В 1506 г. папа Римский Юлий II (1503-1513) отправил Дж. П. Караффу легатом ко двору кор. Фердинанда V (II) Арагонского в Неаполе: король Неаполя как вассал папы Римского должен был принести понтифику оммаж, а папа в свою очередь совершить инвеституру короля, однако папскому легату не удалось добиться согласия короля на проведение этих церемоний. В июне 1507 г. Караффа приехал в Кьети. Конфликт с испан. властями (территория еп-ства входила в состав Неаполитанского королевства) усугубил характерную для всего его семейства антииспан. ориентированность молодого епископа. В своем диоцезе он начал проводить церковные реформы, направленные на укрепление епископской власти, регламентацию образа жизни клириков, упрочение дисциплины в мон-рях, строгое выполнение предписаний, связанных с соблюдением постов, праздничных дней, совершением богослужений и т. п. В нач. 1513 г. приехал в Рим для участия в работе Латеранского V Собора (1512-1517). В 1513-1519 гг. выполнял дипломатические поручения папы Римского Льва X (1513-1521) в Англии, Нидерландах и Испании. В Испании он был близок к кружку сторонников церковных реформ во главе с кард. Франсиско Хименесом де Сиснеросом , познакомился с Адрианом Флоренсзоном Буенсом (папа Римский Адриан VI в 1522-1523), воспитателем будущего имп. Карла V Габсбурга (король Испании Карл I в 1516-1556, император с 1519). Верный своим антииспан. пристрастиям, Караффа выступал против поддержки папой Львом X кандидатуры Карла Габсбурга на имперских выборах. И хотя в дек. 1518 г. король утвердил его на архиепископской кафедре Бриндизи, после избрания Габсбурга императором (28 июня 1519) Караффа покинул Испанию. Приехав в 1520 г. в Рим, Караффа принимал участие в деятельности оратория Божественной любви - добровольного объединения клириков и мирян, выступавших за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся ( Paschini P.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

Иларион 1681–1705 митроп. с 1682 Ефрем Янкович 1708–1712 Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719 Варлаам Леницкий 1719–1724 Иоаким 1725–1731 Гавриил Русской 1731–1735 Афанасий Кондоиди 1735–1737 Симон Тихомиров 1739–1747 Порфирий Крайский 1748–1755 Сильвестр Главатский 1755–1760 Геннадий Драницын 1760–1775 Тихон Якубовский 1775–1786 Епископы Владимирские и Яропальские: Платон Петрункевич 1748–1757 Антоний (бывш. Каталикос) 1757–1762 Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770 Иероним Формаковский 1770–1783 Виктор Онисимов 1783–1786 Епископы Владимирские и Суздальские: 18 Виктор Онисимов 1786–1800 до 1799 года еп. Суздальский и Владимирский Ксенофонт Троепольский 1800–1821 Парфений Чертков 1821–1850 с 1833 г. архиепископ Иустин Михайлов 1850–1863 Феофан Говоров 1863–1866 Антоний Павлинский, архиеп. 1866–1878 Феогност Лебедев 1878–1892 с 1883 г. архиепископ Сергий Спасский 1892 Муромское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (во Владимире): Андрей Поспелов 1868 Иаков Кротков 1870–1884 Аркадий Филонов 1885–1887 Александр Богданов 1889–1892 Тихон Клитин 1892 Волынская. 19 Учреждена в 991 году. Кафедра в Житомире. 20 Епископы Владимиро-Волынские: Стефан I 991 Иоанн Антоний I Анитий Кодриус Геласий Стефан II, святой 1090–1094 Амфилохий, святой 1105–1122 Симеон, святой 1123–1136 Феодор 1137 упом.1147 Лаврентий Прокопий Антоний II Иоасаф 1223–1230 Василий 1229–1265 Никифор I, Сатанило упом. 1226 Косма 1271 Марк 1271–1287 Евсигний (Евгений) 1287 упом.1301 Афанасий I 1328–1353 Uoha I упом.1358 Афанасий II 1388–1391 Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 Герасим 1414–1416 Весвассиан Даниил I упом. 1441, в 1451 удален Даниил II 1451 Никифор II 1458 Порфирий упом.1470 Феодосий 1485 Дамиан упом. 1487 Мартиниан Вассиан I 1487–1497 Вассиан II 1505–1512 Пафнутий 1513–1521 Uoha II упом. до 1535 Геннадий упом.1545 Иона Борзобогатый-Красенький нареч. еп. Владимирский Иосиф упом. 1558 Феодосий Лазовский 1566–1588 Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно с Афона пришел в Румынию преподобный Никодим, и с Афона же пришел настоятель кутлумушского монастыря Харитон, чтобы просить князя Владислава I-ro о помощи для реконструкции этого монастыря, где подвизалось множество румынских монахов. Таким образом, Румыния стала ктитором Кутлумуша. Исихазм был также поддержан и великими Константинопольскими Патриархами Каллистом и Филофеем Коккином, из коих последний, к тому же, – прямой ученик и биограф святого Григория Паламы . Палама вел полемику с римо-католической концепцией, утверждающей, что Бог может быть познан лишь исключительно разумом, наукой и культурой. Для нас, румын, самой близкой фигурой остается преподобный Никодим Тисманский, реорганизатор румынского монашества и основатель у нас общежительных монастырей. Он также пришел с Афона, вел богословскую переписку с Евфимием Тырновским, который, в свою очередь, был учеником другого известного подвижника-исихаста, святого Феодосия из Калифарева. Подвижничество и вся деятельность преподобного Никодима оставили глубокий след в румынском Православии; благодаря ему монастырская жизнь была реорганизована, обновлена и наполнилась энергией. Возникла и сложилась традиция общежительных монастырей, которая продолжается и до сегодняшнего дня. Начало развиваться монашество, которое с тех пор, на протяжении вот уже пяти столетий, питает своею духовностью румынскую культуру. И всё это были плоды исихастского течения, которое означало, с точки зрения культуры, переоценку всего святоотеческого наследия. В результате, первые переводы (хотя и на славянском языке 124 ) святоотеческих творений в Молдавии и в Царе Ромыняскэ 125 появляются уже в начале XV века. Практически всё, что было создано в то время на духовном поприще, было сделано под сильным влиянием исихазма. В Царе Ромыняскэ исихазм пробил себе дорогу даже и в княжеский дворец, так что сам Великий князь Нягое Басараб (1512–1521) написал в духе исихастской литературы свой знаменитый труд «Наставление сыну Феодосию». В этот труд были включены фрагменты первых переводов на румынский язык из «Гомилии о терпении» св.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1500 г. из-за близости военных действий К. уехал в Рим, по-видимому, для прохождения практики в папской курии; в том же году он сделал доклад в Римском ун-те Сапиенца, вероятно, на математико-астрономическую тему. В 1501 г. К. пришлось вернуться в Польшу и отчитаться перед капитулом Фромборка (каноником к-рого он был) за отсутствие. Затем он направился в ун-т Падуи для изучения медицины, вызывавшей его интерес, поскольку на то время пришелся расцвет медицинской астрологии, находившейся под влиянием восточной астрономической традиции ( Siraisi N. Medieval and Early Renaissance Medicine: An Introd. to Knowledge and Practice. Chicago, 1990. P. 16). В 1503 г. К. получил докторскую степень по каноническому праву в Ферраре. По возвращении К. в Польшу (не позднее 1507) еп. Лукаш Ватценроде добился для него статуса внешнего каноника капитула и сделал его своим секретарем и лейб-медиком. К. обосновался в епископской резиденции и по сути являлся правой рукой епископа в условиях крайней политической напряженности между Вармией и Тевтонским орденом: К. сопровождал Ватценроде на сеймиках, на переговорах и при дворе (1512). В 1510 г. К. был назначен канцлером капитула, но приступил к своим обязанностям во Фромборке лишь в 1513 г. После смерти Ватценроде в 1512 г. К. не столько утратил могущественного покровителя, сколько унаследовал обширные связи своего дяди. В 1516 г. К. становится на 3 года управляющим владениями капитула в Ольштыне и Пененжно, а через год - комиссаром Вармии. В кон. 1520 г. К. вновь избран администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно. Во время войны между польск. кор. Сигизмундом и Тевтонским орденом К. стал управляющим Ольштына; благодаря принятым им оборонительным мерам ордену не удалось захватить город. В нач. 1521 г. в результате переговоров, в к-рых К. принимал участие, было заключено перемирие между Тевтонским орденом и Польшей, и Вармии были предоставлены гарантии безопасности от набегов рыцарей. После смерти еп. Фабиана Лузьянского в нач. 1523 г. К., как администратор владений капитула, становится фактическим управляющим всей Вармией.

http://pravenc.ru/text/2057188.html

Во Францию реформационные идеи проникли достаточно рано, сочинения М. Лютера стали известны в 1518 г., чему способствовала, с одной стороны, деятельность франц. гуманистов, в свое время выступивших с призывом вернуться к истинным источникам христ. веры, прежде всего к Библии (франц. гуманист Ж. Лефевр д " Этапль († 1536) высказывал идеи, близкие к реформационным, в 1512 сформулировал тезис об оправдании верой), с др. стороны, деятельность церковных кружков и семинаров, напр. т. н. кружка в Мо, сложившегося в 1518 г. вокруг еп. Мо Гийома Брисоне и ставшего его викарием Лефевра д " Этапля. Епископ и его сторонники выступали за введение франц. языка в литургию, способствовали распространению среди паствы франц. переводов Евангелия, проповедовали возврат к идеалам раннехрист. Церкви. Деятельность кружка была поддержана сестрой франц. кор. Франциска I Маргаритой Ангулемской. Ее переписка с Брисоне свидетельствует об интересе королевских особ к идее умеренной церковной реформы без разрыва с Римским престолом (в качестве политического аргумента, напр., рассматривался возможный успех Французского королевства в Итальянских войнах, т. к. реформа Церкви обеспечила бы Францию союзниками в лице англичан и немцев - Briçonet G. , Marguerite d " Angoulème. Correspondance (1521-1524). Gen., 1975. P. 124). Во Франции находили приют изгоняемые из Германии последователи Лютера, отлученного к тому времени от Церкви. В 1521 г. теологический фак-т Сорбонны осудил пропаганду идей Реформации, в 1523 г. на костре был сожжен протестант Жан Вальер. Первый антипротестант. королевский указ был издан в июне 1525 г. регентшей королевой-матерью Луизой Савойской (Франциск I находился в мадридском плену). Указ призывал к исполнению папских булл об осуждении учения Лютера и преследовании лютеран. Но ни Франциск I, ни его сестра Маргарита не являлись сторонниками решительных действий против еретиков, хотя и не поддерживали их открыто. В 1525 г. к франц. королю обратился У. Цвингли , к-рый пытался раскрыть монарху смысл и пользу бюргерской Реформации и призывал порвать с Римом.

http://pravenc.ru/text/168241.html

К 1505 г. относится издание грамот П., подтверждающих права монастыря во имя Иоанна Богослова на о-ве Патмос. Сравнительный анализ сообщений Жития свт. Нифонта II, патриарха К-польского, греч. и румын. хроник позволяет заключить, что в марте 1512 г. П. во время пребывания в Дунайских княжествах помазал на царство господаря Валахии Нягое Басараба (1512-1521), а затем тот с одобрения П. избрал нового Унгро-Влахийского митрополита - иером. Макария ( Mure an. 2012). На обратном пути П. был отравлен в окрестностях Силимврии (ныне Силиври, Турция) своим помощником Феодулом. Его перевезли в К-поль, где он и скончался и был погребен в мон-ре Богородицы Паммакаристос. Ист.: Crusius M. Turcograeciae libri octo. Basel, 1584. P. 145-152; Historia politica et patriarchica Constantinopoleos/Rec. I. Bekker. Bonn, 1849. P. 139-151; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Πατριαρχικο κατλογοι (1453-1636)//BZ. 1899. Bd. 8. N 2. S. 392-401; Ecthesis chronica and Chronicon Athenarum/Ed. S. P. Lambros. L., 1902. P. 67; Gavriil Protul. Viaa Sfântului Nifon: O redacieune greceasc ineditâ/Ed. V. Grecu. Bucur., 1944. P. 138-140; Emperors, Patriarchs and Sultans of Constantinople, 1373-1513: An Anonymous Greek Chronicle of the 16th Cent./Introd., transl. and comment. M. Philippides. Brookline (Mass.), 1990. P. 120-121, 170. Лит: Γεδεν. Πνακες. Σ. 496-499; Γιαννακπουλος Κ. Ι. Ελληνες λγιοι ες τν Βενεταν. Αθναι, 1965. Σ. 159-162; ΘΗΕ. 1966. Τ. 10. Σ. 242; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb., 1968. P. 195, 199; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 10, 457; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 398; Mure an D. I. Girolamo Lando, titulaire du Patriarcat de Constantinople (1474-1497), et son rôle dans la politique orientale du Saint-Siège//Annuario dell " Istituto romeno di Cultura e Ricerca Umanistica di Venezia. Venezia, 2006. T. 8. P. 153-258; idem. La visite canonique du patriarche Pacôme Ier dans les Principautés roumaines (1513) et le modèle davidique du sacre//Sfântul voievod Neagoe Basarab, ctitor de biserici i cultur româneasc. Bucur., 2012. P. 25-62.

http://pravenc.ru/text/2579854.html

НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ († после 1566 - до 1585), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря НИФОНТ († после 1553), Телеговский, Устюжский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) НИФОНТ (1736 - 28.12.1809), прп., Хиосский (пам. греч. 28 дек., 14 июня), иером., видный представитель движения колливадов, основатель мон-ря Благовещения на Скиатосе, т. н. вождь колливадского рассеяния НИФОНТ (Выблов Николай Григорьевич; 1882 - 1931), иером., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ (сер. 1200-х гг.- 1258), вел. кн. Рязанский (1238-1258), блгв. (пам. 10 июня в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_96.html

Один валашский воевода пожелал иметь мощи святого в своей домашней церкви и распорядился послать за ковчегом бояр и священников. Однако Д. Б. не позволил перенести ковчег через Дунай, и мощи остались в сельской церкви. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. мощи Д. Б. намеревались вывезти в Россию, чтобы спасти их от поругания со стороны турок. Однако когда ковчег со святыней прибыл в Бухарест, благочестивый христианин, богатый купец Хаджи (Паломник) Димитрий, и митр. Унгро-Влахийский Григорий II обратились с просьбой к представителю рус. войск оставить мощи в столице. Благодаря их ходатайству в июле 1774 г. мощи были положены в кафедральном соборе, где они почивают и в наст. время. 27 окт. 1955 г. Румынская Православная Церковь торжественно прославила Д. Б. в лике святых. Д. Б. стал духовным покровителем Бухареста. 27 окт. 2005 г. по просьбе Патриарха Болгарского Максима (Минкова) Румынский Патриарх Феоктист (Арэпашу) подарил болгар. муж. Басарбовскому скальному мон-рю икону Д. Б. с частицей его мощей. Лит.: Партений, еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1979. Т. 2. С. 121-122; Паисий Хилендарски. Славянобългарска история. София, 1980; Моллов Т. Материали за историята на култа към народния светец Димитър Басарбовски//Студентски изследвания: 1983-1984/Великотърн. ун-т «Кирил и Методий». Вел. Търново, 1984. С. 129-140; Жития на светиите. София, 1991. С. 539-540; P curariu M. Sfini daco-romani i români. Iai, 1994. P. 171-175; Жития на българските светии. София, 2002. С. 158-161; Иларион (Цонев), еп. Траянополски. Сияние на светостта: Вечен календар. София, 20023. С. 179. С . И лчевски Рубрики: Ключевые слова: НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/text/178191.html

The last Romanian to make the step from history to the Synaxaria is Saint Dionysius, Bishop of Cetatea Alb and Ismail. The Holy Synod decided to canonize him in 2018 to mark the Centennial of the Great Union. Bishop Dionysius is one of the most outstanding Bessarabian ecclesiastical personalities of the first half of the last century, being one of the fighters for the realization of the Romanian unitary national state. The canonization proposal came from the Synod (assembly of bishops) of the Metropolis of Bessarabia. Saint Dionysius: In the meeting of February 25, 2021, the Holy Synod decided to prepare the process of canonization of 12 priests and monks for 2025, when the Romanian Orthodox Church celebrates 140 years of autocephaly and 100 years of patriarchal status. The names announced include Father Dumitru Staniloae, Archimandrite Cleopas Ilie and Archimandrite Gherasim Iscu. Holy Romanian Polyglots SAINTS NEAGOE BASARAB and ANDREW AGUNA: 6 FOREIGN LANGUAGES Saint Neagoe Basarab, the Ruler Prince of Wallachia between 1512 and 1521, knew Romanian (mother tongue), Slavonic, Greek, Latin, Turkish, German, Hungarian. The Holy Hierarch Andrew aguna, Metropolitan of Transylvania (November 30), knew Romanian (mother tongue), Hungarian, German, Greek, Slavonic, Serbian and French. A candidate for sainthood in 2025, Father Gherasim Icu, knew seven foreign languages. First martyrs attested on Romanian territory SAINTS EPICTETUS AND ASTION: JULY 8, 290 They suffered martyrdom during the persecution of the emperor Diocletian (244-311), on July 8, 290. They are the first martyrs of Dobrudja attested by the hagiographic sources. The martyr’s act dedicated to them has been preserved only in a late copy from the 15th century, located in the Church of the Saviour in Utrecht. It was published in 1615 by the Jesuit scholar Herbert Rosweyde († 1629). In 1921, the Benedictine Dom Germain Morin discovered in the Hieronymite Martyrology the commemoration of Sts Epictetus and Astion on May 23. “De S.S. Epicteto presbytero et Astione monachu martyribus Almiridensibus in Scythia”, thus strengthening the veracity of what is stated in Acta Sanctorum, edited by N. Rosweyde, mentioned above.

http://pravmir.com/6-interesting-little-...

Сведений о Северинских митрополитах, занимавших кафедру после митр. Афанасия, в документах нет. Учитывая плачевное состояние валашских источников XV в. (особенно 1-й пол.), не представляется возможным даже приблизительно выяснить, когда прекратила деятельность Северинская митрополия и ее каноническое пространство отошло в ведение Унгро-Влахийской митрополии. Рымникская епископия в составе Унгро-Влахийской митрополии Константинопольского Патриархата (XVI в.-1719) Согласно Житию патриарха К-польского свт. Нифонта II, написанному Гавриилом Протом, патриарх основал Рымникскую епископию в юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии по просьбе валашского господаря Раду Великого на валашских территориях к западу от Олта, во время своего пребывания в Валахии в 1503-1505 гг. Однако в др. месте, подробно описывая освящение 14-15 авг. 1517 г. Успенской ц. в Арджеше, где присутствовали К-польский патриарх Феолипт I , митр. Унгро-Влахийский Макарий, игумены афонских и валашских мон-рей и др., Гавриил Прот не упоминает валашских Рымникского и Бузэуского епископов. Преемство по отношению к Северинской митрополии подчеркивалось в названии епархии: так, начиная с грамоты Михая Храброго (25 апр. 1597), епископия во мн. источниках называется то Северинской, то Рымникской (DRH. B. 1975. Vol. 11. P. 297-299. Doc. 224). Успение Пресв. Богородицы (в центре). Монастыри Св. Горы Афон. Роспись притвора Успенской ц. мон-ря Половраджи. 1703 г. Фото: свящ. Силвиу Клуч Успение Пресв. Богородицы (в центре). Монастыри Св. Горы Афон. Роспись притвора Успенской ц. мон-ря Половраджи. 1703 г. Фото: свящ. Силвиу Клуч В одной из версий Жития свт. Нифонта II (сведения не подтверждаются в др. источниках) указано, что 1-м архиереем стал свт. Максим (Бранкович) в 1503 г., спустя 2 года он занял Унгро-Влахийскую кафедру. В синодике Рымникской епископии упомянут в качестве Рымникского архиерея буд. митр. Унгро-Влахийский Иларион II (1523-1526) ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 404-405). Первыми Рымникскими архиереями, названными по имени в др. источниках, были Леонтий и его преемник Паисий (грамота валашского господаря Влада Винтилэ (1532-1535), подтверждавшая владения епископии, от 1 апр. 1535). В документе упомянуты 5 вотчин, купленных еп. Леонтием для епископии, а также подтверждены владения, пожалованные епископии господарями св. Нягое Басарабом и его супругой Милицей Деспиной, Раду V Афумаци и его супругой Анной и др., что удостоверяет существование епископии уже при св. Нягое (1512-1521) (DRH. B. 1975. Vol. 3. P. 319-324. Doc. 194). Архиеп. Паисий также упомянут в документе от 4 марта 1540 г. (Ibid. 1981. Vol. 4. P. 118. Doc. 90).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010