С Вел. Новгородом связывают целый ряд предметов мелкой пластики, на которых запечатлен И. Образцом новгородского эмальерного дела XIII в. является медная иконка - крышка мощевика - с фронтальной фигурой святого и надписью: «АГИОС U(N)ATUI», выполненная в технике перегородчатой эмали (НГОМЗ) ( Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. Табл. 16, 27). Дискуссионной остается датировка т. н. Иерусалимского креста («Гильдесгеймского (Хильдесхаймского) креста»), находящегося в ризнице кафедрального собора Хильдесхайма, Германия. Крест датируется: 2-й пол. XII - нач. XIII в. ( Шляпкин. 1914; Ludat. 1956; Назаренко. 2001; Он же. 2003), не ранее кон. XIII в. (Декоративно-прикладное искусство Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 87-88, 195-201. Кат. 32), рубежом XIII и XIV вв. ( Медынцева. 1995). На обороте креста-мощевика (энколпиона) фигуру прор. Илии в центральном поле-средокрестье фланкируют фигуры свт. Василия Великого и И., на концах - апостолы Петр, Павел, Иоанн и Матфей. Включение образа И. в данную иконографическую программу еще раз подчеркивает исключительность его почитания в Вел. Новгороде. В новгородской каменной пластике образ И. встречается наряду с образами «охранителей воинов и демоноборцев». По характеристике, данной Т. В. Николаевой группе резных иконок новгородского происхождения, они «не имеют подражательного характера, в них видна индивидуальная творческая манера» ( Николаева. 1983. С. 28). На иконке «Св. Троица. Святые Ипатий Гангрский и Никита» из собрания М. П. Боткина (XIII в., ГРМ. БК-1873) полуфигуры И. и вмч. Никиты представлены на обороте иконки в строго фронтальных позах; у И. клиновидная, раздвоенная внизу борода, в левой руке Евангелие с крестом на крышке, персты правой сложены для благословения; надпись над фигурой И.: «ЕУПАТ(Н)». Еще на одной новгородской иконке - «Гроб Господень. Святые Николай Чудотворец, Ипатий Гангрский, Василий и Димитрий Солунский» (XIV в., ГИМ. 81761/414. К-434) И. изображен погрудно вместе со свт. Николаем в верхнем ряду. Также в группу севернорус. икон, связываемых не с Новгородом, а с Псковом, входит иконка «Свт. Николай Чудотворец. Сщмч. Ипатий Гангрский» из собрания Ф. М. Плюшкина (XIII в., ГРМ. кам. 60) - полуфигура, фронтально, Евангелие держит в покровенной руке, надпись: «ЕПАТЕ». Изображение И. (вместе со св. Стефаном) помещено на происходящем из Вел. Новгорода медном литом образке (4,3×4,6 см; ГРМ), относимом к XIV-XV вв. ( Порфиридов. 1959).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Мирликийским, и Игнатием Богоносцем (на иконе кон. XV в. из Муромского мон-ря на Онеге, ныне в ГРМ). Возможно, такое объединение связано с памятью о первых святителях Церквей христ. Востока: Иерусалима, Антиохии и М. Азии. И. (с подписью: «по плоти брат божий») стоит слева, в синей фелони и розовом подризнике. И. в полиставрии, со свитком в руках (с подписью: «бр(ат) божи(й)») был изображен в составе святительского чина на фресках апсиды ц. свт. Николая Чудотворца Гостинопольского мон-ря (ок. 1475?, кон. XV в., не сохр.). В Иаковлевском соборе Новгорода храмовым образом была житийная икона И. (по выражению архим. Макария (Миролюбова), «с деяниями» - Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 105). Образ И. известен в рус. росписях. На фресках Рождественского собора Ферапонтова мон-ря работы Дионисия (1502) И. помещен на юж. грани сев.-вост. столпа, т. е. обращен лицом в центральный неф. Напротив него располагается свт. Петр, митр. Московский, оба с широко разведенными в стороны руками. И. облачен в белые одежды: полиставрий, подризник и омофор, с шитыми золотом епитрахилью и палицей и с Евангелием на покровенной левой руке. Святые Флор, Иаков, брат Господень, и Лавр. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Флор, Иаков, брат Господень, и Лавр. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) В искусстве позднего времени изображения И., как и др. святителей, приобрели черты особой торжественности и монументальности: трон, роскошные одежды с детально выписанными частями облачения. Обращение к его образу часто связано с прославлением небесного покровителя донатора. На иконе письма свящ. Еммануила Цанеса (1683, мон-рь Сан-Джорджо деи Гречи, Венеция) И. изображен как седовласый благообразный святитель в крещатых ризах, сидящий на престоле, его правая рука поднята в жесте благословения, левой он придерживает открытый кодекс, поставленный на колени (текст: «ου(σ)τς εστιν ο προ Εωςφορον...»). И. облачен в полиставрий, с лицевыми изображениями на палице (Христос во гробе) и епитрахили (фигуры апостолов).

http://pravenc.ru/text/200153.html

Существуют отдельные иконографические изводы, возникшие на основе жития святого: «Явление Богоматери преподобному Александру» (иконы 2-й пол. XVI в. ГТГ. Инв. 22048; кон. XVI в. ГЭ. Инв. ЭРИ-5; XVII в. Музей зарубежного искусства в Хельсинки. Инв. S-1993-282), «Явление Святой Троицы преподобному Александру», представленное на фоне построек мон-ря (палица кон. XVII в. ГРМ. ДРТ-217) или деревянной кельи (икона кон. XVII в. ГМЗК. Инв. Ж1442; Житие А. С.- ГРМ. Др. гр. 26, 1715 г.). Образ А. С. встречается в ряду избранных святых (икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий Радонежский и Александр Свирский, с видом Соловецкого монастыря», XVII в.,- ЯХМ. Инв. 573); в молении Богородице, без свитка (пелена, 80-е гг. XVI в. ГРМ. ДРТ-44). Изображения святого получили в XVI-XVII вв. широкое распространение в различных видах искусства: иконописи (в т. ч. паломнические образы, писавшиеся по заказу Александрова Свирского мон-ря), книжной миниатюре, шитье, памятниках декоративно-прикладного искусства. В описи Образной палаты 1669 г. названы 63 иконы А. С. Ист.: Окружная грамота митрополита Макария на Вологду и Белоозеро об установлении празднования новым русским святым//ААЭ. Т. 1. 213; Описи Московского Успенского собора, от начала XVII в. по 1701 г. включительно//РИБ. Т. 3. С. 321, 427, 505, 631; ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 74; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 434; Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра Свирского, чудотворца. М., 1888; Акафист преподобному Александру Свирскому. СПб., 1875; Сказание о некоторых чудесах преподобного Александра, бывших по кончине у его гроба//Олонецкие ЕВ. 1906. 12; Житие и чудеса преподобного Александра Свирского. СПб., 1995; Бобрович А. Еще одно чудо Александра Свирского//ЧП. 1999. 25 мая. 21 (1059). Соч.: Духовная грамота//АИ. 1841. Т. 1. 135. С. 195-196. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 263; Яхонтов И. В. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881.

http://pravenc.ru/text/64396.html

в «Соль-Вычегодскую». Здесь, в Сольвычегодске, в 1498г. и родился Аника Федорович, основатель и устроитель Пермских городов, соляных промыслов, монастырей. Он умер в глубокой старости (1570г.), и лишь немногим пережили его старшие сыновья Яков и Григорий. Более самостоятельная деятельность выпала на долю младшего его сына, Семена Аникиевича, участвовавшего вместе со своими племянниками, Максимом Яковлевичем и Никитой Григорьевичем, в покорении Сибири. Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы было самыми видными и знаменитыми представителями своего рода. Это они получили в 1610г. от царя Василия Шуйского звание именитых людей Строгановых. К ним не раз обращался царь в тяжелые годы с просьбой ссудить его «не малыми деньгами (тысяч десять рублей)». В то же время Максим и Никита Строгановы обстроили свою столицу Сольвычегодск и промышленные городки Перми и Усолья. Оба были большими любителями иконописи, оба сами знали это искусство и занимались им. Большинство строгановских подписных икон было написано для них и их людьми. Если Строгановы действительно создали особую школу, то это были именно Максим Яковлевич и Никита Григорьевич. Мастер Михаил. Рождество Христово. Икона (без полей). Кон. XVI – нач. XVII в. Строгановская школа. 36х30х2 см. ГРМ. Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска Воскрешение Лазаря. Икона (без полей). Кон. XVI – нач. XVII в. Строгановская школа. 35,8х30,2х2,2 см. ГРМ. Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска Никита Григорьевич умер в 1619г., Максим Яковлевич в 1623г. Родились они, по-видимому, около 1550г. «Старшими» Строгановыми они становятся, как о том свидетельствуют царские грамоты, около 1580г. Как раз в 80-х годах XVI в. началось украшение ими Сольвычегодска. Снятие со креста и Положение во гроб. Икона (без полей). Кон. XVI – нач. XVII в. Строгановская школа. 35,8х30,5х2,3 см. ГРМ. Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска Можно считать поэтому условно 1580г. начальной датой в деятельности строгановских иконописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Образы З. и С. встречаются на шитых покровах с XVI в.- на покровах З. (1583) и С. (1585), выполненных в мастерской Новодевичьего мон-ря в Москве (ГММК, З. держит свиток двумя руками, у С. десница на груди), на покрове З. кон. 90-х гг. XVI в., шитом в мастерской царицы И. Ф. Годуновой (ГММК), на пелене XVI в. из Соловецкого мон-ря (ГРМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 90; Сохраненные святыни. 2001. С. 226-227. Кат. 79; Маясова. 2004. С. 156-160, 208-209. Кат. 35, 36, 58). 2 покрова 1660 и 1661 г. (ГРМ) выполнены в мастерской А. И. Строгановой в Соли Вычегодской для Соловецкой обители (вклад Д. А. Строганова и его детей, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 170, 171; Рус. мон-ри. 1997. С. 100-101). На покровах - прямоличные ростовые изображения З. и С. с куколем на плечах, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. В строгановской мастерской в Соли Вычегодской для обители изготовлены палица и пелена (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 103). На палице 1658 г. (вклад А. И. Строгановой) З. и С. представлены в рост, в молении, по сторонам от образа Преображения Господня. На пелене святые изображены в традиционной иконописной композиции,с храмом на руках. Др. палица сохранила изображения Соловецких чудотворцев, предстоящих Успению Богоматери (АОКМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 172, 173; Соломина В. П. Древнерус. шитье в собр. АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. Кат. 20). Известны покровы преподобных кон. XVII - нач. XVIII в. (поновлены в XIX в.), созданные в московской мастерской А. П. Бутурлиной (вклад стольника И. И. Бутурлина, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 416-419. Кат. 157, 158). Последний покров на раку З. был устроен монастырем во 2-й пол. XIX в.: «Покров на раку бархата пунцового (свет) и малинового (поля); в средине образ преподобного Зосимы, лицо и руки, писаные красками, а венец из желтой парчи, шитый бусами, мантия и епитрахиль бархата малинового, последняя обшита лентой желтой аплике, на полях тропарь «Яко светильницы»… вышит шерстями; подкладка шелковая» (ГААО. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 614 об.). Известны изображения З. и С. на др. предметах облачения, напр. в числе рус. святых на подольнике саккоса патриарха Никона 1655 г. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108), на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 95. С. 296), шитые фигуры святых на оплечье фелони 2-й пол. XVII в. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 374-375. Кат. 133), гравированные дробницы на митрах 1656 и 1682 гг., на оплечье фелони 1633 г. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/200051.html

мастера-орнаментатора: инициал О может иметь вид растущих из центра 2 стеблей, завивающихся вокруг 5-лепесткового «стержня»; вид квадрата со скругленными углами, крестообразного внутри, наполненного листьями-завитками; вид квадрифолия, с листами-завитками, загнутыми внутрь (Там же. Л. 2, 76 об., 152 об.; см.: Вздорнов. 1980. Из лицевых рукописей К. Б. м. наибольший интерес представляют крупноформатные напрестольные Евангелие (ГРМ. Др./гр. 9) и Апостол (ГРМ. Др./гр. 20), созданные в 1-й четв. XV в. одним из лучших живописцев своего времени. Г. И. Вздорнов полагает, основываясь на художественных особенностях миниатюр, что их вкладчиком был кн. Андрей Дмитриевич Можайский, младший сын вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, живший в Москве, где они и были созданы до 1423 г. ( Вздорнов. 1980. С. 111. Соловьева. 1984. С. 224-227). Миниатюры из Апостола, датируемые 10-ми гг. XV в., демонстрируют лучшие качества художественного стиля, распространенного в московском искусстве эпохи Андрея Рублёва (при этом исследователи отмечают начинающуюся стандартизацию в приемах и трактовке образов как признак завершения большого стиля - Вздорнов. 1980. С. 128 Образы евангелистов и апостолов сохраняют близкую связь с визант. подлинником, напр., в совершенном, простом и изящном рисунке фигур, правильных пропорциях ликов и тел, разделке ландшафта, формах архитектуры, пластичности ее написания, сложных архитектурных мотивах: крытый портик-навес над фигурой ап. Павла (ГРМ. Др./гр. 20. Ненумерованный лист между листами 97 и 98), написанный с правильными перспективными сокращениями, нетипичными для древнерус. искусства и напоминающими византинизирующие памятники рубежа XIV и XV вв. (аналогичный портик-навес над фигурой ап. Марка в молдав. Четвероевангелии 1429 г. из Бодлианской б-ки в Оксфорде: Diringer D. The Illuminated Book. N. Y., 19672. Pl. II - Вздорнов. 1980. Миниатюры из Апостола исследователи рассматривают как стилистические аналоги лучшим произведениям эпохи Андрея Рублёва ( Смирнова.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Гроба). С.-Посад, 1913; Костецкая Е.О. К иконографии Воскресения Христова. по миниатюрам Хлудовской Псалтири//SemKond 2. Прага, 1928, с.61–70; Diez E., Demus О. Byzantine Mosaics in Greece. Hosios Lucas and Daphni. Cambridge (Mass.), 1931, p.70–71; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949, p.288; Weitzmann K. Das Evangelion im Skeuophilakion zu Lawra//SemKond. 3. Praha, 1936, S.87–89; Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Olten, 1952, p.189–190; Успенский JI. Православные иконы Пасхи//Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата. Вып.10. Париж, 1952, с.28–34; Aurenhammer H. Lexikon der Christlichen Iconographie. Bd.l, Lief.3. Wien, 1961, c.232–249; Palli L. Anastasis//RBK. Bd.l. Stuttgart. 1963, S.142–148; Djuric V. Sopocani. Beigrade, 1963, p.30–32; Lange R. Die Auferstehung. Recklinghausen, 1966; Lexikon der christlichen Iconographie. Hrsg. E. Kirschbaum. Bd.2. 1970. S.322–331; Grabar A., Velmans T. Mosaici e affreschi nella Cahriye Giammi ad Istambul. Milano, 1965, II, p.34; Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. M., 1976, с.181–184, 236–238; Щенникова Л.А. Иконографические особенности праздничного ряда из Благовещенского собора Московского Кремля//Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. 13. M., 1990, с.77–78, 108–111. Самая фундаментальная работа, посвященная источникам и иконографии «Сошествия во ад»: Kartsonis A.D. Anastasis. The Making of an Image. Princeton, 1986. 734 ГРМ, инв. ДРЖ 2120. XIV – нач. XV – XVI в. 81,5 х 66 x 2,7. Доска сосновая из двух частей, шпонки врезные, сквозные (поздние), ковчег, паволока. Широкая датировка обусловлена состоянием памятника, наличием нескольких слоев записей и поновлений, сделанных в процессе трех антикварных реставраций. Авторский красочный слой с многочисленными утратами и потертостями. Реставрированы до поступления в музей и повторно в ГРМ в 1935 г. Н.И. Тюлиным. Происхождение неизвестно. В ГРМ поступила в 1913 г. из коллекции Н.П. Лихачева.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

обители и ее основателю. Так, ранний покров, изготовленный в 1514 г. мастерицами из светлицы супруги вел. кн. Василия III Соломонии Юрьевны Сабуровой (ГРМ), указывает на то, что в это время гробница святого уже была оформлена, хотя придельная ц. прп. Кирилла над его мощами была пристроена к юж. стене Успенского собора только в 1585-1587 гг. Облик К. довольно условен и близок к облику прп. Сергия Радонежского, благословение двуперстное, в левой руке - свиток; внизу вкладная надпись об исполнении покрова «повелением» вел. князя. На покрове «по зеленой камке» 1-й пол.- сер. XVI в. (по мнению Л. Д. Лихачёвой, сер. XV в., ГРМ) в отличие от предыдущего К. предстает седовласым и седобородым старцем, но рисунок фигуры в большей степени приближен к изводу «иконопортрета». Более поздние произведения различаются по рисунку, колориту и приемам шитья, но повторяют ту же иконографию (свиток иногда раскрыт, вверху образ Св. Троицы - «Гостеприимство Авраама»): покровы 1555 г. из мастерской царицы Анастасии Романовны (ГРМ), 1644 г. (вклад боярина Ф. И. Шереметева, КБМЗ). Один из них был изготовлен в мастерской царицы Марии Нагой в 1587 г. (КБМЗ) и прислан в обитель, вероятно, в 1592 г. «повелением» царя Феодора Иоанновича с царицей Ириной как вклад царевича Димитрия Угличского «за их государево здоровье и за свое и за матерь свою царицу и великую княгиню Марию» (надпись на кайме). Исключителен покров 1671 г. (вклад кн. Я. Н. Одоевского, КБМЗ): на груди преподобного - его келейная икона Божией Матери «Одигитрия». Всего сохранилось 8 покровов К. (подробнее см.: Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1989. С. 203-224; Опись. 1998. С. 151). Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1644 г. Москва. Вклад Ф. И. Шереметева в Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1644 г. Москва. Вклад Ф. И. Шереметева в Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Представление о надгробном комплексе К. дополняет крышка его серебряной раки (1643, ГММК; см.: Шакурова Е.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Кроме того, Д. А. Ровинский описал гравюры: 1799 г. работы Уткина по оригиналу Д. Г. Левицкого (выполнена в бытность М. священником, подпись завершается словами: «Дружба изобразила черты лица его»), 1817 г. А. Г. Ухтомского (карандашная манера, с вензелем «АЧ» - архиепископ Черниговский; переделан в 1822), А. А. Осипова (погрудное изображение) (см. также: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292. 1, 2, 8; Морозов А. В. Каталог моего собрания рус. гравированных и литографированных портретов. М., 1913. Т. 3). Лит.: Ровинский Д. А. Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения. СПб., 1884; он же. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292; Т. 4. Стб. 98, 111, 226-227, 313, 420-421, 503, 564, 594; Русские портреты XVIII и XIX ст.: Изд. вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1906. Т. 2. Вып. 2. 39; Сорок семь литогр. портретов членов имп. Рос. академии/С ист. справкой Б. Л. Модзалевского. СПб., 19112; Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 158-159; Гос. Третьяковская галерея: Кат. собрания: Живопись XVIII-XX вв. М., 1998. Т. 2: Живопись XVIII в. С. 77-78. Кат. 83; Духовные светочи России. С. 96-97. Кат. 81-83; Живопись: Кат.: 1-я пол. XIX в.: А-И/ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 72. Кат. 122; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267; Смирнов И. А. и др. Русское искусство XVII-XIX вв.: Казенная палата Кирилло-Белозерского мон-ря: Путев./КБМЗ. М., 2003. С. 42-43. Ил.; Дружинин П. А. Собрание рус. гравированных портретов в колл. Г. Н. Геннади. М., 2004. С. 150-151. 501-507; Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825): Религ. живопись/ГРМ. СПб., 2009. С. 26-27, 99. Ил. 1. Кат. 16. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф

http://pravenc.ru/text/2640894.html

207. Так, п Астрахань имеете с Мариной Мнишек попал воздух 1466 г. княгини Елены (Олены) Верейской (см. ниже, а также: Нарциссов 1997). 30 Например, в Польше была обнаружена плащаница 1545 г., вышитая в Москве для смоленского епископа. Впоследствии возвращенная в Россию, она хранится в музее «Новодевичий монастырь» (инв. РБ-3; 173x249, см.: Антушев 1885. С. 103–104; Маясова 1971 (3). С. 364–367, примеч. на с. 55). Во Флоренцию попал покров «Авраамий Ростовский» царицыной светлицы конца XVI в. (см.: Шитый покров во Флоренции 1894). 31 См.: Реестр расхищенных вещей Благовещенского собора 1813, л. 11–18. Плащаница Старицких из Успенского собора была отбита у французов русским отрядом и хранится в Успенском соборе Смоленска. 34 См.: Шабельская 1926; а также каталог выставки: 1927 Москва. С. 29, 50. В мастерской работало пятнадцать мастериц (Шабельских см: Кызласова 2001). Сейчас в Музеях Московского Кремля работает восемь реставраторов тканей. 36 См.: Переписная книга Благовещенского собора 1873. Стб. 25–46, а также: Маясова 1990 (1). С. 84–85. 37 ГРМ, инв. ДРТ-266 (см.: Лихачева 1980. С. 80). Пелена, видимо, вышита в мастерской старицы Марфы Ивановны в кремлевском Вознесенском монастыре. Поступила в ГРМ из собрания Н. П. Черногубова в 1912 г. 38 Например, о пелене с черневыми дробницами XVI в., переложенными на новый фон, см.: Волкова 2001. 39 Астраханский музей, инв. 882 (см. о нем ниже, а также: Николаева 1971. С. 57, 37, табл. 25, 737; Нарциссов 1997; Маясова 2002. С. 335–337, ил. 2). 41 См.: Описи Успенского собора 1876. Здесь же в соборе находилась и Патриаршая ризница. В ней числилось семь-десят семь риз, шестьдесят три саккоса и прочие одежды духовенства. 43 О том, что пелены не только подвешивались под иконы, но в праздничные дни выносились на обозрение народа, свидетельствует, например, такая надпись на подкладке пелены с изображением царевича Димитрия и избранных святых, вклада Дмитрия Андреевича Строганова 1656 г.: «...а носите ее за переносом на праздники, на рождество его и на убиение и па перенесение» (ГРМ, инв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010