Зависимость наша от них почти уже не существовала, но они еще часто вторгались в наши пределы и в случае успеха заставляли смиряться нашего великого князя и даже платить ордынскую дань. Чтобы успешнее отражать их набеги, великий князь нуждался в помощи от других русских князей. И вот святой Иона для возбуждения их к этому иногда слал к ним свои пастырские грамоты, как к можайскому князю Ивану Андреевичу, иногда отправлял своих послов, как отправлял к тому же князю Коломенского владыку Геронтия , а иногда убеждал местных епископов ходатайствовать о том пред своими князьями. Так, по случаю похода великого князя Василия Васильевича на казанских татар Иона писал (1451–1452) Тверскому епископу Илии: «Благословляю тебя, моего сына о Святом Духе, чтобы ты по своему святительскому долгу говорил, бил челом и твердо докучал великому князю Борису Александровичу, чтоб послал он к великому князю Василию Васильевичу своих воевод на тех безбожных с своими многими людьми за святые церкви Божии и за все православное христианство. Сам ты знаешь, что если милосердием Божиим учинится какое добро нашему великому государю для устроения христианского и истины, то это будет общее добро всего нашего православного христианства, а если не так станется по грехам нашим, это будет наше общее несчастие... Верую Христу, моему Владыке, что кому случится из православных умереть на той брани, те пострадают за святые церкви Божии и за все православное христианство и подобно древним мученикам восприимут от Христа венец мучения» . Еще более святой Иона подкреплял оружие великого князя против татар своими пламенными молитвами. В 1451 г., когда ногайский царевич Мозовша с многочисленными хищниками вторгнулся в Россию, Василий Васильевич, отправляясь из Москвы для собирания войска, поручил ее митрополиту и боярам. Июля 2-го татары приблизились к столице и зажгли ее посады. Сильный ветер гнал на Кремль облака дыма и угрожал ему пожаром. Тогда святитель со всем освященным Собором при бесчисленном стечении народа начал совершать по стенам города крестный ход — и ветер внезапно утих.

http://sedmitza.ru/lib/text/435960/

После избрания на Папский престол кард. Томмазо Парентучелли (папа Римский Николай V (1447-1455)) О., будучи сторонником антипапы Феликса V, сначала отказался признавать Николая V законным понтификом, однако впосл. ему пришлось искать примирения с ним. Через посла Яна Пневского О. отправил письмо папе Николаю V (6 июля 1447), в котором заявил о присяге на верность и просил подтверждения кардинальского достоинства. В 1448 г. для переговоров о подтверждении достоинства кардинала О. отправил к папе Длугоша. Подтверждение о возведении в достоинство кардинала Краковский епископ получил лишь в 1449 г.: 29 июля папа послал ему кардинальскую биретту, О. получил ее 1 окт. Такое промедление со стороны папы могло быть вызвано как нежеланием Николая V возводить в кардинальское достоинство сторонника Соборного движения, так и противодействием польск. кор. Казимира IV (свидетельства этого сохр. в письмах от 1447 и 1449), стремившегося принизить авторитет О. ( Koczerska. 1978. S. 781; Eadem. Zbigniew Olenicki. 2004. S. 259-260). Примирение с папой Римским способствовало переходу О. на более умеренные позиции в отношении Флорентийской унии. В письме папе Николаю V (точная датировка неизв., написано, по-видимому, в нач. 50-х гг. XV в.) он заступился за митр. Иоакима, изгнанного из Молдавии противниками Флорентийской унии. Это обстоятельство позволяет исследователям (Б. Бучиньский, Б. Н. Флоря) говорить об участии О. в восстановлении (временном) до 1451 г. Галицкой митрополии, во главе к-рой был поставлен митр. Иоаким ( Флоря. 2007. С. 410-411; Codex epistolaris saeculi XV. 1891. Dodatek. N 11, 12. P. 479-480). Также О. взял под защиту Виленского еп. Матвея, ревностного сторонника Базельского Собора, против к-рого судебный процесс вел митр. Исидор с момента избрания Николая V на Папский престол. В 1451 г. О. обращался к папе с просьбой прислать в Польшу католич. проповедника Иоанна Капистранского для активизации деятельности по обращению «русинов». Проблема чеш. предреформационного течения - гусизма, остро проявившаяся во время польско-орденского конфликта, была одной из важнейших в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

В июне 1451 г. Н. К. был уже на территории Тюрингии и Саксонии, где основными остановками стали Эрфурт, Галле, Магдебург, Хальберштадт и Хильдесхайм. В июле он достиг Ганновера, откуда отправился в поездку по городам, располагающимся на территории совр. Нидерландов, посетив Зволле, Кампен, Утрехт, Амстердам, Лейден и Маастрихт. К концу окт. 1451 г. он вернулся в Германию, задержался на 2 недели в Трире и посетил родной город. Следующими пунктами назначения стали Майнц и Кёльн. В янв. 1452 г. Н. К. вновь отправился в Нидерланды в связи с запланированным посольством в Англию, где по особому поручению папы Римского Николая V он должен был в статусе папского легата выступить в качестве посредника между франц. и англ. королями и попытаться положить конец Столетней войне (1337-1453). В кон. янв. 1452 г. Н. К. встретился в Брюсселе с одним из инициаторов этого посольства, Филиппом III Добрым (1396-1467), герцогом Бургундии. Англ. кор. Генрих VI (1422-1461, 1470-1471) и его ближайшие советники были заняты внутриполитическими проблемами и не пожелали принимать папского легата, поэтому поездка Н. К. в Англию не состоялась. Позднее в 1455 г., уже при папе Римском Каллисте III (1455-1458), Н. К. был повторно назначен легатом в Англию, однако и на этот раз англ. король заявил о нежелании вести переговоры, и посольство было отменено (см.: Meuthen. 2010. P. 100-101). В марте 1452 г. Н. К. вернулся на территорию Германии; проехав через Кёльн, Франкфурт и Мюнхен, в апр. 1452 г. Н. К. прибыл в собственное еп-ство Бриксен. На этом основная часть его посольской поездки была завершена, однако в течение следующего года он совершил еще неск. визитов в разные города Австрии и Германии. Одной из задач, изначально поставленных перед Н. К. как папским легатом, было ведение переговоров с упорными гуситами о возвращении в католич. Церковь. По политическим причинам эти переговоры так и остались в стадии предварительных индвидуальных консультаций, не преведших к к.-л. результату. Церковная и богословская позиция, с к-рой в этот период выступал Н.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Однако, в середине XIV века сильнейший правитель Сербии Стефан IV Душан (1331–1355) благотворит как всему Афону, так и Россикону. В 1347 году или начале 1348 года он передает братии главу св. вмч. Пантелеимона со следующими словами: «Царство мое посвящает обители Россов главу святого славного страстотерпца, бессребреника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов и других достойных синклитиков». В этом году закончилось долгое противостояние между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом. Первый торжественно вступил в Константинополь. Начало его царствования означало победу свт. Григория Паламы и его сторонников, победу богословия афонского исихазма вопреки более западным и рациональным богословским схемам и построениям. Дар величайшей святыни Русского монастыря, которая хранится там и доныне, особо значим в соотношении с ключевыми вехами византийской истории. Афон, который успел побывать под властью латинян и болгар, в 1345–1371 годах стал входить в состав владений сербских правителей. Афониты признавали Стефана Душана «царем сербов и греков». В это время ведущие Афонские обители – Ватопед и Лавра – наполняются сербами, а Россикон остается русским больше по имени, чем по составу, в связи с чем и начинает именоваться «монастырь, рекоми руси». Но нет худа без добра. Одним из игуменов Россикона станет ученик знаменитого старца Арсения ученейший хиландарский подвижник Исаия, переводчик на славянский язык Ареопагитского корпуса. Через такого ученого игумена русские монахи обретали на Афоне для себя вторые, но чаще первые «духовные университеты». Несмотря на распри и междоусобицы, сложные отношения Византии и Сербии Россикон к 1380 году обладал 60 подворьями или прочими владеньями за пределами Афона. Период с 1345 по конец 1380-х годов – один из самых благополучных в истории обители. Последним сербским ктитором Россикона была дочь деспота Георгия Бранковича, мачеха султана Мухаммеда II Завоевателя (1421–1451) Мара Бранкович (1416–1487), мать будущего султана Мехмеда II Завоевателя (1451–1481) – та самая, которая передала в дар обители св. Павла Дары волхвов, недавно привозившиеся в Россию. Таким образом, Россикон оказывается в средоточии не только духовных, но и геополитических процессов – как место встречи, по сути дела, трех основных на тот момент религиозных и культурных традиций: византийской, греческой, османской,турецкой и русской. Особое внимание к Россикону со стороны матери султана, завоевавшего Константинополь и поставившего точку на византийской цивилизации, было обусловлено теми надеждами, которые православный мир того времени, и еще сильнее в более позднюю эпоху, возлагал на Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Правительство Василия II использовало противоречия между устюжанами и коми. Чтобы закрепиться на подступах к Устюгу, в 1451 г. оно отправило «на Пермскую землю наместника от роду верейских князей Ермолая да за ним, Ермолаем, да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича... на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости Вычегоцкие по грамоте наказной по уставной». Вопрос о происхождении пермских князей неясен. Существует мнение, что они вышли из местной (коми) знати. По В.Н. Давыдову, речь должна идти о «представителях» верейских князей. Но у верейского князя Михаила Андреевича никаких родичей Ермолая и «Ермоличей» не было. В.Н. Давыдов считает, что великий князь вряд ли бы назначил наместником в этот отдаленный район представителя местной знати. Ну почему же? Если местная знать была противником врага Василия II Дмитрия Шемяки, то подобное назначение совершенно естественно. Сохранились глухие известия, что около 1450—1451 гг. Дмитрия Шемяку отлучают от церкви и составляют по этому случаю «проклятую грамоту». О том, что подобную «проклятую грамоту» подписал пермский епископ Питирим в 1447 г., сообщает Вымский летописец. Дата этой записи ошибочна, да и сам факт вызывает сомнения. В послании новгородскому архиепископу Евфимию митрополит Иона даже в сентябре 1452 г. писал, что Шемяка «сам себе от христианства отлучил». Об отлучении его церковным собором митрополит не говорит. О последних годах жизни Дмитрия Шемяки известно мало. Он проиграл битву за великое княжение и Москву. Эфемерны были его попытки создать особое царство на севере страны с центром в Устюге. Опасались гнева и карательных действий со стороны Василия II и новгородские покровители князя Дмитрия. До поры до времени они мирились с самовластными действиями Дмитрия Юрьевича, сохраняя видимость нейтральности в споре Москвы с Устюгом. В лучшем для Шемяки случае они прикрывались традиционным служением «великому князю» (по мнению Новгорода, в это время было два великих князя — Дмитрий Шемяка и Василий Васильевич). На долю князя Дмитрия оставались лишь тщетные попытки воскресить прошлое. Но страна устала от мсждукняжеских распрей и жаждала покоя.

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

1 Протовестиарит – 19-й ранг в придворной иерархии  поздней Византии. См.: Guilland R. Le protovestiarite... 5 1402 г. В действительности Баязид не был убит в сражении при Анкире в июле 1402 г., а умер пленником Тимура в 1403 г. 6 Османские султаны (Османлы)-Осман ибн Эртогрул (1281–1324), Орхан (1324–1360), Мурад I (1360–1389), Баязид I (1389–1402), Мехмед I Челеби (1402–1421-до 1413 г. только в Анатолии, а после 1413 г. и в Румелии), Мурад II (1421–1451), Мехмед II (1451–1481). См.: Босворт К. Э. Мусульманские династии. М., 1971, с. 185. 12 Иоанн VII Палеолог (1390–1408). См. о нем: Dolger F. Johannes VII. Kaiser der Rhomaer (1390–1408). – BZ. 31, S. 21–36. 13 Деспот – второй ранг после императора. Этот титул носили братья или сыновья императора, иногда иностранные правители, женатые на византийских царевнах. О титуле деспот см.: Guilland R. Etudes sur l " histoire administrative de 1 " Empire Byzantin: le despot despothV. – REB, 1959, 17, p. 77–78. 14 Феодор I Палеолог, брат императора Мануила II, деспот Мистры (1382–1407). См. о нем: Медведев И. П. Мистра..., с. 29–34. 15 Порфирородный – рожденный в пурпурной комнате императорского дворца, звание, которое иногда носили царевичи, родившиеся после восшествия на престол их отца. Деспоту Феодору оно было пожаловано отцом, императором Иоанном V Палеологом. 17 Мосе (Муса), как и Сулейман, оспаривал власть своего брата Мехмеда I. Он владел всей Румелиси в 1410–1413 гг. (Босворт К. Э. Указ. соч. с. 185, 2), 18 О детях императора Мануила II см.: Schreiner P. Chronologische Untersuchungen zur Familie Kaiser Manuels II – BZ, 1970, 63, s. 285–299. 19 О поездке Мануила II в Пелопоннес см.: Barker J. W. On the chronology.... – BZ, 1962, 55, p. 39–55. 23 3800 ургиев (саженей) приблизительно равны 7 км (см.: Schilbach Е. Byzanminische Metrologie. Munchen, 1970, s. 24 f.). 24 О надписи на Эксамилионе см.: Bees N. A. Die griechisch-clrilstlichen Inschriften des Peloponnes. Athens, 1941, n. I, pp. 1, 4. 29 Иоанн VIII Палеолог был провозглашен императором еще при жизни своего отца Мануила II. По поводу того, когда Иоанн стал соправителем отца, существуют различные точки зрения (см.: Медведев И. П. Внучка Дмитрия Донского..., с. 255–262: Balfour D. Politico-historical Works of Symeon Archbishop of Thessalonica (1416 17. to 1429), Wien, 1979, p. 141, n. 119).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый первосвятитель прежде всего озаботился соединением епархий юго-запада под одно управление, что было особенно нужно в виду опасности со стороны латинства. Он принял участие в мирных сношениях великого князя с королем Казимиром 21 и утвердил своим благословением договор их. Король со своей стороны изъявил согласие на подчинение святителю Ионе православных епархий Литовского княжества и звал самого Иону в Литву для личного свидания. В начале 1451 года митрополит отправился в Литву. Король сдержал свое слово и выдал святителю грамоту на управление Киевской митрополией. При таком положении своем, св. Иона немедленно вытребовал к себе Волынского епископа Даниила, посвященного Исидором, заставил его отречься от согласия с Римской Церковью и дать обязательство на верность православию, после чего отпустил его на епархию. Он так же назначил наместников своих для городов, непосредственно зависевших от киевской митрополии (Киева, Вильны, Новогрудка и Гродна), с правами выдавать одобрительные грамоты ищущим духовного сана, надзирать за соблюдением церковных постановлений, судить виновных и управлять церковными имениями. Кроме попечений о поддержании православия в западном краю Руси, св. Ионе, уже одаренному благодатью прозорливости и чудес, предстояло много забот и скорбей внутри московского государства. Едва успел он возвратиться в Москву из Литвы, разнеслись слухи о нашествии на Россию Мазовши, сына Седиахмета, хана Ногайского. Великий князь выехал из Москвы, вверив ее охранение св. Ионе и боярам. Неприятель (2 июля 1451) зажег посады московские. Пастырь, готовый положить душу свою за стадо, подкреплял заключившихся вместе с ним в Кремле духовными пособиями. Под зноем страшного пожара, в облаках дыма, несшегося на Кремль, он совершал крестные ходы по стенам его. Стрелы татарские искали своих жертв. Один инок Чудова монастыря Антоний, по прозванию Кловыня, уважаемый святителем за строгость жизни, едва успел сказать, что Господь за молитвы святительские спасет город, как пал пронзенный стрелою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Иларион 1681–1705 митроп. с 1682 Ефрем Янкович 1708–1712 Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719 Варлаам Леницкий 1719–1724 Иоаким 1725–1731 Гавриил Русской 1731–1735 Афанасий Кондоиди 1735–1737 Симон Тихомиров 1739–1747 Порфирий Крайский 1748–1755 Сильвестр Главатский 1755–1760 Геннадий Драницын 1760–1775 Тихон Якубовский 1775–1786 Епископы Владимирские и Яропальские: Платон Петрункевич 1748–1757 Антоний (бывш. Каталикос) 1757–1762 Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770 Иероним Формаковский 1770–1783 Виктор Онисимов 1783–1786 Епископы Владимирские и Суздальские: 18 Виктор Онисимов 1786–1800 до 1799 года еп. Суздальский и Владимирский Ксенофонт Троепольский 1800–1821 Парфений Чертков 1821–1850 с 1833 г. архиепископ Иустин Михайлов 1850–1863 Феофан Говоров 1863–1866 Антоний Павлинский, архиеп. 1866–1878 Феогност Лебедев 1878–1892 с 1883 г. архиепископ Сергий Спасский 1892 Муромское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (во Владимире): Андрей Поспелов 1868 Иаков Кротков 1870–1884 Аркадий Филонов 1885–1887 Александр Богданов 1889–1892 Тихон Клитин 1892 Волынская. 19 Учреждена в 991 году. Кафедра в Житомире. 20 Епископы Владимиро-Волынские: Стефан I 991 Иоанн Антоний I Анитий Кодриус Геласий Стефан II, святой 1090–1094 Амфилохий, святой 1105–1122 Симеон, святой 1123–1136 Феодор 1137 упом.1147 Лаврентий Прокопий Антоний II Иоасаф 1223–1230 Василий 1229–1265 Никифор I, Сатанило упом. 1226 Косма 1271 Марк 1271–1287 Евсигний (Евгений) 1287 упом.1301 Афанасий I 1328–1353 Uoha I упом.1358 Афанасий II 1388–1391 Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 Герасим 1414–1416 Весвассиан Даниил I упом. 1441, в 1451 удален Даниил II 1451 Никифор II 1458 Порфирий упом.1470 Феодосий 1485 Дамиан упом. 1487 Мартиниан Вассиан I 1487–1497 Вассиан II 1505–1512 Пафнутий 1513–1521 Uoha II упом. до 1535 Геннадий упом.1545 Иона Борзобогатый-Красенький нареч. еп. Владимирский Иосиф упом. 1558 Феодосий Лазовский 1566–1588 Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем он старался через преданных ему Князей Литовских действовать на Короля и побуждать его к исполнению обещанного. Александр Владимирович, защитник Православия в южной Руси, управлял Киевом. К нему-то писал свое послание Иона. Известив его о том, что Казимир обещал передать в управление его епархии, входившие в область Литовского Княжества, просит Александра Владимировича споспешествовать этому делу 345 . Казимир хотел исполнить свое обещание, по возвращении в Литву из Польши, и к этому времени просил Святителя Иону приехать в Литву 346 . Вероятно он ездил, в это время, на сейм Пиотрковский, который был назначен в 1449 г.; в 1450 г. он снова возвратился в Литву, где, в начале 1451 г., присутствовал на генеральном сейме в Вильне 347 . Иона поспешил в Литву и 31-го Генваря 1451 г. получил здесь 348 от Казимира грамоту на управление Митрополией Киевской 349 . Тотчас, по получении этой грамоты, Святитель Иона поставил своего наместника в Киевской Митрополии и дал ему грамоту на наместничество в Киеве, Вильне, Новогородке, Гродне и во всех городах, местечках и селах, которые «из старины», еще во времена Митрополита Фотия, принадлежали к Киевскому наместничеству. Этой грамотой предоставлены были наместнику те же права, какие имел Митрополичий наместник при Фотие 350 . Но грамотой Казимира Святителю Ионе предоставлено было не все, чем владел Митрополит Фотий в последние годы своей жизни. Она предоставляла ему «столец Митрополич Киевский», след. собственно Киевскую епархию, к которой принадлежали, кроме окрестностей Киева, еще Вильно, Гродно и Новгород Литовский, как это видно из грамоты Святителя Ионы на наместничество Киевское. На основании подписей под грамотой Казимира 351 , можно решить, какие еще епархии предоставлены были Святителю Ионе. Под ней подписался Князь Свидригайло. Этот Князь после долгих попыток возвратить себе Великокняжеское достоинство, у него отнятое при восшествии на престол Литовский Казимира, примирился с ним и жил спокойно в своем уделе. Изъявив свое согласие на признание Ионы Митрополитом Киевским, и утвердив своей подписью грамоту Казимира, он признал власть Ионы над епархиями, лежащими в его уделе, и как владетель Луцка, Владимира-Волынского и большей части Волыни и Подола, передал ему епархии Луцкую, Смоленскую, Полотскую, Владимирскую, Подольскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Минуло несколько столетий. Шел 1451 год. Москва стараниями русских митрополитов и великих князей уже стала столицей объединенной Руси. Еще стоял обветшавший белокаменный Кремль, построенный во времена Димитрия Донского. Еще не пало татаро-монгольское иго, но век его близился к концу, а Москва уже провозгласила себя преемницей Византии. Уже была подписана Флорентийская уния, которую не признала Москва, и Второй Рим – Константинополь, доживал свои последние годы, готовясь уступить место Третьему Риму. Уже стал митрополитом Московским святитель Иона, впервые поставленный в Москве собором русских епископов без участия Константинопольского патриарха. И еще возвышался в Кремле старый Успенский собор, построенный при Иване Калите, – главный русский храм, посвященный Пречистой Богоматери, Ее кремлевский чертог в столице державы, провозгласившей себя Домом Пресвятой Богородицы. У него было два придела. Первый, Дмитровский, в южной части алтаря, основали в память о первом главном соборе Москвы во имя Димитрия Солунского, что стоял в Кремле до основания Успенского собора в 1326 году. Вторым был Петроверигский придел, освященный в честь тезоименитства святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, основавшего московский Успенский собор. Пришло время появиться третьему приделу. В июле 1451 года, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, ногайский царевич Мазовши совершил свой знаменитый набег на Москву, прозванный «скорой татарщиной». Он внезапно появился у стен Кремля, осадил его, дал тяжкий бой и ночью столь же внезапно отступил от города, бросив весь обоз с награбленным добром. Это было истинное чудом, и святитель Иона, митрополит Московский, освятил в благодарность Пречистой Заступнице Москвы свой домовый митрополичий храм в честь Положения ризы, поскольку победа пришлась на день этого праздника. Однако Москве угрожало новое бедствие. Ведь, как считают ученые, этот набег был совершен ради того, чтобы заставить московского князя платить хану дань. И отступать от своего желания хан не хотел. Прошло всего несколько лет, и в 1459 году на Русь грянул с ордой сам отец царевича Мазовши, ногайский хан Седи-Ахмет, с похвальбою, что покорит Русь. «Похвалився, на Русь пошли», – сообщал современник.

http://pravoslavie.ru/765.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010