Но пришед в церковь , он с ужасом увидел, что находившаяся над северными дверями, во втором ярусе, икона Божия Матери Умиления, восхищенная с своего места невидимою силою Божиею, стала на воздухе; никем не держимая, и слезы капали из очей Божией Матери. О великое чудо, говорит летописец, как из суха древа слезам быти; но се ведомо есть, яко Бог прославляет свою Матерь и молитву Ея приемлет, и град спасает. Тотчас уведомили Архиепископа Василя и он не медля в сопровождении всего духовенства, крестного хода и множества народа, поспешил прибыть на место чуда. В память сего чуда установлено праздновать иконе Божия Матери Умиления 8-го июля, в день памяти св. мученика Прокопия, а самая икона поставлена Архиепископом в нарочно устроенном им кивоте. Рукописная же церковная летопись присовокупляет и о других чудесах, бывших от иконы Божия Матери. По этой летописи в том же 1337 году открылось в Новгороде моровое поветрие. Но когда народ обратился в молитвах своих к заступлению Божия Матери, то поветрие вскоре прекратилось. В благодарность чудного покровительства Чудотворной иконе Божия Матери Умиления Архиепископ Василий установил совершать каждогодно 8-го июля крестный ход в Троицкую церковь . Преемник Архиепископа Василия Алексей был свидетелем нового чуда от сей иконы, описанного в той же церковной летописи, а именно: «Летом 1366 года церковь св. Троицы загорелась от молнии и пламя обхватило всю церковь; но чудотворная икона Божия Матери снова явилась стоящею на воздухе над пылающей церковью. Это чудо не могло утаиться от народа, собравшегося сюда со всего города. Архиепископ Алексий пришел сюда с крестным ходом. Во время молебствия икона Божия Матери сама сошла с высоты прямо на руки Архиепископа. В тоже самое время прекратился пожар. Летопись говорит, что много тогда совершилось чудес от иконы Божия Матери и как бы в удостоверение потомства в действительности события задняя часть доски обгорела или потлела на четверть аршина. В 1497 году икона Божия Матери Умиления взята была великим князем Иоанном Васильевичем III в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Протасий, епископ Рязанский и Муромский 18 декабря 1496 года (по другим источникам, 26 февраля 1497 года) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского митрополитом Московским и всея Руси Симоном († 1512). О его восемнадцатилетнем управлении Рязанской епархией сведений сохранилось немного. Имя Протасия упоминается только в постановлениях тогдашних Соборов, созывавшихся по различным случаям церковной жизни. В 1498 году участвовал в венчании на царство в Успенском соборе князя Дмитрия Ивановича, внука великого князя Ивана III. С апреля 1503 года по сентябрь 1504 года присутствовал на Соборе, созванном по вопросам о невзимании с поставляемых священнослужителей мзды за хиротонию и о запрещении священнодействовать вдовым священникам. В мае 1509 года присутствовал на Соборе, на котором архиепископ Новгородский Серапион († 1516; память 16/29 марта) был низведен с кафедры и лишен сана. В августе 1511 года вместе с другими епископами участвовал в хиротонии архимандрита Варлаама († 1522) в митрополита Московского и всея Руси. В 1515–1516 году отказался от управления епархией. Скончался на покое в апреле 1520 года. Литература: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900. – Т. 2, первая половина. – С. 612–620, 636–644, 648–649. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... – М., 1820. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Рязанские иерархи//Христианское чтение. – СПб., 1859. – Ч. 1. – С. 364–365. Титов А. А. Рязанские иерархи//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1890, 1–2, прилож. – С. 17–19. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 131. Диттель И. Ф. Святыня, древности и достопримечательности города Рязани. – М., 1860. См. также: Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1859. – Кн. 3. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 414.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кремиковский женский монастырь святого Георгия Победоносца Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кремиковский монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца (болг. Кремиковският манастир „Свети Георги“) — православный женский монастырь в Болгарии, расположен в 25 км от Софии на склоне горы Стара Планина. Является одним из самых ценных средневековых памятников культуры, расположенных на Балканском полуострове. Содержание История [ править править код ] История монастыря начинается во времена Второго болгарского государства, в период правления царя Ивана Александра (Ivan Alexander) (1331–1371). В 1382 году, когда Оттоманские войска завоевали Софию, монастырь был полностью разрушен. 111 лет спустя святыню восстановили. Из исторических документов известно, что в 1493 году по благословению софийского митрополита Калевита (Kalevit) богатый боярин Радивой (Radivoi) отреставрировал старую церковь св. Георгия и украсил ее в память об умерших во время эпидемии 1492 года детях – Тодоре и Драгане: их могилы обнаружены во время раскопок 1987 года. Монастырский комплекс состоит из двух перпендикулярных жилых зданий, старой и новой церкви. Старшая церковь, которая представляет собой небольшую однонефную бескупольную базилику продолговатой формы, имеет большую историческую ценность. В притворе помещены красочные портреты ктитора Радивоя, его жены, умерших детей Тодора и Драганы, с митрополитом Калевитом. Стенные фрески изображают подробное житие великомученика Георгия – покровителя монастыря. Георгий на белом коне с длинным копьем, наносящий удар дракону, трижды изображен в разных местах храма. Нижний слой фресок старой церкви датируется 15 веком, однако, большая часть живописи – более поздняя: 16–17 века. Новая церковь, построенная в 1902 году, хранит реликвии монастыря – Кремиковское Евангелие 1497 года с красивыми каллиграфическими подлинниками, и деревянный иконостас, относящийся к 17-му столетию. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в Кремиковцах всего одна монахиня – матушка Хиония из Харькова. Именно по этой причине, несмотря на большие жилые здания, посетителям не предлагается ночлег. Во дворе много деревянных столов и скамей, которые гости могут использовать для отдыха и чтобы перекусить. Весь огромный монастырский двор устлан цветочным ковром – матушка содержит цветник, а также огород, домашних птиц и пасеку. Близость к столице этого райского уголка привлекает в монастырь много посетителей. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кремиковский_ж...

Веселаго: Очерк Русской Морской Истории. Изд. 1875 г. Леера: Энциклопедия военных и морск. наук. Изд. 1888 г. Т. IV. и пр. Андреевского, Арсеньева и Петрушевского. Энциклопед. Словарь Брок­гауза и Ефрона, томы XI, VIII, IX, VI, и проч. Изд. 1892 – 1897 г. Булгакова: Художественная Энциклопедия, изд. 1886 г., том I. Энциклопедич. Лексик., посв. Его И. В. Изд. Плюшара, изд. 1838 г., том XIV. Им. Академии Наук: Словарь церк.-славян. и русск. яз. Изд. 1867 т., том. I. Справочн. Энцикл. Словарь, Старческого, том. 9, час. II, изд. 1859 г. Венчание русск. государей на царство. Изд. Гоппе, 1883 г., с 217рис. Дни Священного Коронования. Изд. Левенсона, 1896 года. В память Священного Коронования. Изд. Гоппе, 1896 г. 47 Например, в конце вышеозначенной меновой грамоты 1497 года Царя Uoahha III с князьями Волоцкими значится так: „А сию меновую грамоту писал дьяк мой Федор Курицин. А к сей грамоте яз Князь Великий и печать свою привесил; а митрополит и мои братаничи свои печати привесили”... На подлин­ной подписано так: „Симон Митрополит всея Руси”. Четыре печати привешены на шелковых малинового, черного и голубого цветов шнурках”. (Собр. Гос. Грам. и догов, изд. 1813 г. 129, стр. 333). 48 История права Москов. Государства. Загоскина. Изд. 1877 г. т. 1, стр. 205 – 206. – Дворц. Разряды. Изд. С. Е. И. В. К. 1850 г. Т. I, стр. 1050. 49 Уложение, по которому суд и расправа во всяких делах в Российском Государстве производится, сочиненное и напечатанное при владении Его Величества Государя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея России Само­держца в 7156 – 1649 г. Изд. Имп. Ак. 1737 г. стр. 11. 50 Его Императорского Величества Регламент Генеральный или Устав го­сударственным коллегиям и т. д. Изд. 1837 г. глава 30, стр. 13 (изд. при Уложении). 53 Первое письменное упоминание о Русском морском штандарте было в бумагах Императора Петра I в 1703 году. См. очерк Русс. Морск. истор. Ф. Веселого, изд. 1875 г. Таблица Мор. флаг, и стр. 551 – 548. 55 В Москов. архив. Минист. Иностр. дел. Приказн, дела древн. лет 1696 г. Свит. 632. Таблица Морск. флаг, у Веселого в очерке Русск. Морск. истор. изд. 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Явление Пресвятой Богородицы Корнилию Комельскому " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Явление Пресвятой Богородицы Корнилию Комельскому Явление Божией Матери прп. Корнилию Комельскому Преподобный Корнилий Комельский происходил из боярского рода Крюковых. Его брат Лукиан служил при московском великокняжеском дворе. Когда Лукиан, достигнув преклонных лет, решил удалиться в монастырь преподобного Кирилла Белозерского за ним последовал и Корнилий, с раннего возраста стремившийся к отшельнической жизни. Приняв пострижение, юный Корнилий начал свои иноческие подвиги с тяжелого послушания - в хлебне, носил тяжелые вериги, а в редкие часы отдыха занимался списыванием церковных книг. Позднее из любви к уединению преподобный Корнилий оставил Белозерскую обитель, посетил Новгород. В Новгороде святитель Геннадий (память 4 декабря) пытался удержать его при себе, но подвижник поселился в пустынном месте недалеко от Новгорода. Когда и здесь его стали посещать люди, стремившиеся к иноческому житию, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь, а позже, в 1497 году, поселился в Комельском лесу, неподалеку от Вологды, где устроил с[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона в серебряной басме " Явление Божией Матери прп. Корнилию Комельскому " . Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. Басма и венцы - серебро, без пробы. 29Х25,5. Россия, середина XIX в. Файл 13636.jpg:   Размер: 865x1000, 0.87 MPix, 985 Kb. Дата: 2011-09-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (250) , (6) . Описание: Обратите внимание икона надписана " Образ чудотворной иконы Божия Матери Рыбинская " . AN ICON SHOWING ST. CORNELIUS OF COMEL Russian, circa 1900 Oil on wood panel. The border gilded. On the left border St. Afanasia. Minimal losses. 31.7 x 24.7 cm. IKONE MIT DEM HEILIGEN CORNELIUS VON COMEL Russland, um 1900 Holztafel mit zwei Stirnseiten-Sponki. Ölmalerei auf Kreidegrund, Randbereich vergoldet. 31,7 x 24,7 cm. Auf dem linken Rand Wiedergabe der heiligen Afanasia. Min. Farbabsplitterungen.[...]

http://pravicon.com/icon-381

Сокрушение для души является мужеством и светом, в лучах которого человек различает всякий помысел, приближающийся к нему. Сокрушение приводит к смирению, которое является победой против врагов и приуготовлением души к тому, чтобы стать обителью Божией. Оно является драгоценным даром благодати и достигается через самоосуждение, имеющее апогеем осуждение себя на ад. Святой Иоанн Лествичник подтверждает это, говоря, что молитва кающихся («Знаем, говорили они, поникши к земле, знаем, что мы по правде достойны всякого мучения и томления») была способна «самые камни привести в умиление» 1497 . В другом месте он говорит, что самоосуждение на ад соблюдает ум неприступным для вражеских помыслов 1498 . Таким образом, становится очевидным, что сообразование с духом слова Господня «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» приводит к смирению и чистоте ума, которые являются необходимым основанием для бесстрастия и соединения со святым Богом. Этой науке Святой научился благодаря слову, принятому непосредственно от Господа, как сам он пишет: «Я стал делать, как научил меня Господь, и усладилась душа моя покоем в Боге» 1499 . Познав эту божественную науку, святой Силуан свидетельствует, что кто искренне считает себя достойным вечного огня, становится неприступным для врагов и свободным от страстных помыслов. Всем своим умом и сердцем он неуклонно пребывает в Боге. Но как только он теряет память адского огня, помыслы вновь приобретают силу 1500 . В наши дни мы со скорбью замечаем, что люди страдают от разделения ума. Воображение, которое есть не что иное, как одно из действий ума, разрослось до гипертрофированных размеров и господствует в жизни людей. Некоторых оно приводит к окаменению сердца в результате гордыни, других – к душевным расстройствам. Согласно учению Евангелия и всего Священного Писания, ум действует естественным образом, когда соединен с сердцем. Он соединяется с сердцем, когда в нем есть огонь сокрушения. Поэтому святой Силуан предлагает для душевного исцеления: «Держи ум свой в сердце и во аде. Чем больше смиришь себя, тем большие получишь дары от Бога» 1501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Всея Руси герб 1497 года на гербовой печати. Гербовая печать в июле 1497 года. Иоанна Божию милостию Господаря всея Руси и Великого Князя. «Я к сей грамоте аз Князь Великий и печать свою привесил; а Митрополит и мой братаничи свои печати привесили. А писана на Москве лета семь тысяч пятого Июля (то есть от Рождества Христова 1497 года месяца Июля)». (Собран: Государ: Грам:и Договор: изд. 1813 г.ч.1, стран.333, в конце (А здесь стран:) Российский государственный герб. Изображается и на большой печати с полным титулом. (Основ. Государ. Зак. Рос. Имп. стат. 39 с Приложен.). (Здесь стран. ) Гербовое государственное знамя. Высочайще утверждено в 1896 году. (Здесь стран. ) Гербовый народный флаг. Расположение гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Читать далее Источник: Четырехсотлетие Российского Государственного герба/[соч. чл. О-ва ревнителей рус. историч. просвещения в память имп. Александра III Е. Н. Воронца] ; с рис. Е. Н. Воронца. - Харьков : Тип. " Южного Края " , 1898. - 53, II с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Давид Псалмопевец, прор. Описания иконы Давид Псалмопевец, прор. - житие Святой царь и пророк Давид Псалмопевец (память в Неделю по Р.Х.) Святой царь и пророк Давид был восьмым последним сыном старейшины города Вифлеема. В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного. В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне. Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул, царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа. Саул знал от пророка, что Господь отвергает от него царство и отдает другому. В Давиде он видел своего преемника, и это [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Давид Псалмопевец, прор. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. 1497.] Прор. Давид (фрагмент иконы пророческого ряда). Икона. Русь. 1497 г. 67 х 179. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГТГ. Москва. Файл 5337.jpg:   Размер: 1012x1200, 1.21 MPix, 207 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (409) , (11) . Описание: [Вологда. XVI.] " Похвала Богородице " (фрагмент). Икона. Вологда. Конец XVI в. 109.2 х 86.8. Вологодский областной краеведческий музей. Файл 5343.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 233 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (313) , (7) .

http://pravicon.com/icon-1586

1161 Не Феодосий ли Перфушков? В Кирилловском летописце (Рукоп. Соф. библ. 1468, л. 178) замечено под 6993–148 4 / 5 годом: «преставися Феодосие Перфушков». 1162 Не следует ли здесь разуметь брата игумена кирилловского Макария – Давида, о котором в Кирилловском летописце замечено: «тогож году (7006–1497) месяца декабря 23 на память св. мученик 10 иже в Крите преставись старец Давид брат игум(ен)а Макария» (Рукоп. Имп. Публ. Библ., Погод., 1554, л. 20; о рукописи см. в книге A. Ф. Бычкова, Опис. слав. и русск. рукоп. Имп. Публ. Библ. вып. I, 1163 С прозвищем Одинец известев дьяк XV века (Н. П. Лихачев, Разр. дьяки XVI века, е. с, стр. 163). 1164 Симеон Спашьской «ученик Гурия Тушина» преставился «в лето 7008 (1500) апреля 2 в Кирилове монастыре, на светлой недели во вторник перед вечернею». (Приписка скорописию в Рукоп. XVI в. Соф. библ. 1451, л. 190 об.). Возможно, впрочем, относить это свидетельство и к другим Симеонам Синодика (см. контекст Синодика). 1166 «Епископ Филофей Перьмский оставил епископью и прииде в Кирилов монастырь» в апреле 1501 года (Н. М. Карамзин, Ист. гос. росс., т. VI, прим. 629, изд. Ейнерлинга, стб. 102, П. С. Р. Л. т. VI, Coф. I , стр. 46; П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 730). Скончался в Ферапонтове монастыре 2 октября 1507 года (Рукоп. И. Публ. Библ., Погод., 1554, л. 22). 1167 Не брат ли игумена Макария? Сравн. заметку в Кирилловском летописце: «В лето 7019 (1611) месяца иуня на память святого Аноуфриа преставись старец Пасея брат Макариа игумена» (Рукоп. И. П. Б., Погод. 1554, л. 21 об. О рукописи см. у А. Ф. Бычкова, Опис. слав, и русск. рукоп. И. П. Б., вып. I, XXVI). 1168 «В лето 7020 (=1511) преставис старец Галасия келарь месяца сентября 18 день» (Рукоп. Имп. Публ. Библ. 1554, Погод, л. 21 об. – О рукописи см. у А. Ф. Бычкова, Опис. слав, и русск. рукоп. И. П. Б., вып. 1, XXVI). 1170 «В лето 7023 (1514) месяца ноября в 9 день на память святого мученика Онисифора преставись старец Кирило брат игумена Макариа» (Рукоп. И. П. Б. Погод. 1554, л. 22; о рукописи см. А. Ф. Бычков, Опис. слав. и русск. рукоп. Имп. Публ. Библ., вып. I, XXVI).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

– Внизу листа 14 об. в рукописи Кир. библ. 754 приписано: «Георгия». 1100 Не следует ли здесь разуметь брата игумена кирилловского Макария – Давида, о котором в Кирилловском летописце замечено: «тогож году (7006–1497) месяца декабря 23 на память св. мученик 10 иже в Крите преставись старец Давид брат игум(ен)а Макария» (Рукоп. Имп. Публ. Библ., Погод., 1554, л. 20; о рукописи см. в книге A. Ф. Бычкова, Опис. слав. и русск. рукоп. Имп. Публ. Библ. вып. I, 1101 С прозвищем Одинец известев дьяк XV века (Н. П. Лихачев, Разр. дьяки XVI века, е. с, стр. 163). 1102 Симеон Спашьской «ученик Гурия Тушина» преставился «в лето 7008 (1500) апреля 2 в Кирилове монастыре, на светлой недели во вторник перед вечернею». (Приписка скорописию в Рукоп. XVI в. Соф. библ. 1451, л. 190 об.). Возможно, впрочем, относить это свидетельство и к другим Симеонам Синодика (см. контекст Синодика). 1104 «Епископ Филофей Перьмский оставил епископью и прииде в Кирилов монастырь» в апреле 1501 года (Н. М. Карамзин, Ист. гос. росс., т. VI, прим. 629, изд. Ейнерлинга, стб. 102, П. С. Р. Л. т. VI, Coф. I , стр. 46; П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 730). Скончался в Ферапонтове монастыре 2 октября 1507 года (Рукоп. И. Публ. Библ., Погод., 1554, л. 22). 1105 Не брат ли игумена Макария? Сравн. заметку в Кирилловском летописце: «В лето 7019 (1611) месяца иуня на память святого Аноуфриа преставись старец Пасея брат Макариа игумена» (Рукоп. И. П. Б., Погод. 1554, л. 21 об. О рукописи см. у А. Ф. Бычкова, Опис. слав, и русск. рукоп. И. П. Б., вып. I, XXVI). 1106 «В лето 7020 (=1511) преставис старец Галасия келарь месяца сентября 18 день» (Рукоп. Имп. Публ. Библ. 1554, Погод, л. 21 об. – О рукописи см. у А. Ф. Бычкова, Опис. слав, и русск. рукоп. И. П. Б., вып. 1, XXVI). 1108 «В лето 7023 (1514) месяца ноября в 9 день на память святого мученика Онисифора преставись старец Кирило брат игумена Макариа» (Рукоп. И. П. Б. Погод. 1554, л. 22; о рукописи см. А. Ф. Бычков, Опис. слав. и русск. рукоп. Имп. Публ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010