Куликовская битва не стала окончательной победой над монголами. Уже через два года, в 1382 г., хан Тохтамыш сжег Москву и принудил Дмитрия донского возобновить выплату дани. Но эта победа показала необходимость единства русских земель для полной победы над монголами. 7. Образование единого российского государства при Иване III. Конец монгольского ига. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Детство и юность Ивана III (соправитель Василия Темного) 2) Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: а) Походы на Новгород 1471, 1478 гг. б) Присоединение Твери. 3) Стояние на Угре 1480 г. Конец Монгольского ига. 4) Усиление власти московского князя. а) женитьба на Софье Палеолог. б) титул Великий Государь. в) герб, придворный церемониал. 5) Формирование системы управление единым государством: а) Дворец и Казна. б) Судебник 1497 г. в) Поместная система. Поместное войско. ДАТЫ: Походы Ивана III на Новгород – 1471, 1478 Стояние на Угре – 1480 Принятие Судебника Ивана III – 1497 ОТВЕТ:   8. Детство и юность Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Боярское правление и его влияние на характер Ивана Грозного. 2) Приход к власти. Венчание на царство (1547). 3) Реформы Избранной Рады: а) Состав Избранной Рады (протопоп Сильвестр, Адашев, Курбский) б) Цель реформ – укрепление царской власти. в) Реформа управления: приказы, Земский Собор (первый – 1549) г) Стрелецкое войско. д) Судебник 1550 г. е) Стоглавый Собор (1551). 4) Политика опричнины: а) Причины отказа от реформ и перехода к опричнине. б) Отъезд в Александровскую слободу (1565). в) Опричные казни (митрополит Филипп, Новгород) г) Отмена опричнины (1572). Продолжение казней. Казни опричников. 5) Состояние России к концу правления Ивана Грозного. ДАТЫ: Правление Ивана Грозного – 1547-1584 Созыв первого Земского Собора – 1549 Принятие Судебника Ивана IV – 1550 Начало опричнины – 1565 ОТВЕТ:   9. Причины Смуты. Обзор важнейших событий Смуты ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины Смуты: а) прекращение династии Рюриковичей (смерть цар. Димитрия)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Во второй раз празднование Божией Матери иконы Владимирской Прав. Церковь совершает в благодарение за избавление Отечества невидимым заступлением Богородицы от ордынского царя Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III Васильевиче. Ахмат, царь Золотой Орды, шел ограбить и разорить Москву и достиг уже в Волыни реки Угры, которую православные называли поясом Богоматери, охраняющим Московские владения. Москва страшилась; мать великого князя с его сыном для безопасности уехала в Ростов. Князь, укрепляемый советами, молитвою и благословениями святителей, подвизался за веру и Отечество против врагов. Между тем по предстательству Пресв. Богородицы совершилось дивное избавление Отечества. Великий князь повелел отступить своим войскам от Угры. На татар напал страх, и они, думая, что русские устроили для них засады, начали отступать, сперва тихо, медленно, а ночью побежали, гонимые одним страхом. Это избавление от Ахмата было совершенным свержением с России ига татарского. В благодарность за окончательное освобождение Москвы и Отечества от поносного ига поганых татар заступлением Божией Матери установлено в 1480 году 23 июня, подобно первому, празднество сретения Владимирской иконы Богоматери, с крестным ходом в Сретенский монастырь 712 . 21 мая (3 июня) В 21-й день мая Прав. Церковь совершает в третий раз праздник сретения чудотворной Владимирской иконы Пресв. Богородицы по двум событиям. Первое было в 1514 году – ради поновления иконы Владимирской в доме митрополита Варлаама. В память этого поновления установлен был крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь мая 21 числа 713 . С воспоминанием поновления соединено празднование другого священного события – избавления заступлением Владычицы в 1521 году от татар крымских, ногайских и казанских под предводительством казанского царя Махмет-Гирея, который вторгся в пределы Московские с такой быстротою, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки, чтобы удержать стремление врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

789 Слышав царь Ахмат, что князь великий стоит у Оки... со всеми силами, поиде к Литовской земли... ко Угр рец... – Угра – северный приток Оки, впадающий в нее в районе Калуги, западнее Серпухова и Тарусы. Известие ο том, что Ахмат, не сумев переправиться через Оку, противоположный берег которой был занят русскими войсками, двинулся к Литовским землям, дословно совпадает в ростовском рассказе, Московском своде и Лихачевском летописце. 790 ...ха с Коломны на Москву... – Согласно Московскому своду и Лихачевскому летописцу Иван III приехал в Москву 30 сентября. Β Софийской II и Львовской, где содержится ростовская «Повесть об Угре» (типа Типографской) в соединении с рассказом Независимого свода 80-х гг. XV в., остро критичным по отношению к великокняжеской власти, сообщается, что Иван III пробыл в Москве две недели. Β результате соединения в источнике Софийской II – Львовской летописей двух рассказов ο стоянии на Угре, известие ο поездке Ивана III в Москву удвоилось: здесь рассказывается ο поездке князя и до и после пребывания в районе Угры. Аналогичное удвоение (но с другими подробностями) обнаруживается и в Вологодско-Пермской летописи. Достоверным, по-видимому, является известие Типографской летописи и Московского свода об однократном приезде князя 30 сентября 1480 г. в Москву. 792 ...своему отцу к митрополиту Горонтию... – Геронтий занимал митрополичий престол в 1473–1489 гг. Митрополит именуется в повести «отцом» как глава церкви и, следовательно, духовный пастырь великого князя, но автор отличает его от «духовного отца» (духовника) Ивана III – Вассиана. Β своей политике Геронтий неоднократно сталкивался с великим князем и поддерживал его противников – удельных князей (об этих столкновениях подробнее всего рассказывает оппозиционный Независимый свод, источник Софийской II и Львовской летописей, обычно сочувствующий Геронтию); Вассиан во всех таких столкновениях выступал за Ивана III и против митрополита. Но во время событий 1480 г. Геронтий также выступал за сопротивление хану, хотя и не так решительно, как Вассиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97 Вероятно, имеется в виду Игнатий (нач. XV в.), Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря, берущего свое начало от пещеры на берегу Волги, выкопанной свт. Дионисием, Архиепископом Суздальским († 1385, память 26 июня). 98 Вероятно, имеется в виду Димитрий Кайса, воевода, убитый татарами под Белевом в 1438 г. 99 Ахмат (Ахмет), хан Большой Орды, подстрекаемый польским королем Казимиром, сделал попытку восстановить иго на Руси. В 1476 г. он предпринял поход на Москву, но не смог перейти Оку, за которой стояло русское войско. В этом же году Иван III отказался платить дань Ахмату. В 1480 г. Ахмат снова напал на Русь, но у р. Угры был остановлен русскими войсками. Не предпринимая активных действий, русское и ордынское войска стояли друг против друга всю осень (так называемое «стояние на Угре»). 11 ноября 1480 г., не дождавшись помощи от короля Казимира, Ахмат повернул назад. Русь окончательно освободилась от ордынского ига. Через год Ахмат был убит ногайским царевичем Иваком, а Золотая Орда распалась. 100 Имеется в виду р. Протва, приток Оки. 101 Имя епископа установить не удалось. 102 Митрополит Московский Исидор (на митрополичьем престоле в 1436— 1441 гг., † 1463), грек по происхождению, участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе 1438—1439 гг., где поддержал и подписал унию Греческой и Римской Церквей, а также насильно заставил подписаться и епископа Суздальского Авраамия. За это папа Евгений IV возвел Исидора в сан кардинала и легата литовских и русских земель. 19 мая 1441 г. Исидор въехал в Москву с преднесением католического креста и приказал диакону Успенского собора прочитать акт унии. Василий II Темный объявил Исидора вероотступником и поместил его под стражу в Чудов монастырь. Исидор бежал в Литву, а позднее — в Рим. Это был последний Митрополит, избранный и поставленный для России Константинополем. Вместе с Исидором и епископом Авраамием на Флорентийский Собор ездили духовник Авраамия священник Симеон и тверской посол Фома. Возвращаясь из Флоренции, Исидор медлил, ожидая от папы кардинальского сана. Симеон и Фома, не признавшие унии, бежали, имея от папы специальный пропуск через католические земли. После прибытия в Россию Симеон искал убежища у смоленского князя Юрия, но Юрий выдал его Исидору, когда тот проезжал через Смоленск, возвращаясь в Москву. Симеон был закован в кандалы и приведен в Москву, где после бегства Исидора был освобожден и отдан Игумену Троицкого монастыря Зиновию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Иосиф в борьбе с ересью Иосифов монастырь зачался в самые тяжелые для Новгорода годы. Это было, как мы видели выше, в 1479 (6987) году, в июне, в период между третьим и четвёртым походом Ивана III на Новгород, вскоре по низложении Борецких и уничтожении Веча. Последний из владык, избранных самими новгородцами, Феофил принимал в том году участие в попытке новгородцев восстановить свои древние права. В это смутное время Иосиф получил от него благословение на устройство монастыря и постройку в нем церкви, так как в то время иерархическая власть архиепископа ещё простиралась на бывшие новгородские владения в уделе князя Бориса Васильевича Волоцкого 123 . В августе освятил Иосиф первую деревянную церковь в честь Успения Божьей Матери. В октябре, когда настал 6988 год, Иван III предпринял свой последний поход на Новгород, а в январе (1480) Феофил был отвезен в Москву, где и принужден был дать отреченную грамоту. В феврале того же года покровитель Иосифа, князь Борис Васильевич, идя войной на великого князя Московского, выступил из Волоколамска с княгиней и со всем своим домом, с множеством ратных людей в Углич, для соединения с братом своим Андреем Угличским. В Москве были заняты ссорой великого князя с братьями, потом (в июле) пронесся слух о нашествии Ахмата, а Новгород всё ещё оставался без иерарха. В декабре 1480 Борис Васильевич возвратился домой с удачей: примирившийся с ним Иван Васильевич придал ему сёла, принадлежавшие дяде их по матери, Василию Ярославичу Серпуховскому. Тогда и монастырь Иосифов получил село Отчищево от Бориса Васильевича. С увеличением средств должна была сказаться зависимость монастыря от архиепископа, его бояр и десятинников. В октябре 1483 года заложил Иосиф каменную церковь в монастыре своем и только за месяц до этого отмеченного в житиях Иосифа события, поставлен был в Москве преемник Феофилу. По Новгородскому обычаю в Москве метали жребий, кому из троих предназначенных быть архиепископом Великого Новгорода. Жребий пал на старца Троице-Сергиевой обители Сергия, который прежде того был протопопом Успенского собора в Москве. Но этот первый из присланных в Новгород владык был не совсем благосклонно принят новгородцами. Менее чем через год (в июне 1484) Сергий, расстроенный физически и нравственно, оставил архиепископство. Потрясенному Новгороду нужен был на первый раз в архиепископы человек стойкий и деятельный. При избрании Сергия одним из предназначавшихся в архиепископы был Чудовский архимандрит Геннадий, но жребий тогда не пал на него; теперь он был назначен без жребия (12-го декабря 1484 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В 1480 году «Владимирская» спасла от нашествия золотоордынского хана Ахмета, а в 1521 году от набега крымского хана Махмет-Гирея. В самый канун праздника Сретения «Владимирской» Богородицы 25 Августа 1612 года русским ополчением были разбиты войска гетмана Хоткевича, который бежал из Москвы, бросив остатки польского гарнизона в Кремле. Неоднократно Крестные Ходы вокруг Кремля или вкруг стен Белого Города с иконой «Владимирской» останавливали моровые поветрия. О почитании иконы «Владимирской» Русскими Государями свидетельствует, например, то, что Царь Алексей Михайлович на протяжении Своего Царствования 26 Августа практически ежегодно участвовал пешим в Крестном Ходе с иконой Божией Матери «Владимирская» из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь на Лубянке. По сути дела, икона Божией Матери «Владимирская» сначала в виде списка Святителя Петра Московского, а потом и самог о древнего образа «Элеусы», окончательно перенесенного в Московский Успенский Собор в 1480 году, стала одной их духовных регалий или инсигний Великокняжеского, Царского и потом Императорского державного могущества, наряду с Шапкой и Бармами Мономаха, Скипетром, Державою - Яблоком Владомым, Троном, Государевой Хоругвью, Государевыми Мечом и Щитом, Мироносицей, Царским наперсным Крестом, Царской Перевязью, Царским Перстнем, Царской Чашей и Царским Блюдом. Знаменательно то, что соборная, самая полная редакция «Сказания об иконе Божией Матери «Владимирская»» была составлена на основании не дошедших до нас более древних источников специально для «Степенной Книги Царского Родословия». Сказание вошло в «Степенную Книгу» как неотъемлемая часть Русской Державной истории и церковно-государственной идеологии. В годы Царствования Алексея Михайловича царским иконописцем Симоном Ушаковым была написана знаменитая икона «Похвала Божией Матери Владимирская», именуемая также «Древо Государства Российского». На иконе изображен Московский Кремль с Успенским собором в центре, из собора произрастрает Древо - Виноградная Лоза с медальонами-образами на ветвях. В центре композиции в медальоне образ Божией Матери «Владимирская», на остальных медальонах изображены Святые Благоверные Великие Князья, Московские Святители и Преподобные.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

Иаков Пятницкий 1907–1910. Архп. Вениамин Муратовский 1910. Смоленская 49 Кафедра в Смоленске Епископы Смоленские: Мануил Кастрат (грек) 1137–1169 50 . Константин 1180. Симеон I; упом. 1190–1197. Игнатий I 1206–1219. Лазарь; хирот. 1219. Афанасий. Иоанн I. Дионисий; упом. до 1238. Порфирий. Пахомий. Фома. Иона. Даниил I. Евфиний I; хирот. 1345. Иоанн II; упом. 1335. Феофилакт (Феоктист) 1356. Парфений 1364–1370. Даниил II 1370–1382. Михаил I 1383–1396. Кассиан (Нассон) 1396. Михаил II 1398–1404. Игнатий II 1405. Иларион 1408. Никон. Севастиан 1411–1416. Герасим 1417–1433. Михаил III; хирот. 1435. Нафанаил II 1440–1445. Симеон II. Евфимий II. Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Бабич. 1454–1480. Иоаним 1480–1494. Иосиф I Болгаринович 1494–1500. Иосиф II Солтан 1502–1509. Варсонофий Ходыкин 1509–1514. Епископы Смоленские и Брянские: Иосиф III 1515–1532. Савва Слепушкин 1536–1538. Гурий Заболоцкий 1539–1555. Симеон III 1555–1567. Феофил (Филофей) 1568. Архиепископы 51 : Сильвестр 1572–1592. Еп. до 1589. Феодосий 1592–1605. Сергий 1608–1611; упом. 1616. Исаия Копинский 1628–1631. Авраамий 1632–1653. Лаврентий 1655–1657. Смоленские и Дорогобужские (с 1648 г.): Филарет (в схиме Феодорит) 1658–1671. Варсонофий Чертков-Еропкин 1671–1676. Митрополиты Смоленские и Дорогобужские: Симеон Милюков 1676–1696. Архп. до 1681. Сильвестр Черницкий 1699–1706. Сильвестр Крайский 1707–1712. Дорофей Кроткевич 1712–1718. Сильвестр Холмский 1719–1720. Варлаам Косовский 1720–1721. Филофей (грек) 1722–1727. Архп. Епископы Смоленские и Дорогобужские: Гедеон Вишневский 1728–1761. Парфений Сопковский 1761–1795. Димитрий Устинович 1795–1805. Серафим Глаголевский 1805–1812. Ириней Фаильковский 1812–1813. Иоасаф Сретенский 1813–1821. Иосиф IV Величковский 1821–1834. Тимофей Вещезеров 1834–1859. Архп. с 1856. Антоний Амфитеатров 1859–1866. Иоанн Соколов 1866–1869. Серафим Протопопов 1869–1874. Иосиф V Дроздов 1874–1885. Нестор Метаниев 1881–18S9. Гурий Охотин 1890–1896. Никанор Каменский 1896–1899. Митрофан Невский 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поклонение волхвов. 1510 г. (Прадо. Мадрид) [голл. Bosch] Иероним (ок. 1450, Хертогенбос,- 1516, там же), нидерланд. художник. Первые уроки живописи получил в мастерской отца, худож. Антониса ван Акена, впосл. обучался в городах Харлеме и Делфте. В 1480 г. вернулся в Хертогенбос; к тому же году относится первое документальное свидетельство о Б. как живописце. В 1481 г. женился на Алейт Гойартс; с 1486 г. член благотворительного Братства Богоматери, для капеллы к-рого создал алтарный образ (не сохр.). К раннему периоду (1475-1500) относятся произведения на евангельские сюжеты («Поклонение волхвов», 1480-1485, Художественный музей. Филадельфия; «Христос перед народом», 1480-1482, Штеделевский худож. ин-т. Франкфурт-на-Майне) и жанровые картины морально-дидактического характера («Шарлатан», 1480-1485, Городской музей. Сен-Жермен-ан-Ле; «Удаление камня глупости», 1485-1488, Музей Прадо. Мадрид). В центре богословской программы работы «Семь смертных грехов» (ок. 1480-1490, Музей Прадо. Мадрид) - идея Всевидящего Ока, к-рая подчеркнута композиционно (форма тондо) и надписью: «Берегись, берегись, Бог видит». Б. изобразил 7 клейм, иллюстрирующих каждый из смертных грехов, по сторонам - медальоны («Смерть», «Второе пришествие Христа», «Рай» и «Ад»), в центре - образ Христа-страстотерпца. Сцены, иллюстрирующие человеческие пороки, отличает характерный для художника Сев. Возрождения интерес к бытовым деталям, т. о. иллюстрации человеческих страстей у Б. не отвлеченно аллегоричны, а конкретны. В основе работы «Корабль дураков» (1490-1495, Лувр. Париж), являющей обобщенный образ человеческой глупости, возможно, лежит одноименное сочинение (1494) С. Бранта. Особую роль Б. отводит пейзажным фонам, характеризуя мир через контраст ренессансной красоты природы и уродливости человеческого греха. Очевидно, Б. был адептом религ. движения devotio moderna (новое благочестие), что объясняет критическое отношение к офиц. Церкви, нашедшее отражение в его живописи.

http://pravenc.ru/text/153253.html

О времени составления Второй Пахомиевской редакции можно сказать следующее. Она должна была появиться после Первой редакции, т. е. после 1477 г. По палеографическим признакам древнейшие списки произведения датируются началом 80-х годов XV в., а список с вторичными редакционными особенностями существовал уже около 1485 г. Следовательно, написание Повести можно относить к концу 70-х – началу 80-х годов XV в. Но события осени 1480 г. («стояния» на Угре) в Повести никак не отразились (хотя сделать это было бы весьма уместно), более того, о вторичном перенесении Владимирской иконы 23 июня 1480 г. в Повести не упоминается. Сближая Повесть о Темир-Аксаке с произведениями Пахомия, написанными в 1479 г., приходим к выводу, что Вторая Пахомиевская редакция составлена в 1479 – начале 1480 г. (более строго: между 1477 и началом 1480 г.). При классификации многочисленных списков Второй Пахомиевской редакции Повести следует исходить из близости текста к источникам – Епифаниевской редакции Повести о Темир-Аксаке и фрагментам Повести о нашествии Хоздроя. Сразу выделяются два разряда списков: в одних Темир-Аксак называется «рабом» некоего господина (как у Епифания), в других – «холопом». Как ни парадоксально, но чтение «раб» находится в списках с вторичными признаками, поэтому его появление можно считать результатом дополнительной правки. Характерным признаком является одно место, заимствованное из Повести о Хоздрое; в источнике читается – «виждь скверного варвара», в списках Повести о Темир-Аксаке чтение «скверного» отсутствует, но различаются два основных варианта: «смиренного варвара» (несмиренного, смири онаго) или «безбожного варвара». В соответствии с данным признаком выделяются два основных извода Повести о Темир-Аксаке – А и В. Кажется, чтение «смиренного» ближе по написанию к слову «скверного», поэтому этот вариант считаю более первоначальным, чем чтение «безбожного» (в противном случае не представляю, как из «безбожного» можно получить «смиренного»). К опорным характеристикам текста, которые могут быть учтены при классификации, отношу также следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Источники конца XV и первой половины XVI в. не содержат трактовки случившегося в 1480 г. как освобождения от многолетней зависимости 1026 . Первый отечественный памятник, говорящий о самом факте освобождения, датируется серединой XVI в. – это послание к Ивану IV (вероятнее всего, написанное Сильвестром 1027 ). О походе Ахмата на Русь здесь говорится в самых общих выражениях: «гордый царь Ахмат Болшия Орды воздвиг помысл лукав на Рускую землю, со многими орды, съ великими похвалами во многих силах вооружився, пришел на Русскую землю со множесгвом многим воинствомгь, великою гордостию дышюще, помысливъ высокоумием своим и рече: избию все Князи Русские, и буду един властец на лицы всея земля, а не ведый, яко меч Божий острица на нь. И восхоте пленити всю Рускую землю...» 1028 . Нет ни одной конкретной детали, указывающей на то, что речь идет именно и только о походе 1480 г. Далее (также в общих выражениях) упоминаются бегство и гибель Ахмата и последующее полное уничтожение Орды (в действительности имевшее место только спустя 20 с лишним лет), и после этого констатируется, что «православных великих князей Господь Бог рог возвыси и от нечестивыхъ поганых царей свободи» 1029 . В созданной несколько позже (не ранее 60-х годов XVI в.) «Казанской истории» события излагаются в следующей последовательности: Ахмат вступает на престол, посылает к Ивану III послов с требованием дани за прошлые годы, великий князь отказывается, и царь выступает в поход. В рассказе о походе упоминаются Угра и ряд конкретных деталей событий 1480 г. (включая дату), но кроме того, говорится о разорении «Орды» (в смысле оставленной Ахматом без защиты степной ставки) «служилым царем» великого князя Нурдовлатом и князем Василием Ноздреватым 1030 . В 1480 г. ничего подобного не происходило 1031 : возникновению такой легенды могли способствовать события, имевшие место в другие годы. В 1471 г. вятчане (спустившись, как и Нурдовлат с Василием Ноздреватым в «Казанской истории», в судах по Волге) разорили Сарай; в 1472 г. отступление Ахмата на Руси связывали, в частности, с боязнью, что служилые царевичи великого князя Данияр и Муртоза «возьмут Орду»; в 1481 г. зимовище Ахмата было разгромлено сибирским ханом и ногайскими мурзами 1032 ; в 1487 г. Иван III посылал «под Орду» Нурдовлата, а в 1490 и 1491 гг. – его сына Сатылгана; в 1501 г. на Орду ходил Василий Ноздреватый; наконец, в 1502 г. с Ордой покончил брат Нурдовлата Менгли-Гирей. Далее в «Казанской истории» говорится об отступлении и гибели Ахмата и подводится итог: «И тако скончашася цари ординстии, и таковым Божиим промыслом погибе царство и власть великия Орды Златыя. И тогда великая наша Руская земля освободися от ярма и покорения бусурманского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010