с 1480 по 1485 (с 1480 по 1494) † неизвест. Иосиф (Болгаринович) епископ, рукоположен с 1494 по 30.05.1498 избран митр. Киевским и всея Руси, с сохранением Смоленской епархии; † 1501 Иосиф (Солтан) епископ, упоминается с 1502 по 1509 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Варсонофий (Ходыкин) епископ с 1509 по 1514 лишен кафедры и сослан после взятия Смоленска Василием III, заточен; † неизвест. Смоленская и Брянская С 1515 года Иосиф епископ, рукоположен с 15.02.1515 † 22.06.1532 (1522) Савва (Слепушкин) епископ, рукоположен с 20.02.1536 по 1538 † неизвест. Гурий (Заболоцкий) епископ, рукоположен с 16.03.1539 по март 1555 на покое: † неизвест. Симеон епископ, рукоположен с 17.03.1555 † 28.07.1567 Феофил (Филофей) епископ, упоминается в 1568,1569 † неизвест. Сильвестр епископ, рукоположен с 1572 архиепископ с 1589 до 1592 † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 6.03.1592 † возможно, январь 1605 Сергий архиепископ, упоминается с 1609 по 1611 взят поляками в плен † после 1616 (1619) Смоленская и Черниговская С 1628 года Исаия (Копинский) архиепископ, бывший еп. Перемышльский и Самборский с 1628 епархией не управлял с 18.11.1631 митр, Киевский, Галицкий и всея Руси Авраамий архиепископ, рукоположен с 1632 по 1648 переименован архиеп. Смоленский и Дорогобужский Смоленская и Дорогобужская С 1648 года Авраамий архиепископ, бывший архиеп. Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 † неизвест. Лаврентий архиепископ Тверской и Кашинский с марта 1655 по декабрь 1655 временно управлял с 13.03.1656 рукоположен во еп. Полоцкого и Витебского с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет архиепископ, бывший архиеп. Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое: † 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ, рукоположен с 9.04.1671 по 1676 митр. Сарский и Подонский Симеон (Милюков) архиепископ, рукоположен с 9.04.1676 митрополит с 1.09.1681 † 4.01.1699 Сильвестр (Черницкий) митрополит, рукоположен с 25.03.1699 † 5.06.1706 Сильвестр (Крайский) митрополит, бывший архиеп. Холмогорский и Важеский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отношения митрополита Геронтия с великим князем всегда были не особенно мирные. Великий князь не любил своего митрополита. Когда преосвященный Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его «не восхоте». И только после долгих и настойчивых просьб митрополита великий князь разрешил ему возвратиться. Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, митрополит Геронтий усердно служил ему и чем мог помогал в делах гражданских. Болезнуя о свободе русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. А когда русские полки во главе с великим князем (в 1480 году) стояли против татарских на р. Угре, митрополит отправил великому князю послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял князя не отступать до полной победы. Время святительства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. Он заново отстроил митрополичий дом. В 1484 году заложил каменную церковь «Пречистыя Ризы Положение», которая была освящена им в 1486 году; достраивал Успенский собор Кремля. Митрополит Геронтий помнил о своей обязанности учителя духовенства и паствы и написал несколько грамот и посланий. Труды: Правая грамота о Кирилловом монастыре// Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании Общества любителей духовного просвещения. – СПб., 1895 (Памятники древней письменности, 111). Послание митрополиту Геннадию//Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-haч.XY1 в. – М.; Л., 1955, Приложение, 14–15. Послание Ивану III на Угру 1480 года (рукопись, Государственный исторический музей. Синодальное собрание, 562, л. 199 об. – 202). Два послания вятчанам 1486–1489 гг. о подчинении великокняжеской власти//Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею. – СПб., 1841, т. 1, 97, 98; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1880, т. 6. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Брест. Рождество-Богородицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь находится на Госпитальном острове Брестской крепости в черте города Брест Брестской области Беларуси. Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь расположен на месте мужского монастыря, основанного в 1480 году, на территории которого действовали две церкви: Богородицкая и во имя Животворящего Креста. В 1596 году монастырь был передан унии, но в 1633 году вновь возвращен православным. Монастырь упразднен в 1930-х годах, все ветхие здания снесены в связи с началом возведения крепости. Возрождение женского монастыря стало возможным лишь в 2001 году. От городских властей монастырь безвозмездно получил 2-хэтажное каменное здание полковой школы 84-го стрелкового полка и 88 соток земли. При монастыре действует Рождество-Богородичная домовая церковь, где совершаются регулярные Богослужения. Послушницами монастыря ведутся все хозяйственные дела, а также в стенах обители работают швейный цех и мастерские. http://www.guidebook.by/architecture/monastery/ Православный женский монастырь Брестской Епархии, расположенный на Госпитальном острове в Брестской крепости. Ранее остров назывался Волынское предместье, с середины XIX в. — Волынское укрепление Брестской крепости, в древности эта территория известна как Замуховечье. В южной части Волынского предместья г. Бреста издревле существовало два мужских православных монастыря — Рождества «Пречистое Богородицы» (впервые упоминается в 1480 г. — XVII-XVIII в.) и св. Симеона Столпника (XI-XV? — 1824 г.). Их точное месторасположение ко времени возрождения в 2001-2002 гг. современной женской обители не было известно. А решающим фактором возникновения её в том месте, где она сейчас располагается, стало наличие полуразрушенного здания на балансе Свято-Николаевского гарнизонного собора (с 1997 г.) — казематированного редюита середины XIX в. Это памятник военного зодчества, который составлял вторую линию обороны Брестской крепости.

http://sobory.ru/article/?object=13540

МДА 77, ф. 173.1. Сборник слов и богослужебных статей. 1480-е гг. 2°. 455 л. Филиграни: 1) Голова быка с короной и цветком, вид: Пиккар XV, 211 (1479–1480 гг.); 2) Голова быка с короной и цветком, тип: Лихачёв, 1203 – 1205 (1485 г.); 3) Голова быка с короной и розеткой, тип: Лихачёв, 1206–1207 (1485 г.). Содержание: л. 303–304 об. – молитва исповедная перед причастием; л. 304 об. – чин исповеди вскоре; л. 305–307 – чин исповеди; л. 305–306 об – поновление мирянам; л. 307–315 об. чин исповеди; л. 308–312 – поновление мирянам; л. 312-З1Зоб. – поновление священникам; л. 313 об.–314 об. – молитва разрешительная; л. 314 об.–315 – поновление; л. 315–315 об. – краткое поновление. Описания: Леонид, архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицкой Сергиевой лавры в Библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году (ныне находящихся в Библиотеке Московской духовной академии). М., 1887. Вып. 2. С. 323–333; ПС XV, 2286. МДА 79, ф. 173. I Служебник с требником. XV в. 2°. 198 л. Запись: л. 2 – «Почата бысть сиа книга месяца ноемвриа 8 на памать святаго архангела Михаила». Содержание: л. 159–164 – чин исповеди; л. 160 об.–161 – поновление мирянам; л. 162–163 – молитва разрешительная. Описания: Леонид, архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицкой Сергиевой лавры... Вып. 2. С. 299–301; ПС XV, 1524. МДА 184, ф. 173. I . Требник. XIV в 4°. 185 л. Пергамен. Содержание: л. 51 об.–71 об. – чин исповеди; л. 53 об.–54 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 54–56 об. – поновление мужчинам; л. 56 об.–60 – поновление общее; л. 60–62 об. – поновление инокам; л. 68–71 об. – молитва разрешительная; л. 71–73 об. – чин причащения больного. Описание: Леонид, архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицкой Сергиевой лавры... Вып. 1. С. 12–14. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 106–108, 187–189, 191–192; Приложения ко второму тому. С. 13 (чин исповеди, в том числе вопросник Кр-Свир. 91, поновления мужчинам-мирянам, инокам и общее; чин причащения больного).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

чрез легата Антония, папа не дал ответа. Почему не дал? Антоний только что возвратился из России. Его приглашали туда по делам религиозным, выражая желание будто бы принять Флорентийскую унию. И что же? Ему едва позволили в Москве только однажды побеседовать с митрополитом о предметах веры, а затем почти осмеянного отпустили ни с чем. Папа не мог не огорчиться и не понять, что его обманули. Неудивительно, если он с недоверием принял и грамоту русских, привезенную ему из Литвы Антонием, и оставил ее без всякого внимания. Точно так же мог отнестись папа и к грамоте русских 1476 г. Он видел, что грамота не подписана епископами, кроме одного Смоленского, избранного на митрополию, и в то же время мог получить от своего нунция в Литве или от бискупов самые верные сведения, что грамота эта — дело лишь небольшой партии, между тем как массы русского народа вполне враждебны Римской Церкви и вовсе не желают единения с нею. По крайней мере, не сохранилось никаких известий, чтобы папа присылал тогда в Литву своих легатов по делам Западнорусской Церкви, о чем просили его в грамоте, и чтобы сделаны были им тогда в этой Церкви какие-либо распоряжения относительно унии. Ровно через четверть столетия мы снова увидим совершенно подобное сношение Литовского православного митрополита с Римским владыкою и вместе полное недоверие и пренебрежение со стороны папы к грамоте митрополита. Посольство в Рим с грамотою к папе Сиксту IV — почти единственный факт, известный за все время управления митрополиею Мисаила. Сохранились еще известия о двух вкладах и дарственных записях, данных в 1480 г. новогрудским войтом Макаром Кудричем и мещанином Волочком новогрудскому Борисоглебскому собору на имя «Смоленского владыки» Мисаила . Откуда можем заключать, что в 1480 г. Мисаил еще управлял митрополиею (следовательно, скончался не прежде) и жил в митрополичьем новогрудском доме, находившемся при кафедральном соборе, но не был и не назывался в народе действительным митрополитом, а по-прежнему носил имя Смоленского владыки, оставаясь только избранным на митрополию и управляя ею.

http://sedmitza.ru/lib/text/436023/

Последние чудеса, представленные в Житии, агиограф описывает как очевидец; они произошли, вероятно, не позднее времени правления Ростовской кафедрой архиеп. Вассиана I ( Рыло; 1467-1481). Почитание Л. наравне с Московскими святителями отражено в летописях и др. источниках XV в. Так, в договорной грамоте 1448 г. между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем и кн. Иваном Андреевичем Можайским в свидетели призваны святитель Петр, Л., Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский (ДДГ. 51. С. 151, 153, 155). В том же году, во время похода вел. кн. Василия II Васильевича на Галич, кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка целовал ему крест о соблюдении мира, призывая в свидетели святителей Петра и Алексия, прп. Сергия Радонежского и «Леонтиа епископа чюдотворца Ростовъского» (ПСРЛ. Т. 25. С. 269). Между 1474 и 1480 гг., при архиеп. Вассиане, в Ростовской епархии, а затем в Москве и по всей Руси устанавливается церковное празднование 23 мая 3 Ростовским святителям - Л., Исаии († после 1089) и Игнатию (1262-1288), тогда же, очевидно, был составлен им канон (читается на память Л. 23 мая - Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 38-44). В завершение «Послания на Угру» архиеп. Вассиана к Иоанну III Васильевичу 1480 г. говорится: «...с сими же всеми да будет милость великаго Бога Господа нашего Исус Христа, молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых и великих чудотворець земли нашеа, пресвященных митрополит русскых Петра, Алексея и Ионы, и Леонтия, епископа Ростовскаго, чюдотворца Исаиа и Игнатиа...» (БЛДР. Т. 7. С. 398). Со 2-й пол. XV в. в чине проскомидии наряду с первосвятителями Московскими стал упоминаться и Л. Эта традиция сохранилась до наст. времени: в святительском чине при вынимании частицы из 9-чинной просфоры в память св. иерархов наряду с Вселенскими и Московскими святителями упоминаются Никита Новгородский и Л. (см.: Служебник. М., 1984. С. 83-84). Вел. князья не раз приезжали на богомолье в Ростов к Л., о чем свидетельствуют летописи и вклады князей на молитвенную память. Вел. кн. Василий III Иоаннович в 1514 г. пожертвовал к мощам Л. надгробный покров (ГМЗРК), выполненный в мастерской его жены вел. кнг. Соломонии. В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич писал митр. св. Макарию , что Полоцк был взят рус. войсками по молитвам в т. ч. 7 Ростовских святых, первым среди к-рых назван Л. (АИ. Т. 1. 168. С. 320). В соборной грамоте 1564 г. о ношении рус. иерархами белого клобука утверждается, что Л. наряду с Ростовскими святителями-чудотворцами Исаией и Игнатием имел привилегию носить белый клобук (ПСРЛ. Т. 13. С. 379).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

7. Пелена «Неопалимая Купина и избранные святые». Великокняжеский вклад в Кирилло-Белозерский монастырь. 1480-е гг. ГРМ До сих пор между точно датированными памятниками великокняжеской светлицы конца 50-х гг. XV в. (плащаница Василия II 1456 г.) и датированными же ее произведениями конца 1490-х гг. (пелена Софьи Палеолог 1499 г.) существовала значительная лакуна. Мы считаем, что ее можно заполнить не только упомянутыми покровами и пеленой «Богоматерь Смоленская» (1460-х гг.), но и несколькими произведениями 1480-х гг., шитыми шелками. Это – целая группа пелен и сударей, в том числе замечательная кремлевская пелена «Явление Богоматери Сергию» (кат. 10). К этой же группе принадлежат и другие пелены, хранящиеся в разных музеях страны: «Богоматерь Неопалимая Купина с избранными святыми» (ил. 7) и «Преображение» из Кирилло-Белозерского монастыря 87 , «Успение Богоматери» из Княгинина монастыря во Владимире 88 , «Святая Троица» из Троице-Сергиева монастыря 89 , «Успение Богоматери» из Твери 90 , «Успение» в Эрмитаже 91 , близкие к ним – кирилловская пелена «Успение Богоматери» (каймы со Спасом Нерукотворным и апостолами) и сударь «Распятие» в Русском музее; а также по иконографии, судя по Описи 1545 г. Иосифо-Волоколамского монастыря, находившийся там сударь «Успение Богоматери» 92 . Все эти произведения связаны между собой по ряду признаков: структурно-композиционных, иконографических, художественных, технологических и наконец палеографических. В них почти один и тот же подбор святых и их иконография, совершенно одинаковое решение кайм с поясными святыми в круглых медальонах или праздниками среди длинных, тесно примыкающих друг к другу букв песнопений, несомненно исполненных одним и тем же каллиграфом. Близки и композиции праздников. Использованы одни и те же швы и другие технические приемы; в некоторых произведениях одни и те же ткани. Художественный стиль, характер образов, удлиненные пропорции фигур, их живые, не лишенные изящества позы и даже сам прием изображения поясных фигур в кругах, сближают пелены с произведениями знаменитого московского живописца Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В составе Разрядной книги сохранился “Наказ к угорским воеводам”, из которого явствует, что оборона была предусмотрена по всему фронту военных действий, с вылазками конных отрядов “за реку”, причём в качестве силы, удерживавшей позиции, называются пищальники, вооружённые ручным огнестрельным оружием (“пищальями”), и пехотинцы (“посош­ные”), которых поддерживала конница. На миниатюре Лицевого свода XVI века, иллюстрирующей “стояние на Угре”, изображены пушки и ручные пищали, противопоставленные ордынским лукам. Таким образом, Угорское стояние — это не напряжённое ожидание начала военных действий, а стычки, позиционная борьба. Ахмед-хан предпринимал попытки форсирования реки, но ордынцы везде встречали продуманную систему обороны, готовые к бою великокняжеские дружины, успешно отражавшие атаки татар. Одновременно Собор Русской Церкви во главе с Митрополитом Геронтием направил послание Великому князю, побуждая и благословляя его к решительным действиям. Но более известным в истории стало послание Ростовского архиепископа Вассиана, которое он отправил Иоанну III, воздвигая его на мужественную борьбу 36 . Чтобы решить вопрос дипломатическим путём, князь направил к Ахмед-хану посольство во главе “с челобитьем и с дары”. Но, несмотря на присланную хану “тешь великую”, Ахмед подарки не принял, а Великого князя обвинил в неповиновении: “Мне челом не бьет, а выхода мне не дает де пятый год, придет ко мне Иван сам, почнутся ми о нем мои рядци и князи печаловати, ино как будет пригоже, так его пожалую”. Но в конце октября 1480 года стало очевидным, что поход хана на Русь обречён на провал. Прекращение усобицы в великокняжеской семье, начавшиеся морозы, отсутствие военной помощи со стороны польского короля Казимира, — всё это привело к провалу ханских намерений. Поняв тщетность своих усилий, хан Большой орды был вынужден бежать, позорно завершив поход на Русь. 28 декабря 1480 года Великий князь Иван III возвратился в Москву, где был торжественно встречен ликующими москвичами. Ещё ранее он, по словам летописца, “распусти воя своя кождо в свои град”.

http://pravmir.ru/zolotoordyinskoe-igo-i...

Около 1467 года Зоя (Софья) была обручена за богатого и знатного князя Палачиоло 120  и, по уверению проф. Успенского, была в замужестве за ним. В 1472 году Зоя делается невестой московского государя. Андрей Палеолог приезжал к сестре своей в Москву два раза: в 1480 и в 1490 годах 121 . Еще в 1453 году Андрей уступил Петру Манрику графу Осорно право носить инсигнии и оружие византийских императоров; через 11 лет продает свои права французскому королю Карлу VIII, а в 1502 году, перед смертью , завещал их Фердинанду испанскому 122 . Проф. Успенский несправедливо утверждает, будто русский царь купил право наследства на византийский трон у Андрея и что сам этот акт должен находиться в архивах Ватикана 123 ; но об этом факте ничего не говорят ни русские, ни иностранные памятники, ни архивные документы. Uoah III был настолько слаб, что бил челом Менгли Гирею (в 1474 году) и хану Ахмату (в 1480 г.). Когда в 1480 году хан Ахмат выступил с войсками против московитов, то Иоан из боязни не стал на Угре в виду татар, а в Кременце, на р. Луже, в 30 верстах от Медыни и отправил к хану Ивана Товаркова с челобитьем и дарами, прося жалованья 124 . В 1474 году Иоанн, через посла своего Никиту Беклемишева, бил челом Менгли Гирею, который пожаловал ему ярлык 125 . Вместо того, чтобы вступить в союз с европейскими государями и дружно действовать против общих врагов христиан – турок османов, великий князь Uoah III сводил счеты с зятем своим великим князем литовским Александром и воевал с ним не смотря на требование королей Владислава венгерского и Альбрехта польского, чтобы он помирился с своим зятем «ибо война», писали они,. «причиняет большой вред всему христианству, отвлекая силы христианских государей, которые должны быть все за одно против турок» 126 .Такоеже посредничество принял на себя папа Александр VI 127 . и царь Иоан Грозный (1530–1584), потерявший прибалтийские области, принужденный заключить унизительный Для России мир с Литвою, срывший, по требованию султана, на Тереке русскую крепость, сознававший до конца своей жизни шаткость своего положения на Московском троне 128 , вынужденный политическими обстоятельствами бить челом Саип-Гирею, ислам Гирею и посылать им большия и добрые поминки 129 , не мог и думать о роли защитника христиан Востока, томившихся под игом магометан. Он сносил оскорбления от Саип-Гирея, считавшего Иоанна в несовершенном разуме 130  и от Батория, который называл его в грамоте «фараоном московским, волком, вторгнувшимся к овцам, человеком, исполненным яда, ничтожным, грубым». «Для чего ты к нам не приехал со своими войсками, писал ему Баторий, для чего своих подданных не оборонял? Бедная курица перед ястребом и орлом птенцов своих крыльями покрывает, а ты, орёл двуглавый (ибо такова твоя печать) прячешься» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имя Немира – Иван Афанасьевич. Он был избран на посадничество до 1459 г., в 1476 г. схвачен и увезен в Москву (см.: Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962). Таким образом, именно Немир должен был принимать участие в событиях, которым посвящен данный эпизод «Жития», но Михаила Клопского в это время уже не было в живых. Здесь имеются в виду события 70-х гг. XV в., когда происходили походы на Новгород 1471, 1476 и 1478 гг. великого князя московского Ивана III Васильевича. После этих походов оппозиция новгородских бояр властями Москвы была разгромлена и Новгород был окончательно подчинен Москве. Данный эпизод «Жития» имеет важное значение для датировки памятника. Β нем ничего не говорится ο том, что новгородский владыка схвачен и отослан в заточение в Москву, что произошло в 1480 г. Вместе с тем завершающая фраза этого эпизода «Да по мал времени князь великый опять будетъ, да город возметь, да всю свою волю учинитъ» имеет в виду события 1478 г. Таким образом, «Житие» было написано между 1478–1480 гг. 345 «Что твоя, чадо, за дума – здишь думаешь ж жонъками?» – Хотя в эпизоде названа «пратеща» Немира, в виду, вероятнее всего, имелась Марфа Борецкая – вдова новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого, возглавлявшая вместе с сыновьями враждебную Москве партию новгородских бояр. 346 ...Михайло Литовъской. – Имеется в виду Михаил Олелькович, правнук великого князя литовского Ольгерда; он с конца 1470 г. находился в Новгороде. Согласно московской летописи, боярская группировка Марфы Борецкой вела переговоры с литовским великим князем Казимиром IV ο подданстве Новгорода Литве и рассчитывала, что Михаил Олелькович возглавит борьбу Новгорода с Москвой. 347 Станет князь великий в Бурегах и роспустить силу свою на Шолон... – На реке Шелоне (Шелонь расположена на юг от Новгорода, течет с юго-запада на северо-восток и впадает в озеро Ильмень) произошло решительное столкновение сил великого князя московского с новгородцами во время похода 1471 г. 348 И послати вамъ преподобнаго отца владыку да посадникы... – Имеется в виду посольство из Новгорода в Москву в марте 1476 г., когда новгородский архиепископ Феофил и посадники ездили в Москву с челобитьем об освобождении бояр, схваченных великим князем московским во время его похода «миром» в Новгород в 1475/76 г. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 7: Вторая половина XV века. - 1999. - 581 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010