством Томаса Мюнцера. В 1522–1542 гг. перевел Библию на немецкий язык. 74 Павел – апостол (наст. имя – Савл). Родился в Тарсе в иудейской семье, был ревностным гонителем христиан. После «чуда на пути в Дамаск» (явление света и голоса с небес) перешел в христианство, проповедовал в Малой Азии, Греции, Риме, Испании. Ему приписываются 14 посланий, входящих в канон Нового завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Isihasmul a ajuns în ara Româneasc pân la curtea domneasc, încât pân i un voievod precum Neagoe Basarab (1512–1521) scria în duh isihast Învturile ctre fiul su Teodosie. Erau în lucrarea domnului traduse pentru prima oar fragmente din “Omilia despre rbdare” a Sf. Ioan Hrisostom, un extras masiv din “Omilia Schimbrii la Fa” a Sf. Efrem Sirul, erau incluse sub titlu personal fragmente din Evhologiu i un extras din Sf. Ioan Scrarul despre rugciune. Nu lipsiser ca surs de inspiraie “Panegiricul lui Consnatin cel Mare” i “Umilina” ( Κατνυξις) unui Simeon Monahul, confundat de critic mult vreme cu Simeon Metafrast. Poate c în demersul su, domnul s fi fost influenat de un alt mare isihast i ierarh în ara Româneasc, Sf. Nifon II, Patriarh al Constantinopolului (1505–1508), pe care sigur domnul îl va fi cunoscut. Prin aceasta arta c sub mantia de domn se ascunde o ras de clugr, cum frumos spunea un învat român (Dan Zamfirescu). Atât de profund se împmântenise isihasmul la noi, într-un secol în care Machiaveli cu al su “Principe” afirma principiile politice care stau i azi la baza guvernrilor occidentale; în aceeai vreme în care la noi i în lumea ortodox, în general, se afirma c orice guvernare trebuie s aibe drept scop apropierea supuilor de Dumnezeu. La definirea acestei mentaliti îi adusese contribuia isihasmul prin reprezentanii si enumerai mai sus i prin alii precum Gavriil Uric sau Grigorie amblac. Toat aceast atmosfer întreinut de monahismul românesc a constituit un miraj pentru monahii de alte neamuri care s-au perindat prin rile noastre timp de patru veacuri. Din secolul al XVIII-lea clugrii rui sau ucrainieni au gsit i ei un teren prielnic pentru a se afirma pe trâmul tririi autentice ortodoxe. Este cazul lui Vasile de la Poiana Mrului, clugr rus care se stabilise în zona Buzului, plin i ea de sihstrii din vechime, pentru c acolo gsise atmosfera cea mai prielnic pentru rugciunea lui Iisus i pentru munca de traducere a operelor patristice. El a fost acela ce a pregtit terenul venirii lui Paisie Velicikovski, personajul care va lsa epocii numele su.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1512 и 1513 г. участвовал в походах к Смоленску, но разбитый под Тулой Мехмед-Гиреем в 1521 г., Воротынский лишен был отчины и сана. При Елене Глинской был вместе с юными сыновьями своими сослан на Бело-озеро. Владимир Иванович в 1541 г. с братьями своими разбил Крымского царевича Алима в Одоевском уезде. В 1547–1552г. находился в последних походах на Казань. Во время болезни царя Uoahha IV , Воротынский стоял крепко за права Государя и малолетнего сына его Димитрия, против князя Владимира Андреевича и его бояр. Но князь Михаил Иванович был славнее других своими боевыми доблестями и оклеветанный умер от пытки на огне. Отвезен своей супругою в Белозерский Кириллов монастырь, где и погребен в родовой своей Усыпальнице. С ним пресекся знаменитый род кн. Воротынских. Построение вышеозначенной церкви обусловливалось при игумене Семионе «с царского доклада» 7 февр. 1554 г. пожертвованием монастырю Кириллову села Дгино (или Дыгино), принадлежавшего супруге князя Владимира Ивановича Воротынского (См. «Кирилло-Белозерский монастырь» г. Никольского, стр. 32, прим. 3). Этой же княгиней было пожертвовано тогда утварь церковная и священные ризы для совершения Богослужения. 68 При Василии Ивановиче Шуйском, кн. Телятевский был Черниговским воеводою, но за переход свой к 1-му самозванцу, подвергся потом опале и умер в обители Кирилловой на Белом озере с именем инока Епифан. 69 Здесь особенно замечателен по своему греческому письму образ св. мученицы Ирины и все в этом храме св. иконы изображают святых, соименных членам «рода» царя Бориса Федоровича 70 Рукоп. Кирил. библ. л. 982 об. Опись Кириллова монастыря 1773 г., Рукоп. Кирил. библ. л. 1043 об. 71 О вкладах обоих царевичей сохранилось в записях монастырских следующее повествование, характеризующее обстоятельство, вызвавшее сие благотворение, и самое время. Там сказано под 1570 годом: «Царевич князь Иван Иванович пожаловал в дом Пречистой Богоматери и чудотворца Кирилла, тысячу рублей игумену Кириллу с братией и должны они за здравие князя Ивана молиться, а на рождение его марта в 29 день, за его здравие корм кормити малый ежегодно, а служить священнику и диакону; а марта в 30 день, на память преподобного отца нашего Иоанна списателя лествицы, корм кормить большой и служить игумену самому со всем собором...

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В следующем году в Москве собрался третий собор против жидовствующих. Несмотря на призыв преп. Нила к милосердию, собор вынес очень суровые постановления против еретиков, многие из которых были казнены. Одним из идеологов главенства Москвы и ее преемства от Византии был псковский наместник, дьяк Михаил Мунехин, очень образованный человек, бывший послом в Египте и много путешествовавший. Он привез в 1512 году в Москву Хронограф (изложение исторических событий с самых древних времен). Автором этого изложения был инок Спасо-Елизарова монастыря, Филофей, который в начале царствования Иоанна Грозного более подробно развил свои мысли в «Послании к царю и вел. кн. Иоанну Васильевичу». Идея преемственности царской власти из Византии возникла сразу после падения Царьграда, но касалась Православного Царства, которое должно было стать защитником православных на всем Востоке. По мнению инока Филофея, наоборот, Московское Царство, – третий Рим, единственное государство, оставшееся православным, так как Византия, так же, как и древний Рим, отпала от православия. Оно должно охранять свое православие, так как два Рима пали, а четвертому Риму не бывать. Вселенская идея защиты всего православного мира подменялась национальным замыканием в московском правоверии. Отношения между Церковью и государством нарушились уже в 1521 году. Митрополит Варлаам, не понравившийся вел. кн. Василию III, был низложен и заточен в монастырь. На его место, не собирая собора епископов, вел. князь поставил игумена Волоколамского монастыря Даниила, последователя идей преп. Иосифа и вполне послушного княжеской воле. В деле развода вел. князя с Соломонией Сабуровой, митрополит встал на сторону Василия III, постриг насильно царицу и благословил его брак с Еленой Глинской. Возвысил свой голос против такого нарушения церковных правил только преп. Максим Грек , сторонник преп. Нила. Преподобный Максим Грек и его просветительная деятельность В 1518 году прибыл в Москву, по приглашению вел. кн. Василия III, знаменитый на Востоке ревнитель православия и ученый Максим Грек , влияние которого в России в течение почти двух веков было очень велико.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вполне возможно, что на всю тогдашнюю Россию это были одни из немногих рак святых из драгоценных металлов. Существует еще свидетельство о серебряном убранстве гробницы преподобного Варлаама Хутынского, которое было разграблено шведами в 1611 г. 1518 Кроме того, согласно летописям XVII в. 1519 и дневнику Марины Мнишек 1520 , при разграблении в 1608 г. ростовского Успенского собора были похищены золотая рака св. Леонтия и серебряная – св. Исаии 1521 . Но когда эти раки были сделаны и по чьей инициативе – неизвестно, хотя можно предположить, что и здесь не обошлось без московских государей XVI в. Во всяком случае, сам Успенский собор (1508–1512 гг.) был построен при поддержке великого князя Василия III 1522 . Онже и, позже, его сын Иван Грозный вложили два великолепных лицевых покрова на раку св. Леонтия 1523 . Вероятно, на протяжении почти всего XVI в. было изготовлено лишь несколько рак из драгоценных металлов. На этом фоне совершенно необычным явлением выглядит создание в конце XVI в., за относительно короткий срок, по заказу царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова, сразу целого ряда серебряных рак – для мощей святых Петра митрополита Московского, Алексея митрополита Московского, Ионы митрополита Московского, Пафнутия Боровского, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Василия Блаженного 1524 . В рамках этого грандиозного по тем временам проекта была, наконец, закончена в 1585 г. (начатая еще в 1556 г., по приказу Ивана Грозного) упомянутая рака Сергия Радонежского 1525 . Из всех перечисленных рак сохранились только последняя и митрополита Ионы. Именно тогда, очевидно, и сложилась традиция, существовавшая в XVII–XVIII вв., когда русские государи выступали заказчиками драгоценных рак для мощей многих православных святых. В XVI – начале XVII вв. состав надгробного комплекса не был унифицирован. В то время рака могла существовать вообще без каких-либо иных элементов убранства – например, гробницы св. Ферапонта в Можайском Лужецком монастыре 1526 и св. князя Владимира Ярославича в новгородском Софийском соборе 1527 . Во всяком случае, так было в будние дни. В праздники же, очевидно, такие гробницы могли украшать покровами, хранившимися до этого времени в другой части храма 1528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. и что просят его приказать префекту распустить их с миром по домам 1505 . Только двадцать епископов с Февадием агинунским и Сервацием тунгрийским во главе упорствовали 1506 . В виду этого руководивший собором префект Тавр, согласно императорской инструкции, запретил всем соборным епископам разъезжаться. Между тем наступал декабрь 1507 . Тогда и эти сдались. Это совершилось тем легче, что сам Валент объявил, что он не арианин и для вящей в том убедительности в качестве дополнения к вероопределению предложил анафему против вождей строгого арианства 1508 . Итак, после семимесячного заседания собор закрылся, и результат его через новое посольство с Урзацием и Валентом во главе был сообщен императору 1509 . Одновременно с этим в Селевкии исаврийской состоялся собор восточных епископов. Он начался 27 сентября и продолжался несколько дней. В качестве комиссаров императора на нем выступали комит Леон и начальник провинции Исаврии Вассикий-Лаврикий 1510 . Число присутствующих епископов простиралось до 160 1511 . Большинство 1512 принадлежало к омойузианам. Немногие египетские епископы, бывшие омоузианами, подобно Иларию 1513 также примкнули к этому большинству. Прочие 1514 сплотились вокруг Акакия кесарийского. Последний при официальной поддержке императорского комиссара Леона желал играть на этом соборе такую же роль, какая выпала в Аримине на долю Валента и его присных. Евдоксий антиохийский и другие аномейски настроенные присоединились к Акакию. Василий анкирский, по-видимому умышленно, в первые два дня заседаний держался вдали от собора 1515 . Когда 27 сентября в первый день заседания 1516 Акакий предложил собору четвертую сирмийскую формулу 1517 , то омойузиане, подобно ариминскому большинству объявили новое исповедание неудовлетворительным и выразили желание вернуться не к никейскому, но антиохийскому символу при освящении церкви 341 г. 1518 Тогда споры перешли во взаимные обвинения, и акакиане покинули место заседания 1519 . На второй день совещалось одно большинство, но Акакий и его сторонники выразили Леону и Лавривию письменный протест 1520 и представили при нем сопровождаемую догматико-критическими положениями вероисповедную формулу, которая была ничто иное, как простой доникейский крещальный символ, во всяком случае нисколько не противоречивший ни догматике Акакия, ни его противников 1521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

К наиболее известным церквам и мон-рям, сооруженным армянами на румын. землях в XV - нач. XX в., относятся: церковь в Хотине (1480, снесена в 1551), мон-рь Агигадар (Исполнение желаний; совр. с. Булай близ Сучавы, 1512-1513) и мон-рь Замка (Сучава, 1606), церкви св. Симеона Богоприимца (Сучава, 1513), Св. Креста (Сучава, 1521), Св. Троицы (Ботошани, 1795), Благовещения (Ботошани, 1884), Св. Богородицы (Роман, 1609), Св. Богородицы (Тыргу-Окна, 1825), св. Георгия (Фокшани, 1733), Св. Богородицы (Фокшани, 1780), Св. Богородицы (Галац, 1858), Св. Богородицы (Брэила, 1872), св. Григория Просветителя (Тулча, 1883/85), Св. Богородицы (Констанца, 1880), св. Иоанна Крестителя (Питешти, 1852), арм. кафедральная ц. св. архангелов Михаила и Гавриила в Бухаресте (1911-1915; представляет собой уменьшенную копию мон-ря Эчмиадзин). После 1686 г. в Трансильвании были сооружены многочисленные армяно-католич. церкви. Наиболее ценными памятниками арм. церковной культуры, найденными в Р., считаются: Четвероевангелие 1265 г., переписанное по просьбе мон. Теодосия диак. Киракосом в мон-ре Маскевор в Киликии (переплет выполнил в 1269 Аракел Хназантянц; хранится в арм. церкви в г. Роман); сб. Деяния апостолов 1310 г. (арм. музей г. Герла), переписанный на Кипре для Алидзы, дочери князя арм. крепости Ламброн (близ совр. г. Чамлыяйла, Турция); Часослов 1313 г. из арм. церкви в Сучаве (Центральная армянская б-ка, Бухарест), переписанный свящ. Гарабедом и его сыном Степаносом в Иерусалиме для иерусалимского монастыря св. Иакова; Четвероевангелие 1346 г. (арм. церковь в Герле), переписанное диак. Киракосом в Сургате (ныне Ст. Крым); Четвероевангелие 1351 г. (арм. ц. Св. Богородицы в Яссах, подарено церкви в 1451 братьями Агопшей и Ариудзом), переписанное в Каффе свящ. Карапетом для диак. Григоре, в серебряном переплете; Четвероевангелие 1354 г. (арм. церковь в Ботошани), переписанное в Каффе учителем при церкви Григором Сукисяном по заказу свящ. Тороса; Часослов 1460 г. (арм. церковь в Сучаве, ныне хранится в Центральной армянской б-ке в Бухаресте), переписанный в Четатя-Албэ еп. Нигосом.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

л. 321 об. Чин над вмешением хлебом в магании за общую трапезу. Оканч. припелами на 9 песни. л. 324 об. Лунник и Пасхалия, начин. от 6943 (1435) года. Послесловие скороп. почерком, коим переписаны в ркп. ветхие листы: 148 (1639) года сентебря в 15 день сделана сия книга, глаголемая Полууставная, церкви чюдотворца Николы вотчины Стромынскаго монастыря села Коровицина при строителе старце Петре Пушечникове, а денгн дал за дела(ни)е сей книги тоеже Стромынской волости деревни Погосту крестьянин Терентей Олексеев сын прозвища Бочар, вкладу чюдотворцу Николе, по свонх родителех. А переплетал сию книгу (следуют сначала буквы, потом мелкие значки). Имя переплетчика скрытое в том и другом тайнописании, есть одно и то же: Кузма Фурсов. Ключ к последней, так называемой мудрой литории, см. в Опис. Рум. Муз. стр. 545. На первых листах внизу твердым почерком XVI века: Полууставье Успения пречистыя Богородицы Стромынскаго монастыря. В библиотеке Казанского Университета есть также Устав – Око церковное, написанный 1429 г. „в обители Св. Троицы Сергиева монастыря... повеленьем раба Божья игумена Саввы, рукою смирена инока Иона“, (после якобы митр. московского, св. Ионы?). Зап. Археол. Общ. VIII, 271. 240. (1521.) Устав церковный, поууст., Х века, в четверть, 403 листа. Сходен с предыд. 239, в месяцеслове русские Святые упоминаются те же. Начального листа с оглавлением недостает, прерывается из последования Пятидесятницы заглавием: неделя всех Святых. 241. (1512.) Устав церковный, полууст. крупный, средины XVI века, в лист, 395 листов. Заглавие и заставка с золотом (слиняла) и с закладкой в рамке. Также сходен с 239. Пасхалии и Лунника в конце не приложено, зато в самом начале помещено: Изложение соборное (быв. 1547 г. февраля 26) Макария митрополита, посланое игумену Серг. мон. Ионе (1545–1549) г., о повсеместном празновании четырнадцати новым Святым российской Церкви и о поместном девяти, во дни их памяти. В числе первых 14 между прочим положено: декабр. 3-го Савве сторожевскому, апр. 17 Зосиме и Савватию соловецким – обоим вместе, апр. 26 Никите архиеп. новгородскому, ноябр. 23 В. Князю Александру Невскому. – Срав. Истор. Карамз. изд. 3, т. 9, прим. 84; Акты Археогр. Экспед. т. I. 213.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Летописец сказывает, что пятилетние младенцы помогали сему добродетельному Иноку сокрушать мольбища идолопоклонников. – Заметим, что не только чудь, но и самые Россияне в XVI веке еще усердно следовали некоторым языческим обыкновениям. Жители Псковской области 24 июня праздновали день Купала: собирали травы в пустынях и в дубравах с какими-то суеверными обрядами, а ночью веселились, били в бубны, играли на сопелях, на гудках; молодые жены, девицы плясали, обнимались с юношами, забывая стыд и целомудрие: о чем ревностный Игумен Елеазаровской Обители старец Памфил с укоризною писал к Наместнику и сановникам Пскова в 1505 году. Угнетенное игом неверных и бедностию, Духовенство Греческое, как и прежде, искало утешения и благодеяний в России. Константинопольский Патриарх Феолипт (в 1518 году) присылал к нам Янинского Митрополита Григория с Афонскими Иноками, чтобы разжалобить Великого Князя описанием их печального состояния. Благословляя Христианскую добродетель Россиян, они выехали из Москвы с богатыми дарами. Будучи в дружбе с Султаном, Государь и сам посылал милостыню в Грецию с своими чиновниками. При Василии (в 1509 году) был церковный Собор в Литовской России, в Вильне: Духовенство наше не имело участия в оном. Киевский Митрополит Иосиф с семью Епископами уставили там весьма строгие законы для нравственности Священников, взяв меры, чтобы мирская власть не вмешивалась в права духовной. Деяния сего достопамятного Собора свидетельствуют, что Церковь Греческая пользовалась тогда в Литве свободою, независимостью и была верною коренным уставам Православия. В 27 лет Василиева государствования Россия испытала немалые физические бедствия: от 1507 до 1509 года свирепствовала язва с железою в Новегороде, и в одну осень схоронено там 15 000 человек; зимою в 1512 году во многих областях люди умирали кашлем; в 1521 и 1532 году было во Пскове ужасное поветрие, от коего все государственные чиновники разбежались и которое миновалось, по известию Летописцев, от употребления святой воды, присланной Архиепископом Макарием, Великим Князем и Митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

м. и обителью Эсфигмен (Ibid. P. 50-51. N 17). В 1597 г. патриарх Феофан I Карикис издал грамоту, в к-рой подтвердил дар, сделанный мон-рю Фомой Критопулосом (Ibid. P. 53. N 19). В 1598 г. св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский и местоблюститель К-польского Патриаршего престола, подтвердил передачу Фомой и его братом Георгием земельного владения в Адрианополе (Ibid. P. 54. N 20), а через 4 года патриарх К-польский Неофит II подтвердил др. дар братьев Критопулосов в пользу П. м.- ц. Иоанна Предтечи в Адрианополе (Ibid. P. 54-55. N 21). В XVI в. активными покровителями П. м. стали господари Валахии и Молдавии. Первые сведения о контактах П. м. с Валахией относятся ко времени правления господаря Нягое Басараба (1512-1521) и содержатся в румын. Житии св. Нифона, в котором упоминается, что Нягое делал богатые вклады в монастыри Афона, в т. ч. построил водопровод для П. м. ( Nasturel. 1986. P. 163). В 1517 г. игумен П. м. совершил поездку в Валахию, где участвовал в освящении мон-ря в Арджеше, построенного Нягое. Внешняя стена П. м. была полностью перестроена в эти годы валашскими воеводами, к-рые известны по надписи: «Великий логофет Барбулос и Гавриил из Валахии, благочестивые и досточтимые мужи». Большие средства на реконструкцию мон-ря выделили молдавский господарь Петр IV Рареш (1527-1538, 1541-1546) и его супруга, Елена (дочь серб. деспота Иоанна Бранковича) (см. ст. Бранковичи ). Сохранившаяся греч. надпись в мон-ре, датированная 1536-1537 гг. упоминает в качестве донатора Гавриила Тотрушану, великого логофета Молдовлахии. На его средства были построены монастырские кельи, колоннада перед кафоликоном, а также водоразборный фонтан. В 1845-1846 гг. архим. Порфирий Успенский прочел в П. м. слав. надпись в честь некоего Стана, «великого логофета Венгровлахии», к-рый назван «основателем мон-ря» (Описание мон-рей Афонских в 1845-46 гг.//ЖМНП. 1848. Т. 58. Отд. 2. С. 60). О существовании такого лица по др. источникам сведений нет, а сама надпись была вскоре утрачена во время очередных ремонтных работ в мон-ре, поэтому ее удовлетворительная интерпретация невозможна. Однако дальнейшими исследованиями установлено, что указанный ктитор скорее всего принадлежал к знатной валашской фамилии Крайовеску, представители к-рой в то время выделили средства на строительство ксенодохия рядом с П. м., а также на обновление фресковой росписи кафоликона в 1536 г. Впрочем, исследователь Нэстурел предполагает, что имя и обстоятельства, указанные в надписях о Тотрушану и Стане, а также ошибки в прочтении 2-й надписи дают возможность предположить, что в этих надписях речь идет об одном и том же человеке ( N sturel. 1986. P. 168). Члены семьи Крайовеску в это время поддерживали афонские Павла святого монастырь и Ксенофонта преподобного монастырь .

http://pravenc.ru/text/2578890.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010