Наконец, по части церковного имущества Синоду принадлежало наблюдение за правильным употреблением церковного достояния. Так как в то время назревшими вопросами были вопросы о призрении многочисленных нищих и об обеспечении духовенства, то Синоду вменялось в обязанность упорядочить оба эти дела в целях устранения многочисленных злоупотреблений, тунеядства среди нищенствующих и нестроений в приходском клире 1426 . Само собою разумеется, что принимать это перечисление дел и обязанностей Синода, данное в духовном регламенте, за полную «регламентацию предметов ведомства Синода и законоположений, нормирующих все правовые отношения Синода», как делает это один исследователь о Синоде 1427 , утверждающий затем, что «Синоду представлялось широкое поле деятельности как относительно пределов компетентности в известных делах, так и в решении последних», было бы совсем несправедливо. Духовный регламент, этот «учредительный акт» Синода, заменявший патриаршество Синодом, изменял только форму управления Российскою Церковию и не изменял в сущности круга церковных дел. Что принадлежало Церкви до регламента, то осталось за нею вообще и после, и нет серьезных оснований говорить о представлявшемся будто бы Синоду «широком поле» деятельности по определению «пределов компетентности». Синод принимал патриаршее наследство вообще в полном объеме круга дел, и не было надобности исчислять их в духовном регламенте, который и не дает такого исчисления, а только, обозревши круг дел, подлежащих Синоду, в самых общих чертах, и перешедши затем к обязанностям высшего органа церковного управления, он, в этой среде преимущественно, или напоминает забытое, или указывает вновь назревшее. Сам духовный регламент не раз напоминает читателю об этом. Часть II гласит: «о сих всех порядком, что есть важное, зде предлагается»; и в другом месте: «зде некая токмо предлагаются для примера, чтоб от сих мощно было наблюдать и прочая». Часть III гласит: «обаче некия правительства сего должности и собственно зде предлагаются» 1428 . При всем том необходимо не упускать из виду, что при неясности и «запутанности юридических понятий того времени» 1429 , в духовном регламенте не проведено разграничения между строго разграничиваемыми в нынешней юридической науке объемом предметов, подлежащих известному учреждению, и обязанностями этого учреждения 1430 . II

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Законное свойство имения, если оно реальное (относится к сущности самого имения, а не зависит от личной воли), не может измениться вследствие продажи. Поэтому имущество, которое объявлено по закону нераздельным, нераздробленным, может при продаже переходить только в цельном своем составе (1396). Какие имущества считаются нераздельными, сказано было выше. Личность продавца должна быть способна к отчуждению, вообще к совершению юридических действий (1382, 1383). Личность покупщика должна быть способна к приобретению. Право состояния (1402). Вещь вообще должна быть способна служить предметом частного обладания (1403, 1404). Продажа всех недвижимых имуществ совершается посредством крепостного акта – купчей крепости (1417, 1419, 1420). О продаже речных и мореходных судов см. 1419 Зак. Гражд., 165–170 Уст. Торгов., изд. 1893 г., Уст. Лесн., изд. 1893 г., ст. 302. Особые стеснительные формальности установлены нашими законами при совершении актов на продажу некоторых имуществ, по роду их или по званию лиц, участвующих в сделке, для ограждения прав казны и различных ведомств, для удостоверения прав продавца на продаваемое имущество и т.п. Такие особенности соблюдения при продаже недвижимых имений от имени священно- и церковнослужителей – Зак. Граж. ст. 708, прил. I, ст. 60; при продаже земель бывшими однодворцами (Зак. Сост., ст. 776, прим., по Прод. 1890 г.); малороссийских казаков (Зак. Сост., ст. 765, по Прод. 1890 г.) и вообще бывших государственных крестьян (ср. Зак. Гражд., ст. 708, прим. 2); при продаже земель башкирами (ср. Особ. Прил. к Зак. Сост., XIV, пол. Башк., ст. 16 прим.); от имени казначеев (Зак. Гражд. ст. 718 и т. II, изд. 1892 г., Общ. Учр. Губ., ст. 1018); при покупке имений монастырями и церквами (1429, 1430); удельным ведомством (1431); при продаже поссесионных и горных заводов (717 ст. Зак. Гражд.; 225 ст. Уст. Горн., изд. 1893 г.); домов в горных городах и заводах (Зак. Гражд., ст. 717); ленных имений (Полн. Собр. Зак. 1871 г., N 50238), земель, данных в надел крестьянам, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1428 Здесь используется то значение слова νυπστατον, которое подчеркивает реальность существования (в данном случае человеческой природы во Христе). Ср. определение νυπστατον в opusc. 14: PG 91, 149B и примечания к этому определению. 1429 Определение νοσιον, которое у прп. Максима заострено против монофизитов, но прилагается и к спору с моноэнергистами. Ср. текст у прим. 496. 1430 Букв.: «пребывающее в существовании». – Прим. перев. Здесь и далее оставляем греческие слова в основном тексте без перевода, поскольку в русском нет устоявшейся терминологии для перевода соответствующих греческих терминов, но в примечании даем вариант перевода. 1433 Выражение, которое использовали моноэнергисты, относившие «всякую Божественную и человеческую энергию» (говоря о последней в единственном числе) к одному Христу. «Всякая» здесь указывает на множество того, что было совершено Христом. Прп. Максим же говорит о двух природных энергиях как о том, благодаря чему все это множество совершенного Христом было совершено. 1434 «Единообразно» подразумевает то, что образ действия Христа не двойственный, а единый, что не исключает наличия двух энергий. 1437 Утверждение и отрицание – категории Аристотеля, относящиеся к одному из четырех видов «противолежания» (Arist. cat. 10.13b). Подобные утверждения и отрицания предполагают определенную пару оппозиций, т. е. отношение утверждаемого к определенному отрицаемому. Схолиаст приводит пример: видимое-невидимое; нечто либо видимо, либо невидимо. Наличию же способности видения противоположна слепота, а не невидение. 1438 Считается, что это раннее сочинение прп. Максима, которое датируется 624–626 гг. (Larchet 1998, p. 19). В таком случае оно было написано задолго до начала полемики вокруг моноэнергизма и монофелитства, и нужда в его написании могла быть вызвана полемикой с монофизитами. Следует, однако, отметить, что некоторые из понятий, разрабатываемых в этом и следующем сочинении – opusc. 18, которое тоже считается написанным до заключения моноэнергистской унии 633 г., – прп. Максим использует и в полемике с моноэнергизмом. С другой стороны, все эти понятия широко обсуждались в философских школах комментаторов Аристотеля в течение всего VI в. (независимо от нужд христологической полемики), например в комментариях Аристотеля и логических сочинениях Симпликия, Филопона, Давида. Так что, если бы удалось доказать, что это действительно раннее сочинение прп. Максима, это могло бы служить свидетельством его интереса к «школьной философии» еще в тот период, когда в его аскетических и экзегетических сочинениях, написанных тогда же, этот интерес еще со всею очевидностью не проявлялся. Однако, повторим, ранняя датировка этого сочинения является лишь гипотезой Шервуда и Ларше, в пользу которой не было выдвинуто неоспоримых аргументов.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Новое время требовало новых методов миссионерской работы. Это понимали все. При этом выработка миссионерских приемов, адекватных новой ситуации, была задачей очень непростой. Стремление говорить на языке эпохи нередко вело к тому, что православные традиционалисты, которые еще составляли большинство прихожан, воспринимали эту новую проповедь как кощунство. Так, например, весьма неоднозначно воспринимались попытки проведения в храмах различных концертов и выступлений артистов. Первоначально Миссионерский совет считал подобные выступления вполне допустимыми. На одном из его заседаний протоиерей П.А. Миртов говорил о желательности создания народных хоров и организации вечеров, на которых апологетическая беседа сочеталась бы с пением, причем и то, и другое служило бы одной идее, положенной в основание вечера. Положим, вечер посвящается раскрытию истины бытия Божия. Необходимо, чтобы не только лектор, но и песнопения данного вечера были направлены на раскрытие одной и той же мысли. 1429 Однако от таких мероприятий все-таки оказалось больше вреда, чем пользы, и на заседании Миссионерского совета, которое состоялось 14 декабря 1918 г., протоиерей А.А. Хотовицкий и священник В.Н. Воробьев говорили о том смущении, которое вызвало среди прихожан чтение артистами в московских храмах мистерии К.Р. «Царь Иудейский». 1430 Прихожане требовали запретить такие выступления, 1431 и через несколько дней такое запрещение последовало: Признавая со своей стороны устройство как платных, так и бесплатных чтений в церквах произведений светской драматической литературы, хотя бы и написанных на евангельские темы, безусловно недопустимым, поручить управляющему Московской епархией преосвященному Коломенскому сделать ныне же распоряжение о воспрещении впредь устройства подобных чтений в храмах г. Москвы; о том для исполнения послать преосвященному Иоасафу [Каллистову] указ и, вместе с тем, для предупреждения возможности подобных случаев в церквах других епархий послать всем епархиальным преосвященным циркулярные указы. 1432

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

421 А жил ecu в державе бесерменской... – До избрания на польский престол в 1575 г. (официально он короновался 1 мая 1576 г.) Стефан Баторий был трансильванским князем (воеводой) и, следовательно, вассалом турецкого султана, претендовавшего на эту часть Венгрии. Обвинение в связях с мусульманством постоянно выставлялось Иваном IV в переписке с Баторием. 422 ...а паны твое вруют иконоборную ереси люторскую. А ныне... в твоей земли ариянская вра начинается явно... – Резкие выпады против реформации, довольно широко распространенной в Польше (и, в частности, против «арианства» – антитринитарных ересей, имевших и русских сторонников), связаны с попытками добиться посредничества римского папы с целью приостановить стремительное наступление Батория. 423 И Олександръ, царь македонский, к Дарию царю таковые высости не писал. – Ссылки на «Александрию», средневековый роман об Александре Македонском, встречаются у Ивана IV и в переписке с Курбским. 425 И паче или иная ханаанская пещь на ны возгорся... – Иван IV здесь имеет в виду историю трех отроков, брошенных в печь Навуходоносором и оставшихся невредимыми (Дан. гл. 3). Ср. также Пс. 7, 4; 7, 7 : «Пылают... как печь», «распалены... как печь» (о врагах). 426 ...Бог силен... помысли и всхъ хвалящихся... – Далее следуют конкретные примеры наказания «хвалящихся»: Сенахирим – имеется в виду упомянутый в Библии ассирийский царь, взявший многие города Иудеи и наложивший болыпую подать на иудейского царя Езекию; Хоздрой – речь идет, очевидно, об иранском шахе Хосрове II Парвезе (конец VI–haч. VII в.), при котором Византия не только оправилась от ударов, нанесенных ей шахом Хосровом I (VI в.), но и добилась фактической власти над Ираном, ибо Хосров II был ее ставленником; Темир-Аксак – речь идет о крупнейшем среднеазиатском завоевателе конца XIV–haч. XV в. – Тимуре, Тимур-Ленге (Тамерлане), завоевавшем помимо Чагатайской державы также Хорезм, Иран, государства Закавказья, Золотую Орду. Походу Тимура на Русь (до Ельца) была посвящена древнерусская «Повесть о Темир-Аксаке» (см. наст. изд., т. 6.); Bumoem – Грозный здесь вспоминает литовского великого князя Витовта (1390–1430) в связи с его неудачной попыткой победить вассала Тимура-Аксака хана Тимура Кутлуя в 1399 г., о чем рассказывали русские летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(4) Поэтому, хотя на него и возводят такое преступление, но я решил ничего не предпринимать, пока не спрошу твоего совета о деле, которое, кажется мне, заслуживает твоего решения. Документы, прочтенные обеими сторонами, присоединяю к этому письму. Письмо Домициана к Теренцию Максиму (5) Флавий Архипп, философ, получил от меня разрешение на покупку земли стоимостью около 100000 сестерций в окрестностях родного города его Прусы. На доходы с нее он сможет прокормить свою семью. Я хочу ему ее пожаловать; истраченную сумму занесешь в число моих щедрот 1428 . Его же к Лаппию Максиму (6) Рекомендую тебе, мой Максим, философа Архиппа, человека хорошего, нравы которого соответствуют его занятиям. Оказывай ему, пожалуйста, полное свое содействие в его скромных к тебе просьбах 1429 . Указ божественного Нервы (7) Некоторые распоряжения, квириты, несомненно, даются в соответствии со счастливым духом нашего времени, и по ним следует усматривать добрые качества государя. Каждый из подданных моих может поручиться без всяких указаний со стороны, что я общее благо предпочел своему покою, собираясь и оказать новые милости и подтвердить до меня данные. (8) Дабы общая радость не была смущена либо недоверием тех, кто их получил, либо воспоминанием о том, кто их пожаловал, я одновременно счел необходимым и благим заранее объявить сомневающимся о своей благосклонности. (9) Пусть никто не думает, что особые права, полученные от другого государя частными лицами или городами, будут мной уничтожены лишь для того, чтобы ими они были обязаны скорее мне. Да будут они нерушимы и подтверждены, пусть ничье благополучие не нуждается в повторении просьб, раз уже государство взглянуло однажды на этого человека милостивым оком. Да примут к сведению, что я готов к новым благодеяниям, и да знают только, что просить надо о том, чего у них не имеется 1430 . Письмо его же к Туллию Юсту 1431 (10) Так как распорядок во всех делах, начатых и приведенных к окончанию в предшествующее время, должен быть соблюден, то подтвердить и письма Домициана.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Как уже говорилось на основании нескольких примеров, употребление слова «князь» не должно рассматриваться как признак противопоставления названного лица Богу как единственному «царю». Скорее наоборот, оно наряду со словом «царь» выступает одним из существенных определений грядущего Помазанника, имеющим свой особый смысл. В канонической и околобиблейской литературе титул «князь» (, , ) прилагается к следующим лицам. 1 . Старейшина . В «Свитке войны» при описании боевого строя израильтян во время эсхатологической битвы упоминается, что «на трубах созывания начальников напишут: «князья Божий " » (1QM III. 3). В послепленной иудейской традиции «князьями» назывались избираемые народные учителя, которые фактически заняли место «патриархов», начальников поколений 1429 . Одним из них был Иегуда га-Наси (Иуда-князь), собиратель Мишны, которого иногда сравнивали с царем по уровню его морального авторитета. Титул «князя» носил председатель Синедриона и верховный судья. После подавления антиримских восстаний считалось, что «Мессия не придет, пока нет князя ни в Вавилоне, ни в Палестине» 1430 . Таким образом, он должен был пред ставлять единство народа, собирать воедино его силы. Потомки дома Давида в Персидской империи, возглавляя самоуправление в диаспоре, обладали званием изгнания, 1431 . 2 . Царь . Так от лица Давида в кумранской версии 151-го псалма: «Помазал меня святым елеем в князя людей Своих, в правителя сынов Завета Своего» (11QPs a XXVIII. 11–12). В т.н. светильных словах о том же Давиде как вечном царе: «Быть ему князем и пастырем над народом Твоим, и будет сидеть на троне Израиля пред лицем Твоим все дни» (4QDib Ham IV 6–8). Наоборот, фраза князь Божий посреди обращенная к Аврааму сыновьями Хеттеевыми, переведена в LXX βασιλες παρ θεο σ ε ν μν у нас царь от Авраам, очевидно, не мог иметь у хеттеев статуса старейшины, но их вежливое высказывание означало, что он обладает правом на приобретение земли для погребения Сарры; таким образом, видимо, право на землю связывается с царским титулом так же, как положение главы родовой общины – с княжеским, а лексически оба наименования рассматриваются как эквивалентные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

ibid. 1430–1431). – Вследствие такого состояния специальных исследований по данному вопросу, положительное решение его является в настоящее время невозможными в виду чего в тексте сочинения мы и ограничились только указанием двух различных мнений об этом предмете; и если вошли здесь в рассмотрение и сравнительную оценку их оснований, то побуждением к этому служит несуществование или неизвестность для нас сочинения в отечественной литературе, которое знакомило бы с вопросом о происхождении первоначального алфавита и на которое можно было бы сослаться. Приложение XVII. Сходство древнееврейского письма с ·финикийским. Многочисленные исследования еврейских раввинов и христианских ориенталистов (см. Lenormant. Essai sur la propagation de l’alphabet phénicien. I, 172–176) привели к тому общепринятому в настоящее время положению, что «квадратное письмо», употребляемое поныне евреями при написании и печатании Ветхозаветных книг, не есть первоначальное 346 , что в древнейшие времена, до вавилонского плена и отчасти – после этого, был в употреблении у израильтян другой значительно алфавит, древнееврейский или еврейско-самаританский, имеющий весьма большое сходство и почти тожественный с древнесемитским или так называемым финикийским 347 2 . Основаниями этого положения о первоначальном типе еврейского письма служат (по Lenormant. ibid. 176 и д., и Vogue, Mélanges d’archeologie. 154 и д.): 1) Постоянное иудейское предание; так в вавилонском талмуде сказано: «в начале закон дан был Израилю в еврейском письмени и на языке святом, а после во дни Ездры он дан был им в письмени ассирийском (ашурит) и на языке арамейском»; отголоском этого предания служит и замечание Оригена в толковании на Иезекииля ( Иез.9:4 ) о начертании в древних письменах буквы тав в виде креста, каковой вид действительно имеет эта буква в финикийском алфавите, тогда как начертание ее в квадратном письме не представляет ничего сходного с крестом. 2) «Еврейско-самаританский или алфавит так называемых асмонейских монет является по начертанию знаков более близким, чем квадратный алфавит, к финикийскому типу, а поэтому должен быть признан и более древним.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Глава седьмая. Изобразительные (обедница) Есть несколько определений чина изобразительных, и все они связываются с его наименованиями, греческими и славянскими. 1. Названия службы По-гречески этот чин называется τ τυπικ, а по-славянски – «изобразительные» (т. е. молитвословия), «сеновно-изображенные», «уставные» 381 , «обедница» 382 . Кроме τ τυπικ, часто употребляется греческое название ο μακαρισμο, по-славянски, «блаженны», – название, заимствованное от «заповедей блаженства», входящих в состав службы. Встречается также еще и название προλειτουργα 383 . Наконец, сравнительно недавно стало известно новое греческое название – ες τν μετληιν, на причащение 384 . 2. Понятие об изобразительных В связи с приведенными названиями определяется и самое понятие об изобразительных. При этом одни, понимая название τ τυπικ в смысле «изобразительных», или «сеновно-изображенных» молитвословий, видят в рассматриваемой службе отображение, или подобие всей литургии, с которой последование изобразительных и на самом деле, по за- мечанию Симеона Солунского († 1430 г.), имеет сходный «тип», т. е. чин, или устав: τν τπον χει ες εκνα τιν τς ερς λιτουργας 385 ; другие, применительно к славянскому переводу – «уставные», под именем τ τυπικ разумеют лишь «ту часть литургии, которая записывалась не в евхологие, а в уставе, τυπικν» 386 . Что же касается вопроса о смысле и значении изобразительных, как самостоятельной службы, то он до последнего времени оставался открытым. Полное понятие об изобразительных возможно составить при помощи найденного и описанного проф. А. А. Дмитриевским чина ες τν μετληιν, на причащение. – По всем данным, изобразительные представляют собою общедоступный чин литургии, без таинственных евхаристических молитвословий, входивший некогда в состав всех церковных последований и положивший начало нынешнему Типикону, а в частном употреблении служивший чином самопричащения. 3. Литургия и пролитургия Симеон Солунский , говоря о последовании изобразительных, замечает, что оно имеет «тип», т. е. чин, или устав, «на подобие священной литургии». К этому следует добавить, что изобразительные и по назначению своему довольно близко соприкасаются с литургией, вполне оправдывая в данном случае свое название – «пролитургия», т. е. служба, совершаемая перед литургией, или же вместо литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

У Брека 115. Nilos 8 anni. Mori nel 21 genajo 6903=1395. 108. МИХАИЛ. 1395–1400. 7 февр. Acta P. C. T. II. p. 248: Professio fidei Michaelis patriarchae magnae Antiochiae. Тут он анафематствует ересь Варлаама и Акиндина. Le Quien. – У Брека 116: Михаил возведен был на патриаршую кафедру в 6903=1395 году 7 февраля в неделю блудного сына, спустя 16 дней по смерти Нила и 21 год и 6 месяцев после кончины дяди его Михаила патриарха Антиохийского. Он видел погром Тамерлана (1400 г.), и убежал на остров Кипр в 803 году Эгиры (1400 г.) и записал все это 9 августа 6912=1404 года. Le Quien: sedere oportet Michael initio seculi XV, hoc est anno 1401, quo Tamerlanus Bajazetum Тигсагит tyranuum vicit. Век пятнадцатый. Междупатриаршество . 1400–1412. 109. ПАХОМИЙ. С 1 июня 1413 года по 9 окт. 1414 г. У Брека 117. 110. ИОАКИМ. † 1425. умер. У Брека 118. 111. МАРК. в 1427 и 1430 г. У Брека 119. – Le Quien: Dositheus Hierosolymitanus patriarcha L. VII. de iis, qui Hierosolymis patriarchae prafaerunt c. 2. § 1. laudat epistolam Balsamonis antiocheni patriarchae ad Theophanem Hierosolymitanum scriptam anno 1430: ν τει 1430 ν πατριρχης εροσολμων Θεοφνης, πρς ν γραψεν Βαλσμων πατριρχης ντιοχεας, ποκριθες ες τν ρτησιν. πτε γνεται μεταβολ ες τ νττυπα. Quin eamdem Balsamonis epistolam Meletius Syrigus hieromonachus et protosyncellus ecclesiae Constantinopolitanae laudaverat in eximio opere, quo Calvini et Lutheri impietates confixit. Atqui, ut videtur, Balsamon, cognomentum dumtaxat fuit patriarchae illius Antiocheni, Marci aut Ioachimi. – Но так как, по Бреку, Иоаким умер в 1425 году; то и надлежит, как самое письмо 1430 года, так и прозвание, Вальсамон, усвоить преемнику Иоакима Марку. 112. ДОРОФЕЙ. 1435–1452. † 8 сент. У le Quien-a 133. – У Брека 120. Местоблюстителем сего Дорофея в Флорентинском Соборе (1437 г.) был киевский и всероссийский митрополит Исидор. Μελετου κκλησ. στορα. Т. III. p. 300. εροσολμων ωακιμ τ πρτ τς πατριαχεας υτο τει σνοδον ν εροσολμοις μεγλην συνεκρτησε, παρντων ν ατ κα ξαρχντων μετ το εροσολμων κα τν τηνικατα συγχρνως νελθντων ες τν γαν πλιυ, το τε λεξανδρεας Φιλοθου, κα το ντιοχιας Δορωθου, οτινες μετ τν περ ατος εραρχν τε κα κληρικν κα το Καισαρεας ρσενου, πεκρυξαν τν ν Φλορεντ σνοδον κα τ ν υτ νμως πεπραγμνα.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010