Преподобный Пафнутий родился в городе Боровске Калужской губернии и был игуменом основанного им близ сего города монастыря. Происходил из татар, дед его был баскаком, т. е. татарским правителем в Боровске и принял крещение. На 20-м году, по влечению к иночеству, Пафнутий поступил в монастырь и отличался строгостью жизни; в понедельник и пятницу совсем не вкушал пищи, в среду ел сухоядение, в прочие дни вкушал пищу с братией. Любил трудиться и читать божественные книги. Св. Пафнутий так строго хранил целомудрие, что совсем не смотрел на женщин и даже не дозволял говорить о них при себе. За свою святую жизнь он удостоился дара прозорливости и чудотворения. По взору узнавал, добрыми или худыми мыслями занят человек. Строгий к самому себе, он был снисходителен к другим и рассудителен, так что не только иноки, но многие и из мирян имели его своим духовником. 63 года он провел в иночестве и в 1478 году скончался 83 лет отроду. За несколько дней предсказал свою кончину. Мощи его почивают открыто в приделе главного храма его обители. Мученик Вата, монах жил в 4 веке, происходил из Персии, подвизался там в одном из монастырей и во время воздвигнутого персидским царем гонения на христиан был убит мечом за веру Христову в городе Низивии. Священномученик Макарий был митрополитом Киевским и всей России. До посвящения своего в митрополиты был настоятелем в Виленском Троицком монастыре. Св. Макарий, сделавшись митрополитом, недолго святительствовал. В 1497 году он отправился в Киев, чтобы осмотреть древнее место митрополичьей кафедры и привести в порядок Софийский собор, ограбленный перед тем татарами. На пути убили его татары. Св. мощи его прославились нетлением и покоятся в Киево-Софийском соборе. Преподобный Герасим родился в Переяславле-Залесском. 13-летним отроком был пострижен в монашество. 26 лет подвизался он под руководством св. Даниила, память коего 7 апреля. Когда же начала распространяться о нем слава, то, любя смирение и уединение, удалился в дремучий Дорогобужский лес. Затем, по особенному откровению Божию, перешел на Болдину гору в 15 верстах от Дорогобужа, и здесь основал монастырь в 1530 г. Св. Герасим был в высшей степени трудолюбив: сам носил камни и глину для храма и келий, молол жерновом рожь, часто за других пек хлебы, рубил и носил дрова, мыл для братии одежду, прислуживал больным. Он основал еще два монастыря – в Вязьме и в Брынском лесу. Скончался св. Герасим в 1554 г. Мощи его почивают под спудом в Болдинской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Только с воцарением императора Василия I Македонянина (867–893) был освобожден из темницы преподобный Николай и по желанию царя поставлен снова в игумены Студийского монастыря, хотя и отговаривался своею старостию от этого настоятельства. Теперь, хотя и не надолго, успокоился наконец много пострадавший, пользуясь великим уважением, с которым стали относиться к нему все, в особенности после того, как Бог прославил его даром целений и предведения будущего, как бы в указание того, что преподобный Николай был одним из тех верующих, про кого сказал Христос: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.15:12 ). Мирно скончался преподобный Николай на 75-ми» году от рояидения, 4-го февраля 868 года. 19 Ркп. житие препод. Кирилла с чудесами, писанное в 1620 году, у Царского 162, 682, в Импер. библ. 731, 733. Извлечение в прологе 4-го февраля. – Так как житие написано довольно поздно после кончины препод. Кирилла: то неудивительно, что в нем встречается несколько неточных показаний. 20 Надпись жития: «февраля 4-го житие препод. отца нашего Кирилла-игумена Белаго, Новоезерскаго чудотворца». В ист. акт. 2, 401. Белой Никита Васильевич воевода осадный. По летописи Белый Василий дьяк. Карамз. 7, пр. 152. 187. 21 Так показано в ркп. житии. В летописи, присоединенной в конце жития, сказано, что Кирилл пришел к Корнилию в 1481 году. Но тогда Корнилий еще не жил в Комельском лесу. В житии сказано: «пришед отрок ко вратам монастыря видит иноков монастыря (Комельского); хощу, рече, видети игумена». По житию Корнилия это не могло быть раньше 1501 г., когда Корнилий облечен саном священства и стал начальником обители, жив с 1497 года отшельником в Комельском лесу. 22 В ркп. житии показано 15 лет: но это – неточность, обличаемая житием Корнилия и годом кончины Кирилла. 23 Жития февраль, стр. 51: «в подвиге трудного странничества провел он до двадцати лет». Слишком много. Если Кирилл прожил у Корнилия с 1501 г. не менее 10 лет: то после того до 1517 г. остается для странствования не более 7 лет. – В числе растений, которыми питался пр. Корнилий в пустыне, поставляется «вахта» – трава северного климата, menyanthes.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В поствизант. живописи образ Е. встречается очень часто - на иконах в составе избранных святых, в рукописях, в храмовых декорациях, как, напр., на миниатюре в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 58, 88, XV в.); на фреске в ц. св. Антония в Палеохоре на о-ве Китира (кон. XV в.); в соборе Нямецкого мон-ря, Румыния (1497); в ц. св. Марии мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535); в ц. Успения Богоматери в Каламбаке, Греция (XVI в.); на иконе «Большой Деисус со святыми» (2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - среди избранных святых. В числе праведных жен изображение Е. включали в состав многофигурных композиций: «О Тебе радуется» и др., напр., икона «О Тебе радуется» (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Образ Е. или сцена открытия ее мощей есть на иконах и гравюрах с видом Синайского мон-ря: икона мастера Кесаревуса «Богоматерь Неопалимая купина» (1691-1708, мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона мастера Иакова Мосхоса «Синай» (1-я четв. XVIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Вмц. Екатерина с житием. Алтарный образ из ц. Сан-Сильвестро, Пиза. 50-60е гг. XIII в. (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза) Вмц. Екатерина с житием. Алтарный образ из ц. Сан-Сильвестро, Пиза. 50-60е гг. XIII в. (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза) В XVII-XIX вв. Е. изображали вместе с вмч. Меркурием, память к-рого отмечают одновременно или накануне дня памяти Е.: роспись собора мон-ря Св. Троицы в Метеорах (XVIII в.); икона «Великомученики Меркурий и Екатерина» (2-я пол. XVIII в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос); 2 иконы из частных собраний, известные по каталогу аукциона «Сотбис»: «Великомученики Меркурий и Екатерина» (XVII в.?); «Великомученики Екатерина и Меркурий поражают царей» (Крит, нач. XVII или XIX в.). Иконография Е., поражающей нечестивого царя, редко встречается в греч. живописи и, вероятно, была заимствована из западноевроп. искусства, где она известна со времени позднего средневековья (напр., «Вмц. Екатерина Александрийская», картина нидерл. мастера посл. четв. XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; об этом см. ниже).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Сия же слыша яз, непотребный Васиянъ, и написах себ, умегчевая ниву сердца своего злонравие, поминая старца подвизи и нежелание мира сего наслажения для будущихъ вчных благъ наслажение, идже праведнии ликоствуют; еже око не вид и ухо не слыша, 634 и на сердце человку не взыде Божие уготование любящим его и творящим волю его; якоже не мощно алчущому не помянути хлба, 635 сице не мочно спастися, иже исхода и Суда не поминающему. 617 ...ученикъ вликаго старьца Касиана Босово... – Кассиан Босой (1439–1532) – в миру носил имя Козьма, происходил из боярского рода, жил в Переяславле-Залесском. В середине 70-х гг. XV в. принял постриг и стал учеником Пафнутия Боровского. После смерти учителя, разделяя идею Иосифа Волоцкого о строгом общежительном уставе, перешел в основанный им монастырь Успения Богородицы, где прославился своими аскетическими подвигами. Кассиан Босой входил в число соборных старцев и возможных претендентов на игуменство в Иосифо-Волоколамском монастыре. В 1553–1560 гг. Вассианом Кошкой было создано Житие Кассиана Босого, которое является основным источником сведений об этом волоцком монахе (см. наст. изд., с. 418–427). 618 ...на паметь святыхъ великомученикъ 40, иже в Севастии... – Речь идет о сорока мучениках-воинах, пострадавших за христианскую веру в Севастии Армянской: их погружали в озеро, покрытое льдом, ноги разбивали молотом; потом тела их сожгли, а кости бросили в реку. Церковь особо чтит память этих святых, которая отмечается 9 марта. 619 ...на 6-мъ час дьни... – В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца и было подвижным; шестой час дня 9 марта – это, согласно современному времяисчислению, 13 ч. 30 м. дня. 620 ...князь Богданъ Путивльскый... – Богдан Федорович, наместник Путивльского княжества (1495–1500), входившего в состав Чернигово-Северской земли, пограничного удела Великого княжества Литовского. Происходил из рода князей Глинских, был троюродным братом М. Л. Глинского. В 1495 г. получил имение в Менском повете; в 1497, 1498, 1500 гг. королем Александром Казимировичем награждался за службу новыми земельными владениями. С 1500 г., после завоевания Путивля московскими войсками, служил русскому государю, находясь среди «литвы дворовой». Одно время жил в Ярославле; скончался в Москве в 1512 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12, (1)1485. О его мученичестве знал и Ириней, епископ Лионский, и он упоминает о письмах его, говоря так1486: «Некто из наших, осужденный на [съедение] зверям за свидетельство [веры] в Бога, сказал1487: «Я жито Божие и перемалываюсь зубами зверей, чтобы стать1488 чистым хлебом " ». (2) Также и Поликарп, епископ прихода в Смирне, упоминает об этом в письме к Филиппийцам1489: «Умоляю всех вас, братья, повиноваться1490 и упражняться во всяком терпении, которое вы видели воочию не только в блаженных Игнатии, Руфе и Зосиме1491, но и во многих других из вас и в самом Павле и уверовавших с ним1492, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали. Ибо они не нынешний век возлюбили, но вожделели умершего за нас и воскресшего1493 Христа». (3) И чуть ниже1494: «Послания Игнатия, присланные им к нам, и другие, сколько их есть у нас, мы отправили к вам, согласно вашему требованию: они приложены при этом самом послании. Вы получите1495 из них великую пользу, ибо они содержат в себе веру и терпение1496 в Господа нашего». (4) Таково мученичество Игнатия. Преемником антиохийской епискоиии стал после него Герон.1497 (5) Память боголюбезнейшего и доблестного мученика Игнатия в первый день месяца Панем.1498 1368 Согласно характеристике, в LHH VII, по несравненной эрудиции, ясности мысли и трезвости суждений с Д.Ляйтфутом мог соперничать разве что А.Гарнак. По нашему мнению, хотя А.Гарнак был и гораздо плодовитее на ниве церковно-исторических изысканий (Д.Ляйтфут занимался больше библеистикой), по взвешенности суждений Д.Ляйтфут все же превосходил немецкого ученого. Скорее, следовало бы сопоставлять Д.Ляйтфута с В.В. Болотовым , хотя методы анализа у них несколько различались. Одно такое любопытное сопоставление проделал уже сам выдающийся русский церковный историк в ретроспективном анализе своих статей. 1370 Впрочем, в случае с Игнатием Богоносце м русскоязычному читателю не поможет и этот справочник. Первое издание «Полного месяцеслова Востока» вышло еще до появления труда Д.Ляйтфута, но и при переиздании названного труда почти через четверть века архиеп. Сергий не внес каких-либо исправлений в разделы о св. Игнатии. Поэтому в заметке под 20 декабря автор относится к антиохийским актам как к надежному историческому источнику (Сергий 1997, III, 512), а под 29 января пишет о третьем перенесении мощей из Антиохии в Рим (там же, 43). Эти же сведения повторены и в русском переводе «Житий святых» св. Димитрия Ростовского (Кн. 5. М., 1904. 29 января, с. 906, примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Огромный авторитет Синайского монастыря оказал влияние на широкую популярность этой иконографии. Она повторялась в произведениях многих греческих мастеров XVII–XVIII веков: Георгиоса Клонцаса, Сильвестра Теохариса, Эммануила Ламбардоса, Филофея (икона 40-х гг. XVII b. из церкви Архангелов в Сараеве, круг Сильвестра Теохариса и др.) Изображения великомученицы Екатерины в рост, с пальмовой ветвью и опирающейся на колесо, известны в иконописи (икона «Избранные святые» из Епископского дворца в городе Тузла, Босния и Герцеговина, XVIII b.) и в росписи храмов в соборах монастырей Хурези (Румыния, 1694) и Святой Троицы в Метеорах (нач. XVIII b.). В поствизантийской живописи образ великомученицы Екатерины встречается очень часто – на иконах в составе избранных святых, в рукописях, в храмовых декорациях, как, например, на фреске в церкви святого Антония в Палеохоре на острове Китира (кон. XV b.); в соборе Нямецкого монастыря (Румыния, 1497); в церкви святой Марии монастыря Хумор (Румыния, 1530–1535); на иконе «Большой Деисус со святыми» (2-я пол. XV b., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) среди избранных святых. В числе праведных жен изображение святой Екатерины включали в состав многофигурных композиций: «О Тебе радуется», например, икона «О Тебе радуется» (XVI b., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Образ святой Екатерины или сцена открытия ее мощей есть на иконах и гравюрах с видом Синайского монастыря: икона мастера Кесаревуса «Богоматерь Неопалимая Купина» (1691–1708 гг., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); икона мастера Иакова Мосхоса «Синай» (1-я четверть XVIII b., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). В XVII–XIX веках великомученицу Екатерину изображали вместе с великомучеником Меркурием, память которого отмечают одновременно или накануне дня памяти святой Екатерины: роспись собора монастыря Святой Троицы в Метеорах (XVIII b.); икона «Великомученики Меркурий и Екатерина» (2-я пол. XVIII b., музей монастыря Лимонос на острове Лесбос); «Великомученики Екатерина и Меркурий поражают царей» (Крит, нач.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Уже при втором игумене Трифоне монастырь получил известность по всей Руси и продолжал быстро разростаться. Здесь закладывается традиция иконописания, которую начал инок обители преподобный Дионисий Глушицкий, написавший в 1424 году прижизненный образ Кирилла Белозерского а также образ святого Димитрия Прилуцкого, хранившийся затем в Спасо-Прилуцком монастыре. Монастырю была оказана всяческая поддержка со стороны Московских князей. На эти средства игумен Трифон возвел новую деревянную Успенскую церковь, украсив ее «иконами и другими красотами». В 1447 году в Кирилло-Белозерский монастырь приехал со своими противниками Василий Темный. Ослепленный своими врагами, сосланный в Вологду, он был вынужден дать Дмитрию Шемяке крестное целование в том, что не станет искать вновь Московского стола. Игумен Трифон то крестное целование с Василия Темного снял, и была восстановлена справедливость. В 1497 году соборная церковь сгорела и на ее месте был сооружен каменный собор. Монастырь был одним из оплотов нестяжательства – духовно-нравственного течения, опасавшегося чрезмерного обогащения монастырей. В Кирилло-Белозерском монастыре жили духовные вожди нестяжателей – преподобный Нил Сорский, инок Вассиан (Патрикеев), летописец и книжник Гурий Тушин, отсюда духовная проповедь нестяжателей звучала по всей Руси. Влияние нестяжателей обусловило то, что с 1482 по 1515 год монастырь не приобретал земельных владений. Здесь также создаётся богатейшая монастырская библиотека на Руси: в её основу легли 17 рукописных книг принадлежавших основателю монастыря, а главным составителем библиотеки стал старец Евфросин в XV веке. В монастыре трудился и известный духовный писатель и агиограф Пахомий Серб. Расцвет " Северной Лавры " в XVI-XVII веках С первой половины XVI века в Кириллов монастырь стали регулярно ездить на богомолье Московские великие князья и цари. На их средства обитель начала быстро застраиваться каменными зданиями. В 1528 году в Кирилло-Белозерский монастырь приезжал великий князь Василий III с молодой женой Еленой Глинской – вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника, которым стал будущий царь Иоанн Грозный. В память об этом в монастыре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, а впоследствии Иоанн Грозный пожертвовал обители огромную сумму в 28 тысяч рублей Трижды побывав в Кирилловом монастыре, Иван Васильевич высказал желание постричься в нем в монахи, и перед смертью принял постриг от монаха Кирилло-Белозерского монастыря на подворье в Москве.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

С новым появлением русских на Афоне и водворением их в своей отчине (в русском Афонском монастыре) возобновились и сжошения их со своею родиною – Россиею и ее повелителями, которые и продолжались с небольшим два столетия. Кроме тех актов заявлений милости Русику со стороны русских властителей, которые сохраняются в нем как драгоценности доселе, перечислим, хотя бегло, сношения Русика с Россиею по тем указаниям, какие находятся в статейных списках, бывшего приказа посольских дел, также и в других источниках. В русских летописях под 1497 годом встречаем известие, что к великому князю Иоанну III Васильевичу (1462–1505) приходили игумен Паисий и три старца из св. горы русского Пантелеймонова монастыря; милостыни ради, и великий князь милостынею изволил 13 . Около 1509 года сербская деспотица инокиня Ангелина, горестная вдова деспота Стефана при просьбе о своей нужде, убедительно просила великого князя Василия Иоанновича и за русский Афонский монастырь, который она называет его «отчиною», говоря, что «иные монастыри имеют своих ктиторов, некоторые иверскаго царя, a другие волошскаго воеводу, монастырь же св. Пантелеймона другаго ктитора не имеет, который бы его жаловал, кроме твоего царствия». Великий князь (1505–1533) благосклонно принял это прошение, и с этих пор взял русский Афонский монастырь св. Пантелеймона под особое свое покровительство. Святогорцы в общем послании своем к сему великому князю по случаю сочетания второго брака и разлучения первого брака чадородия ради о русском Афонском монастыре говорят так: «с прародителей ваших устроена бяше обитель Пантелеев монастырь» 14 . В 1509 году, в генваре месяце, прибыли в Москву старцы Пантелеймонова монастыря: Василий, Симеон и Иаков. Они принесли с собою великому князю Василию грамоту от прота св. горы Паисия и другую от игумена своего монастыря Саввы. Игумен Савва извещает великого князя, что по его заповеди вписаны для поминовения имена его родителей, и (братия) будут пить, по его приказанию, из ковша усопшего отца его великого князя Ивана ( Uoahha III ), на память ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«При этом я, простой и многогрешивый летописец, пишет о. Андроник, вспомнил, что в эти дни ноября 1497 г. братья нашей матери лавры Нямецкой в Молдавии, по окончании постройки тамошней соборной церкви, построенной православным господарем молдавским Стефаном Великим, на вечную память о славной его победе над Либертом, королем польским, которого он преследовал до Кузминских лесов, и сокрушив все его силы вражеские взял в плен многих поляков, освятили ее 14 ноября, в присутствии господаря и всего семейства его. И возблагодарил я благодателя Бога, почувствовав духом, что великое и неизреченное чудо совершил с нами, грешными, Всещедрый Бог , предопределив быть освящению соборного храма Ново-Нямецкого монастыря в эти же дни ноября, когда праздновалась победа, ниспосланная Богом благочестивому Императору нашему Александру Николаевичу над непримиримыми врагами турками». 40 Знакомый нам уже князь Дабижа, поздравляя с освящением нового храма, писал о. Феофану и братии: «Много потрудились вы для устройства Ново-Нямецкой обители. Много положено было вами в это святое дело трудов и стараний, причем на вашу долю выпало немало и огорчений. Но теперь цель достигнута, и на недавно еще пустынному берегу Днестра возвышается благолепная церковь , в которой отныне непрестанно будет славословиться имя Божие». 31 марта 1879 г. в новый храм перенесена была копия чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Нямецкой» и установлена на том месте, на котором она стоит и поныне, перед солею в киоте с левой стороны, и источает чудодейственную силу в сем, притекающим к Пречистой Богоматери с верою больным и недужным. Для благоустройства святой обители еще многого не доставало. Не было, самое главное, ограды и водопровода, а также колокольни и помещения для библиотеки и архива. Управляющая монастырем старшая братия, озабоченная делом благоустроения монастыря, возбудила 10 августа 1879 г. просьбу пред преосвященным Павлом об исходатайствовании средств на постройку ограды, водопровода, колокольни и библиотеки, которых, согласно составленному проекту, требовалось 93 013 р. 8¼ коп. Министерство иностранных дел, по представление Обер-Прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева с Высочайшего соизволения, последовавшего 27 января 1881 года по докладу управляющего министерством, отпустило 20000 руб. на постройку ограды вокруг монастыря из сумм, долженствующих поступить по распределению доходов с имений лавры в распоряжение Св. Синода. 41

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свои иноческие подвиги в монастыре юный инок начал с тяжелого послушания — в хлебне, носил тяжелые вериги, а в редкие часы отдыха переписывал богослужебные книги. Прошедше уже все более тяжелые послушания и ревнуя о высшем совершенстве, преподобный Корнилий, испросив благословения своего духовного наставника, посетил многие обители близ Кирилло-Белозерского монастыря. Подобно птице, он искал себе гнезда, и, как пчела извлекает мед с различных цветов, так и он везде старался приобретать себе духовную пользу из всего, что видел и слышал. Побывав во всех ближайших к Кириллову монастырях и пустынях, преподобный Корнилий направился к Новгороду, славившемуся тогда множеством иноческих обителей. В Новгороде архиепископ Геннадий (память 4/17 декабря), познакомившись с богобоязненным и опытным в духовной жизни иноком и увидев в нем редкое по тому времени книжное образование, хотел рукоположить преподобного Корнилия в сан священства. Но он уклонился от такой почести, предпочитая путь безмолвного уединенного подвига. Подвижник сначала поселился в пустом месте недалеко от Новгорода, потом жил в безмолвии в пустынях новгородских и тверских, претерпевая «труды многие: и жажду, и глад, студень же и зной Христа ради». Когда же стали навещать его любители иноческого жития, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь. Но и здесь не нашел вожделенной тишины и безмолвия преподобный, ибо братия Савватиевой пустыни и приходившие в нее странники и богомольцы стали посещать уединенную келлию Корнилия, прося его советов и наставлений, вследствие чего преподобный снова решился бежать и искать себе другого места. И в 1497 году на Вологодской земле, в густых комельских лесах, около пересечения рек Нурма и Талица, преподобный Корнилий нашел брошенную разбойниками хижину, которую обратил в келлию для безмолвия. Однажды напали на старца разбойники, но, кроме книг, ничего не нашли. Благодаря усердной молитве и Божией помощи, святому отшельнику удалось умиротворить разбойничий люд, обитавший в то время в дремучих комельских лесах, противостоять их угрозам и даже обратить греховную разбойничью братию на путь раскаяния и исправления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010