Время правления Василия III (1505-1533 г.г.) было характерно тем, что процесс объединения русских земель вокруг Москвы практически завершился. Во многом это стало возможно благодаря той активной поддержке, которую оказывала государству Церковь. Величие и мощь Московской державы столь возросли, что не только земли Северо-Восточной Руси объединились под властью московской династии, но ряд областей был отвоеван у Литвы в ходе войн 1507-1508 и 1512-1522 г.г. В целом же при Василии III к Москве удалось окончательно присоединить Псков (1510 г.) и Рязань (1521 г.), а также отнять у Литовского княжества Смоленск (1514 г.) и установить власть Московского государя над рядом северских княжеств. Смоленская епархия, соответственно, была вновь присоединена к Московской митрополии. Во время святительства Варлаама несколько смягчилось недоверие русских к грекам, уже почти традиционное после Флорентийской унии и разрыва с Константинополем. Вообще для нестяжателей как монахов преимущественно созерцательного направления характерно было возрождение контактов с афонскими исихастами: это, вероятно, восходит отчасти к давней традиции такого центра нестяжательства, как Кубенский монастырь (здесь с XIV в. подвизались греческие иноки), отчасти к традиции преп. Нила, учившегося у афонских старцев непосредственно. Многим позднейшим иосифлянам, напротив, была свойственна известная доля грекофобии. На ее фоне, в антитезе поверженным турками грекам, мыслится некоторыми иосифлянами представление о Москве как Третьем Риме. Однако при митрополите-нестяжателе Варлааме расширяются связи с Афоном и другими духовными центрами Православного Востока. Именно при Варлааме в Москве задумывается грандиозный цикл переводов произведений святоотеческой письменности, и с этой целью сюда прибывает с Афона в 1518 г. преп. Максим Грек. Многое в облике митрополита Варлаама напоминает великих святителей XIV в. Так, например, известно, что он, подобно св. Петру, был талантливым иконописцем. Другой яркий эпизод в его житии связан с крупным набегом казанских татар, которые в 1521 г. подошли к Москве, выжгли посады столицы и осадили Кремль. Василий III по старой доброй традиции московских князей, услышав о приближении татар, отъехал на север «собирать полки». В Москве опять-таки по традиции для руководства обороной города был оставлен митрополит. Варлаам проявил себя как мужественный пастырь и способный организатор обороны. Он воодушевлял москвичей на отпор врагу, объявил всенародный пост. Митрополит сумел подвигнуть всех горожан осознать нашествие как вразумление за грехи и с покаянием молиться об их прощении. В результате Москва была спасена, в чем увидели особую милость Матери Божией, которой всенародно молились перед Ее Владимирским образом. В память об этом событии Церковь доныне празднует 21 мая – день Владимирской иконы Богородицы, избавившей Москву от полчищ Мехмет-Гирея.

http://sedmitza.ru/lib/text/436281/

В 1361 г. К. п. м. тщетно пытался оспорить место Дохиара в иерархии афонских обителей (Actes de Docheiariou. 1984. N 37). Из монастырских актов явствует, что в 1-й трети XV в. К. п. м. имел владения на о-ве Лемнос. В 1452 г. возник спор с монастырем вмч. Пантелеимона из-за границы в местности Варнавиц (Actes de Xénophon. 1986. N 33). В 1419 г. в К. п. м. проживало 30-40 насельников (Ibid. N 32), в 1489 г. Исаия Хиландарский указывает 50 чел., в 1520 г. в тур. реестре числился 51 чел., в 1560 г. Иоаким, игум. Пантелеимонова мон-ря, называл 45, в 1583 г. посланник царя Иоанна Грозного Иван Мешенинов упоминал 50 монахов, живших в мон-ре, и 32 келлиота. Видимо, в XV в. К. п. м. перешел под контроль славян: по-славянски подписаны акты 1483 г. ксенофонтским игум. Иосифом (Actes de Kastamonitou. 1978. Append. 3, 18), акты 1499 и 1507 гг.- представителем мон-ря старцем Кириллом, акты 1503-1506 гг.- игум. Романом ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 98). Присутствие славянских насельников в К. п. м. документально прослеживается в XVI в. и даже до 1661 г. (Ibid. Σ. 105). Д. Папахрисанфу предполагает, что Исаия Хиландарский, называя в 1489 г. Дохиар славянским мон-рем, имел в виду К. п. м. ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 65). В османский период мон-рь смог выжить благодаря помощи валашских господарей и вельмож, с которыми он установил связи еще до правления Нягое Басараба (1512-1521), но особенно они укрепились при этом правителе. Ок. 1500 г. бан Крайовы Барбул пожертвовал монастырю 2 тыс. аспр. В первые десятилетия XVI в. К. п. м. получил земли в Речице и Плопу. В 1517 г. вместе с настоятелями др. афонских мон-рей игумен К. п. м. был приглашен Нягое Басарабом на освящение церкви в мон-ре Арджеш. Видимо, по этому случаю господарь подарил обители епитрахиль, на к-рой он изображен вместе с женой и детьми. В 1544 г. мастер Антоний с анонимным помощником расписали кафоликон на средства ворника Константина и его брата Радула. В надписи в одной из певниц ктитором назван некий Милман, возможно, одно лицо с вельможей из Н. Валахии Никуманом, на средства к-рого в 1563 г. был расписан лити (худож. мон. Феофан, тезка работавшего в это же время в др. афонских мон-рях Феофана Критского). В 1554 г. валашский господарь Александру Лэпушняну подарил мон-рю роскошное Четвероевангелие на слав. языке.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

жертвователей обители много дарений делали господари Молдавии и Валахии, благодаря к-рым в основном сложился совр. облик мон-ря. В 1-й четв. XVI в. главным жертвователем был господарь Валахии Нягое Басараб (1512-1521), давший деньги на постройку башни мон-ря (1520) и каменного водопровода взамен деревянного. Он же даровал Д. м. честную главу св. Иоанна Предтечи в золотом ковчеге и посеребренную раку в виде храма для мощей К-польского патриарха свт. Нифонта II, духовным чадом к-рого он являлся. Вскоре после этого (25 окт. 1535) большая часть мон-ря сгорела, и господарь Молдавии Петру Рареш, бывший ктитором и жертвователем денег на росписи монастырского собора, на свои средства отстроил все вост. крыло Д. м. ( Μαμαλ κης. 1971. Σ. 243). Его дочь Руксандра вместе с супругом господарем Молдавии Александру III Лэпушняну взяла на себя расходы по возведению 6-этажного крыла со стороны моря. Руксандра и ее сын господарь Молдавии Богдан IV выкупили у султана Селима II (1568) большую часть отобранных им у Д. м. владений ( Γαβριλ, ρχιμ. 1959. Σ. 112). Среди ктиторов поминается и мон. Силуан, руководивший строительством при этих правителях. Миниатюра с изображением имп. Алексея III Великого Комнина и имп. Феодоры в ктиторском хрисовуле. 1374 г. Миниатюра с изображением имп. Алексея III Великого Комнина и имп. Феодоры в ктиторском хрисовуле. 1374 г. Также 2 брата, Лазарь и Бойос из Исвороса (совр. Стратоники) на п-ове Халкидики, значительно расширили в сторону сада 7-этажное юго-вост. крыло, в к-ром располагаются продуктовые склады, кухня, портняжная мастерская и кельи братии. Примерно в то же время 2 др. брата, Мануил и Фома из г. Серры, построили монастырскую пристань и восстановили древнее подворье Д. м. Орфани у горы Пангеон в Вост. Македонии. В 1574 г. Д. м. выкупил у мон-ря Ксиропотам его полномочия и с того времени находится на 5-м месте в иерархии святогорских обителей, обладая правом раз в 5 лет председательствовать в Свящ. эпистасии в лице своего представителя. В 1601 г.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Однако собственно формулировка «Москва – III Рим» принадлежит старцу Филофею, иноку Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Самым кратким образом теория старца Филофея была обобщена в словах: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати». Старец Филофей был, бесспорно, выдающимся представителем русской духовной мысли. Время жизни Филофея датируют условно 1465-1542 годами. Полагают, что он являлся составителем Хронографа 1512 года. Но гораздо большее значение имели знаменитые послания Филофея. Впервые в самой простой форме, еще не разработанной в философском и литературном аспектах, Филофей изложил теорию «Москва – Третий Рим» в послании, направленном к Василию III Иоанновичу, великому князю всея Руси (написано оно, как полагают, между 1514-1521 годами). Но наиболее завершенный характер идея Третьего Рима получает в послании Филофея к псковскому великокняжескому наместнику – дьяку Мисюрю Мунехину (сентябрь 1527 – март 1528 г.г.). О новейших данных относительно датировки этих посланий, сравнения различных их списков можно прочитать в недавно вышедшей книге Н.В. Синицыной «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции», которая подробнейшим образом разбирает наследие старца Филофея.. В послании к великому князю Василию старец Филофей впервые излагает свои мысли, касающиеся нового значения Российского царства в христианском мире. Послание интересно тем, что принадлежит к весьма редкому в русской литературе жанру увещания, обращенного к монарху. На Руси с подобными посланиями к великим князьям обращались крайне редко, разве только в самых чрезвычайных обстоятельствах. Уже упоминались подобные послания архиепископа Вассиана Рыло и митрополита Геронтия Иоанну III на Угру. Послание Филофея к Василию III невелико по размеру. Но в нем старец удивительно емко сконцентрировал все основные тезисы своей теории. В этом назидании монаха великому князю, в частности, говорится: «Иже от вышняя и от всемощныя, вся содържащиа десница Божиа, Имъ же царие царствуют и имъ ж велицыи величаются и силнии, пишут правду тебе, пресветлейшему и высокостолнейшему государю великому князю, православному христианьскому царю и всех владыце, браздодержателю святых Божиих престол, Святыа Вселенскыя Соборныя Апостольскыя Церкви Пречистыя Богородицы, честнаго и славного Еа Успения, иж вместо Римския и Константинопольския просиявшу. Стараго убо Рима Церкви падеся неверием аполинаревы ереси, втораго Рима, Константинова града Церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери. Сиа же ныне триаго, новаго Рима, държавного твоего царствиа, Святая Соборная Апостольскаа Церкви, иж в концых вселенныа в православной христианьстей вере во всей поднебесней паче солнца светится.

http://sedmitza.ru/lib/text/436284/

14 мая 1509 г. войска Камбрейской лиги, объединившей Папское гос-во, Свящ. Римскую империю, Испанию, Францию и некоторые итал. гос-ва (Флоренцию, Мантую, Феррару, Савойю и др.), нанесли поражение при Аньяделло Венецианской республике. Имп. войска заняли подвластные Венеции города на севере Италии, и флорентийская Синьория отправила М. к императору в Мантую, а затем в Верону для переговоров о выплатах, обеспечивавших сохранность флорентийских территорий. Вскоре ситуация изменилась: папа Римский Юлий II выступил инициатором создания Свящ. лиги, имевшей целью изгнание из Италии бывших союзников - франц. «варваров». В июне-окт. 1510 г. М. совершил очередную поездку во Францию, целью к-рой было обеспечить безопасность республики перед надвигавшейся войной; М. советовал правительству Флоренции решительно встать на одну из сторон. По возвращении он составил «Описание французских дел» (Ritratto delle cose di Francia), в к-ром представил военно-политический обзор слабых и сильных сторон Французского королевства. Отношения между папой Римским и франц. кор. Людовиком XII ухудшились; в сент.-окт. 1511 г. М. вновь находился при франц. дворе в Блуа. По настоянию франц. монарха Флоренция была вынуждена допустить созыв в Пизе «раскольничьего» Собора, участники к-рого выступили за низложение папы Римского Юлия II (см. ст. Пизанские Соборы ). Впосл. заседания Собора были перенесены в Милан, но Флорентийская республика подверглась папскому интердикту. Папа при поддержке испан. кор. Фердинанда II намеревался вернуть во Флоренцию изгнанных оттуда Медичи во главе с кард. Джованни Медичи. 11 апр. 1512 г. французы одержали победу при Равенне, но из-за отсутствия средств на войну и по причине внешних угроз Людовику XII пришлось вывести войска из Италии. Испанцы вторглись в Тоскану, захватили и разграбили Прато. Во Флоренции произошел гос. переворот. Гонфалоньер П. Содерини бежал, 16 сент. 1512 г. к власти вернулись Медичи. М. лишился должности секретаря. В нояб. того же года он был приговорен к ссылке на год внутри флорентийских владений под залог в 1 тыс. флоринов, внесенный за него друзьями; также ему было запрещено появляться в Палаццо-Веккьо (хотя впосл. М. часто приходил туда для дачи объяснений). Положение ухудшилось, когда М. случайно оказался замешан в заговоре против Медичи (февр. 1513), за что был брошен в тюрьму. Он подвергся 6-кратному подвешиванию на дыбе и мог ожидать худшей участи, но был освобожден в связи с амнистией по случаю избрания на Папский престол кард. Джованни Медичи (папа Римский Лев Х (1513-1521)).

http://pravenc.ru/text/2561518.html

Замок Хавьер (Испания). X–XV вв. Замок Хавьер (Испания). X–XV вв. Положение семьи К. изменилось в результате конфликта кор. Жана д " Альбре с Фердинандом V (II) , кор. Арагона. После оккупации Наварры испанцами (1512) король вместе с представителями знати (среди них был и Хуан де Хассу) укрылся в Беарне, рассчитывая на помощь франц. кор. Франциска I . В 1515 г. Наварра была включена в состав соединенного королевства Кастилии, Леона и Гранады. Сын Хуана де Хассу Мигель де Хавьер, унаследовавший владения и титулы отца, принял участие в борьбе наваррской знати за независимость: когда войско кор. Жана д " Альбре вторглось в Наварру, он изгнал испанский гарнизон из г. Сангуэса. После победы над франц. и наваррскими отрядами регент Испании кард. Франсиско Хименес де Сиснерос велел схватить мятежных дворян и разрушить их укрепления (стены замка Хавьер были снесены весной 1516). В мае 1521 г. Мигель де Хавьер присоединился к франц. войску, вторгшемуся в Наварру; во время осады Памплоны, в которой принимали участие 5 двоюродных братьев К., отличился испан. офицер Иньиго (Игнатий) де Лойола, получивший в ходе военных действий тяжелую травму. 30 июня 1521 г. французы и их наваррские союзники потерпели поражение в битве при Ноаине. Мигель де Хавьер и Хуан де Аспилькуэта с родственниками бежали во Францию, оставив К. в замке Хавьер на попечении матери и тети. В Наварре бежавших заочно приговорили к смерти за государственную измену, но по условиям капитуляции крепости Фуэнтеррабия (1524) братья К. получили амнистию и вернулись в Хавьер. Роспись (XV в.) и Распятие (XIII в.) в капелле замка Хавьер Роспись (XV в.) и Распятие (XIII в.) в капелле замка Хавьер Как младший отпрыск дворянского рода, К. должен был сделать выбор между военной и церковной карьерой. По-видимому, на его решение получить университетское образование повлиял пример отца и родственников - канониста Мартина де Аспилькуэты («Наваррского доктора») и Ремиро де Гоньи, главы соборного капитула Памплоны. Скорее всего в июле 1522 г.

http://pravenc.ru/text/2462095.html

И снова в другом месте он же говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть 1512 воля Божия, благая, угодная и совершенная» 1513 , – выражая [сим], что достигшие в меру возраста и разумной полноты духа доходят и до совершенной воли Божией. 2,5 Но в телесном рождении рождаемый младенец с некоей необходимой последовательностью и по закону природы достигает мужеского возраста, ибо так определил Промысл, чтобы в границах необходимости, а не по вольному произволению, приходил в совершенство телесный возраст. А в рождении [от] Духа свыше 1514 . Бог определил не сей порядок, напротив того, добровольному произволению человека предоставил труд, состязание и ристалище с великим терпением, по сказанному Господом: «Подвизайтесь войти сквозь тесную дверь 1515 » 1516 , – и еще: «Принуждайтесь, ибо принуждающиеся восхищают Царство Небесное» 1517 , – также: «Претерпевший же до конца, сей спасется» 1518 , – и: «Терпением вашим стяжите души ваши» 1519 . И апостол говорит: «С терпением 1520 бежим на 1521 предлежащем нам подвизании 1522 » 1523 , – и: «Так, – молвит, – бегите, чтобы получить» 1524 , – и опять: «Как служители Божии, в великом терпении» и прочее 1525 1526 . Так домостроительствовала благодать Божия, чтобы каждый, по собственному мнению и по собственной своей воле, трудом и подвигом достигал мысленного возрастания. 3,1 Стало быть, насколько [каждый] верит, насколько подвизается, насколько любит и насколько с телесным и душевным подвигом предается всякому благоугождению заповедей, в такой же мере приобретет он причастие Духа к духовному возрастанию [в] «обновлении ума» 1527 , по благодати и Божественному дарованию получая спасение, a по вере, любви и подвигу свободного произволения принимая преуспеяние и возрастание к совершенной мере духовного возраста 1528 , чтобы как по благодати, так и по справедливости стать наследником вечной жизни 1529 , и не всецело Божиею силою и благодатью, без [собственного] человеческого содействия и старания, возрастая в преуспеянии, и не всецело собственною силою и тщанием и крепостью, без содействия и помощи Святого Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию 1530 и в меру свободы и чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

«Отделение тверди от вод». Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане. ок. 1511–1512 гг. «Отделение тверди от вод». Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане. ок. 1511–1512 гг. Параллельно М. Б. получал и частные заказы. До 1506 г. он исполнил по заказу фламанд. купца Александра де Мускрона статую Божией Матери с Младенцем («Мадонна Брюгге», ц. Богоматери, Брюгге): подвижная фигурка стоящего Младенца, будто готовящегося шагнуть в мир, противопоставлена торжественной неподвижной позе сидящей Богоматери. Противопоставление строгой величественности и юношеской непосредственности наблюдается и в 2 камерных рельефах, которые были исполнены М. Б. между 1504 и 1507 гг.,- «Тондо Питти» (Национальный музей Барджелло, Флоренция) и «Тондо Таддеи» (Королевская академия, Лондон). К ним примыкает живописное «Тондо Дони» («Святое Семейство», ок. 1503-1507, Галерея Уффици, Флоренция), заказанное Аньоло Дони и сохранившее оригинальную раму, также исполненную по рисунку М. Б. Как и аллегорические обнаженные фигуры на дальнем плане, выдержанные в духе Луки Синьорелли, выдвинутая вперед компактная, сложно организованная группа, представляющая Марию, Иосифа и Младенца, обладает качествами скорее скульптурными, нежели живописными. Мощные, пластичные, словно литые тела, пронизанные импульсами к движению, и яркие, интенсивные цвета создают иллюзию 3-мерного объема. Почти лишенная нарративной составляющей, композиция читается как символ универсальной истории человечества. Аналогичный подход к живописной форме, пусть и менее выраженно, присущ и др. станковым живописным произведениям М. Б., общее число к-рых крайне невелико. Известно, что в нач. XVI в. он писал алтарный образ для ц. Сант-Агостино в Риме; исследователи идентифицируют с ним «Положение во гроб» (Национальная галерея, Лондон) и иногда - работу «Мадонна с Младенцем, св. Иоанном и ангелами» (т. н. Мадонна Манчестер, Национальная галерея, Лондон), авторство к-рой вызывает сомнения. «Воскресший Христос». 1521 г. (ц. Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим)

http://pravenc.ru/text/2563178.html

126-130 НОЭТ СМИРНСКИЙ (кон. II - сер. III в.), один из главных представителей ереси патрипассианских антитринитариев 130-131 НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается христ. учение о нравственности, нравственном сознании и нравственном поведении человека 131-137 НУБИЯ топоним, в средневековой лит-ре обозначавший бассейн среднего течения Нила (по большей части соответствует территории совр. Республики Судан ; центр христианства в VI-XVI вв. 137-147 НУМАН III [ан-Нуман ибн аль-Мунзир], последний царь из династии Лахмидов (Насридов) (579/80-601/2), сын аль-Мунзира IV, внук аль-Мунзира III 147-148 148-159 НУН в древнеегип. религии и мифологии первобытный мировой океан, олицетворение состояния Вселенной до начала творения и упорядочивания ее творцом НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола 159-162 НУР АЛЬ-МУХАММАДИ согласно шиитским представлениям, световой световой образ Мухаммада, к-рый предшествовал творению и передавался через божественных избранников 162-163 НУСАЙРИТЫ др. название - алавиты (аль-алавия, ввиду их особого почитания халифа и имама Али ибн Аби Талиба), одна из общин «крайних» шиитов, возникшая в кон. IX - сер. X в. в Сев. Сирии НУТ в древнеегип. религии и мифологии богиня неба, супруга и сестра бога земли Геба; дочь Шу и Тефнут; мать Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды «НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ» евангельский гимн прав. Симеона Богоприимца (ср.: Лк 2. 29-32) во время Сретения Господня; относится к числу библейских песней 164-170 170-170 170-172 НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов 172-174 НЬЮ-ЭЙДЖ собирательное наименование синкретических оккультных и эзотерических представлений, а также связанных с ними движений 2-й пол. XX в. 174-178 178-181 НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/vol/LII.html

52.       Сильвестр Косов , еписк. Мстиславский, с 25 февр. 1647; † 13 апр. 1657. 53.       Дионисий Болобан , еписк. Луцкий, с конца 1657; † 1663. 54.       Иосиф Нелюбович-Тукальский , еписк. Могилевский, с 1664; † 26 июля1676. 55.       Антоний Винницкий , еписк. Перемышльский, с 1679. При двух последних митрополия находилась в великом расстройстве от Униатов. Наконец, в 1685, она сделалась епархией Патриаршества Всероссийского. Московская митрополия отделялась от Киевской совершенно в полов. XV века; в 1589 обратилась в патриаршество Всероссийское, которое в 1721 заменено Св. Прав. Синодом. I. Митрополиты Московские и всея Руси 1.       Иона , еписк. Рязанский, избран 1433, хирот. 15 дек. 1448; † 31 мар. 1461. Святой. – Он писался «Киевский и всея Русии» последний. 2.       Феодосий Бывальцев хирот. 3 мая 1461, из архиеп. Ростовских; 13 сент. 1464 отошёл в Чудов мнтрь; † в окт. 1475, в Троицком Сергиеве мнтре. 3.       Филипп хирот. 11 нояб. 1464, из еписк. Суздальских; † 5 апр. 1473. 4.       Геронтий хирот. 29 июня 1473, из еписк. Коломенских; † 28 мая 1489. 5.       Зосима Брадатый хирот. 26 сент. 1490, из архим. Симонова монастыря; 17 мая 1494 отрёкся невольно, а 9 февр. 1495 лишён сана и послан в Троицкий Сергиев мнтрь. 6.       Симон хирот. 22 сент. 1495, из игум. Троицкого Сергиева монастыря; 30 апр. 1511 оставил митр-лию, † 28 янв. 1512. 7.       Варлаам хирот. 3 авг. 1511, из архим. Симоновских; 18 дек. 1521 оставил митр-лию; после сослан в Спасо-Каменный мнтрь. 8.       Даниил хирот. 27 февр. 1522, из игум. Иосифова монастыря; 2 февр. 1539 принуждён удалиться туда же. 9.       Иоасаф Скрыпицын хирот. 6 февр. 1539, из игум. Троицкого Сергиева монастыря; в янв.1542 удалён в Кириллов Белозерский; в 1551–1553 жил у Троицы. 10.       Макарий хирот. 19 мар. 1542, из архиеп. Новгородских; † 31 дек. 1563. 11.       Афанасий хирот. 5 мар. 1564, из иноков Чудовских; 16 мая 1566 отошёл туда же. (Был жив в 1568). 12.       Филипп Колычев хирот. 25 июля 1566, из игум. Соловецких; 4 нояб. 1568 лишён сана и сослан в Отроч мнтрь; умерщвлён 23 дек. 1569. Святой. (Новг., II, 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010