222). В источниках XV в. нет сведений о возвращении иконы во Владимир, не сообщается и о том, что древняя святыня была оставлена в Москве. По мнению Анисимова, в XV в. икона неоднократно отпускалась из Москвы во Владимир, а потом возвращалась ( Анисимов. Владимирская икона Божией Матери. С. 48-49). Первое временное возвращение В. и. во Владимир произошло, вероятно, до 1408 г. Рассказывая о нашествии хана Едигея в 1408 г., летописец сообщает, что даже «многославный Володимерь» был отдан великим московским князем во владение литовцам («в одержание ляхов»), а в нем «Златоверхая» ц. Успения, в к-рой «чюдотворная икона Пречистыа, иже рекы целеб точащи, поганыя устрашая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 155-157). В 1410 г. Владимир был разорен татар. царевичем Талычем. Ключарь Успенского собора грек Патрикий с людьми, закрывшись в храме, молился перед В. и. Татары же «высекоша двери церковныя и вшедше в ню, икону чудную святыя Богородица одраша, тако же и прочия иконы, и всю церковь разграбиша» (Софийский временник. Ч. 1. С. 445). В летописных записях о нашествиях в 1451 г. (царевич Мазовша) и в 1459 г. (Седи-Ахмет) о В. и. сообщений нет - вероятно, она находилась тогда во Владимире. В 1471 г. святыня была в Москве. Собираясь в поход на Вел. Новгород, вел. кн. Иоанн Васильевич, «вшед к чюдотворной иконе пречистыа Богородица Владимерьскиа и многа молениа съвръши, и слезы доволно излиа…» (ПСРЛ. Т. 25. С. 287). Свидетельства летописной статьи 1474 г. о падении возводившегося тогда нового Успенского собора столь же неопределенны, сколь и летописные записи сер. XV в.: «Понеже страшно бе войти поклонятися образу Пречистые и гробу чюдотворца Петра» (Там же. С. 302). Анисимов полагал, что в это время обе святыни - В. и. и мощи митр. Петра - находились в рухнувшем соборе ( Анисимов. Владимирская икона. С. 50). Однако нет доказательств тому, что под «образом Пречистой» летописец имел в виду именно В. и., а не икону, к-рая в более поздних источниках стала называться Богородицей «письма митрополита Петра» (см.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Общим украшением и вместе святынею церквей служили иконы и другие священные изображения, которыми нередко расписывались все стены храма. Так, расписаны были церковь киево-печерская греческими художниками, пришедшими из Царяграда и здесь, в святой обители, скончавшимися в сане иноческом 1450 , церковь святых мучеников Бориса и Глеба в Вышгороде, созданная черниговским князем Олегом 1451 , новгородский Софийский собор со всеми притворами – иждивением святых епископов Никиты и потом Нифонта, церковь в монастыре святого Антония Римлянина 1452 . Греческие художники, украсившие своим искусством киево-печерскую церковь , досгопамятны в истории русского иконописания и потому, что они принесли с собою в Россию, как догадываются, греческие подлинники, или свитки, для руководства иконописцам, хранившиеся очень долго 1453 , и образовали первого, известного по имени, русского иконописца – преподобного Алипия. Святой Алипий помогал этим художникам в расписывании печерской церкви, потом безмездно писал иконы для своего игумена и всей братии, безмездно поновлял в киевских церквах обветшавшие иконы, о которых нарочито собирал сведения, иногда писал и по заказам. Особенно замечательны были семь великих икон, которые написал Алипий по заказу одного благочестивого киевлянина для устроенной им на Подоле деревянной церкви: замечательны как потому, что они написаны были весьма искусно (зело хитро), так и потому, что во время случившегося пожара церкви сохранились невредимыми, к изумлению очевидцев. Великий князь Владимир Мономах , пораженный чудом, отослал одну из этих икон, именно Пресвятой Богородицы, в ростовскую каменную церковь , им сооруженную, и там, по свидетельству очевидца, черноризца Поликарпа, икона осталась невредимою, когда церковь обвалилась, и потом, по перенесении в деревянную церковь, совершенно уцелела, когда церковь сгорела 1454 . Кроме преподобного Алипия были в Киеве и другие иконописцы, как видно из жития самого преподобного Алипия. Однажды некто киевлянин заказал ему наместный образ Успения Богоматери, прося приготовить его к празднику Успения. Когда же преподобный по болезни не успел исполнить заказа, киевлянин сказал ему: “Зачем ты не известил меня о твоей болезни? Я бы поручил написать икону другому иконописцу” 1455 . Иногда русские покупали себе иконы в Константинополе и привозили в отечество: преподобный Варлаам, первый игумен киево-печерский и потом димитриевский, скончавшийся на возвратном пути из Царяграда, завещал, “яже бе купил в Константине граде иконы и иное, еже на потребу”, передать блаженному Феодосию Печерскому 1456 . Тогда существовал уже обычай обделывать святые иконы в золотые и серебряные ризы: преподобный Еразм Киево-Печерский, который при поступлении своем в монастырь имел много богатства, употребил все это богатство на украшение Великой печерской церкви и многие иконы в ней оковал в серебро и золото 1457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Маркичев В.А., иконописец из Палеха 399 Мартимиан, святой 74 Мартирий Зеленицкий (ум. 1603), святой 63 Матвеев Дмитрий (XVIII в.), иконописец из Холуя 230 Матвеев Н.С., художник 71, 72 Матфей, евангелист 109 Медведев Сильвестр (1641–1691), поэт, публицист, историк 356, 380 Медл " ин В.К, 10, 466 Мейер Александр Александрович (1875–1939), религиозный философ 263, 466 Мельников Павел Иванович (псевдоним: Андрей Печерский, 1818–1883), писатель 39, 163, 208, 232, 466 Мельхиседек, царь Салимский 123 Мемлинг Ханс (ок. 1440–1494), нидерландский художник 129 Мень А. 58, 75, 466 Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866–1941), писатель 69, 70, 239, 466 Мерзлюкин А. 77, 466 Мефодий, первоучитель славян, святой, равноапостольный 129 Мехмет II эль-Фатих (Завоеватель) (1430–1481), османский государь (с 1451) 82, 83 Мещеринов, воевода 150 Микеланджело Буонарроти (1475–1564), итальянский художник, архитектор 295 Милютин Михаил, иконописец Оружейной палаты 304 Мимар Синан, архитектор 29 Митрофан (Михаил, 1623–1703), епископ Воронежский, святой 221, 348, 352, 369 Митрошкин 13, 10, 459 Михаил Клопский (ум. 1452), святой 240 Михаил Федорович (1596–1645), царь (с 1613), родоначальник династии Романовых 69 Михайлов Андрей, крестьянин из Палеха 225 Михайлов А. В. 409, 466 Михайлов Иван (упом. 1801), иконописец 303 Михальский С. 55, 76, 119, 121, 268 Михелис П.А. 336, 466 Миятев К. 164 Мнева Н.Е. 367, 384, 401, 458 Моисей, пророк 144 Моисей Мурин, святой 74 Моланус Иоанн 219, 394 Морев И. 120, 142, 144, 466 Морозов АА. 356, 466 Морозов Алексей Викулович (1857–1934), коллекционер икон 213 Морозовы И. и П., владельцы типографии в Москве 67 Моррис Уильям (1834–1896), английский художник. теоретик искусства 278 Морсочников Михаил, подьячий 93 Мосаков (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Мостепаненко А.М. 324, 463 Мостовский М.С. 466 Моховиков Симеон Федорович (вторая половина XVII-чembepmь XVIII в.), старообрядческий писатель 54, 93, 131, 144, 150 Мумриков, купец 209 Мумриков В.А., иконописец из Мстеры 168

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

1405 …жаждущему Израилю… Затрещал лед… – Естественный разрыв льда Аввакум объяснил как чудо, происшедшее по его молитве о «жаждущем Израиле», которая основана на библейской легенде о том, как Моисей напоил свой народ в пустыне: он ударил жезлом по камню, и потекла вода. 1411 Стр. 655. Морозова Ф. И. (умерла в 1675 г.) – боярыня, фанатическая сторонница «старой веры», была подвергнута пыткам и умерла в тюрьме от голода; изображена на картине В. И. Сурикова. 1413 Федор юродивый (повешен в 1670 г.) – исполнял ответственные поручения Аввакума; юродивых почитали как «пророков». 1421 Стр. 657. …чти в Цареве послании… – Аввакум ссылается на свое пятое послание царю Алексею Михайловичу. 1425 Урусов. – Князь П. С. Урусов вскоре после ареста своей жены Евдокии женился на С. Д. Строгановой. 1427 …у газскаго митрополита. – Имеется в виду грек Паисий Лигарид (1610–1678), бывший митрополит г. Газы, жил в Москве. 1429 Иларион(умер в 1673 г.) – митрополит рязанский; в молодости друг Аввакума, затем его противник. 1431 …поставили перед вселенских патриархов… – на «священном соборе», для участия в котором прибыли патриархи – грек Паисий александрийский и араб Макарий антиохийский. 1434 …крестисся пятью перъсты… – Пятиперстное крестное знамение приравнивалось к старорусскому двуперстному; собор признал законным только греческое троеперстие. 1436 …от насилия туръскаго Магмета… – Имеется в виду завоевание Византии султаном Магометом II в 1453 г. 1438 …собор при царе Иване… – Стоглавый собор (1551 г.), созванный Иваном Грозным для реорганизации церкви.. 1440 Стр. 661. Гурий и Варсонофий – первый архиепископ казанский Гурий и его помощник Варсонофий, канонизированные церковью. 1445 Стр. 662. …на Андреевское подворье…в Савину слободку… – У подножия Воробьевых гор (теперь – Ленинские горы) находился монастырь Андрея Стратилата, вблизи от него Саввина слобода. 1449 Дементий – Д. М. Башмаков (1618–1705), секретарь царя, по словам иностранцев, «вице-канцлер» России. 1451 …книга «Ответ православных» – богословско-полемическое сочинение, изложенное дьяконом Федором.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Через Него и с Ним и в Нем Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Святого Духа, всякая честь и слава во все веки веков. Аминь. Помолимся. Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, мы дерзаем говорить: Отче наш, сущий на небесах... но избавь нас от лукавого. Избавь нас, просим (Тебя), Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и ходатайством за нас блаженной и славной Приснодевы Богородицы Марии и святых апостолов Твоих Петра и Павла и Андрея, умири, Милостивый, дни наши, чтобы, подкрепляемые помощью милосердия Твоего, мы были и от грехов всегда свободными, и от всякого смятения безопасными, через... Священник 1449 Мир Господень да будет всегда с вами. Отвечают: И с духом твоим. Молитвы на литургии в ночь накануне св. пасхи (Orationes et preces ad missam in nocte. Sacr. Gelas. L. I, n. XIV) 1450 Всемогущий вечный Боже, просвещающий эту священнейшую ночь во всех пределах мира славой воскресения Господня, сохрани в новом поколении Церкви Твоей Дух освящения, который Ты даровал (им), чтобы они, обновленные по телу и уму, всегда представляли Тебе чистую душу и чистое сердце, через Господа (нашего Иисуса Христа). Боже, просвещающий эту священнейшую ночь славой Воскресения Господня, сохрани в новом поколении Церкви Твоей Дух усыновления, который Ты даровал (им), чтобы они, обновленные по телу и уму, представляли Тебе чистое служение, через Господа... Тайная молитва (secreta) Прими, молимся, Господи, жертвы и народа Твоего и обновленных Твоих, чтобы они, обновленные и исповеданием имени Твоего 1451 и крещением, сподобились вечного блаженства, через Господа... Другая такая же 1452 Прими, Господи, молитвы народа Твоего с жертвенными приношениями, чтобы они, получив освящение перед пасхальными Таинствами, послужили нам при помощи Твоей вечным врачевством, через Господа.... Поистине достойно и справедливо, прилично и спасительно 1453 ... Ибо наступило для нас вожделейнейшее время, и приблизился свет вожделеннейшей ночи. Что может быть больше или лучше, как возвещать силу воскресшего Господа? Ибо Он, разрушив затворы преисподней, воздвиг нам ныне славнейшее знамя Своего Воскресения, и при восшествии Своем вознес человека, низложенного завистью врага, к дивящимся небесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как ни старался митрополит Фотий уничтожить состоявшееся разделение русской митрополии, он не мог этого сделать до самой смерти Григория (1419 г.). Только тогда он помирился с Витовтом и временно объединил обе митрополии под своей властью. После его смерти (1430 г.), хотя в Москве нарекли митрополитом рязанского епископа Иону, однако из Константинополя пришел с патриаршей грамотой новый митрополит, бывший смоленский епископ Герасим, поставленный не только для Литвы, но для всей России (1433 г.), и, сев на смоленской кафедре, стал править Русской Церковью как митрополит. Впрочем, скоро (1435 г.) он был сожжен литовским князем Свидригайлом. На его место прибыл из Константинополя митрополит Исидор (1437 г.). Но и этот, осужден собором русских епископов за участие во Флорентийской унии (1441 г.), бежал в Рим. Тогда на московскую и всея России кафедру рукоположен был в России прежде «нареченный " митрополит Иона (1448 г.). Польский король и литовский великий князь Казимир IV, вместе с другими юго-западными князьями, дал ему грамоту на правление и литовскими епархиями (1451 г.). Но не долго пришлось русской митрополии наслаждаться единством и покоем. В 1458 году римский папа Каллист III, переговорив с Исидором, постановил разделить Русскую Церковь на две половины и одну из них, состоящую из литовских епархий (Брянской, Смоленской, Перемышльской, Туровской, Луцкой, Владимирской, Полоцкой, Холмской и Галицкой), отдать особому митрополиту. В том же году патриарх константинопольский Григорий Мамма, проживавший в Риме, рукоположил на эти епархии митрополита Григория Булгара, ученика Исидорова, и этот, снабженный грамотами папскими и патриаршими, появился в Польше. Как ни противился московский митрополит Иона, однако Казимир принял Григория, и юго-западные епископы один за другим входили с ним в общение; так что после смерти Ионы (1461 г.) или еще при его жизни установилось окончательное разделение русской митрополии на северо-восточную, или московскую, и юго-западную, или литовскую 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

525 …от турьскаго поклисарие… – Имеется в виду Мехмед (Магомет) II (1451–1481 гг.), турецкий султан, многократно вторгавшийся в Валахию. Военные действия между Владом Цепешем и турецким султаном, о которых далее говорится в «Сказании», происходили в 1461 –1462 гг. 526 Стр. 438. …от угорского короля Маттеашя… – Матвей Корвин (Матиаш Хуньяди) – венгерский король (1458–1490 гг.). 527 Стр. 440. …от своих издан по крамоле… – Дракула попал в венгерский плен в конце 1462 г. Румынские историки считают известие об измене в войске Цепеша достоверным. 528 …в Вышеграде на Дунай, выше Будина 4 мили… – Королевский замок Вышеград (Vizegrad, нем. Plintenberg) вблизи венгерской столицы Будина (Буды, часть нынешнего Будапешта). 530 Стр. 442. Пожив же мало яко 10 лет… – В действительности Матвей Корвин восстановил Влада Цепеша на валашском престоле в 1476 г., и его вторичное царствование длилось около года. 531 Конец же его сице… – Влад Цепеш погиб в сражении с турками 1 февраля 1477 г.; на престол был посажен его соперник Лапот Басараб. 534 Стр. 444. Стефан же молдовскый – Стефан (Штефан) Великий – молдавский князь (1457–1504 гг.), союзник и свояк великого князя Ивана III (сын Ивана был женат на дочери Стефана Елене). 535 Влад – Влад Монах, сын (по другим известиям – брат) Влада Цепеша, стал валашским князем в 1481 г. 536 Ефросин – монах Кирилло-Белозерского монастыря (XV в.), составитель сборников (ныне в ГПБ), включающих ряд выдающихся памятников светской литературы древней Руси. 555 Стр. 455. Агриков меч – Агрик или Агрика – сказочный богатырь, обладавший несметным количеством оружия, среди которого у него был и меч-кладенец. 603 …во Алевите был Акирь Премудрый… – персонаж древнерусской «Повести об Акире Премудром». Алевит – город, упоминаемый там же. 604 Стр. 465. Самсон, Давид, Соломон – библейские герои, хорошо известные русскому читателю по другим литературным произведениям. 606 Стр. 467. отец наш, великий государь Василей, пременив порфиру ангельским пременением… – отец Ивана IV, Василий III, умер в 1533 г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОМАТЕРИ ВО ВЛАХЕРНЕ, ружная церковь в Москве, в Кремле, близ западных дверей Успенского собора. Когда св. Иона утвердился на престоле Митрополии Киевской и всея Руси, то, с согласия в. е. Василия III, перенес свой двор, бывший со времен св. Петра у церкви Рождества Иоанна Предтечи на бору, ближе к престольному храму Успения, на то место, где ныне существуют Царские терема, и поставил тут, в 1450 году, свои каменные палаты, которые были тогда одни из первопостроенных каменных зданий в Московском Кремнике, или Детинце. Вслед за этим, ровно чрез год июля 1451), произошло под Москвою чудо: Мазовша, сын хана Синей, или Ногайской Орды Седи-Ахмета, разоривший южную Россию, подступил с войском к столице великого князя, где жители ожидали уже бедствия; по татары, в самый день праздника Положения Ризы Богородицы, внезапно бежали, истребив огнем одни только предместия Москвы. Св. Иона, в ознаменование сего дня и в благодарность Богу и Пречистой Его Матери, спасшей некогда Ризою своею и Царьград от нашествия врагов, немедленно заложил на своем дворе каменную домовую церковь во имя Положения Ризы. Чрез 35 лет после того митрополит Геронтий построил вместо ее новую, ту самую, которая существует и теперь, хотя с некоторыми переменами в наружном виде; ее строили Псковские мастера; она освящена 31 августа, 1486 года. С тех пор церковь эта подвергалась несколько раз пожарам, а именно: в 1547, 1626, 1682 и 1737 годах. В начале XVII века она совершенно разорена поляко-литовцами. После нашествия французов освящена в 1813 году. Был прежде здесь придел Великомученика Георгия, о котором упоминается в 1624 году; неизвестно, когда он устроен и упразднен. – Бедствия, постигавшие эту церковь, не оставили в ней никаких древних вкладов, кроме четырех огромных подсвечников пред местными иконами, пожертвованных Патриархом Иосифом; они круглые, деревянные, облитые воском, в виде свеч, с разными узорочьями и надписями. На стенах этой церкви, тесной, но высокой, изображен в лицах весь акафист Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

(празд. 21 мая) - местночтимая Ордынской (Орденской, Ардынской) Богородицкой муж. пуст. Поречского у. Смоленской губ., располагавшейся в лесистой, болотистой местности на левом берегу р. Мёжи при впадении в нее речки Ордынки (см. кн.: Ордынская пустынь Смоленской еп. СПб., 1873). О возникновении пустыни существуют 2 малодостоверных предания, в к-рых дано народное осмысление названия р. Ордынки. По одному из них, пустынь была основана во времена вел. кн. Василия Тёмного в 1451 г. монахами, спасавшимися от нашествия Ахмата (в то время ханом был Седи-Ахмет). Они переименовали речку Жидовку в Ордынку и устроили пустынь, в деревянной церкви к-рой поставили В. и. Пожар уничтожил все постройки, и пустынь была перенесена на новое место. Согласно др. преданию, обитель основал в XVII в. дипломат царя Алексея Михайловича Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, подвергшийся опале и постриженный в Новгороде с именем Антоний. Он пришел в поречскую землю, основал обитель и поставил в церкви список В. и., принесенный им из Москвы. Церковь впосл. сгорела, а икона осталась невредимой. В XVIII в. обитель пришла в упадок; некому было совершать богослужение. Протоиерей церкви с. Устье и церковный ктитор дворянин Никифор Поплонский перенесли икону из мон-ря в свой приходской храм. Вскоре оба заболели. Увидев в этом наказание Господне, они возвратили икону в мон-рь. В 1720 г. Поплонский пожертвовал обители угодья. В 1844-1866 гг. материальное состояние мон-ря улучшилось и благодаря трудам игум. Палладия началось новое почитание местной святыни, совершались многочисленные исцеления и др. чудеса. В. и. «Ордынская» почиталась в мон-ре как уменьшенная (32 ´ 28 см) «точная копия» древней В. и. из Успенского собора Московского Кремля. В XIX в. темные лики Богоматери и Младенца на иконе были закрыты слюдой, одежды и фон - серебряной золоченой ризой (весом 694 г) с жемчугом и камнями. Икона была вставлена в серебряную раму (весом 830 г), окруженную лучами сияния, с изображениями Саваофа, Св. Духа и 2 ангелов. Икону попеременно переносили в те храмы, где совершалось богослужение. В каждом для нее были устроены киоты с балдахинами. После литургии служили «общий молебен с Акафистом»; на «вечернем правиле» ежедневно читался канон с Акафистом; каждую субботу на утрене или всенощном бдении совершали «соборное акафистное служение со звоном и каждением». 23 июня был установлен крестный ход вокруг мон-ря, в к-ром чудотворную икону несли на носилках. Судьба иконы после закрытия мон-ря не выяснена. В. и. из слободы Мстёра

http://pravenc.ru/text/154962.html

Спустя 20 лет восстановившаяся Османская империя, объединенная султаном Мурадом II (1421-1444, 1446-1451), вновь попыталась захватить К. Летом 1422 г. войско Мурада начало осаду, а 24 авг. предприняло штурм, впервые используя против К. пушки. Однако византийцы мужественно защищали стены и не допустили прорыва. Турки отступили, поскольку быстрый захват города оказался невозможным, а для длительной блокады нужен был флот. Тем не менее общее военное превосходство оставалось за ними; в 1424 г. имп. Мануил II был вынужден заключить мир с султаном, признав себя его данником. Третья попытка захватить К. была предпринята в 1442 г., когда Мурад II вновь напал на город и держал его в осаде с 23 апр. по 6 авг. И вновь положение византийцев было критическим. На призыв о помощи против неверных откликнулись европ. рыцари, и в 1443-1444 гг. был организован крестовый поход на Балканы, который тем не менее закончился разгромом крестоносцев. Прежде чем к.-л. помощь могла подоспеть к К., осада была снята турками, а вскоре имп. Иоанн VIII Палеолог заключил мир с султаном, подтвердивший унизительное вассальное положение империи. Султан Мехмед II (1444-1446, 1451-1481) сделал захват К. главной задачей своего правления. Нападение на К. отчасти спровоцировал последний визант. имп. Константин XI, который в 1451 г. попытался оказать давление на султана и потребовал вдвое увеличить суммы, к-рые Мехмед выплачивал К. на содержание своего наследника, жившего в К. В ответ на требования Константина XI Мехмед решил сделать нек-рые формальные уступки византийцам, чтобы усыпить их бдительность, а сам секретно готовился к осаде К. Открытое наступление он начал в апр. 1452 г., когда по его приказу на европ. берегу Босфора напротив Анадолухисары была заложена и через 4 месяца выстроена новая Румелийская крепость (Румелихисары). Тем самым пролив был полностью блокирован и К. лишился большей части своих морских коммуникаций. Турки топили корабли, в т. ч. венецианские, если те отказывались платить им таможенный сбор. Попытки византийцев вести переговоры завершились провалом, т. к. Мехмед уже требовал от них покинуть К. и предлагал Константину XI взамен владения в Морее (на Пелопоннесе).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010