Шмурло – «Митрополит Евгений, как ученый. Ранние годы жизни. 1767–1804» (Спб.). В ней и указано все то, что до сих пор написано о покойном иерархе (стр. III–LXVI), а также и материалы для его биографии, заключающиеся в обширной переписке Евгения с разными лицами (стр. LXVII–LXXXV). Мы имели уже случай высказаться по поводу этой солидной книги 1 и вчастности отметить пробелы, допущенные автором в перечне писем, как писанных самим ученым Архипастырем, так и адресованных к нему. Не повторяя сказанного (см. стр. 586–588), нам хотелось бы в настоящий раз сделать еще несколько дополнений касательно Евгениевской переписки, на основании розысканий, произведенных нами после уже появления в печати нашей статьи. Сначала укажем письма отпечатанные, a затем письма, находящиеся еще в рукописях. К числу первых относятся: 1) два письма к м. Евгению С.-Петербургского митрополита Серафима от 17 марта и 22 мая 1834 г. ( Н. Барсов , – «Материалы для биографии Иннокентия Борисова , архиеп. Херсонского и Таврического», вып. 1, Спб., 1884 г., стр. 22–25); 2) письмо к Евгению архиепископа Ярославского Филарета (Амфитеатрова) от 7 янв. 1837 г. ( Н. Барсов , – «Письма Филарета, митр. Киевского… к Иннокентию, архиеп. Херсонскому», Киев, 1884 г., стр. 2); 3) два письма м. Евгения к М. П. Погодину 2 , и 4) два письма к Евгению И. М. Снегирева от 7 дек. 1834 г. и 27 апр. 1835 года 3 . К категории рукописных писем принадлежат: 1) три письма м. Евгения к И. М. Снегиреву от 13 июля 1834 г. (на которое отвечал Снегирев 7 дек.), от 14 окт. 1835 г. и 3 февр. 1836 г. (Моск. Архив Министерства Иностр. Дел, папка 1426); 2) письма Воейкова к Евгению от 8 ноябр. 1816 г. (там же); 3) два письма Евгения к Воейкову от 29 окт. и 24 нояб. 1816 г. (там же) 4 ; 4) письмо Евгения к А. Н. Оленину от 10 марта 1822 г. (там же) 5 ; 5) копия с письма к Евгению Иосифа Добровского, из Праги (на лат. яз.), от 4 мая 1829 г. (там же); 6) письмо Евгения к П. М. Строеву от 28 апр. 1827 г. (Моск. Рум. Музей, бумаги Строева, 2249) 6 ; 7) десять писем м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1426.  Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15. 44). 1427.  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 12–13). Collatio VII, caput XIII. 1428. См. Слово о смерти. 1429. Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы. 1430. Откр. 6. 11; 7. 9. 1431. Беседа 16, гл. 8. 1432. Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28. 3; Лк. 24. 4, Ин. 20. 12, Деян. 1. 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 1433.  …плоти и костей не имеет (Лк. 24. 39). 1434. В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4-й беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, преподобный Кассиан, преподобный Макарий Египетский — приписывали Ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст — полагали их «бестелесными и существа ми простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третьей главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

—149— сатаны 1421 , да удручает меня 1422 да не превозношуся 1423 . Жало же это было: или его немощь, как говорят некоторые, или Александр медник ( 2Тим.4:14 ), как говорят другие 1424 . —150— 12: 8–9. Ради сего трижды Господа умолял я, —151— да отступит от меня. И сказал (мне): достаточна тебе благодать моя, которая поражает жало твое; ибо сила моя 1425 в немощи совершается, поскольку сила благодати с помощью немощных совершается. Но в этом не был услышан: поскольку откровение и о том, что не был услышан, сделано было ему, дабы убедить его, почему не был услышан. Лучше будет мне хвалиться в немощи 1426 , то есть ожидать немощи, чтобы вселилась в меня сила Христова. 12: 10. Посему благодушествую в немощах, в обидах и в гонениях; ибо, когда я немощен в этом внешнем, тогда силен я во внутреннем. 12: 11. Вот 1427 , неразумен даже стал я и хвалюсь 1428 ; поскольку вы послушанием своим, оказав повиновение нашим хулителям и гордецам, при- —152— нудили меня дойти до этого. Ибо надлежало вам, пока мы хранили молчание, свидетельствовать за нас 1429 пред нашими хулителями; поскольку в любом из всех даров, кои даются чрез Духа, никакого не имел я недостатка у вас пред наивысшими Апостолами 1430 . 12: 12. Хотя и ничто я 1431 , по делам моим, знамения однако 1432 Апостолов 1433 я совершил у вас. 1434 И мы явили вам то, что превозносят люди, – мы были у вас во всяком терпении вместе с 1435 знамениями и чудесами и силами, кои совершали мы, но никоим образом не властвовали (над вами при помощи их), ибо всем и всячески угождали мы. 12: 13. Ибо (что есть такое), в чем вы умалены были против прочих церквей, если только не тем, что я 1436 нисколько не отягчил 1437 вас, то есть едва допустил нечто принять от вас? 12: 14. Ибо не ищу вашего, но вас: ведь (ибо) не дети родителям скопляют имение тайно или явно, но родители детям. —153— 12: 15. Я же преохотно буду тратить и истрачиваться 1438 , не за имения ваши, но за души ваши. И если я люблю вас всею моею любовью, то почему же я менее любим вами 1439 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братия занимались то списыванием книг, то плетением мрежей для ловли рыбы. В храме и трапезе наблюдалась глубокая тишина. Князь Андрей Дмитриевич Можайский, которому принадлежала и Белозерская страна, услышав о новой обители в его пустынной отчине, пожаловал новой обители землю и озера, прислал утвари для храма ее и просил молить за него 849 . Так Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его ( Пс. 33, 7 ). Наместник Можайского князя, возвратясь с Белоозера, рассказал князю, каков подвижник блаженный Ферапонт в его Белозерской стра­не. Князь, давно желавший построить обитель близ Можайска, послал боярина своего пригласить старца в Можайск для беседы с князем о нужном деле. Это приглашение обеспокоило старца, но он сказал: да будет воля Господня, и, согласно с мыслями братии, отправился в Можайск. «Господь воздаст тебе награду за труд твой, я же навсегда останусь твоим должником», – сказал обрадованный князь при встрече с преподобным. Потом, открыв ему давнее желание, просил его принять на себя устроение новой обители. На первый раз преподобный отвечал только слезами, потом помолился Господу и согласился исполнить во­лю князя. При богатых средствах князя монастырь в честь Рождества Богородицы в Лужках, в версте от города, устроился скоро. Это было в 1408 году. Преподобный авва пользовался уважением первосвятителя Фотия, который с любовью беседовал с ним о духовной жизни и облек его саном архимандрита. Под надзором опытного аввы в новой обители процвела жизнь иноческая; число братии было значительное. Препо­добный авва повторял братии, жившей не вдали от города, наставление апостольское: Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благо­чинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13, 12–14 ). Преподобный Ферапонт преставился в глубокой старости мая 27-го 1426 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В храме и трапезе наблюдалась глубокая тишина. Князь Андрей Дмитриевич Можайский, которому принадлежала и белозерская страна, услышав о новой обители в его пустынных владениях, пожаловал обители землю и озера, прислал утвари для храма и просил молиться за него. Наместник княжеский, возвратясь с Белоозера в Можайск, рассказал князю, о великих подвигах пр. Ферапонта. Андрей Дмитриевич, давно желавший построить обитель, близ Можайска, послал боярина своего пригласить старца в Можайск для беседы с князем о нужном деле. Этот вызов сильно смутил Ферапонта; но он сказал: «да будет воля Господня,» и по совету братии, отправился в путь. «Господь воздаст тебе награду за труд твой, я же навсегда останусь твоим должником,» сказал обрадованный князь при встрече с преподобным. Потом открыв ему давнее желание, просил его принять на себя устроение новой обители. На первый раз преподобный отвечал только слезами, потом помолился Господу и решился исполнить волю князя. При богатых средствах князя монастырь в честь рождества Богородицы в лужках в версте от города устроился скоро, что было в 1408 г. Под надзором опытного Аввы, в новой обители процвела жизнь иноческая; число братии быстро возрастало. Ферапонт повторял братии, жившей недалеко от города, близ мирской суеты, наставление апостольское: ночь прошла, а день приблизился. Итак, отвергнем дела тьмы. Как днем станем ходить, не предаваясь пированиям и пьянству, сладострастью и распутству, распрям и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не простирайте до похотей. Ферапонт пользовался уважением первосвятителя Фотия, который с любовью беседовал с ним о духовной жизни. Уважение свое к преподобному Фотий ясно выразил тем, что возвел его в сан архимандрита. Пр. Ферапонт преставился в глубокой старости 27 мая 1426 г. От нетленных мощей его источаются обильные чудотворения всем, прибегающим к ним с верою. Преподобный Кирилл Белоозерский Преп. Кирилл, в мире Козма, родился в Москве от благородных родителей и в детстве получил приличное воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И следующие стихи относятся к верующим в Спасителя, так как содержание их не может быть применено к разрушенному государству Израильскому. 2 . Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. 3 . Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. 4 . Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. Слова эти в ближайшем их историческом значении, как они понимались позднейшими раввинами и книжниками, в применении к царству и народу Иудейскому означали и особое покровительство Божие народу во время плена, и возврат народа, или по крайней мере значительной его части с потомком Давида, Зоровавелем, и священниками в Иерусалим для восстановления храма. В этом смысле слова ст. 3-го, „в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею“-относятся к завоеваниям Персов, которые занимают эти страны и делаются их властителями, как бы в награду им за возобновление св. храма и града и за возврат Иудеям их владения 1425 . Но как мы говорили выше, в стихах 2–4 этой главы значение пророчества глубже и шире. В них говорится о той нравственной силе, которая дарована была христианам Духом Святым, посланным Сыном Божиим от Отца, которой они преодолевали все препятствия и побеждали мир и царства его. Это и изображается переходом через воду и огонь невредимо, ибо глаголет Господь: „Я, Святый Израилев,-Спаситель твой“. Это замечательное выражение дает понять, что Спаситель не кто иной, как Сам Святый Израилев – Вечно живущий, Единый Бог в Святой Троице славимый и покланяемый. И Господь Иисус, в Котором исполнение всех пророчеств, глаголал, оставляя видимо землю: „Аз с вами есмь во вся дни до окончания века!“ 1426 . В ст. 4 духовному Израилю, т. е. Христианам, открывается, как многоценна пред Богом искупленная душа человеческая. За общину и церковь христианскую Святый Израилев, возлюбивший ее, отдает людей и народы (ст. 4). Едва ли нужно напоминать историческое исполнение этого пророчества, как греко-римский мир с его языческою культурою тает под надвигающимся пламенем веры во Христа, и, не смотря на упорную защиту свою, исчезает, пораженный не силою, а кротостью и любовью и смертью в мучениях святых исповедников веры в Распятого, проповедь в Которого была: „для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие, для самих же призванных Иудеев и Еллинов, Христа, Божия сила и Божия премудрость“. ( 1Кор. 1:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

От Визеова дорога, сильнее уклоняясь к северо-западу, направлялась к 30° северной широты. Сначала она шла по плодородной горе, усеянной и тогда, как теперь, роскошными виноградниками, смоковницами и оливковыми де­ревнями 1411 , затем направлялась по горному западному склону, служившему водоразделом между двумя большими —141— долинами, из которых северная 1412 начиналась у Гофны, далее соединялась с южной 1413 и многими другими, менее значительными, долинами и уже в виде одной широкой долины направлялась к Лидде 1414 . Этот спуск по гор­ному склону так удобен, что упомянутому новейшему путешественнику Риттеру казалось, что «он самой приро­дой назначен быть дорогой» 1415 . Когда дорога достигала долины, то она уклонялась немного в левую сторону 1416 ; самая долина была покрыта хлебными посевами, а тянув­шиеся по ее сторонам горы – пышной палестинской ра­стительностью 1417 . – Пересекши 30° северной широты, до­рога приводила к издавна славному и хорошо укреплен­ному городу, расположенному на горах Ефремовых, Фамнаф-Сараи в Суд.2:9 , , Θαμνασαρξ, Θαμναϑσρ, Θαμναϑαρς Thamnath Saraa, Thamnatsare, Thimnath Serach) 1418 . Фамнаф-Сараи был расположен по северному склону горы Gaas’a (), которая стояла на западном конце помянутой выше северной долины 1419 . С его именем соединялось до- —142— рогое для каждого еврея воспоминание о том присно­памятном вожде еврейского народа, которому судил Господь по смерти Моисея вести народ в обетован­ную землю и завоевать ее. Когда (Евреи) окон­чили разделение земли по пределам ее, тогда сыны израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину: по повелению Господню дали ему город Фамнаф-Сараи, которого он просил, на горе Ефремовой; и построил он город и жил в нем 1420 . Когда же умер Иисус Навин, то похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша; и положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь и они там же до сего дня 1421 . Нужно думать, что гробница и укрепленный город Иисуса Навина существовал во все время иудейской истории и при Ап. Павле был довольно значительным. По крайней мере, гробницу Иисуса На­вина именно в Θαμνα видел Евсевий 1422 , Иероним 1423 , Рабби Иаков 1424 и др., а остатки тамошних укреплений видел даже Риттер 1425 . Быть может, свв. путники покло­нились праху великого вождя 1426 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Псалом 106 Аллилуия 1420 . Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. (Так) 1421 пусть скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага, И собрал их от стран: от востока в запада, и севера и моря 1422 . Блуждали они в пустыне безводной, пути в обитаемый город не находили. Они алкали и жаждали, (так что) жизнь их пропадала в них. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их 1423 . И повел их прямым путем, чтобы вошли в город обитаемый. Да исповеданы будут Господу милости Его в чудеса Его – сынам человеческим! 1424 Ибо Он напитал душу истощенную 1425 и душу алчущую насытил благами: Сидящих во тьме и тени смертной, окованных скорбию и железом 1426 . Так как они противились 1427 словам Божиим и совету Вышнего не покорялись 1428 , То усмирено было трудами сердце их, и они изнемогли, и не было у них помощника. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их. И взвел их из тьмы и тени смертной, и узы их разорвал. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Ибо Он сокрушил врата медные в запоры железные сломил 1429 . Взял их с пути беззакония их, ибо за беззакония свои они смирены были. Всякой пищи гнушалась душа их, и приблизилась ко вратам смерти. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их. Послал слово Свое 1430 и исцелил их, и избавил их от погибели 1431 их. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Да принесут Ему жертву хвалы и да возвестят о делах Его с радостью Отправляющиеся на кораблях в море, имеющие дела на больших водах. Они видели дела Господни и чудеса Его в пучине. Он рек – и поднялся бурный ветр, и поднимались волны его 1432 : Восходят до небес и нисходят до бездн, душа их истаевала в бедствиях. Они трепетали и качались, как пьяный, и вся мудрость их пропала. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он извел их от нужды их. И повелел буре, и настала тишина, и успокоились волны, поднятые ею. И возвеселились они, что утихли они, и Он привел их в пристань, желаемую Им 1433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

249-250). Предполагается, что О. вел работу над этим комментарием в Кесарии Палестинской до кон. 40-х гг. III в. Комментарий не охватывал всю Псалтирь, однако первоначально включал толкования на нек-рые псалмы, отсутствующие в перечне блж. Иеронима, т. к. последний свидетельствует, что сщмч. Памфил не смог найти для своей б-ки толкование на Пс 123 (см.: Hieron. Ep. 34. 1). Единственным отрывком, который может быть с уверенностью отнесен к этому комментарию, является цитируемое в «Филокалии» толкование О. на Пс 50 (см.: Orig. Philoc. 1. 29; ср.: CPG, N 1426. III. 2; о содержании см.: Сидоров. 2005. 1. С. 88-89). Возможно, из большого комментария составители «Филокалии» заимствовали также отрывок из толкования О. на 4-й псалом ( Orig. Philoc. 26; ср.: CPG, N 1426. III. 1; рус. пер.: Из «Комментария на псалмы». 2010), посвященный обсуждению природы блага, а также отношения между милостью Бога и свободой человека (см.: Сидоров. 2005. 2. С. 76-77). Цитаты, представленные в катенах (роспись см.: CPG, N 1426 II), могли быть взяты как из этого комментария, так и из др. экзегетических трудов О. Из 4 греч. фрагментов, к-рые в CPG обозначены как части предисловия О. к большому комментарию (см.: CPG, N 1426. I. 1-4), первый ныне считается принадлежащим не О., а Евсевию Кесарийскому (научное издание с комментарием см.: Die Prologtexte. 2019. S. 218-272), тогда как автором остальных является О., однако невозможно доказать, что это части предисловия к комментарию, а не самостоятельные заметки или схолии. Нельзя исключать, что в качестве предисловия к комментарию в рукописях функционировал текст, известный под названием «Общее введение к псалмам» (Catholica in Psalmos), к-рый первоначально был атрибуирован Ипполиту Римскому, затем считался компиляцией, а ныне признается целиком принадлежащим О. (текст и комментарий см.: Ibid. S. 3-27). Это предисловие содержит рассуждения о псалме как музыкальном и лит. жанре, о числе псалмов, о смысле надписаний псалмов и т. п. 3. «Гомилии на псалмы» (In Psalmos homiliae), полностью сохранились 29 гомилий в греч.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

Григоль I 433–434 Басиль I 434–436 Мобидани 436–448 Иовель I 448–452 Микель I 452–467 Католикосы–Архиепископы Петр I 467–474 Самоэль I 474–502 Габриэль I 502–510 Тавпечаг I 510–516 Чирмаги–Чигирманэ 516–523 Саба I 523–552 Евлавий 533–544 Самоэль II 544–553 Макарий 553 -569 Свимон II 569–575 Самоаль III 575–582 Самоэль IV 582–591 Бартломе 591 -595 Кирион I 595 -610 Иоанэ II 610 -619 Бабила 619 -629 Табори 629 -634 Самоэль V 634 -640 Эвнони 640–649 Тавпечаг II 649 -664 Эвлале 664 -668 Иовель II 668–670 Самоэль VI 670 -677 Георгий I 677–678 Кирион II 678 — 683 Изид–Бозиди 683 —685 Теодора I (Теодоси) 685 —689 Петре II (Свимон) 689–720 Талале 720–731 Мамай 731 -744 Иоанэ III 744–760 Григоль II 760–767 Сармеане 767 — 774 Микель II 774–780 Самоэль VII 780 -790 Кирилл 791 -802 Григоль III 802 -814 Самоэль VIII 814 -826 Георгий II 826 -838 Габриель IV 838 -860 Арсений I 860 — 887 Евсукий 887 -908 Климентос 908 -914 Василий II 914 -930 Микель III 930 -944 Давид I 944–955 Арсений II 955 -980 Окропири I (Иоанэ) 980 -1001 Свимон III 1001 -1012 Католикосы- Патриархи Мелхиседек I 1012 -1030; 1039 -1045 Окропири II (Иоанэ) 1031 -1039 -1049 Эквтымэ I 1049 -1055 Георгий III Таоэли 1055 -1065 Габриэль III Покровитель 1065–1080 Димитрий…1080 -1090 Василий III 1090 -1110 Иоанэ IV Покровитель..1110 -1142 Свимеон IV 1142 -1146 Саба II 1146–1150 Николоз I 1150–1178 Микель IV 1178 -1187 Теодора II 1187 -1206 Василий IV…1206 -1208 Иоанэ V 1208 -1210 Епифанэ 1210 -1220 Эквтыме II…….1220 -1222 Арсений III 1222 -1225 Георгий IV 1225 -1230 Арсений IV 1230 -1240 Николоз II, 1240 -1280 Абрам I 1280 -1310 Эквтыме III 1310 -1325 Микель V 1325 -1330 Басиль V 1330–1350 Доротэоз I 1350–1356 Шио I 1356 -1364 Николоз III 1364 -1380 Георгий V………..1380 -1397 Элиоз 1399–1411 Микель VI 1411 -1426 Давид II…….1426–1430 Теодорэ III.1430 -1435 Давид III 1435 -1439; 1443 -1459 Шио II 1440–1443 Маркоз……1460–1466 Давид IV…1466 -1479 Эвагрэ…1480 -1492; 1500 -1503 Абрам II…1492 -1497 Ефрем I 1497 -1500 Доротэос II….1503 -1510; 1511 -1516

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010