Татары два раза опустошали Волынь в 1496 году, и в марте 1497 года два отряда их снова вторгались туда же, но оба были разбиты наголову и почти истреблены 682 . Попечительный пастырь давно желал осмотреть древнейшее место своей кафедры и святыни Киева. К тому побуждала его и настоятельная нужда привести в порядок Софийский собор, ограбленный пред тем татарами. После счастливых дел с та­тарами решился он отправиться в Киев. Ему говорили о возможных опасностях пути, но он по делам долга своего предал себя воле Божией. Современный летописец, знавший Макария, оплакивает смерть его, встреченную на пути в Киев, как наказание за грехи паствы, и утешается ею как залогом наград за святую ревность его. Он так пишет: «того же 1497 года мая 1-го дня, в первый день шестой недели после Великого дня (Пасхи), в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященного Киевского Макария, митрополита и архиепископа всей России». В селе Стриголове, Минской губернии, за пять миль от Мозыря 683 «на реке Бчич, нагнали они его совсем неожиданно. Они увели в свою землю бывших с ним и одних убили, других взяли в плен. Много волостей и мест ограбили и выжгли они и, взяв в плен множе­ство людей, возвратились в свое место. Так Бог попустил по нашим грехам. Грешники мы от ног до головы. Но уповаем на Господа Бога. Такая смерть с архиереем Божиим случилась для того, чтобы более награжден он был. Он отправился в Киев, желая помочь Софии церк­ви Божией, разоренной прежде того теми же нечестивцами... Ужасно, братия: если так случилось с архиереем Божиим, по попущению Божи­ему, то мы как избежим гнева Божиего за наши дела? Пред кончиною его, за 8 дней, некто открыл ему близкое разлучение души его с телом: но он, как человек, несколько усомнился. С самого того времени, как приняли мы крещение, никогда не случалось на земле Русской того, что случилось с этим архиереем Божиим. В суд и позор обратились мы за грехи наши» 684 . Так писал современник. И не напрасно утешался он за блаженного Макария при мысли о кончине его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины. В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери — Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=02851

выявил исключительно слав. характер поселения племени дреговичей, определил границы расселения не выше верховьев р. Неман. В 1885 г. исследовал городища под Минском, особенно выделял городище в пойме правого берега Немана между Столбцами и Нов. Сверженем под названием «Замчище». Эта территория проходила по границе литовско-русских поселений и представлялась ему особенно важной для изучения. Между Березиной и Неманом, по линии Минск-Борисов, З. исследовал множество курганов, сделал выводы о плотности заселения этих мест в доудельный период и борьбе за поселение между русскими, поляками и литовцами. В 1887 г. в экспедиции по р. Суле в Роменском у. Полтавской губ. З. определил сев. границы скифских поселений. На основании данных археологической экспедиции предоставил новые материалы о скифском происхождении славян. Он считал, что в V-I вв. до Р. Х. в районе рек Сулы и Десны поселилась часть народов, пришедших с Дуная при распаде скифской державы. Затем, по мнению З., Десну заняли северяне, суличи осели между Бугом и Днепром, впосл. анты были покорены хазарами и с ними вошли в состав Киевского княжества. Отсюда перекочевали дреговичи и кривичи. В 1890 г. З. стал действительным членом Имп. Московского археологического об-ва. В 1889-1891 гг. З. осуществил 2 археологические экспедиции в Припятское Полесье Минской губ., связанное с путем «из варяг в греки». В 1890 г. на основе данных археологической экспедиции заключил, что местом кончины митр. Киевского и всея Руси сщмч. Макария I было с. Скрыгалово. Также, сопоставив летописные сведения, установил предположительную дату мученичества митр. Макария - 1 мая 1497 г. Свящ. В. И. Завитневич из Скрыгалова, возможно родственник З., передал в музей КДА бронзовый крест-энколпион, найденный на предполагаемом месте убийства митрополита. В 90-х гг. по инициативе З. в память митр. Макария на месте его кончины возвели часовню и стелу, сохранившиеся до наст. времени. С 1885 по 1914 г. свои археологические находки З. передавал в Церковно-археологический музей КДА: рукописный нотный Октоих, визант.

http://pravenc.ru/text/182435.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26 февраля (11 марта) Священномученик Иоанн (Пашин) , епископ Рыльский, викарий Курской епархии Священномученик Иоанн родился 8 мая 1881 года в городе Петрикове Мозырского уезда Минской губернии в семье священника Димитрия Пашина и его супруги Надежды, дочери священника Никольской церкви в местечке Скрыгалове Василия Завитневича. Отец Димитрий скончался, когда Ивану было всего три года, и Надежда Васильевна переехала вместе с младенцем к своим родителям в Скрыгалов, и Ивану вместо отца стал дед, протоиерей Василий, которому, по-видимому, он и оказался обязан многими своими христианскими качествами. В 1890 году Иван был отдан учиться за казенный счет в Слуцкое духовное училище, после окончания которого его в 1895 году приняли учиться за казенный счет в Минскую Духовную семинарию. В 1901 году Иван окончил Духовную семинарию и обвенчался с девицей Антониной, дочерью купца из Вышнего Волочка Тверской губернии. 21 октября 1901 года он был рукоположен во диакона, а 22 октября – во священника к Покровской церкви села Князь-Озеро Мозырского уезда. 15 февраля 1903 года протоиерей Василий Завитневич ушел по преклонности лет за штат, и на его место настоятелем Никольской церкви был назначен отец Иоанн Пашин. Здесь он в первую очередь докончил дело, начатое дедом, – достроил часовню в память священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого татарами в окрестности Скрыгалова в 1497 году. Часовня была освящена 1 мая 1905 года в день празднования памяти священномученика. Стараниями отца Иоанна было организовано Свято-Макарьевское Братство и открыта женская школа. 4 ноября 1907 года верующее население Скрыгалова торжественным крестным ходом встретило ковчег с частицей мощей священномученика Макария, прибывший из Киева на станцию Птичь. В следующем, 1908 году, празднование памяти священномученика собрало около десяти тысяч богомольцев – небывалое для этих мест число молящихся. В 1909 году отец Иоанн был назначен настоятелем храма святого великомученика и Победоносца Георгия в селе Прилепы Минского уезда. В первый же год своего служения здесь он открыл одноклассную церковноприходскую школу в деревне Избицке, помещение для которой было предоставлено помещиком Н.И. Демидовым, он же взял на себя расходы по отоплению и освещению школы.

http://fond.ru/kalendar/281/ioann/

Святая церковь ныне торжественно празднует память святителя Макария, митрополита Киевского, ознаменовавшего себя великими заслугами для русской церкви и претерпевшего за свою ревность к православию и исполнению своего долга мученическую кончину († 1 мая 1497 г). Время жизни Св. Макария было временем очень тяжелым для юго-западной церкви вообще и для нашего града в частности. Православие в этом крае находилось тогда в угнетенном состоянии; храмы Божии не только лишены были всякого благолепия и украшения, но нередко находились в полуразрушенном виде, в каком виде была Св. София киевская; духовенство не всегда было на высоте своего призвания; высшая иерархическая власть – митрополиты не имели возможности наблюдать за благочинием церковным, так как жили не в Киеве, а в отдаленной Вильне или, в скромном и довольно далеком от нея Новогрудке. Св. Макарий ясно сознавал всю ненормальность такого положения киевской церкви. Одушевляемый ревностию к своему пастырскому долгу, он вознамерился лично отправиться в Киев и привести здесь в возможно-лучший порядок церковные дела. Люди, преданные св. Макарию, отклоняли его от подобного отдаленного и небезопасного путешествия: они представляли ему, что в этих местах нередко делают набеги татары, которые грабят и убивают проезжих и прохожих. Но святитель мужественно отвечал на это: «я хочу исполнить мой святой долг, как архипастырь. Да будет на мне воля Божия». Вскоре он отправился в святой град Киев и по дороге остановился в с. Скриголове для совершения божественной литургии. Во время литургии получено было известие о внезапном нападении татар на эту местность. Когда находившиеся во храме доложили об этом святителю, совершавшему службу Божию, он безбоязненно отвечал им: «спасайтесь, детки, а мне нельзя; я отдаю себя воле Божией». Поручив себя воле Божией, святитель продолжал совершать литургию. Ворвавшиеся во храм татары схватили св. Макария и обезглавили его у алтаря Господня. С таким мужеством, с такою безбоязненностию и преданностию воле Божией скончал свое земное течение святитель Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Макарий, Митрополит Киевский (+ 1497) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 1 мая в день мученической гибели и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших Святитель Макарий родился в знатной русско-литовской семье, в молодости постригся в Виленском Свято-Троицком монастыре и был там настоятелем. В 1495 г. он был возведен в сан митрополита Киевского. Киев лежал тогда в развалинах и в течение долгих лет уже не видел митрополита в своих стенах. Вся область эта была разорена татарами, и святитель знал, что они перерезали все дороги, но никакие опасности не могли его остановить. Он считал долгом своим пребывать в своем кафедральном городе. 1 мая 1495 г., в день воскресный, митрополит остановился для совершения Божественной литургии в селе Стригалове. Во время богослужения его известили о приближении татар. Обратившись к встревоженным богомольцам, святитель сказал: «Дети, удалитесь все, мой же долг оставаться здесь!» Народ разбежался, а он в полном одиночестве продолжал священнодействовать. Когда татары скрылись, верующие вернулись в храм. Они нашли святителя Макария лежащим около святого престола, с отсеченной саблей головой. Святые останки его были перевезены в Киев и погребены в соборе Святой Софии, который был тогда закрыт, разорен и запущен. С тех пор в нем часто слышали таинственное пение незримого хора, а перед гробницей священномученика находили горящие свечи, зажженные неведомой рукой. В XVII в. после исцелений, совершившихся по предстательству священномученика митрополита Макария, он был причислен к лику святых. • Свято-Троицкий монастырь г. Вильно, в котором свт. Макарий был архимандритом, основан на месте гибели мучеников Литовских: Антония, Иоанна и Евстафия (память их 14 апр.), дата основания не известна, но к XV в. обитель уже существовала. Монастырь находился на Острой горе (по монастырской хронике — Троицкой). В 1584 г. при монастыре образовалось братство, боровшееся посредством духовного просвещения с Унией; братский Свято-Духовский храм стал основой вскоре учрежденного и существующего до сих пор Виленского Свято-Духова монастыря (в современном Вильнюсе, столице Литвы и центре Виленской и Литовской епархии, это вблизи Ауштос-Варту, по-русски Островоротной улицы).

http://sedmitza.ru/lib/text/437129/

Макарий, священномученик, митрополит Киевский († 1497; память 1/14 мая) Был поставлен архимандритом Виленского Троицкого монастыря Киевским митрополитом Симеоном († 1488). В 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы (Глезны), совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита Собором русских архиереев. Для получения благословения на управление митрополией к Константинопольскому патриарху Нифонту были посланы старец Дионисий и инок Герман. В 1496 году патриарх прислал великому князю, княгине и митрополиту Макарию благословенные листы. Митрополит Макарий был муж святой жизни, попечительный и мудрый пастырь. Прилагал много усилий к ослаблению внутренних раздоров и нестроений среди духовенства и мирян. На свои личные средства благоустроил и украсил много храмов и монастырей. С особой ревностью оберегал и защищал права православных от посягательства на них латинян. Для этого принимал все меры к тому, чтобы расположить литовского великого князя Александра в пользу православных. Это было тем удобнее, что сам святитель жил в столице Литвы, в городе Вильно, так как в Киеве жить было опасно из-за постоянных набегов крымских татар. Тысячи русских людей гибли от меча и уводились в плен, татары грабили и жгли храмы. В этих условиях путешествие из Вильно в Киев было очень опасным. Однако ехать было необходимо. И митрополит Макарий отправился туда, чтобы заняться исправлением дел, расстроенных нападением татар, и главное, для восстановления разрушенного Софийского собора. И вот, как повествует летописец, «в 1497 году, мая 1-го, на шестой неделе после великого дня Пасхи, в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященнаго митрополита Киевского и всея Руси архиепископа Макария». Произошло это около села Стриголово, на берегу реки Припяти, когда он совершал Божественную литургию. Святитель предоставил присутствовавшим спасаться кто где может, а сам остался у алтаря и принял мученическую кончину. Татары зарубили его, отсекли ему стопу ноги и голову. Современники горячо оплакивали смерть митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

л.1,8, Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, расцветка синяя. Инициалы и вязь киноварные. Переплет XVI в. – доски вровень с обрезом. Сохранилась одна застежка. Арх. Савва. Указатель ... стр.210. 802 (Син.180) Минея-четья, месяц Май, 1°, русский полуустав разных рук, 1218 л. Письмо в два столбца 24 . У л.748–751 правая сторона искрошилась, текст утратился. Водяные знаки: 1. Сфера, Бр. 13994, 1550 г. 2. Сердце под короной, Бр. 4316, 1497–1500 гг. На правом переплетном листе запись XVII в. скорописью: «Книга государева казенная глаголемая Минея-четья месяц май весь сполна». Ниже запись повторяется еще раз. На втором переплетном листе помета Афанасия Скиады: «Videtur scriptus pantim 16 et pantim 17 seculi». л.1–8. Указ главам. Среди других житий помещены: л.123. Житие Пафнутия Боровского и похвала ему, 1 мая (ЧОИДР, 1886, кн, 1, стр.167–169). л.315. «Слово на перенесение мощем святую страстотерпьцу Бориса и Глеба», 2 мая. л.329. «Слово от жития святаго Феодосия», 3 мая (ЧОИДР, 1886, кн.1, стр. 171). л.652. «Чудо св. Николы о половчине в Киеве» (о том же см. в л.254 об.). л.764. «Память святаго Исидора уродиваго Христа ради Ростовскаго чюдотворца, нарицаемого Твердислова», 14 мая. л.819. Житие Исайи, епископа Ростовского, 23 мая. л.824. «Житие ин жизнь и подвизи и от части чудес исповедание преподобнаго отца нашего Ефросина новаго чюдотворца, жившаго над Толвою рекою» 25 , 15 мая. л.871 об. Похвала Ефросину Псковскому, «новому чюдотворцу». л.874. «Изложение общежительнаго пребывания. Устав обители Тресвятительские в державе государей в великих князей Василия Васильевича и сына его Ивана Василиевича по благословению митрополита Феодосиа богоспасаемого града Москвы и пресвященнаго архиепископа Еуфимеа великих градов Новаграда и Пскова в области святыя живоначальныя Троица в Исковской земли над Толвою рекою кир отца старца Ефросина зовсмого Елизара ...» л.925 об. «Память обретения телеси Алексия митрополита новаго чюдотворца рускаго ...», 20 мая. л.983 об. Житие Никиты, стодиника Переяславского, 23 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

В том же 1495 г. «собрались епископы, так говорит современная летопись, Владимирский Вассиан, Луцкий Иона и поставили Макария архимандрита митрополитом Киева и Всей России. А к патриарху послали старца Дионисия и диакона инока Германа за благословением. Той же осенью прибыл из Царьграда посол патриарха Нифонта. Он сказал: «не поставляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды». Они отвечали: «мы не отказываемся от древних обычаев соборной Цареградской Церкви и от благословения отца нашего патриарха. Мы учинили то по нужде, как и прежде поступали братия наши епископы при великом князе Витовте. И в правилах святых Апостолов и святых отцов написано: два или три епископа пусть без всякого сомнения поставляют епископа» 26 . Блаж. Макарий, по примеру предшественников своих, жил в Вильне: здесь посвятил он в 1495 году Кирилла в епископа Луцку. В Вильне личным сношением с великим князем Литвы святитель легко мог предупреждать происки и насилия папизма, равно помогать православию и в других нуждах. С другой стороны, Киев в те печальные времена оставался полуразрушенным и часто подвергался нападениям Крымских и Ногайских хищников. Татары два раза опустошали Волынь в 1496 г. и в марте 1497 г. два отряда их снова вторгались туда же, но оба были разбиты на голову и почти истреблены 27 . Попечительный пастырь давно желал осмотреть древнейшее место своей кафедры и святыни Киева. К тому побуждала его и настоятельная нужда привести в порядок Софийский собор, ограбленный паред тем татарами. После счастливых дел с татарами, решился он отправиться в Киев. Ему говорили о возможных опасностях пути, но он по делам долга своего предал себя воле Божией. Современный летописец, знавший Макария, оплакивает смерть его, встреченную на пути в Киев, как наказание за грехи паствы, а утешается ею, как залогом наград за святую ревность его. Он так пишет: «того же 1497 г. Мая 1-го дня, в первый день шестой недели после Великого дня (Пасхи), в понедельник, безбожные Перекопские татары убили преосвященного Киевского Макария, митрополита и архиепископа всей России».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Киев в то время был полуразрушен и жить в нем было небезопасно вследствие постоянных набегов крымских и ногайских татар. Поэтому митрополит Макарий, подобно своим предшественникам, жил в Вильне, где отстаивал Православие, активно действуя против католиков. Много скорбей, трудов и забот принял на себя митрополит Макарий. В 1497 году он решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар. Послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий смело двинулся в путь, несмотря на грозившую опасность нападения со стороны татар. И вот, как повествует летописец, 1 мая 1497 года, на шестой неделе после великого дня Пасхи, в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященного митрополита Киевского и всея Руси Макария. Произошло это в селе Стригалове, на реке Вжище, недалеко от Мозыря. Спутников его — одних убили, а других увели в плен. Много зла причинили татары и окрестным жителям. Господь, заповедавший не бояться убивающих тело, прославил Своего верного служителя нетлением его тела. Оно было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 гг. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходил свет и огонь. Память его совершалась прежде в день тезоименитства (18/31 января), но с 1827 года перенесена на день его кончины. В этот день мощи его обносились вокруг Софийского собора при пении тропаря святому. Ныне святые мощи священномученика Макария покоятся в Киеве во Владимирском кафедральном соборе. Пафнутий Боровский, преподобный Преподобный Пафнутий был внуком татарина-баскака. Когда пришел на нашу землю татарский царь Батый со своим многочисленным войском, то, опустошив ее мечом и огнем, пленивши города, разрушивши церкви Божии с их святынями и посекши, как деревья или колосья, русских князей и начальников, он поставил в ней татарских властителей, называвшихся баскаками. Таким баскаком и был дед преподобного Пафнутия. Во время одного восстания русских против татар дед Пафнутия принужден был креститься и был назван Мартином. У нового Христова последователя, отличавшегося благочестием, родился сын Иоанн, который по достижении совершеннолетия женился на девице Фотинии. Иоанн и Фотиния жили в своем наследственном селе Кудинове, в верстах четырех от Боровска, уездного города Калужской губернии. От этой четы, благочестивой и нищелюбивой, и родился около 1395 года преподобный Пафнутий, названный во святом крещении Парфением. Развиваясь и возрастая телесно, Парфений вместе с тем совершенствовался и духовно. Преуспевая в изучении грамоты и особенно в чтении Божественных книг, отрок поучался и добрым нравам: кротости, незлобию, целомудрию. С ревностью подражая людям добродетельным, он стремился избегать общения с пустыми людьми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010