30 Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003. С. 24. 59 Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд. Томского университета, 2003. С. 6. 65 Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//ГЭ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. и др. М.: Сов. художник, 1987. С. 120–121. 67 Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//ГЭ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. и др. М.: Сов. художник, 1987. С. 124–130. 70 Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//ГЭ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. и др. М.: Сов. художник, 1987. С. 307–308.  86 Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900–1927. СПб.: Сатис, 2002. С. 96–183. 88 Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Собрание определений и постановлений. Вып. 2. М., 1994. 89 Кравецкий А.Г. Проблемы типикона на Поместном Соборе. Ученые записки. Вып. 1.М., 1995. С. 59. 91 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2006. С. 274. 93 Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. С. 71. 95 Кравецкий А.Г. Проблемы типикона на Поместном Соборе//Ученые записки. Вып. 1. М., 1995. С. 58–90. 96 Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. С. 72.  98 Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. С. 74. 100 Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917–1918 гг. и в последующие десятилетия//Журнал Московской Патриархии. 1994. 2. С. 73; Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 10. Деяния 137–151 . М., 2000. С. 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

(1-я четв. XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» из Тихвина (кон. XIV в., НГОМЗ). Иконы, созданные в новгородской провинции в основном на рубеже XIV и XV вв., близки к иконам архаизирующего типа декоративно-плоскостным началом, графичностью и статичностью образов, резкой манерой исполнения и упрощенностью стиля: «Чудо Георгия о змие» (ГТГ), «Деисусный чин» (ГРМ), «Свт. Николай Чудотворец» (ГРМ), «Рождество Богоматери, с избранными святыми» (ГТГ). В XV в. иконопись становится ведущим видом новгородского искусства, использует узнаваемые художественные приемы. Как и на др. землях Др. Руси, появляется высокий иконостас - неотъемлемая часть храмового пространства. Среди иконографических особенностей новгородских иконостасов: расположение в центре деисусного ряда иконы «Спас на престоле» (а не «Спас в силах»); в центре пророческого ряда - иконы прор. Давида (не Богоматерь «Воплощение»/«Знамение»). Частично сохранились иконы из праздничных и пророческих чинов, а также деисусные композиции: иконы 1438 г. из Софийского собора, фрагменты иконостасов ц. свт. Власия, еп. Севастийского, в Новгороде, и свт. Николая Чудотворца Гостинопольского мон-ря, из к-рого происходят также неск. образов пророческого яруса, праздничный чин из Успенской ц. на Волотовом поле. Иконопись этого столетия подразделяется на 2 основных направления, одно из к-рых переосмысляет актуальные художественные веяния, тогда как другое продолжает следовать традиции. Данные направления определяются не столько иконографическими, но и (в большей степени) стилистическими особенностями произведений. Характерная черта 1-го направления - активное культурное взаимодействие Новгорода с Москвой. В нач. XV в. прослеживаются аналогии с живописными образами прп. Андрея Рублёва с их ориентацией на визант. стиль, а в конце века - с работами Дионисия и его последователей. Изысканный стиль провинциальной иконы «Чудо арх. Михаила о Флоре и Лавре, с Власием и Спиридоном» (кон. XIV - нач. XV в., МИИРК) имеет близкие взаимосвязи с московским искусством.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Как величайший чудотворец, святитель изображался вместе с Пресв. Богородицей, как правило, в рост, с благословляющей правой рукой, расположенной перед грудью. Икон такого извода было достаточно много создано в XIV-XV вв. ( Смирнова. 2004. С. 299-300). Среди них известны такие, где святитель вместе с вмч. Георгием Победоносцем стоит рядом (справа) с Богоматерью, представленной в изводе Великой Панагии (напр., на иконе 1-й четв. XV в., ГТГ). Цвет одежд Н. мог меняться от белого с имитацией золотого шитья до контрастного, когда белый с черным полиставрий надет поверх пурпурного подризника и дополнен зеленого оттенка омофором, как, напр., на иконе из новгородского с. Ракомо (нач. XV в., ГРМ). Данный извод встречается как в средниках житийных икон святителя, так и на аналойных иконах-таблетках (в т. ч. рядом с др. святыми, напр. на происходящей из новгородского собора Св. Софии иконе-таблетке с Н., со свт. Иоанном Милостивым и свт. Василием Парийским, кон. XV в., НГОМЗ), а также на иконах-складнях наряду с образами др. святых - личных покровителей заказчика, с изображениями праздников и гимнографическими композициями (напр., на деревянном складне из Солотчинского мон-ря, XVI в., Рязанский обл. краеведческий музей). Такой вариант изображения Н. широко известен не только в иконописи, но и в др. техниках, напр. на резных иконках из дерева и камня (ГРМ); на шитых произведениях (напр., на происходящей из Угрешского мон-ря пелене, 1518, ГРМ). Позднее извод образа Н., с широко разведенными в стороны руками, с благословляющей правой и поддерживающей Евангелие левой, оставался наиболее распространенным (особенно в житийных иконах), а к рубежу XVI и XVII вв. утвердился в облике святителя на чудотворной Зарайской иконе Н. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в юго-зап. части собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в юго-зап. части собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Велико число разнообразных по композиции икон Н., на к-рых он изображен стоящим плечом к плечу с др.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

чудотворная икона, дают представление об иконографических особенностях образа, но отдельные детали указывают на изменения вследствие поновлений или неточного повторения образца, скрытого под окладом. Позы и жесты Богоматери и Младенца были аналогичны изображениям на Иерусалимской иконе (ср. икону 1701-1702 в Успенском соборе Московского Кремля); оба извода сближало изображение диагонально запахнутого мафория Богоматери, а также Младенца в гиматии, спущенном с правого плеча с крупной падающей вниз складкой. На иконах извода Иерусалимской эта складка окутывает правую руку Богоматери, тогда как на Г. и. она свисает с правой ноги Младенца; при этом десница Богоматери полускрыта ее мафорием. Отличительным признаком Г. и. было изображение немного расходящихся пол мафория у шеи Богоматери, открывавший горловину хитона. Эта деталь видна на иконе 2-й пол. XVIII в. из ГРМ, на литографии 1865 г. и на фотографии 30-х гг. XX в.; на пелене 1657 г. хитон открыт глубже. К числу расхождений следует отнести кайму на левом плече Богоматери, отсутствующую на иконе из ГРМ, но изображенную на пелене 1657 г. Особенностью последнего памятника является изображение Младенца, плечи Которого полностью покрыты гиматием. Во 2-й пол. XVI в. в Москве была создана группа Богородичных икон, иконография к-рых, за исключением отдельных деталей, очень близка к Г. и. (3 иконы происходят из ТСЛ и находятся в СПГИАХМЗ, одна - из Новодевичьего мон-ря, хранится в ГИМ, филиал «Новодевичий монастырь», другая - из Покровского мон-ря в Суздале, хранится в ГВСМЗ; см.: Николаева. 1977. Кат. 191, 192, 217; Schittering van de tsaren: Kunst uit het Novodeviij-klooster: Kat. Amst. u. a., 2002. Cat. 85; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 44). Хотя иконы из ТСЛ и Новодевичьего мон-ря опубликованы как изображения Иерусалимской иконы, есть основания считать их списками с уже почитавшейся в то время Г. и. Кроме совпадения иконографии на это указывает сходство размера перечисленных образов с мерным списком Г. и. в ГРМ (все - ок.

http://pravenc.ru/text/166423.html

Икона Божией Матери «Знамение». 2-я четв.— сер. XV в. Иконы пророческого ряда были вывезены в 1919 г. экспедицией Музейного отдела Наркомпроса РСФСР из Воскресенского собора в Кашине: образ Божией Матери «Знамение» был передан в ЦГРМ, в 1934 г.- в ГТГ. Остальные иконы поступили в Кашинский краеведческий музей и оттуда в ГРМ (1940). Иконы Деисуса попали в кашинский Воскресенский собор из кафедрального Спасо-Преображенского собора Твери. Их нахождение там вместе с иконами праздничного ряда зафиксировано описью 1626 г. (Книга письма и меры П. Д. Нарбекова да подъячего Б. Фадеева//Тверские ЕВ. 1885. 8. С. 259-260). Вероятно, основная часть икон К. ч. была передана в Кашин из тверского кафедрального собора (1634-1635), к-рый был перестроен после Смутного времени (существуют данные о присылке в Кашин церковной утвари из царской и патриаршей казны). История икон праздничного ряда из состава К. ч. неизвестна. В нач. XX в. все 7 сохранившихся икон помещались в ц. свт. Николая Чудотворца на Зверинце в Твери, оттуда поступили в Тверской музей (1927), затем в ЦГРМ; в ГТГ и ГРМ были переданы после выставки в странах Зап. Европы и США (1929-1932). Единое место создания и бытования праздничных образов с иконами деисусного и пророческого ярусов помимо стилистических и технико-технологических признаков подтверждается специфическими утратами авторского красочного слоя и грунта на одной из икон, отмеченными в описи 1626 г.: «...а образ Вход в Иерусалим оклад попортило молниею». В дальнейшем это привело к дополнительным утратам и неоднократным поновлениям в XVIII-XIX вв. Несмотря на четкие указания документов ( Попов Г. В. Иконопись// Попов, Рындина. 1979. С. 150-172, 290-291, 296-302. Кат. 14-16; Голубев С. И. К вопросу о происхождении Кашинского иконостаса//Там же. С. 366-368), часть исследователей продолжает связывать комплекс с Кашином, в т. ч. остававшиеся в Твери праздничные иконы (правильнее было бы называть К. ч. иконостасом из Твери). Первый крупный ремонт К. ч., насколько можно судить, относится к XVI в., когда иконы находились еще в Твери. Следующее поновление происходило уже после передачи икон в Кашин: в янв. 1667 г. «для государева дела» сюда был послан из Оружейной палаты Иван Филатов (или Филатьев, см.: Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910. [Т. 2:] Словарь.С. 289). Наиболее важна для полноценного стилистического и технико-технологического исследования К. ч. икона «Крещение» (ГРМ), отреставрированная в 1974-1975 гг. С. И. Голубевым.

http://pravenc.ru/text/1683971.html

171 Вывезенный из России в Смутное время (в начале XVII в.), покров этот в XIX в. находился в собрании князя Орсини во Флоренции (см.: Шитый покров во Флоренции 1894). 172 ГРМ, инв. ДРТ-314–322 (см.: Маясова 1976. С. 46–49, ил. 6, 7; Лихачева 1980. С. 46–48, ил. на с. 73, 74, здесь же библ.). 175 ГРМ, инв. ДРТ-36 (см.: Маясова 1976. С. 54–56, ил. 11; Лихачева 1980. С. 48–49, ил. с. 75). 176 Муромский музей, инв. 1734 (см.: Осмоловская 1966; Маясова 1976. С. 56, ил. на с. 55; Сухова 1995. С. 82–85). 180 ГРМ, инв. ДРТ-266 (см.: Лихачева 1980. С. 80. 109); музей «Новодевичий монастырь», инв. 750/3335 (см.: Косицына 1995. С. 123–125, ил. 7). 181 Останки Бориса Годунова, похороненного вначале в алтарной части Архангельского собора рядом с Иваном Грозным, в 1606 г. перенесли на Ваганьковское кладбище, а затем в присутствии его дочери Ксении, в то время уже монахини Ольги, гробы Бориса, а также его жены Марии и сына Федора, убитых при подходе к Москве Самозванца, перевезли в Троице-Сергиев монастырь и поставили под западной папертью Успенского собора. По разборке ее в XVIII в. над ними соорудили усыпальницу. 183 Сергиево-Посадский музей, инв. X? 391 (сударь «Богоматерь Знамение»); инв. 396 (сударь «Агнец Божий»); инв. 397 (воздух «Христос во гробе»); инв. 392 (сударь «Троица»), См.: Маясова 1968 (1). С. 132–133; Манушина 1983. С. 75–77, X? 19–20 и с. 98–99, X» 38. 184 Сергиево-Посадский музей, инв. 395. См.: Маясова 1968 (1). С. 132; Манушина 1983. С. 97–98, 37. По заказу Бориса Годунова была написана копия «Троицы», на которую были перенесены грозненский оклад и, по-видимому, пелена. Годунов же приложил к древней иконе драгоценный оклад, пелену, живописные створки, роскошный подсвечник (см.: Маясова 1960 (2). С. 170–174). 185 Как уже говорилось, по описям церквей вв. под большинством икон местного ряда находились пелены с Голгофским крестом. Многие иконы имели по нескольку «сменных» пелен. Некоторые из них были украшены камнями и жемчугом, однако годуновская «Жемчужная пелена» по своей роскоши превосходила прочие

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Так, вкладом стольника Олферьева служили 2 серебряные лампады 1636 и 1643 гг., в т. ч. на поминовение дочери - младенца Феодосии ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 41; Щурина Е. Г. Серебряные лампады сер. XVII в. Кирилло-Белозерского мон-ря//Кириллов: Краевед. альм. 2003. Вып. 5. С. 217-222), и запрестольный крест 1651 г. (КБМЗ), «деревянный, осмиконечный, со всех сторон обитый тонким белым серебром, с передней стороны - чеканное серебряное Распятие, по деревам, продольному и 3 поперечным, с обеих сторон 93 из тонкого серебра позолоченные дробницы с резными изображениями праздников, страстей Господних и ликов св. угодников, надпись над рукояткою в серебре резана» (в пересчете на совр. меры длины ок. 150×100 см; см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 22; в кон. XIX в. находился за алтарем придела во имя прп. Кирилла - Геронтий (Кургановский). 1897. С. 61, с датой 1646 г. см.: Художественное серебро XV - нач. XX в. в собр. КБМЗ. 2013); в 1675 г. жена стольника Васса вложила в монастырь архимандричью шапку ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 46). Преображение Господне. Пелена. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Преображение Господне. Пелена. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Уже в нач. XX в. поклонники старины сетовали, что «трудно ныне представить... какой художественной сокровищницей обладал монастырь до конца XVII в., имея столь богатую ризницу, если современная нам есть лишь жалкие остатки прежней» ( Макаренко. 1914. С. 40). У посетителей музея в 30-х гг. XX в. монастырское собрание также оставляло впечатление «жалости»: «разрозненные, случайные вещи третьестепенного значения, оставшиеся от некогда богатейшего собрания» ( Тарабукин. 1991. С. 349). Наиболее древние драгоценные предметы (оклады богослужебных книг, панагии, наперсные иконы) сохранились в собраниях музеев Московского Кремля и ГРМ. Сложившаяся коллекция драгоценных металлов КБМЗ, прежде всего серебра, тем не менее включает произведения всех эпох существования мон-ря, а также из окрестных церквей г. Кириллова, Ферапонтова мон-ря и близлежащих селений (Художественное серебро XV - нач.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

На иконе 2-й пол. XIX в. (ГМИР) фронтальный поясной образ И. помещен на бирюзовом фоне, святой изображен с куколем на голове. Правая рука в благословляющем жесте, в левой - свернутый свиток; по сторонам фигуры надпись: «          ». Образ И. в рус. минейных циклах вплоть до XIX в. не встречается, несмотря на включение описания облика святого в подлинники со 2-й четв. XVII в. (Софийский подлинник). Так, даже в поздних русских гравированных святцах XVIII в. предпочтительным осталось изображение под 9 сент. праотцев Иоакима и Анны и мч. Севериана Севастийского, а под 18 окт.- только ап. Луки. Четвертым в группе святых, чей день памяти приходится на 9 сент., изображен И. на минейных иконах на сент.: сер. XIX в. письма палешанина «села Мардовского иконописца Терентья Иванова» из собрания М. Де Буара (М. Е. Елизаветина; см: Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собраниях: Кат. М., 2008. С. 228. 75); XIX в. из частного собрания (см.: Бенчев. 2007. С. 287). Сохранившиеся изображения И. в составе Собора избранных святых датируются от кон. XVIII в. На створке старообрядческого киота «Образы Богоматери, избранные святые и праздники» из собрания Н. П. Лихачёва (кон. XVIII в., Романов-Борисоглебск ?, ГРМ) И. показан в левой группе преподобных (восточнохристианских и русских), предстоящих в нижней части иконы образам Божией Матери «Знамение» и Корсунская (3-й в 3-м ряду). На левой створке старообрядческого кузова с вкладной иконой ««О Тебе радуется», с праздниками и святыми» (кон. (посл. четв.?) XVIII в., Романов-Борисоглебск, ГРМ) И.- крайний в средней левой группе преподобных. На старообрядческой иконе «Образ всех Российских чудотворцев с Софией, Премудростью Божией», написанной в 1814 г. иконописцем Петром Тимофеевым (происходит из Зеленковской моленной, позднее - в собрании ЦАМ СПбДА, в наст. время - в ГРМ), И. изображен в числе 189 святых; он замыкает нижний ряд левой группы преподобных, изображенных в рост в повороте вправо: в монашеском одеянии, с непокрытой головой, борода средней длины, округлая, руки в молении на уровне груди, на нимбе надпись: «    ».

http://pravenc.ru/text/578410.html

Лит.: Лихачёва Л. Д. Древнерус. шитье XV - нач. XVIII в. в собр. ГРМ. Л., 1980; Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы XVI в.: состав и иконогр. особенности//Рус. искусство позднего Средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 74-88; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Плешанова И. И. Новгородские резчики XVI в.//Страницы истории отеч. искусства: Сб. ст. СПб., 2002. Вып. 8: XII - 1-я пол. XIX вв. С. 77-84; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новг., 2003; Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Рус. икона XI-XVII вв. в собр. Новгородского музея: Путев. М., 2004; они же. Иконостас церкви Апостолов Петра и Павла «в Кожевниках». М., 2011; они же. Иконостас собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря. М., 2017; Искусство Вел. Новгорода: Эпоха свт. Макария. СПб., 2016. Е. В. Немыкина Лицевое шитье Точно датированных памятников кон. XV - нач. XVI в. не сохранилось. В период «вдовства» Новгородской кафедры уже не было главного заказчика и идейного вдохновителя - архиепископа (в отличие от Москвы, где это было прерогативой вел. князя). К новгородскому шитью того времени исследователи относят большие ростовые иконы с фигурами арх. Михаила и ап. Петра и 2 покровца «Агнец Божий» (ГРМ). Возможно, с Новгородом связаны 2 сохранившихся креста с омофора с композициями «Успение Пресв. Богородицы» (ВГИАХМЗ) и «София, Премудрость Божия» (ГРМ). Во время предстоятельства свт. Макария, архиеп. Новгородского, и его преемников на кафедре - Феодосия и Пимена, появились новые по стилю исполнения изделия лицевого шитья. Один из ранних датированных памятников той эпохи - покров прп. Варлаама Хутынского, вложенный в 1541 г. Марфой, женой Богдана Корюкова, в Хутынский мон-рь (ПГОИАХМЗ). Очень близок к нему по технике и стилю покров на мощи свт. Ионы Отенского (НГОМЗ), выполненный, вероятно, теми же мастерицами к канонизации святого, состоявшейся в 1549 г. Характерной особенностью покрова является положение святых: не фронтальное, что традиционно для надгробных покровов, а в 3/4-ном повороте, в молении Спасителю, изображенному в верхнем углу. Еще один покров на гроб прп. Варлаама был положен в 1542 г. кн. В. И. Оболенским-Репниным (НГОМЗ), он отличен по рисунку лика, не имеющему аналогий, место его изготовления не установлено.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010