Отмеченные достоинства таланта г. Грегори особенно были плодотворны для текстуальной новозаветной критики. Как известно, покойным К. Тишендорфом, он был привлечен для восьмого издания (octava critica major) греческого Нового Завета и трудился над обработкой критического аппарата вместе с американским проф. Эзрой Абботом. Но последний скончался († 20-го марта 1884 г.) чрез десять лет после смерти самого редактора († 7-го декабря 1874 г.), когда печатание третьего тома едва начиналось, – и только редкой энергии г. Грегори мы обязаны тем, что в 1884 г. (Lipsiae, Hinrichs) ученый мир получил огромные Prolegomena (в VI+1426 страниц, in 8-о). Это было лучшее пособие для Н. 3. по всем текстуально-критическим вопросам и оно сохраняет все свое значение до настоящего времени. Такое суждение остается верным, не смотря на то, что в 1894 г. (London, George Bell & Sons) Эдвард Миллер выпустил (в четвертом издании) двухтомное А plain Introduction to the Criticism of the New Testament Фр. Скривенера (см. «Христ. Чтение», 1897, 9, стрн. 391–397). Тут, конечно, принято во внимание все содержание «Пролегомен», но, во 1-х, фактические данные о новых рукописях отмечаются лишь ссылками на книгу г. Грегори и во 2-х, текстуально-критические воззрения последнего, далеко не соответствуют Скривенеровским и не заменяются ими. Тем не менее, труд несколько старел с необходимостью. Прежде всего, латинский язык уже перестал быть общепринятым средством научного взаимообщения, а у г. Грегори он и не отличался классической исправностью, судя по отзывам компетентных в этом предмете католических авторов (см., напр., у Dr. Alois Theimer, Beiträge zur Kenntnis des Sprachgebrauches im Neuen Testamente в Programm zum XXIV. Jahresberichte des... Gymnasiums Horn, 1896, S. 3: «es ist schwer, sich durch diese Prolegomena durchzuarbeiten; sie umfassen 1426 Seiten und sind in einem manchmal unverständlichen, manchmal geradezu fehlerhaften Latein geschrieben»). Гораздо важнее другое, что сочинение касалось больше всего такой области, где фактический материал не зависит от воли и усердия ученого, поскольку не полон и увеличивается постепенными открытиями, часто случайными и неожиданными. Но в этой сфере самые принципиальные взгляды во многом и существенно уславливаются фактическими сведениями, параллельно которым и они должны обновляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но в сей союз не включен был Дерптсий Епископ, с коим продолжались несогласия Псковичей о границах и прочем. Он даже просил Витовта о посредстве между ими и сей присылал о том Грамоту Псковичам, но без успеха. В 1421 году Витовт опять повторил им требование. идти с ним на Рыцарей, и хотя они через Посольство ему ответствовали, что у них давно уже заключен мир с Лифдяндцами за обязательство не помогать ему: но оправдание сие не принято и с тех пор начал он им отмщать набегами, а около сего времени часто возобновлявшаяся во Псковских Областях моровая зараза, неурожай хлеба, также притеснения от Новгородцев, еще более изнуряли их. Три раза отправляли они послов к Великому Князю Московскому Василию Димиттревичу, зятю Витовта, просить, чтобы он умирил его, или защитил бы Псков силою: но помощи не получили.В 1424 году и к Витовту посылали они Посадника с Боярами: но сей встретил их с яростью. Потом обратились они к Лифляндцам и подтвердили с ними еще мир на 3 года; но кроме сего ничего не получили. Князья пристланные им от Великого Князя Московского, даже и по выбору их, только что спорили с ними о власти, а при бедствиях оставляли их. В 1426 году от моровой язвы и от нашествия Литовского Великого Князя Витовта, Князь их Федор Патрикиевич постыдно ушел в Москву. А поскольку тогда уже скончался Московский Вел. Князь Василий Димитриевич и на Престол его вступил малолетний сын его Василий Васильевич, то Псковичи решились не просить у него нового себе Князя, и три года управлялись Посадниками своими. Между тем Витовт с 29 Июня 1426 года объявивши войну Пскову, собирался уже вступить в Области его. Гадебуш пишет, что к сей войне наклонил его Дерптский Епископ, потерпевший в то время разорения от Псковичей Августа I с своими, наемными Богемскими, Волошскими и Татарскими войсками явился он у Опочки, и осадил сей город. Псковичи успели туда прислать только 50 человек засадных ратников с орудиями, но и сия помощь была достаточна Опочанам при их собственной храбрости, достойной замечания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

12:14. Арад. Телль-Арад находится в 18 милях к северо-востоку от Беэршивы в северной части региона Негев. В окрестностях разбросано множество небольших селений, но библейский «Арад» – это либо Телль-Малата, в 4 милях от Телль-Арада, либо Телль-Масос, в 7 милях к востоку от Беэршивы. Керамика или ее отсутствие в раскопках этих мест вызывает противоречивые суждения. Очевидно, Телль-Арад опустел в конце периода ранней бронзы, хотя это был большой укрепленный город, находившийся под сильным влиянием Египта. Раскопки показывают, что на протяжении железного века (XI в. до н. э.) здесь выросло неукрепленное селение, каковое можно соотнести с городом кенеев, упоминаемым в Суд. 1:16 . 12:15. Ливна. См. коммент. к 10:29. 12:15. Одоллам. Расположенный в Шфеле, в Южной Иудее, примерно в 16 милях к юго-западу от Иерусалима, Одоллам отождествляют с Телль-эш-Шейх-Мадхур (esh Sheikh Madhkur). Здесь он упоминается только в перечне поверженных царей, но это место связано с историей возвышения Давида ( 1Цар. 22:1 ) и входило в число укрепленных городов Соломона ( 2Пар. 11:7 ). Следуя пророческой традиции, Михей оплакивает его разрушение во время ассирийского нашествия. 12:16. Макед и Вефиль. См. коммент. к 10и 8:9. 12:17. Таппуах. Отождествляемый с расположенным на вершине холма селением Телль-Шейх-Абу-Зарад (Sheikh Abu Zarad), в 9 милях юго-востоку от Наблуса, Таппуах был пограничным городом между владениями Ефрема и Манассии (см.: 16:8; 17:7,8). В 15другой город с таким же названием упоминается среди городов Иуды, но его местоположение не установлено. 12:17. Хефер. Определить местоположение города-государства Хефер пока не удалось, но, по всей вероятности, он находился в северо-восточном секторе удела Манассиина, где-то в районе долины Дофан и хребта Гелвуй. Недавние археологические исследования этой местности позволяют локализовать Хефер в Телль-эль-Мухафар (el-Muhaffar). См. 17:2,3 о связи между Хефером и уделом Салпаада. 12:18. Афек. Упоминающийся в анналах Тутмоса III (1479–1426) и Аменхотепа II (1426–1400) этот Афек находился на равнине Сарон. Его отождествляют с Телль-Рас-эль-Айн (Ras el- " Ain), у истока реки Яркон (Yarqon) близ современного Тель-Авива. По меньшей мере, дважды Афек становился полем крупных сражений между израильтянами и филистимлянами ( 1Цар. 4:1; 29:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Многие люди, не имея подлинной духовной жизни, молитвы и покаяния занимаются всю дорогу страхами и размышлениями о пришествии антихриста. Страх последних времён свидетельствует о недостатке доверия Всесильному Богу и, следовательно, о недостатке веры. Истинная любовь Божия изгоняет всякий страх. Некоторые Святые, из любви к Богу, хотели жить в те трудные времена, чтобы пострадать за Христа. 18 Госпожа Евгения Ламбру подтверждает этот факт. Помнит, как тело её поднималось ввысь, как она летала и смотрела на людей сверху. 19 Новоявленный великомученик, преподобный Ефрем (1384–1426 гг.) был истязаем турками с особой жестокостью на протяжении восьми с половиной месяцев. Его повесили вниз головой на тутовое дерево, которое сохранилось до наших дней, прибили его ноги гвоздями и протыкали раскалённым штырём в живот. Он отдал свою святую душу Богу 5-го мая 1426 года, во вторник в 9 утра, в возрасте 42-х лет. 20 В Новом Завете, по повелению Господа, легеоны демонов вышли из гергесинского бесноватого и вошли в стадо из двух тысяч свиней, которые в тот же миг ринулись в пропасть ( Мк. 5:11–13 ). В Ветхом Завете свинья считалась нечистым животным, поскольку не питается травой ( Левит. 11:4 ). В целом, свинья нечистое животное, поскольку постоянно валяется в грязи и ест всё без разбора, даже экскременты. Свинья совершает переваривание пищи в течении четырёх часов, так что любая отрава откладывается в её сале, которое потом едят люди. Свиное мясо всегда полно опасных бактерий и паразитов. Несмотря на то, что употребление свиного мяса связывают с образованием раковых опухолей и цирроза печени, и что его не едят евреи и мусульмане, тем не менее, во всём мире оно на первом месте по потреблению! 21 Преподобный Акакий, когда обходил Святую Гору, случилось с ним сильное нападение сопротивных помыслов о месте, где надлежит подвизаться. Это вызвало у него смятение, помрачение ума, пленение помыслов и сильное уныние. Он внутренне получил извещение о том, что один злобный демон пожелал его погубить. Тогда Преподобный решил пойти к своему духовнику на Катунаки и внезапно разразился ураган, который длительное время препятствовал ему, сбивал с пути и отодвигал к склону, словно пытаясь сбросить в пропасть. Испугавшись он громко воскликнул: «Господи, Иисусе Христе, Пресвятая Богородица, помогите мне!». После этого, словно божественная сила спустилась с горы и прогнала всё это сатанинское действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

держав, экономика гос-ва была подорвана. После войны 1373-1374 гг. К. и политически и экономически ориентировался на Венецию - главного союзника и кредитора. Распятие с кор. Янусом и кор. Шарлоттой. Положение во гроб. Роспись Королевской часовни в Пирге. 1421 г. Распятие с кор. Янусом и кор. Шарлоттой. Положение во гроб. Роспись Королевской часовни в Пирге. 1421 г. Кризис Кипрского королевства усугубился после кипро-египетской войны 1426 г. В битве при Хирокитии мамлюки разбили кипрское войско, кор. Ян попал в плен. В результате К. признал себя вассалом и данником султана Египта. Участие Кипрского королевства в международных делах и в антитур. коалициях становится минимальным. Все попытки Лузиньянов вернуть Фамагусту и переломить ситуацию оказались тщетными. После войны 1426 г. начинается миграция кипрской знати и интеллектуальной элиты с острова в Европу. В условиях политической нестабильности и нарастания тур. угрозы в кипрском обществе подспудно усиливалось ощущение грядущей катастрофы. Ситуация заставляла киприотов задумываться не только о защите острова, но и о своей судьбе: в XV в. кипрские аристократы пытались создать для себя в Европе (обычно в Генуе или Венеции, но иногда и в др. европ. городах) некую «экономическую базу» и даже получить там гражданство. К концу правления династии Лузиньянов значительно сократилось количество знатных кипрских родов франк. происхождения: в XIV в. на острове насчитывалось 168 франк. семей, в 1385-1473 гг. известен 61 род, а к концу венецианского периода - только 24. В XV в. шло формирование новой знати, в т. ч. из семей сир. и греч. происхождения: Подокатаро, Биби, Гурри (Урри), Оде, Синкритико (Синкрилико). В 1464 г. Иаков II де Лузиньян (Бастард) при помощи венецианцев и благодаря политической и военной поддержке султана Египта узурпировал власть, свергнув сводную сестру Шарлотту, и отвоевал у генуэзцев Фамагусту. В 1468 г. Иаков II женился на венецианке Катерине Корнаро. В 1473 г. король неожиданно умер, оставив наследником новорожденного сына Иакова III, который скончался через год.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Удивительно, что у Златоуста епископ призывает обменяться лобзанием. 1425 Это противоречит универсальной литургической практике, которая назначает все подобные возгласы диакону, и мы соглашаемся с толкованием Ван де Паверда, что приветствие епископа является сигналом к диаконскому возгласу. 1426 Златоуст не приводит формулы, используемой для призыва. В «Апостольских постановлениях» и антиохийских проповедях Златоуста есть Павлов текст из 1 Кор. 16, 20; 2 Кор 13, 12: «Приветствуйте друг друга святым целованием». 1427 Это также традиционная формула армянского обряда и, следовательно, армянской версии ЗЛАТ. 1428 Но у нас нет никаких сведений об использовании этих слов в византийской ЗЛАТ или ВАС. Во всех древних византийских литургических рукописях и в большинстве позднейших призыв звучит просто «Возлюбим друг друга», 1429 дополненный в textus receptus «да единомыслием исповемы», что является, очевидно, позднейшим расширением призыва, чтобы придать ему форму введения в Символ веры . Вероятно, это появилось уже после отмирания лобзания мира среди мирян. Однако трудно определить, где возникло это дополнение, потому что рукописи обычно сокращают формулы и опускают диаконики. Например, несколько кодексов дают только «двери, двери» перед символом, 1430 опуская общепринятый «вонмем». Но у нас есть свидетельство о наличии «вонмем» в древнейших источниках (см. вторую часть этой главы), мы считаем это инципитом диаконского призыва. То же самое можно сказать относительно «возлюбим друг друга». Ранние источники показывают, что это было изначальной формулой. Однако является ли это сокращением пространного textus receptus, не всегда понятно по спискам с XII в., например, по рукописи Paris Gr. 328 (P. 41). С этого времени у нас есть свидетельства из других источников в пользу развернутого чтения. Это кодекс из XII в. константинопольского типа Paris Gr. 347. Он имеет перед лобзанием (P. 85): γαπσωμεν λλλους να ν μονον [Возлюбим друг друга, да единомыслием]. Два других списка константинопольского типа, Burdett-Coutts III, 42 (XIII в. ?) и Univercity of Micigan 49 (=бывший Burdett Coutts J, 10, XIII в.) приводят более длинную редакцию. 1431 Это – единственные источники до XIV в., в которых есть дополнение. Но в списках XIVXV вв. приращение становится более частым, особенно в монашеских евхологиях, 1432 хотя его нет ни в одном из монашеских диатаксисов, включая творение Филофея. Большинство источников этого периода дает только краткую древнюю формулу. Полное отсутствие пространной редакции в итальянских списках до XVI в. может свидетельствовать о константинопольском или монашеском происхождение этого дополнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И еще: если Бог за тебя, кто против тебя? ( Рим.8:31 ), Его и Тело ты вкушаешь, и Кровь пьешь, силою которых мы наступаем на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк.10:19 ). Итак, не падай духом и не предавайся беспечности при этом неуместном страхе, но благодушествуй в Господе и, напоминаем, молись, как ты и привыкла, ночью и днем 1426 , если можешь, и немного читай, и мир Божий соблюдет тебя и сохранит невредимой во всем. 530. К игумении Евфросинии (II, 196) 1427 Узнал я от хорошо знающего, что скорбь коснулась твоего почтения по тому случаю, что одна сестра хочет отделиться от святой общины твоей, и не несправедлива эта скорбь. Ибо как не сетовать душе, когда отсекается собственный член? Впрочем, так как это бывает по злобе действующего в сынах противления ( Еф.2:20 ), то нам нужно великодушно переносить, употребляя всё старание, сколько позволяет истинное учение, чтобы нам быть неповинными в крови (ср. Мф.27:24 ) такого-то или такой-то именуемого брата или сестры. Доброе соревнование стремиться к совершенству. Ты хотела узнать, не предосудительно ли твоему почтению отпустить сестру свою, стремящуюся отделиться. Как же ты, мудрая и благоразумная, сама по себе не знаешь должного? Ни для тебя, учительницы, ни для ученицы небезопасно это разделение, совершаемое добровольно. Ибо почему и каким образом оно может считаться разумным? Если ученица совершенна и вполне приготовлена (793) управлять другими сестрами и уже община ищет ее, то это есть икономия, как говорит святой Василий 1428 , а не отделение. Нет, кто был хорош под начальством, тот законно восходит к начальствованию. Отсюда происходит доброе соревнование у товарищей стремиться к совершенству и совершать такие же богоугодные дела. Так и Господь и Бог наш, указывая признак любви к Нему, сказал верховному из апостолов: если любишь Меня, паси агнцев Моих; и еще: паси овец Моих ( Ин.21:15, 17 ). Поэтому кто с таким расположением выступает на пастырство, тот будет блажен, подражая Христу, истинному первому Архипастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В «Троицком слове», выходившем еженедельно, печатал статьи публицистического содержания: в течение каждого года таких статей набиралось пятьдесят, и они выходили отдельным сборником под названием «Мои дневники». Содержание «Дневников» разнообразно – от выступлений на общественно-политические темы до путевых заметок, от литературно-критических рецензий до воспоминаний детства. В «Дневниках» архиепископ Никон откликался на все значимые общественные события, давая им свою оценку, как правило, крайне критическую. Объектом критики Никона становились либералы, вольнодумцы, сектанты, толстовцы, интеллигенты вообще, светские журналисты, масоны, иудеи. Анти-иудейская направленность является характерной особенностью многих публикаций Никона. Так например, в 1910 году он откликнулся на смерть В. Комиссаржевской статьей «Кощунственные похороны лицедейки», в которой назвал похороны актрисы «издевательством над Церковью»: «эти пышные похороны, эти венки с кощунственными надписями, эти провожатые – некрещеные иудеи, эти молодые люди, хотя бы и из русских, со смехом и папиросами гуляющие по лавре... разве это молитва?» 1426 В 1912 году в статье «О том, как иудеи отравляют нашу Русь православную» Никон возмущается тем, что «вся газетная печать – почти вся, за немногими редкими исключениями – в руках иудеев, и мы, читатели, должны или читать непременно только их – извините за выражение – зловонные листки, или же совсем не знать, что на свете Божием творится» 1427 Ярким примером публицистического творчества архиепископа Никона может служить его статья под названием «Можно ли иудеям дозволять носить христианские имена?», опубликованная в 1911 году. Статья имеет для нас особый интерес ввиду того, что она прямым образом затрагивает тему имени, правда, в несколько ином ключе, чем в последующих произведениях архиепископа Никона, направленных против имяславия. В этой статье Никон, в частности, писал: «Имя есть первая собственность, собственность неотъемлемая, которую человек получает здесь на земле и которую уносит в загробный мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Конечно, нельзя исключить и каких-то других решений. Для уверенного суждения необходим поиск точного прототипа в области западноевропейской иконографии, который пока не закончен (первый шаг легко сделать, заглянув в «Шиллер» или иной иконографический корпус). Отмечу еще, что уменьшенный масштаб сцены позволяет видеть в ней вводную «ктиторскую» композицию: ведь на обороте изображено Распятие, и, таким образом, другого места для соименного святого, чем среди фигур сцены «Жены-мироносицы», найти нельзя. Пока типологический эквивалент композиции в западной или византийской иконографии остается ненайденным, сюжет нельзя считать понятным. Так что у меня нет для читателя готового решения. Зато наше рассмотрение привело к адекватному прочтению всех формальных элементов композиции, что открывает возможность дальнейшего исследования для всех, кто не хочет мириться с «приблизительностью» имеющихся трактовок. Стократ лучше осознать неполноту нашего прочтении и продолжить поиск, чем тешить себя иллюзией раскрытия иконографической программы. Приложение 2 «Весы Иова» или «Подкуп солдат»? Целью статьи было поставить вопрос, а не ответить на него. Однако работа по поиску иконографического аналога для РЯМЗ 7749 продолжалась. И в последнюю минуту, когда сборник был уже в издательстве, пришло решение. Просмотр принстонского Индекса христианского искусства дал два точных аналога ее «вводного сюжета» (слабо различимых иконографически). Первый – миниатюра «Иов и его друзья» (ил. 11) из известной рукописи Bible Moralisee (XIII в., Оксфорд, Бодлеанская библиотека, 210b, fol. 212). Иов изображен сидящим вполоборота вправо и полуодетым. Его правая рука согнута в локте, с назидательно вытянутым указательным пальцем. В левой, протянутой вперед, Иов сжимает такие же весы с чашками на подвесках, как и на резной иконке. Справа к нему подходят (или стоят перед ним) три фигуры в еврейских («паломнических») облачениях: широких длинных плащах с капюшонами, надвинутыми на шляпы. Эта композиция помещена над изображением Распятия с предстоящими (вспомним о Распятии на обороте нашей иконки), рядом с текстом из книги Иова (VI, 2–3), перекликающимся с текстом, сопровождающим сцену Распятия, где Иов также упомянут 1426 . Параллель страданий и исцеления Иова с муками и воскресением Христа, как уже писалось выше, являлась достаточно привычной для мысли средневековья и была хорошо известна в Византии и на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1404 В настоящее время – местечко Dschifna. – По Евсевию (Опот.) – на расстоянии 15 миль, а по Tabula Peut. –16 миль от Иерусалима. – Riess. Biblische Geograph. S. 26. – Наилучшим подтверждением, что via milita­ris Romana из Иерусалима в Кесарию шла именно через Гофну, слу­жит сообщение Иосифа Флавия (De Bello Jud. V, 2, § 1), что через нее именно проходил с войсками Тит в Иерусалим. 1409 Теперь – маленькая деревня Bir-Zeit с 90 жителями. – Около Bethzetto сохранилось много остатков от via militaris Romana. Ritter. Ibi­dem. Gf. Riess. Bibel-Atlas. S. 6. 1412 Теперь называющаяся Wadi Belât. Wadi (Wadu, Quady) вообще на­зывается долина с периодическими водотечениями. Ritter. Ор. cit. В. XVII. Th. 2 s. 2159. 1415 Ibidem. – На этом склоне и немного далее Eli Smith и Ritter находили весьма много остатков от via Romana. Eli Smith нигде не находил этих остатков в большем количестве, как именно здесь (Eli Smith. Visit to Antipatris. Letter 10. Mai 1843, p. 4S2). A Ritter, отправившись из Иерусалима утром с этого места весь остальной дневной путь (den ganzen übrigen Tagemarsch) шел по мощеной римской дороге с неболь­шими перерывами вплоть до вечера. «В некоторых, довольно значитель­ных пространствах, свидетельствует он, эта римская дорога сохра­нилась даже еще доселе весьма прекрасно». Ritter. Ibidem. 1423 Говоря о посещении сей гробницы св. Павлом, бл. Иероним пишет: «sepulcra quoque in monte Epbraim Jesu filii Nave et Eleasari filii Aaron sacerdotis e regione venerata est, quorum alter, ost in Thamnath-Sare a sep­tentrionali parte Gaas, alter in Gaaba filii sui Phinees; satisque mirata est, quod distributor possesionem sibi montana et aspera delegisset». 1426 От описанного Thimnath-Heres нужно отличать другой Thimnath, ле­жавший гораздо правее первого. См. Riess, Bibel-Atlas, Bl. VI. Cf. Ritter, ibidem. – Отождествлять с Thimnath-Heres Θμνα Иосифа Флавия (De bello Judaico, III, 3, § 5; Antiqq, XIV, II, § 2), и Θμναϑα его же (Antiqq. XIII, I, § 3) нет достаточных оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010