В 1443 году Константинопольским патриархом стал Григорий III Мамма, один из авторов постановления Ферраро-Флорентийского Собора, соратник Исидора в насаждении унии. Какие-либо надежды на поставление на Киевскую кафедру православного по духу архиерея стали в принципе неосуществимы, а угроза поставления нового митрополита-униата становилась все реальнее. Как следствие, в 1448 году, спустя семь лет после бегства Исидора, в Москве было принято решение о поставлении Киевского митрополита собором русских архиереев без участия Константинопольского патриарха. 15 декабря 1448 года собор русских епископов, созванный князем Василием II, поставил епископа Рязанского Иону митрополитом Киевским и всея Руси. Важно заметить, что канонические права митрополита Ионы на управление епархиями на землях, подвластных польскому королю Казимиру IV, были подтверждены польским властителем в 1451 году. Таким образом, церковно-каноническое единство епархий сохранялось. Когда в 1449 году в Москве стало известно о воцарении императора Константина XI Палеолога, который поначалу не проявлял себя как униат, Василий II составил ему послание (датировано июлем 1451 г; неизвестно, было оно отправлено или нет), где среди прочего спрашивал его о том, не появился ли в Константинополе православный Патриарх. Такой Патриарх появился только после падения Константинополя – им был Геннадий Схоларий, и имеются подтверждения того, что митрополит Иона восстановил с ним церковно-каноническую связь (прибытие на Русь посланника Геннадия Схолария в 1454 г.; указанная выше ссылка Патриарха Геннадия Схолария на факт пребывания Киевского митрополита в Москве в положительном свете; упоминания о поездке русских игуменов в Константинополь для решения некоторых церковных вопросов). Поэтому утверждать, как делает епископ Макарий, что поставление свт. Ионы было беззаконным, неканоничным и вообще состоялось " в подражание четырем Восточным Патриархам " , – это большая ошибка. Вспомним, что в московском праздновании 500-летия этого события в 1948 году приняли участие представители практически всех автокефальных Церквей, включая и Константинопольский Патриархат.

http://religare.ru/2_116414.html

Летом 1451 г. Москва подверглась нападению войск царевича Мазовши, сына крымского хана Седи-Ахмета, поэтому здесь не смогли организовать немедленного отпора действиям Д. Г. и его союзников. Лишь в кон. дек. 1451 г. вел. кн. Василий II, собрав войска, двинулся на север. Д. Г., не оказав сопротивления, ушел из Устюга на Сев. Двину. Вся территория, занятая Д. Г. в предшествующее время, была очищена от его сторонников. Это, однако, не привело к прекращению войны, в к-рую включились новгородские войска во главе с зятем Д. Г. кн. Чарторыйским. Весной 1452 г. эти войска напали на владения кн. Ивана Андреевича, теперь союзника вел. князя, а также «много волостей великого князя воеваша и пожгоша». 10 сент. 1452 г. Д. Г. предпринял нападение на г. Кашин, владение главного союзника Василия II - Тверского вел. кн. Бориса. Это нападение было отбито, войско Д. Г. разбежалось, а он был вынужден вернуться в Вел. Новгород. На этом, заключительном этапе междоусобицы Глава Русской Церкви митр. Иона приложил большие усилия для прекращения военных действий. Он обратился с посланиями к вятчанам, союзникам Д. Г., и к духовенству Вятской земли, послания доставил игум. Нафанаил из Кинешмы. Митр. Иона требовал прекратить нападения на земли вел. князя, вернуть пленных и захваченное церковное имущество. В этом случае митрополит обещал, что вел. князь благосклонно отнесется к «челобитью» вятчан. В противном случае им грозило отлучение от Церкви, священники должны были закрыть храмы и покинуть Вятскую землю. Митр. Иона обратился также с посланием к Новгородскому архиеп. св. Евфимию II и посадникам с требованием об отлучении от Церкви Д. Г. По-видимому, в этом несохранившемся послании митр. Иона угрожал всем новгородцам церковными карами за то, что они поддерживали Д. Г. Когда архиеп. Евфимий II написал в ответ, что «прежнии митрополиты таких грамот с тягостью не посылали», и настаивал на праве новгородцев давать приют приезжающим в Вел. Новгород князьям, митр. Иона снова заявил, что все духовенство «нашей земли» относится к Д. Г. как к отлученному от Церкви и что ему не должны были предоставлять убежище в Новгороде, откуда он совершал нападения на соседние земли. Вместе с тем митрополит настойчиво предлагал, чтобы новгородцы отправили послов к вел. кн. Василию II «с челобитьем и со всею управою». К кон. 1452 г. Д. Г. и поддерживавший его Вел. Новгород оказались в изоляции на Руси, а военные действия не принесли им успеха.

http://pravenc.ru/text/178606.html

Езова упоминается как место ее добровольного изгнания, ведь всегда так бывает, что благочестие и патриотизм чаще всего подвергаются преследованию. К концу своей жизни, под влиянием благочестивых религиозных чувств, она подарила монастырю Святого Павла 16000 акров земли в Езова, башню, храм, здания, леса и часть рыбного хозяйства. Чтобы обеспечить навсегда заветные монастыри Святого Афона и после своей смерти, она усыновила в 1481 году воеводу Владимира Влаху IV (1482-1496 гг.). Тогда монастыри Хиландар и Святого Павла перешли под покровительство всех последующих воевод, которые должны были, один за другим, быть признаны Блистательной Портой. После смерти Маро 14 сентября 1487 года в Езова обосновались монахи монастыря Святого Павла, которые позже возвели вторую башню. Между двумя башнями находилась могила Маро. Приключения этой земли в последующие века были бесчисленными. Сегодня монастырю уже ничего не принадлежит из этих земель. В заключение мы хотим дать хронологическую канву жизни Маро: в 1418-1435 гг. Маро живет во дворе своего отца в Сербии; в 1435-1451 гг. она находится, в основном, в Эдирне (Андриануполи) в качестве жены султана Мурада II; В 1451-1457 гг. она возвращается в Сербию; в 1457-1487 гг. она остается в Езова, и ее отношения со Святым Афоном расширяются. Ее жизненный путь являет нам все трудности коренных изменений этого периода, когда балканские государства, один за другим, рушились из-за внутренних усобиц и давления со стороны турецких завоевателей. Маро, пребывая в гареме, не принимает ислам, до конца своих дней остается православной и заботится о Православной Церкви мужественно, умно и бесстрашно. Ее память остается светлой, она простирается дальше мифов и фантазии, что ярко впоследствии отражается в поэзии и фольклоре. Она становится символом верной православной христианки: щедрой, любящей монашество, Святой Афон и Христа. Честная, глубоко верующая, она стоит перед вопросом: оставаться с венграми или сойтись с турками? В этот решающий час, жертвуя собой, она следует по второму пути, который считала менее опасным на тот момент. И, кажется, она не ошиблась. Под покровительством турок ей было легче защитить христианство. Ее поведение и ее труд доказывают, что она была храброй и сильной личностью, которая знала, как нужно добиваться своей цели.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1760

Славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала XII века, а в Восточной Словакии не прерывалось никогда. После изгнания святого Мефодия и его учеников в конце IX века память об их миссии в Чешских землях не была уничтожена. Здесь всегда оставалось стремление к возрождению славянского богослужения. Восточный обряд в Римско-католической церкви В 1346 году моравский граф, впоследствии чешский король и император Священной Римской империи Карл IV, обратился к римскому папе Клименту IX с просьбой о разрешении осуществлять в разных местах Чешского королевства славянское богослужение. Папа высказался против этой идеи, но, исходя из конкретной ситуации и благодаря личной дружбе с Карлом, дал согласие на открытие в Праге Эмауского монастыря, в который были поселены монахи из Хорватии, подчинявшиеся Римскому престолу и осуществляли богослужение на славянском языке. Монастырь был открыт в 1347 году и получил название «На Слованех». Он играл особую роль в духовной жизни чехов XIV— XV веков. Гуситская церковь и православие Стремление к большей независимости и в частности к возрождению славянского богослужения привело в начале XV века к гуситским войнам. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 году, Чехия вышла из повиновения Римско-католической церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы. Известно, что гуситы искали союза с Православной церковью. В 1451—1453 годах в Константинополе велись переговоры о возможности воссоединения чешских «утраквистов» (или «подобоев», которые ратовали за причащения под обоими видами) с Православной церковью. В 1451 году Константинополь посетил «благочестивый иерей» Константин Ангелика, представивший от имени чехов «Книгу веры». Исповедание гуситов было признано вполне православным и Константинополь обещал прислать в Чехии православное духовенство. Завоевания Константинополя турками в 1453 году прервало начатые переговоры. Гуситы стал после этого развиваться в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI веке вошли в союз с немецкими протестантами.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Чехи...

(апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)     Иоаким III    (1530/31 - до нояб. 1534)     Михаил VI Саббаг    (до 10.11.1534-1542/43)     Иоаким IV ибн Джума   (ок. 1543 - 20.01.1576)     Макарий II ибн Хилал    (ок. 1543 - ок. 1550)     Михаил VII   (до 17.06.1576 - ок. 1583)     Иоаким V Дау   (25.05.1581 - 7.10.1592)     Иоаким VI ибн Зияде    (1593-1604)     Дорофей IV ибн аль-Ахмар    (1604-1611)     Афанасий II Даббас    (1612 - февр./март 1619)     Игнатий III Атыйя    (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634)     Кирилл IV Даббас    (2.05.1619-1627)     Евфимий II (Мелетий Карама)   (1.05.1634 - 1.01.1635)     Евфимий III    (нач. 1635 - 11.11.1647)     Макарий III аз-Заим    (12.12.1647 - 12.06(?).1672)     Кирилл V аз-Заим    (2.07.1672 - 6.01(?).1720)     Неофит Хиосец   (ноя. 1672-1681/82)     Афанасий III Даббас   (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724)     Сильвестр   (17.09.1724 - 13.03.1766)     Кирилл VI Танос   (с 1724 - см. Мелькитская Церковь)     Филимон   (28.04.1766 - 5.07.1767)     Даниил   (6.08.1767 - 15.12.1791)     Анфим   (кон. дек. 1791 - 20.07.1813)     Серафим   (авг. 1813 - 19.02.1823)     Мефодий   (13.05.1823 - 24.06.1850)     Иерофей   (окт. 1850 - 18.03.1885)     Герасим    (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский)     Спиридон   (2.10.1891-1898)     Мелетий II (Думани)    (15.04.1899 - 8.02.1906)     Григорий IV (Хаддад)   (5.07.1906-1928)     Неофит II   1602-1603, 1607-1612  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

71. 1451–1452 г. месяца июля. Послание великого князя Василия Васильевича к греческому царю Константину Палеологу, о поставлении митрополита Ионы Издано было по двум спискам, принятым за особые и разновременные акты, в Ι-м томе Актов Исторических под 41 и 262 (см. примеч. к этим Настоящее издание сделано по оригиналу последнего номера, находящемуся в сборнике бывшем Царского 366, ныне графа А.С. Уварова 512, л. 166 об.–174 об. Время составления послания довольно точно определяется содержащимися в нем словами: «двадесять первому лету текущу, отнележе преставися приснопамятный Фотий митрополит» (8 июля 1431 г.). Посыльная от великого князя Василия Васильевича к царьградскому царю Константину, о Ионе митрополите, да не пошла Державнейши и боговенчанне, и благочестия ревнителю, и непорочной православной христианской веры теплый и непреклонный истинный поборниче и правителю, и высочайши царю и самодержьче греческого скипетра, кир Константине. Сват святого ти царства, великий князь московский [и] всея Руси Василие, достойное и многоусердное поклонение с любовным порадованием посылаем святому ти царству. Слышахом убо от приходящих к нам от ваших стран, от наших же туземцев и от иных туждестранных пришельцев, про ваше великое господство (егоже из первых времен от Бога желахом), яко Божьей волей и того крепкой помощью и многим милосердием пречистой его Богоматери, пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии еже к Сыну ее Господу нашему Иисусу Христу молением и ходатайством и предстательством, и по изначальству великих ваших святых прародителей и родителей, благочестивых и приснопамятных и блаженных царей, по сродству, восприял еси свой великий царский скипетр, свое отчество, в утверждение всему православному христианству ваших держав и нашим владетельствам 2703 русской земли, всему нашему благочестью, в великую помощь: и благодарихом убо о том Вседержителя Бога и того пречистую Богоматерь, порадовахомся велми, и молим их премногую милость и неизреченное человеколюбие, яко да ти подаст Господь Бог многолетство и победу и способство на все видимые и невидимые враги ваши, дерзающая на православие великой вашей царской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Викарная кафедра: Инсарская. 1919 Первомайская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Первомайск (Николаевская область УССР). Одесское викариатство. Упразднена в 1937 г. 1923 23.09(06.10)1937 Перемышльская Основана в 1026 г. (или – в 1087 г.) Выделена из Владимиро-Волынской епархии. Находилась в канонической юрисдикции Галичской митрополии в 1303–1308, 1338 (по др., 1345)–1347, 1371–1391 гг. Кафедра правящих епископов пребывала (Н.Д. Иерархия... С. 343, 346; Чистович И. А. Очерки истории западнорусской Церкви. СПб., 1889. Ч. 1. С. 186): В 1220–1254 гг. – в Перемышле; в 1254–1451 гг. – в Самборе 3361 ; в 1451–1500 гг. – в Перемышле, паки; в 1254–1552 гг. – в Самборе, паки; в 1662–1680 гг. – в Саноце; в 1680–1692 гг. – в Перемышле, паки. Отпала в унию в 1691 (по др., 1692) г. Именовалась: с 1220 г. – Перемышльская и Червенская; с 1241 г. – Перемышльская и Самборская; с 1347 г. – Перемышльская и Самборская, паки; с 06.1662 – Перемышльская, Самборская и Саноцкая; с 11.1680 – Перемышльская и Самборская, в 3-й раз. имен епископов не сохранилось Авраамий Иеремия(1282) Сергий Мемнон Евфимий Георгий (1315) Иоаким 05.1328 Марк (1341) Кирилл Волошин (1353) Иларион Василий(1375) Иларион IV Афанасий (1407) Геласий Афанасий II Драгоевский-Корчан Антоний II Иоанникий Иоанн Бирецкий (1462) Иоанникий II Иванка Иоанникий III (1491) Антоний III (1499) Антоний Оники Иоаким II Лаврентий Терлецкий (1535) 02.1591 Арсений II Брылинский 08.1591 01.1610 Михаил Копыстенский 20.05.1610 06.10.1620 08.1628 1645 (1650?) 27.06.1662 27.06.1662 Георгий II Гошовский 21.11.1680 21.11.1680 Переславль-Залесская Встречаются сведения о существовании кафедры еще в начале XIII в. Основана (номинально) 05.03.1721. Именование – по г. Переславль-Залесский (ныне – Владимирская область 3379 ). Упразднена 15.01.1727. Возобновлена 16.07.1744 как самостоятельная (выделена из Ростовской епархии). Упразднена 06.05.1788 (присоединена к Владимиро-Суздальской епархии). Возобновлена в 1902 г. Владимирское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно там -а не в Москве — произошло первое, но очень кратковременное, возмущение против византийского церковного правления, вызванное неканоническим поставлением для этих областей отдельного митрополита, Григория Цамблака (1414— 1418), который, как мы видели раньше, явился на собор в Констанце (1417 г.). В 1437 г. великий князь Василий вновь подчинился авторитету Византии, приняв без наружного протеста унизительный отказ признать его кандидата на митрополичью кафедру, шесть лет пустовавшую после кончины Фотия (1431 г.), — епископа Рязанского Иону. Он снабдил деньгами византийского кандидата Исидора и отправил с ним на собор большую свиту (в обозе было 200 лошадей). Очевидно, ко времени возвращения Исидора (1441 г.) москвичи получили немало сведений о греческой оппозиции решениям собора и раскаянии многих подписавших соборный акт. Чтобы объяснить последующее изгнание Исидора, недостаточно ссылок на особые «мессианские», антивизантийские или антизападные, настроения, тем более что после него почти восемь лет тянулось выжидание. Так как уния не была еще официально объявлена, великий князь дипломатично решил ничего о ней не знать. В 1441 г., в почтительном послании к патриарху Митрофану, великий князь умолял его позволить русским самим поставить себе митрополита, мотивируя прошение так: «за нужу далечнаго и непроходимаго путешествия и за нахождение на наше христианство безбожных агарян и за неустроения и мятежи, еще в окрестных нас странах и господарей умножения, свободно нам сотворите в нашей земли поставление митрополита...» Митрофан был сторонником Флорентийской унии и, очевидно, не ответил. В конце концов, в 1448 году Иону возвел в митрополита «Киевского и всея Руси» синод русских епископов. Но русские намеренно продолжали «наивную» дипломатию. В 1451 году Василий отправил послание новому византийскому императору Константину: «И просим святое ти царство, — писал он, — да не помолвиши о том на нас, яко дерзостне сие сътворихом — не обослав великого вашего господства; но сие за великую нужу сътворихом, а не кичением ни дерзостию. А сами есми во всем благочестьи... И церковь наша русская — от святыя Божия церкви Премудрости Божия Святыя Софея Цариградскыя благословения требует и ищет, во всем по древнему благочестию повинуется ей». Василий — и это знаменательно — упоминает «нынешние новоявльшиеся разгласия» а то, что русские не сносились с патриархатом, объясняет незнанием, есть ли в Царьграде патриарх, ибо ни от кого о нем не слыхали и имени его не знают.. Последнее было правдой, потому что на место проуниатского патриарха Григория Маммы, вынужденного покинуть столицу и перебраться в 1451 году в Рим, никто поставлен не был.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3287...

Исследователи давно уже установили, что решения великокняжеской рады касались лишь епархий Киевской митрополии, находившихся на территории Великого княжества Литовского, на епархии, лежавшие в границах Польского королевства, власть Московского митрополита Ионы не распространялась. Правда, король обещал, что и эти земли войдут в его юрисдикцию, но обещания не выполнил, и Ионе пришлось напоминать ему: «Хотел, еси, в другом своем боголюбии и господарстве, Галичьской митрополии, Божии церкви и домы церковные к той своей богомолии, киевьской церкви... отдати» . Из этого послания митрополита Ионы можно сделать заключение о восстановлении Галицкой митрополии (ранее 1451 г.). А. Левицкий в конце XIX в. установил , что это заключение получает позитивное подтверждение в записи заседания Львовского земского суда от 1 января 1451 г., где упоминается о присутствии на суде представителя Галицкого митрополита Иоакима . В начале XX в. Б. Бучиньский обнаружил запись заседания от 18 июня 1450 г., в котором участвовал представитель митрополита Иоакима протопоп Василий . Указанное в этих документах имя нового митрополита Иоаким позволило установить его происхождение и реконструировать обстоятельства, при которых произошло его возведение на галицкий стол. Сохранилось относящееся примерно к тому же времени письмо Збигнева Олесницкого папе Николаю V, где говорилось об изгнании «схизматиками» из Молдавии сторонника унии— архиепископа Иоакима. Краковский епископ просил папу оказать теплый прием изгнаннику, который намерен посетить Рим . Письмо не датировано, но примерную дату его можно установить, исходя из известных фактов биографии этого иерарха. Иоаким, епископ Агафополя, стал на Молдавской кафедре преемником скончавшегося в ноябре 1447 г. митрополита Дамиана, участника Флорентийского Собора, как ставленник патриарха Григория Маммы и императора Иоанна VIII . Письмо не может быть датировано временем позднее 1455 г., когда умер Олесницкий. Деятельность в одно время и на одной территории двух высокопоставленных иерархов с одинаковым именем представляется маловероятным. Гораздо больше оснований вслед за Б. Бучиньским отождествить изгнанного из Молдавии Иоакима с новым Галицким митрополитом.

http://sedmitza.ru/lib/text/443009/

20 Во всей этой Повести патриарх представляется одним из главных лиц, и несколько раз упомянуто даже имя его – в некоторых списках Анастасий, а в других Афанасий. В III-й Новгород. летописи говорится тоже о патриархе Афанасии: «6961. Взят бысть Царьград от Турьскаго царя Махмета, при Греческом царе Константине и при патриархе Афанасии» (Полн. Собр. Русск. лет. III. 240). О патриархе Афанасии упоминают и другие летописи наши. О нем же см. в Истории Русской Церкви. Период III. Изд. 2-е. 1863. стр. 18: «По возвращении из Флоренции император Иоанн предложил патриаршую кафедру бл. Марку Ефесскому ; но тот сказал, что отказывается и от епископского жезла, коль скоро не уничтожат унии. Избран был Митрофан (1441 г.), – стали поминать папу. Но народ не хотел и слышать об унии, бежал из Софийского храма. Марк писал сочннение за сочинением против унии. Георгий сенатор, в последствии Геннадий патриарх, действовал также против унии. На место Митрофана (+ 1443 г.) император избрал в 1446 г. Григория Мамму приверженца папы... Общий голос по-прежнему был против унии... (По смерти императора Иоанна) Константин принял правление.. Папа прислал легата и несколько кардиналов на помощь Мамме... Спустя полтора года по смерти Иоанна собор патриархов низложил Мамму, и возвел на его место Афанасия. Но Константин не оставлял надежд на папу. Марта 12-го 1451 г. Геннадий говорил Константину сильную речь против унии. Мамма (в том же году) выехал в Рим; Афанасий отказался. В том же 1451 г. «Геннадий, смиренный инок и учитель православной церкви», подписался под письмом Константин. церкви «против нововводителей лицемерной Флорентийской унии»... В 1452 г. прибыл в Константинополь Исидор с настоятельными требованиями унии... и 1-го ноября 1452 г. император и Исидор торжествовали эаключение унии. «Бог моя помощь, вы составляете унию, но – погибнете», писал пророчески в тот же день из своего затвора Геннадий. Таково положение Константинополя по рукописным сочинениям Геннадия и других». Если же это так, то, очевидно, в начале 1453 года в Константинополе был патриарх Афанасий, хотя и отказавшийся от престола, но – по крайней мере в народе – оставшийся при титуле патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010