И восприим оружие и поразит Измаилты, Ефиопы, Фруги, Татаре и всяк род их; и убо Измаилты разделит на трое: первую часть погубит оружием, вторую кретит, третью отженет с великой яростью... И открыются сокровища земная и все обогатет, и никто же нищь будет, и земля дасть плод свой седмирицею... Дай то Боже. Примечания к послесловию Ни один из помянутых четырех писателей, которыми обыкновенно пользуются при описании осады и взятии Цареграда, не издан до сих пор с критическими примечаниями: Франца и Халкокондила перепечатны в Боннском издании, как были, без всяких примечаний; при Дуке в Боннском издании остался недостаточный комментарий Буллиалди, так что и вновь открытый Итальянский перевод современника не дал издателю повода к замечанмям; сказание Леонарда остается (сколько мне известно) без нового издания, кроме того редкого, впрочем неправильного, которое в 60 экземплярах вышло под названием: De capla a Mehemele II Constantinopoli Leonardi Chiensts et Godofridi Langi narrationes sibi invicem colIatae; Recensebat et notis illustrabat J. Bapt. L " Ecuy. Sumptibus D. D. Car. Stuart. Lut. Paris. 1828. 4°. 93. Есть возможность думать, что эта Повесть о Цареграде распространилась на Руси во время Ионна III, когда браком его с Софией Палеолог еще сильнее скрепились связи Русских с их единоверцами Греками, а может быть еще и ранее, т. е. после того как немедленно по взятии Цареграда, стали к нам являться Греки с просьбою о вспоможении и вероятно не без записок о бедствии, постигшем их отечество. В этом последнем отношении любопытно окружное послание митрополита Ионы о помощи Гречину Дмитрию для выкупа из плена его жены и детей (Акт. Истор. I, стр. 496) 94. Страшное событие – novum, как выразился о нем Эней Сильвий, полтора месяца спустя после взятия Константинополя (в письме к папе из Градца, 12 июля 1453 г.: Plane autem horribile novum modo hue allatum est de Constantinopoli. Tremit profecto manus, dum haec scribo: horret animus, neque tacere indignatio sinit, neque dolor loqui permittit. Дож Венецианский Франческо Фоскари почти тогда же (25 июля 1453 г.) и почти то же писал императору Фридриху: Acerbum et horrendum novum urbis Constantinopolis... Est siquidem casus iste infelix tanti faciendus, ut nihil supra temporibus nostris contingere potuisset. Кардинал Исидор в своем воззвании ко всем верным христианам – universis Christi fidelibus, того же 1453 г., без числа) восклицал так же: Quis hujus horribilitatis memor non obstupescat, non laetargicus fiat, non prae dolore obtumescat? N. Reusneri, Epist Turcic. 1598. Liber tertius, стр. 108, 112, 105 Вероятно нашим предкам это событие казалось не менее страшным; но потому ли, что они испугались Турок, как пугался и пугал – и конечно не напрасно – Э. Сильвий, или по чему другому, они не передали своего чувства письму, а только выражали его на деле – покровительством притесненных христиан и щедрою милостыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/m...

Затем обезглавили еще девять высших сановников Ви­зантийской империи. Правда, вскоре султан пожалел о соде­янном поступке и даже приказал казнить нескольких своих советников, предложивших ему умертвить греков. Больше всех повезло Геннадию Схолларию (1454–1456), которого разыскали, представили султану, а тот приказал избрать его в Константинопольские патриархи. Интронизация Геннадия произойдет 6 января 1454 г . 21 июня 1453 г. Мехмед II оставил опустошенный и ни­щий город, отправившись в свою столицу в Адрианополь. Ему даже стало жалко этой разрушенной красоты и вели­чия: «Какой город отдали мы на разрушение и разграбле­ние!», – сквозь слезы прошептал он . А чуть ранее, 9 июня 1453 г., на остров Крит прибыли три корабля из Константинополя, привезшие весть о кон­чине великой Империи. Срочно последовало сообщение в Венецию, и вскоре весь христианский мир узнал о страшной катастрофе. Европа была подавлена, повсеместно царила па­ника и растерянность. Один корреспондент так описывал па­пе Николаю V свое состояние: «Что может быть ужаснее тех новостей, чем те, которые пришли к нам по поводу Констан­тинополя. Мои руки дрожат, даже когда я пишу, моя душа потрясена». Но реакция реакции рознь. Например, Ве­нецианский совет принял решение направить к Мехмеду II посла с уведомлением о нерушимости ранее заключенного с ним торгового договора. Примечательно, что по решению Совета все имущество византийцев-эмигрантов, доставлен­ных в Венецию, включая одежду, подлежало конфискацию в пользу Республики (!) – венецианцы стремились любыми способами возместить свой ущерб от взятия Константинопо­ля. Почти аналогичную позицию заняла Генуя, опасавшаяся потери своих торговых путей и неизбежных убытков . И лишь Римский папа Николай V нисколько не сомне­вался в том, что нужно предпринять новый мощный и реши­тельный Крестовый поход для освобождения Константино­поля. 30 сентября 1453 г. он разослал всем христианским государям Европы буллу с объявлением Крестового похода. Кардиналы Исидор Московский и Виссарион Никейский ак­тивно поддерживали его, обращаясь к некоторым лицам с собственными посланиями, умоляя присоединиться к обще­христианскому мероприятию. И повсеместно их обращения вызывали горячий внешний отклик .

http://bogoslov.ru/article/1324922

Осада Константинополя 1453 г. В 1453 году Константинополь пал под ударами Магомета II, и на развалинах Византийской империи утвердилось государство османов или оттоманов, которое с века принято называть Оттоманской империей. Возрастание турецкой империи, начавшееся за полтораста лет до завоевания Константинополя, не остановилось в 1453 году; оно и после того продолжалось в течение ста двадцати лет. Этот стодвадцатилетний период, в который выдающаяся роль и первое место принадлежит двум султанам – Магомету II и Сулейману I, был самым блестящим и замечательным временем в истории Оттоманской империи и имел решающее влияние на последующую её судьбу. Это было время, когда владения оттоманов расширились вследствие новых приобретений в Европе, Азия и Африке (Сербия, Босния, Пелопонес, острова Архипелага, Трапезунд, Сирия, Египет, Тунис), когда турецкие знамёна победоносно развивались в Офене и под стенами Вены, влияние султанов простиралось на Молдавию, Валахию и Крым; но что важнее – это было время, когда государству была дана организация, которая почти без перемен сохранялась до начала XIX в. и частью сохраняется доселе, когда для восточных христиан было создано то юридическое и фактическое положение, которое держалось до первой половины настоящего столетия. С 1574 года начинается упадок турецкой империи; зародыши его таились в том государственном устройстве, которое составляет славу Магомета II и Сулеймана I. Как результат государственного строя, особенностей политической и социально-общественной жизни, упадок империи был явлением неизбежным. Начавшись во второй половине XVI ст., он с неумолимой постепенностью совершается до нашего времени. В первые три века после его начала совершилась работа предварительная и вместе с тем самая существенная; болезнь вполне назрела, и окончился процесс внутреннего разложения государственного организма. В XIX ст. болезнь вышла наружу, внутреннее разложение проявилось распадением внешним, несмотря на попытки турецкого правительства исправить зло, — попытки, оказавшиеся поздними и недействительными.

http://pravoslavie.ru/5280.html

Диль и Марсэ. " Восточный мир с 365 по 1081 год " (Le Monde Orientale de 365 a 1081 " Шарля Диля и Жоржа Марсэ (Ch. Diehl, G. Marcais) был опубликован в Париже в качестве одного из томов серии " Общая история " (Histoire generale), опубликованной под руководством Гюстава Глотца (Gustave Glotz). Впервые в истории византинистики история мусульманского мира, судьбы которого разрывано связаны с Восточной империей, была включена в книгу о Византии. Два выдающихся исследователя обеспечили прекрасное качество работы. Ш. Диль, конечно, находился здесь в полной зависимости от своих предыдущих работ. В соответствии с планами серии, Ш. Диль начал книгу с 395 года, так что четвертый век, который так важен для византийских штудий, оказался за пределами работы. Ш. Диль довел историю Византии до 1081 года, до эпохи крестовых походов, когда начинается новый период в истории Ближнего Востока. Книга дает прекрасное представление не только о политической истории империи, но и о ее внутренней жизни, социальной и экономической структуре, законодательстве и, наконец, о ее разносторонней и разнообразной цивилизации. В книге приведена превосходная библиография основных источников и современных исследований. Второй том " Восточного мира " (Le Monde Orientale) был написан Ш. Дилем, Р. Гийаном (Guilland), Л. Икономосом (Oeconomos) и Р. Груссе (Grousset) под заголовком " Восточная Европа от 1081 г. до 1453 г. " (L " Europe Orientale de 1081 a 1453). Этот том был опубликован в 1945 году. Диль в сотрудничестве с Икономосом описал период от 1081 до 1204 года; Гийан представил историю Византии от 1204 до 1453 года; Груссе писал историю латинского Востока. Книга включает очерки по истории соседних народов, таких как болгары, сербы, турки-османы, о цивилизации Венеции и Генуи, о царстве киликийской Армении и латинских владениях на островах Греции. Книга является полезным и ценным вкладом в науку. Хайхельхайм. В 1938 г. Фритц Хайхельхайм (Fritz Heichel-heim) опубликовал два объемистых тома по " Экономической истории античности от Палеолитической Эры до миграции германцев, славян и арабов " (Wirtschaftsgeschichte des Altertums von Pala-olitickum bis zur Volkerwanderung der Germanen, Slaven und Arabes). Сегодня особенно интересны две главы - восьмая " Время от Августа до Диоклетиана " и девятая " Поздняя античность от Диоклетиана до Ираклия как страж богатств Древней Цивилизации для будущего " . Книга содержит весьма разнообразную информацию по социальным и экономическим условиям жизни империи в четвертом, пятом, шестом и седьмом веках. Все это, однако, представлено в неясной форме, так что книгой трудно пользоваться как источником информации. Книга написана тяжелым немецким стилем, но византийская ее часть заслуживает изучения и детальной рецензии специалистом-византинистом.

http://sedmitza.ru/lib/text/434214/

Падение Константинополя (в 1453 г.) Падение Константинополя от руки турок заканчивает собой эпоху самостоятельного существования Византийской церкви. Факт этот – падение Константинополя – с первого взгляда представляется имеющим громадное значение. Но едва ли так на самом деле. Византия, как государство, медленно умирала, и смерть ее была неизбежна. Могло быть вопросом лишь одно: когда это совершится – десятком лет раньше или позже. Достаточно припомнить, что в то время, когда случилась указанная катастрофа, вся Византийская империя заключала в себе один Константинополь и его предместья. Можно ли даже назвать это империей? Материальных средств для пропитания народонаселения почти никаких не было. Еще в XIV в. византийский историк Григора острил, что в государственном казначействе ничего нельзя было обрести, кроме Эпикуровых атомов. Столица некогда обширного государства теперь неведомо чем промышляла и неведомо каким образом поддерживала свое существование. Если нынешнюю Турецкую империю с ее плохим финансовым положением, голодным и разутым войском, неурядицами в администрации единогласно называют «больным человеком», то мы, право, затрудняемся, как назвать Византию середины XVb.? Теперешняя Турция по сравнению с тогдашней Византией – могущественное государство. И если Византия наконец пала, то это значило только, что старый, давно заброшенный дом, остававшийся без призора и ремонта, рухнул, как и следовало того ожидать. Византия пала так и при таких обстоятельствах, что мы удивляемся не тому, что это случилось, а тому, каким образом она так долго простояла. Расскажем историю этого события. Нам кажется, не найдешь такого серьезного человека, который, читая историю падения Византии, не чувствовал бы, неожиданно для себя, трагикомического впечатления, причем комический элемент несомненно преобладает над трагическим. История падения Константинополя представляет собой чуть не водевиль. Последним византийским императором был Константин XI, Палеолог (1448–1453 гг.). Константин некогда поднял ничтожную Византию на невероятную высоту, Константин же и видел, как наконец фортуна оставила этот город, посвященный первым императором именно фортуне. Константина XI считают героем, потому что он не пережил гибели столицы и погиб, защищая ее даже и тогда, когда защита всем уже представлялась делом невозможным; но это такого рода геройство, на которое способен и не храбрый человек, но лишь сколько-нибудь уважающий себя. Какой исход мог выбрать Константин XI, как скоро он знал, что погибель столицы неминуема? Бежать? Но бежать значило очутиться в разряде бедных, но благородных людей, живущих подаянием. Отдаться в плен в надежде на милость победителя? Но от турецкого великодушия легче всего было ожидать одной милости – кола или веревки. Умереть за отечество – единственно что и мог сделать последний из византийских венценосцев. Этот исход подсказывали ему и здравый смысл, и отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Т. IV. Тоже. Часть II: Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. Изд. 2-е. М., 1897 г., ц. 2 р. Учебн. Комит. при Свят. Синоде одобрена для фундаментальных и ученических библиотек духовных семинарий и для ученических библ. среди, учебн. завед. Мин. Нар. Пр. Т. V. История разделения церквей в IX, X и XI веках (с подробным указателем русск. литературы, относящейся к этому предмету – с 1841 года по 1900). М., 1900 г., ц. 2 р. 25 к. Т. VI. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. М., 1902 г., ц. 2 р. 40 коп. Т. VII. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI-ro до половины XV-ro века (От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.). Издание второе пересмотренное. М., 1902 г., ц. 3 р. 20 к. Т. VIII. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения (из давних времен христианской Церкви). Спб. 1903 г., ц. 2 р. Ученый Комитет при Свят. Синоде определил книгу сию одобрить для приобретения в ученические библ. дух. семин. и епарх. жен. училищ. (Церк. Ведом., 1901 г., 43). Т. IX. История Греко-восточной Церкви под властью Турок. От падения Константинополя (в 1453) до настоящего времени. 2 тома. Сергиев- Посад, 1896 г., ц. 4 р. 50 к. Тоже. т. II (последний). Сергиев- Посад, 1901 г., ц. 2 р. 50 к. В Константинопольской газете Smamboul, издаваемой на французском языке, в 228, от 30 сентября 1901 года, встречаем следующий отзыв о сочинении профессора Московского университета А. П. Лебедева ; История Греко-Восточной церкви под властью Турок (от падения Константинополя – в 1453 году до настоящего времени). Сергиев-Посад. T. 1.1896 г. и т. II. 1901 г. «Г-н А. Лебедев , профессор истории Московского университета, недавно издал второй и последний том своего сочинения, которое не знаешь, как и похвалить. В двух томах, из которых первый появился в свет в 1896 г., а второй в 1901, знаменитый (l’éminent) Московский профессор излагает историю Греческой церкви от конца XV-ro века до 1900 г. Церковная литература с признательностью встретила два Прежние сочинения г. Лебедева, которые не скоро устареют, – разумеем: «историю Византийско-восточной церкви от IX-ro до XI века» и «историю той-же церкви до падения Константинополя». Два же недавно изданные тома, с которыми мы хотим ознакомить читателей SmambouI, достойно заключают и заканчивают одно из прекраснейших произведений русского византинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Таким образом, правильной представляется либо полная фонетическая транскрипция – Цецис, либо традиционная – Цец. Примечание научного редактора. 416 Iohannis Tzetzis. Argumentum et allegoriae in Diadem. XV, 87–89. Ed. P. Matranga. (Anecdota Graeca, vol. I, Romae, 1850, p. 120). 417 Iohannis Tzetzis. Historiarum variarum Chiliades. I, vss. 277–278. Ed. T. Kiesslingius. Lipsiae, 1826, p. 12. 418 Основной особенностью политических стихов является, наряду с полным исчезновением кратких и долгих слогов как основы метрики, постоянное повторение одинаковых стихов, состоящих из одного и того же количества слогов. 419 К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 528; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina (324–1453), p. 261. 421 Лонгин, неоплатоник и ритор III века н. э., называет Геродота μηρικτατος («гомеричнейшим». – Науч.ред.). См.: J. В. Вигу. The Ancient Greek Historians, p. 42, note 1. 422 Johannis Tzetzis Argumentum et allegoriae in Diadem. Prooemium, vss. l-4, 28. Ed. P. Matranga. (Anecdota graeca, vol. I, pp. l, 2). Romae, 1850. 425 См.: С. Пападимитриу. Феодор Продром. Одесса, 1905, с. XIX-XXI, 1 и сл.; К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 760; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina (324–1453), p. 197. 428 E. Miller. Melanges de Philologie et d " epigraphie, vol. I, Paris, 1876, p. 142 (греческий текст), р. 143 (французский перевод); E. Legrand. Bibliotheque grecque vulgaire, vol. I. Paris, 1880, p. 106, vss. 140–142; Poemes prodromiques en grec vulgaire, ed. D. Hesseling, H. Pernot. Amsterdam, 1910, p. 79, vss. 137–139. 432 Idem. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 750–751. См. также: G. Montelatici. Storia della letteratura byzantina (324–1453), pp. 199–200. Мы должны напомнить, что многие произведения, носящие имя Продрома, не приналежат ему лично, будучи сочиненными в его литературном окружении. 433 Хр. М. Лопарев. О византийском гуманисте Константине Стилбе (XII века) и его сочинениях. – Византийское обозрение, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Конец наступил, когда в 1451 г. султаном стал Мухаммед II. С огромной армией осадил он в 1453 г. Константинополь, и 29 мая 1453 г. последний византийский император Константин Драгас героически погиб на укреплениях столицы, а на следующий день султан-победитель вступил в храм св. Софии. Такова в общих чертах история Византийской империи с 330 до 1453 г. Мы видели, что она охватывает много блестящих периодов: в VI в., при Юстиниане, в последний раз была восстановлена Римская империя; в VIII в. исаврийские императоры отражают натиск ислама  и реорганизуют абсолютную монархию на новой основе; в X в. выдающиеся правители из Македонской династии превращают Византию в великую державу Востока; в XII в., при Комнинах, греческая империя является одной из самых блестящих во всём европейском мире; в XIV u XV вв. в умирающей Византии возникает мощное интеллектуальное движение, предвосхищающее гуманистические идеи Возрождения, и византийское искусство в последний раз озаряется великолепным блеском. Мы видим, что нельзя говорить только об упадке: надо сказать также и о величии. На протяжении одиннадцати веков перед Византийской империей стоял ряд проблем, которые теперь следует рассмотреть, чтобы исследовать, как они были разрешены. Глава IV. Национальная проблема Среди проблем, стоявших перед правительством империи, одной из наиболее серьёзных была национальная. Население Византийской империи, как мы уже видели, не было однородным. Начиная с V в. наряду с сильным большинством греческих и эллинизированных элементов некоторые провинции: Сирия, Месопотамия, Египет, Армения, а в Европе Иллирия, были в значительной степени заселены не греческими элементами. VII в. принёс с собой ещё более значительные изменения. Если арабское нашествие отделило от империи большинство провинций с негреческим населением, то к этому же времени сильно изменился и этнографический состав Балканского полуострова. Там обосновались славянские народы, хорваты и сербы, в северо-западной части полуострова и к концу века – болгары в северо-восточной части. Эти народы образовали независимые государства. Кроме того, на территории, оставшейся под властью империи, славяне проникли большими массами в области, обезлюдевшие после вторжений VI в.; вся страна, говорит Константин Багрянородный, ославянилась и сделалась варварской, σθλαβ θη πσα χ ρα κα γνετο βρβαρος.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 . Argyrios A. Spirituels néo-grecs (XV-XX siècles). Namur 1967. 16 . Economos E. Some observations on the Hesychast diaspora in the fifteenth century//Studi sull’Oriente Cristiano. 1998. 2:2. 103–110. 17 . Maloney G. A history of orthodox theology since 1454. Belmont, MA 1976. 18 . Papoulidis C. Περπτωσις πνευματικς πιδρσεως το γου ρους ες τν Βαλκανικν χρον κατ τν 18 ο ανα//Maked 1969. 9. 19 . Papadopoulos Th. The Greek Church and people under Turkish domination. Bruxelles 1952. 1990. 275. 20 . Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit derTtirkenherrschaft (1453–1821). Die Orthodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westens. München 1988. Лурье В. М.//ВВ 1992. 53. 182–185. [Готовится пересмотр. и доп. греч. изд.]. 21 . Podskalsky G. I teologi greco-catolici е greco-ortodossi della turcocrazia (XV-XVlll secoli) e l’esicasmo palamitico//AdB 7 .174). 121–134. 22 . Runciman S. The Great Church in captivity: a study of the Patriarchate of Constantinople from the eve of the Turkish conquest to the Greek War of Independence. L.; Cambridge 1968. 23 . Spiteris Y. La teologia ortodossa neo-greca. Bologna 1992. 24 . Stavrianos L. S. The Balkans since 1453. Ν. Y. 1958. 25 . Sugar P. F. Southeastern Europe under Ottoman Rule, 1354–1804. Seattle; L. 1977. (History of East Central Europe. 5). 26 . Vakalopoulos Α. στορα το Νου λληνισμο. 4. Τουρκοκρατα 1669–1812. οκονομικ νοδος κα φωτισμς το γνους. Θεσσαλονκη 1973. 27 . Ware Τ. Eustratios Argentï A study of the Greek Church under Turkish rule. Oxford 1964. 28 . Yannaras Ch. ρθοδοξα κα Δση στν νετερη λλδα#945;. θναι 1992. Движение колливадов и духовное возрождение XVIII в. После длит. упадка, вызванного турецким владычеством, в XVIII в., как ранее в XIII-XIV вв., из исихастских корней на Афоне возникает движение, давшее импульс дух. обновления всей нации, а затем, и православному миру. Зачином, обновления стало движение колливадов (от «коливо», поминальная кутья) – монахов, считавших необходимым возврат к обычаю древней церкви – не совершать заупокойные службы в воскресенье, день, посвященный, как и Пасха, победе Христа над смертью . За частным вопросом крылось истовое отношение к религ. жизни как истинной жизни во Христе; и постепенно колливадство стало движением за возрождение всех высших, благодатных форм правосл. церковности – частого причащения, строгого монашества, умной молитвы. В этом своем развитии оно подготовило Филокалич. возрождение в Православии, став прологом к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Мухаммед II явился перед городом 5 апреля 1453 г. Он лично руководил нападением со стороны суши, как и Константин лично руководил защитой. Нападение началось 11 апреля 1453 г., но сперва без желательного успеха. Гигантская мортира Орбана разорвалась, и четыре христианских корабля вели при помощи греческого огня успешное сражение с турецким флотом. Бреши были заделаны, первый штурм 18 апреля отбит. Мухаммед начал нападение также со стороны моря и именно с внутренней стороны Золотого Рога. По заимствованному от венецианцев способу, в котором последние следовали древнему коринфскому «волоку», корабли были перетащены через полосу суши по деревянному помосту, и турки стали жестоко теснить греков с моря. Повторявшиеся с 7 мая штурмы османов греки победоносно отражали, нанося врагам тяжёлый урон. Точно также подкоп, направленный против Влахерн, не удался, вследствие успешных мер, принятых немецким инженером Иоганном Грантом. Но непрестанный орудийный огонь турок пробил, наконец, в стенах такие бреши, что на 29 мая мог быть назначен решительный штурм города. Последнее предложение сдать город Константин геройски отверг. В 2 часа ночи в четверг 29 мая 1453 г. началась ужасная борьба. Два штурма были победоносно отбиты. Тогда султан выдвинул янычар. Они опять понесли большие потери. Но стрела тяжело ранила осмотрительно руководившего обороной Джустиниани. В первый момент ошеломлённый, он поспешил в гавань, чтобы сделать себе перевязку на каком-нибудь корабле. Наступившее замешательство заметил и использовал Саган-паша. После бешеного боя отряд янычар крепко стал на стене, в то время как другой отряд нашёл отпёртыми маленькие ксилопортские ворота и по стене двинулся к адрианопольским воротам; усиленные прибывающими товарищами, они напали на императора с тыла. Турецкие пушки сделали теперь гигантскую брешь. Константин нашёл геройскую смерть в отважном бою. Победители устроили ужасную резню среди слабого гарнизона, а затем обратились к грабежу. 60 000 жителей стали пленниками. Много несчастных, доверяя старому предсказанию, бежало в собор св. Софии: здесь должен был произойти внезапный поворот в судьбе христиан. Ворота были выбиты топорами, с несчастными обошлись со всеми ужасами военного нрава, собор был загажен и осквернён.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010