Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОИН [болг. Боян] (языч. имя - Енравота, † ок. 830-833), 1-й болг. мч. (пам. 28 марта). Сведения о жизни В. содержатся в Житии Тивериопольских мучеников , написанном Феофилактом, архиеп. Охридским (1090-1108). В.- старший сын хана Омуртага , но был отстранен от наследования власти скорее всего еще при отце из-за симпатий к христианству. Под влиянием пленного грека Кинама (Кинамона) крестился с именем Воин и стал вести благочестивый образ жизни. Когда занявший престол младший брат Маламир узнал о Крещении В., то потребовал, чтобы он отрекся от веры, в противном случае угрожал ему смертью. После отказа исполнить волю брата В. был осужден на усечение мечом, перед казнью пророчествовал о буд. Крещении Болгарии. О месте его захоронения и возникновении почитания достоверных данных не сохранилось. Память В. празднуется однократным поминанием на всенощном богослужении. Ист.: Theophylactus, archiep. Bulgariae. Martyrium ss. quindecim illustrium martyrum qui imperanti Iuliano Apostata Tiberiopoli, qua Strumitza bulgarice dicitur, passi sunt//PG. T. 126. Col. 151-222. Лит.: Партений, еп. Левкийски. Жития на бълг. светии. София, 1979. Т. 2. С. 40-41; Златарски В. История на Българската държава през средните векове. София, 1994. Т. 1. Ч. 1. С. 332-334, 448-451. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ [Анастасий, Спас Струмски (Солунски); (1774 – 1794)], мч., пострад. от турок (пам. болг., македон. 29 авг., пам. греч. 8 авг.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/155126.html

Макарий Киевский, сщмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Макарий Киевский, сщмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Макарий Киевский, сщмч. Священномученик Макарий Киевский, митрополит (память 1 мая по старому стилю) В 1495 г., после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, собором русских архиереев совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита. В 1497 г., послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар, и на пути, в селе Стриголово, когда совершал богослужение, был ими убит. Тело святителя было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 гг. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Макарий Киевский, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2828

Димитрий Цилибинский, основатель упразднённой Цилибннской Архангельской пустыни, которая находилась в Яренгском уезде, в 28-ми верстах от Яренгска вниз по реке Вычегде, живший неизвестно когда, но почитавшийся уже до 1666-го года. Заимствуя сведения о Димитрии из Истории иерархии (VI, 649), преосв. Евгений не говорит, чтобы совершалась память его и в настоящее время; а поэтому он есть святой сомнительный. —9— Андрей, юродивый Тотемский, скончавшийся 10-го Октября 1674-го года. Прокопий Устьянский, живший и скончавшийся неизвестно когда до 1696-го года. Мощи его, открыто почивающие в Устьяновской волостной приходской церкви (в Кадниковском уезде, в котором есть округа, носящая название Устьянщины? см. в Словаре Семенова это слово), в 1696-м и 1739-м году были свидетельствованы Архангельскими архиереями (и потом ещё, как сообщает редакция Вологодских Епархиальных Ведомостей, в 1818-м году Вологодским архиереем, по отношению Обер-прокурора св. Синода кн. Голицына. – Память 8-го Июля). Ярославская епархия В Ярославских Епархиальных Ведомостях за 1887-й год 20:22 и 23) напечатан список святых Ярославской епархии, составленной священником К. Ярославским. Святых празднуемых автор ясно отличает от святых непразднуемых тем, что относительно первых употребляет выражение: «празднование ему тогда-то», а относительно вторых – выражение: «память его тогда-то», а таким образом и даёт нам возможность воспользоваться его списком. Новые местные святые, сверх приведённых нами выше, по этому списку суть следующие. Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский, скончавшийся 7-го Сентября 1327-го года (в Спасо-Ярославском монастыре). Трифон, архиепископ Ростовский, скончавшийся 30-го Декабря 1468-го года (в том же Спасо-Ярославском монастыре). Вассиан Рябовский, основатель упразднённого Троицкого Рябовского монастыря, который находился в нынешнем Кашинском уезде Тверской губернии, в 40 верстах к востоку от города Кашина (на самой границе с Угличским уездом Ярославской губернии), скончавшийся 21-го Мая 1497-го года (cfr Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новгородский князь Мстислав I Владимирович, получивший чудесное исцеление от этой иконы, основал на месте явления ее монастырь, называвшийся Липенским-Николаевским, и в самом Новгороде на Княжьем дворе – на Ярославле дворище – заложил в 1113 году каменную церковь во имя св. чудотворца Николая, где икона сохраняется доселе и называется Дворищенскою, и самый храм – Дворищенским 1495 . Зарайская, или Корсунская икона, пребывающая в Зарайске – в соборном Никольском храме. Прежде эта икона находилась в Корсуни, в церкви св. Иакова, в которой крестился равноапостольный князь Владимир. В 1224 году один корсунский священник по имени Евстафий, повинуясь гласу неоднократно являвшегося ему святителя Николая, с этой иконой отправился из Корсуни и прибыл в землю Рязанскую. Здесь встретили икону сам князь рязанский Феодор Юрьевич и епископ Евфросин святогорец, и видя многочисленные чудеса от нее, создали во имя чудотворца Николая храм, в котором первоначально она и была поставлена 1496 . При этом храме в 1227 году погребены убиенный от Батыя князь Феодор Юрьевич рязанский и супруга его с сыном, княгиня Евпраксия, которая, услыша о убиении князя Феодора, «абие ринуся из превысокаго храма своего и со князем Иваном на среду земли и заразися до смерти с сыном своим, и от сея вины зовется великий чудотворец Зараски, яко благоверная княгиня с сыном себя заразиша» 1497 . К Зарайскому образу св. Николая древле питали великое благоговение народ и великие князья и ходили в Зарайск на поклонение чудотворному образу св. Николая 1498 . Ратный чудотворный образ, пребывающий в соборной церкви в Белгороде Курской губернии, ежегодно 5 мая выносимый с крестным ходом в память избавления Белгорода заступлением угодника Божия Николая от нашествия татар в XIII веке 1499 . Угрешский явленный и чудотворный образ – в Николаевском Угрешском монастыре, основанном в 1381 году в 15 верстах от Москвы, по случаю явления сего образа великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому во время похода его против Мамая, в местечке Угреше.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Вернувшись вторично в свою пустынь, прп. Корнилий опять затворился и стал готовиться к исходу. В это время татары стали нападать на Вологодские пределы; смирения ради преподобный благословил братию и удалился на время в Кириллов монастырь, но татарам Корнилиева пустынь показалась неприступной крепостью, и они ее не тронули. Перед кончиной своей преподобный благословил юного келейника своего Геннадия (память его 23 янв.), сопровождавшего его на Сурское озеро, вернуться в эту пустынь. По имени его она стала именоваться Геннадиевой. На 4-й Неделе по Пасхе старец был в церкви и в последний раз причастился Святых Христовых Тайн. Вернувшись в келью, он лег на одр. Вошли братия и со слезами обступили его. Старец начал свое последнее наставление: он убеждал их хранить устав и прежде всего жить в мире между собой и закончил, говоря, что Лаврентий во всем заменит им его. Затем он стал благословлять каждого по очереди с любовью. И, простившись со всеми, приказал читать акафисты Спасителю и Божией Матери. Каждение же совершал сам; и так тихо отошел ко Господу, что никто не заметил, как отошла душа его... Лик его был светел, и казалось, что он спит. Ударили в колокол к воскресной утрене — и тело его понесли в церковь и со слезами совершили воскресное богослужение. Игумен Лаврентий во все время своего настоятельства охранял заповеди его; он скончался в 1558 г. Память Лаврентия Комельского совершается (16 мая) вместе с прп. Кассианом Комельским. Оба они погребены близ гроба преподобного их наставника. В обители хранится подлинное изображение прп. Корнилия, часть его власяницы, облачение из белой камки и ставленническая грамота. • В 1497 г. на Вологодской земле, в Комельском лесу, около слияния рек Нурмы и Талицы (ныне это Грязовецкий р-н Вологодской обл.), преподобный обратил в келью для безмолвия брошенную разбойниками хижину. • Для созданной позже в этом месте обители преподобный в 1512 г. написал устав, составленный на основе уставов прпп. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Это был третий устав, написанный русскими святыми для монашествующих, он состоял из 15 глав.

http://sedmitza.ru/lib/text/437216/

В тот же день празднуется память священномученика Макария, митрополита Киевского, от татар в 1497 г. убиенного в селе Стриголове, Минской губернии. Память 2 мая Страдание святых мучеников Еспера и Зои Святые мученики Еспер, супруга его Зоя и два их сына, Кириак и Феодул, — странники на земле подобно Аврааму отцу избранных, направлявшие путь свой к отечеству небесному, были куплены в качестве рабов Катуллом, знатным римлянином, и его женой Терцией. Этот Катулл переселился из Рима в Памфилию в город Атталию покупая себе рабов, как это было в обычае у римлян-язычников, он приобрел во Фригии сих святых мучеников, происходивших из христианской семьи и поэтому преисполненных веры и надежды на Господа. Языческая семья Катулла, преданная идолопоклонству, приносила по обычаю своей веры жертвы идолам и называла их своими богами. Верные же рабы Христовы, видя суетное нечестие своих господ, тяжко сокрушались об этом и, как христиане, не могли вкушать пищи, отпускаемой для них хозяевами-язычниками, опасаясь оскверниться, тем более, что и в самом доме их господ находились идолы. Однажды святая Зоя, получив пищу от своих хозяев, подошла к воротам и сказала привратнику: — Усни и отдохни немного, а если ты будешь нужен, то я тебя разбужу; ты довольно уже утомился, так как всю ночь бодрствовал, впуская и выпуская к господину нашему суетных людей, которые посещают его дом для поклонения мнимой богине — Фортуне Привратник, исполняя ее совет, отошел от ворот и уснул во дворе, а Зоя, опасаясь, чтобы привязанные недалеко псы своим лаем не разбудили его, дала им немного хлеба, а остальную часть своего обеда раздала нищим и странникам, подходившим к воротам, убеждая их перейти в христианскую веру. Обязанности Зои в доме Катулла состояли в том, чтобы кормить домашних животных, которых держали ее господа, муж же и дети ее исполняли все остальные работы на хозяев. Целый день они трудились, при закате же солнца вкушали немного пищи от тех яств, о которых несомненно знали, что они не осквернены языческими обрядами. Эта пища посылалась им Божиим промышлением; вкушая ее, они вспоминали слова, сказанные Господом в Его святом Евангелии: «воззрите на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Жаль Германа 229 ; не на пользу нам обоим было тогдашнее перемещение! За Евлогия 230 можно порадоваться; успокоится и Холм, так как новый Владыка будет подходящий к тамошним условиям. А куда же нового магистра о. Антонина 231 денут? Может быть в Ректора Академии? Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 23 Янв 1903 г С-Франциско РГИА. ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752. л. 86–87об. Письмо цитировалось в статье: Куров М.Н. Революция 1905–1907 годов и кризис политики царизма в религиозном вопросе//Вопросы научного атеизма, 1976, вып. 19, с. 168. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 26 Февраля 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Выехав из С-Франциско в Канаду и Чикаго (для освящения новой церкви), прочитал на пути в газетах о назначении Вас Киевским Митрополитом. Спешу от души приветствовать Ваше Высокопреосвященство с высоким назначением в славный и древний Киев. Да хранит Вас там Господь Бог на многи лета ко благу Св. Церкви и на радость всех нас, глубоко Вас почитающих. Простите, Владыко Святый, что пишу Вам на таком листке: другого в дороге не оказалось. Прошу Ваших св. молитв и с истинным почтением и сыновнею преданностью есмь Ваш нижайший послушник Е. Тихон 26 Февр 1903 г. Омага. РГИА, ф. 796, оп. 205. годы 1888–1915. д. 752. л. 89–89об. 5 Зак .1497 Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 12 Марта 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Сегодня получил от О. Арсения 232 письмо Ваше и фотографическую карточку. Премного благодарен за Вашу добрую память и милостивое внимание ко мне недостойному. Карточка прекрасная: Вы – как живой. Взирая на Ваш добрый лик, не раз воздохнул о прошедшем... Утешаюсь тем, что Вы высматриваете бодрым, и даст Бог , в благодатном Киеве жизнь Ваша потечёт спокойно многие годы! В настоящее время сижу в Чикаго в ожидании освящения церкви. С дороги, в поздравительном письме, я сообщал Вам, что направляюсь в Канаду. Съездил туда благополучно, но померзнуть пришлось немало: зима нынче там холодная, с большими снегами; не раз приходилось бежать за санями для согревания, что не так-то удобно в длинной рясе. В Ассинобое 233 православных буковинцев до 2 тыс. и для них я собираюсь выписать священника из Буковины, которого они сами будут содержать. По соседству с буковинцами живут наши духоборы, и я ездил в одно селение ихнее; приняли ласково, охотно разговаривали, угощали чаем и... кислой капустой. В этом селении живут благоразумные, которые не принимали никакого участия в недавнем «искании Христа». Обстановка и строй у них русские: избы, одежда, пища, не говоря уже о речи. По России не скучают, хотя и озлобления против неё не заметно. Живут зажиточно, чище и богаче буковинцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Тотмозис III много раз предпринимал походы против ассириян, армян, финикиян, хеттеян и других народов. Богатая добыча, захваченная им во время этих походов и подробно перечисленная на стене храма, воздвигнутого им в Карнаке, свидетельствует о высоком развитии промышленности народов Азии, которому может позавидовать и нынешняя цивилизация. Завоевательные походы Тотмозиса простирались далеко и на юг; его власти подпали и некоторые острова Средиземного моря. Пленники, захваченные во время войны, должны были строить в Фивах храм Аммону. Одна картина, открытая на стене гробницы Абд-ель-Курна вь Фивах, представляет этих пленников во время их работы. Они месят глину, делают кирпичи, кладут стены храма Аммона. Египтяне с палками в руках надзирают за этой работой. Надпись говорит: пленные, взятые его святостью, чтобы строить храм отца его Аммона. Вся эта сцена есть прекрасное объяснение истории рабства сынов Израиля, если не действительное представление его. Смотря на эту картину, видим всю верность слове книги Исхода: «и делали (египтяне) жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (гл. 1, 14 ). Преемники Тотмозиса III, Аменофис II, Тотмозис IV и Аменофис III поддержали величие Египта, увековечили память свою многими великолепными зданиями. Но после смерти Аменофиса III в 1529 г. начинаются в Египте смуты, порожденные нововведениями религиозными и похищением престола у законных царей. Естественным следствием этих смут был упадок внешнего могущества Египта. Народы, признававшие прежде власть Египта, восстали против него и во главе их являются хеттеяне. Памятники не сохранили в непрерывной последовательности имен царей, которые господствовали тогда в Египте. Религиозные нововведения приписываются Аменготепу IV (1509–1497 г.), который до вступления на престол был жрецом бога солнца. Вступив на престол, он с фанатизмом преследовал поклонение всем другим божествам, кроме солнца; он и на памятниках уничтожал везде названия других божеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Рус. права. Владимирского-Буданова. Изд. 1888 г. стр. 144. – Дом. быт Русс. Царей. Забелина. Изд. 1895 г. час. I, стр. 6 и 8). 27 Самое древнее, сохранившееся в России, изображение такого орла нахо­дится на Императорском греческом троне, привезенном с собой в Москву царевной Софией Фоминичной, женой вел. кн. Uoahha III . Трон принадлежит к Царским регалиям, то есть внешним символам Царского достоинства и власти. Трон или престол есть символ божественного происхождения власти Царской. Древнейший из тронов, хранящихся в Московской Оружейной Палате, есть цар­ское место, кресло или царский стул, по древним описям, резной из слоновой кости, местами вызолоченный, привезенный в Москву греческой царевной Софией Фоминичной Палеолог, супругой Uoahha III . При венчании на царство царя Алексея Михайловича этот трон употреблен был при шествии царя из Успенского собора в Архангельский. В 1856 году, по Высочайшему повелению, этот трон был исправлен к св. Коронованию Государя Императора Александра II. Рисунок его и очень подробное описание находится в книге „Венчание русских царей на царство” Изд. 1883 г., стр. 17, 92 и 95. На этом древнем греческом троне восседала при своей Коронации в 1896 г. Ее Величество Государыня Императрица Александра Федоровна. (В память Свящ. Коронования 1896 г. Изд. Гоппе 1895 г. час. 1-я стр.: 54 и 57; час. 2-я стр.: 182). 28 Известный гербовед Лакиер основательно свидетельствует, что доказательством значения государственного, описанной формы, печати и герба Uoahha III с 1497 года служит и то, что в прочих печатях Русских князей вокруг изображения всегда означалось, что печать такого-то князя, а на описанной гербо­вой 1497 года печати Uoahha III значение печати уже не объясняется, потому что предполагается, что каждый знает (вернее: должен знать), что эта печать есть царская, государственная, так как на ней установленное изображение, принятый государем герб. (См. Историю права Московского государства. Професс. Н. П. Загоскина, I, изд. 1877 г. Казань, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте (сведения о нем 14 марта), он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа . Иконописный подлинник Москва. 1480-е. Свт. Петр с житием. Икона. Москва. 1480-е гг. Успенский собор Кремля. Москва. Новгород. XV. Святые Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Москва. XV. Свт. Петр Митрополит. Икона. Москва или Тверь. 1-я половина XV в. 158 х 96. Возможно, из Тверского Отроча монастыря. ГТГ. Москва. Русь. О. 1497. Свт. Петр. Икона. Русь. Около 1497 г. 191 х 74.5. КБИАХМЗ. Кириллов. Русь. XVI (?). Свт. Петр Московский. Икона. Русь. XVI (?) век. Вологда. XVI. Свт. Петр с житием. Икона. Вологда. 3-я четверть XVI в. (1560-е годы). 139 х 99.3. Из ц. архангела Гавриила в Вологде. Вологодский областной краеведческий музей. Москва. 1574. Свт. Петр. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва. 1574 г. 200 х 105. Из Успенского собора Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/908880.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010