Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ СЕГОВИИ [Хуан из Сеговии; лат. Johannes de Segobia, Johannes Segobiensis; испан. Juan de Segovia] (ок. 1395, Сеговия, Ст. Кастилия - 24 (или 25).05.1458, приорат Этон, Савойя), испан. богослов, деятель Соборного движения . С 1407 г. обучался в Саламанкском ун-те, где ок. 1413 г. получил степень бакалавра искусств, ок. 1418 г.- бакалавра богословия, в 1422 г.- магистра богословия. Преподавал в Саламанке. Его дважды направляли в Рим с поручениями от ун-та: в 1421-1422 гг.- вместе с юристом Иво Мауро (Ибо Моро) к папе Римскому Мартину V , чтобы утвердить новые университетские статуты (утверждены 21 нояб. 1422), и в 1431 г.- вместе с Педро Мартинесом де Коваррубиасом, чтобы заручиться поддержкой нового папы Евгения IV (1431-1447) в конфликте ун-та с архиепископом Саламанки. В 1428 г. И. из С. был назначен папским референдарием; в 1430-1431 гг. проводил в Кордове диспуты с мусульм. богословами. К 1432 г. он возглавлял одну из университетских кафедр богословия, в качестве бенефициев получил каноникат в Толедо и архидиаконию в г. Вильявисьоса (Астурия). В марте 1433 г. как представитель короля Кастилии и Саламанкского ун-та прибыл на Базельский Собор (1431-1449). И. из С. был одним из активнейших участников Базельского Собора, входил в совет «Deputatio Fidei», неск. раз возглавлял его. В февр. 1434 г. Собор поручил И. из С. изучить вопрос об утверждении председательствующих, назначенных папой Евгением IV. И. из С. составил отчет о проведенных переговорах и 3 марта 1434 г. представил его совету. В сент. 1434 - марте 1436 г. сопровождал кард. Хуана Сервантеса на переговорах с папой Римским. По поручению Собора И. из С. защищал доктрину о непорочном зачатии Девы Марии в диспутах с доминиканцами Хуаном де Монтенегро (в 1436) и Хуаном Торквемадой (в 1438). В 1437 г. занимался подготовкой и проведением дебатов по догматическим вопросам: с греками об исхождении Св. Духа (processio Spiritus Sancti), с гуситами о причащении хлебом и вином (communio sub utroque specie). Убежденный сторонник концилиаризма, И. из С. считал Собор законным представительством всей Церкви, чей авторитет стоит выше авторитета папы Римского. Поскольку Собор - воплощение всей общности верующих, «тела» Церкви, то в случае созыва Собора папа Римский уже не обладает над ним властью. Когда папа Евгений IV попытался распустить Базельский Собор, И. из С. выступил сторонником временного отстранения понтифика и, после того как оно состоялось 24 янв. 1438 г., вошел в состав комиссии, которая должна была управлять Римско-католической Церковью в отсутствие папы, а в июне 1439 г.- в состав комиссии, занимавшейся папским низложением. 25 июня 1439 г. папа Евгений IV был низложен Базельским Собором. В окт. 1439 г. И. из С. и еще 2 участникам Собора было поручено назначить выборщиков нового папы и заняться подготовкой конклава.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КОНТОПЕТРИС Георгий Контопетрис [греч. Γεργιος Κοντοπετρς], доместик, визант. мелург. Самое раннее упоминание о нем содержится в Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458). Г. К. был учеником прп. Иоанна Кукузеля и, следов., жил не ранее 1-й пол. XIV в. ( Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 127). В Пападики 2-й пол. XIV в. (Cutl. 457) Г. К. назван «дважды доместиком» (διπλοδομστικος). Из той же рукописи известно, что сын Г. К. Михаил также был доместиком и мелургом: ему принадлежит версия причастна «Чашу спасения» на 4-й плагальный (8-й) глас. В Пападики 1425 г. (Ivir. 985) распев псалма «На реках Вавилонских» надписан как творение Михаила Контопетриса. Распевы Г. К. наряду с творениями др. мелургов составили основу греч. певч. книг Пападики и Матиматарий и широко представлены в рукописях периода калофонического пения, хранящихся в различных собраниях: Cutl. 399 (сер. XIV в.), 456 (1443); БАН. РАИК. 154 (1430), 42 (сер. XVIII в.); Konstamon. 86 (1-я пол. XV в.); РНБ. Греч. 126 (2-я пол. XV в.), 130 (нач. XVIII в.), 132 (посл. треть XVIII в.), 711 (кон. XVIII в.); Ivir. 973 (нач. XV в.), 1120 (1458), 974 (1-я пол. XV в.), 984 (сер. XV в.), 993 (сер. XVII в.); РНБ. Александро-Невская лавра Ю I2 (нач. XIX в.) и др. Чаще всего в рукописной традиции встречаются распетые Г. К. стихи больших (т. е. с мелизматическим мелосом) аниксандариев на 4-й плагальный глас (Пс 103. 20, 24, 29а, 31а, 32, 33а, 34 с особыми припевами, напр.: «Слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю» - Pantel. 978, ок. 1820-1830). Нек-рые из этих стихов имеют двойное авторство: Иоанна Кукузеля и Г. К. (Philoth. 122, 1-я пол. XV в.). На 2-м месте по числу списков стоят стихи 1-го антифона 1-й кафизмы (чаще всего из Пс 2, реже из Пс 1 - Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в., и Пс 3 - Ivir. 973) на 4-й плагальный глас с кратимами (отдельный стих часто именуется πρλογος). Из муз. творений Г. К. сохранились стихи полиелея на 2-й плагальный (БАН. РАИК 154), на 1-й (Philoth. 122; Ivir. 973) и на 4-й гласы (Konstamon. 86), антифон на полиелее преподобным, мученикам и иерархам на 4-й глас «Будет праведник» (Пс 111. 6 - Cutl. 457; Philoth. 122; Ivir. 974; 985), антифон на праздники Богородицы «Слово благо» на 1-й глас, псалом «На реках Вавилонских» на 3-й глас (Ivir. 974), мегалинарии (Песнь Богородицы) «Сущую Богородицу» на 2-й плагальный (6-й) глас (Ivir. 993; 1120), причастен «Хвалите» на 2-й плагальный глас (Cutl. 457, Ivir 974), мелизматические вставки-кратимы, часто называемые πρλογος, 4-го гласа (Ivir. 974; 977, кон. XV - нач. XVI в.; БАН. РАИК. 154; Xeropot. 270, кон. XV в.; 287, 1724 г.), иногда имеющие особые наименования (πολυτρισμα, βιλα - Ivir. 976, 1-я пол. XVI в.; ξυλικς - Ivir. 964, 1562 г.; στρτα παλαι - Doch. 336, нач. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/164379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (в миру Иоанн; нач. 80-х гг. XIV в. (?), Вел. Новгород - 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский и Псковский. Согласно Житию Е. (составлено Пахомием Логофетом до 1464), родителями святого были свящ. новгородской ц. во имя вмч. Феодора Михей и Анна. Е. был единственным ребенком, родившимся после многолетних молитв супругов о чадородии. В возрасте 15 лет, вероятно в кон. XIV в., юноша ушел из дома в Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, основанный в 12 верстах от Вел. Новгорода архиеп. Новгородским Иоанном II (1389-1415) (1-е упоминание об обители в актах относится к 1411); там Иоанн был пострижен в монашество игум. Пименом. Новгородский архиеп. Симеон назначил Е. казначеем архиерейского дома; как подчеркивается в Житии, это был 1-й случай, когда владычным казначеем стал не мирянин, а инок. После смерти архиеп. Симеона Е. перешел в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Вскоре по просьбе старцев Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря святой стал игуменом этой обители. Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) После кончины Новгородского архиеп. Евфимия I по жребию на Новгородскую кафедру 13 нояб. 1429 г. был избран Е. Однако новгородцы 4,5 года не могли добиться от главы Русской Церкви хиротонии нареченного владыки. Причина этого в источниках напрямую не указывается, но можно предполагать, что задержка стала следствием нежелания Вел. Новгорода признавать право общерус. митрополита раз в 4 года в течение месяца вершить в Новгороде апелляционный суд. В пользу этого предположения свидетельствует грамота митр. св. Фотия Тверскому еп. Илии , относящаяся, вероятно, к 8 авг. 1430 г. (РИБ. Т. 6. 50. Стб. 421-423; о датировке грамоты см.: Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 394; Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV в.// о н же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 298-299). Митр. Фотий, разрешая Тверскому архиерею поставлять священников в соседние области Новгородской епархии, объяснял отсутствие в Новгороде архиерея тем, что новгородцы не подчинились митрополиту в вопросе о суде последнего в Новгороде («тое старины церковные не отправили»). Лишь 26 мая 1434 г. Е. был хиротонисан митр. Герасимом в Смоленске (согласно Житию прп. Михаила Клопского, святой предсказал Е. поставление на кафедру митр. Герасимом; см.: Повесть о житии Михаила Клопского//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 226, 228).

http://pravenc.ru/text/187753.html

208. ПИЙ II Римские Папы. Список 208. ПИЙ II. 1458—1464. Энеа Сильвио Пикколомини. Родился в 1405 г. в Корсиньяно (ныне Пьенца) около Сиены. Учился в Сиенском университете. Молодой гуманист зачитывался произведениями Цицерона, Ливия и, подражая римским поэтам, писал эротические стихи. С 1430 г. выполнял функции секретаря трех епископов и трех кардиналов, проявив при этом большие дипломатические способности, которые использовал, в частности, при дворе германского императора. В 40 лет он принял священнический сан и поступил на службу к Евгению IV, который назначил его епископом Сиены, а затем — кардиналом. В 1458 г. после бурного конклава он был избран папой. Принял имя Пий в честь латинского поэта Вергилия, который назвал «набожным» (по-латыни pius) патрона папы — мифического Энея, предка римлян. Будучи гуманистом, Пий II поддерживал развитие культурной жизни при папском дворе. Сам он постоянно интересовался классической литературой, проводя ночи, как сам об этом говорил, за чтением латинских поэтов или за написанием собственного дневника. Он оставил после себя единственную известную нам папскую автобиографию, называвшуюся «Комментарии». Ее рукопись хранится в Ватиканской библиотеке и до сих пор не дождалась полного, не урезанного церковной цензурой издания первоначального текста. Во времена Пия II расширился римский университет, называвшийся «Сапиенца». Пий II вынашивал фантастические планы обращения в христианство турецкого султана. Он предпринял также усилия, направленные на организацию большого крестового похода с целью отвоевания у турок Константинополя. 14 августа 1464 г. папа стоял у окна, тщетно ожидая появления союзнического флота, который он намеревался лично препроводить до Босфора. Когда его известили о том, что ни один корабль не прибудет, папа умер от огорчения. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442556/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ АГИОРИТ [Греч. Κορνλιος Αγιορετης], мон., визант. мелург (кон. XIII - нач. XIV в.?). Неизвестно, в каком именно афонском мон-ре жил К. А., однако сохранились указания на его связь с г. Фессалоника (возможно, место его рождения), напр. в надписании непорочных в Пападики 1453 г.: «Аллагмы древние, фессалоникийские; фессалоникийцы пишут, что монаха Корнилия» (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 207v). Из произведений К. А. в рукописях наиболее часто встречается калофонический стих «Уста имут» на 1-й глас (Пс 134. 16а), гл. обр. в составе полиелея «Раби Господа» Николая Кукумы (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 89v - 90, 1336 г.; 2406. Fol. 102v - 103; БАН. РАИК. 154. Л. 94 об., 1430 г.; Society of Antiquaries of London. 48. Fol. 100-102v, ок. 1430 г.; Ath. Iver. 1120. Fol. 262-277, 1458 г.; Meteor. Metamorph. 56. Fol. 3v - 7v, 1580 г.; Copenh. Kongelige Bibliotek. 4466. 4o. Fol. 360-361, XVII в.,- здесь К. А. назван иеромонахом; Ath. Xen. 123. P. 153-155, 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 230. Fol. 207-207v, ок. 1700 г.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода : Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 33v - 35, 1819 г.). Известен также распетый им стих «Достояние Израилю» (Пс 135. 22) в составе полиелея «Раби Господа» 1-го гласа, называемого «Λατρινς» (напр., Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 93; 2622. Fol. 190, XV в.), к-рый содержит, согласно надписанию, «новые аллилуиарии новых авторов» (Athen. Bibl. Nat. 2622. Fol. 186). Матима (стихира) К. А. прп. Савве Освященному «Преподобне отче, во всю землю» на глас νεναν (разновидность 2-го плагального (6-го) гласа) встречается в рукописях в версии, «украшенной» прп. Иоанном Кукузелем († до 1341), что свидетельствует об известности и уровне мастерства К. А., а также позволяет приблизительно определить время его жизни (РНБ. Греч. 126. Л. 226 об.-228, 2-я пол. XV в.; Ath. Iver. 975. Fol. 91, сер. XV в.; Meteor. Metamorph. 44. Fol. 198v, сер. XV в.,- здесь указано, что эта матима поется во все дни памяти преподобных). В рукописной традиции именем К. А. иногда надписаны аллилуиарии, стихи непорочных, полиелея и антифонов, а также различные матимы (см. список в исслед.: Λικος. 2007. Σ. 144-146). Лит.: Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 315-316; Jakovljevi A. Δγλωσση παλαιογραφα κα μελωδο-μνογρφοι το κδικα τν Αθηνν 928. Λευκωσα, 1988. Σ. 81-82; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1. С. 624; 1999. Т. 2. С. 487; Χαλδαικης Α. Γ. Ο πολυλεος στν βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2003. Σ. 416-417; Λικος Γ. Η βυζαντιν ψαλτικ παρδοση τς Θεσσαλονκης κατ τν ιδ-ιε ανα. Αθνα, 2007. Σ. 144-146. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458715.html

[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Согласно археологическим исследованиям, во 2-й пол. XIV в. на территории кладбища на месте совр. ц. ап. Иоанна Богослова (1832) была возведена деревянная церковь, а в 1-й пол. XV в., при Александру I, построена каменная ц. вмч. Георгия, к-рая, по всей видимости, была разрушена в результате татар. нашествий и землетрясения 1471 г. ( Heitel. 1962. P. 327-342). Н. В. м. пользовался покровительством мн. молдав. правителей и бояр. 31 авг. 1429 г. Александру I пожертвовал Н. В. м. оз. Захорна на Днестре и пасеку со всеми их доходами (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 138. N 92), 23 дек. 1430 г. он и его супруга Марина подтвердили эти пожертвования, а также даровали обители 3 мельницы на Днестре ниже оз. Захорна (Ibid. Vol. 1. P. 147. N 100). Господарь Петру III Арон (1451-1457, с перерывами) освободил от дани и барщины жителей сел, принадлежавших Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 61. N 44), во избежание нарушений со стороны бояр уточнил границы владений Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 83. N 57), 20 дек. 1455 г. даровал мон-рю с. Балошешти с доходами (Ibid. Vol. 2. P. 78. N 51). Особое попечение Н. В. м. оказывал господарь св. Стефан III Великий (1457-1504): 13 февр. 1458 г. он даровал Н. В. м. мон-рь Хангу и несколько татарских семей (Ibid. Vol. 2. P. 99. N 67); 13 июля 1463 г. подтвердил право владения монастырем оз. Захорна (Ibid. Vol. 2. P. 117. N 117); 9 мая 1482 г. подарил села Дворинешти, Бузаци и Фынтынеле (Ibid. Vol. 2. P. 373. N 245); 17 марта 1500 г. даровал «болото Криваа и озеро на им под Добровка» (Ibid. Vol. 3. P. 454. N 254), 30 сент. 1503 г.- «едно село наших питомых, сел на имя Банчане, на Серет» (Ibid. Vol. 3. P. 520. N 293). На месте ц. вмч. Георгия св. Стефан III построил новую каменную церковь (1495-1497), ставшую кафоликоном Н. В. м. и освященную как Вознесенская в честь победы господаря в битве с польск. войсками 14 нояб. 1497 г. в Козьминском лесу. Также господарь неоднократно жертвовал Н. В. м. драгоценную утварь ( Ivan, Porcescu. 1981. Р. 42-78). В XVI-XVII вв. пожертвования мон-рю подтверждали и даровали земли и имущество молдав. господари Богдан III Кривой (1504-1517), Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527), Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), Ильяш II Рареш (1546-1551), Петру VI Хромой (Шкьопул) (1574-1578, 1582-1591), Арон Тиран (1592-1595), Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606), Раду I Михня (1616-1619, 1623-1626), Василе Лупу (1634-1653) (Ibid. P. 83-84). В 1540 г. господарь Александру Корня (1540-1541) построил в Н. В. м. трапезную и кухню; в 1551 г. Ильяш II воздвиг дом для настоятеля (в XVIII в. разрушен) (Ibid. P. 49).

http://pravenc.ru/text/2578019.html

1261 г., 25 июля – Возвращение ромеями Константинополя, взятого у латинов без боя. Падение Латинской империи. Восстановление Византии. 1265 г. – Новые привилегии, предоставленные византийцами Венеции. 1268 г. – Новый договор Византии с Генуей. 1274 г. – Лионский собор: первая уния Западной и Восточной Церквей. 1291 г. – Город-крепость Мистра становится столицей греческого деспотата Морея в Пелопоннесе. 1302 г. – Разгром византийцев турками-османами при Никомидии. 1303–1307 гг. – Поход Рожера де Флора и «Каталонская компания». 1331 г. – Разгром византийцев турками-османами в битве при Филокрене. Падение Никеи. 1341–1349 гг. – Гражданская война в Византии и движение зилотов в Фессалонике. 1347–1348 гг. – Пандемия чумы в Византии 1351 г. – Церковный собор в Константинополе. Победа исихастов-паламитов. 1354 г. – Турецкий воначальник Сулейман-паша захватывает Галлиполи, город-крепость в предместье Константинополя на европейском берегу Дарданелл – важнейший плацдарм для вторжения в Европу. 1262 г. – Взятие османами Адрианополя. 1373 г. – Василевс Иоанн V Палеолог становится вассалом и данником султана османов. 1389 г., 15 июня – Османы побеждают сербов в битве на Косовом поле. 1390 г. – Завоевание Болгарии османскими войсками. 1394–1402 гг. – Блокада Константинополя турками-османами. 1422 г. – Осада Константинополя турецким султаном Мурадом II. 1430 г. – Окончательный захват Фессалоники османами. 1438–1439 гг. – Ферраро-Флорентийский собор: вторая уния Западной и Восточной Церквей. 1446 г. – Поход султана Мурада II в Грецию. Опустошение Мореи. 1453 г., 7 апреля – 29 мая – Осада и взятие Константинополя османскими войсками Великого Турка – султана Мехмеда II Фатиха. Падение Византийской империи. 1460 г. – Окончательное покорение турками-османами остатков византийского деспотата Мореи на юге Греции с центром в Мистре. 1458 г. – Взятие турками-османами Афин. 1461 г. – Захват турками-османами Трапезунда, падение Трапезундской империи. 1475 г. – Захват турками-османами христианского греческого княжества – деспотата Феодоро в юго-западном Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мире Сампсон; избран из простых иноков Хутынских и рукоположен в 1416 году св. митрополитом Фотием. Ум. 1421 года июня 15, погребен в Мартириевой паперти Софийского собора. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Петра митрополита Московскаго, в белом клобуке, ризы святительския, омофор и Евангелие». (Филимонов, стр. 59). Пред покорением Новгорода Иоанном III, на гробнице св. Симеона появилась кровь (Свящ. Краснянский, «Месяцеслов Новгородск. святых», стр. 61). 118. Святый Евфимий архиепископ преставися в лето 6966 месяца марта в 11 день В мире Иоанн, постриженник не задолго пред тем, как основал пустынь на урочище Вяжищи. Избран народом в 1430 году, но по неприязненным отношениям Новгорода к Москве принял святительское рукоположение от митрополита Западной Руси Герасима в 1434 году в Смоленске. Построил в 1436 году на Вяжищах каменный храм святителя Николая и устроил монастырь. В 1439 году, по особенному видению, учредил ежегодное поминовение 4 октября по всем почивающим в Софийском соборе святитлям и князьям. («Святыни и Древности Вел. Новгорода», стр. 207–211). При нем открыты мощи святителя Иоанна, послужившего чуду Знамения Богородицы. Ум. 11 марта 1458 года. Почивает под спудом в соборной церкви Вяжицкого монастыря. Память совершается в день кончины. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась; на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие». (Филимонов, стр. 291). 119. Иона архиепископ преставися в лето 6979 мсяца ноября в 5 день В мире Иван, остался круглым сиротою в семилетнем возрасте и воспитан в доме богатой вдовы Наталии Медоварцевой. Однажды блаж. Михаил Клопский, преследуемый безрассудными детьми, увидел стоящего скромно в стороне отрока Ивана, и подбежав к нему сказал: «Ваня! учись книгам прилежно; будешь владыкою Вел-Новгорода». (Из жития св. Ионы, рукопись Сер. Лавры N 671). В зрелом возрасте, Иван пострижен в Отенской пустыни, был там игуменом, а в 1459 году, по избрании на вече, рукоположен св. митрополитом Ионою в святительский сан. Ум. 1471 года 5 ноября. Мощи его почивают в построенной им церкви Предтечи в Отенском монастыре. Житие любопытно и по содержанию и по литературной

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Если Стилиану неопределенно говорят о «мощном восточном колорите в типах некоторых фигур» ( Stylianou. 1997. Р. 296), то Вейл Карр, указав на сходство росписей И. Л. м. с фресками в ц. св. Феодора в дер. Бехдайдат в Ливане (тип ликов) и сравнив композицию «Распятие» с аналогичным сюжетом на иконах крестоносцев, пришла к выводу, что они отражают «новую географическую ориентацию, обращенную более к искусству Ближнего Востока, чем к искусству Византии» ( Weyl Carr, Morocco. 1991. Р. 89-90). Папагеоргиу приходит к выводу, что с т. зр. стиля фрески И. Л. м. продолжают комниновскую традицию живописи (высокие тонкие фигуры, особенности светотеневой моделировки и трактовки складок), но с т. зр. иконографии появляются новые черты - многофигурность композиций («Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим»), элементы западного влияния ( Παπαγεωργου. 1972. Σ. 210). 30 новозаветных сцен (двунадесятые праздники и Страстной цикл), созданных, по мнению Стилиану, ок. 1400 г. ( Stylianou. 1997. Р. 304) или, по М. Эммануэль ( Emmanuel. 1999. P. 250), при кипрской кор. Елене Палеолог (1442-1458), покрывают своды вост. и сев. рукавов, юго-зап. и сев.-зап. компартименты храма. Нижнюю зону занимают фигуры святых. На стене южного рукава креста изображено «Древо Иессеево», в апсиде - Богоматерь «Оранта» с архангелами и «Служба св. отцов», в боковых апсидах - Богоматерь «Воплощение», в жертвеннике и диаконнике - апостолы от 70. Изображение 70 апостолов впервые появляется в росписях Мистры - в церквах Пресв. Богородицы «Одигитрии» (Афендико) (1366) и Пресв. Богородицы «Пантанассы» (ок. 1430), в связи с чем Эммануэль предполагает влияние на фрески И. Л. м. палеологовского искусства (Ibid. P. 246-247). Видимо, эти фрески выполнены одним мастером. Они характеризуются единообразной трактовкой ликов и фигур, а также концепцией передачи пространства. Почти все лики повернуты на 3/4. Данный тип лица отличается длинным носом, немного закругленным на конце, и широким подбородком. Сравнение этого типа лица с ликом ангела в апсиде ц. Пресв. Богородицы «Пантанассы» в Мистре показывает, что мастер, работавший в И. Л. м., достиг большей выразительности благодаря акцентированию глаз и носов (Ibid. P. 247). Т. н. вращающиеся глаза святых, характерные для зап. искусства, придают взгляду особую напряженность. Трактовка фигур также характерна для палеологовского искусства (Ibidem). Стиль росписей становится наиболее изысканным в сценах, где имеются следы влияния зап. иконографической традиции (короны на головах пророков, доспехи воинов, знамена, трубы, черная остроконечная обувь) (Ibidem.). Эммануэль предположила, что мастер происходил из визант. художественного центра, но изменил стиль в угоду зап. заказчику, видимо перешедшему в Православие (что нередко случалось в правление Елены Палеолог) (Ibid. P. 248, 250-251).

http://pravenc.ru/text/577896.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010