Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 29 мая 1453 года, после двухмесячной осады, турецкая армия, предводительствуемая султаном Мехмедом II Фатихом («Завоевателем»), штурмом взяла столицу некогда могущественнейшей Византийской империи – Константинополь. Судьба страны давно была предрешена. Κ началу XV в. турки-османы существенно расширили свои владения на Балканах и в Малой Азии, Византия удерживала лишь небольшую территорию вокруг столицы и на юго-западном берегу Черного моря, а также полуостров Пелопоннес (Морею). И тем не менее падение Константинополя произвело огромное впечатление на все европейские народы. Среди многочисленных литературных откликов на это событие особо значительное место занимает древнерусская историческая «Повесть ο взятии Константинополя», являющаяся не только талантливым произведением, но и важным историческим источником, находящимся в одном ряду с описаниями взятия Константинополя, принадлежашими грекам: Дуке, Георгию Сфрандзи и Лаонику Халкокондилу. Мнения ученых об авторе Повести расходятся. Одни склонны доверять послесловию, читающемуся в одном из списков Повести, из которого следует, что автором произведения был Нестор Искандер – славянин, «измлада» попавший в плен к туркам, очевидец и участник осады Константинополя. Однако многих исследователей смущает то обстоятельство, что турецкий пленник, на многие годы оторванный от национальной культуры, смог создать произведение, отмеченное таким литературным мастерством, столь естественно следовать правилам литературного этикета, употребляя традиционные обороты речи, создавая (нередко вопреки действительному течению событий) подобающие в том или ином случае сюжетные коллизии. Все это требовало не только литературного таланта, но и определенной писательской выучки и по крайней мере широкой начитанности. Поэтому вопрос ο доле участия в создании Повести Нестора Искандера (если вообще это лицо не литературная мистификация для придания Повести большей авторитетности) остается пока открытым. Но несомненно, что перед нами произведение выдаюшегося русского писателя XV в., прекрасно осведомленного об обстоятельствах гибели Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1284 ...Мануилу Кантакузению. – Мануил Кантакузин, внук византийского императора Uoahha IV Кантакузина. Поддержанный албанцами, поднял в 1453 г. феодальный мятеж против правивших в Мистре Палеологов, которые в свою очередь обратились за помощью к Мехмету II, и турки сначала разбили албанцев, а затем наложили дань и на Палеологов. Еще через несколько лет, используя феодальные распри, османы заняли весь полуостров. 1285 Махмет – Мехмет II эль Фатих «Завоеватель» (1430–1481), турецкий султан в 1451–1481 гг., сочетавший проницательный ум, основательную образованность и непреклонную волю с беспримерной жестокостью и необузданным властолюбием. В 1453 г. захватил Константинополь, Фракию и Македонию, в 1460 г. – Морею, через год – Синоп и Трапезунд, затем Сербию и Боснию, позже Крым и Валахию и в 1479 г. – Албанию; вел успешные войны с Ираном. 1286 Халкокондилий – Лаоник Халкокондил (ок. 1423–ок. 1490), византийский истормограф. Принадлежал к знатной афинской семье, ставшей на сторону Палеологов; ученик Гемиста Плифона, ученого и советника морейских деспотов в Мистре. После падения Византии укрылся в Италии. Написал «Историческое изложение» в 10 книгах о событиях 1298–1463 гг., упадке Византийской империи и завоевании ее турками. События прилога – в кн. VIII–IX. 1292 Сила – Силас, близкий друг и военачальник Ирода Агриппы Старшего, ряд десятилетий разделявший превратности и опасности его жизни. В конце недолгого правления Агриппы навлек на себя опалу и был заточен в крепость. 1294 Агриппа – Ирод Агриппа Старший (10 до н. э.– 44 н. э.), царь Иудеи 41–44 гг. Брошенный в римскую тюрьму Тиберием, помилован и поставлен в иудейские тетрархи Калигулой, а в 41 г. благоволивший к Агриппе Клавдий объявил его царем обращенной в вассальное царство Иудеи (Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 9. 5–6 и 11. 2–6). 1295 И посем ничтоже ему могущу сотворити, печалию многою одержим, зле живот свой, сконча. – В действительности Силас был вскоре прощен царем, но отказался принять эту милость и после смерти Агриппы умерщвлен Иродом Халкидским, братом Агриппы (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIX. 6. 3; 7. 1 и 7. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 мая 1453 г. турки возобновили обстрел города, в том числе из пушки-гиганта, сконструированной венгром Урбаном. А на следующий день турки бросились в атаку на участок стены Месотихиона с лестницами и крюками для преодоления остатков крепостных сооружений. Их число было очень велико, но византийцы храбро отбивали приступ за приступом. Особенно отличился солдат Рангавис, лично убивший знаменоносца султана, но сам павший на поле боя. Но и этот штурм не удался: османы отступили с большими потерями, весь ров наполнился трупами павших турецких солдат. Мертвые грудами лежали в канавах, и кровь стекала с их безжизненных тел 966 . В последующие дни активность проявлял главным образом турецкий флот, обстреливавший Влахерны и пытавшийся пробиться в город со стороны моря. Особенно опасной стала ночь 21 мая, когда весь город был разбужен звуком барабанов и труб с османских кораблей. Все посчитали, что начался последний штурм, но это была только демонстрация силы. Все эти дни сухопутная армия спешно пыталась устроить многочисленные подкопы и преодолеть ров, ведущий к первой цепи крепостных сооружений. Но подрывники Лука Нотараса рыли контрподкопы и нейтрализовали все попытки турок 967 . Им активно помогал германец Иоганн Грант, прибывший в Константинополь вместе с Джованни Джустиниани. А затем напротив почти разрушенной части стены Месотихиона появилась громадная деревянная башня, должная прикрывать турецких солдат во время штурма. Ночью османы попытались ее испытать, но кто-то из безвестных византийских героев в темноте подложил под башню бочонок с порохом и взорвался вместе с ним; башня была разрушена. А к утру осажденные восстановили разрушенный участок крепостной стены 968 . 23 мая 1453 г. константинопольцам и защитникам города довелось пережить радость еще одной победы. В этот день византийцам удалось захватить врасплох нескольких турецких подрывников, которые под пытками указали место под влахернской стеной, где был установлен заряд пороха. Иоганн Гранд в течение короткого времени уничтожил все турецкие подкопы, и с тех пор османы прекратили эти работы. Нет сомнения в том, что в противном случае падение Константинополя свершилось бы раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мануил II умер в 1425 г. Его старший сын, Иоанн VIII, менее осторожный и более безрассудный, чем его отец, предпринял поездку в Италию и вовлек свою Империю в унию с Римом на Флорентийском соборе 1439 г. Уния встретила сильнейшую оппозицию в Константинополе. Если бы она имела результатом действительную помощь Империи, то оппозицию можно было бы заставить замолчать, но единственная последовавшая западная экспедиция была разбита турками близ Варны в 1444 г. Иоанн умер в конце 1448 г., в атмосфере разочарования и уныния. Его наследник, брат Константин XI, был храбрым и способным человеком, но теперь уже ничего нельзя было сделать. В 1451 г. оттоманский престол перешел к блестящему молодому человеку с бесконечным честолюбием, которому было суждено получить имя Завоевателя. В начале апреля 1453 г. он начал осаду Константинополя. После героической обороны, продолжавшейся шесть месяцев, город пал 29 мая 1453 г. В 1460 г. его войска захватили Пелопоннес. В 1461 г. они ликвидировали Трапезундскую империю. Независимости греков был положен конец. 18 Последние два столетия существования Империи византийцы жили в атмосфере собирающихся грозовых туч. Разочарование было тем горше, что период Никейской империи был временем возрождения и надежд, а отвоевание Константинополя, казалось, откроет новую славную эпоху. В Византии всегда присутствовал элемент пессимизма. Даже в годы наивысшего расцвета люди шептались о пророчествах, предрекающих падение Империи. На камнях города и в книгах таких великих пророков и прорицателей, как Аполлоний Тианский и Лев Мудрый, был начертан список всех императоров, и число их имело конец. Естественно, что в обстановке сгущающегося мрака многие византийцы искали прибежище в мистике и в основном заботились о своей загробной участи. Однако, как это ни парадоксально, никогда культурная жизнь Империи не переживала такого расцвета, как в последние два века перед ее падением. Искусство этого периода было, вероятно, самым замечательным и наиболее гуманистическим, какое когдалибо появлялось в Византии; и оно продолжало развиваться, пока были деньги оплачивать его. Интеллектуальный расцвет продолжался до самого конца, и во главе его стояли ученые, чья энергия и оригинальность были сравнимы с их замечательными предшественниками, и слава их распространялась на другие страны. Многие из этих ученых надеялись, что возрождение наступит снова, хотя оно могло привести к слиянию с Западом и даже к возрождению античных традиций. Другие, однако, верили, что нельзя уйти от грядущего политического рока, и единственная задача состоит в том, чтобы сохранить веру и все, что с ней связано, в будущей катастрофе. Этот конфликт, осложненный текущими событиями, придавал напряженность религиозной жизни умирающей Империи, добавляя к прочим проблемам и церковные неурядицы. 19

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

642 Barlaam Calabro. Epistole greche iprimordi episodici e dottrinari delle lotte esicate/Schiro G., ed. Palermo, 1954. P. 262, 298. См. также: Sinkewicz R.E. The doctrine of the knowledge of God in the early writings of Barlaam the Calabrian//Medieval Studies. 44 (1982). P. 181–242; Podskalsky G. Theologie und Philosophie in Byzanz. Munich, 1977. S. 126–150; о писаниях Варлаама см.: Gendle N. Gregory Palamas: The Triads. P. XXIV–XXVIII (Введение). 643 Barlaam Calabro. Epistole greche iprimordi episodici e dottrinari delle lotte esicate. См. также неполный англ. пер.: Gendle N. Gregory Palamas: The Triads; а также: " Αγου Γρεγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Vol. 1. Ρ. 358– 694. 644 Αγου Γρεγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Vol. 2. Ρ. 567–578; PG, 150, col. 1225–1236. [Святогорский Томос в защиту священнобезмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждением//Альфа и Омега. 1995. 3(6). С. 69–76]. 645 PG, 151, col. 679–692 (подтверждение различения сущности и энергии: Col. 680В, 688С); Regestes, 2210, 2213–2214. Переписку Акиндина см.: Letters of Gregory Akindynos: Greek text and English translation by A.C. Hero. Washington (D.C.), 1983. 649 Ibid. 2270; Dennis G.T. The deposition of the patriarch John Calecas//Jahrbuch der Osterreichischen byzantinischen Gesselschaft 9 (1960). S. 51–55. 650 Meyendorff J. Le Tome synodal de 1347//Zbornik Radova Vizantoloskogo Instituta. 8 (1963). P. 209–227. 651 Beyer H. – V. Nikephoros Gregoras als Theolog und sein erstes Auftreten gegen die Hesichasten//Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. 20 (1971). S. 171–188. 655 Meyendorff J. Spiritual trends in Byzantium in the late thirteenth and early fourteenth century. P. 65. 656 См.: Ware K. Christian theology in the East, 600–1453//A History of Christian Doctrine/Cunliffe–Jones H.; Drewery B., eds. Edinburgh, 1978. P. 216–219.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

2 июня 1925 г. решением общего собрания его исключают из AH СССР (восстановлен посмертно в 1990 г.). После того как 1 июля 1928 г. было признано окончательным сроком его командировки, принял решение не возвращаться. В 1925–1938 гг. Васильев работает профессором Висконсинского университета, в 1934 г. избирается членом Югославской академии наук. В последующие годы он был президентом Археологического института им. Н.П. Кондакова в Праге, членом Американской академии Средневековья, председателем Международной ассоциации византинистов. 1390       Лекции по истории Византии. 1. Время до эпохи Крестовых походов (до 1081 года). Пг., 1917; История Византии: Византия и крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204). Пг., 1923; История Византии: Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй (1204–1261). Пг., 1923; История Византии: Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261–1453). Л., 1925. 1391       1-е американское изд.: Vasilief Al. History of the Byzantine Empire/Trans. from the Russian Mrs. S. Ragozin. Vol. 1, 2. Madison, 1928–1929; французское изд.: Histoire de l’Empire Byzantin/Trad. du russe P. Brodin, A. Bourguina. Vol. 1, 2. P., 1932; 2-е американское изд., пересмотренное: History of the Byzantine Empire, 324–1453. Madison, 1952; турецкое изд. (пер. c франц.; переведен только т. 1): Bizans Imperatolugu Tarihi. Vol. 1. Ankara, 1943; испанское изд. (пер. с франц.): Historia del Imperio Bizantino. Vol. 1, 2. Barcelona, 1946; греческое изд. (пер. Со 2-го американского изд.): Ιστορα της Βυζαντινς αυτοκρατορας. Т. 1–3. Αθνα, 1954–1955. 1392       История Византийской империи: Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб., 1998; История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб., 1998, История Византийской Империи: В 2 т. 2-е изд., испр. СПб., 2000. 1393       Ученая поездка на Синай в 1902 году//Сообщения Имп. Правосл. Палестинск. Об-ва. 1904. Т. XV. 3; Арабская версия жития св. Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1032 Воскресные причастны находятся и в следующих манускриптах: Ξηροποτμου 313, л. 284 об.–314» Δοχειαρου 356, л. 277 – 313» Ξενοφντος 156, л. 216–230 об.; Παντελεμονος 969, л. 165183· Γρηγορου 56 на л. 18–25 об. (где, впрочем, мне не удалось выяснить, о каких сочинениях идет речь). 1033 Был уже указан причастен, положенный на восьмой глас, на Благовещение (Ξηροποτμου 370, л. 92 об.–93 об.), он же вместе с другим причастном на праздник Преображения помещается в рукописях Σταυρονικτα 234, л. 284–288» Ξηροποτμου 305, л. 252–270 (ср. также: Ξηροποτμου 330, л. 310). 1035 Ср.: Στθη. γιορειτικ μελουργα... Σ. 304, сн. 41, где на основании рукописи βρων 1038, л. 628» делается ссылка на следующее сочинение: «Упражнение богородичное на Акафистную песнь, собранное из разных упражнений и господином Дамаскином Иверским, глас 8: Бурю внутрь имея». 1036 См.: Δοχειαρου 376, нал. 212 об. –221 об.; Παντελεμονος 969, л. 151 об. и далее; Λειμνος 253, л. 178 об. – 179 об.; ЕВЕ 2175, л. 382–382 об. 1037 Приводится непосредственно после первого произведения; о двух указанных однородных сочинениях этого Дамаскина см.: Καραγκονη К. Χ. παρδοση κα ξγηση το μλους τν χερουβικν τς βυζαντινς κα μεταβυζαντινς μελοποιας. θναι, 2003. Σ. 437–440, где более приводятся более подробные сведения о рукописной традиции этих песнопений. 1038 Пример: причастен третьего гласа подписан именем Дамаскина Пантократорского (в рукописи Ξενοφντος 137, л. 292 и далее) и Дамаскина иеромонаха (в рукописи Παντελεμονος 985, φφ. 17 – 18– в начале того же манускрипта, на л. 1 – 2 то же произведение приписывается Дамаскину монаху); Дамаскину иеромонаху приписывается также причастен пятого гласа (в рукописи Ξηροποτμου 380, нал. 390 об.–404; ср. также: Παντελεμονος 969, л. 165–183). 1039 См.: Παντελεμονος 1012, нал. 166–172 об., где Херувимская песнь первого гласа приписывается Дамаскину монаху. 1041 Знаменитый главным образом по своей деятельности переписчика, которая описывается, например, в книге: Χατζηγιακουμ Μ. К. κκλησιαστικ μουσικ το λληνισμο μετ τν λωση (1453–1820). Σχεδασμα στορας. θνα, 1999. Σ. 89, 160 (295). Ср. также: Χατζηγιακουμ Μ. Κ. Χειργραφα κκλησιαστικς μουσικς (1453–1820). Συμβολ στν ρευνα το νου λληνισμο. θνα, 1980. Σ. 178–179 (и фотография почерка на Σ. 94), 210, 211, 212, 214, 215, 216; Πολτης. Op. cit. Σ. 407. См. описание подписанных и прочих, идентифицируемых по почерку автографов: Στθης. Κατλογος περιγραφικς... Т. 1. Σ. 58–61, 90–104, 119–120, 128–133, 177–178, 207–208, 239–242, 268–270, 445–446; Στθης. Κατλογος περιγραφικς...Τ. 2. Σ. 44–51, 221–226, 330, 348–350, 355357, 402–404, 411–417, 712–717, 727–728; Στθης. Κατλογος περιγραφικς...Τ. 3. Σ. 206, 228–233, 375–376, 660–662.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Оглавление приготовленного к печати полного собрания историко-литературных и археологических данных для суждения о характере русско-византийских отношений в хронологическом порядке с древних времен до 1453 года). Издание первое собирателя (Хр. М. Лопарева). Спб. 1898. Почтенный исследователь и знаток древнерусской и греческой письменности Хрисанф Мефодьевич Лопарев настоящей брошюрой оповещает ученый мip о своем грандиозном предприятии, почти уже выполненном. Он приготовил к изданию полный свод историко-литературных и археологических данных, касающихся отношений Византии и Руси до 1453 года, т.е. до падения Константинополя. Данным заимствованы не только из византийских и русских источников, но и из восточных, западных и еврейских писателей. Такого издания у нас еще нет. Memoriae populorum, издание прошлого века, представляющее свод сведений из византийских историков о народах славянского и тюрко-монгольского племени и между прочим о народе русском, —164— не так обширно по замыслу, не в такой степени научно по приемам и наконец требует пополнения новооткрытыми данными. Признавая свое предприятие данью благодарности в отношении к нашей просветительнице – Византии, г. Лопарев справедливо считает его делом национальным и государственным и просит у ученых просвещенного сотрудничества. В брошюре в хронологическом порядке и с указанием источников перечислены оглавления всех тех данных, который удалось собрать г. Лопареву, и человек, работавший в этой области, без труда может проверять их со стороны полноты. Новые данные или поправки к хронологии издатель просить пересылать ему лично или помещать в Журнале Министерства Народного Просвещения, в Визатийском Временнике и в Byzantinische Zeitschrift. Он не торопится изданием и уверяет, что не раз еще будет обращаться к ученному мipy с той же самой просьбой пополнять и поправлять свое издание, переиздавая снова его оглавление. Ряд будущих брошюр будет представлять таким образом историю работы и отображать степень участия в ней ученого общества. Издатель хорошо сознает, что полнота издания есть первое его достоинство, что Собрание должно пойти на долгое время, как одно из солиднейших пособий для изучения разных отраслей отечественной истории, и потому просить содействия. Он опубликовывает и техническую сторону издания, которая разработана с большою тщательностью. Все, кому близки и дороги интересы нашей исторической науки, должны откликнуться на горячую просьбу издателя и внести в это прекрасное дело долю посильного участия. II.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Византию справедливо критикуют за сдачу экономического суверенитета Западу? - Если бы не эта " сдача " , враги поглотили бы Византию лет на триста-четыреста раньше, чем турки. Проблема в другом: с XI века наметилось отставание византийского ремесла и торговли от западной. - Что можно сказать об императоре Василии II и его " стабфонде " ? - Василий II унаследовал власть, оспариваемую мятежниками, но тогда не было упадка. Он принадлежал к вполне успешной Македонской династии. Деньги упомянутого " стабфонда " начал собирать еще его прапрадед Василий I. Императоры-македонцы известны своей последовательной антидинатской политикой с опорой на столичную бюрократию. - Можно ли предъявлять претензии к Западу за не оказанную помощь в борьбе Византии с турками в середине XV века? - Речь следует вести о драматическом стечении разных обстоятельств. Запад, конечно, был своекорыстен, и система ценностей западного человека отличалась от системы ценностей византийцев. Запад видел в византийцах схизматиков. Целый ряд западных государств был лютым врагом Византии. Но надо помнить, что, во-первых, сами византийцы осознавали, что в гибели империи виноваты и они сами. Бог их карает за грехи и отступничество. Многие богатые жители Константинополя и провинции отказывались финансировать оборону столицы и в 1204-м, и в 1453 годах. Во-вторых, не следует забывать о внутренних противоречиях Запада, значительная часть земель которого до VII, а частично и до XI века входила в состав империи ромеев. Он не был консолидирован и раздирался противоречиями. Надежда на решающую помощь от него была сама по себе иллюзорна. 1453 год - это не только завоевание Византии Османской империей. Тогда едва закончилась разорительная Столетняя война между Англией и Францией. Европа была обескровлена. Могли помочь флотом Венеция и Генуя. Они отчасти и помогали. Последним командующим обороны Константинополя был генуэзский патриций. Другим генуэзцам, правда, в это же время ничто не мешало оказывать помощь туркам в надежде на благосклонность султана. Но все равно, когда на Западе узнали о падении Константинополя, люди были в шоке. Запад совсем не приветствовал крах Византии. Был страх, что то же самое вскоре произойдет и с Италией. И почти произошло. На мой взгляд, Восток повинен в гибели Византии больше, нежели Запад.

http://pravoslavie.ru/36457.html

Турки захватили Морею. 1448.10.31 Смерть  Иоанна VIII Палеолога . Императором стал его сын Константин XI Палеолог Драгаш, последний император Византийской империи. Султан Мурад II принял решение поддержать его, а не второго сына Иоанна Дмитрия. На Косовом поле турки разгромили войска трансильванского воеводы Яноша Гуниади. Султаном в Турции стал Мехмед II Фатих (Завоеватель). Осенью Мехмед вторгся в Пелопоннес и начал боевые действия против деспотов, братьев Константина, чтобы те не пришли ему на помощь. 1452.11. В Константинопольском православном храме Святой Софии совершалась католическая месса. В городе начались волнения. 1452.12 На помощь Константину пришли несколько отрядов с Запада, а также бывший московский митрополит Исидор. По этому случаю Константин отслужил в храме Св. Софии униатскую церковную службу. 1453.03 Турки взяли Мессемврию, Ахелон. Осада Силимврии. Начало подготовки к штурму Константинополя, первые турецкие войска у стен города. 1453.04 Константинополь был окружен турками со всех сторон. В осаде принимали участие также сербы, болгары и греки. 1453.04.07–08 Первый штурм турками Константинополя. 1453.04.20 Победа флота Византии над турками перед Константинополем. 1453.05.18 Жестокий бой у ворот св. Романа. 1453.05.23 Осажденные уничтожили подкоп под ворота св. Романа. 1453.05.28 Начало общего штурма Константинополя.  Константин XI  ведет лично оборону у ворот св. Романа. 1453.05.29 Последний  штурм Константинополя  турками, проникшими через небольшую калитку у Керкопорта. Константин XI погиб в неравном бою. Падение Византийской империи. Взятие турками Афин. Турки подчинили Сербию. Взятие турками Мореи. Захват турками крепости Трапезунд. Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 91  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233 поделиться: ©2024 Схемы и пособия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки:

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010