Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Радонежских святых (6 июля) НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) ОНИСИМ (Анисим) († не ранее 1353), прп., Радонежский, диакон (пам. 14 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ПАВЕЛ Николаевич Добромыслов (1877-1940), прот., сщмч. (пам. 20 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128893_2.html

стене 1-го яруса колокольни близ главного входа в собор (см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 7-8). Стенопись собора выполнена в 2012-2013 гг. бригадой московских иконописцев под рук. В. И. Щербинина (1960-2017). Лит.: Исторические известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. М., 18872; Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; он же. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895, 2006; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001. С. 10-11, 21; Костромские святыни/Сост.: иером. Харитон (Просторов), А. Семёнова. Кострома, 20042. С. 35; Александр (Могилёв), архиеп. Костромская Одигитрия: Чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома, 2005. С. 5, 19; Монастыри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009. С. 10, 106-107; Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С. 1-2, 36-41; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Обитель любви в Костромской земле: Богоявленско-Анастасиин мон-рь. Кострома, С. 8, 42-43, 53; Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. Кострома, 2016. С. 7-8, 26, 66-72. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/text/2565360.html

В 90-х гг. XX в. в подклете храма над местом погребения основателя обители установили раку. Н. канонизирован в составе Собора Костромских святых, празднование которому установлено в 2004 г., в 2005 г. память святого внесена в Православный церковный календарь (ПЦК. 2005. С. 125). До 2013 г. в богослужебной практике РПЦ почитались 2 разных святых: Никита, прп. Боровский, Радонежский, Серпуховский (пам. в Соборе Радонежских святых) и Н. (пам. в Соборе Костромских святых) (см.: ПЦК. 2012. С. 155; 2013. С. 147). В 2004-2006 гг. был восстановлен храм в крипте собора. 10 нояб. 2006 г. архиеп. Александр (Могилёв) совершил его освящение во имя вмч. Никиты, прп. Сергия Радонежского и прп. Никиты Костромского. Ист.: Баженов И. В. 42 старинных сборника костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. Кострома, 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских мон-рей и церквей XIV - нач. XVII вв.//РД. 1997. Вып. 1. С. 42-48. Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 43; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря. СПб., 1879. С. 16-17; Святые угодники Божии и подвижники Костромские: Их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 127-128; Смирнов С. К., прот. Ученики прп. Сергия Радонежского//ДЧ. 1885. Июнь. С. 129-153; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1902р; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. М., 1913; Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско-Анастасиин мон-рь//Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001). Кострома, 2001. С. 5-8; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 221; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 106-107. Э. П. Р. Иконография Прп. Никита Костромской. Покров. Нач. XXI в. (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Покров. Нач. XXI в. (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) В иконописных подлинниках XVII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ VIII (1369, Теруэль, Арагон - 28.12.1446, Пальма, о-в Мальорка, до избрания папой и после отречения - Хиль Санчес Муньос-и-Карбон), последний антипапа авиньонской линии в период схизмы в католической Церкви . Род. в знатной арагонской семье, учился в Авиньонском ун-те, получил степень д-ра канонического права. Дядя Санчеса Муньоса с начала папской схизмы в 1378 г. поддерживал антипапу Климента VII и выполнял обязанности его посланника при арагонском кор. Педро IV. Близость дяди ко двору антипапы в Авиньоне помогла Санчесу Муньосу занять место советника кард. Педро Мартинеса де Луны, арагонца по происхождению, к-рого в сент. 1394 г. избрали антипапой под именем Бенедикт XIII . В 1396 г. Санчес Муньос был направлен с миссией к арагонскому кор. Мартину I, получил от него согласие на назначение епископом Валенсии. Находившийся между Валенсией и Таррагоной замок Пеньискола стал убежищем для антипапы Бенедикта XIII после изгнания из Авиньона (1403). Как ближайший помощник антипапы, Санчес Муньос получил от него несколько бенефициев, в т. ч. должности каноника капитула кафедрального собора Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне, каноника кафедрального собора Девы Марии в Жироне, а также должность архипресвитера кафедрального собора Санта-Мария-де-Медьявилья в г. Теруэль. К концу жизни антипапы Бенедикта XIII при его дворе не осталось кардиналов авиньонской линии, т. к. все кардиналы признали решения Констанцского Собора и избрание папой Римским Мартина V . Желая обеспечить преемство авиньонской линии, 27 нояб. 1422 г. Бенедикт XIII совершил назначение 4 новых кардиналов и обязал их избрать ему преемника. После смерти Бенедикта XIII (23 мая 1423) Санчес Муньос организовал проведение в Пеньисколе конклава, к-рый собрался 10 июня в составе 3 кардиналов. Не являясь кардиналом и не имея возможности участвовать в конклаве, Санчес Муньос оказал влияние на его ход, сообщив кардиналам о якобы имевшемся требовании кор. Альфонсо V Великодушного, чтобы избранник являлся подданным королевства Арагон. В тот же день 3 кардинала избрали папой Санчеса Муньоса, который принял имя Климент в память об авиньонском антипапе Клименте VII. Коронация К. состоялась в замке Пеньискола 19 мая 1426 г.

http://pravenc.ru/text/1841393.html

Битва крестоносцев с гуситами. Миниатюра из Йенского кодекса. Рубеж XV и XVI вв. (Jenský kodex/Jena Codex. Praha, Knihovna Národního muzea. IV B 24. Fol. 56) Битва крестоносцев с гуситами. Миниатюра из Йенского кодекса. Рубеж XV и XVI вв. (Jenský kodex/Jena Codex. Praha, Knihovna Národního muzea. IV B 24. Fol. 56) 1-й крестовый поход против гуситов был объявлен 1 марта 1420 г. папой Римским Мартином V (1417-1431). Имп. Сигизмунд I Люксембург собрал в Силезии войско из нем., польск. и венг. рыцарей, ополчения силезских городов и итал. наемников. Одновременно на северо-западе Свящ. Римской империи собирались войска из Бранденбурга, Пфальца, Трира, Кёльна и Майнца, на юге - из Австрии и Баварии. В апр. 1420 г. армия имп. Сигизмунда I направилась к Кутна-Горе, где находился лагерь чеш. сторонников Габсбургов. Король потребовал от жителей Праги снять осаду с городской цитадели, которую удерживал верный ему гарнизон. Однако к городу подошло войско таборитов (ок. 9 тыс. чел.) во главе с Яном Жижкой. Отразив атаку крестоносцев, гуситы заняли город. Летом они разбили отряд крестоносцев, осадивший г. Табор. 14 июля на Витковой горе состоялось решающее сражение, в котором войскам имп. Сигизмунда I не удалось добиться успеха. Крестоносцы были вынуждены отступить и снять осаду с Праги. В нояб. они потерпели поражение под Вышеградом. К началу 2-го похода войско гуситов оказалось разделено из-за конфликта между таборитами и утраквистами. В сент. 1421 г. крестоносцы осадили г. Жатец близ границы с Саксонией, однако армия Яна Жижки заставила их снять осаду и покинуть Богемию. В дек. имп. Сигизмунд I смог захватить Кутна-Гору, однако 8 янв. 1422 г. он потерпел поражение у Габри. Во время преследования отступавших рыцарей табориты захватили брошенный ими обоз и заняли г. Немецки-Брод (ныне Гавличкув-Брод). В 1423 г. Жижка совершил поход в Моравию и Венгрию, где его войску пришлось отступить при встрече с мощной венг. армией. Гуситы понесли потери при отходе в Богемию. 3-й поход начался в 1425 г. Гуситское войско было ослаблено вооруженным противостоянием таборитов и чашников, а также эпидемией чумы. Поход готовили наспех, к нему не присоединились польский кор. Владислав (Ягайло) (1386-1434) и вел. кн. литов. Витовт (1392-1430), к-рые в 1422 г. заверили папу Римского, что могут вернуть еретиков в лоно католич. Церкви мирным путем. Витовт взял чехов под свое покровительство, а также отправил наместником в Богемию двоюродного племянника Сигизмунда Корибутовича ( Turnbull. 2004. P. 12). Армия во главе с эрцгерц. Альбрехтом Австрийским, игравшая ведущую роль в походе, потерпела поражение в Моравии и была вынуждена отступить на территорию Австрии. В 1426 г. преемник Жижки верховный гетман таборитов Прокопий Голый (Великий) осадил г. Усти-над-Лабем. Объединенное войско Саксонского, Майсенского и Тюрингского княжеств попыталось снять осаду, однако было разбито.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Прповедь Иоанна Капистранского. фрагмент алтарной картины. XV в. Неизвестный художник (Национальный музей в Абруццо, Аквила) Прповедь Иоанна Капистранского. фрагмент алтарной картины. XV в. Неизвестный художник (Национальный музей в Абруццо, Аквила) Предположительно в июне 1424 г. во Флоренции И. К. встретился с главой обсервантов Бернардином Сиенским , вместе с к-рым проповедовал в Перудже и Ассизи (1425), в Витербо и Риети (1426). Когда Бернардин Сиенский был призван в Рим, чтобы опровергнуть обвинение в идолопоклонстве (он призывал народ почитать Святейшее Имя Иисусово, используя в проповедях таблички с монограммой Христа (IHS)), И. К. приехал туда, чтобы поддержать наставника (Бернардина Сиенского оправдали). После кончины Бернардина Сиенского (1444) И. К. взял на себя подготовку документов, необходимых для начала канонизационного процесса (канонизирован 24 мая 1450). Проповедь мира и аскетического образа жизни принесла И. К. широкую известность (после его выступлений народ сжигал предметы роскоши). Согласно Житиям, кон. 20-х гг. XV в. датируются первые приписываемые ему чудеса (в основном исцеления бесноватых). Популярность проповедника обеспечила ему доверие Римских пап и светских государей, к-рые обращались к И. К. за улаживанием различных проблем, в т. ч. в области церковной политики. По просьбе Марии Кантельмо, гр. Пополи, он вел переговоры с общиной г. Сульмона о возвращении изгнанных членов влиятельной семьи Меролини (нояб. 1426); он выступил посредником в споре между городами Ортона и Ланчано, стремившимися захватить контроль над портом Сан-Вито. После заключения мирного соглашения (февр. 1427) И. К. основал в Ланчано мон-рь Ангела Мира (Сант-Анджело делла Паче), а в г. Ортона - обитель Богоматери Мира (Санта-Мария делла Паче). В 1426 г. папа Римский Мартин V назначил И. К. инквизитором для борьбы с «малыми братьями» во всей Италии (инквизиторские полномочия были подтверждены папой в июне 1427). В июне 1429 г. И. К. принял участие в переговорах между обсервантами и конвентуалами, начатых по инициативе папы с целью восстановить единство францисканского ордена и не приведших к желаемому результату.

http://pravenc.ru/text/471280.html

М. привлекал к работе в курии гл. обр. итальянцев, занимавших ключевые посты, хотя сразу после окончания схизмы и объединения курий значительным было число представителей др. регионов. Согласно заключенным на Констанцском Соборе соглашениям, М. не должен был увеличивать число кардиналов (24) и, по-видимому, к этому не стремился. В 1419 г. в порядке компенсации он возвел в достоинство кардинала ранее отказавшегося от претензий на Папский престол Бальтазара Коссу (антипапа Иоанн XXIII), к-рому когда-то служил. 23 июля 1423 г. М. тайно назначил 2 кардиналов (их имена были объявлены лишь 8 нояб. 1430), 24 мая 1426 г.- 12 (в т. ч. двоих из них - Просперо Колонну, племянника М., и Джулиано Чезарини - in pectore), объявив их также 8 нояб. 1430 г. В тот день состоялось 3-е назначение, но назначенные тогда кардиналы Хуан Касанова, еп. Эльна (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция), и Гийом де Монфор, еп. Сен-Мало, были объявлены таковыми уже после смерти М. папой Евгением IV. Но в целом М. хотел ослабить влияние коллегии кардиналов и, по свидетельству современников, не очень считался с мнением ее членов. Надгробие папы Римского Мартина V. Ок. сер. XV в. (Латеранская базилика, Рим) Надгробие папы Римского Мартина V. Ок. сер. XV в. (Латеранская базилика, Рим) В историографии принято рассматривать переговоры М. с православными иерархами в контексте заключенной позднее Флорентийской унии (1439) (см. Ферраро-Флорентийский Собор ). 18 янв. 1418 г. в Констанц прибыл правосл. митр. Киевский Григорий Цамблак ; 25 февр. он был принят М. Инициатором этой поездки был польск. кор. Владислав (Ягайло) . Митрополит должен был подтвердить намерение короля осуществить объединение католиков и православных на подвластных ему территориях (подробнее см. в ст. Констанцский Собор ). Весной 1420 г. папа назначил легата на предстоящий Собор в К-поле, который должен был состояться по предложению имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). В июне 1422 г. в К-поль был направлен папский посланник Антонио да Масса Мариттима. Он заручился согласием фактического правителя Иоанна VIII Палеолога (император в 1425-1448) на проведение Собора, где планировалось обсудить разногласия между католическими и православными Церквами и определить пути разрешения церковного раскола. В 1426-1430 гг. папа и визант. император обменялись посольствами; в ходе переговоров были рассмотрены спорные вопросы, касавшиеся догматов о пресуществлении и об исхождении Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Нифонт , 1778–80. Иоанн в апр. 1780 перев. из Розважского. (†?) Герман , 7 июня 1780–88, 5 апр. † … Пахомий Карпинский 21 авг. 1788–91, уволен на покой (21 мар.). Иосиф , 1791–94. Архимандриты Иннокентий , с 25 июня 1795; архим. с сент. 1798; 6 февр. 1804 перев. в Рыльский Николаевский. Моисей 10 февр. 1804 перев. из Сковородского; до 1814. Дионисий , 1814–23. Варсонофий , 1823–27. Арсений , 1827–30. Серафим , 1830–34. Антоний перев. из Новгородского Кириллова, 1834–39. Иннокентий , 1842–52. Владимир Кобылин , 1853–55,29сент. перев. в Тихвин. Иннокентий , 1856–60. Паисий , 1861–63. Серапион , 1863–64. Иринарх , 1865–69. 15 Ферапонтов, от города Кириллова в 15 верстах; основан св. Ферапонтом в 1398. Упразднён в 1798. [VI, 849.] Игумены Св. Ферапонт Белоезерский † 27 мая 1426. Св. Мартиниан Белоезерский 1426–48, перев. в Троицкую Сергиеву Лавру. Мощи открыты в 1514. Герман , 1450–54. Иоаким (при кн. Михаиле Андреевиче Белозерском). Мартиниан (паки строительствовал с 1455; † 12 янв. 6991). Филофей упом. 1467, а 2 нояб. 1471 хирот. в еписк. Пермского. Иоасаф , кн. Оболенский , 22 июля 1481 хирот. в архиеп. Ростовского. Сильвестр , 1511–14. Акакий , 1522. Мартиниан , 1526. Ферапонт , 1530 (sic), а 9 мар. 1539 хирот. в еписк. Суздальского. Нектарий , 1540. Кассиан , 1543. Гурий , 1545–51. Корнилий , 1554–57. Сергий , 1563. Арсений , 1567. Игнатий , 1568. Евфимий 15 янв. 1580; после на покое в Кирилло-Белоезерском (Акт. Ист., I, 404). Геннадий , 1583–85. Савва , 1597–99. Макарий , бывший Корнилиево-Комельский, определён 31 мар. 1613; упом. 1614. Герасим , 1620–23. Матфей , 1624 и 25. Евфимий , 1625–34. Антоний , 1636–40, уволен 25 апр. Герасим , 1640 и 41, уволен 21 нояб. Иоаким , 1641 и 42. Арсений , 1642–44. Варлаам , 1644–51. Афанасий , 1651–55. Варлаам , 1655–58. Ферапонт , 1658–61. Афанасий , 1661–80. Два сего имени: один уволен, а другой определён в июне 1673. Дионисий , 1681–83. Иона Сямский , 1683–85. Варлаам , 1686 и 87. Иона , 1688–89. Мардарий , 1690–92. Филипп , 1692–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец (+ 1426) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 нояб. в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых,6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Прп. Никон родился в 1350 г. в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа. С детства ему много приходилось слышать о радонежском подвижнике, и сильно горело в нем желание видеть его и подвизаться под его руководством. Со слезами просил он у Господа этой милости. В ранней юности оставил он родительский дом, пошел к прп. Сергию (память его 25 сент.) и умолял принять его в число своих учеников. Но потому ли, что преподобный игумен счел, что рано юноше, требующему особого руководства, вступать в общество старцев подвижников, потому ли, что, провидя в нем своего преемника, желал, чтобы он явился этому обществу уже в зрелом возрасте, облеченный в сан пресвитера, — но только прп. Сергий не принял юношу, а отослал его в Серпухов к любимому ученику своему, прп. Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря (память его 12 сент.), имевшему дар руководства. Прп. Никон не того ждал, он даже не знал того, к кому отсылал его прп. Сергий, но повиновался, не рассуждая. Суров был прием у прп. Афанасия, но все превозмогло смирение того, кого святая Церковь именует «рачителем послушания»; и под мудрым руководством прп. Афанасия он стал восходить «от силы в силу». Лишь когда прп. Никону было лет 30 и он был уже рукоположен в сан пресвитера, Афанасий благословил его идти в Радонежскую пустынь. Теперь прп. Сергий принял его с любовью и для начала благословил ему служить братии, а когда он явил им свои великие духовные достоинства, то взял его в свою келью, под свое неусыпное прозорливое руководство, и поставил его вторым после себя. А когда за шесть месяцев до кончины прп. Сергий удалился на безмолвие, то поручил ему весь монастырь, причем завещал твердо соблюдать устав и не оставлять трудов, но быть в них всегда первым примером для братии.

http://sedmitza.ru/lib/text/437888/

§ 57). Это назначение, совершенное уже сыном Мануила Иоанном (впосл. Иоанн VIII Палеолог ), произошло между 3 нояб. 1422 г. и летом 1425 г. ( Argyriou. 1986. P. 32-46). Мон-рь Пантократора находился в весьма трудном материальном положении. В нем было всего 6 монахов, постройки обветшали и были готовы обрушиться. М. М. приложил все усилия, чтобы отстроить вверенную ему обитель и возродить духовную жизнь. Летом 1425 г. (Συγγρμματα. 1996. Σ. 21) он совершил поездку в Сербию и заручился поддержкой деспота Стефана Лазаревича, который помогал мон-рю в течение 2 или 3 лет. Вероятно, после смерти Стефана (1427) М. М. добился покровительства свт. Фотия , митр. Киевского, который стал ктитором мон-ря и принимал участие в совершавшихся там богослужениях (L " éloge. § 57-62). Монашеская братия под началом М. М. состояла из 12 чел. Получив должность великого протосинкелла ( Πασχαλδης. 1997; Συγγρμματα. 1996. Σ. 21), М. М. принимал активное участие в церковной и политической жизни К-поля, однако Похвальное слово сохранило свидетельства только о 2, хотя и весьма важных событиях (Συγγρμματα. 1996. Σ. 21). Между 1426 и 1429 гг. в К-поле заседал «постоянный синод» (σνοδος νδημοσα), к-рый был собран по случаю визита посольства «от короля Богемии по вопросу о святых иконах и других [вещах], каковые невозможно было оставить без внимания». Похвальное слово является единственным источником, в котором повествуется о столь важном событии, причем никакие существенные детали составитель не приводит. Сообщается лишь, что М. М. на заседаниях синода блистал своей богословской ученостью, красноречием и сообразительностью, в результате чего богемские богословы едва не приняли православную веру (L " éloge. § 55-56). Очевидно, речь идет о гуситских богословах ( Argyriou. 1986. P. 41-46, 70-75). В 1414-1431 гг. между византийцами и латинянами велись интенсивные переговоры о созыве Вселенского Собора для решения вопроса об объединении Церквей (Ibid. P. 46-56). М. М. принял участие в этих собеседованиях, вероятно уже с 1426 г.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010