Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Освобождение Руси от 1478 до 1480 года У великой княгини Софии уже было три дочери. Она и ее супруг желали иметь сына, и Бог исполнил их желание: в 1478 году у них родился сын Василий, который стал потом наследником престола. Но ни эти семейные радости, ни слава, ни беспрестанные победы Русских не могли доставить совершенного счастья ни великому князю, ни его супруге. Обоих занимала только одна мысль: видеть Русскую землю освобожденной от власти Татар. Умная, гордая София искусно умела усиливать в сердце супруга его ненависть к ханам! Как часто даже на веселых княжеских праздниках, когда Иоанн восхищался ее величественным видом, богатством царского наряда, красотой своих детей, София с хитростью спрашивала у него: «Долго ли быть мне и детям моим подданными Татарского хана?» Иоанн, который почти беспрестанно и сам задавал себе этот вопрос, радовался, видя то же самое желание и в сердце супруги своей, и еще усерднее старался его исполнить. Подходящий случай скоро представился. Русские князья всегда должны были с особенными обрядами встречать Татарских послов, которые привозили с собой басму , то есть изображение, или болван хана. Князья пешком выходили за город на эту встречу, кланялись послам и для слушания ханских грамот подстилали соболиный мех под ноги чтецу, а сами становились на колени. На том месте, где происходила эта встреча, потом построили церковь, которая и теперь называется Спасом на Болвановке. София, чувствуя достоинство своего супруга, не могла перенести мысли о том, чтобы он преклонил колена перед болваном хана, и уговорила его не ходить на встречу послов. Некоторые историки говорят, что Иоанн не только исполнил ее желание, но даже изломал басму, бросил ее на землю, растоптал ногами и сказал послу: «Объяви это хану: что сделалось с его басмой, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое». Отпустив с такими словами посла, он не дал ему дани, за которой тот приезжал из Орды. Такая смелость Русского государя ужасно рассердила хана Ахмата. Хитрый Польский король Казимир, всегда желавший навредить России, постарался воспользоваться этой ссорой и наговорил столько на Иоанна, что Татарский царь приказал своему войску готовиться к нападению на Русские земли. Казимир обещал быть его союзником.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Ряжский, 1915: 26 (примечание: «Кушаны при покупке написаны на имя местного нотабля Селима Райеса, который через суд переписал этот участок на имя бывшего инспектора школ Павла Павловича Николаевского; в крепостных книгах табу это решение суда не оформлено в виде санада-хакани (кушана)»). Прохоров, 1949: 45 (указана площадь 1000 кв. м.). 51 . Хакурет-ут-Тин («огород Шурруша» или так называемый второй Назаретский участок). Использовался для сельскохозяйственной практики учащихся назаретской мужской учительской семинарии ИППО. Опись, 1895: 39 (указана площадь 2963 кв. м.). Тюканов, 1914: 16 (указана площадь 1482 кв. м.). Ряжский, 1915: 27 (указана площадь «около 1480 кв. аршин»). Справка, 1945: 30. Прохоров, 1949: 6 (указана площадь 1480 кв. м.). 52 . «Семинарский сад» в г. Назарете, так называемый третий Назаретский участок, площадью 3361 кв. м., со сторожкой. Приобретён ИППО в 1892 г. Перерегистрирован на имя Православного палестинского общества в 1927 г. В настоящее время здесь находится здание назаретской неполной средней школы и рядом с ней – так называемый дом Фрэнка Синатры. Опись, 1895: 40 (указана площадь 3360/3361 кв. м.). Список, 1903: 35. Ряжский, 1915: 19 (примечание к пунктам 52, 55 и 57: «Эти три участка по документам значатся собственностью бывшего инспектора школ Александра Ивановича Якубовича, а формальным распорядителем их состоит начальник назаретской учительской семинарии имени В. Н. Хитрово Александр Гаврилович Кезма, имеющий от Якубовича надлежаще засвидетельствованную доверенность на управление, отчуждение имений всякими способами и на передоверие своих полномочий третьему лицу»). Прохоров, 1949: 7 (с историей приобретения). Соглашение о продаже, 1964: 10. Нехуштай, 1984: 38 (указана площадь 3,437 донума). Баталден, 1990: 19. Палестина – Россия, 1993: с. 40 (указана площадь 2,437 донума). 53 . Участок Хаджи-Селима Аунуллы в Назарете, по Фаворской дороге, приобретённый в 1914 г. для постройки на нём нового здания назаретской учительской семинарии имени В. Н. Хитрово ; площадью 52 000 кв. м. Современное местоположение: на окраине Верхнего Назарета (Назарет Илит).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

 Е.Е. Голубинский, на основании месяцеслова в Следованной Псалтири XVI века (Троицк., 321), полагал, что праздник 23 июня был установлен в 1480 году ( Голубинский Е.Е . История Русской Церкви. М., 1900. Т. 1. Ч. 1. С. 333). По мнению Б.М. Клосса, Владимирская икона Богоматери в период строительства нового Успенского собора (1472–1479) находилась во Владимире; в Москву была принесена 23 июня 1480 года для благословения войск Ивана III в Коломне накануне выступления против Ахмата; праздник же установлен во время митрополита Даниила и зафиксирован в Следованной Псалтири, датированной Б.М. Клоссом 1528 годом ( Клосс Б.М . Повесть о Темир-Аксаке//  Клосс Б.М . Избранные труды. М., 2001. Т. 2 (Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков). С. 124–125.  Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 6. СПб, 1853. С. 262; ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб, 1910. С. 395.   Щенникова Л.А . Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века. Ч. 2.  Ремонтные работы во Владимирском соборе велись при архимандрите Димитрии к празднованию 500-летия Сретенского монастыря в 1895 г. ( Романов Г.А . Сретенский монастырь в лицах//Русский синодик. М: Московское подворье Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, 1995. С. 228–229).  В рукописном сборнике начала XVII века статья «О ходу иже на Никитин день сентября в 15-й день» помещена вместе со статьями трех других праздников «Богоматери Владимирской» – на третьем месте (после статей «О ходу» 27 августа и 23 июня), перед праздником 21 мая ( Зимин А.А . Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания. С. 189). Праздник 15 сентября просуществовал относительно недолго. В Уставе московского Успенского собора начала XVII века (Сказание действенных чинов) крестный ход 15 сентября назван «большим», ходили в «Басманники» ([ Горский А., Невоструев К. ] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. 3. Ч. 1. С. 357). В Уставе Московских Святейших Патриархов 1668 года крестный ход 15 сентября определен как «меньшой… в Басманную слободу»; в 1679 году «Святейший ходу быть не указал»; не совершали ход и в последующие указанные в Уставе 1680–1688 годы (Устав Московских Святейших Патриархов//Древняя Российская вивлиофика. М., 1789. Т. 10. С. 25–26). Церковь в Басманниках, построенная на месте, до которого провожали Владимирские иконы в 1520 году, в Уставе московского Успенского собора начала XVII века указана «деревянной» ([ Горский А., Невоструев К. ] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. С. 357); она была посвящена Владимирской иконе Богоматери и имела придел во имя великомученика Никиты, по имени которого и называлась в последующие столетия. См. об этом: Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 г.). М., 1844. С. 17 (указатель).

http://pravoslavie.ru/138332.html

26 марта происходит отдание праздника Благовещения; согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, поются последования праздника и Г. В рус. Типиконах с XVI в. этот день отмечается знаком «3 точки в полукруге», что соответствует малому празднику месяцеслова (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). 13 июля, согласно иерусалимским Типиконам, соединяются последования Г. и Стефана Савваита или прп. Иосифа Солунского. В рус. Типиконах с XVI в. отмечается знаком «3 точки в полукруге» как малый праздник месяцеслова. Совр. последование 26 марта, помещенное в богослужебных книгах, содержит следующие посвященные Г. песнопения: тропарь 4-го гласа (в греч. Минее отсутствует):      , кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Взбранной» (в греч. Минее отсутствует):          , канон 4-го гласа, творение Иосифа, с акростихом: Ως παμμγιστον τν Γαβριλ ανσω. Ιωσφ (Гавриила, как превеликого, хвалю. Иосиф), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Ως φς χρηματζοντα (      ); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах». По рукописям известен не вошедший в печатные издания канон 4-го гласа с акростихом: Χαρων σε τν κρυκα τς χαρς σβω (Радостями тебя, глашатая благодати, почитаю) и именем Георгий в богородичнах, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач.: Χαρτων τν πρ νον βυσσος (Благодатей, превосходящих ум, бездна) (Ταμεον. Σ. 180-181). В совр. последовании 8 нояб. 1-й канон на утрене посвящен в основном архангелам Михаилу и Г., творение Иоанна Монаха, 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих, указанный в рус. Минее, в каноне отсутствует), ирмос: ρδβλθυοτεΑισμα ναπμψωμεν: (    ), нач.: Πντες νυμνσωμεν πιστο (      ); 2-я группа стихир на «Господи, воззвах». По рукописям известны и др. каноны на 8 нояб., посвященные архангелам Михаилу и Г.: 2-го гласа, творение Иоанна Евхаитского, акростих: Арх. Гавриил и прор. Моисей. Миниатюра из Сборника библейских книг. 1480-1490 гг. (РГБ. Ф.310. Унд. Арх. Гавриил и прор. Моисей. Миниатюра из Сборника библейских книг. 1480-1490 гг. (РГБ. Ф.310. Унд. Σ μου τν νον σαι δς θη σου νας Θες (Ты мне ум воспевать дай множество Твоих помышлений, Боже), ирмос: Δετε, λαο: (    ), нач.: Σθνος Πατρς κα δεξι παναλκς το Θεο (Сила Отца и всемогущее уверение Бога); 4-го гласа, акростих: Σν Γαβριλ με, Μιχαλ, φρουρν σκπε. Γεωργου (С Гавриилом меня, Михаил, сохраняя, защити. Георгия), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Σαλπσας ξκουστον ρχιστρτηγος σμερον (Вострубил слышимое архистратиг сегодня); плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с алфавитным акростихом (богородичны в акростих не включены), ирмос:

http://pravenc.ru/text/161233.html

Происхождение митрополита Симона остается невыясненным, но известно, что около 1480 г. он под именем дьякона Чижа появляется в Москве и обращает на себя внимание литературным талантом и основательным знанием святоотеческого письменного наследия. Чиж оказывается близок к великокняжескому печатнику Дементию, а по рекомендации последнего переходит затем на службу к Московскому наместнику и боярину И. Ю. Патрикееву. Сохранившиеся послания дьякона Чижа к печатнику Дементию и князю И. Ю. Патрикееву безупречны в стилистическом отношении и свидетельствуют о прекрасном знании поучительной литературы. В середине 1480–х годов дьякон Чиж принимает пострижение в Троице–Сергиевом монастыре с именем Симона и поступает под начало старца–наставника. Хорошая богословская подготовка, очевидные литературные дарования и поддержка таких влиятельных лиц, как великокняжеский печатник Дементий и Московский наместник князь И. Ю. Патрикеев, способствовали карьере Симона на церковном поприще: в 1490 г. он становится игуменом Троице–Сергиева монастыря, а в сентябре 1495 г. избирается митрополитом «всея Руси». От конца XV века сохранилось несколько ярких посланий Симона, связанных с жизнью Троице–Сергиевой обители. В период избрания Симона игуменом, т. е. осенью 1490 г., он написал послание своему бывшему наставнику (который, по слухам, высказал некие нелицеприятные «глаголы» в адрес Симона), с требованием, чтобы старец дал ответ перед «всем собором». В 1499 г. Симон пишет утешительное послание бывшему своему благодетелю, но в то время опальному боярину И. Ю. Патрикееву, насильно постриженному в Троице–Сергиевом монастыре. Тогда же были отправлены в Троицкую обитель послания Симона игумену (Серапиону) и братии с наставлениями «духовного о Боге совокупления и любовного союза», с осуждением распрей и брани среди монашеской братии и призывом к единению и «духовной любви» . От начала XVI века до нас дошли уже вполне официальные послания Симона, написанные в качестве главы Русской церкви: Послания в Пермь с осуждением языческих обычаев и о соблюдении духовенством пастырских обязанностей, Грамота, данная афонскому старцу Герасиму для сбора милостыни на территории Московской митрополии, Послание в Псков о вдовых священниках, Послание Иосифу Волоцкому, снимающее с него отлучение, наложенное Новгородским архиепископом Серапионом. Умер Симон 30 апреля 1511 г. и похоронен в Кремлевском Успенском соборе.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

- И многие видят великую заслугу Владимирской иконы Богородицы в том, что в 1480 году, через 100 лет после Куликовской битвы, русское войско одержало окончательную победу над татарами... - Да, Владимирская икона Божией Матери только в Москве находится более 600 лет. В XII веке она была принесена из Константинополя в Киев как дар Юрию Долгорукому, сын которого, Андрей Боголюбский, привез ее во Владимир. В конце XIV века, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом перенесли в Москву. Люди молились об избавлении от ига, и Божия Матерь помогла: войска Тамерлана повернули обратно. В 1480 году Владимирская икона спасла Россию и от нашествия хана Ахмата. Он пытался форсировать реку Угру, но получил отпор. Православные верующие молились перед иконой о заступничестве. Ордынцы отступили. Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, - вопрос веры. Икона имеет несколько записей, относящихся в том числе и к XIV-XVI векам. Мы верим, что эта икона написана евангелистом Лукой, что это его заступление за землю русскую. И, конечно, через эту икону - покров Царицы Небесной над всей русской землей. В 1993 году перед Владимирской иконой, которая была перенесена из Третьяковской галереи в Богоявленский кафедральный собор, коленопреклонно молились, чтобы предотвратить гражданскую войну. Смута была прекращена во многом потому, что и Святейший Патриарх Алексий Второй, и все молившиеся с ним москвичи получили возможность этого заступничества. - Как показывает опыт принесения других православных святынь, поклониться им приходят миллионы верующих россиян. Не могли бы Вы рассказать о традиции принесения мощей в нашу страну и их почитания? - Принесение святынь всегда вдохновляло и оживляло религиозную жизнь страны. Более чем тысячелетняя история Русской церкви знает сотни и сотни случаев принесения святых мощей, которые были обретены как в христианском, так и в нехристианском мире. Это происходило и в средние века, и в более поздние времена. Можно вспомнить императора Павла I, который, будучи главой Мальтийского ордена, был инициатором принесения в Гатчину десницы святого Иоанна Предтечи вместе с частью Креста Господня и Филермской иконой Божией Матери. Приносимые святыни всегда торжественно, с радостью встречались русскими людьми, устраивались крестные ходы с ними по городам и весям. Этим святыням всегда было уготовано достойное место в самых почитаемых церквях и соборах России, будь то Кремль в Москве, в Нижнем Новгороде, Суздале или Санкт-Петербурге.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

13 ...великий Ярославъ... – Ярослав Мудрый, сын Владимира I Святославича от Рогнеды. Княжил в Новгороде, выступил против Святополка, убившего братьев Бориса и Глеба; победив Святополка в битве на реке Альте в 1019 г., занял киевский стол и княжил до 1054 г. Его правление ознаменовалось укреплением государственного и политического положения Киевской Руси, расцветом культуры. 15 ...постави церковъ Воздвижение Честнаго Креста Христова и сотвори монастырь. – Крестовоздвиженский монастырь был расположен на берегу реки Городни. По преданию, в нем с семи лет обучался грамоте Иосиф Санин. Монастырь возобновлен в 1659 г., приписан к Иосифо-Волоколамскому монастырю в 1693 г., упразднен в 1761 г. 17 «Азъ есмь боговидець пророкъ Илья»... – История жизни и деятельности пророка Илии излагается в 3-й и 4-й книгах Царств. Во время преображения Господня Илия вместе с пророком Моисеем был свидетелем этого чуда, за что прозван «Боговидцем». 18 ...и внутрь града соборную церковь Воскресение Господа нашего Исуса Христа. – Собор был построен московскими мастерами из белого камня при князе Борисе Васильевиче в 1480 г. В 1693 г. «за ветхостью» перестроен. Сильно пострадал во время осады города польским королем Сигизмундом III в 1613 г. В храме три придела: Сретенский, Никольский и в честь Иосифа Волоцкого . 19 И дасть... тамгу со всего: и помрно, и явку з животины, и пятно... – Тамга – внутренняя таможенная пошлина, взимавшаяся со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами, а также товарами. С местных жителей тамга взималась в меньшем размере, чем с приезжих и иностранцев. Померное – пошлина за пользование казенной мерой при продаже и покупке сыпучих товаров. Явка – пошлина с являемых на продажу товаров. Пятно – пошлина, взимавшаяся с клеймения лошадей при их продаже. 20 И пребыша до князя Бориса Васильевича... – Борис Васильевич, князь Волоцкий (1462–1494), сын Василия Васильевича Темного, родился в Москве в 1449 г. По смерти отца получил в удел Волоколамск, Ржев, Рузу. Вместе с Иваном III ходил в поход на Новгород (1471–1478), воевал против хана Ахмата, осадившего Алексин (1472), «стоял на Угре» (1480), «ходил на Тверь» (1485–1486). В 1491 г. по требованию великого князя «высылал воевод» на помощь крымскому хану Менгли-Гирею, воевавшему против ханов Золотой Орды. Неоднократно вступал в конфликт с Иваном III и даже «отъезжал» от него, ища защиты у Литвы, Пскова, Углича. Умер в Рузе в 1494 г., погребен в московском Архангельском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

князьями. Восстановление Литовской митрополии сопровождалось канонизацией Виленских мучеников, вероятно как ее патронов. На решение Патриархии оказало влияние создание в 1375 г. лат. архиеп-ства в Галиче (с 1412 - во Львове), которому должны были подчиняться ранее лишь формально существовавшие еп-ства в Перемышле, Холме и Владимире-Волынском. В этих условиях нельзя было оставлять православных Киевской митрополии без верховного пастыря. Решение Патриархии предусматривало, что после смерти митр. Алексия свт. Киприан станет главой объединенной общерус. митрополии, но Киприану удалось занять кафедру свт. Алексия на краткое время в 1381-1382 гг., а затем до нач. 90-х гг. XIV в. Киприан находился в Л. в. к. 2-я пол. 70-х - 1-я пол. 80-х гг. XIV в. были временем, благоприятным для православных в Л. в. к. Планы католич. миссии реализованы не были, а свт. Киприан оказался опытным архипастырем, сумевшим наладить порядок в церковной жизни и установить хорошие отношения со светскими властями. Владислав Ягайло возлагает на себя польск. корону. Фрагмент фрески капеллы св. Крыжа в Вавельском соборе в Кракове. 1475–1480 гг. Владислав Ягайло возлагает на себя польск. корону. Фрагмент фрески капеллы св. Крыжа в Вавельском соборе в Кракове. 1475–1480 гг. 2-я пол. 70-х гг. XIV в. стала трудным временем для политической элиты Л. в. к., во главе к-рой был один из младших сыновей Ольгерда - Ягайло (см. Владислав (Ягайло) ), из-за усилившегося натиска крестоносцев, войска к-рых неоднократно подходили к столице Л. в. к. Вильно. В нач. 80-х гг. XIV в. Ягайло был вынужден пойти на уступки ордену, в частности отказавшись от большей части Жямайтии. Произошли неудачи и на др. направлениях. Так, начавшаяся в 1377 г. война с польск. и венг. кор. Людовиком привела к тому, что была утрачена значительная часть Волыни, а оставшиеся в др. части литов. князья вынуждены были стать вассалами короля. Попытка Ягайло ослабить Москву, вступив в союз с правителем Орды Мамаем, также не привела к успеху. Начались конфликты среди политической элиты.

http://pravenc.ru/text/2110584.html

Спор был прерван драматическими событиями лета-осени 1480 г., когда к русским границам на Угру пришло войско Большой Орды во главе с ханом Ахматом и одновременно против И. В. выступили братья князья Андрей Угличский и Борис Волоцкий. Наиболее близкими к вел. князю людьми оставались Ростовский архиеп. Вассиан, дважды ездивший к братьям с целью помирить их с И. В., и игум. Троице-Сергиева мон-ря Паисий, крестивший родившегося в марте 1480 г. сына И. В. Юрия. Хотя окружение митр. Геронтия сочувствовало братьям вел. князя, к-рые, по мнению большинства духовенства, были несправедливо обижены правителем, в этой тревожной ситуации представители враждующих группировок в церковных кругах объединились, чтобы содействовать отражению нападения Большой Орды. Во время посещения вел. князем Москвы иерархи убеждали его дать твердый отпор татарам, позднее посылали ему грамоты такого же содержания на Угру. Среди этих посланий выделяется как памятник общественно-политической мысли Послание на Угру архиеп. Вассиана. В 1481 г. спор между митрополитом и И. В. возобновился. В поддержку вел. князя выступили теперь преемник умершего архиеп. Вассиана Иоасаф из связанного с великокняжеским двором рода князей Оболенских и архим. Геннадий (Гонзов). 24 авг. 1481 г. митрополит, взяв ризницу, уехал в Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , оставив в Успенском соборе первосвятительский посох. Когда выяснилось, что большая часть духовенства стоит на стороне главы Церкви, великий князь послал своего сына Иоанна Молодого, чтобы тот просил митрополита вернуться на кафедру. Затем И. В. посетил митрополита в мон-ре и повторил просьбу, «а сам во всем виноват створися» и предоставил митрополиту право освящать храмы, как тот считает нужным. Последующие события говорят о том, что И. В. старался избегать конфликтов с первоиерархом. Когда у митр. Геронтия произошло столкновение с архим. Геннадием и тот нашел убежище у вел. князя, митрополит направился к И. В., и правитель был вынужден выдать виновного (ПСРЛ. Т. 20. С. 351). Лишь позднее вел. князю с боярами удалось «выпечаловать» архим. Геннадия у митрополита.

http://pravenc.ru/text/469780.html

О взглядах И. в период управления Ростовской епархией можно отчасти судить по сообщениям за 1481-1488 гг. Типографской летописи. В статье под 1481 г. в рассуждении о нашествии хана Ахмата на Русь (1480) содержится призыв к «храбрым и мужественным сынам рустим» защитить Отечество «от поганых» даже ценой собственных жизней. Говорится о печальной судьбе жителей завоеванных турками земель (Болгарии, Сербии, Греции, Трапезунда, Амореи, Хорватии и др.): они и «отечьство изгубиша, и землю, и осподарство, и [с]китаются по чюжим странам бедне» (ПСРЛ. Т. 24. С. 201-202). Это рассуждение можно сопоставить с «Посланием на Угру» свт. Вассиана (Рыло), призывавшего вел. князя «крепко стояти за православное христианство и за свое Отечество противу безбожному бесерменству». В той же статье Типографской летописи приведена похвала брату Иоанна III вологодскому удельному кн. Андрею Васильевичу Меньшому («благоверный и христолюбивый государь, добрый, ласковый князь» - Там же. С. 202) в связи с его кончиной 10 июля 1481 г. Андрей Меньшой был единственным из братьев правителя, к-рый не противился его воле и не вступал с ним в конфликт; вологодский князь завещал Иоанну III свой удел. По-видимому, И. разделял неприязнь Иоанна Иоанновича Молодого, старшего сына и соправителя Иоанна III, ко 2-й супруге последнего Софии (Зое) Палеолог (А. Контарини, побывавший в Москве в 1476, писал, что кн. Иоанн Иоаннович «нехорошо ведет себя с деспиной»). В Типографской летописи София Палеолог осуждается за отъезд на Белоозеро во время нашествия хана Ахмата («бе бо бегала на Белоозеро от татар, а не гонял никто»), за действия там ее слуг - «кровопивцев крестьянских», приезд к-рых стал для местного населения «пуще... татар», за растрату Софией Палеолог великокняжеской казны, из-за чего пострадала супруга Иоанна Иоанновича Елена Стефановна (Там же. С. 201-203). Близость И. к Иоанну Иоанновичу можно видеть также в отношении к нашествию татар в 1480 г. В отличие от Иоанна III, сомневавшегося в возможности противостоять Орде, Иоанн Иоаннович намеревался дать отпор татар. войску. Такую же решительную позицию занимали Ростовские архиереи свт. Вассиан (Рыло) и, по всей видимости, И. В Типографской летописи также содержатся неодобрительные отзывы о действиях вел. кн. Иоанна III в Новгороде и в Твери, а также о поступках последнего по отношению к митр. Геронтию.

http://pravenc.ru/text/578100.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010