Святая церковь ныне торжественно празднует память святителя Макария, митрополита Киевского, ознаменовавшего себя великими заслугами для русской церкви и претерпевшего за свою ревность к православию и исполнению своего долга мученическую кончину († 1 мая 1497 г). Время жизни Св. Макария было временем очень тяжелым для юго-западной церкви вообще и для нашего града в частности. Православие в этом крае находилось тогда в угнетенном состоянии; храмы Божии не только лишены были всякого благолепия и украшения, но нередко находились в полуразрушенном виде, в каком виде была Св. София киевская; духовенство не всегда было на высоте своего призвания; высшая иерархическая власть – митрополиты не имели возможности наблюдать за благочинием церковным, так как жили не в Киеве, а в отдаленной Вильне или, в скромном и довольно далеком от нея Новогрудке. Св. Макарий ясно сознавал всю ненормальность такого положения киевской церкви. Одушевляемый ревностию к своему пастырскому долгу, он вознамерился лично отправиться в Киев и привести здесь в возможно-лучший порядок церковные дела. Люди, преданные св. Макарию, отклоняли его от подобного отдаленного и небезопасного путешествия: они представляли ему, что в этих местах нередко делают набеги татары, которые грабят и убивают проезжих и прохожих. Но святитель мужественно отвечал на это: «я хочу исполнить мой святой долг, как архипастырь. Да будет на мне воля Божия». Вскоре он отправился в святой град Киев и по дороге остановился в с. Скриголове для совершения божественной литургии. Во время литургии получено было известие о внезапном нападении татар на эту местность. Когда находившиеся во храме доложили об этом святителю, совершавшему службу Божию, он безбоязненно отвечал им: «спасайтесь, детки, а мне нельзя; я отдаю себя воле Божией». Поручив себя воле Божией, святитель продолжал совершать литургию. Ворвавшиеся во храм татары схватили св. Макария и обезглавили его у алтаря Господня. С таким мужеством, с такою безбоязненностию и преданностию воле Божией скончал свое земное течение святитель Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОРНИЛИЙ КОМЕЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Явление Божией Матери прп. Корнилию Комельскому Корнилий Комельский ( 1457 - 1537 ), Вологодский чудотворец , игумен , преподобный . Память 19 мая в день кончины, в Соборе Тверских святых Родился в 1457 году и происходил из знатного ростовского боярского рода Крюковых. Его дядя Лукиан служил при дворе благочестивой великой княгини Марии , супруги великого князя московского Василия Темного , куда и устроил юного Корнилия. Тогдашний великокняжеский двор не уступал в строгом исполнении всех правил церковного устава ни одной иноческой обители и отрок, получив лучшее по тем временам образование, сохранил чистоту сердца и нравов. Когда Лукиан, достигнув преклонных лет, решил удалиться в монастырь преподобного Кирилла Белозерского , за ним последовал и двадцатилетний Корнилий, с раннего возраста стремившийся к отшельнической созерцательной жизни. Приняв постриг , юный Корнилий с кротостью предал себя воле прозорливого многоопытного в духовной жизни старца Геннадия. Он начал свои иноческие подвиги с тяжелого послушания - в хлебне. Он носил тяжелые вериги , а в редкие часы отдыха занимался списыванием церковных книг. Проходя вся более тяжелые послушания и ревнуя о высшем совершенстве, преподобный Корнилий, испросив благословения своего духовного наставника, посетил многие обители близ Кирилло-Белозерского монастыря, стараясь приобретать духовную пользу из всего, что видел и слышал. Побывав во всех ближайших обителях, Корнилий направился к Новгороду , славившемуся тогда множеством иноческих обителей. В Новгороде святитель Геннадий пытался удержать его при себе, но подвижник уклонился от почестей и поселился в пустынном месте недалеко от Новгорода, потом жил в безмолвии в пустынях новгородских и тверских, претерпевая «труды многие: и жажду, и глад, студень же и зной Христа ради». Когда и здесь его стали посещать люди, стремившиеся к иноческому житию, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь , а позже, в 1497 году, поселился в Комельском лесу, около пересечения рек Нурма и Талица неподалеку от Вологды , где из заброшенной разбойничьей хижины устроил себе келию .

http://drevo-info.ru/articles/5944.html

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины. В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери — Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=02851

На площади между Десятинною церковью и Васильевскою в древнее время был княжеский терем, где жил сам Владимир и его потомки, великие князья Киевские, до тех пор, пока татары не напали на Киев и не разрушили его. Теперь не осталось и следов княжеского терема, куда к ласковым князьям Киевским сходились пировать бояре и русские могучие богатыри, где «князь-красно солнышко, – как говорится в древних песнях, – по горенке похаживал, русыми кудрями потряхивал, на богатырей службы наметывал». К западу от Десятинной церкви, в самой средине горы Старо-Киевской, стоит св. София Киевская, или Киево-Софийский кафедральный собор, окруженный большою каменною стеною. Большая четырехъярусная колокольня, построенная Иваном Мазепою и известная под именем триумфальной, стоит как раз против Михайловского монастыря, к западу от него, на расстоянии 200 сажен. Выйдя из колокольни внутрь двора, богомольцы видят, наконец, первопрестольный храм древних митрополитов всея России. Издали, еще с высот Печерской горы, манили их золотые главы Софийского собора. Теперь они могут пересчитать все 15 глав собора. Богомольцы обыкновенно входят в св. Софию с южной стороны и, минуя ряд придельных иконостасов, подходят к серебряной раке с мощами священномученика Макария, митрополита Киевского, и прикладываются к ним. Этот святитель был убит татарами в 1497 году в с. Скриголове (Минск, губ.), на пути из Вильны в Киев. Память св. Макария празднуется 1 мая, и в этот день, после литургии совершается крестный ход вокруг собора, при чем торжественно обносятся и самыя мощи угодника Божии 15 . Приложившись к св. мощам Макария, богомольцы вступают в самую высокую и пространную часть храма пред главным иконостасом. По другую же сторону главного престола опять идут приделы. Всех приделов в Софийском храме 17, а престолов 13. Обширность храма, высота сводов и их таинственный полумрак, священные изображения – трепетным благоговением наполняют душу стоящего в храме богомольца. Но особенно хорошо стоять в средине церкви, освещенной многими окнами, где с высоты алтарного свода смотрит на молящихся, в исполинских размерах изображенная, Пресвятая Дева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Как самые важные, положения эти ещё раз подкрепляются Германом из сочинений Кирилла 1111 . Изложив учение о двух естествах во Христе способом, убедительным для армян, Герману было естественно сделать переход к учению о двух волях, как прямому выводу из учения о двух естествах 1112 . Так как, по-видимому, армяне смущались новизной этого учения и отсутствием следов его в творениях —185— уважаемых ими отцов церкви, то Герман для обоснования его обращается к Св. Писанию и к сочинениям опять Кирилла и отчасти Василия В. и Григория Богослова 1113 . Всё изложенное письмо проникнуто духом замечательной снисходительности к заблуждающимся и искренним желанием примирения их с церковью. Доказав ясно всю несправедливость нареканий на церковь со стороны монофизитов и обратив очень искусно против них их собственное же оружие (сочинения Кирилла), Герман отнюдь не думает призывать громы небесные на мыслящих иначе, зная очень хорошо, что такие приёмы защиты способны не убедить, а только оскорбить и утвердить в заблуждении. Он кротко приглашает армян объявить ему всё, с чем они не найдут возможным согласиться в его письме, что покажется им сомнительным, и требовать от него новых разъяснений 1114 . Уже одно это приглашение Германа даёт некоторое право думать, что сношения его с армянами не ограничились одним приведённым и сохранившимся до нас его посланием. И действительно, при одном случае армяне ссылались пред Греками на письма к ним Германа, исполненные духовной любви и правой веры 1115 . Дала ли какие-либо благие результаты эта переписка Германа с армянами, об этом ничего не известно —186— положительного. Только судя потому, что она начата была очень умело, что сами армяне делали о ней лестные отзывы, и что, наконец, в одном армянском месяцеслове Герман почтён эпитетом святого 1116 , можно думать, что переписка эта во всяком случае была не бесплодна. И. Андреев (Продолжение следует). 3. И. [=3авитневич И.] Св. Макарий [Чорт], митрополит Киевский и всея Руси († 1497 г.): (По поводу 400-летия со дня мученической кончины свт. Макария, 1 мая)//Богословский вестник 1897. Т. 2. 5. С. 187–197 (3-я пагин.) —187— Киевская печать (газета „Жизнь и Искусство“) благовременно вспомнила о наступающей 1-го мая настоящего года 400-летней годовщине смерти святителя Макария, митрополита Киевского и всея Руси. Память об этом малоизвестном, кротком страдальце иерархе ещё жива на Руси, несмотря на 400-летний период, отделяющий год его смерти от нашего времени. Причина этого – нетленные мощи Святителя, которые, как известно, почивают в Киевском Софийском Соборе и издревле служат предметом глубокого почитания Православной Церкви и русского народа. Под древними сводами Софийского храма, на пути к которому постигла Святителя роковая кончина, ещё до сих пор как бы витает дух его, напоминая потомкам о том кровавом прошлом, которое перестрадал южнорусский народ и его лучшие борцы и представители...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сборник 80–90-х годов XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры PD и В – Брике, 12793 (1583–1599 гг.). Для киноварного заголовка оставлены чистыми 7 строк. 9) РНБ, Софийское собрание, 1357 (л. 890–900). Минея четья на май-август 20-х годов XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры МО – Гераклитов, 652 (1626 г.). 10) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 3474 (л. 94 об. – 117). Сборник начала 80-х годов XVII в. Филигрань: Голова шута с 7 бубенцами (два варианта) – Дианова («Голова шута»), 500 (1683 г.), 636 (1680 г.). 11) ГИМ, Синодальное собр., 84 (л. 206–218). Сборник 1719 г. На л. 1 запись: «Сия книга преосвященнаго Георгия епископа Ростовскаго и Ерославскаго келеиная, 14 мая 719 написася з древния писменныя книги, которая обретается в святои первопрестольнои соборнои и апостольскои церкви во граде Ростове». Филигрань: Герб Амстердама на постаменте, контрамарка IV – Дианова («Герб Амстердама»), 412 (1721 г.). Извод А: Второй вид. Вариант Ундольского Характеризуется чтениями: «виждь несмиреннаго сего варвара» («на смиреннаго сего варвара»), «у некоего украде овцу», вместо «Ординском» читается «Ораинском», вместо «сына» – «господина» (слово под титлом и первое «с» принято за «г», что получило у некоторых исследователей идеологическую трактовку («господина великого князя»)), вместо «великое имя Твое» – «великолепное имя Твое», а также многочисленными пропусками и искажениями текста. 1) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 232 (л. 110–114). Сборник составной. Часть, включающая л. 1–103 об., написана в 1497 г. в Троице-Сергиевом монастыре. Далее идут другие почерки и другая бумага. Повесть написана на листах со знаком Большой тиары (первая четверть XVI в.). Заголовок: «Месяца августа в 26, на память святых мученик Андреяна и Наталии. Повесть полезна от древняго писаниа сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе Пресвятыа Владичица нашеа Богородица и приснодевыя Мариа, еже нарицается Владимерскаа, како прииде от Владимера в боголюбимыи град Москву и избави нас и град нашь Москву и вся грады и страны христианскыа от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василий Новгородец, Иоанн свещеносец и Онуфрий пустынник, ученики Зосимы Соловецкого, гробницы которых находятся в Соловецком монастыре, в особой палатке (у гр. Толстого в Книге глаголемой 328–330: о почитании у Ратшина стр. 4 нач.: в Соловецком Патерике нет). Василий Спасо-Каменский, юродивый Спасо-Каменского монастыря, неизвестно когда живший (Ист. Uep. IV, 332 : у Верюжск. стр. 303). Василий, Никон и Тихон Соколовские, подвизавшиеся близ нынешнего села Соколова, которое находится в Звенигородском уезде Московской губернии, в 12-ти верстах от Нового Иерусалима (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 1-го изд. вып. IV, стр. 66 fin. См. также в Московских Церковных Ведомостях 1897 г., 7 стр. 90, статейку: Археологическая путевая заметка, – село Соколово Звенигородского уезда, в просторечии «Тихон-Никон»). Васса Нижегородская, см. Феодора. Васса Псково-печерская, супруга первого строителя Псковского Печерского монастыря Ионы, скончавшаяся в монастыре около 1473-го года (Повесть о начале и основании Печерского монастыря л. 2 об., История княжества Псковского, III, 77). Вассиан Каргопольский, основатель Каргопольского Спасо-Преображенского монастыря (иначе: Строкинской пустыни, что на болоте), который находится в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, живший не позднее первой четверти XVI века (Ист. Uep. IV, 344 ). Вассиан Крестиморовский, основатель упраздненного Крестиморовского Преображенского монастыря, который находился в Архангельской губернии близ Белого моря, неизвестно когда живший (Ист. Uep. VI, 1017 ). Вассиан Рябовский, основатель упраздненного Троицкого Рябовского монастыря, который находился в Калязинском уезде Тверской губернии, скончавшийся 12-го Февраля или 21-го Мая 1497-го или 1509-го года. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но на самом деле он принадлежит к числу почитаемых усопших, см. сказание о нем в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1894-го года, 8 (говорится, что в прежнее время память его была почитаема панихидами, а о теперешнем почитании памяти ничего не говорится).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ново-Спасский , ставропигиальный, 1 кл., в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII в. св. кн. Московским Даниилом (см. 4 мар.) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 г. переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 г. перенесен на нынешнее „Новое“ место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 г. в византийско-русском стиле вел. кн. Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня мон. – изящной архитектуры, в 33 саж. вышины. В мон. находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 г. повелением царя Алексея Михайловича из г. Хлынова, Вятской губ., был принесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за совершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский мон., в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери – Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, материю царя Михаила Феодоровича; в) на столпе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. мон.); г) ее же келейная икона, находящаяся в мон. с 1608 г. и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сент. Писийской или Писидийской – Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI в. и о которой на VII Всел. Соборе было утверждено сообщение св. Германа, патр. Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что „находящаяся в Писидийском Созополе (в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира“; Богоматерь на этой св. иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАМФИЛ ПСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Памфил, игумен Спасо-Елеазаровский, Псковский. Икона (Россия, 2013) Памфил Псковский, Спасо-Елеазаровский (XV - XVI вв.), игумен   Спасо-Елеазаровского монастыря , преподобный Память 15 мая и в Соборе Псковских святых Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского , написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был Памфил. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что Памфил происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, Памфил, Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского монастыря. Первым игуменом монастыря и духовником Евфросина был старший брат Памфила Игнатий, после него - Харлампий, затем, уже после смерти Евфросина (+ 1481), - Памфил. Точное время игуменства преподобного Памфила не установлено. Во второй редакции Жития Евфросина, написанной в 1547 году, ее автор, псковский агиограф Василий, говорит, что беседовал в Елеазаровском монастыре с иноком Маркелом, постриженным в монахи при игумене Памфиле 50 лет тому назад; следовательно, и в 1497 году игуменом Елеазаровского монастыря был преподобный Памфил. Послание игумена Памфила наместнику великого князя в Пскове содержит единственное в древнерусской литературе подробное описание купальных обрядов. Древний языческий праздник в честь Купалы совпал с днем Рождества Иоанна Предтечи . Возмущенный тем, что Рождество великого Иоанна Предтечи встречают по-прежнему бесовскими играми, чародейством и " блудом " , Памфил обращается: к псковскому наместнику и напоминает ему об обязанности искоренять остатки языческих обрядов. Послание имеет две редакции - Краткую и Летописную  . Считается, что обе редакции принадлежат Памфилу. Первым было написано Послание в Краткой редакции, однако оно не выполнило своей задачи - псковские наместники не приняли мер по борьбе с остатками языческих обрядов.

http://drevo-info.ru/articles/13681595.h...

Ярослав же се, якоже рекохом, любим бе книгам, многы написав положи в церкви св. Софьи, юже созда сам; украси ю златом и сребром и сосуды церковными, в ней же обычные песни Богу воздают, в годы обычные». Таким образом он с самого своего основания имел значение кафедрального монастыря, и вскоре был предназначен для погребения киевских князей. В 1054 г. в нем погребен сам основатель Ярославль „положиша в раце мраморяне», которую показывают и ныне. Затем здесь погребены князья: Всеволод Ярославич в 1093 г., Ростислав Всеволодович тоже в 1093 г., Владимир Всеволодович в 1125 г., Вячеслав Владимирович в 1154 г. Замечательно, что нигде не упоминается о монастыре при церкви св. Софии. Вероятнее, что собор сделан кафедральным монастырем Петром Могилою , около 1637 г., а новое устройство получил в конце XVII ст. при митроп. Киевском князе Гедеоне Четвертинском. В 1787 году Киевософийский кафедральный монастырь повелено переименовать в Киевский Софийский собор с учреждением при оном главного народного училища Киевского наместничества. Храм св. Софии заслуживает особого внимания по своей древиости; здесь почивают в серебр. раке мощи св. митроп. Макария, убитого татарами в 1497 г., и части мощей св. Владимира и великомуч. Варвары. Тут же помещаются 2 чудотв. иконы: св. Николая, известного под именем „мокрого», и Купятицкой Божией Матери. Память св. Макария чтится 1-го мая. Митроп. Евгения, “Опис. Киево-Софийск. собора и Киев. иерархии с присовокупл. разных грамот и выписок объясняющих оное, также планов и фасадов Константипопольск. и Киев. Софийск. церкви и Ярославова надгробия”, Киев, 1825 г.; “Краткое онис. Киево-Софийск. собора и монастыря, с планом и фасадом собора и изображением гробницы Вел. кн. Ярослава”, Киев, 1825 г.; “Полн. собр. лет.”, I. 65, 70, 92, 94, 129, 147, 176; II, 266, 267, 303; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 526; Ратшин, 141; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 210; Сементовский, “Киев и его достопамят.”, 114; “Матер. для стат. Росс.”, изд. Мин. Вн. Д., 1841 г., Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010