—155— мучения наши свидетельствуют за истинность нашу, а также известные всем язвы тела нашего ( Гал.6:17 ) запечатлевают и явно удостоверяют сокровенную веру нашего ума. 13: 7–9. Мы же молимся 1448 к Богу, чтобы никакого зла не делали вы, не для того, чтобы являлись мы достойными, то есть чтобы мы оказывались достойными или испытанными чрез вас; но чтобы вы добро творили, а мы бы недостойными оказывались. Это и означают слова: да радуемся 1449 , когда мы немощны, а вы сильны, когда, то есть, мы терпим преследования, а вы пребываете в мире. Ровно и о том молимся, чтобы вы были совершенны в слове и деле. 13: 10. Для того это в отсутствии пишу, чтобы мне, когда приду к вам, суровее 1450 усовершайтесь в том, чего недоставало вам, – и утешение приимите, поскольку плакали, – и будьте единомысленны, поскольку уклонялись друг от друга. И Бог любви и мира будет с вами: да любите в Нем тех, коих за прегрешения их вы отвергли и отлучили от себя. Миром приветствуйте тех, от коих, по недостоинству их, вы отклоняли речь уст ваших. Далее следует изложение неподлинных посланий: Коринфян к Апостолу Павлу и Третьего к Коринфянам, с некоторыми к ним пояснительными примечаниями. Но, как неподлинные, эти послания не внесены в толкование подлинных посланий Апостола Павла и будут изданы особо в приложении. —156— Послание к Галатам Галаты были слушателями Павла не для того, чтобы наблюдать исполнение закона, упраздненного страстью Креста, – но для того, чтобы веровать в Самую Троицу и проповедовать новое Евангелие. Но вот пришли некие из самих Евреев, кои желали не того, чтобы отвратить их от возвещенного им Павлом Евангелия, но чтобы присоединить к нему и исполнение ими Ветхого Завета и их, благодатью освобожденных, снова подчинить игу рабства. И поскольку они хвалились именем Симона (Петра), который имел преимущество среди Апостолов обрезания, то Павел начинает писать против них, говоря так: I 1: 1–6. Павел Апостол не от людей, разумей не от Симона и не чрез Симона, но чрез Иисуса Христа, открывшегося мне на пути в Дамаск ( Деян.9:1 сл.), и чрез Бога Отца, воскресившего Его из мертвых, – дабы объявить о воскресении Своем всем еретикам, отрицавшим Его воскресение. Церквам Галатии, – как те, что были поколеблены (в вере), так и те, кои были тверды, т. е. из Евреев (?). Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, 1451 при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С сердечным сокрушением о грехах, со слезами скорби и беспомощности просили люди Бога о милости и защите. И что же? Вместе с правосудием неожиданно явилось и милосердие Божие к русскому народу. В сражении при Калке русское войско было совершенно разбито, Русь была беззащитна. Но татары, вместо того чтобы двинуться со своими полчищами внутрь России, вдруг неожиданно для всех, повернули на восток и ушли из наших пределов. В течение тринадцати лет они оставляли в покое Русский народ. Не дивная ли это помощь Божия к нашему отечеству? Не небесное ли это предостережение относительно будущего? Да и в то время когда татары своими полчищами наводнили Россию (в 1237 году) и производили в ней страшные опустошения, неоднократно оказываемы были благодеяния Божии Русскому народу, ради исповедуемой им православной веры. Так, заступничеством Божией Матери спаслись от разорения города Смоленск и Кострома (в 1238 и 1239 г). Первопрестольная столица наша Москва также не раз видела покровительство над собой Пресвятой Богородицы и отечественных святых. Страшный восточный завоеватель Тамерлан, с огромным войском подступивший к Москве (в 1395 г), неожиданно должен был удалиться из пределов нашего отечества. Он был устрашен видением величественной грозной жены, повелевавшей ему уйти из пределов Русской земли. Точно также заступничеству Царицы Небесной была обязана Москва своим спасением от Ногайского царевича Мазовши в 1451 году. И самое свержение татарского ига наши благочестивые предки приписывали не себе и не своим силам, а единственно милости Божией: «Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию», – говорили они по поводу этого радостного события в своей жизни. Много и других чудесных благодеяний Божиих видела над собой Россия, они известны каждому русскому человеку, знакомому с историей своего отечества. Посылались эти небесные знамения, как мы видели выше, по усердным молитвам наших религиозных предков. А молитвам, как и вообще упованию на Бога, особенно в трудную ее минуту, научила их святая православная вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Окончательная формулировка оставляла многое несказанным. Она присваивала Римскому епископу полную власть править и управлять всей Церковью и всеми христианами, «как постановили Вселенские соборы и святые каноны». Греки протестовали против слова «всеми», но в конце концов были вынуждены принять его. Слово, переведенное здесь как «как», было несколько двусмысленным. Есть основания предполагать, что в первоначальном латинском тексте употреблялись cлoba quemadmodum et, «постольку поскольку», но впоследствии они были заменены ha quemadmodum etiam, «как раз как». В греческом тексте говорится καθцv τρπον, «согласно тому как», что может по желанию читателя рассматриваться или не рассматриваться как ограничительная формула. 156 В конце, усталые от всего, более всего желавшие вернуться домой, а также умышленно поставленные в условия нехватки продуктов и удобств, по приказу своего императора и подчиняясь договору, заключенному с Церковью Иоанном V, греки подписали договор об унии. Исключения составляли Марк Евгеник и, похоже, Плифон, который не любил Римскую церковь еще больше, чем Греческую. Марку угрожали лишением престола; после возвращения на свою кафедру в Ефес, находящийся на турецкой территории, он уступил давлению и подал в отставку. 157 Почти вся Греческая церковь смотрела на него как на мученика. Вскоре император понял, что легче подписать унию, чем выполнить ее. Лично он остался ей верен, но, под влиянием своей престарелой матери, он не стал применять силу к своим подданным. Ему было трудно найти кандидата на пустующий патриарший престол. Митрофан II, которого он назначил в 1440 г., вскоре умер. Его преемник, Григорий Маммас, искренний защитник унии, счел за благоразумное уехать в мае 1451 г. в Италию. Несмотря на любовь и восхищение, которыми Виссарион лично пользовался, он уехал в Италию, потрясенный враждебностью, с которой были встречены его действия в Константинополе и веря, что он лучше сможет послужить греческому делу, живя среди итальянцев. Приверженность к унии Исидора Киевского встретила сильнейший отпор у русского князя, Церкви и народа, которые свергли его с престола. Он тоже уехал в Италию. Восточные патриархи провозгласили, что они не считают себя связанными чемлибо из того, что подписали их представители и тем самым отвергли унию. Георгий Схоларий, хотя принял унию и увлекался трудами Фомы Аквинского, однако вскоре был убежден Марком Евгеником в том, что был не прав. Он удалился в монастырь, а после смерти Марка в 1444 г. стал вождем противников унии. Низший клир и монахи последовали за ним как один.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Избрание святителя Ионы митрополитам вполне благожелательной было встречено в западнорусских епархиях. В 1449 году король Казимир IV прислал митрополиту Ионе «жалованье и поминки» и приглашение посетить Литву. Святитель Иона прибыл в великое княжество Литовское в 1451 году. В Вильне он встретился с Казимиром IV и получил от него грамоту, засвидетельствованную князем Киевским Александром Владимировичем, бывшим великим князем Литовским Свидригайло, вельможами великого княжества Литовского и даже католическим епископом Виленским. В грамоте говорилось: «Всякое дело благое и всякий совершенный дар исходят свыше – от Божественного изволения. Во имя Пресвятой, Животворящей, Нераздельной Троицы, желая утвердить по чести и справедливости прежде бывшее, как бывало при отце нашем, короле Владиславе и дяде нашем великом князе Витовте, и иных предках наших, мы, Казимир, Божиею милостию король польский и великий князь Литовский, по совещанию с братом нашим, великим князем Василием Васильевичем, и с нашими князьями и панами, и с нашею радою полюбили себе отцом митрополитом Иону, прежде бывшего епископа Муромского и Рязанского, и дали ему престол митрополии Киевской и всея Руси, как бывало прежде по установлению и обычаю русского христианства. А он имеет править свою митрополичью честь и долг по-старому, как правили прежде бывшие митрополиты по добрым обычаям предков наших и своего христианства. Посему князья наши, и епископы, и бояре, архимандриты и игумены, священники, диаконы и иноки, и весь причт церковный, и весь народ христианства русского, имейте его, отца нашего Иону, за митрополита, чтите его и будьте ему послушны в делах духовных, как чтили и слушались прежде бывших митрополитов». Святитель Иона, по примеру своих предшественников, поставил своего наместника для заведования делами в Киеве, Вильно, Гродно и во всех западнорусских городах и селах, входивших в епархию самого митрополита. В дальнейшем митрополит святой Иона неоднократно посещал Западную Русь, в частности Киев, совершал там рукоположения.  

http://bogoslov.ru/article/4060465

во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан). С XIV в. изображения Е. дополняли атрибутами, свидетельствующими о ее делах милосердия изображениями: хлеба - статуя, ок. 1350 г., собор, Страсбург; корзины или подноса с хлебами - картина «Св. Елизавета Тюрингская, раздающая хлебы нищим» Дж. Б. Питтони (1734, Музей изящных искусств, Будапешт); хлеба и рыбы (в миске) - статуя, сер. XV в., капелла св. Лаврентия в Роттвайле; хлеба и виноградной грозди - скульптура Т. Рименшнейдера, 1510 г. (Национальный музей, Нюрнберг); ключа и черпака (схожесть иконографий Е. и Марфы иногда затрудняет их идентификацию: скульптура в коробе алтаря св. Марии, ок. 1510, Гос. художественное собрание, Веймар) - рельеф XV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк); кувшина или кружки - картина из мон-ря Оттобойрен, ок. 1460 г. (Баварский национальный музей, Мюнхен); чаши (редко) - резной алтарь работы К. Берга, ц. св. Кнуда в Оденсе, Дания; хлеба и платья, предназначенных для бедных,- фреска XIII в. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули) и витраж 20-30-х гг. XV в. в ц. Богоматери, Обервезель; гребня, к-рым Е. причесывала прокаженных,- картина швабского художника, ок. 1430 г. (частное собрание, Германия). Распространено изображение Е. с розами на коленях или в подоле платья - картина Лоренцо ди Биччи (ок. 1450, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с розами и лилиями - фреска XIV в. ц. Сан-Франческо в Ареццо; тосканская рукопись Жития Е. (Laurent. 9. Fol. 35, XIII в.); статуя ок. 1470 г. в соборе св. Стефана в Вене. Часто Е. представлена в окружении нищих или прокаженных - триптих Г. Гольбейна Старшего (1516, Старая пинакотека, Мюнхен). В многофигурных композициях чаще всего встречаются ее изображения с мужем, тетей - аббатисой Метхильдой, дядей - еп. Экбертом Бамбергским, деверем - ландгр. Конрадом Тюрингским, с Конрадом Марбургским и его покровителем Иоанном Бриеннским («Елизавета подле матери среди родственников по материнской линии» - Житие св. Гедвиги, 1451. Sign. IV. Fol. 192. Bl. 5r); с вмц.

http://pravenc.ru/text/189793.html

окончил До 1896 г. 9) Где жил, служил и чем занимался до войны 1914 г. До 1896 г. – помощник] инспектора Московской] Дух[овной] Академии с 1896 г. – смотритель Дух[овного] Жировицкого училища; с 1906 г. член учебного комитета при синоде и ревизор, имел чин действительного статского советника 10) Тоже до февральской революции 1917 г. то же 11) Тоже до октябрьской 1917 г. то же 12) Тоже до момента допроса с 1918 г. – управ[ляющий] делами фабрики» Богатырь»; с 1919 г. – заведыв[ал] школами дефект[ивных] детей при МОНО; с 1920 г. – монах, в том же году архимандрит и епископ Подольский; с 1924 г. – митрополит 14) Участие в профсоюзах с февраля 1917 г. до последних дней с 1918 г. состоял членом какого-то профсоюза (какого забыл) 15) Сведения о прежней судимости В 1920 или 1921 г. судился в Нарсуде в качестве обвиняемого в покраже дров 16) Партийность Членом Союза русского народа не состоял, но виделся в Тобольске с Распутиным 17) Отношение к Соввласти Лоялен по отношению к Сов[етской] власти   Подпись допрашиваемого: Петр Федорович Полянский (Митр[ополит] Петр) ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 106–106 об. Подлинник. Бланк (типографский экз.). Рукопись. 3. Протокол допроса митрополита Петра 12 декабря 1925г. Показание Полянского П. Ф. 1450 Специальных распоряжений с моей стороны о сборах на находящихся в ссылке – не было. Из своих личных средств – я посылал деньги, на сколько помню – м[итрополиту] Кириллу, Неофиту, Никандру, Гурьеву 1451 и еще некоторым. Впрочем, некоторые благочинные предложили мне собирать на заключенных с причта каждой церкви; вернее, эти деньги предназначались на помощь ссыльным церковникам; согласие и благословение я благочинным дал; денег они мне собранных для этих целей не приносили; кроме того – на эти же цели шла некоторая часть моего заработка и часть небольшая пожертвований за антиминсы. Помню, что после службы в день храмового праздника в Даниловском монастыре – я передал епископу Парфению 1452 полученные мною за службу в монастыре деньги, сумму не знаю, с указанием, чтобы он их переслал ссыльному архимандриту Данилова м[онасты]ря – для распределения среди других ссыльных по его, Поликарпа 1453 , усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

31 октября 1448 года скончался Иоанн VIII Палеолог, так и не решившийся официально объявить унию. Престол занял его брат, Константин XI Палеолог Драгас, подписывавшийся двумя фамильными именами — отеческим и материнским. Мать его, Елена Драгаш, была сербкой, единственной славянкой, ставшей константинопольской императрицей. После смерти супруга она приняла монашество с именем Ипомони и прославлена как святая (память 29 мая, в день падения Константинополя). Она была последней императрицей, поскольку пережила своих невесток-императриц. Константин XI, родившийся 8 февраля 1405 года, был старшим из остававшихся в живых сыновей Мануила II. Но его права на престол не были неоспоримы. В Восточной империи не существовало закона о престолонаследии, и определить наследника должен был правящий император. Если он не успевал этого сделать, по существовавшему в то время обычаю вопрос решала императрица-мать. Елена-Ипомони благословила своего четвертого (всего их было шесть) сына взойти на престол. Константин был человеком благородной души, суровым и мужественным воином, хорошим военачальником. О его интересах к науке, литературе и искусству мы знаем мало, хотя двор в Мистре на Пелопоннесе, где он пребывал до того, как принял царский венец, был средоточием самой тонкой культуры. Главнейшей проблемой оставалась уния. Церковные споры в Константинополе достигли такого накала, что Константин не пожелал, чтобы его венчал на царство не признаваемый антиуниатами патриарх Григорий III. Венец был доставлен в Мистру, и коронацию совершил 6 января 1449 года местный митрополит. Летом 1451 года в Рим был отправлен императорский посол, который, в частности, доставил папе послание от «собрания» (synaxis) епископов и других противников унии, которые предлагали папе отменить постановления Флорентийского собора и принять участие в новом Вселенском Соборе, на этот раз в Константинополе. Это весьма показательно. Император, официально придерживающийся унии, сотрудничает с ее противниками, которые, входя в его положение, не объявляют своего «собрания» собором (синодом).

http://pravmir.ru/padenie-konstantinopol...

Сл. янв. 12. пр. 25. 70) Дометианово житие св. Саввы. 71) Mikloschich Monumenta serbica. Viennae 1858. Жичская грамата издаваема была и прежде (у Шафарика – Lesekorner, Pest 1833), но не в точном виде. О ней в Изв. акад. I, 346. VII, 206. 207. 72) В баварской греческой рукописи cod. 45 вопросы Стефана короля сербского и ответы Димитрия Хоматина, числом 13. 73) «Ктитор святаго места сего», так говорит надпись в сопочанском мон. на изображении первовенчанного. Зап. Геогр. общ. XIII, 147. Граматы монастырям: студеничскому, милетскому и жичскому у Миклошича: Monumenta Serbica. Viennae 1858. впоследствии паписты отравили зараз 72 инока74). Не говорим о Хиландаре. Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки св. брата своего. Святитель Савва, имея в виду неглубокую старость его, отвечал, что еще будет время для выполнения желания. Когда же по новому призову к умирающему королю явился владыка, брат – король лежал уже бездыханный. Пораженный скорбию, святитель помолился и Стефан ожил, чтобы выполнилось желание его75); пострижение совершено и он предал дух свой Господу, сент. 24, 1224 г.76). Тело короля-инока чрез год по смерти оказалось нетленным и он причтен к лику святых77). Из четырех сыновей его трое: Родослав (с окт. 1224 г.), Владислав (с февр. 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.), один за другим, были венчанными королями Сербии78).   74) Попова Путешествие в Черногорию 72. 73. Спб. 1847. По летописи, св. Савва в первое путешествие на восток идет «чрез Херцеговину, проповедуя людям путь спасения, даже до Котора». Гласник V, 40. Еще Неманя «Которь остави, утвердивь ин и вьзнесь двор свои в немь, иже е и доселе», говорит первовенчанный. Царь Душан в 1451 г., подтверждая привилегии, данные которянам предками его, ограждает безопасностию «и монастирь светаго Георгиа со свем метохиом своим». – Miklosch. Monum. Serb. 130. 75) Раич II, 366. 367 говорил, что св. Савва скорбел о неожиданной смерти брата от того, что будто Стефан не назначил преемника престола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Во главе оппозиции стоял чешский национальный герой, магистр Пражского университета Ян Гус (1371 – 1415). Он был учеником английского реформатора Джона Виклифа, также требующим реформы Римско-Католической Церкви на основе возвращения к первохристианским временам, в тому «золотому веку», когда в обществе не было эксплуатации, угнетения, безнравственности. Гус критиковал Католическую Церковь за жадность, алчность, за то, что реальная жизнь церкви (точнее не церкви, а людей, ее возглавлявших) противоречит нормам, записанным в Священном Писании , выступал против индульгенций. Ян Гус требовал разрешить совершать богослужения на национальном языке, мирянам позволить причащаться и Хлебом и Вином. Свой взор в этом отношении Гус обращал к Восточной Церкви. Римский папа издал буллу, по которой проклинал Гуса. В 1414 г. Гус был вызван на Собор в южнонемецком г. Констанце, взят там под стражу, а 6 июля 1415 г. был сожжен на костре как еретик. После смерти Гуса возникли два лагеря гуситского движения: 1 . Утраквисты (чашники). Это было умеренное крыло гуситов. Их главной задачей было добиться причащения под двумя видами для мирян. Именно они попытались установить общение с Константинопольской Патриархией; 2 . Табориты (по названию г. Табор). Они желали радикальной перестройки общества. Выступали не только за чашу для мирян, но и за лишение Католической Церкви всех привилегий. Считали возможным установление идеального общественного строя, который был бы построен на нормах Библии. С 1419 по 1471 гг. в Чехии шли гуситские войны, в результате закончившиеся поражением. В это время – в 1451 г. – в Константинополь прибыл некий священник Константин Ангелик, представивший от лица чехов «Книгу веры», то есть исповедание веры. Вселенский Патриарх радушно принял Ангелика, предложив чехам присоединиться к Восточной Церкви. С этой целью греки обещали направить к ним священников для наставления в истинах Православной веры. Но завоевание Константинополя турками в 1453 г. прервало начатые переговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По возвращении в ряды роты мы двинулись пешим порядком к югу, в сторону Перекопа. Вокруг осенняя, пожелтевшая степь. Повсюду, среди сухого степного ковыля, видны следы военных действий: разбитые тачанки, трупы убитых лошадей, брошенная амуниция. Мы шли и пели созданную в Добровольческой армии песню: Вспоили вы нас и вскормили, Отчизны родные поля, И мы беззаветно любили Тебя святой Гуси земля. Теперь же грозный час борьбы настал, Коварный враг на нас напал И каждому, кто Руси сын, На бой кровавый путь один. Пусть каждый и верит, и знает Взойдут из-за тучек лучи, И радостный день воссияет, И в ножны мы вложим мечи. Так шли мы в направлении к Перекопу в надежде на радостный день. Это был путь к Черному морю, унесший нас за пределы Отчизны навсегда... Ноябрь 1920 г. Корабли белого флота, перегруженные сверх всякой меры пассажирами-беженцами, уходят от Севастополя в Константинополь. В трюмах и на палубах разнородных пароходов, изношенных, волокущих на буксирах тех, кто не может идти собственным ходом десятки тысяч русских людей, спасающихся от мести победителей. Моряки, казаки, остатки русской армии не бежали, а отступали, ушли, как говорили их деды, в ретираду, с походными штабами, со знаменами и оружием. Вечная память Не говори, что нет спасении, Что ты в печалях изнемог; Чем ночь темней, тем ярче звезды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог. Аполлон Майков Как млечный путь усыпан звездами, так и история военного духовенства духовными и ратными подвигами. «Не щадя живота своего», православные духовные воины вступали в борьбу со злом видимым и невидимым, борьба эта продолжается до наших дней. Преданность Вере, Царю и Отечеству были основой жизненных принципов военных пастырей. Уважение к святым страницам родной истории, к предкам, сохранение памяти об их славных деяниях, традициях наш святой сыновний долг. Будем же хранить о них молитвенную память и с трепетом сердечным взывать к Всемилостивому Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. Антоний Клавший инок Чудова монастыря, павший смертью храбрых на Кремлевских стенах при осаде Москвы татарами, 1451 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010