Ист. Русск. церкви преосв. Макария, 1857 года. Т. II, прим. 172. 662 Под словом имярек в надписи на антиминсе, должно разуметь лице освящавшего оный святителя Евфимия II, правившего новогородскою епархиею, с 1430 до 1458 года. 663 Антиминсы сии найдены под престолом в Николо-Дворищском соборе 1854 года; величиною они с четверть аршина в длину и ширину, кроме антиминса XII века, который вдвое больше. Описание их помещено было в Извест. Имп. Акад. Наук по отд. Русск. языка и Слов. 1857 г. Т. VI, вып. 1, стр. 87–91. 664 О возобновлении церкви в описи за 1747 год сказано, что она обновлена новгородской губернии секретарем Григорием Герасимовым и новгородским посадским человеком Силою Кленским при архиеп. Стефане. 670 С южной стороны был вход, а теперь заделан, с северной остался, но дверь в оный редко бывает отворена. 672 Слово: вече и вечевый вероятно, происходит от старинного глагола вечать замененного нынешним вещать и оставшегося между тем в соединении с предлогом от: отвечать. Вероятно, было слово веч или вет, соответствующее слову сейм и замененное у нас словом совет. Трое суток Новгороде, 1842 г., стр. 46. 673 Ист. Госуд. Росс. Кор. Т. VI, стр. 120–123. Хранящийся ныне в московском арсенале вечевой колокол перели т из прежнего в 1714 году, как свидетельствует о том сделанная на нем надпись. Русск. Старина Мартынова 1848 г. Год 1. стр. 120 и121. 674 Новг. II лет. под 7080 и 7078 год. Кроме башни, на Дворище была еще древняя гридница, построенная в 1472 году (Ист. Росс. Иерарх. Т. VI прим. 629). Не есть ли это остаток ее? 676 Новг. I лет. под 6798 год. и II лет. под 6926 год. Ист. Госуд. Росс. Кар. Т. V, стр. 206 и след. 678 Новг. III лет. стр. 215. Церковь во имя муч. Праскевы основана и возобновляема была купцами на Торгу потому, что св. Праскева Пятница у древних Славян и других народов почиталась покровительницею торговли. Древн. Росс. Госуд. отд. 1 стр. 14. 696 Из оставшихся на столбе настенных изображений особенное внимание обращают на себя древние изображения преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1428 Σντ. V, 60. Кроме того патр. Алексею Цахариэ приписывает два документа, напечатанные в Синтагме на стр. 93 и 473. Zachar. Gesch. 28. 1430 Leuncl. I, 208 (Migne, CXIX, 747). Σντ. V, 40. Определение это составлено по просьбе митроп. Коринфского. 1432 Leuncl. I, 263. Σντ. V, 46. Точнее в рукописи Paris. 1815 f. 519 (Zhishman) f. 75 (Zachar.) и 1819. 1434 Leuncl. I, 264. Σ. V, 47. Соч. Керуллария. Migne CXX, 719. Определение об отлучении латинян ibid. 736. 1436 Leuncl. I, 211, 212 (Migne, CXIX, col. 756, 767). Σντ. V, 51, 53. Оба определения подтверждены хризовулом Никифора Вотаниата (1080). Zachar. JGR. III. 338. Неволин, Истор. гражд. зак. I, 193. Вальсам. номок. 2. 1438 Leuncl. I, 214 (Migne, CXIX col). Вальс. на 16 (19) карф. соб.; номок. VIII, 13. Властарь, к. гл. 32. Zacharia, приписывает это постановление Иоанну Иеромнимону и относит 1129 году. Geschichte, 3-е Aufl. LIII, S. 34. Скабалановича, Визант. государство и Церковь в XI веке. Спб. 1861, стр. 446. Соч. Ксифилина. Migne, СХХ. 1201. 1446 Вальс. 55 ответ Марку Алекс. в Синтагме IV, 488. (У Леункл. отв. 53. Migne. CXIX, col. 1081 пропущено: Νικολου). Ср. Послание о постах. Σντ. VI, 578. 1447 Leuncl. I, 216 (Migne, CXIX, col. 763). Властарь, В гл. 8 (пер. Ильинского, 79). Ср Павлова, «50 гл. Кормчей Книги». 441–452. (трактаты Зонары и Вальсамона). 1448 Leuncl. I, 271. Σντ. V, 62 (Любопытная заметка у Милаша, Црквено право, стр. 116, прим. 17). 1449 Leuncl. ISR. I, 7, 20. Σντ. IV, 417. Новая редакция: Гεδεν, 1, 9–16. Порфирий, (Успенский, Первое путешествие, II, стр. 219. Кормчая, гл. 53. Pitra, Specil Solesmense, IV, 466. 1450 Σντ. V, 82. Leuncl. I. 217 (Migne, ib. 766). Властарь, β. 8 (Ильинск. 34). Cp. Кормч. 217. Павлова, 289, 13. Другие определения, составленные при Льве Стипиоте, см. выше. Σ. V, 76. 1452 Вальс. Толк. на 83 пр. Васил. Велик. (Любопытный рассказ о врачевании волхвами Зои супруги царевича Алексея, сына Алексея Комнена). Гεδεν, II, 6. 1458 Иоанн Китрский, Ответы, Σντ. V, 407. (Migne, col. 965: здесь имя патриарха пропущено). Грамота к Нифонту Новг. Макар., III, 227.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Католич. св. Клара Ассизская и святые ордена кларисс (св. Колетта слева внизу, с Распятием). Икона. XXI в. (мон-рь кларисс в г. Гроталья, Италия) Примером для К. служил образ жизни св. Клары Ассизской и ее сподвижниц, остававшихся верными главному требованию св. Франциска Ассизского - принципу абсолютной бедности: в свое время клариссы из обители Сан-Дамиано поклялись не принимать никакой собственности и не владеть ею ни самостоятельно, ни через др. лиц, а пользоваться лишь небольшим участком земли с монастырскими постройками. В составленных К. в 1430 г. добавлениях к уставу св. Клары Ассизской (т. н. Конституции) уточнялось, что монахини не должны владеть ни домами, чтобы сдавать их, ни садами, ни полями, ни виноградниками или к.-л. др. обрабатываемой землей; они не должны получать ни ренту, ни даже милостыню, если ее подают на постоянной основе. К. считала, что принципу бедности, завещанному св. Франциском Ассизским, противоречит и наполнение сверх меры амбаров хлебом или вином, даже если они были пожертвованы. Монахини не должны жить за счет дарений, не прося милостыни; то, что они получают в дар или по завещанию, надлежит немедленно продать, а выручку направить на нужды монастыря. Святая отказывалась принимать милостыню от торговцев, если они работали по праздникам или воскресным дням. В церквах К. призывала воздерживаться от излишней роскоши, которая отвлекает прихожан от мессы. В 1412 г. насельницы реформированного К. мон-ря в Безансоне принесли публичную клятву, отказавшись от мирских благ и дав обещание жить лишь подаянием; впосл. подобная клятва стала обязательной. Монахиням предписывалось исповедоваться только монастырскому священнику, носить вуаль, к-рая прикрывала бы часть лица так, чтобы его нельзя было увидеть полностью, всегда спать в верхней одежде. Членами монашеской общины могли стать лишь те женщины, которые были способны перенести тяготы нового устава. Вводимыми К. правилами контролировались сроки вступления в новициат: принять послушание можно было с 12 лет, а принести монашеские обеты - не ранее 18-летнего возраста, в статусе новициев девушки оставались до 30 лет. Монахини приносили обет молчания, они не могли выходить из мон-ря, должны были соблюдать пост в течение года, за исключением воскресных дней и Рождества. Для насельниц реформированных монастырей было увеличено число ежедневных молитв: добавились молитвы службы Св. Кресту, 2-кратная всенощная служба по усопшим, литания святых, многократное повторение покаянных псалмов и молитв розария. В 1434 г. генеральный настоятель ордена францисканцев Гильермо Робадзольо да Казале одобрил дополнения К. к уставу кларисс, хотя и счел их достаточно сложными для соблюдения. Буллой «Etsi ex suscepti» от 18 окт. 1458 г. папа Пий II положительно оценил деятельность реформированных общин и утвердил дополнения К. к уставу св. Клары Ассизской.

http://pravenc.ru/text/1841740.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (в миру Иоанн; нач. 80-х гг. XIV в. (?), Вел. Новгород - 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский и Псковский. Согласно Житию Е. (составлено Пахомием Логофетом до 1464), родителями святого были свящ. новгородской ц. во имя вмч. Феодора Михей и Анна. Е. был единственным ребенком, родившимся после многолетних молитв супругов о чадородии. В возрасте 15 лет, вероятно в кон. XIV в., юноша ушел из дома в Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, основанный в 12 верстах от Вел. Новгорода архиеп. Новгородским Иоанном II (1389-1415) (1-е упоминание об обители в актах относится к 1411); там Иоанн был пострижен в монашество игум. Пименом. Новгородский архиеп. Симеон назначил Е. казначеем архиерейского дома; как подчеркивается в Житии, это был 1-й случай, когда владычным казначеем стал не мирянин, а инок. После смерти архиеп. Симеона Е. перешел в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Вскоре по просьбе старцев Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря святой стал игуменом этой обители. Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) После кончины Новгородского архиеп. Евфимия I по жребию на Новгородскую кафедру 13 нояб. 1429 г. был избран Е. Однако новгородцы 4,5 года не могли добиться от главы Русской Церкви хиротонии нареченного владыки. Причина этого в источниках напрямую не указывается, но можно предполагать, что задержка стала следствием нежелания Вел. Новгорода признавать право общерус. митрополита раз в 4 года в течение месяца вершить в Новгороде апелляционный суд. В пользу этого предположения свидетельствует грамота митр. св. Фотия Тверскому еп. Илии , относящаяся, вероятно, к 8 авг. 1430 г. (РИБ. Т. 6. 50. Стб. 421-423; о датировке грамоты см.: Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 394; Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV в.// о н же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 298-299). Митр. Фотий, разрешая Тверскому архиерею поставлять священников в соседние области Новгородской епархии, объяснял отсутствие в Новгороде архиерея тем, что новгородцы не подчинились митрополиту в вопросе о суде последнего в Новгороде («тое старины церковные не отправили»). Лишь 26 мая 1434 г. Е. был хиротонисан митр. Герасимом в Смоленске (согласно Житию прп. Михаила Клопского, святой предсказал Е. поставление на кафедру митр. Герасимом; см.: Повесть о житии Михаила Клопского//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 226, 228).

http://pravenc.ru/text/187753.html

Собор Христа в Кентербери. Центральный неф Основным строительным материалом служил канский известняк. Центральный неф перекрыт выразительными 6-частными сводами, характерными для нормандской архитектуры. Своды галереи опираются на чередующиеся круглые, 8-гранные и составленные из 2 колонн столбы, часто снабженные дополнительными тонкими колонками, визуально продолжавшими нервюры сводов центрального нефа. Эти и др. декоративные колонки были впервые сделаны из темного ракушечника, т. н. парбекского мрамора; в последующее столетие он станет обязательным для всех англ. соборов декоративным материалом. В центре, над местом первоначального захоронения в крипте, с 1220 г. возвышалась рака архиеп. Фомы Бекета, к-рая, по словам Вальтера из Ковентри, была «удивительным образом сделана из золота и серебра и украшена драгоценными камнями» (цит. по: Blick. 2004. P. 407-408). По др. свидетельствам, реликварий был сделан из дерева и обложен золотом, а мощи хранились внутри, в ларце с железными стяжками (Ibid. P. 408). Обычно реликварий был закрыт деревянными створками, которые эффектно поднимались с помощью веревок. Отдельное пространство составила Корона, в которую можно было войти через обход за алтарем капеллы Св. Троицы. Это практически круглое сооружение было перекрыто 8-частным сводом. На его огромных витражах кон. XII - нач. XIII в. были изображены праотцы в верхнем ярусе и сцены из Жития св. Фомы Бекета в нижнем. Уцелела лишь часть из них, нек-рые были перемещены. Сохранившиеся витражи являются, по мнению специалистов, лучшими во всей Англии ( Clifton-Taylor. 1986. P. 73-74). В 1377 г. под рук. мастера Генри Йевила начались строительные работы в зап. части храма. Получившаяся постройка стала одним из самых ярких достижений готического перпендикулярного стиля. Если при проведенной тогда же перестройке плохо освещенной и морально устаревшей зап. части собора в Уинчестере (начата в 1360, архит. Уильям Уинфорд) было решено сохранить старую структуру здания, то в К. она была полностью изменена. Оставив общую длину сооружения, колонны заменили более стройными, арки нефа сделали максимально высокими относительно клеристория (верхнего ряда окон). Травеи перекрыли звездчатыми сводами. Основные работы были проведены, когда приором был Томас Чилленден (1391-1411). Тогда же ученик Йевила Стивен Лоут перестроил клуатр, снабдив его звездчатыми сводами. Ок. 1430 г. апсида юж. рукава главного трансепта была заменена капеллой арх. Михаила и Всех ангелов, а в 1448-1455 гг. вместо апсиды сев. рукава была сооружена капелла Пресв. Богородицы. Зап. башни долгое время оставались нетронутыми; юж. башня была возведена к 1458 г., а северную построили по образцу южной после 1834 г. Возведение башни над средокрестьем началось в 1433 г., закончено к 1497 г.; башня завершена 4 пинаклями, изнутри оформлена эффектными веерными сводами (ок. 1504; архит. Джон Уостелл).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Новгородское строительство в 30–50-е гг. XV в. в типологическом отношении было на редкость разнообразным: возводились оборонительные сооружения, жилые, хозяйственные и служебные постройки, часозвоня и колокольни, велись ремонтные работы. Строились церкви достаточно редких типов: сенные, надвратные храмы, а также церкви, соединенные с трапезными палатами — уникальное явление для древнерус. архитектуры того времени. В истории новгородской архитектуры до той поры не было эпохи, столь разнообразной по типологии построек. В 30–40-е гг. XV в. появились первые в новгородской земле каменные храмы в погостах. Кроме того, документы нач. XVII в. упоминают многочисленные каменные погостские храмы, не исключено, что нек-рые из них были построены еще в XV в. В годы архиепископства Ионы Отенского (1458–1470) было построено и отремонтировано около 30 сооружений. Основным заказчиком каменных церквей по-прежнему являлся сам архиепископ, продолживший линию своего предшественника, обустраивая резиденцию архиепископов — Владычный двор, а также возводя храмы в наиболее важных для святителя мон-рях — Отенском и Вяжищском. Строительством городских церквей или храмов в др. мон-рях владыка не занимался — это было делом уличан, частных заказчиков и игуменов. Вполне возможно, что возведение новых построек продолжилось и в 70-е гг. XV в., в годы архипастырского служения Феофила (1470–1479). К сожалению, в летописи в эти годы отмечено только 2 строительных акта, возможно, к 70-м гг. XV в. относится и возведение ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре. Принято разделять все памятники новгородской церковной архитектуры 1430–1470-х гг. на 2 линии: храмы «на старой основе» (Спасский собор в Ст. Руссе 1442 (1441?) г., церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках 1453 г., арх. Михаила на Михайлове ул. 1454 г., св. Илии Пророка на Славне 1456 (1455?) г., Успения на Торгу 1457 г., св. Димитрия Солунского на Славкове ул. 1462 г., Воскресения на Мячине 1463 г. и др.) и «новые» храмы (церкви св. Николая Мостищского мон-ря 1448 г., Двенадцати апостолов 1454 г., св.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Терюхин В. Село Короцко//Новгородские губернские ведомости. 1861, 39. Плавильщиков В.А. Роспись Российских книг для чтения из библиотеки. СПб., 1820, 1232, 1327, 1375, 1396, 1430–1431, 1442, 1458. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. – Владимир, 1901–1902, т. 2, ч. 2, стр. 212. Дестунис С. Жития святых. СПб., 1891, август, сентябрь, стр. 43. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 39, 51, 453, 457, 836. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 229–232. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1398. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 104. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 175, 818, 820. М-ский О. Предание о святителе Тихоне Задонском //Душеполезное чтение. 1865, 7, стр. 113. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 104. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 740, 833. Московский любопытный на 1776 год и на все высокосные лета, кроме простых, показующий числа или дни месяцов по старому и новому стилю. то есть греко-российского и григорианского, немцами и всею почти Европою употребляемого. Издал в свет Василий Григорьевич Рубан. М. Москвитянин. 1843, 4, Благодатная помощь святителя Тихона. СПб., 1874. Угодник Божий святитель Тихон Задонский как наставник и руководитель в делах вспомоществования бедным. СПб., 1876. Жизнь почившего в Задонске Тихона, епископа Воронежского. СПб., 1861. Жизнь святителя Христова Тихона, епископа Воронежского с присовокуплением избранных мест из его творений. М. 1961. Полный христианский месяцеслов: в 4 т. Киев. 1832–1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Протопр. Димитрий Петретис. Портрет. Посл. четв. XVIII в. Неизвестный художник (Публичная пинакотека, г. Керкира) Протопр. Димитрий Петретис. Портрет. Посл. четв. XVIII в. Неизвестный художник (Публичная пинакотека, г. Керкира) С 1367 по 1799 г. епархия управлялась вел. протопресвитером (Μγας Πρωτοπαπς), к-рому подчинялись 9 сельских протопресвитеров Керкиры и протопресвитер о-ва Пакси. В 60-х гг. XIV в. власти Керкиры лишили вел. протопресвитера права суда над правосл. духовенством, передав эту функцию феодалам. Керкирцы обратились с жалобой к Филиппу II, и тот в 1367 г. вернул это право вел. протопресвитеру. В том же году Филипп II издал грамоту, согласно к-рой вел. протопресвитер не подчинялся светским властям, но только лат. архиепископу. В 1382 г. Керкира была захвачена наваррцами, а в 1386 г. жители острова обратились с просьбой к венецианцам взять их под свое покровительство. Между Венецией и керкирской знатью было подписано соглашение, регулировавшее их взаимоотношения. Управление островом осуществлял байло. Кроме того, ок. 1430 г. на Керкире была учреждена должность проведитора (с кон. XVI в. он именовался капитан-проведитор), с нач. XVII в. Керкира стала резиденцией наместника всех Ионических о-вов - генерального проведитора моря (Proveditor Generale da Mar). Вел. совет сначала состоял из 70, а затем из 150 чел., которые избирали из своих членов 4 синдиков, осуществлявших исполнительную власть. Первоначально 2 синдика должны были быть православными, а 2 - католиками. Впосл. с уменьшением числа католиков среди членов Вел. совета соотношение стало 3: 1, с 1761 г. все синдики могли быть избраны из православных. В 30-х гг. XV в. на Керкиру эмигрировало значительное число албанцев. После завоевания турками К-поля и Пелопоннеса множество беженцев с захваченных территорий обосновались на Керкире. В 1436 г. венецианский байло подчинил православных суду лат. архиепископа, что вызвало сильные протесты местного населения. В 1438 г. визант. имп. Иоанн VIII Палеолог и К-польский патриарх Иосиф II останавливались на Керкире по пути на Ферраро-Флорентийский Собор . В 1456 г. сюда из К-поля были перенесены мощи свт. Спиридона Тримифунтского и блгв. царицы Феодоры , жены визант. имп. Феофила. В 1458-1459 гг. архиепископскую кафедру Керкиры занимал бывш. Киевский митрополит кард. Исидор . В 1460 г. на Керкиру бежал из захваченной турками Мореи деспот Фома Палеолог. В 1462 г. его жена Екатерина скончалась на Керкире и была погребена в ц. апостолов Иасона и Сосипатра.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

В Новгороде в последнее время его самостоятельности видим какое-то соревнование святынями с Москвой. Последние владыки старались собрать и увековечить письменно все, что было славного в новгородской старине. Владыка Евфимий (1430–1458) открыл мощи владыки Иоанна и Варлаама Хутынского, святых наиболее славных в новгородских преданиях, и установил 4 октября память всех князей и владык, положенных во святой Софии. Преемник его Иона заставил славного тогда ритора Пахомия Серба писать жития новгородских святых и не щадил для него за это ни даров, ни почестей. Замечательно, что только в последнее время, при этом Ионе, Новгород стал почитать великого покровителя Москвы, преподобного Сергия, и создал в честь его первый храм. В Москве новгородских святых не чтили долго спустя и после этого. Праздновали также дни особенных благодеяний Божиих, например, день сретения Владимирской иконы и бегства Тамерлана (26 авг. 1395 г.). После Куликовской битвы установлена (перед 26 октября) Димитриевская суббота для поминовения павших за православие воинов. Составлялись и новые службы русским святым, например, святителю Петру, св. Алексию, Сергию Радонежскому и др. Одну из особенностей русских служб этого времени составляют молитвы об избавлении от агарян. Противодействие обрядовому благочестию. Ересь стригольников Крайнее развитие обрядового благочестия вызывало обличения церковных учителей, но этими обличениями дело не ограничилось; крайность обрядового направления вызвала другую крайность – отрицания обрядов, обнаружившуюся во Пскове. Мы уже видели постоянные столкновения псковичей с новгородскими владыками, а новгородцев с митрополитами. Оппозиция против иерархического подчинения Новгороду и Москве ухватилась прежде всего за тяжелые ставленые пошлины и отсюда, как из исходного пункта, развила целую ересь стригольников. Вождями этой ереси в 70 х годах XIV столетия явились дьякон Никита и Карп-стригольник (по одному объяснению – стригольник ремеслом, по другому – дьякон, назначенный простригать гуменце у ставленников при их посвящении).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

† Милостиею Божиею Господин всем Срблем и Подунавию Деспот Стефа.» † В 1427 году скончался Стефан Лазаревич, первый Сербский Деспот, и, не имея ни детей, ни братьет (погибших в 1410 году). он усыновил своего роднаго племянника, Гурга Бранковича (сына выше упомянутаго Вука Бранковича и Мары, дочери Князя Лазаря, сестры Стефановой), который, вступив на престол Деспотский уже на 60-м году своей жизни, правил с 1428 по 1457 год. Он был женат на Ирине, сестре Иоанна и Константина Палеологов, и имел от нея трех сыновей: Гергура (Григория), Стефана и Лазаря. Венчался па Деспотский престол в 1435 году венцом, который прислал ему в дар Иоанн Палеолог. Столицею его было Смедерево (Семендрия), по чему он. и прозван Смедеревцем. Странно, что от продолжительнаго правления Деспота Гюрга (30 лет) не уцелело в Хиландаре ни одного хрисовула, тогда как из его хрисовула Шимену (Есфигмену) 1430 года известно, что Гюрг был на Афоне с своею супругою, Ириною, и записал этому монастырю 50 литр сребра ежегодной милостинной дачи, а Русской Пантелеймонов по благодеяниям считает его в числе своих ктиторов. Из этого необходимо следует заключить, что Гюрг благодетельствовал и Хиландарю, но хрисовулы его утратились. От его времени осталась лишь в Хиландпре грамота современнаго ему Сербскаго Патриарха, Никодима II, 1450 года, которую мы помещаем в Прибавлениях. Гюргу наследовал младши сын его, Лазарь Гюргевич, женатый так же на Гречанке от племени Палеологов. Он Вступил на престол по кончине своеи матери, Деспотицы Ирины (1457), смерть которои Сербские летописцы приписывают ему, но вскоре, а именно в 1458 году, умер от страха, узнав, что Султан Махмет готовится напасть на Сербию. В 1459 году Сербия подпала совершенно власти Турок, которые увели из нея множество пленных и добычи, а Деспотица Елена (жена Лазаря Гюргевича) бежала в Угрию и поселилась в Среме, в городе Купинике, где жила до вторжения Турок в Срем. В числе хрисовулов Хилаидарских есть один, писанный Деспотицею Еленою, в месте своего последняго пребывания, 34 35 в Будиме (Будине или Офене), в 7010 (1502) году, из чего надобо заключит, что она дожила до глубокой старости (в 1502 году ей должно было исполниться 86 лет). Вот этото хрисовул:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010